ЛИТЕРАТУРА
1. Кикбоксинг: построение тренировки на этапе предсоревновательной подготовки / С.Е. Бакулев, Г.И. Мокеев, К.В. Шестаков, В.А. Чистяков. - Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического университета, 2010. - 112 с.
2. Симаков, А.М. Интегральная подготовка тхэквондистов на начальном этапе тренировочного процесса : учебное пособие / А.М. Симаков. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 172 с.
REFERENCES
1. Bakulev, S.E., Mokeev, G.I., Shestakov, K.V. and Chistyakov V. A. (2010), Kickboxing: creation of a training at a stage of precompetitive preparation, Publishing house Polytechnical university, St. Petersburg.
2. Simakov, A.M. (2014), Integrated training of tkhekvondist at the initial stage of training process: the manual, Publishing house Polytechnical university, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.11.2018
УДК 378.02
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ РОСГВАРДИИ
Станислав Олегович Щербаков, оперативный дежурный, Алексей Анатольевич Дьячков, кандидат психологических наук, старший преподаватель, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (СПВИ войск национальной гвардии); Петр Юрьевич Наумов, кандидат педагогических наук, помощник начальника отделения правового обеспечения, Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии России, г. Балашиха
Аннотация
Настоящая работа посвящена исследованию педагогических механизмов формирования организационной культуры будущих офицеров Росгвардии. Предметом исследования выступают сущность и содержание педагогических механизмов формирования организационной культуры.
Ключевые слова: организационная культура; педагогические механизмы; мотивация; профессиональная деятельность.
PEDAGOGICAL MECHANISMS OF FORMATION OF ORGANIZATIONAL CULTURE OF FUTURE OFFICERS OF RUSSIAN GUARD
Stanislav Olegovich Scherbakov, the operations duty officer, Alexey Anatolyevich Dyachkov,
the candidate ofpsychological sciences, senior teacher, St. Petersburg Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation); Petr Yuryevich Naumov, the candidate of pedagogical sciences, assistant to the Head of the Legal Department, Main Military Clinical Hospital of National Guard Troops of the Russian Federation, Balashikha
Annotation
This article is devoted to the study of the pedagogical mechanisms for the formation of the organizational culture of the future officers of the Russian Guard. The subject of the research is the essence and contents of the pedagogical mechanisms for the formation of organizational culture.
Keywords: organizational culture, pedagogical mechanisms, motivation, professional activity.
Современное общество справедливо называется обществом организаций, и любой человек является частью той или иной организации с момента его вступления в социальную жизнь. Одной из важнейших характеристик любой организации является организационная культура, влияющая на выработку стратегии, постановку целей и выбор средств их достижения, на определение критериев прогресса и оценки результатов, на формирование
подходов к разрешению сложных ситуаций [2].
В педагогической практике давно сложилось представление о том, что считать организационной культурой и какова ее семантика. Организационный - значит относящийся к организации, к подготовке осуществления чего-нибудь; «организация» рассматривается как организованность, хорошее, планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина; «организовать» означает: основать, учредить; подготовить; объединить для какой-нибудь цели; упорядочить; организационная культура определяется как совокупность приемов и правил решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, выработанных в прошлом и доказавших свою эффективность в настоящем [5].
Для формирования у будущих офицеров Росгвардии организационной культуры необходимо разработать и внедрить в образовательный процесс военных вузов специальную педагогическую систему [1].
Прежде всего, следует отметить нормативный характер организационной культуры будущего офицера, который представляет собой совокупность важнейших, ключевых норм и правил поведения в организации, обязательных для всех ее членов, а также способы реализации и толкования этих норм. Кроме того, нормативность организационной культуры будущих офицеров проистекает и из трансляции этих норм из поколения в поколение. Именно трансляция, как основной историко-культурный механизм является одним из основных механизмов передачи, формирования, развития и закрепления в культурной практике норм и правил поведения разработанных и внедренных в рамках различных социальных структур.
Помимо норм и правил поведения в организационной среде, организационная культура вбирает в себя профессиональные, общественные и личностно-субъектные нормы и правила, которые хоть и имеют много общего с нормами организационными, но, тем не менее, таковыми не являются. Их отличие, глобальным образом заключено в системности формирования этих процессов, их источнике и направленности (внутреннем или внешнем их функционирования).
Т.Н. Персикова подчеркивает, что «Организационная культура - это неуловимая, неосязаемая категория, наличие которой не требует доказательств. Каждая организация разрабатывает набор правил и предписаний, управляющих повседневным поведением сотрудников на своем рабочем месте. До тех пор, пока новички не усвоят эти правила, они не смогут стать полноценными членами коллектива» [4].
Рассмотрим различные сферы культуры организации, чтобы более эффективному анализу подвергнуть культуру организационную и механизмы ее формирования. Прежде всего, здесь речь идет о профессиональной культуре, вбирающей в себя и особенности профессиональной деятельности, профессиональные ценности, профессиональное мышление, которое накладывает специфический отпечаток на образ мышления и поведение социального субъекта в целом. Нельзя не отметить здесь и совокупность профессиональных знаний, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности и адаптацию к ней субъектов.
Таким образом, имеются научные основания рассмотреть организационную культуру изоморфной профессиональной культуре, но со специфическим субъектным составом и личностно-ценностным содержанием.
Организационная культура предполагает совокупность специальных знаний и опыта их реализации в профессиональной деятельности. К типичному проявлению ее можно отнести процесс формирования профессионального типа мышления, Каждая профессия и специальность требуют особого подхода к содержанию и воспитания специфического склада мышления. Рассматривая профессиональную деятельность как системообразующий компонент воспитания и обучения, можно говорить о предметной стороне этого явления, применительно к процессу воспитания (формирование единой культуры) и о предметной стороне процесса обучения (непосредственно преподавание).
Профессиональная деятельность будущего офицера не шаблонна и осуществляется в различной социальной ситуации и условиях обстановки, порой боевой. В ходе выполнения задач повседневной деятельности организационная культура проявляет себя в умении (способности и готовности) осуществлять планирование, целеполагание, обеспечение выполнения задач, их постановку, и контроль над их исполнением. В ходе организации повседневной деятельности она позволяет учесть все факторы риска и на основании этого учета осуществить эффективное руководство подразделением (взводом, ротой, батальоном).
Под развитием личности будущих офицеров, понимается определенная система в своих свойствах отображающую данный процесс. Представляет собой единство целей, задач, субъектов, этапов, механизмов и результата развития системы ценностей будущих офицеров. Она выполняет следующие задачи: объединяет и организует процесс развития системы ценностей будущих офицеров; позволяет скорректировать работу в зависимости от результата. Выполняет следующие функции: формирующую, развивающую, управленческую, процессуальную, результативную и др. [3].
В боевой обстановке организационная культура будущего офицера позволяет в полном объеме осуществить мероприятия по подготовке к выполнению служебных (слу-жебно-боевых, оперативно-служебных) задач на основании более полного, всестороннего и объективного уяснения поставленной задачи, оценки обстановки, выработки замысла и принятии решения, доведении задач до подчиненных, организации взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления.
Как при решении задач повседневной деятельности, так и в боевой обстановке между командирами и подчиненными выстраивается невидимая сеть психологических отношений, которая является основой успешного их решения. Очевидно, что в ходе формирования вышеназванных отношений, свою реализацию находит и организационная культура офицера.
К признакам проявления организационной культуры будущего офицера принято относить следующие:
- высокий уровень социальной сплоченности и солидарности субъектов (как индивидуальных, так и коллективных);
- необходимый уровень развития профессионального, общественного и личностного сознания;
- успешная реализация адаптационных возможностей коллектива и способностей ее новых членов;
- ориентированность на решение организационно-профессиональных задач;
- выстроенная система управления профессиональными и психологическими процессами;
- наличие организационной системы ценностей и ценностей организации, а также наличие активных носителей и трансляторов этой системы;
- высокая профессиональная и психологическая устойчивость, как всего коллектива, так и его членов к резким изменениям обстановки (в т.ч. и неблагоприятным изменениям).
Все вышесказанное дополнительно характеризуется ценностным отношением личности к коллективу организации и самой организации в целом (ее миссии, целям и задачам в системе современного общества); пониманием особенностей служебно-боевой (боевой, оперативно-служебной) деятельности воинских частей, территориальных органов и подразделений Росгвардии; знанием и добросовестным исполнением всех общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих; построением психологически здоровых и неконфликтных взаимоотношений и взаимодействием с сослуживцами и коллегами.
К основным внешним механизмам формирования и развития организационной культуры будущего офицера является процесс обучения и воспитания в военном институте, построение модели его будущей профессиональной деятельности и ее реализация в
учебном процессе, направленность воспитательно-образовательного процесса в военном институте на формирование организационной культуры, включенность в этот процесс управления вуза, профессорско-преподавательского состава и командиров подразделений.
К внутренним механизмам формирования и развития организационной культуры будущего офицера относится процесс формирования профессионального сознания будущего офицера, присвоение и освоение системы ценностей военной службы, как специфической части социума, внутренняя мотивация на формирование и развитие (принятие) личностью основ организационной культуры военных организаций (войск национальной гвардии).
ЛИТЕРАТУРА
1. Беспалько, В.П. Персонифицированное образование / В.П. Беспалько // Педагогика. -1998. - № 2. - С. 12-17.
2. Диев, В.С. Российская организационная культура: традиции и вызовы глобализации / В.С. Диев, В.В. Лыгденова // Ценности и смыслы. - 2011. - № 5 (15). - С. 101-111.
3. Наумов, П.Ю. Педагогические условия развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России / П.Ю. Наумов, Э.Г. Скибицкий // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 3. - С. 157-161.
4. Персикова, Т.Н. Корпоративная культура / Т.Н. Персикова. - М. : Логос, 2011. - 288 с.
5. Чернов, В. Каким быть будущему офицеру? / В. Чернов // Ориентир. - 2002. - № 5. - С.
26-27.
REFERENCES
1. Bespalko, VP. (1998), "Personalized education", Pedagogy, No. 2, pp. 12-17.
2. Diev, V.S. and Lygdenova V.V. (2011), "Russian organizational culture: traditions and challenges of globalization", Values and meanings, No. 5 (15), pp. 101-111.
3. Naumov, P. Yu. and Skibickij, E.G. (2013), "Pedagogical conditions for the development of the value system of future officers of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Siberian Pedagogical Journal, No. 3, pp. 157-161.
4. Persikova, T.N. (2011), Corporate culture, Logos, Moscow.
5. Chernov, V. (2002), " How to be a future officer?", Landmark, No. 5, pp. 26-27. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.12.2018
УДК 796.011
СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ
Махмутгири Атуевич Эльмурзаев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский Горный университет; Юрий Владимирович Яковлев, кандидат педагогических наук, преподаватель, Военная академия связи, Санкт-Петербург; Ирина Владимировна Пыжова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Аннотация
Функция теории состоит в том, чтобы, используя силу абстракции, вычленить сначала, пусть хотя бы в виде рабочей гипотезы, свой объект и предмет, а уже потом корректировать исходное представление в эмпирическом исследовании. Эмпирическому исследованию должна предшествовать глубокая теоретическая работа по выявлению собственно идеального объекта и предмета того или иного социального явления, создание предварительной схемы исследования. В статье рассматривается вопрос определения специфического предмета познания физической рекреации в рамках других смежных наук.
Ключевые слова: физическая рекреация, предмет, объект, функции физической рекреации, культурологический компонент физической рекреации, холизм.