DOI: 10.24412/2076-1503-2023-6-405-409 NIION: 2018-0076-6/23-470 MOSURED: 77/27-023-2023-6-470
ХАГАЖЕЕВ Мирбек Асланович,
аспирант, Дагестанский государственный педагогический университет, e-mail: mkhagazheev@yandex.ru
Научный руководитель: ЧУПАНОВ Абдула Хизирович,
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и технологии дошкольного и дополнительного
образования ДГПУ, e-mail: achu-68@mail.ru
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФГОС ВО КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
Аннотация. Автор статьи поднимает вопрос актуального содержания ФГОС ВО регулирующих подготовку выпускников высших педагогических учебных заведений. Так, в ходе исследования рассмотрено содержание ФГОС ВО на предмет регулирования процесса развития правовых компетенций бакалавров и магистров по направлению «Психолого-педагогическое образование». Автор подчеркивает значимость более детального раскрытия содержания универсальных и общепрофессиональных компетенций с точки зрения развития правовых компетенций, и предлагает меры по совершенствованию ФГОС ВО.
Ключевые слова: правовая компетентность; педагогические высшие учебные заведения; правовые компетенции; правовые знания; правовые навыки и умения, ФГОС.
IMPROVEMENT OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS IN HIGHER EDUCATION AS THE BASIS FOR DEVELOPING LEGAL COMPETENCE OF GRADUATES FROM PEDAGOGICAL UNIVERSITIES
Annotation. The author of the article raises the question of the current content of the Federal State Educational Standards (FSES) in higher education that regulate the training of graduates from higher pedagogical institutions. During the research, the author examines the content of the FSES in terms of regulating the process of developing legal competences of bachelors and masters in the field of "Psychological and Pedagogical Education". The author emphasizes the importance of a more detailed disclosure of the content of universal and general professional competences in terms of the development of legal competences and proposes measures to improve the FSES in higher education.
Key words: legal competence; pedagogical higher educational institutions; legal competences; legal knowledge; legal skills and abilities; FSES.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023
ВУЗОВ
KHA GAZHEEV Mirbek Aslanovich,
Graduate student, Dagestan State Pedagogical University
Supervisor:
CHUPANOVAbdula Khizirovich,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Preschool and Additional Education Technology,
DSPU
Введение. Динамика развития законодательства, регулирующего образовательный процесс все чаще и чаще, требует от педагогов и иных сотрудников образовательных учреждений значительных знаний в правовой сфере. Требуется все чаще от педагогов и навыки использования правовых норм, которые позволяют наилучшим образом обеспечивать решение педагогических задач. Именно поэтому, в отечественных исследованиях все чаще уделяют внимание такому виду компетентности как правовая компетентность. Однако, как мы можем обратить внимание, широко используемая в теоретических исследованиях категория не находит своего отражения не в федеральном законодательстве, ни в содержание федеральных государственных образовательных стандартов, регулирующих процесс подготовки будущих работников педагогических учреждений.
Среди прочего правовая компетентность в практической деятельности сотрудников образовательных учреждений призвана решать такие виды задач как - административно-управленческие, коммуникационные и иные виды профессиональных задач. Таким образом, мы можем констатировать, что существует и определенная осознаваемая профессиональным сообществом потребность в развитие правовых компетенций, и отсутствуют правовые условия, которые бы позволяли говорить о правовой компетентности как об одном важнейших элементов компетентности выпускников высших педагогических учебных заведений. Следовательно, мы можем сосредоточиться на содержание ФГОС ВО, как на ключевом документе, определяющем развитие компетенций выпускников педагогических вузов.
Цель исследования. Целью данной статьи мы можем считать формулирование предложений по совершенствованию правового регулирования в ФГОС ВО вопроса развития правовых компетенций выпускников педагогических направлений подготовки.
Степень научной разработанности. Очевидно, что в текущих условиях есть противоречие в понимание важности развития правовых компетенций, и формальном подходе к развитию правовых компетенций. На данное обстоятельство, например, указывает в своем исследование В.К. Довгяло, указывающий, что теория может уходить далеко вперед актуальной практики формирования правовой компетентности выпускников [1]. Существует и противоречие, которое связано с высоким уровнем потребности в развитие правовой компетентности выпускников, и относительно низким уровнем готовности выпускников к применению правовых знаний и умений, на что справедливо указывает Е.К. Кибизова [2]. Существуют и противоречия связанные с пониманием категории
«правовая компетентность», в определение компетенций обучающихся в педагогических вузах. Так, например, можно выделить и абстрактные определения, упоминаемые в работах П.Д. Гаджи-ева [3], и чрезмерность определений указанных в работе Н.Н. Гладченкова [4]. Наиболее рациональным подходом к пониманию категории мы можем считать подход, в рамках которого правовую компетентность можно рассматривать как результат овладения правовыми компетенциями, которые включают знания, умения и опыт правоприменения в профессиональной деятельности.
Дополнительная сложность связана с тем обстоятельством, что в содержание ФГОС не только не дается определение категории «правовая компетентность», но и не описывается содержание правовой компетентности. Фактически, складывается такая ситуация, при которой содержание образовательных программ ориентировано на формирование правовых знаний, что не полностью соответствует содержанию ФГОС, в рамках содержания которого правовая компетентность преимущественно ориентирует на формирование правовой компетентности как одного из важнейших элементов общепрофессиональных компетенций [5].
Результаты исследования. Как мы можем констатировать, компетентность выпускников, в том числе и правовая компетентность, представляет собой и результат образовательного процесса (т.е. формирование определенного набора знаний), а с другой стороны компетентность представляет собой и набор практических умений и навыков, которые тесно связаны с практическим опытом педагога, в том числе и первичным опытом, который формируется в процессе обучения в высшем учебном заведении. Образовательный процесс в данном случае, подразумевает выстраивание целостной образовательной системы, которая и определяет возможность теоретической и практической подготовки выпускников.
Обращаясь к данной позиции, мы можем констатировать что содержание ФГОС является ключевым элементом компетентностной модели образования, выстроенной в РФ, который определяет и общие и частные требования к организации образовательного процесса, в том числе и требования к организации образовательного процесса в высших педагогических учебных заведениях. При этом, структура компетенций, представляет собой совокупность таких элементов, как:
- универсальные компетенции - компетенции принципиально важные для формирования общего нарратива знаний, умений и навыков;
- общепрофессиональные компетенции, определяющие формирование готовности выпускников к общепрофессиональной деятельности выпускников;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023
- профессиональные компетенции, определяющие готовность к реализации профессиональных обязанностей и решению профессиональных, в том числе и узкоспециализированных производственных задач.
При этом, первые два типа компетенций, преимущественно формируются исключительно в рамках строго определенных требований образовательных стандартов. Профессиональные же компетенции формируются исключительно в рамках требований и стандартов, которые определяются учебными заведениями самостоятельно, исходя из потребностей в определенных навыков у выпускников и условий и возможностей, которыми обладают высшие учебные заведения. Таким образом и законодатель, и государственные органы, ответственные за организацию и работу системы высшего образования, создают условия для учета и возможностей образовательных учреждений и учета потребной национальной и региональной экономики в субъектах РФ.
Таким образом, отталкиваясь от специфических потребностей сотрудников образовательных учреждений в формировании правовых компетенций, а также особенностей организации педагогической практики, мы можем говорить о важности обеспечения последовательного и систематизированного образовательного процесса. И именно поэтому, современное видение правовой компетентности, в рамках ФГОС, определяется на основание содержания двух ключевых видов компетенций - общепрофессиональных и универсальных.
Тем не менее, обращаясь к примерам организации образовательного процесса, мы можем сосредоточиться на содержание стандартов подготовки выпускников бакалавриата по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» [6], как стандартов позволяющих понять специфику подготовки будущих работников педагогических учреждений. Данный пример, как мы считаем, позволяет понять специфику организации образовательного процесса на развитие правовых компетенций.
При этом, указание на особенности формирования правовых компетенций мы находим на ряду с формированием правовых и этических основ профессиональной деятельности - в содержание регулирования общепрофессиональных компетенций. В данном случае, содержание ОПК-1 подразумевает ориентирование высших учебных заведений на развитие способности у выпускников к реализации профессиональной деятельности, с опорой на актуальные нормы права, регулирующими работу образовательных учреждений (и нормы этики). Таким образом, можно констатировать, что с точки зрения форми-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023
рования правовой компетентности именно содержание данной общепрофессиональной компетентности, позволяет обеспечить готовность выпускников к применению общих профессиональных правовых норм.
Следовательно, мы можем констатировать, что содержание ОПК-1, определяется ключевое содержание правовой компетентности, в то время как развитие правовых компетенций у выпускников педагогических вузов зачастую осуществляется в рамках элективных курсов или общетеоретических курсов по праву. Т.е. и на самого студента возлагается обязанность осознанного выбора, который не всегда может быть осуществлен, и обязательные курсы не ориентированы на развитие профессиональных компетенций. Фактически, складывается такая ситуация, при которой противоречие, связанное с потребностью в развитие профессиональных правовых знаний, профессиональных навыков и умений, контрастирует с возможностью их развития в высшем учебном заведении.
При этом разработчики образовательных стандартов не уделяют должного внимания правовых элементов универсальных компетенций. Обращая внимание на содержание перечня УК мы можем выделить только отдельные элементы связанные с правовой компетентностью:
- разработку и реализацию проектов (УК-2), как вид деятельности, подразумевающий использование правовых норм в организации различных типов образовательных проектов;
- гражданская позиция (УК-10), как вид поведенческой активности сотрудников образовательных учреждений.
Таким образом, правовая компетенция «Разработка и реализация проектов - УК 2» определяет необходимость к подготовки к применению ограниченного количества общеправовых знаний, умений и навыков, а содержание компетенции «Гражданская позиция - УК-10», оказывается связанной преимущественно с формированием исключительно нетерпимого отношения к коррупционному поведению (что безусловно опосредованно связано с правовой компетентностью). Следовательно, подход, выбранный составителями образовательных стандартов, не только не отражает потребность в развитие правовых компетенций, но и искусственно ограничивает содержание понимания категории «гражданская позиция», которая в том числе подразумевает следование букве закона в бытовой и профессиональной деятельности выпускников.
Во многом, схожие проблемы можно найти и при анализе содержания ФГОС, регулирующего подготовку магистрантов по направлению подготовки 44.04.02«Психолого-педагогическое образо-
вание» [7]. Подобное обстоятельство вполне логично, учитывая и специфику конструирования содержания ФГОС ВО, и учитывая необходимость обеспечения преемственности в образовательном процессе, а, следовательно, и неизбежную повторную реализацию уже применяемых требований в рамках бакалавриата к требованиям организации образовательного процесса в магистратуре.
Как и в случае с содержанием ФГОС бакалавриата, в содержание ФГОС ВО, регулирующего подготовку магистрантов, не установлено содержание универсальных компетенций, которые бы однозначно указывали на возможность формирования правовых компетенций у выпускников. При этом, в универсальных компетенциях отсутствуют формулировки, которые бы даже опосредованно указывали на однозначность необходимость развития правовых компетенций у выпускников вузов.
Однако, потребность в развитие правовых компетенций у выпускников программ магистратуры, как и выпускников бакалавриата существует. Так, например, мы можем обратить внимание, что перечень потенциальных видов профессиональной деятельности, на которые ориентируют выпускников магистратуры и шире (благодаря ориентированию на научно-исследовательскую деятельность), и подразумевает более активное использование в практической деятельности правовых норм.
И в данном случае, обеспечение развития ФГОС ВО, как бакалавриата, так и магистратуры, может стать первым, но достаточно важным шагом для последующей быстрой адаптации выпускников к профессиональной деятельности в учебном заведении, активного применения правовых норм, и обеспечения создания условий, при которых выпускники педагогических вузов смогут способствовать формированию правовой грамотности у обучающихся. Но что более важно, реализация условий, при которых будет сформирована преемственность в формирование правовой компетентности между уровнями образования и между различными типами компетентности, позволит наиболее точно реализовывать ключевые принципы построения профессионального образования в рамках компетентностного подхода [8].
В заключение мы можем констатировать, что совершенствование содержание ФГОС ВО является объективной потребностью в условиях модернизации самой системы образования. При этом, в качестве частного направления совершенствования ФГОС ВО мы можем выделить возможность внесения в содержание образовательного стандарта 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (уровня бакалавриат) ряд принци-
пиальных новаций. Так, мы видим необходимым изменение содержание универсальной компетенции УК-10 следующим образом «Способен использовать правовые знания, умения и навыки в различных областях жизнедеятельности, руководствоваться принципами права и содержанием нормативных правовых актов». Изменение содержания ФГОС ВО подобным образом, может позволить обеспечить преемственность процесса формирования правовой компетентности, которая в текущей редакции связана исключительно с общепрофессиональными компетенциями. Логическая взаимосвязь между универсальными и общепрофессиональными компетенциями позволит создать условия, при которых правовая компетентность будет обеспечивать развитие и правовых знаний, и связанных с правовыми знаниями умениями и навыками. При этом, мы считаем, что данный подход к совершенствованию содержания ФГОС ВО может быть адаптирован к иным программам подготовки выпускников педагогических вузов.
В это же время, обеспечение совершенствования процесса формирования правовой компетентности в случае с выпускниками магистратуры мы видим возможным благодаря созданию условий для преемственности между требованиями ФГОС бакалавриата и магистратуры. Так, обращая внимание на содержание ФГОС ВО магистратуры по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», мы можем предложить добавить в перечень универсальных компетенций компетенцию УК-7 «Гражданская позиция», содержание которой мы видим аналогичным предложенному выше для бакалавриата (для ФГОС ВО 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»). Это позволит обеспечить преемственность между программами подготовки бакалавриата и магистратуры, но что более важно, может позволить создать условия для профессионального развития выпускников педагогических вузов.
Список литературы:
[1] Довгяло В.К. К вопросу о формировании правовой компетентности педагога в педагогических организациях высшего образования // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия №3. Гуманитарные и общественные науки. 2022. №1. С. 156162.
[2] Кибизова Е.К. Формирование правовой компетентности выпускников высшего педагогического образовательного учреждения // Мир науки, культуры, образования. 2018. №3(70). С. 262-263.
[3] Гаджиева П.Д. Актуальные вопросы подготовки будущего учителя права в условиях педа-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023
гогического университета. Мир науки, культуры, образования. 2017. Т. 63. № 2. С. 10-11.
[4] Гладченкова Н.Н. Правовая подготовка как условие становления профессиональной компетентности современного педагога. Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия. Материалы IV-ой Всероссийской научно-практической конференции. Москва. 2014. С. 256-260.
[5] Бабаева А.Д., Бабаев М.Д. Модель формирования правовой компетентности будущего учителя // Мир науки, культуры, образования. 2020. №3(82). С. 68-70.
[6] Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 122 «Об утверждении федерального федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование» Редакция с изменениями N 1456 от 26.11.2020. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/ FG0S%20V0%203++/Bak/440302_B_3_15062021. pdf?ysclid=lg3q30dwq219295872 (Дата обращения 02.04.2023)
[7] Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 127 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование». URL: https://base.garant.ru/71896296/ (Дата обращения 02.04.2023)
[8] Абдулатипова Э.А., Салманова Д.А., Чупанов А.Х. Принципы построения профессионального образования // Педагогическое образование и наука. 2014. №6. С. 120-123.
Spisok literatury:
[1] Dovgialo V.K. K voprosu o formirovanii pra-vovoi kompetentnosti pedagoga v pedagogicheskikh organizatsiiakh vysshego obrazovaniia // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-peda-
gogicheskogo universiteta. Seriia №3. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2022. №1. S. 156-162.
[2] Kibizova E.K. Formirovanie pravovoi kom-petentnosti vypusknikov vysshego pedagogich-eskogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniia // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia. 2018. №3(70). S. 262-263.
[3] Gadzhieva P.D. Aktual'nye voprosy podgot-ovki budushchego uchitelia prava v usloviiakh peda-gogicheskogo universiteta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia. 2017. T. 63. № 2. S. 10-11.
[4] Gladchenkova N.N. Pravovaia podgotovka kak uslovie stanovleniia professional'noi kompetent-nosti sovremennogo pedagoga. lazyk i pravo: aktual'nye problemy vzaimodeistviia. Materialy IV-oi Vse-rossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Moskva. 2014. S. 256-260.
[5] Babaeva A.D., Babaev M.D. Model' formirovaniia pravovoi kompetentnosti budushchego uchitelia // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia. 2020. №3(82). S. 68-70.
[6] Prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 22 fevralia 2018 g. N 122 «Ob utverzhdenii feder-al'nogo federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniia - bakala-vriat po napravleniiu podgotovki 44.03.02 Psikholo-go-pedagogicheskoe obrazovanie» Redaktsiia s izmeneniiami N 1456 ot 26.11.2020. URL: https:// fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/ Bak/440302_B_3_15062021 .pdf?ys-clid=lg3q30dwq219295872 (Data obrashcheniia 02.04.2023)
[7] Prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 22 fevralia 2018 g. N 127 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniia - magistratura po napravleniiu podgotovki 44.04.02 Psikhologo-peda-gogicheskoe obrazovanie". URL: https://base.garant. ru/71896296/ (Data obrashcheniia 02.04.2023)
[8] Abdulatipova E.A., Salmanova D.A., Chu-panov A.Kh. Printsipy postroeniia professional'nogo obrazovaniia // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2014. №6. S. 120-123.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023