Научная статья на тему 'Совершенствование содержания ФГОС как ключевой элемент развития правовых компетенций выпускников педагогических направлений подготовки'

Совершенствование содержания ФГОС как ключевой элемент развития правовых компетенций выпускников педагогических направлений подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая компетентность / педагогические высшие учебные заведения / правовые компетенции / правовые знания / правовые навыки и умения / ФГОС / legal competence / pedagogical higher educational institutions / legal competencies / legal knowledge / legal skills and abilities / Federal State Educational Standards

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чупанов Абдулла Хизриевич, Салманова Джамила Абдулкафаровна, Хагажеев Мирбек Асланович

Целью данной статьи является формулирование предложений по совершенствованию содержания федеральных государственных образовательных стандартов с точки зрения обеспечения более эффективного формирования правовых компетенций выпускников педагогических направлений подготовки. Методы. В основе данного исследования лежит изучение научной литературы, посвящённой проблеме правовой компетентности, нормативных правовых актов и собственной педагогической практики, что позволило выдвинуть предложения по совершенствованию содержания ФГОС ВО по педагогическим направлениям подготовки. Результаты. В статье представлен анализ существующего правового регулирования в содержании ФГОС ВО и практики развития правовых компетенций при подготовке студентов педагогических направлений на примере программ бакалавриата и магистратуры «Психолого-педагогическое образование». Выводы. В результате проделанной работы был предложен комплекс мер по адаптации к текущим условиям развития правовых компетенций выпускников педагогических направлений подготовки и перспективные шаги по совершенствованию правового регулирования подготовки выпускников вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чупанов Абдулла Хизриевич, Салманова Джамила Абдулкафаровна, Хагажеев Мирбек Асланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the Content of Federal State Educational Standards as a Key Element in the Development of Legal Competencies of Graduates of Pedagogical Training Directions

The aim of this article is to formulate proposals for improving the content of federal state educational standards in terms of ensuring a more effective formation of legal competencies of graduates of pedagogical training directions. Methods. The basis of this study is the examination of scientific literature devoted to the problem of legal competence, regulatory legal acts, and personal pedagogical practice, which allowed us to put forward proposals for improving the content of the Federal State Educational Standards for Higher Education in pedagogical training directions. Results. The article presents an analysis of the existing legal regulation in the content of the Federal State Educational Standards for Higher Education and the practice of developing legal competencies in the training of students in pedagogical directions using the example of bachelor's and master's programs in Psychological and Pedagogical Education. Conclusion. As a result of the work carried out, a set of measures for adapting the development of legal competencies of graduates of pedagogical training directions to current conditions and prospective steps for improving the legal regulation of training graduates of higher education institutions was proposed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование содержания ФГОС как ключевой элемент развития правовых компетенций выпускников педагогических направлений подготовки»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 373.1

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-4-53-58

Совершенствование содержания ФГОС как ключевой элемент развития правовых компетенций выпускников педагогических направлений подготовки

©2023 Чупанов А. Х., Салманова Д. А., Хагажеев М. А.

Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Махачкала, Россия; e-mail: achu-68@mail.ru, djamila05@mail.ru,

mkhagazheev@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Целью данной статьи является формулирование предложений по совершенствованию содержания федеральных государственных образовательных стандартов с точки зрения обеспечения более эффективного формирования правовых компетенций выпускников педагогических направлений подготовки. Методы. В основе данного исследования лежит изучение научной литературы, посвящённой проблеме правовой компетентности, нормативных правовых актов и собственной педагогической практики, что позволило выдвинуть предложения по совершенствованию содержания ФГОС ВО по педагогическим направлениям подготовки. Результаты. В статье представлен анализ существующего правового регулирования в содержании ФГОС ВО и практики развития правовых компетенций при подготовке студентов педагогических направлений на примере программ бакалавриата и магистратуры «Психолого-педагогическое образование». Выводы. В результате проделанной работы был предложен комплекс мер по адаптации к текущим условиям развития правовых компетенций выпускников педагогических направлений подготовки и перспективные шаги по совершенствованию правового регулирования подготовки выпускников вузов.

Ключевые слова: правовая компетентность, педагогические высшие учебные заведения, правовые компетенции, правовые знания, правовые навыки и умения, ФГОС.

Формат цитирования: Чупанов А. Х., Салманова Д. А., Хагажеев М. А. Совершенствование содержания ФГОС как ключевой элемент развития правовых компетенций выпускников педагогических направлений подготовки // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 4. С. 53-58. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-4-53-58

Improvement of the Content of Federal State Educational Standards as a Key Element in the Development of Legal Competencies of Graduates of Pedagogical Training Directions

©2023 Abdula Kh. Chupanov, Dzhamila A. Salmanova, Mirbek A. Khagazheev

R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: achu-68@mail.ru, djamila05@mail.ru,

mkhagazheev@yandex.ru

ABSTRACT. The aim of this article is to formulate proposals for improving the content of federal state educational standards in terms of ensuring a more effective formation of legal competencies of graduates of pedagogical training directions. Methods. The basis of this study is the examination of scientific literature devoted to the problem of legal competence, regulatory legal acts, and personal pedagogical practice, which allowed us to put forward proposals for improving the content of the Federal State Educational Standards for

••• Известия ДГПУ. Т. 17. №4. 2023

••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 4. 2023

Higher Education in pedagogical training directions. Results. The article presents an analysis of the existing legal regulation in the content of the Federal State Educational Standards for Higher Education and the practice of developing legal competencies in the training of students in pedagogical directions using the example of bachelor's and master's programs in Psychological and Pedagogical Education. Conclusion. As a result of the work carried out, a set of measures for adapting the development of legal competencies of graduates of pedagogical training directions to current conditions and prospective steps for improving the legal regulation of training graduates of higher education institutions was proposed.

Keywords: legal competence; pedagogical higher educational institutions; legal competencies; legal knowledge; legal skills and abilities, Federal State Educational Standards.

For citation: Chupanov A. Kh., Salmanova Dz. A., Khagazheev M. A. Improvement of the Content of Federal State Educational Standards as a Key Element in the Development of Legal Competencies of Graduates of Pedagogical Training Directions. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023. Vol. 17. No. 4. Pp. 53-58. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-4-53-58 (in Russian)

Введение

Все чаще и чаще от выпускников высших педагогических учебных заведений требуются знания, умения и навыки, которые являются принципиально важными. Так, например, принципиально важными для педагогической практики можно считать навыки, связанные с решением конфликтных ситуаций, опыт ведения административно-управленческой документации, навыки коммуникации с учетом содержания различных правовых норм. Именно поэтому, принципиально важным можно считать наличие у практикующих педагогов правовой компетентности. Как мы видим, профессиональным сообществом сделаны важнейшие шаги, которые определяют возможность формирования правовой компетентности. Однако до сих пор остаются сложные вопросы, решение которых требуется с позиций необходимости обеспечения развития правовой компетентности выпускников высшего педагогического образовательного учреждения.

При этом, очевидно, что далеко не всегда содержание правовой базы, регулирующей образовательный процесс в высших педагогических учебных заведениях, отвечает потребностям развития правовой компетентности выпускников, которым предстоит уже в собственной практике обеспечивать образовательный и воспитательный процесс. Именно поэтому мы можем сосредоточиться на текущем содержании ФГОС и предложить механизмы совершенствования правовой базы для обеспечения развития правовой компетентности выпускников вузов.

Степень разработанности проблематики

Множество противоречий, существующих в понимании правовых компетенций,

отражают и проблемы развития теоретического представления о правовых компетенциях педагога, и о практических проблемах формирования правовых компетенций будущих педагогов, на что справедливо указывает, например, В. К. Довгяло [1]. Существуют исследования, посвященные изучению конкретных противоречий. Так, например, Е. К. Кибизова прямо указывает на наличие противоречия между требуемым высоким уровнем развития правовой компетентности выпускников высших педагогических учреждений и низким уровнем развития правовых компетенций выпускников [2]. Существуют и противоречия, связанные с пониманием самой категории «правовая компетентность» как таковой. Так, например, мы можем отметить абстрактность определений, которые даются, например, в работах П. Д. Гаджиева [3] и Н. Н. Гладченкова [4]. Существуют и иные трактовки правовой компетентности, которые, в противовес абстрактности определений, формулируют определение конструкта в качестве «результата овладения правовыми компетенциями, которые включают знания, умения и опыт правоприменения в профессиональной деятельности».

Законодатель и регулирующие данную сферу общественных отношений ответственные органы государственной власти и вовсе обходят вопрос использования категории «профессиональные компетенции» стороной в содержании ФГОС как ключевого документа, регулирующего образовательный процесс. При этом, как справедливо отмечают А. Д. Бабаева и М. Д. Бабаев, на лицо противоречие, связанное с расхождением между общим содержанием образовательной программы, в части, связанной с правовыми знаниями, и необходимо-

стью развития правовых навыков и умений, необходимых выпускникам педагогических вузов [5].

Между тем, мы можем обратить внимание, что согласно результатам исследований ожиданий от педагогов, достаточно часто от них ждут профессионализма [6], который не в последнюю очередь связан с возможностью решения конфликтных ситуаций, реализацией образовательных задач, в рамках образовательных стандартов и решением целого ряда иных профессиональных задач.

Результаты исследования

Обобщенно, можно констатировать, что компетентность, представляет собой результат образовательной и практической деятельности носителя компетенций, которые в случае с правовой компетентностью включают общие и профессиональные знания права, умения и навыки правоприменительной деятельности в рамках профессиональной деятельности. Отталкиваясь от данного представления, мы можем обратить внимание на содержание ФГОС, как ключевого документа, регулирующего образовательный процесс при подготовке будущих педагогов.

В данном случае, обращаясь к структуре компетентности выпускников, мы можем констатировать, что содержание компетентности определяется содержанием:

- универсальных компетенций;

- общепрофессиональные компетенции;

- профессиональные компетенции.

Первые две компетенции формируются

в рамках требований, устанавливаемых ФГОС, третий вид компетенций (профессиональные компетенции) формируются в рамках стандартов, определяемых самими учебными заведениями, с учетом тех возможностей, которые имеются у учебных заведений.

Учитывая специфику потребностей в правовых компетенциях, вполне очевидным мы можем считать потребность в регулировании элементов, определяющих правовую компетентность в рамках первых двух видов компетенций - универсальных компетенций и общепрофессиональных компетенций. Однако в содержании стандартов подготовки выпускников бакалавриата по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» [7] мы находим указание формирования

правовых и этических основ профессиональной деятельности в рамках общепрофессиональных компетенций. Компетенция с кодом ОПК-1 подразумевает формирование у обучающихся способности к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.

Таким образом, мы можем обратить внимание, что профессиональная составляющая правовой компетентности, таким образом, определяется в содержании общепрофессиональных компетенций. Подобное обстоятельство контрастирует с тем обстоятельством, что формирование правовой компетентности осуществляется преимущественно за счет преподавания обучающимся по программам бакалавриата общеправовых основ, в рамках курсов «Право» или иных курсов, в целом, сосредоточенных на общих, фундаментальных основах права. Подобное обстоятельство, мы считаем, отражает реально существующее противоречие, связанное с потребностью в формировании профессиональных правовых знаний, навыков и умений.

С другой стороны, разработчик образовательного стандарта не предусматривает формирование элементов общеправовой составляющей правовой компетентности. Так, в перечне УК мы встречаем только отдельные элементы, к которым мы можем отнести:

- разработку и реализацию проектов (УК-2);

- гражданская позиция (УК-10).

В данном случае первая компетенция «Разработка и реализация проектов - УК-2», очевидно, с точки зрения содержания, в скромной мере связана с общеправовыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выпускников вузов. Содержание компетенции «Гражданская позиция -УК-10», в тексте Приказа, определяющего ФГОС, оказывается связанной с формированием нетерпимого отношения к коррупционному поведению. Подобный подход, как мы считаем, не только не отражает все содержание категории «гражданская позиция», но, учитывая и потенциал универсальных компетенций, не позволяет раскрыть существующую практику обучения бакалавров общим основам права.

Аналогичную проблему мы можем обнаружить в случае с содержанием ФГОС,

••• Известия ДГПУ. Т. 17. №4. 2023

••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 17. N0. 4. 2023

устанавливающим ключевые основы процесса обучения магистрантов по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» [8], с точки зрения содержания общепрофессиональных компетенций. С другой стороны, мы видим, что содержание ФГОС не устанавливает содержание универсальных компетенций, которые бы определяли возможность формирования правовой компетентности. В данном случае, в перечне универсальных компетенций отсутствует формулировка, которая была выделена для бакалавров. Между тем, потребность в расширении правовой компетентности выпускников магистратуры растет, учитывая важность научно-исследовательской профессиональной деятельности, которая является уникальным элементом профессиональной подготовки магистров. Таким образом, создание условий путем совершенствования ключевого нормативного правового акта, определяющего подготовку выпускников педагогических направлений подготовки, позволит обеспечивать реализацию ключевых принципов построения системы профессионального образования [9].

Выводы

Отталкиваясь от всего описанного выше, и прежде всего противоречий между содержанием компетенций, установленных в нормативных правовых актах и требуемых от выпускников педагогических вузов компетенций, мы видим возможным совершенствование законодательного регулирования процесса обучения выпускников по программе 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование». Так, мы можем предложить конкретизировать содержание компетенции УК-10 «Гражданская позиция»

1. Довгяло В. К. К вопросу о формировании правовой компетентности педагога в педагогических организациях высшего образования // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2022. №1. С. 156-162.

2. Кибизова Е. К. Формирование правовой компетентности выпускников высшего педагогического образовательного учреждения // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3(70). С. 262-263.

3. Гаджиева П. Д. Актуальные вопросы подготовки будущего учителя права в условиях педагогического университета. Мир науки, культуры, образования. 2017. Т. 63. № 2. С. 10-11.

следующим образом: «Способен использовать правовые знания, умения и навыки в различных областях жизнедеятельности, руководствоваться принципами права и содержанием нормативных правовых актов». Подобный подход, как мы считаем, возможно использовать не только в рамках регулирования образовательного процесса при подготовке бакалавров психолого-педагогического образования, но и в рамках обучения выпускников бакалавриата по иным направлениям подготовки.

В это же время, очевидно, что требуется закрепление значения правовой компетенции, как важной части профессиональной компетентности выпускников магистратуры по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование». С учетом того обстоятельства, что научно-исследовательская деятельность является уникальным видом деятельности, который способны реализовывать выпускники магистратуры, мы можем отметить принципиальную важность учета правового содержания универсальной компетентности. Так, мы можем предложить в содержание категории универсальных компетенций внести УК-7 «Гражданская позиция», аналогичную той, которая была сформулирована в рамках ФГОС бакалавриата.

Реализация подобного подхода, как мы считаем, позволит обеспечить не только индивидуализацию правового регулирования содержания ФГОС, определяющего подготовку выпускников высших педагогических учебных заведений, но и создать условия для более эффективной подготовки выпускников, которым предстоит работать в сфере образования [9].

4. Гладченкова Н. Н. Правовая подготовка как условие становления профессиональной компетентности современного педагога. Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия. Материалы М-ой Всероссийской научно-практической конференции. Москва. 2014. С. 256-260.

5. Бабаева А. Д., Бабаев М. Д. Модель формирования правовой компетентности будущего учителя // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3(82). С. 68-70.

6. Портрет идеального учителя: что ждут от педагога ученики, родители и коллеги. Федел-пресс. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://fedpress.ru/news/77/society/3110997 (дата обращения 14.03.2023)

Литература

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 122 «Об утверждении федерального федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование». Редакция с изменениями N 1456 от 26.11.2020. [Электронный ресурс] / Режим доступа:

https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203 ++/Вак/440302_В_3_15062021.рс^сИс1=^ 3q30dwq219295872 (дата обращения 02.04.2023)

pravovoj kompetentnosti pedagoga v pedagog-icheskih organizaciyah vysshego obrazovaniya [On the issue of the formation of legal competence of a teacher in pedagogical organizations of higher education]. Bulletin of the Perm State Humanitarian Pedagogical University]. Series No. 3. Humanities and Social Sciences. 2022. No. 1. Pp. 156162. (In Russian)

2. Kibizova E. K. Formirovanie pravovoj kompetentnosti vypusknikov vysshego pedagog-icheskogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Formation of legal competence of graduates of a higher pedagogical educational institution]. The world of science, culture, education. 2018. № 3(70). Pp. 262-263. (In Russian)

3. Gadzhieva P. D. Aktual'nye voprosy podgo-tovki budushchego uchitelya prava v usloviyah pedagogicheskogo universiteta [Topical issues of training a future law teacher in the conditions of a pedagogical university. The world of science, culture, education]. 2017. Vol. 63. No. 2. Pp. 10-11. (In Russian)

4. Gladchenkova N. N. Pravovaya podgotovka kak uslovie stanovleniya professional'noj kompetentnosti sovremennogo pedagoga. YAzyk i pravo: aktual'nye problemy vzaimodejstviya. Materialy IV-oj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii. Moskva. 2014. [Legal training as a condition for the formation of professional competence of a modern teacher. Language and law: actual problems of interaction. Materials of the IV-th All-Russian Scientific and Practical Conference. Moscow. 2014.]. Pp. 256-260. (In Russian)

5. Babaeva A. D., Babaev M. D. Model' formi-rovaniya pravovoj kompetentnosti budushchego uchitelya [Model of formation of legal competence of the future teacher]. 2020. No. 3(82). Pp. 68-70. (In Russian)

6. Portret ideal'nogo uchitelya: chto zhdut ot pedagoga ucheniki, roditeli i kollegi. Fedel-press [Portrait of an ideal teacher: what students, parents and colleagues expect from a teacher. Fedel

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 127 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование». [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://base.garant.ru/71896296/ (дата обращения 02.04.2023)

9. Абдулатипова Э. А., Салманова Д. А., Чупанов А. Х. Принципы построения профессионального образования // Педагогическое образование и наука. 2014. № 6. С. 120-123.

https://fedpress.ru/news/77/society/3110997 (accessed: 14.03.2023)

7. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 fevralya 2018 g. N122 "Ob utverzhdenii fed-eral'nogo federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya -bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.02 Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie". Redakciya s izmeneniyami N1456 ot 26.11.2020 [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 122 dated February 22, 2018 "On approval of the Federal Federal State educational standard of higher education -Bachelor's degree in the field of training 44.03.02 Psychological and pedagogical education". Revision with amendments No. 1456 of 11/26/2020. [Electronic resource]. Mode of access: https://fgosvo.ru/upload-files/FG0S%20V0%203++/Bak/440302_B_3_1 5062021.pdf?ysclid=lg3q30dwq219295872 (accessed: 02.04.2023)

8. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 fevralya 2018 g. N127 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - magistratura po napravleniyu podgotovki 44.04.02 Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 127 dated February 22, 2018 "On approval of the Federal state educational standard of higher education - Master's degree in the field of training 44.04.02 Psychological and pedagogical education". [Electronic resource]. Mode of access: https://base.garant.ru/71896296/ (accessed: 02.04.2023)

9. Abdulatipova E. A., Salmanova Dz. A., Chupanov A. Kh. Principy postroeniya profession-al'nogo obrazovaniya [Principles of building professional education]. 2014. No. Pp. 120-123. (In Russian)

References

i. Dovgyalo V. K. K voprosu o formirovanii Press]. [Electronic resource]. Mode of access:

••• Известия ДГПУ. Т. 17. №4. 2023

••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 4. 2023

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Чупанов Абдулла Хизриевич, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Махачкала, Россия; e-mail: achu-68@mail.ru

Салманова Джамила Абдулкафаровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Махачкала, Россия; email: djamila05@mail.ru

Хагажеев Мирбек Асланович, соискатель, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Махачкала, Россия; e-mail:

mkhagazheev@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Abdula Kh. Chupanov, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education, R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University, (DSPU), Makhachkala, Russia; е-mail: achu-68@mail.ru

Dzhamila A. Salmanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, R. Gamzatov DSPU, Makhachkala, Russia; е-mail: djamila05@mail.ru

Mirbek A. Khagazheev, Postgraduate student, R. Gamzatov DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: mkhagazheev@yandex.ru

Принята в печать 16.11.2023 г.

Received 16.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.