Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/41PSMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Гущин А.М., Дьячков А.А., Наумов П.Ю., Карташов А.В. От физиологии к воле: вопросы структуры психической устойчивости будущих офицеров Росгвардии при выполнении профессиональных задач // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/41PSMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Gushchin A.M., Dyachkov A.A., Naumov P.Yu., Kartashov A.V. (2019). From physiology to will: issues of the structure of mental stability of future officers of Rosgvardia in the implementation of professional tasks. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/41PSMN419.pdf (in Russian)
УДК 37.015.3 ГРНТИ 15.81.21
Гущин Александр Михайлович
ФГКУ «2 Центр заказчика застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации», Ростов-на-Дону, Россия
Инженер отделения технического надзора E-mail: [email protected]
Дьячков Алексей Анатольевич
ФГКВОУ ВО «Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации»
Санкт-Петербург, Россия Факультет «Морально-психологического обеспечения» Заместитель начальника кафедры «Общей и прикладной психологии»
Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=629554
Наумов Петр Юрьевич
ФГБНУ «Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии», Москва, Россия
Доцент кафедры «Психологии и реабилитационных технологий»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary. ru/author_profile.asp?id=664164
Карташов Андрей Викторович
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства при президенте Российской Федерации»
Нижегородский институт управления, Нижний Новгород, Россия Аспирант кафедры «Социологии и психологии» E-mail: [email protected]
От физиологии к воле: вопросы структуры психической устойчивости будущих офицеров Росгвардии при выполнении профессиональных задач
Аннотация. Авторский коллектив рассматривает сложный и актуальный вопрос выявления структуры психической устойчивости будущих офицеров Росгвардии при выполнении профессиональных задач. Задача формирования психической устойчивости будущих офицеров Росгвардии продиктована тем обстоятельством, что страны, негативно относящиеся к Российской Федерации не готовы к открытому вооруженному противостоянию.
При выполнении возложенных на войска национальной гвардии задач, офицер сталкивается с дополнительными психологическими трудностями, связанными с тем, что ему приходится противостоять гражданам Российской Федерации, которые не только совершают противоправные действия, но и могут оказывать моральное давление на офицера и его психику. В статье рассмотрены различные подходы к изучению проблемы устойчивости. Исследование проводится на основании анализа особенностей профессиональной деятельности и подходов к изучению структуры психической устойчивости будущих офицеров как отечественных, так и зарубежных авторов. Приведены данные американских исследователей психической устойчивости солдата, которая проявляется при наличии у него ряда важных компонентов (когнитивные ресурсы, эмоциональные умения, социальные и семейные ресурсы, способности находить цель и смысл своей службы и др.). Изучены и обобщены данные по проблеме подходов к рассмотрению структуры психической устойчивости. К основным компонентам устойчивости отнесены: самоанализ, саморегуляция, оптимизм, сообразительность, сила воли, связь. Выявлена и обоснована структура психической устойчивости будущего офицера Росгвардии, которая структурно состоит из когнитивно-знаниевого компонента, ценностно-ориентационного компонента, эмоционально-волевого компонента, адаптационно-поведенческого компонента, деятельностно-организационного компонента, социального компонента, функционально-физиологического компонента и ресурсно-прогностического компонента. Результатом работы является выявление структуры психической устойчивости, основанной на применении критериев необходимости и достаточности.
Ключевые слова: психическая устойчивость; будущий офицер Росгвардии; структура; ценности; знания; ресурсы; критерии
Вопросы формирования профессиональной психической устойчивости военнослужащих является достаточно хорошо изученным. Это обусловлено тем, что военная служба вид деятельности весьма специфический, связанный с большим воздействием на психику различных стрессов и психотравмирующих факторов, а также тем, что само предназначение военного человека - вооруженная защита государства, общества и граждан своей Родины является фактором, обуславливающим проявления неустойчивости эмоционально-волевого компонента сознания [8]. Психическая неустойчивость как противоположность устойчивости может принести колоссальные потери и привести к срыву поставленной задачи или отвлечет на себя лишние ресурсы или личный состав [6]. С древнейших времен формированию эмоциональной готовности военнослужащих к выполнению боевых задач в системе воинской подготовки отводилось заметное место, что не осталось без внимания выдающихся отечественных и зарубежных полководцев. Более того, именно благодаря духу, психическому настрою и моральной выдержке русские солдаты выполняли заведомо невыполнимые задачи и побеждали врага в бою.
В наши дни особую актуальность приобретает формирование психической устойчивости будущих офицеров Росгвардии. Данная задача продиктована тем обстоятельством, что страны, негативно относящиеся к Российской Федерации не готовы к открытому вооруженному противостоянию, таковое исключает наличие на вооружении ядерных боеприпасов, действия переходят в политико-психическую плоскость и направлены на дестабилизацию обстановки внутри страны. Как показали события на Украине, проведение стратегии «Цветной революции» одно из популярных средств достижения целей на чужой территории. При этом основной силовой составляющей, готовой противостоять инициированному из-за рубежа протестному движению становятся войска национальной гвардии Российской Федерации. При этом важно отметить то, что при выполнении возложенных на войска национальной гвардии задач, офицер сталкивается с дополнительными психологическими трудностями, связанными с тем, что ему приходиться противостоять
гражданам Российской Федерации, которые не только совершают противоправные действия, но и могут оказывать моральное давление на офицера и его психику. Принять то, что эти граждане могут действовать в ущерб своей стране, очень сложная психологическая задача, поскольку сам гражданин будет убеждать военнослужащего в обратном, на понятном для него языке.
При изучении вопросов формирования у будущих офицеров психической устойчивости важно рассмотреть вопрос структуры данного личностного образования, поскольку совокупность компонентов обусловлено функциями или действиями (ролью) их, через которую можно наиболее полно исследовать данное явление [2].
Подходов к рассмотрению структуры психической устойчивости существует множество.
Психологи начали изучать психическую устойчивость в 70-е годы прошлого столетия. Исследования показывают, что имеется много аспектов устойчивости, которым можно обучить. Термин устойчивость имеет множество определений, остановимся на следующем «...совокупность процессов, обеспечивающих положительный эффект, не смотря на возникновение серьёзной угрозы.». Другими словами, устойчивость - это способность не отступать перед лицом угрозы и восстанавливаться (приходить в норму) после неудач, поражений, бедствий и т. д. Основываясь на научных данных можно сказать, что существует большое количество защитных факторов, способствующих формированию устойчивости: оптимизм, эффективное решение задач, доверие, гибкость, эмпатия, близкие взаимоотношения, духовность, самодостаточность [4].
Психологическая устойчивость солдата, по мнению американских специалистов психологов, проявляется в наличии у него:
а) когнитивных ресурсов, позволяющих эффективно решать проблемы;
б) эмоциональных умений противостоять стрессу;
в) социальных и семейных ресурсов, которые могут быть привлечены в нужное время;
г) способности находить цель и смысл своей службы;
д) физической стойкости к продолжительным трудностям [5].
Усцелемова Н.А. и Козлов Р.А. выделяют следующие структурные компоненты устойчивости: мотивационно-ценностный, когнитивный, рефлексивно-регулятивный и действенно-практический. Мотивационно-ценностный компонент профессионально-педагогической устойчивости включает в себя мотивы, интересы, желания, ценностные ориентации, обеспечивающие осознание ими ценности здоровья как средства и цели успешной профессиональной деятельности, осознание зависимости сохранения и укрепления здоровья от образа жизни человека. Когнитивный компонент включает комплекс знаний о физкультурно-спортивной и педагогической деятельности в форме категорий, понятий, теорий, законов, расширение представлений о профессионально-педагогической устойчивости и законах её сохранения и развития средствами физической культуры. Действенно-практический компонент характеризует степень включенности студентов в различные виды деятельности по сохранению и укреплению здоровья, в том числе и физкультурно-спортивной. Рефлексивно-регулятивный компонент характеризуется способностью студентов наблюдать за собой и осмысливать причины происходящих изменений с тем, чтобы в дальнейшем сохранять положительные результаты и корректировать отрицательные. Рассмотренные компоненты взаимосвязаны между собой и находятся во взаимодействии друг с другом. Каждый выделенный компонент, согласно нашим исследованиям, выполняет свои функции: мотивационно-ценностный -стимулирующую; когнитивный - информационную и ориентационную; действенно-
https:// mir-nauki. com
практический - трансляционную; рефлексивно-регулятивный компонент - оценивающую и регулятивную [10].
Обозначенные функции определяют связи и зависимости между компонентами устойчивости. Так, мотивационный компонент является пусковым механизмом, поскольку опирается на морально-нравственную и мотивационную сферы личности. Когнитивный компонент позволяет развить и удовлетворить потребности, интересы, мотивы и ценностные ориентации обучающихся на основе имеющейся и формирующейся системы физкультурных и профессиональных знаний и миропонимания. Превращать знания в реальные действия в процессе физкультурно-спортивной деятельности, адекватно оценить их характер и качество позволяет действенно-практический компонент. Рефлексивно-регулятивный компонент позволяет перейти на уровень самоуправления и самооценки психическими процессами и состояниями [10].
Некоторые авторы в структуре психической устойчивости выделяют адаптивность, мотивация к успеху, дезадаптивность, доминирование, ведомость, эскапизм (уход от проблем), эмоциональный комфорт, эмоциональный дискомфорт, внутренний контроль и внешний контроль [11].
Основные компоненты устойчивости - это самоанализ - идентификация собственных мыслей, эмоций и моделей поведения и определение непродуктивных паттернов; саморегуляция - способность регулировать возбуждение, мысли, эмоции и поведение для достижения целей, а также желания и выражение эмоций; оптимизм - умение видеть хорошее в себе и других, способность определять то, что можно контролировать, оставаться связанным с реальностью и избавляться от непродуктивных убеждений; сообразительность - гибкость мышления, безошибочное определение перспективы, готовность использовать новые стратегии; сила воли - определение сильных сторон в собственном характере с тем, чтобы преодолевать трудности и достигать цели, развивать силу духа; и связи - строить крепкие взаимоотношения через позитивное и эффективное общение, готовность обратиться за помощью и предложить свою помощь другим [1].
Помимо приведенных нами, в психологической литературе существует огромное количество мнений и подходов к анализу психической устойчивости [3; 7; 9] и др. Предлагаются различные вариации функций, входящих в нее компонентов. По нашему мнению, при рассмотрении структуры психической устойчивости будущих офицеров Росгвардии важно применять критерии необходимости и достаточности, которые позволят полно, объективно и всесторонне ее установить, при этом выявление компонентов этой структуры гарантированно не будет иметь случайного и стихийного характера, а будет закономерным и целенаправленным.
Применяя критерии необходимости и достаточности, возможно установить как когнитивную, ценностно-ориентационную и эмоционально-волевую природу психической устойчивости, так и раскрыть ее влияние на поведение и адаптацию, проявление в деятельности, учет социального и физиологического факторов, а также позволит оценить имеющиеся у будущего офицера психические ресурсы и на основании результатов этой оценки спрогнозировать дальнейшую служебно-боевую деятельность.
Это приводит нас к тому, что психическая устойчивость будущего офицера Росгвардии структурно состоит из когнитивно-знаниевого компонента, представляющего собой совокупность знаний, необходимых для достижения психической устойчивости и выполняющей содержательно-познавательные функции; ценностно-ориентационного компонента, представляющего собой совокупность ценностей, ценностных ориентаций и ценностного отношения к выполнению профессиональных задач, выполняющий ориентационно-эталонные функции; эмоционально-волевого компонента, вбирающего в себя
способность и готовность проявить устойчивость в реальных действиях, а также волю к их проявлению, выполняет побудительно-действенные функции; адаптационно-поведенческого компонента, позволяющего адаптировать поведение под влиянием различных внешних и внутренних факторов и т. д.; деятельностно-организационного компонента выполняющего функции действия и контроля поступков; социального компонента выполняющего функции организационно-происхожденческого характера; функционально-физиологического компонента и ресурсно-прогностического компонента, выполняющего функции оценки имеющихся у будущего офицера психических ресурсов и на основании результатов этой оценки прогноза дальнейшей служебно-боевой деятельности. По нашему мнению, именно данные компоненты отвечают критериям необходимости и достаточности и образуют в своей структурной совокупности такое сложное явление, как психическая устойчивость.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьева М.А. Психологическая подготовка военных специалистов как компонент формирования психической устойчивости в особых условиях военной образовательной среды. Человеческий капитал. 2015. № 10 (82). С. 47-49.
2. Дьячков А.А. Основания и структура программы развития практического мышления / А.А. Дьячков // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 2 (13). - С. 86-94.
3. Иванов Е.А., Шабанов Л.В. Коммуникативная технология переговорного процесса в разрешении межличностных конфликтов военнослужащих / Иванов Е.А., Шабанов Л.В. // Конфликтология. 2018. Т. 13. № 1. - С. 190-201.
4. Кандыбович С.Л., Караяни А.Г., Караяни Ю.М., Секач М.Ф. Когнитивные технологии эшелонированной психологической помощи. М. Альтекс, 2011. - 292 с.
5. Караяни А.Г. «Психическая устойчивость: прочность или гибкость?»: рецензия на книгу «Формирование психологической устойчивости у военнослужащих» // Национальный психологический журнал. 2016. - № 4 (24). - С. 72-75.
6. Наумов П.Ю., Дьячков А.А., Марков А.М. Педагогические условия формирования эмоционально-волевых качеств курсантов военных институтов внутренних войск МВД России / П.Ю. Наумов, А.А. Дьячков, А.М. Марков // European Social Science Journal. 2015. № 1-2. - С. 150-158.
7. Путан Л.Я., Турчин А.С. Особенности психолого-педагогического сопровождения мотивации учебной деятельности курсантов вуза войск национальной гвардии / Путан Л.Я., Турчин А.С. // Научное мнение. 2018. № 4. - С. 74-76.
8. Смирнов Д.В., Наумов П.Ю., Дьячков А.А. Развитие профессиональной психологической пригодности будущих офицеров в образовательной среде военного вуза [Текст]: Монография / П.Ю. Наумов, А.А. Дьячков, Д.В. Смирнов // Красноярск: Научно-инновационный центр, 2014. - 144 с.
9. Сюрис Н.А. Особенности реагирования иммунной системы у военнослужащих с низкой нервно-психической устойчивостью под влиянием военно-профессиональных факторов / Н.А. Сюрис, Н.Н. Сарбаева, О.Ю. Дукальская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 2 (60). С. 116-119.
10. Усцелемова Н.А., Козлов Р.А. Педагогические условия формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости средствами физического воспитания в процессе образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19294 (дата обращения: 29.11.2018).
11. ЧокотовЕ.Н.,ГригорчакЮ.В., Быструшкин С.К., Айзман Р.И. Формирование физических и психо-функциональных качеств курсантов в условиях военно-профессиональной подготовки // International journal of applied and fundamental research. 2016, № 12. - С. 1540-1546.
Gushchin Alexandr Mikhailovich
2 Center for the ordering of the builder of troops of the national guard of the Russian Federation, Rostov-on-Don, Russia
E-mail: [email protected]
Dyachkov Alexey Anatolevich
Saint-Petersburg military institute of national guard troops of the Russian Federation, Saint-Petersburg, Russia
E-mail: [email protected]
Naumov Petr Yuryevich
Federal research and clinical center for resuscitation and rehabilitation, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Kartashov Andrey Viktorovich
Russian academy of national economy under the president of the Russian Federation Nizhny Novgorod institute of management, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
From physiology to will: issues of the structure of mental stability of future officers of Rosgvardia in the implementation of professional tasks
Abstract. The team of authors examines the complex and topical issue of identifying the structure of the mental stability of future officers of the Rosguards when performing professional tasks. The task of forming the mental stability of future officers of the Rosguards is dictated by the fact that countries that are negatively related to the Russian Federation are not ready for open armed confrontation. In carrying out tasks assigned to the troops of the National Guard, the officer faces additional psychological difficulties associated with the fact that he has to confront citizens of the Russian Federation who not only commit illegal actions, but can also put moral pressure on the officer and his psyche. The article discusses various approaches to studying the problem of sustainability. The study is conducted on the basis of the analysis of the features of professional activity and approaches to the study of the structure of mental stability of future officers of both domestic and foreign authors. Studied and summarized data on the problem of approaches to the consideration of the structure of mental stability. The data of American researchers on the mental stability of a soldier, which manifests itself when he has a number of important components (cognitive resources, emotional skills, social and family resources, the ability to find the purpose and meaning of his service, etc.). The main components of sustainability are: self-analysis, self-regulation, optimism, acumen, willpower, communication. The structure of mental stability of the future officer of the Rosguard, which structurally consists of a cognitive-knowledge component, value-orientation component, emotional-volitional component, adaptive-behavioral component, activity-organizational component, social component, functional-physiological component and resource-prognostic component. The result of the work is to identify the structure of mental stability, based on the application of the criteria of necessity and sufficiency.
Keywords: mental stability; the future officer of the Rosguards; structure; values; knowledge; resources; criteria