Научная статья на тему 'Условия развития проектно-эвристической компетентности педагогов'

Условия развития проектно-эвристической компетентности педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / компетентность / компетенция / проектно-эвристическая компетентность / проектно-эвристическая деятельность / competency-based approach / competence / competence / design-heuristic competence / design-heuristic activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салманова Джамила Абдулкафаровна, Магомедов Шамиль Абдулмажидович

Целью данной статьи является выявление условий развития проектно-эвристической компетентности педагогов. Методы. В рамках написания данной статьи были использованы анализ и синтез данных психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, нормативных документов по инновационным процессам в образовании, обобщение и систематизация передового педагогического опыта. Результаты. Развитие проектно-эвристической компетентности педагога рассматривается нами как сложный интегрированный процесс, направленный на осознание мотивов, потребностей в эффективном использовании средств проектной деятельности в профессиональной сфере, что предполагает овладение теоретическими знаниями и понимание сущности проектирования; практическое овладение способами и средствами достижения и открытия инноваций и новшеств; готовность и способность применять новый профессиональный опыт в осуществлении конкретных практико-ориентированных задач; осознание соответствия уровня своих профессиональных возможностей и умений уровню, необходимому для качественной реализации проектно-эвристической деятельности. Вывод. Поскольку педагоги должны приобрести умения и навыки практической реализации принципов и подходов, а также применять способы и методы реализации проектно-эвристической деятельности в будущей профессиональной сфере. С этих позиций, проектно-эвристическая компетентность является фактором формирования социально значимых знаний и умений, которые создадут основу для дальнейшей успешной профессиональной деятельности и будут способствовать осознанию ими необходимости в постоянной самореализации и самообразовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салманова Джамила Абдулкафаровна, Магомедов Шамиль Абдулмажидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions for the Development of Project-Heuristic Competence of Teachers

The aim of this article is to identify the conditions for the development of project-heuristic competence of teachers. Methods. As part of writing this article, the analysis and synthesis of data from psychological, pedagogical and methodological literature on the problem of research, regulatory documents on innovative processes in education, generalization and systematization of advanced pedagogical experience were used. Results. The development of the project-heuristic competence of the teacher is considered by us as a complex integrated process aimed at understanding the motives, needs for the effective use of the means of project activities in the professional sphere, which involves mastering theoretical knowledge and understanding the essence of design; practical mastery of the ways and means of achieving and discovering innovations and innovations; willingness and ability to apply new professional experience in the implementation of specific practice-oriented tasks; awareness of the compliance of the level of their professional capabilities and skills with the level necessary for the high-quality implementation of design and heuristic activities. Conclusion. Since educators must acquire skills and abilities for the practical implementation of principles and approaches, as well as apply methods and methods for implementing project-heuristic activities in their future professional field. From these positions, project-heuristic competence is a factor in the formation of socially significant knowledge and skills that will create the basis for further successful professional activity and will contribute to their awareness of the need for constant self-realization and self-education.

Текст научной работы на тему «Условия развития проектно-эвристической компетентности педагогов»

••• Известия ДГПУ. Т. 17. №3. 2023

••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 3. 2023

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.017

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-76-79

Условия развития проектно-эвристической

компетентности педагогов

© 2023 Салманова Д. А., Магомедов Ш. А.

Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Махачкала, Россия; e-mail: djamila05@mail.ruJ_sh-mag@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью данной статьи является выявление условий развития проектно-эвристической компетентности педагогов. Методы. В рамках написания данной статьи были использованы анализ и синтез данных психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, нормативных документов по инновационным процессам в образовании, обобщение и систематизация передового педагогического опыта. Результаты. Развитие проектно-эвристической компетентности педагога рассматривается нами как сложный интегрированный процесс, направленный на осознание мотивов, потребностей в эффективном использовании средств проектной деятельности в профессиональной сфере, что предполагает овладение теоретическими знаниями и понимание сущности проектирования; практическое овладение способами и средствами достижения и открытия инноваций и новшеств; готовность и способность применять новый профессиональный опыт в осуществлении конкретных прак-тико-ориентированных задач; осознание соответствия уровня своих профессиональных возможностей и умений уровню, необходимому для качественной реализации проектно-эвристической деятельности. Вывод. Поскольку педагоги должны приобрести умения и навыки практической реализации принципов и подходов, а также применять способы и методы реализации проектно-эвристической деятельности в будущей профессиональной сфере. С этих позиций, проектно-эвристическая компетентность является фактором формирования социально значимых знаний и умений, которые создадут основу для дальнейшей успешной профессиональной деятельности и будут способствовать осознанию ими необходимости в постоянной самореализации и самообразовании.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенция, проектно-эвристическая компетентность, проектно-эвристическая деятельность.

Формат цитирования: Салманова Д. А., Магомедов Ш. А. Условия развития проектно-эвристической компетентности педагогов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 3. С. 76-79. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-76-79

Conditions for the Development of Project-Heuristic Competence of Teachers

© 2023 Dzhamila A. Salmanova, Shamil A. Magomedov

R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: djamila05@mail.ru, sh-mag@mail.ru

ABSTRACT. The aim of this article is to identify the conditions for the development of project-heuristic competence of teachers. Methods. As part of writing this article, the analysis and synthesis of data from psychological, pedagogical and methodological literature on the problem of research, regulatory documents on innovative processes in education, generalization and systematization of advanced pedagogical experience were used. Results. The development of the project-heuristic competence of the teacher is considered by us as a complex integrated process aimed at understanding the motives, needs for the effective use of the means of project activities in the professional sphere, which involves mastering theoretical knowledge and understanding the essence of design; practical mastery of the ways and means of achieving and discovering innovations and innovations; willingness and ability to apply new professional experience in the implementation of specific practice-oriented tasks; awareness of the compliance of the level of their professional capabilities and skills with the level necessary for the high-quality implementation of design and

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

heuristic activities. Conclusion. Since educators must acquire skills and abilities for the practical implementation of principles and approaches, as well as apply methods and methods for implementing project-heuristic activities in their future professional field. From these positions, project-heuristic competence is a factor in the formation of socially significant knowledge and skills that will create the basis for further successful professional activity and will contribute to their awareness of the need for constant self-realization and self-education.

Keywords: competency-based approach, competence, competence, design-heuristic competence, design-heuristic activity.

For citation: Salmanova Dz. A., Magomedov Sh. A. Conditions for the Development of Project-Heuristic Competence of Teachers. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023. Vol. 17. No. 3. Pp. 76-79. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-76-79 (in Russian)

Введение

В существующих социально-экономических условиях модернизация российской системы образовании связана не только с внедрением новых ФГОС общего образования, но и с потребностью современного общества в раскрытии индивидуальных способностей и дарований каждой личности. В рамках этих процессов происходят изменения ценностно-целевых ориентиров профессиональной деятельности педагогов и определяются требования к педагогическому профессионализму. При этом предлагается обновить квалификационные требования и квалификационные характеристики педагогов так, чтобы центральное место в них занимали профессиональные педагогические компетентности [4, с. 261].

С этих позиций возникает необходимость реализации опережающего образования специалиста, способного проектировать ситуации развития участников образовательного процесса средствами своей профессии и осуществлять системные изменения в профессионально-педагогической деятельности. Проектирование выступает в качестве обобщенной трудовой функции, выполнение которой становится необходимым механизмом организации профессиональной деятельности педагога и способствует реализации его проектно-эвристической компетентности, а качество и эффективность напрямую зависят от условий формирования проектно-эвристической компетентности педагога.

Целью данной статьи является выявление условий развития проектно-эвристической компетентности педагогов.

Методы: в рамках написания данной статьи были использованы анализ и синтез данных психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, нормативных документов

по инновационным процессам в образовании, обобщение и систематизация передового педагогического опыта.

Обсуждение и результаты

Современное состояние российского образования с наметившимися тенденциями в его развитии и выдвигает новые требования к профессиональной подготовке педагога и его личностным качествам. В условиях модернизации российского образования современный педагог должен быть профессионально подготовлен к реализации инноваций в образовательной практике. Возникает необходимость организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода, способствующего проектировать ситуации развития и осуществлять системные изменения в профессионально-педагогической деятельности [2, с. 53].

Компетентностный подход в подготовке педагогов нового поколения предусматривает ориентацию на формирование и развитие у них готовности эффективно выполнять функции и определенные задачи и в своей профессиональной сфере. Комплекс компетенций педагога включать общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. При этом выделяя проектно-эвристическую компетенцию педагога как общепрофессионального компонента комплекса компетенций, предполагается развитие проектного сознания, проектного мышления, способности и готовности к проектной работе. Это подразумевает, что проектно-эвристическую компетенцию можно определить не только как профессионально значимую характеристику субъекта деятельности, но и как личностно значимое качество индивида. Ведь проектное сознание и проектное мышление - это сформированное отношение к любой задаче (учебной или научной, теоретической или практической, профессиональной или не

••• Известия ДГПУ. Т. 17. №3. 2023

••• DSPU JOURNAL Уо!. 17. N0. 3. 2023

связанной с профессиональной деятельностью) как к проекту [1, с. 12].

Развитие проектно-эвристической компетентности педагога рассматривается нами как сложный интегрированный процесс, направленный на осознание мотивов, потребностей в эффективном использовании средств проектной деятельности в профессиональной сфере, что предполагает овладение теоретическими знаниями и понимания сущности проектирования; практическое овладение способами и средствами достижения и открытия инноваций и новшеств; готовность и способность применять новый профессиональный опыт в осуществлении конкретных практико-ориентированных задач; осознание соответствия уровня своих профессиональных возможностей и умений уровню, необходимому для качественной реализации проектно-эвристической деятельности.

Анализ проблем развития проектно-эвристической компетентности педагога в процессе профессиональной подготовки позволил отметить, что одной из главных характеристик данного процесса является реализация определенных условий. Они определяются как целенаправленный отбор проектирования процедур и применения определенной системы элементов содержания, методов (приемов), форм организации обучения для обеспечения готовности педагога к осуществлению проект-но-эвристической деятельности в профессиональной сфере [5, с. 134].

К данным условиям, способствующим эффективному развитию проектно-эвристической компетентности учителя, относятся:

- самоактулизация личностного опыта учителя в процессе реализации проектной компетентности;

- создание мотивационного поля, способствующего развитию у учителя интереса к проектной деятельности;

- обучение в сотрудничестве и сотворчестве;

- реализация педагогического мониторинга развития проектно-эвристической компетентности.

Представленные условия составляют единую систему, которая характеризуется наличием компонентов для достижения готовности педагога к осуществлению про-ектно-эвристической деятельности в практике профессиональной работы [3, с. 53].

Реализация очерченных приоритетных условий обеспечит организацию образовательного процесса, в котором будут охвачены все стадии проектно-эвристической деятельности от постановки цели и практического выполнения проектных операций до осуществления мониторинга результативности выполнения, самоконтроля и, наконец, самооценки. В рамках такой организации проходит реализация нескольких этапов: знакомство с новым видом деятельности; осознание его содержания; начальное овладение им; впоследствии - самостоятельная разработка собственных проектов. При этом формируются проектные умения и способность выполнять проектные действия, которые могут проявляться на разных уровнях знания, в соответствии со степенью владения педагогом проектно-эвристической деятельностью.

Конечной целью развития проектно-эвристической компетентности является способность педагога эффективно применить соответствующие знания и умения в практических ситуациях своей будущей профессиональной деятельности, самостоятельно приобретать знания, а также формирование стремления к постоянному самообразованию.

Вывод

Таким образом, анализируя разнообразные подходы развития проектно-эвристической компетентности педагога как одного из весомых составляющих профессиональной компетентности и учитывая специфику проектно-эвристической деятельности, мы пришли к выводу, что к необходимым педагогическим условиям относятся учет технологического компонента проектной компетентности и овладение средствами достижения для открытия инноваций и новшеств. Поскольку педагоги должны приобрести умения и навыки практической реализации принципов и подходов, а также применять способы и методы реализации проектно-эвристической деятельности в будущей профессиональной сфере.

С этих позиций, проектно-эвристическая компетентность является фактором формирования социально значимых знаний и умений, которые создадут основу для дальнейшей успешной профессиональной деятельности и будут способствовать осознанию ими необходимости в постоянной самореализации и самообразовании.

Психолого-педагогические науки ••• 79

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Литература

1. Болотов В. А. Компетентностная модель: 4. Митяева A. M. Компетентностно-

от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № Ю. С. 8-14.

2. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51-55.

3. Иванова Л. В. Дидактические механизмы развития проектной компетентности учителя: учебно-методическое пособие. Орел: изд-во ОГОУ ДПО (ПК) специалистов «Орловский институт усовершенствования учителей», 2014. 64 с.

ot idei k obrazovatel'noj programme [Competence model: from an idea to an educational program]. Pedagogy. 2003. No. Yu. Pp. 8-14. (In Russian)

2. Vvedensky V. N. Modelirovanie profession-al'noj kompetentnosti pedagoga [Modeling of professional competence of a teacher]. Pedagogy. 2003. No. 10. Pp. 51-55. (In Russian)

3. Ivanova L. V. Didakticheskie mekhanizmy razvitiya proektnoj kompetentnosti uchitelya: uchebno-metodicheskoe posobie [Didactic mechanisms for the development of a teacher's project competence: an educational and methodological manual]. Orel: OGO DPO (PC) of spe-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Салманова Джамила Абдулкафаровна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова (ДГПУ им. Р. Гамзатова), Махачкала, Россия; е-mail: djamila05@mail.ru.

Магомедов Шамиль Абдулмажидович, кандидат педагогических наук, доцент, декан, факультет профессионально-

педагогического образования, ДГПУ им. Р. Гамзатова, Махачкала, Россия; sh-mag@mail.ru

Работа выполнена по Государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации № 1022040500931-5-5.3.1. на 2023 год в рамках проекта тематики научных исследований «Развитие проектно-эвристической компетентности учителя в системе дополнительного профессионального образования (AGWQ-2023-0008)»

проектная модель высшего образования в условиях его модернизации в России // Ученые записки Орловского государственного университета. Орел, ОГУ. № 2. 2011. С. 258-265.

5. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 132-135.

2014. 64 c. (In Russian)

4. Mityaeva A. M. Kompetentnostno-proektnaya model' vysshego obrazovaniya v usloviyah ego modernizacii v Rossii [Competence-project model of higher education in the conditions of its modernization in Russia]. Scientific notes of Orel State University. Orel, OSU. No. 2. 2011. Pp. 258-265. (In Russian)

5. Tatur Yu. G. Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki specialista [Competence in the structure of the quality model of specialist training]. Higher education today. 2004. No. 3. Pp. 132-135. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Dzhamila A. Salmanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University (R. Gamzatov DSPU), Makhachkala, Russia; е-mail: djamila05@mail.ru Shamil A. Magomedov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, Dean of the Faculty of Professional and Pedagogical Education, R. Gamzatov DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: sh-mag@mail.ru

The work was carried out according to the State Task of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 1022040500931-55.3.1. for 2023 within the framework of the research topic project "Development of design-heuristic competence of teachers in the system of additional professional education (AGWQ-2023-0008)i"

References

1. Bolotov V. A. Kompetentnostnaya model': cialists "Orel Institute of Teacher Improvement",

Принята в печать 04.09.2023 г.

Received 04.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.