Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальной ответственности будущего педагога'

Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальной ответственности будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная ответственность / психолого-педагогическое сопровождение / самооценка / саморазвитие / рефлексия / social responsibility / psychological and pedagogical support / self-assessment / self-development / reflection

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гасанова Диана Имиралиевна, Валиева Патимат Валиевна, Демирова Лейла Имиралиевна

Цель. В статье исследуется роль психолого-педагогического сопровождения в процессе формирования социальной ответственности у будущих педагогов. Целью статьи является исследовать значимость развития социальной ответственности в современном образовательном контексте и выявить ключевые аспекты, способствующие её успешному формированию у студентов педагогических высших учебных заведений. Методы. В статье представлены практические методики, направленные на интеграцию темы социальной ответственности в учебные планы, организацию диалога и рефлексии среди студентов, а также развитие навыков эмпатии и межличностной коммуникации. Подчеркивается важность активного взаимодействия преподавателей, наставников и студентов в процессе формирования социально ориентированных ценностей. Результаты исследования основаны на анализе психологических и педагогических подходов к развитию социальной ответственности. Особое внимание уделяется методам и стратегиям психолого-педагогического сопровождения, которые способствуют эффективному внедрению данной концепции в образовательную практику. Вывод. В тексте представлены ценные рекомендации и практические решения для организации психолого-педагогического сопровождения, способствующего эффективному формированию социальной ответственности у будущих педагогов. Результаты исследования имеют практическую значимость для педагогического сообщества и образовательных учреждений, стремящихся к подготовке высококвалифицированных и социально ответственных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гасанова Диана Имиралиевна, Валиева Патимат Валиевна, Демирова Лейла Имиралиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Support of Developing the Social Responsibility of the Future Teacher

Aim. The article examines the role of psychological and pedagogical support in the process of formation of social responsibility among future teachers. The purpose of the article is to explore the significance of the development of social responsibility in the modern educational context and to identify the key aspects that contribute to its successful formation among students of pedagogical universities. The article presents practical methods aimed at integrating the topic of social responsibility into curricula, organizing dialogue and reflection among students, as well as developing empathy and interpersonal communication skills. The importance of active interaction between teachers, mentors and students in the process of forming socially oriented values is emphasized. The results of the research are based on the analysis of psychological and pedagogical approaches to the development of social responsibility. Particular attention is paid to the methods and strategies of psychological and pedagogical support, which contribute to the effective implementation of this concept in educational practice. Conclusion. The text presents valuable recommendations and practical solutions for the organization of psychological and pedagogical support, which contributes to the effective formation of social responsibility among future teachers. The results of the study are of practical importance for the pedagogical community and educational institutions striving to train highly qualified and socially responsible specialists.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальной ответственности будущего педагога»

станский государственный аграрный университет, Махачкала, Россия; e-mail: temir.gad@mail.ru

Ибрагимов Абукай Джамалудинович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания, Дагестанский государственный аграрный университет, Махачкала, Россия; e-mail: abukay@mail.ru

Мансуров Тагир Мухтарович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивных дисциплин и единоборств, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Махачкала, Россия; e-mail: t.mansurov777@yandex.ru

Принята в печать 10.10.2023 г.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-4-10-17

Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальной ответственности

будущего педагога

©2023 Гасанова Д. И., Валиева П. В., Демирова Л. И.

Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Махачкала, Россия; e-mail: gasanovadiana@yandex.ru, patya14@mail.ru,

englishinterfaculty.dgpu@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. В статье исследуется роль психолого-педагогического сопровождения в процессе формирования социальной ответственности у будущих педагогов. Целью статьи является исследовать значимость развития социальной ответственности в современном образовательном контексте и выявить ключевые аспекты, способствующие её успешному формированию у студентов педагогических высших учебных заведений. Методы. В статье представлены практические методики, направленные на интеграцию темы социальной ответственности в учебные планы, организацию диалога и рефлексии среди студентов, а также развитие навыков эмпатии и межличностной коммуникации. Подчеркивается важность активного взаимодействия преподавателей, наставников и студентов в процессе формирования социально ориентированных ценностей. Результаты исследования основаны на анализе психологических и педагогических подходов к развитию социальной ответственности. Особое внимание уделяется методам и стратегиям психолого-педагогического сопровождения, которые способствуют эффективному внедрению данной концепции в образовательную практику. Вывод. В тексте представлены ценные рекомендации и практические решения для организации психолого-педагогического сопровождения, способствующего эффективному формированию социальной ответственности у будущих педагогов. Результаты исследования имеют практическую значимость для педагогического сообщества и образовательных учреждений, стремящихся к подготовке высококвалифицированных и социально ответственных специалистов.

Ключевые слова: социальная ответственность, психолого-педагогическое сопровождение, самооценка, саморазвитие, рефлексия.

Abukay D. Ibragimov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of Physical Education, Dagestan State Agrarian University, Makhachkala, Russia; e-mail: abu-kay@mail.ru

Tagir M. Mansurov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of Sports Disciplines and Martial Arts, R. Gam-zatov Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: t.man-surov777@yandex.ru

Received 10.10. 2023.

Формат цитирования: Гасанова Д. И., Валиева П. В., Демирова Л. И. Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальной ответственности будущего педагога // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 4. С. 1017. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-4-10-17

Psychological and Pedagogical Support of Developing the Social Responsibility of the Future Teacher

©2023 Diana I. Gasanova, Patimat V. Valiyeva, Leila I. Demirova

R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: gasanovadiana@yandex.ru, patya14@mail.ru,

englishinterfaculty.dgpu@mail.ru

ABSTRACT. Aim. The article examines the role of psychological and pedagogical support in the process of formation of social responsibility among future teachers. The purpose of the article is to explore the significance of the development of social responsibility in the modern educational context and to identify the key aspects that contribute to its successful formation among students of pedagogical universities. The article presents practical methods aimed at integrating the topic of social responsibility into curricula, organizing dialogue and reflection among students, as well as developing empathy and interpersonal communication skills. The importance of active interaction between teachers, mentors and students in the process of forming socially oriented values is emphasized. The results of the research are based on the analysis of psychological and pedagogical approaches to the development of social responsibility. Particular attention is paid to the methods and strategies of psychological and pedagogical support, which contribute to the effective implementation of this concept in educational practice. Conclusion. The text presents valuable recommendations and practical solutions for the organization of psychological and pedagogical support, which contributes to the effective formation of social responsibility among future teachers. The results of the study are of practical importance for the pedagogical community and educational institutions striving to train highly qualified and socially responsible specialists.

Keywords: social responsibility, psychological and pedagogical support, self-assessment, self-development, reflection.

For citation: Gasanova D. I., Valiyeva P. V., Demirova L. I. Psychological and Pedagogical Support of Developing the Social Responsibility of the Future Teacher. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023. Vol. 17. No. 4. Pp. 10-17. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-174-10-17 (in Russian)

Введение

Высшее образование в России в последнее десятилетие основывается на компе-тентностном подходе, который предъявляет конкретные требования к образованию, к теоретической и практической подготовке для будущей профессиональной деятельности. Педагог - ключевая фигура в стремительно меняющейся системе образования и на сегодняшний момент должен выполнять функции не только обучения и воспитания подрастающего поколения, но и менеджера, имеющего опыт решения разнообразных проблем социума [10, с. 3].

В процессе усиления практико-ориен-тированности педагогического образования особую актуальность приобретает проблема освоения студентами смысловой

стороны педагогической деятельности как основы для их ценностного отношения к профессии через рефлексию практического опыта и проектирование перспективы развития. Формирование профессионального пути требует создания условий, способствующих их профессиональной самоидентификации [3, с. 17].

Современное общество ставит перед педагогами множество сложных задач, требующих высокой социальной ответственности и готовности к активному участию в жизни общества. Будущие педагоги должны быть готовы к тому, чтобы стать профессионалами, способными воспитывать граждан с активной жизненной позицией, понимающими важность своей роли в формировании будущего общества. Для

этого необходимо создать эффективную систему психолого-педагогического сопровождения, которая будет способствовать формированию социальной ответственности у будущих педагогов.

Формирование востребованного конкурентоспособного педагога как носителя общечеловеческих ценностей, нравственных образцов и установок невозможна вне контекста воспитательной составляющей в университетском образовании [4, с. 7].

В психолого-педагогической науке сложились разные подходы к изучению понятия «социальная ответственность». В разные исторические эпохи это понятие трактовалось неоднозначно. Философы древнего мира рассматривали различные аспекты этого понятия, в основном они связывали ь ответственность с такими категориями как «свобода», «необходимость», «долженствование», «совесть».

С психологической позиции ответственность можно определить как волевое качество личности, выражающееся в готовности личности исполнять обязанности, возложенные на неё обществом, отражающее способность человека отвечать за свои поступки и за поступки других людей (К. Муздыбаев, Н. И. Скорбилина, Д. И. Фельдштейн и др.) [8, с. 4].

С позиции педагогики ответственность рассматривается как нравственная категория, моральное качество личности и категория этики, отражающая, с одной стороны, способность человека отвечать за свои поступки, с другой - возможность для общества подвергать эти действия моральной оценке (Е. В. Бондаревская, Л. П. Буева, А. П. Дьяков, Н. А. Минкина, Н. П. Соколова и др.).

Ответственность регулируется социальными нормами и реализуется через формы социального контроля, через понимание ответственными субъектами своей общественной роли. Особенность ответственности как социального явления состоит в том, что она включается во все виды человеческой деятельности как их качественный показатель, результатом которой выступает социальная ответственность [1, с. 112].

Социальная ответственность - это готовность и способность человека нести ответственность за свои действия и их последствия в отношении общества, окружающих и себя. Это осознанное стремление способствовать общественному благу,

участвовать в решении социальных проблем, развивать моральные ценности и помогать другим.

Социальная ответственность является одним из ключевых аспектов профессиональной деятельности педагога. От педагога зависит, какими ценностями будут обладать его ученики, насколько они будут готовы участвовать в жизни общества, заботиться о других и быть активными гражданами [6, с. 82].

Социальная ответственность является неотъемлемой частью профессиональной компетентности будущего педагога. Она формирует осознанное отношение к своей роли в обществе и к педагогической деятельности. Важно, чтобы будущие педагоги осознали, что их деятельность оказывает сильное влияние на личность каждого ученика, а следовательно, и на будущее общество.

Будущий педагог должен понимать, что его задача не только передать знания и умения, но и воспитать человека, способного мыслить критически, развивать толерантность, быть ответственным гражданином, готовым к сотрудничеству и уважению к другим [2, с. 251].

В этой связи, важной задачей является исследование психолого-педагогического сопровождения формирования социальной ответственности, анализ и оценка эффективности практик и методов, направленных на развитие социальной ответственности у будущих педагогов. Сопровождая будущих и молодых специалистов в сфере сопровождения личностного, социального развития, психолого-педагогическое сопровождение должно хорошо понимать и учитывать смысл процессов развития (адаптации, индивидуализации и интеграции, социализации) и их место в структуре деятельности и становления начинающего профессиональный путь специалиста [9, с. 177].

Психолого-педагогическое сопровождение - это комплекс мероприятий, направленных на поддержку и развитие личности будущего педагога в процессе его профессиональной подготовки.

Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальной ответственности является важным аспектом современного образования, направленным на развитие активных и гармонично развитых граж-

дан. Данная практика основывается на комплексе мероприятий и стратегий, предназначенных для эффективного развития социальных компетенций, моральных ценностей и ответственного отношения к обществу у будущих педагогов [7, с. 15].

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на содействие студентам в осознании важности и роли социальной ответственности в их будущей профессиональной деятельности. Оно охватывает следующие ключевые аспекты:

Осознание значимости. Студенты должны понимать, что их будущая профессиональная деятельность неразрывно связана с воспитанием гражданской ответственности у учеников. Психолого-педагогическое сопровождение помогает им осознать важность данного аспекта и освоить соответствующие подходы.

Формирование ценностных ориентаций. Психологическая поддержка направлена на помощь студентам в развитии этических ценностей, способствующих принятию ответственных решений и участию в решении социальных проблем.

Развитие эмпатии и толерантности. Психологи и педагоги работают над развитием у студентов навыков эмпатии, понимания потребностей и чувств других людей, а также способности к толерантному восприятию разнообразия мнений и культур.

Практическое обучение. Студентам предоставляются возможности для практической деятельности, в ходе которой они могут применять полученные знания и навыки в реальных ситуациях. Это позволяет им освоить практические аспекты социальной ответственности.

Рефлексия и самоанализ. Студенты регулярно анализируют свои действия, оценивают уровень своей социальной ответственности и определяют области для дальнейшего развития. Психологи и педагоги помогают им в этом процессе, обеспечивая конструктивную обратную связь. Материал и методы исследования Для исследования формирования социальной ответственности будущих педагогов можно использовать разнообразные методы, которые позволят получить полную и объективную картину процесса развития социальных компетенций. Вот несколько возможных методов исследования:

- Анализ литературы: систематизировать и проанализировать научную литературу, теории и публикации, посвященные формированию социальной ответственности и психолого-педагогическому сопровождению. Это позволит выявить ключевые концепции, тенденции и методики в данной области;

- Анкетирование: разработать структурированные анкеты для студентов, направленные на оценку их уровня социальной ответственности, ценностных ориентаций, мотивации и готовности к участию в социальных и общественных инициативах;

- Фокус-группы: организовать групповые обсуждения с участием студентов, чтобы выявить их мнения, взгляды и опыт относительно социальной ответственности, а также понять, какие методы сопровождения они считают наиболее эффективными;

- Интервью: провести полуструктурированные интервью с педагогами и экспертами, которые занимаются психолого-педагогическим сопровождением студентов, чтобы узнать об их опыте, подходах и оценке результатов данной работы;

- Наблюдение: организовать наблюдение за учебными занятиями, практиками и другими образовательными мероприятиями, где студенты занимаются развитием социальной ответственности. Это позволит получить конкретные данные о их активности, взаимодействии и реакции;

- Анализ результатов образовательных мероприятий: оценить результаты и эффективность конкретных психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование социальной ответственности. Это может быть выполнено через анализ анкет, отчетов, рефлексий студентов и других данных;

- Кейс-студии: изучить опыт определенных образовательных учреждений, успешно реализующих программы по формированию социальной ответственности, и провести анализ результатов этой работы;

- Портфолио: запросить у студентов составить портфолио, в котором они будут отражать свой путь развития социальной ответственности, включая рефлексии, достижения, участие в проектах и инициативах.

Комбинирование различных методов исследования позволит получить всесторонний и глубокий анализ эффективности психолого-педагогического сопровождения формирования социальной ответственности у будущих педагогов.

Результаты и обсуждение

Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальной ответственности имеет целью подготовить будущих педагогов к эффективной работе с учениками, воспитывая у них ответственное отношение к себе, окружающим и обществу в целом. Это способствует созданию поколения активных граждан, способных внести позитивный вклад в развитие общества.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной ответственности представляет собой неотъемлемый и весьма важный аспект современного образования. Это необходимо по ряду причин, которые связаны с развитием как индивидуальных личностных качеств, так и общественных ценностей

Во-первых, активное участие в социальных и общественных инициативах способствует формированию у студентов уверенности в себе и развитию лидерских качеств. В процессе взаимодействия с разнообразными людьми и решением социальных задач студенты приобретают практический опыт, который укрепляет их убежденность в том, что их усилия могут оказать положительное воздействие на окружающий мир.

Во-вторых, сопровождение формирования социальной активности помогает студентам развивать навыки межличностного общения и сотрудничества. В современном мире, где важным становится умение работать в команде и находить компромиссы, такие навыки являются ключевыми для успешной адаптации в обществе и будущей профессиональной деятельности.

Третье важное обстоятельство заключается в том, что социальная активность способствует развитию критического мышления и способности анализировать сложные социальные ситуации. Студенты, взаимодействуя с разнообразными социальными проблемами, учатся видеть множество точек зрения, анализировать последствия различных решений и принимать обоснованные решения.

Кроме того, сопровождение формирования социальной активности способствует воспитанию гражданских ценностей и сознательной гражданской позиции. Студенты, которые включены в общественные инициативы и проекты, осознают свою роль в современном обществе и понимают важность своего вклада в его развитие.

Педагогический процесс в вузе во всех своих компонентах должен иметь выраженную взаимосвязь социальной и профессиональной направленности, в которой имеются «некие рамки», содержательно раскрывающие политику соответствующей социальной и профессиональной ответственности вуза в построении и реализации образовательного процесса [5, с. 10].

Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальной ответственности будущего педагога является важным элементом их профессиональной подготовки. Осознание важности социальной ответственности и развитие соответствующих компетенций помогут создать педагогов, которые будут способствовать развитию ответственных, толерантных и активных граждан в нашем обществе.

Нами проанализирован опыт работы нашего вуза по формированию социальной ответственности будущих педагогов. Этот опыт включает в себя разнообразные методы и подходы, направленные на воспитание активных граждан и социально ориентированных профессионалов. Вот некоторые примеры практик, которые успешно применяются в Дагестанском государственном педагогическом университете им. Р. Гамзатова:

Интеграция темы в учебные программы: Включение темы социальной ответственности в свои учебные планы. Это может быть как отдельный модуль, так и интеграция социально ответственных аспектов в различные предметы. Например, студенты могут изучать вопросы устойчивого развития, социального предпринимательства или во-лонтерства в рамках своей специальности.

Обучение через практику: активно используются практические методики, такие как стажировки, практики, волонтерство и проектная деятельность, чтобы студенты могли применить свои знания и навыки на практике и внести пользу в общество.

Создание центров и программ: создаются специальные молодежные центры или программы по социальной ответственности. Эти центры могут организовывать различные мероприятия, тренинги, конференции и проекты, которые способствуют развитию социальной активности студентов.

Сотрудничество с общественными организациями: устанавливаются партнерские отношения с различными общественными организациями, что позволяет студентам участвовать в реальных проектах и инициативах, направленных на решение социальных проблем.

Поддержка студенческих инициатив: важным аспектом формирования социальной ответственности является поддержка и стимулирование студенческих инициатив. Оказывается, финансовая и организационная поддержка студенческим проектам, которые направлены на решение актуальных социальных задач.

Рефлексия и обратная связь: организуются сессии рефлексии и обратной связи, где студенты могут анализировать свои действия, выявлять свои сильные стороны и области для улучшения в контексте социальной ответственности.

Обучение через образцы: приглашаются успешные профессионалы и выпускники, которые стали яркими примерами социально ответственной деятельности. Это могут быть как преподаватели, так и внешние эксперты, делящие свой опыт и вдохновляющие студентов.

Такой опыт работы по формированию социальной ответственности подтверждает важность активного включения образовательных институтов в процессы развития общества и подготовки будущих лидеров, готовых к решению социальных вызовов и задач.

Заключение

Результаты исследования подтверждают, что психолого-педагогическое сопровождение является эффективным инструментом в формировании социальной

человекознания. СПб.: Питер, 2001. 263 с.

2. Антология мировой философии: в 2 ч. 4. 2. Человек. Общество. Культура / сост. П. С. Гуре-вич М.: Политиздат, 1991. 624 с.

3. Белякова Е. Г. Сопровождение профессионального самоопределения студентов-будущих

ответственности у будущих педагогов. Программы, методики и практики, рассмотренные в статье, доказали свою ценность в развитии не только профессиональных навыков, но и ценностных ориен-таций студентов. Взаимодействие с педагогами и экспертами, обсуждение этических дилемм, анализ кейсов и рефлексивные практики позволяют студентам осознавать важность и сложность социальной ответственности, что способствует их глубокому пониманию этого понятия.

Важно отметить, что формирование социальной ответственности у будущих педагогов - это долгосрочный процесс, требующий не только знаний и умений, но и развития внутренних качеств личности. Психолого-педагогическое сопровождение играет роль своеобразного навигатора, помогая студентам ориентироваться в сложном мире ценностей и выборов.

Исследование подтверждает актуальность и значимость темы формирования социальной ответственности и необходимость внедрения эффективных методов сопровождения в образовательные практики. Путем осмысленного психолого-педагогического сопровождения, будущие педагоги приобретают не только навыки профессиональной деятельности, но и становятся активными участниками изменений в обществе, способными формировать ценности и вдохновлять своих учеников на социальную ответственность.

Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальной ответственности становится ключевым компонентом подготовки будущих педагогов, вносящих вклад в создание гармоничного и устойчивого общества. Внедрение эффективных практик сопровождения в образовательные программы может способствовать выращиванию нового поколения граждан, способных принимать ответственные решения и вносить изменения в мир вокруг себя.

новационные программы и проекты в образовании. № 4. 2018.

4. Быкова С. С. Становление профессиональной ответственности будущего педагога: теоретико-методологические предпосылки. Киров: Научное изд-во ВятГУ, 2018. 121 с.

Литература

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного педагогов: ценностно-смысловой подход // Ин-

5. Горбатовская Н. Н. Педагогические условия формирования у будущих педагогов социальной ответственности в использовании информационных ресурсов в процессе обучения: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2018. 25 с.

6. Грищенко В. Н. Концепция компетент-ностного подхода и профессиональное воспитание в высшей школе // Высш. образование сегодня. 2008. № 2. С. 81-83.

7. Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегратив-ный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высш. образование сегодня. 2008. № 5. С. 14-17.

nogo chelovekoznaniya [On the problems of modern human knowledge]. SPb.: Piter, 2001. 263 p.

2. Antologiya mirovoi filosofii: v 2 ch. 4. 2. Che-lovek. Obshchestvo. Kul'tura [Anthology of world philosophy: in 2 h. 4. 2. Man. Society. Culture]. Comp. P. S. Gurevich. Moscow: Politizdat, 1991. 624 p.

3. Belyakova E. G. Soprovozhdenie profes-sional'nogo samoopredeleniya studentov-budush-chikh pedagogov: tsennostno-smyslovoi podkhod [Support of professional self-determination of students-future teachers: a value-semantic approach]. Innovative programs and projects in education. No. 4. 2018.

4. Bykova S. S. Stanovlenie professional'noi otvetstvennosti budushchego pedagoga: te-oretiko-metodologicheskie predposylki [Formation of professional responsibility of the future teacher: theoretical and methodological prerequisites]. Kirov: Scientific publishing house of VyatGU, 2018. 121 p.

5. Gorbatovskaya N. N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya u budushchikh pedagogov sotsial'noi otvetstvennosti v ispol'zovanii infor-matsionnykh resursov v protsesse obucheniya: avtoref. dis. na soiskanie uchenoi stepeni kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the formation of social responsibility among future teachers in the use of information resources in the learning process: abstract. diss. ... candidate of pedagogical Sciences. Rostov-on-Don, 2018. 25 p.

6. Grishchenko V. N. Kontseptsiya kompetent-nostnogo podkhoda i professional'noe vospitanie

8. Кочетова И. Д. Педагогические условия развития социальной ответственности у студентов высших учебных заведений: автореф. дисс. ... наук / Хабаровская государственная академия экономики и права. Комсомольск-на-Амуре, 2011. 21 с.

9. Тащева А. И., Гриднева С. В., Арпентьева М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение будущих учителей в инновационной образовательной среде // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 5 (128). С. 176-184.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Шульга Н. В. Формирование у будущих педагогов компетенции взаимодействия с родителями и социальными партнерами: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Грозный, 2019. 22 с.

proach and professional education in higher school] // Higher. education today. 2008. No. 2. Pp. 81-83.

7. Zimnyaya I. A., Zemtsova E. V. Integrativnyi podkhod k otsenke edinoi sotsial'no-profession-al'noi kompetentnosti vypusknikov vuzov [Integrative approach to the assessment of the unified so-cio-professional competence of university graduates]. Higher. education today. 2008. No. 5. Pp. 14-17.

8. Kochetova I. D. Pedagogicheskie usloviya razvitiya sotsial'noi otvetstvennosti u studentov vysshikh uchebnykh zavedenii: avtoref. diss. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the development of social responsibility among students of higher educational institutions: abstract. diss. ... Sciences]. State Academy of Economics and Law. Komsomolsk-on-Amur, 2011. 21 p.

9. Tashcheva A. I., Gridneva S. V., Arpentyeva M. R. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie budushchikh uchitelei v innovatsionnoi obra-zovatel'noi srede [Psychological and pedagogical support of future teachers in an innovative educational environment]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2022. No. 5 (128). Pp. 176-184.

10. Shulga N. V. Formirovanie u budushchikh pedagogov kompetentsii vzaimodeistviya s roditelyami i sotsial'nymi partnerami: avtoref. diss. na soiskanie uchenoi stepeni kand. ped. nauk [Formation of future teachers' competence of interaction with parents and social partners: abstract. diss. ... candidate of pedagogical Sciences]. Groznyi, 2019. 22 p.

References

1. Ananyev B. G. O problemakh sovremen- v vysshei shkole [The concept of competence ap-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Гасанова Диана Имиралиевна, кандидат педагогических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Россия, Махачкала; e-mail: gasanovadiana@yandex.ru

Валиева Патимат Валиевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра кор-рекционной педагогики и специальной психологии, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Россия, Махачкала; e-mail: patya14@mail.ru

Демирова Лейла Имиралиевна, старший преподаватель, кафедра иностранных языков и методики их преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Россия, Махачкала; e-mail: englishinterfac-ulty.dgpu@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Diana I. Gasanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, deputy head of the chair of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education, R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: gasanovadiana@yandex.ru

Patimat V. Valiyeva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Correctional Pedagogy and Special Psychology, R. Gamza-tov Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail:

patya14@mail.ru

Leila I. Demirova, senior lecturer, the chair of Foreign Languages and Methods of Teaching Them, R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: englishinterfaculty.dgpu@mail.ru

Работа выполнена по Государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации № 1022040500931-5-5.3.11 на 2023 год в рамках проекта тематики научных исследований «Развитие проектно-эвристической компетентности учителя в системе дополнительного профессионального образования (AGWQ-2023-0008)»

The work was carried out according to the State Assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 1022040500931-55.3.11 for 2023 in the framework of the project on the subject of scientific research "Development of project heuristic competence of teachers in the system of additional vocational education (AGWQ-2023-0008)"

Принята в печать 23.11.2023 г.

Received 23.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.