Научная статья на тему 'Компоненты и уровни проектно-эвристической деятельности будущего учителя'

Компоненты и уровни проектно-эвристической деятельности будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектно-эвристическая деятельность / творческое мышление / исследовательский подход / учебный процесс / рефлексия / саморефлексия / design-heuristic activity / creative thinking / research approach / educational process / reflection / self-reflection

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Замира Шахабутдиновна, Гасанова Диана Имиралиевна, Кравцова Лариса Алексеевна

Цель. В статье рассмотрены сущность, основные аспекты, компоненты и уровни проектно-эвристической деятельности будущего учителя. Методы: исследование проектно-эвристической деятельности включало как качественные, так и количественные методы исследования. Выбор соответствующих методов, позволил получить наиболее точные и полные данные для понимания влияния этого метода обучения на учащихся и образовательный процесс в целом. Результаты. Проектно-эвристическая деятельность помогает формированию самостоятельных и активных личностей, которые способны критически мыслить и успешно справляться с вызовами современного мира. Применение проектно-эвристического метода обогащает учебный процесс, развивает учащихся как личности, обучает их активной деятельности и подготавливает к успешной жизни в современном обществе. Вывод. Важно отметить, что успешная реализация проектно-эвристической деятельности требует подготовки и поддержки со стороны будущего учителя. Учитель должен создавать подходящие условия для работы над проектами, предоставлять необходимые ресурсы и руководство, а также быть готовым поддерживать и мотивировать учащихся на протяжении всего процесса работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Замира Шахабутдиновна, Гасанова Диана Имиралиевна, Кравцова Лариса Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Components and Levels of Project-Heuristic Activity of the Future Teacher

Aim. The article considers the essence, main aspects, components and levels of the project-heuristic activity of the future teacher. Methods: the study of design and heuristic activities included both qualitative and quantitative research methods. The choice of appropriate methods made it possible to obtain the most accurate and complete data for understanding the impact of this teaching method on students and the educational process as a whole. Results. Project-heuristic activity helps to form independent and active individuals who are able to think critically and successfully cope with the challenges of the modern world. The application of the project-heuristic method enriches the educational process, develops students as individuals, teaches them to be active and prepares them for a successful life in modern society. Conclusion. It is important to note that the successful implementation of project-heuristic activities requires preparation and support from the future teacher. The teacher must create the right conditions for working on projects, provide the necessary resources and guidance, and be ready to support and motivate students throughout the process.

Текст научной работы на тему «Компоненты и уровни проектно-эвристической деятельности будущего учителя»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-50-57

Компоненты и уровни проектно-эвристической

деятельности будущего учителя

© 202з Магомедова З. Ш., Гасанова Д. И., Кравцова Л. А.

Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Махачкала, Россия; e-mail: gasanovadiana@yandex.ruJ_zamira-m69@mail.m,

kravcovaa49@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. В статье рассмотрены сущность, основные аспекты, компоненты и уровни проектно-эвристической деятельности будущего учителя. Методы: исследование проектно-эвристической деятельности включало как качественные, так и количественные методы исследования. Выбор соответствующих методов, позволил получить наиболее точные и полные данные для понимания влияния этого метода обучения на учащихся и образовательный процесс в целом. Результаты. Проектно-эвристическая деятельность помогает формированию самостоятельных и активных личностей, которые способны критически мыслить и успешно справляться с вызовами современного мира. Применение проектно-эвристического метода обогащает учебный процесс, развивает учащихся как личности, обучает их активной деятельности и подготавливает к успешной жизни в современном обществе. Вывод. Важно отметить, что успешная реализация проектно-эвристической деятельности требует подготовки и поддержки со стороны будущего учителя. Учитель должен создавать подходящие условия для работы над проектами, предоставлять необходимые ресурсы и руководство, а также быть готовым поддерживать и мотивировать учащихся на протяжении всего процесса работы.

Ключевые слова: проектно-эвристическая деятельность, творческое мышление, исследовательский подход, учебный процесс, рефлексия, саморефлексия.

Формат цитирования: Магомедова З. Ш., Гасанова Д. И., Кравцова Л. А. Компоненты и уровни про-ектно-эвристической деятельности будущего учителя // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 3. С. 50-57. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-50-57_

Components and Levels of Project-Heuristic Activity of the Future Teacher

© 2023 Zamira Sh. Magomedova, Diana I. Gasanova, Larisa A. Kravtsova

R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: zamira-m69@mail.ru, gasanovadiana@yandex.ru kravcovaa49@mail.ru

ABSTRACT. Aim. The article considers the essence, main aspects, components and levels of the project-heuristic activity of the future teacher. Methods: the study of design and heuristic activities included both qualitative and quantitative research methods. The choice of appropriate methods made it possible to obtain the most accurate and complete data for understanding the impact of this teaching method on students and the educational process as a whole. Results. Project-heuristic activity helps to form independent and active individuals who are able to think critically and successfully cope with the challenges of the modern world. The application of the project-heuristic method enriches the educational process, develops students as individuals, teaches them to be active and prepares them for a successful life in modern society. Conclusion. It is important to note that the successful implementation of project-heuristic activities requires preparation and support from the future teacher. The teacher must create the right conditions for working

on projects, provide the necessary resources and guidance, and be ready to support and motivate students throughout the process.

Keywords: design-heuristic activity, creative thinking, research approach, educational process, reflection, self-reflection.

For citation: Magomedova Z. Sh., Gasanova D. I., Kravtsova L. A. Components and Levels of Project-Heuristic Activity of the Future Teacher. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023. Vol. 17. No. 3. Pp. 50-57. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-50-57 (in Russian)

Введение

Современное общество постоянно меняется и развивается, и образование должно быть нацелено на подготовку учащихся к жизни и работе в этом быстро меняющемся мире. В условиях информационного общества критическое мышление становится все более важным. Проекты, требующие анализа информации, оценки различных вариантов решений, помогают развивать у учащихся критическое мышление и умение принимать обоснованные решения.

Исследования показывают, что проект-но-эвристическая деятельность способствует повышению успеваемости учащихся и их мотивации к обучению. Ученики, занимающиеся проектами, чаще проявляют интерес к учебе и демонстрируют более высокие результаты в обучении.

Материал и методы исследования

Внимание изучению вопросов эвристики уделялось такими российскими учеными-педагогами как В. И. Андреев, П. Ф. Каптерев, В. Н. Соколов, А. В. Хуторской. Согласно их мнению, эвристика является одним из способов помощи которого обучающиеся независимо занимаются исследованием изучаемых явлении" и объектов.

В педагогике вплоть до 80-х гг. XX столетия эвристика и ее методика рассматривалась, в основном, равно как эвристическим" способ Сократа (И. Я. Лернер, Д. А. Поспелов, М. Ю. По-сталюк, М. Н. Скаткин и др.) [1].

Его суть заключается в градационном подведении обучающихся к независимому открытию новеишего знания («озарению») в базе вопросно-ответного диалогического взаимодействия с педагогом. Однако некоторые ученые XX столетия (Г. Э. Потолок, К. В. Ельницкии, П. Ф. Каптерев, Н. И. Пирогов, П. К. Энгель-меиер и др.) высказывались за сознательно приближенную организацию препода-

вания, анализировали его методологию обширнее сократического разговора. Например, П. Ф. Каптерев полагал, что эвристическая деятельность обучающихся обязана преобладать в креативном тренировочном ходе, однако в интеграции и сопряжении с тренировочнои" работои" ре-продуктивно-алгоритмического нрава [4, с. 23-39].

Исследование вопросов, связанных с проектно-эвристической деятельностью, является и сегодня актуальным и интересным направлением исследовательской работы в области образования. В данной сфере можно исследовать различные аспекты и эффекты применения этого метода обучения:

- Исследование может направиться на оценку эффективности данного метода обучения в сравнении с традиционными подходами. Используя контрольные и экспериментальные группы, можно измерить разницу в усвоении знаний, развитии навыков и мотивации учащихся;

- Исследование может быть направлено на изучение того, как проекты влияют на мотивацию учащихся к обучению. Какие типы проектов наиболее мотивирующие? Как проекты влияют на уровень интереса к учебному материалу и желание учиться?

- Можно провести исследование, направленное на измерение развития творческого мышления учащихся в результате работы над проектами. Какие виды проектов способствуют наиболее сильному развитию креативности?

- Исследование может сосредоточиться на роли учителя в проведении проектно-эвристических занятий. Какой подход учителей к созданию и реализации проектов? Какое влияние оказывает стиль их руководства на результаты обучения?

- Исследование может рассмотреть влияние работы в группах над проектами на развитие социальных навыков учащих-

ся, таких как сотрудничество, коммуникация, лидерство и умение работать в команде;

- Исследование можно посвятить вопросу, как проектно-эвристическая деятельность может быть успешно внедрена в различные предметы и дисциплины;

- Исследование может сосредоточиться на роли технологий, таких как компьютерные программы, интернет-ресурсы, виртуальная реальность и др., в проектно-эвристической деятельности. Какие технологии наилучшим образом поддерживают этот метод обучения?

- Исследование может оценить влияние проектов на общие учебные достижения учащихся, их успеваемость и уровень усвоения учебного материала.

Исследование вопросов проектно-эвристической деятельности поможет более глубоко понять ее роль и эффективность в современном образовании и дать практические рекомендации для улучшения этого метода обучения.

Этот метод становится все более популярным в современных образовательных учреждениях. Это одновременно метод обучения и педагогическая практика, которая активно вовлекает учащихся в процесс исследования, творческого решения задач, создания проектов и презентации результатов своей работы. Основной идеей данного подхода является развитие учеников как активных, самостоятельных и креативных личностей.

Выделим ключевые характеристики проектно-эвристической деятельности:

- Проектная ориентированность: учебная деятельность строится вокруг проектов, которые могут быть исследовательскими, творческими, практическими или комбинированными. Проект определяет цели, содержание и результаты обучения;

- Исследовательский подход: учащиеся активно занимаются поиском и анализом информации для решения задач проекта. Они учатся критически мыслить, выделять главное, обрабатывать данные и делать выводы;

- Творческое мышление: проектно-эвристическая деятельность способствует развитию творческого мышления учеников. Они ищут нестандартные решения, приходят к оригинальным идеям и вырабатывают свои подходы к решению задач;

- Самостоятельность и ответственность: ученики работают над проектами самостоятельно или в группах, что развивает их самоорганизацию и ответственность за выполнение поставленных задач;

- Коммуникация и сотрудничество: работа в группах над проектами позволяет ученикам развивать коммуникационные навыки, умение слушать и учитывать мнения других, а также сотрудничать для достижения общей цели;

- Практическая применимость: проекты, как правило, ориентированы на решение реальных задач или имеют практическую значимость. Ученики видят, как их знания и умения могут быть применены на практике;

- Ориентация на результат: проектно-эвристическая деятельность завершается представлением результатов работы. Ученики демонстрируют свои проекты, презентации, исследования или созданные продукты перед аудиторией.

Для изучения проектно-эвристической деятельности применяются различные методы и подходы исследования. Комбинация нескольких методов позволяет получить более полное и всестороннее понимание этого метода обучения. Вот некоторые из методов, которые могут использоваться для изучения проектно-эвристической деятельности:

- Наблюдение. Наблюдение является одним из основных методов изучения проектно-эвристической деятельности. Исследователи могут наблюдать учебные занятия, проводимые по методу проектов, чтобы понять, как учителя и учащиеся взаимодействуют, как происходит планирование и реализация проектов, и какие результаты достигаются;

- Интервью и опросы. Исследователи могут проводить интервью с учителями и учащимися, чтобы выявить их взгляды на проектно-эвристическую деятельность, оценить их мотивацию, ожидания и опыт работы с проектами. Также можно провести опросы для получения квантитативных данных;

- Анализ документов. Исследователи могут анализировать различные документы, такие как учебные планы, программы, дневники учителей, отчеты об оценке и успеваемости учащихся, чтобы понять, как проектно-эвристическая деятельность

интегрируется в образовательный процесс;

- Сравнительные исследования. Исследователи могут сравнивать результаты проектно-эвристической деятельности с результатами традиционных методов обучения. Для этого можно использовать контрольные и экспериментальные группы, чтобы оценить разницу в усвоении знаний и развитии навыков учащихся;

- Кейс-исследования. Кейс-исследования позволяют взглянуть на конкретные проекты и процессы исследования событий в их естественной среде. Такие исследования могут предоставить глубокое понимание конкретных ситуаций и результатов работы над проектами;

- Деловые игры и симуляции. Использование деловых игр и симуляций может помочь исследователям создать контролируемую среду для изучения проектно-эвристической деятельности и ее влияния на различные аспекты образования;

- Контент-анализ. Контент-анализ может быть использован для анализа результатов проектов, презентаций учащихся, а также обратной связи и комментариев со стороны учителей.

Исследование проектно-эвристической деятельности может включать как качественные, так и количественные методы исследования. Важно выбрать соответствующие методы, которые позволят получить наиболее точные и полные данные для понимания влияния этого метода обучения на учащихся и образовательный процесс в целом.

Проектно-эвристическая деятельность предполагает активное участие учеников в планировании своего образовательного процесса и в выборе направления своей работы. Этот метод обучения способствует развитию универсальных компетенций, таких как критическое мышление, самостоятельность, коммуникация, сотрудничество и творческие способности, которые становятся важными для успешной адаптации и профессионального развития учащихся в современном обществе [2].

Сущность проектно-эвристической деятельности заключается в том, что это метод обучения и работы, который ориентирован на развитие творческого мышления и практических навыков учащихся. Про-ектно-эвристическая деятельность представляет собой процесс, включающий

планирование, исследование, творческое решение проблемы или создание продукта и презентацию результатов работы.

К основным характеристикам и сущности проектно-эвристической деятельности можно отнести следующее:

1. Центральное место для учащихся. В проектно-эвристической деятельности ученики становятся активными участниками образовательного процесса. Они предлагают и выбирают темы проектов, определяют цели и планируют свою работу, что обеспечивает глубокое вовлечение в процесс обучения.

2. Реальные задачи и проблемы: проекты представляют собой реальные задачи и проблемы, которые имеют практическую значимость. Ученики решают реальные задачи, что позволяет им применять знания и навыки на практике.

3. Творческий подход: проектно-эвристическая деятельность стимулирует творческое мышление учеников. Они исследуют темы, разрабатывают решения, создают продукты и представляют результаты своей работы, что требует креативности и инноваций.

4. Коллаборация и коммуникация: часто проекты выполняются в группах, что способствует развитию коммуникационных навыков и умению работать в коллективе. Студенты учатся слушать друг друга, обмениваться знаниями и опытом.

5. Учебный процесс на всех его этапах: проектно-эвристическая деятельность охватывает все этапы учебного процесса: от планирования и исследования до создания продукта и презентации результатов. Это помогает студентам получить комплексный опыт и понимание учебного материала.

6. Осознанность и саморефлексия: в ходе работы над проектами ученики могут анализировать свои действия, оценивать свои успехи и учиться на своих ошибках. Это способствует развитию саморефлексии и осознанности в учебной деятельности.

7. Мотивация к обучению: работа над интересными и значимыми проектами повышает мотивацию учащихся к обучению. Они видят цель своей работы и осознают, что их усилия приведут к конкретным результатам.

Проектно-эвристическая деятельность -это учебный метод, ориентированный на создание проектов, которые позволяют

студентам и учащимся исследовать интересующие их темы, решать практические задачи, а также развивать навыки критического мышления, коммуникации и сотрудничества. Основной идеей этого метода является активное вовлечение студентов в процесс обучения, что способствует более глубокому усвоению знаний и лучшему пониманию учебного материала.

Раскроем компоненты и уровни про-ектно-эвристической деятельности. К компонентам относят:

1. Выбор темы проекта: первый шаг в проектно-эвристической деятельности -выбор темы проекта. Учителю предоставляется возможность совместно с учащимися выбрать интересующую всю группу тему, которая станет фокусом исследования и работы на протяжении всего проекта.

2. Исследование и планирование: после выбора темы студенты начинают исследовать предмет и составлять план проекта. Этот этап включает анализ и сбор информации, определение целей и задач проекта, а также планирование шагов, которые понадобятся для его выполнения.

3. Школьный уровень: этот уровень предполагает совместные проекты для всей школы или нескольких классов. Такие проекты могут способствовать формированию единого образовательного сообщества, повышению интереса к обучению и учебной деятельности.

4. Выполнение проекта: этот этап предполагает реализацию плана, проведение исследований, создание продукта или решение задачи в соответствии с поставленными целями. Это может быть создание презентации, видеоролика, исследовательской работы или другого продукта, зависящего от темы проекта.

5. Презентация результатов: когда проект завершен, студенты представляют результаты своей работы перед аудиторией. Это может быть презентация, демонстрация продукта или обсуждение результатов и выводов, полученных в ходе проекта.

6. Оценивание и рефлексия: последний компонент - оценивание проекта и рефлексия. Учителя и учащиеся вместе анализируют выполненную работу, выявляют сильные стороны и возможности для улучшения. Этот этап позволяет студентам оценить свои достижения и определить, что они могут улучшить в будущем.

Уровни проектно-эвристической деятельности:

- Индивидуальный уровень: на этом уровне каждый ученик работает самостоятельно над своим проектом. Это позволяет развивать инициативу, самостоятельность и ответственность, так как студенты должны самостоятельно планировать свою деятельность и принимать решения;

- Групповой уровень: здесь студенты объединяются в группы для совместной работы над проектом. Групповая деятельность способствует развитию коммуникационных навыков, сотрудничества и умению работать в коллективе;

- Классовый (параллельный) уровень: на этом уровне всем ученикам предлагается работать над общей темой или проектом. Это позволяет стимулировать обмен знаний и опытом между студентами, а также создать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи в классе или параллели;

- Школьный уровень: этот уровень предполагает совместные проекты для всей школы или нескольких классов. Такие проекты могут способствовать формированию единого образовательного сообщества, повышению интереса к обучению и учебной деятельности.

Проектно-эвристическая деятельность является мощным инструментом образования, который способствует развитию творческого мышления, самостоятельности, коммуникационных и проблемно-исследовательских навыков учащихся. Этот метод активно вовлекает студентов в учебный процесс и позволяет им применять знания на практике. Применение этого метода имеет ряд преимуществ:

1. Активное обучение. Студенты становятся активными участниками образовательного процесса, что способствует более глубокому усвоению информации и лучшему пониманию учебного материала.

2. Развитие критического мышления. Работа над проектами требует анализа и оценки информации, что способствует развитию критического мышления и способности принимать обоснованные решения.

3. Стимулирование творческого мышления. Ученики придумывают свои собственные идеи и подходы к решению проблем, что развивает их творческое мышление и способность к инновациям.

4. Развитие коммуникационных навыков. Групповая работа над проектами поз-

воляет учащимся развивать коммуникационные навыки, умение слушать и учитывать точки зрения других.

5. Сотрудничество и социализация. Проекты часто выполняются в группах, что способствует развитию умения работать в коллективе и сотрудничать с другими людьми.

6. Мотивация к обучению. Проектно-эвристическая деятельность обычно связана с реальными жизненными задачами или проблемами, что повышает мотивацию учащихся к обучению.

7. Адаптация к современной жизни. Работа над проектами обучает учащихся умениям и навыкам, которые востребованы в современном информационном обществе, таким как поиск и обработка информации, работа в команде, решение сложных задач.

Результаты и обсуждение

В будущем учителю становится особенно важно внедрять проектно-эвристическую деятельность в свою педагогическую практику, чтобы подготовить своих учеников к успешной и полноценной жизни в быстро меняющемся мире. Этот метод обучения помогает развивать ключевые компетенции, необходимые для успешной карьеры и личностного роста, и способствует формированию самостоятельных, креативных и образованных граждан.

Проектно-эвристическая деятельность имеет огромное значение в работе будущего учителя, так как представляет собой современный и эффективный метод обучения, способствующий развитию компе-тентностей, необходимых учителю и учащимся в современном образовательном контексте. Вот несколько аспектов, которые демонстрируют значение проектно-эвристической деятельности:

- Развитие творческого мышления учеников. Проектно-эвристическая деятельность стимулирует творческое мышление у учащихся. Благодаря свободе выбора тем и подходов к решению проблем, ученики учатся находить нестандартные решения и развивать свою креативность;

- Активное участие студентов в образовательном процессе. Этот метод обучения активно вовлекает учащихся в учебный процесс. Они становятся активными участниками, а не пассивными слушателями, что способствует более глубокому

усвоению знаний и умению применять их на практике;

- Развитие коммуникативных навыков. В проектно-эвристической деятельности ученики часто работают в группах, что способствует развитию коммуникационных навыков и умению работать в коллективе. Эти навыки являются важными в профессиональной и личной жизни;

- Стимулирование самостоятельности и ответственности. Ученики, занимающиеся проектами, обычно должны самостоятельно планировать свою работу, принимать решения и выполнять задачи. Это способствует развитию самостоятельности и ответственности за свои действия;

- Применение знаний на практике. Проектно-эвристическая деятельность позволяет учащимся применить полученные знания на практике. Студенты видят реальные результаты своей работы и понимают, как их знания применимы в реальной жизни;

- Мотивация к обучению. Работа над интересными и практическими проектами способствует повышению мотивации учеников к обучению. Они видят цель и смысл своей учебной деятельности, что способствует активному участию и достижению лучших результатов;

- Обучение учащихся решению проблем. Проекты представляют собой реальные задачи, которые требуют поиска решений. Ученики развивают умение анализировать информацию, выявлять проблемы и находить пути их решения;

- Подготовка к современному обществу. Проектно-эвристическая деятельность помогает подготовить учащихся к жизни в современном информационном обществе, где важно уметь самостоятельно обучаться, анализировать информацию и работать в команде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно отметить, что успешная реализация проектно-эвристической деятельности требует подготовки и поддержки со стороны будущего учителя. Учитель должен создавать подходящие условия для работы над проектами, предоставлять необходимые ресурсы и руководство, а также быть готовым поддерживать и мотивировать учащихся на протяжении всего процесса работы.

В результате, проектно-эвристическая деятельность помогает формированию самостоятельных и активных личностей,

которые способны критически мыслить и успешно справляться с вызовами современного мира.

Заключение

В целом, проектно-эвристическая деятельность способствует развитию активных, творческих и самостоятельных личностей, способных успешно применять свои знания и навыки в реальной жизни. Применение проектно-эвристического метода обогащает учебный процесс, раз-

саморазвития. Учебное пособие. Казань, 1994. 247 с.

2. Каптерев П. Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе // Антология педагогическом" мысли России второи" половины XIX -начала XX в. М.: Педагогика, 1990. С. 218-221.

3. Осмоловская И. М. И. Я. Лернер о процессе обучения: современное прочтение // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 3 (39).

4. Салманова Д. А. Проектно-эвристическая деятельность в обучении бакалавров образо-

samorazvitiya [Heuristics for creative self-development]. Study guide. Kazan, 1994. 247 p. (In Russian)

2. Kapterev P. F. Evristicheskaya forma obucheniya v narodnoi'shkole [Heuristic form of education in a folk school]. Anthology of pedagogical thought of Russia in the second half of the XIX - early XX century. Moscow: Pedagogika, 1990. Pp. 218-221 (In Russian)

3. Osmolovskaya I. M. I. YA. Lerner o processe obucheniya: sovremennoe prochtenie I. Ya. [Lerner on the learning process: a modern reading]. Domestic and foreign pedagogy. 2017. No. 3 (39) (In Russian)

4. Salmanova D. A. Proektno-evristicheskaya deyatel'nost' v obuchenii bakalavrov obrazovani-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Магомедова Замира Шахабутдиновна,

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета дошкольного образования, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Россия, Махачкала; e-mail: zamira-m69@mail.ru

Гасанова Диана Имиралиевна, кандидат педагогических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования,

вивает учащихся как личности, обучает их активной деятельности и подготавливает к успешной жизни в современном обществе. Этот метод обучения актуален в современном образовательном контексте, так как он отвечает потребностям современного информационного общества, где важны не только знания, но и умение их применять на практике и решать сложные задачи.

естественных наук. 2020. № 3. С. 49-52.

5. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.

6. Соколов В. Н. Методологические и теоретические основы педагогическои" эвристики: автореф. дисс. ... д-ра. пед. наук. Оренбург, 1999. 46 с.

7. Хуторскои" А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.

of education]. Actual issues of humanities and natural sciences. 2020. No. 3. Pp. 49-52.

5. Skatkin M. N. Sovershenstvovanie processa obucheniya [Improving the learning process]. Moscow, 1971. (In Russian)

6. Sokolov V. N. Metodologicheskie i teoret-icheskie osnovy pedagogicheskoi' evristiki: avtoref. diss. ... d-ra. ped. nauk [Methodological and theoretical foundations of pedagogical heuristics: abstract of the dissertation of Dr. Ped. Sciences]. Orenburg, 1999. 46 p. (In Russian)

7. Khutorskoy A. V. Didakticheskaya evristika: Teoriya i tekhnologiya kreativnogo obucheniya [Didactic heuristics: Theory and technology of creative learning]. Moscow: Moscow State University, 2003. 416 p.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Zamira Sh. Magomedova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, dean of the Faculty of Preschool Education, R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University, Russia, Makhachkala; e-mail: zamira-m69@mail.ru

Diana I. Gasanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, deputy head of the chair of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education, R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala,

Литература

1. Андреев В. И. Эвристика для творческого вания / Актуальные проблемы гуманитарных и

References

1. Andreev V. I. Evristika dlya tvorcheskogo ya [Project-heuristic activity in teaching bachelors

Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Россия, Махачкала; e-mail: gasanovadiana@yandex.ru

Кравцова Лариса Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Россия, Махачкала, ул. Ярагского, 57; e-mail: kravco-vaa49@mail.ru

Russia; e-mail: gasanovadiana@yandex.ru

Larisa A. Kravtsova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Preschool Education, R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University, Russia, Makhachkala; e-mail: kravcovaa49@mail.ru

Работа выполнена по Государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации № 1022040500931-5-5.3.11 на 2023 год в рамках проекта тематики научных исследований «Развитие проектно-эвристической компетентности учителя в системе дополнительного профессионального образования (AGWQ-2023-0008)»

Принята в печать 19.07.2023 г.

The work was carried out according to the State task of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 1022040500931-55.3.11 for 2023 within the framework of the project on the subject of scientific research "Development of project-heuristic competence of teachers in the system of additional vocational education (AGWQ-2023-0008)"

Received 19.07.2023

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.126

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-57-70

Анализ научной продуктивности кафедр университета на основе показателей публикационной активности,

цитируемости и индекса Хирша

© 2023 Омаров О. М., Исмаилов Ш. О., Аннаев Р. И.

Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова,

Махачкала, Россия; e-mail: omar-kadi@yandex.ru, Sharip7@mail.ru, annaev1965@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью статьи является анализ и оценка публикационной активности кафедр факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности (ФФКиБЖ) Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ). Методы: статистический метод, анализ литературы по предмету исследования, сопоставление и обобщение. Результат. В данной работе представлен комплексный анализ публикационной активности профессорско-преподавательского состава факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности ДГПУ за 2018-2022 гг., проведенный на основе базы данных Российского индекса научного цитирования, Информационных материалов к заседанию ученого совета «Основные показатели научно-исследовательской деятельности Дагестанского государственного педагогического университета и его структурных подразделений» за последние 5 лет, а также информационных материалов отчетов заведующих кафедр по научно-исследовательской деятельности за 2022 год. Показана степень адекватности применения количественных и качественных показателей (достоинства и недостатки) публикационной активности профессорско-преподавательского состава кафедр, как ключевых критериев в оценке достижений в научно-исследовательской деятельности. Вывод. Проблема публикационной активности преподавателей высшей школы остается актуальной и требует постоянного внимания. Выявленные по результатам исследования количественные и качественные показатели публикационной активности профессорско-преподавательского состава отражают современное состояние публикационной продуктивности коллективов кафедр ФФКиБЖ. Актуальность результатов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.