Научная статья на тему 'Инновационный подход к преподаванию в высшей школе'

Инновационный подход к преподаванию в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество образования / новаторские методы / технологии / интеграция практики и теории / quality of education / innovative methods / technologies / integration of practice and theory

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гасанова Диана Имиралиевна

Цель. В статье рассмотрены особенности системы образования в высшей школе, традиционный и инновационный подход в преподавании. Методы: исследование влияния инновационных подходов включало как качественные, так и количественные методы исследования. Выбор соответствующих методов, позволил получить наиболее точные и полные данные для понимания влияния инновационного подхода обучения на учащихся и образовательный процесс в целом. Результаты. Инновационный подход позволяет развивать у студентов навыки и компетенции, которые востребованы в современном обществе, такие как критическое мышление, коммуникация, творчество и решение проблем. Вывод. Интеграция современных технологий в образовательный процесс обогащает учебный материал и делает обучение более интересным и доступным. Это может быть использование интерактивных досок, онлайн-курсов, вебинаров, мультимедийных презентаций и других цифровых инструментов. Технологии также позволяют организовывать дистанционное обучение и расширять границы образования. Применение инновационного подхода позволяет учебному процессу быть более гибким, интересным и релевантным для современных вызовов и потребностей студентов и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гасанова Диана Имиралиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Approach to Teaching in Higher Education

Aim. The article discusses the features of the higher school education system, traditional and innovative approach in teaching. Methods: The study of the impact of innovative approaches included both qualitative and quantitative research methods. The choice of appropriate methods allowed us to obtain the most accurate and complete data for understanding the impact of the innovative approach of teaching on students and the educational process as a whole. Results. An innovative approach allows students to develop skills and competencies that are in demand in modern society, such as critical thinking, communication, creativity and problem solving. Conclusion. The integration of modern technologies into the educational process enriches the educational material and makes learning more interesting and accessible. This can be the use of interactive whiteboards, online courses, webinars, multimedia presentations and other digital tools. Technologies also make it possible to organize distance learning and expand the education boundaries. The application of an innovative approach allows the educational process to be more flexible, interesting and relevant to the current challenges and needs of students and society as a whole.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к преподаванию в высшей школе»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-23-27

Инновационный подход к преподаванию

в высшей школе

© 2023 Гасанова Д. И.

Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова,

Махачкала, Россия; e-mail: gasanovadiana@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. В статье рассмотрены особенности системы образования в высшей школе, традиционный и инновационный подход в преподавании. Методы: исследование влияния инновационных подходов включало как качественные, так и количественные методы исследования. Выбор соответствующих методов, позволил получить наиболее точные и полные данные для понимания влияния инновационного подхода обучения на учащихся и образовательный процесс в целом. Результаты. Инновационный подход позволяет развивать у студентов навыки и компетенции, которые востребованы в современном обществе, такие как критическое мышление, коммуникация, творчество и решение проблем. Вывод. Интеграция современных технологий в образовательный процесс обогащает учебный материал и делает обучение более интересным и доступным. Это может быть использование интерактивных досок, онлайн-курсов, вебинаров, мультимедийных презентаций и других цифровых инструментов. Технологии также позволяют организовывать дистанционное обучение и расширять границы образования. Применение инновационного подхода позволяет учебному процессу быть более гибким, интересным и релевантным для современных вызовов и потребностей студентов и общества в целом.

Ключевые слова: качество образования, новаторские методы, технологии, интеграция практики и теории.

Формат цитирования: Гасанова Д. И. Инновационный подход к преподаванию в высшей школе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 3. С. 23-27. 001: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-23-27_

Innovative Approach to Teaching in Higher Education

© 2023 Diana I. Gasanova

R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: gasanovadiana@yandex.ru

ABSTRACT. Aim. The article discusses the features of the higher school education system, traditional and innovative approach in teaching. Methods: The study of the impact of innovative approaches included both qualitative and quantitative research methods. The choice of appropriate methods allowed us to obtain the most accurate and complete data for understanding the impact of the innovative approach of teaching on students and the educational process as a whole. Results. An innovative approach allows students to develop skills and competencies that are in demand in modern society, such as critical thinking, communication, creativity and problem solving. Conclusion. The integration of modern technologies into the educational process enriches the educational material and makes learning more interesting and accessible. This can be the use of interactive whiteboards, online courses, webinars, multimedia presentations and other digital tools. Technologies also make it possible to organize distance learning and expand the education boundaries. The application of an innovative approach allows the educational process to be more flexible, interesting and relevant to the current challenges and needs of students and society as a whole.

Keywords: quality of education, innovative methods, technologies, integration of practice and theory.

For citation: Gasanova D. I. Innovative Approach to Teaching in Higher Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023. Vol. 17. No. 3. Pp. 23-27. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-23-27 (in Russian)

••• Известия ДГПУ. Т. 17. №3. 2023

••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 17. N0. 3. 2023

Введение

Изменения, происходящие в современном обществе, выдвигают требования к системе образования в части профессиональной подготовки молодых специалистов, востребованных и конкурентно способных на рынке труда. Подготовка будущих специалистов, осуществляющаяся в вузовских аудиториях, является трудоемким процессом, базирующимся на методиках обучения, результативность которых в конечном итоге определяет уровень квалификации будущего выпускника.

Высшее образование является ключевым фактором в развитии общества и формировании квалифицированных специалистов, способных эффективно справляться с вызовами современного мира.

Подготовка молодых специалистов -сложный и ответственный процесс, и высшая школа играет ключевую роль в этом процессе, обеспечивая им высококачественное образование и развивая не только профессиональные знания, но и ключевые компетенции, которые необходимы для успешной карьеры и личностного развития. Основной задачей высшей школы является предоставление студентам качественного образования в соответствии с выбранным направлением или специальностью. Это включает в себя передачу актуальных знаний и информации, развитие навыков и умений, необходимых для профессиональной деятельности.

Одной из задач высшей школы является формирование социальной ответственности у студентов. Они должны понимать свою роль в обществе и принимать активное участие в его развитии. Это включает развитие этических принципов, понимание важности устойчивого развития и социальной справедливости, ценности культурного разнообразия, готовность к постоянным изменениям и обновлению своих знаний и навыков.

В условиях постоянно меняющегося общества и технологий важно развивать инновационные подходы к преподаванию в высшей школе. Инновационный подход способствует повышению качества образования, улучшению учебного процесса и подготовке студентов к сложным вызовам будущего.

Цель данного исследования - рассмотреть особенности системы образования в высшей школе, традиционный и инновационный подход в преподавании.

Материал и методы исследования

Основой для инноваций в технологиях образования должны быть такие моменты, как социальный заказ, профессиональные интересы будущих специалистов и учёт индивидуально-личностных особенностей обучающихся [2], для этого необходимо гармонично сочетать применение инновационных форм и методов с пониманием целей и задач кадровой подготовки. Инновационные методы, как отмечается в педагогической литературе, отражены во многих технологиях обучения, направленных на развитие процесса обучения и подготовку специалистов высокого уровня для самых разных сфер общественной жизни [3]. Условия для формирования и закрепления знаний, умений и навыков для будущей профессии создаются с их помощью. Использование инновационных методов обучения педагогами способствует разрушению стереотипов изучения различных дисциплин и развитию креативных качеств студентов [4].

Что такое инновационный подход к преподаванию?

Инновационный подход к преподаванию в высшей школе предполагает применение новаторских методов, технологий и подходов в учебном процессе. Он основывается на активном вовлечении студентов, развитии их критического мышления, творческих способностей и самостоятельности. Инновационный подход способствует формированию компетенций, необходимых для успешной карьеры и адаптации в быстро меняющемся обществе.

Основные принципы инновационного подхода:

- Активное участие студентов: инновационный подход ставит студентов в центр учебного процесса. Они активно участвуют в обсуждении материала, решении проблем и проектной деятельности;

- Коллаборативное обучение: инновационный подход подразумевает работу в группах или командах. Студенты обмениваются знаниями, опытом и идеями, что способствует более глубокому усвоению материала и развитию коммуникационных навыков;

- Технологическая поддержка: использование современных технологий, цифровых инструментов и онлайн-ресурсов обогащает учебный процесс и делает его более интерактивным;

- Интеграция практики и теории: инновационный подход способствует связыванию теоретических знаний с практическими примерами и ситуациями, что помогает студентам лучше понимать применение учебного материала на практике;

- Индивидуализация обучения: инновационный подход учитывает потребности и особенности каждого студента, предоставляя возможность выбора индивидуального учебного пути и развития.

Инновационный подход включает в себя ряд методов и приемов, которые способствуют развитию студентов как личностей и профессионалов, среди которых выделяют:

- Проектное обучение: студентам предоставляются реальные проекты, которые требуют от них применения знаний и навыков для решения конкретных задач;

- Обратная классификация (Flipped Classroom): студенты заранее изучают теоретический материал самостоятельно, а на занятиях фокус смещается на обсуждение, анализ и применение знаний на практике;

- Кейс-метод: студентам предлагаются реальные случаи и ситуации, которые требуют анализа и принятия решений;

- Симуляции и виртуальное обучение: использование симуляций и виртуального обучения позволяет создавать имитационные среды, в которых студенты могут практиковаться в реалистичных сценариях, несмотря на ограничения физического мира;

- Игровой подход (геймификация): игровые элементы и задачи могут быть интегрированы в учебный процесс, стимулируя мотивацию и интерес студентов к обучению;

- Интерактивные лекции и дискуссии: использование интерактивных методов проведения лекций и дискуссий позволяет более эффективно вовлечь студентов в обсуждение тем и обмен идеями.

Применяя инновационные подходы, важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых обучаемый сможет занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности [7].

Использование инновационных методов в преподавании имеет ряд преимуществ:

- Более глубокое и эффективное обучение: инновационные методы препода-

вания способствуют более глубокому усвоению материала и развитию критического мышления, что повышает качество образования;

- Повышение мотивации студентов: инновационные методы обучения делают учебный процесс более интересным, интерактивным и релевантным, что способствует повышению мотивации студентов к обучению;

- Развитие ключевых компетенций: инновационный подход позволяет развивать у студентов навыки и компетенции, которые востребованы в современном обществе, такие как критическое мышление, коммуникация, творчество и решение проблем;

- Адаптация к изменениям: использование инновационных подходов к преподаванию помогает студентам адаптироваться к быстро меняющимся условиям и технологиям в современном мире;

- Развитие самостоятельности: инновационные методы преподавания стимулируют самостоятельное мышление и исследовательскую активность студентов.

Современное образование должно быть гибким и адаптивным к быстро меняющимся условиям. Развитие инновационного подхода к преподаванию позволяет обновлять и улучшать учебный процесс, чтобы он соответствовал современным требованиям и потребностям студентов и общества в целом.

Результаты и обсуждение

Инновационный подход к преподаванию в высшей школе способствует развитию самых ценных качеств у студентов: аналитического мышления, творческого потенциала, коммуникационных и межличностных навыков. Он делает образование более интересным и актуальным, помогая студентам успешно справляться с вызовами и достигать успеха в будущей профессиональной деятельности.

Применение инновационного подхода в высшей школе имеет множество перспектив и потенциальных преимуществ, которые способствуют совершенствованию образовательного процесса и развитию критического мышления у студентов. Он позволяет им анализировать информацию, выделять ключевые аспекты, рассматривать проблемы с разных точек зрения и находить решения. Также инновационные методы обучения стимулируют

••• Известия ДГПУ. Т. 17. №3. 2023

••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 3. 2023

творческое мышление, что позволяет студентам находить нестандартные подходы к решению задач и разрабатывать инновационные идеи.

Применение данного подхода в обучении включает в себя использование симуляций, проектных работ, практических задач и других методов, которые позволяют студентам применять свои знания и навыки на практике. Это помогает им подготовиться к реальным вызовам и задачам, с которыми студенты столкнутся в своей будущей профессиональной деятельности.

В процессе участия в групповых проектах и выполнении совместных заданий, у студентов развиваются лидерские и коммуникативные навыки. Они учатся работать в команде, управлять конфликтами, принимать решения и эффективно ком-муницировать с другими. Использование обратной связи и самооценки помогает студентам понимать свои сильные и слабые стороны, что способствует их личностному и профессиональному развитию. Студенты получают обратную связь от преподавателей, своих коллег или самостоятельно анализируют свои достиже-

ды обучения в высшем образовании // Молодой ученый. 2022. № 1 (396). С. 235-237. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://moluch.ru/archive/396/87663/ (дата обращения: 02.08.2023).

2. Гасанова Д. И. Рефлексивные технологии преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла. Известия ДГПУ. «Психолого-педагогические науки». Т. 4. Махачкала, ДГПУ, 2017.

3. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997. № 3.

obucheniya v vysshem obrazovanii [Innovative methods of teaching in higher education]. Young scientist. 2022. No. 1 (396). Pp. 235-237. [Electronic resource]. Mode of access: https://moluch.ru/archive/396/87663. (accessed: 02.08.2023).

2. Gasanova D. I. Refleksivnye tekhnologii prepodavaniya disciplin psihologo-

pedagogicheskogo cikla [Reflexive technologies

ния. Это позволяет им улучшать свои навыки и стремиться к самосовершенствованию.

Еще одно преимущество данного метода в том, что он способствует развитию глобального мышления у студентов, позволяет им рассматривать проблемы и задачи в контексте мировых вызовов и требований, что способствует формированию более широкого и всестороннего видения мира.

Заключение

Интеграция современных технологий в образовательный процесс обогащает учебный материал и делает обучение более интересным и доступным. Это может быть использование интерактивных досок, онлайн-курсов, вебинаров, мультимедийных презентаций и других цифровых инструментов. Технологии также позволяют организовывать дистанционное обучение и расширять границы образования.

Применение инновационного подхода позволяет учебному процессу быть более гибким, интересным и релевантным для современных вызовов и потребностей студентов и общества в целом.

гическая практика // Народное образование. 2010. № 6. С. 182-188.

5. Симоненко Н. Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2012. № 2. С. 201-206.

6. Черкасов М. Н. Инновационные методы обучения студентов // XIV Международная заочная научно-практическая конференция «Инновации в науке». Новосибирск, 2012.

7. Шайдулина А. А. О применении инновационных подходов в процессе обучения // Молодой ученый. 2016. № 6 (110). С. 839-841.

pedagogical cycle]. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. Vol. 4. Makhachkala, DSPU, 2017. (In Russian)

3. Glossarij sovremennogo obrazovaniya (terminologicheskij slovar) [Glossary of modern education (terminological dictionary)]. National Education, 1997. No. 3. (In Russian)

Литература

1. Виндилович А. В. Инновационные мето- 4. Осмоловская И. М. Инновации и педаго-

References

1. Vindilovich A. V. Innovacionnye metody of teaching disciplines of the psychological and

4. Osmolovskaya I. M. Innovacii i pedagog-icheskaya praktika [Innovations and pedagogical practice]. Public education. 2010. No. 6. Pp. 182188. (In Russian)

5. Simonenko N. N. Upravlenie obra-zovatel'nymi uslugami s primeneniem inno-vacionnyh metodov obucheniya [Management of educational services using innovative teaching methods]. Bulletin of Pacific State University. 2012. No. 2. Pp. 201-206. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Гасанова Диана Имиралиевна, кандидат педагогических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Россия, Махачкала; e-mail:

gasanovadiana@yandex.ru

Работа выполнена по Государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации № 1022040500931-5-5.3.11 на 2023 год в рамках проекта тематики научных исследований «Развитие проектно-эвристической компетентности учителя в системе дополнительного профессионального образования (AGWQ-2023-0008)»

Принята в печать 20.07.2023 г.

6. Cherkasov M. N. Innovacionnye metody obucheniya studentov [Innovative methods of teaching students]. XIV International correspondence scientific and practical conference "Innovations in science". Novosibirsk, 2012. (In Russian)

7. Shaidulina A. A. O primenenii inno-vacionnyh podhodov v processe obucheniya [On the application of innovative approaches in the learning process]. Young scientist. 2016. No. 6 (110). Pp. 839-841. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Diana I. Gasanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, deputy head of the chair of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education, R. Gamzatova Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: gasanovadiana@yandex.ru

The work was carried out according to the State task of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 1022040500931-55.3.11 for 2023 within the framework of the project on the scientific research subject "Development of project-heuristic competence of teachers in the system of additional vocational education (AGWQ-2023-0008)"

Received 20.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.