Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.147
DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-102-106
Концептуальная модель подготовки магистранта образования к проектно-эвристической деятельности
Салманова Д. А., Чупанов А. Х.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, e-mail: [email protected], [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель - исследовать процесс использования концептуальной модели в подготовке магистрантов образования к проектно-эвристической деятельности в условиях современной образовательной среды, с учетом реалий набора студентов на программы магистратуры. Методы. Изучение научной литературы посвящённой концептуальной модели подготовки магистранта к проектно-эвристической деятельности, анализ и обобщение полученных выводов. Результат. Приведена характеристика компонентов проектно-эвристической деятельности, выделены ключевые виды педагогической работы при данной деятельности, обоснован механизм использования концептуальной модели в подготовке магистранта образования к проектно-эвристической деятельности, установлены условия организации про-ектно-эвристической деятельности. Вывод. Концептуальная модель позволяет готовить магистранта образования к осуществлению проектно-эвристической деятельности.
Ключевые слова: магистратура, магистрант образования, проектно-эвристическая деятельность, модель подготовки магистрантов.
Формат цитирования: Салманова Д. А., Чупанов А. Х. Концептуальная модель подготовки магистранта образования к проектно-эвристической деятельности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 1. С. 102-106. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-102-106_
Conceptual Model of Education Graduate's Preparation
for Project-Based Heuristic Activity
Dzhamila A. Salmanova, Abdula Kh. Chupanov
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of the article is to study the process of using the conceptual model in preparing the graduates of education for the project-based heuristic activities in the modern educational environment, considering the realities of recruiting students for master's programs. Methods. Study of scientific literature devoted to the conceptual model of preparation of the graduates for project-heuristic activity, analysis and generalization of the obtained conclusions. Result. The authors of the article describe the components of project-heuristic activity, highlight the key types of pedagogical work in this activity, substantiates the mechanism of using the conceptual model in preparing a graduate of education for project-heuristic activity, set the conditions for organizing project-heuristic activity. Conclusions. The conceptual model makes it possible to prepare the graduate to carry out project-based heuristic activities.
Keywords: master's degree programme, graduate in education, project-heuristic activity, model of graduates' training.
For citation: Salmanova D. A., Chupanov A. Kh. Conceptual Model of Education Graduate's Preparation for Project-Based Heuristic Activity. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 1. Pp. 102-106. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-102-106 (In Russian)
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
Введение
Современное представление о процессе подготовки выпускников базируется на видении сложности образовательных процессов. Одной из причин, определяющих сложность образовательных процессов, является ситуация, складывающаяся вокруг процесса набора будущих магистрантов. Так, студенты, поступающие на направление подготовки «педагогика», не всегда имеют специализированную подготовку, т. е. не все поступающие ранее окончили программу подготовки бакалавриата по направлению подготовки «педагогика». Не редки случаи продолжения обучения в магистратуре студентов, ранее получивших степени укрупненного социально-гуманитарного направления, отличного от педагогики. Нельзя исключать и случаи получения степени магистра педагогики выпускниками технических специальностей.
Между тем, подобное положение вещей не является результатом простого изменения законодательства ради его изменения под требования болонского процесса, а отражает реально сложившуюся обстановку в сфере педагогической работы. Современному педагогу необходимо обладать не только знаниями в собственной профессиональной сфере, но и обладать навыками, получить которые можно путем получения педагогического образования и соответствующего педагогического опыта. Учитывая данное обстоятельство, мы не можем не отметить, что процесс подготовки магистров образования к соответствующей педагогической деятельности должен учитывать данную особенность работы со студентами. Л. И. Лебедева, например, прямо указывает на тот факт, что программы магистратуры выстроены таким образом, чтобы обеспечить подготовку не просто студентов, обладающих минимальным набором теоретических знаний, но и взрослых, имеющих опыт практической деятельности [5].
Цель - исследовать процесс использования концептуальной модели в подготовке магистрантов образования к проектно-эвристической деятельности в условиях современной образовательной среды, с учетом реалий набора студентов на программы магистратуры.
Методы - изучение научной литературы посвящённой концептуальной модели
подготовки магистранта к проектно-эвристической деятельности, анализ и обобщение полученных выводов.
Результаты и обсуждение
Особое значение в педагогической деятельности сегодня играет использование эвристических методов обучения, что требует от учебного заведения задачи развития данных навыков у обучающихся, прежде всего, выраженных в способности к проектированию эвристических методов обучения. Среди исследователей, отмечающих особую важность обучения проектным навыкам будущих магистров образования особенным образом, можно выделить А. Г. Козлову, Г. А. Компанейцову [3; 4]. При этом, интерес в научном педагогическом сообществе существует и к проблематике, связанной с эвристикой. Среди исследователей проблем эвристики можно выделить таких исследователей как В. И. Андреева, П. Ф. Каптерева, В. Н. Соколова, А. В. Хуторского и целый ряд иных исследователей [1; 7; 9].
Обучение же студентов педагогических специальностей использованию проектно-эвристических методов обучения является одной из сложнейших процедур, учитывая и творческую составляющую подобной педагогической деятельности. Но, если в случае формирования соответствующих навыков у студентов бакалавриата мы можем с уверенностью утверждать, что обучение методам проектно-эвристической педагогической деятельности подразумевает использование возможности комплексного обучения педагогическим навыкам, то в случае с обучением магистров по направлению подготовки «педагогика», мы можем констатировать, что очевидно, в процессе подготовки будет недостаточно отведенного для обучения времени. Однако, проблемы в отсутствии соответствующего времени могут быть нивелированы наличием у обучающихся в магистратуре практических навыков и определенного опыта.
Для решения задачи подготовки магистров, очевидно, необходим теоретический массив, который определяла бы концептуальная модель подготовки магистра образования к проектно-эвристической деятельности. Данная концептуальная модель, воплощённая на практике, будет способствовать формированию навыков проект-но-эвристической деятельности или поз-
волит совершенствовать уже имеющиеся у магистрантов профессиональные навыки.
Компонентами проектно-эвристической деятельности педагога можно считать:
1. Мотивационно-ценностный компонент. Данный компонент представляет собой комплекс установок, определяющих потребность в использовании проектно-эвристических методов в практической деятельности. Обычно, данный компонент включает личностные ориентиры педагога, потребности, цели.
2. Рефлексивно-оценочный компонент. Данный компонент представляет собой соизмерение собственных возможностей с задачами, которые стоят перед педагогом.
3. Содержательный компонент. Данный компонент представляет собой знания и информацию (в сущности, являющиеся частью программы), которые педагогу необходимо использовать в процессе использования методов проектно-эвристической деятельности.
4. Организационно-технологический компонент, представляющий собой технологическое оснащение, необходимое для организации педагогической деятельности и использования методов проектно-эвристической педагогической деятельности.
Соответственно, в процессе подготовки к использованию методов проектно-эвристической деятельности в педагогической практике будущих магистров необходимо обучить использованию данных элементов, разработке программы обучения посредством использования эвристических методов обучения. Среди педагогических инструментов, имеющихся у сотрудников учебных заведений, можно выделить не так много практик, которые могут позволить обучить использованию данных методов, среди которых можно выделить:
- обучение планированию образовательной деятельности, необходимое для организации образовательного процесса будущим педагогом. Обучение данному виду деятельности возможно исключительно в условиях обучения систематизации педагогических практик;
- обучение работе с творческой составляющей процесса обучения магистров, необходимой для расширения возможностей проработки содержательного компонента обучения в условиях использования эвристических методов обучения;
- использование методов эвристического обучения, необходимых для закрепле-
ния умения практического применения навыков проектно-эвристической деятельности.
Равноценные между собой методы работы со студентами, в совокупности позволят обеспечить формирование навыков проектно-эвристической деятельности или расширение навыков использования про-ектно-эвристических методов работы. Использование эвристических методов в процессе обучения будущих магистров происходит преимущественно через лабораторные и практические работы, проектные и проблемные задачи, включающие в себя специфическое (нестандартное) решение ситуационных вопросов даже в большей степени, чем это необходимо студентам программ подготовки бакалавров [ 6].
В процессе обучения студентов-магистров приобретает особое значение и обучение научно-исследовательской деятельности путем использования различных форм самостоятельных работ, преимущественно таких как выполнение научно-исследовательских проектов, исследовательских задач, курсовых работ и диссертационных исследований, в сущности, являющихся проектами. По нашему мнению, укрепленному в процессе практической работы по развитию навыков проектно-эвристической деятельности с магистрантами, эвристическая составляющая про-ектно-эвристической деятельности возможна в условиях использования проектов, позволяющих им развивать креативные навыки.
Согласно нашему осмыслению, «про-ектно-эвристическая деятельность» -сложная своеобразная деятельность, нацеленная на разрешение трудностей и проблемных вопросов, формирование проблематичных модификации" и отбор методов приближенного мышления, исследование специфических раскладов к разрешению вопросов и управлению с поддержкой приспособления информативной взаимосвязи.
Примечательно, что в качестве основных подходов для развития навыков проектной составляющей проектно-эвристической деятельности используются субъектно-ориентированный и практико-ориентированный подход. Вместе с этим, как отмечает Р. Р. Хайрутдинов, использование данных методов в процессе подготовки магистрантов требует разработки
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
конкретных методов обучения, в соответствии с особенностями работы с конкретными группами, исходя из уровня их подготовки к практической педагогической деятельности [8].
Вывод
Исходя из всего сказанного ранее, мы можем заключить, что проектно-эвристическая деятельность будущих магистров, учитывая практическую направ-
рование учебно-исследовательской деятельности. М. : Высшая школа, 1981. 240 с.
2. Качалов А. В. Педагогическая эвристика как средство формирования творческой самостоятельности студентов // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 4-2. С. 181-183.
3. Козлова А. Г. Проблемы конструирования содержания магистерского образования (на материале магистратуры «Духовно-нравственное воспитание») // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013. № 155. С. 110-118.
4. Компанеицева Г. А. Проектный" подход: понятие, принципы, факторы эффективности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 363-368.
[Heuristic programming of educational and research activities]. Moscow, Vysshaya Shkola Publ., 1981. 240 p. (In Russian)
2. Kachalov A. V. Pedagogical heuristics as a means of forming students' creative independence. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperi-mental'nogo obrazovaniya [International journal of experimental education]. 2017. No. 4-2. P. 181183. (In Russian)
3. Kozlova A. G. Problems of designing the content of master's education (based on the material of the master's program "Spiritual and moral education"). Izvestiya Rossijskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Ger-cena [Proceedings of the A. I. Herzen Russian State Pedagogical University] 2013. No. 155. Pp. 110-118. (In Russian)
4. Comparative G. A. Project approach: the concept, principles, effectiveness factors. Nauch-no-metodicheski" elektronnyi zhurnal «Koncept» [Scientific and methodological electronic journal
ленность их обучения, может формироваться исключительно через развитие навыков проектной деятельности, творческой деятельности и апробации на себе использования данных методов. Использование методов проектов, при этом будет способствовать закреплению представлений о важности каждого из структурных компонентов проектно-эвристической деятельности, представленных выше.
го образования в отечественной высшей школе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 6. С. 79-84.
6. Салманова Д. А. Проектно-эвристическая деятельность в обучении бакалавров образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2020. № 3. С. 49-52.
7. Соколов В. Н. Педагогическая эвристика: учебное пособие для студентов вузов. М. : Аспект пресс, 1995. 254 с.
8. Хайрутдинов Р. Р. Проектно-ориентированный подход в подготовке современных магистрантов в университете // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. С. 65-74.
9. Эвристическое обучение. Исследования / под ред. А. В. Хуторского. М. : Эйдос; Изд-во ИОЧ, 2012. Т. 2. 198 с.
5. Lebedeva L. I. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Features of master's education in the Russian higher school]. 2008. No. 6. Pp. 79-84. (In Russian)
6. Salmanova D. A. Project-heuristic activity in training of bachelors of education. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Actual problems of humanities and natural Sciences]. 2020. No. 3. Pp. 49-52. (In Russian)
7. Sokolov V. N. Pedagogicheskaya evristika: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Pedagogical heuristics: textbook for university students]. Moscow, Aspekt Press Publ., 1995. 254 p. (In Russian)
8. Khairutdinov R. R. Project-oriented approach in training of modern graduates at the university. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2019. No. 2. Pp. 65-74. (In Russian)
9. Evristicheskoe obuchenie. Issledovaniya [Heuristic training. Investigations]. Ed. by A. V.
Литература:
1. Андреев В. И. Эвристическое программи- 5. Лебедева Л. И. Особенности магистерско-
References
1. Andreev V. I. Evristicheskoe programmiro- "Concept"]. 2016. Vol. 17. Pp. 363-368. (In Rus-vanie uchebno-issledovatel'skoj deyatel'nosti sian)
Khutorsky. Moscow, Eydos Publ.; IHE Publ., 2012.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Салманова Джамила Абдулкафаровна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Чупанов Абдулла Хизриевич, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: achu-68@mail
Принята в печать 14.01.2020 г.
198 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT THE AUTHO RS Affiliations Dzhamila A. Salmanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Abdulla Kh. Chupanov, Doctor (Pedagogy), professor, the chair of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Received 14.01.2020.
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378
DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-106-111
Роль толерантности в профессиональной деятельности будущего психолога
Цуруев Ш. Ш.
Министерство образования и науки Чеченской Республики, Грозный, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель - изучить сущность толерантности и ее роли в профессиональной деятельности будущего психолога. Методы. Анализ научно-методической литературы, обобщение, наблюдение. Результат. В статье выявлена роль толерантности в профессиональной деятельности будущего психолога. Вывод. В статье сделан вывод о том, что толерантность, прежде всего, терпимость к мнению и поступкам посторонних людей. Толерантность является важным и многогранным понятием, которое изучается многими учеными. Основным пониманием толерантности является ее право людей на любые отличия. Такими отличиями может считаться национальность, пол, вероисповедание и другие отличия людей. Толерантность - это, прежде всего, принятие другого человека таким, каков он есть, уважение его. Толерантность, бесспорно, относиться к позитивному социальному феномену, так как она открывает психологу поле для бесспорного осуждения, так и определенное поле для примирения с ним.
Ключевые слова: толерантность, толерантное восприятие, личность, будущий психолог.
Формат цитирования: Цуруев Ш. Ш. Роль толерантности в профессиональной деятельности будущего психолога // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 1. С. 106-111. РР!: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-106-111