Научная статья на тему 'ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / БАКАЛАВРИАТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ - ФГОС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ПЕДАГОГ" / ОБОБЩЁННЫЕ ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - УУД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнеева О. Д.

Актуальность исследования определяется необходимостью повышения уровня общепрофессиональной подготовки будущего педагога в современном вузе.Цель исследования - раскрыть сущность общепрофессиональной подготовки будущего педагога как основы профессионального становления.Методы исследования. Основное содержание исследования составляет анализ литературы, ФГОС ВО (3++), ФГОС ООО, профессионального стандарта «Педагог», диссертационных исследований и научных статей. При проведении исследования применялись методы описания, анализа, сравнения и сопоставления.Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. состоит в обосновании необходимости общепрофессиональной подготовки будущих педагогов, направленной на овладение практическими умениями и компетенциями, а не только теоретическими знаниями. Результаты исследования вносят вклад в теорию и практику обучения бакалавров и подготовки их как будущих учителей.Результаты исследования. Рассмотрены сущность общепрофессиональной подготовки бакалавров направления «Образование и педагогические науки», её взаимосвязь с профессиональными компетенциями и профессиональным стандартом «Педагог». Показана зависимость общепрофессиональной подготовки будущего учителя от требований рынка труда и ФГОС общего образования по уровням. По итогам исследования сделан вывод о важности общепрофессиональной подготовки будущего педагога в стенах вуза, её направленности на личностное и профессиональное развитие. Обоснована необходимость включения в перечень общепрофессиональных компетенций способности формировать универсальные учебные действия учащихся (согласно требованиям ФГОС ООО), а для их формирования студенты должны сначала сами овладеть ими в вузе. Автору удалось раскрыть проблему общепрофессиональной подготовки будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнеева О. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHER AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Relevance is defined by need to enhance the level of general professional training of the future teacher in modern higher educational institution.Goal is to disclose the essence of general professional training of the future teacher as the basis of professional education. Procedure and methods. The main content of the study is the analysis of the literature, the Federal State Educational Standard of higher education (3++), the Federal State Educational Standard of basic general education, the professional standard “Teacher”, content of theses and scientific articles. During the research, methods of description, analysis, comparison were used.Scientific novelty and/or theoretical and/or practical significance lies in substantiating the need of general professional training of future teachers aimed at mastering practical skills and competences, not only theoretical knowledge. The results of the study contribute to the theory and practice of teaching bachelors and preparing them as future teachers.Results. The content of the general professional training on the bachelor’s degree on the direction “Education and Pedagogical sciences” is scrutinized; its interdependence with the professional competences and professional standard “Teacher” is shown. Dependence of general professional training of the future teacher on the demands of the labour market and the FSES of general education is shown according to their levels. The results of the study made it possible to conclude that the future teacher’s general professional training at the higher educational institution is important. It is stated that it is directed at personal and professional development. The need to include the ability of developing schoolchildren’s universal educational activities (according to the FSES of basic general education) into the list of general professional competences is substantiated. To develop them students should first master them at the university. The author managed to update the problems of general professional training of future teachers.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК 378

DOI: 10.18384/2310-7219-2022-2-107-118

общепрофессиональная подготовка будущего учителя как педагогическая проблема

Корнеева О. Д.

Московский государственный областной университет

1414014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация

Актуальность исследования определяется необходимостью повышения уровня общепрофессиональной подготовки будущего педагога в современном вузе.

Цель исследования - раскрыть сущность общепрофессиональной подготовки будущего педагога как основы профессионального становления.

Методы исследования. Основное содержание исследования составляет анализ литературы, ФГОС ВО (3++), ФГОС ООО, профессионального стандарта «Педагог», диссертационных исследований и научных статей. При проведении исследования применялись методы описания, анализа, сравнения и сопоставления.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. состоит в обосновании необходимости общепрофессиональной подготовки будущих педагогов, направленной на овладение практическими умениями и компетенциями, а не только теоретическими знаниями. Результаты исследования вносят вклад в теорию и практику обучения бакалавров и подготовки их как будущих учителей.

Результаты исследования. Рассмотрены сущность общепрофессиональной подготовки бакалавров направления «Образование и педагогические науки», её взаимосвязь с профессиональными компетенциями и профессиональным стандартом «Педагог». Показана зависимость общепрофессиональной подготовки будущего учителя от требований рынка труда и ФГОС общего образования по уровням. По итогам исследования сделан вывод о важности общепрофессиональной подготовки будущего педагога в стенах вуза, её направленности на личностное и профессиональное развитие. Обоснована необходимость включения в перечень общепрофессиональных компетенций способности формировать универсальные учебные действия учащихся (согласно требованиям ФГОС ООО), а для их формирования студенты должны сначала сами овладеть ими в вузе. Автору удалось раскрыть проблему общепрофессиональной подготовки будущих педагогов.

Ключевые слова: общепрофессиональная подготовка, общепрофессиональные компетенции, бакалавриат, профессиональные компетенции, федеральные государственные образовательные стандарты - ФГОС, профессиональный стандарт «Педагог», обобщённые трудовые функции, универсальные учебные действия - УУД

general professional training of the future teacher

as a pedagogical Problem

O. Korneeva

Moscow Region State University,

ul. Very Voloshinoy24, Moscow region, Mytishchi 141014, Russian Federation

© CC BY Корнеева О . Д . , 2022.

Vioy

Abstract.

Relevance is defined by need to enhance the level of general professional training of the future teacher in modern higher educational institution.

Goal is to disclose the essence of general professional training of the future teacher as the basis of professional education.

Procedure and methods. The main content of the study is the analysis of the literature, the Federal State Educational Standard of higher education (3++), the Federal State Educational Standard of basic general education, the professional standard "Teacher", content of theses and scientific articles. During the research, methods of description, analysis, comparison were used. Scientific novelty and/or theoretical and/or practical significance lies in substantiating the need of general professional training of future teachers aimed at mastering practical skills and competences, not only theoretical knowledge. The results of the study contribute to the theory and practice of teaching bachelors and preparing them as future teachers.

Results. The content of the general professional training on the bachelor's degree on the direction "Education and Pedagogical sciences" is scrutinized; its interdependence with the professional competences and professional standard "Teacher" is shown. Dependence of general professional training of the future teacher on the demands of the labour market and the FSES of general education is shown according to their levels. The results of the study made it possible to conclude that the future teacher's general professional training at the higher educational institution is important. It is stated that it is directed at personal and professional development. The need to include the ability of developing schoolchildren's universal educational activities (according to the FSES of basic general education) into the list of general professional competences is substantiated. To develop them students should first master them at the university. The author managed to update the problems of general professional training of future teachers.

Keywords: general professional training, general professional competencies, bachelor's degree, professional competencies, Federal State Educational Standards - FSES, professional standard "Teacher", generalized labor functions, universal educational activities - UEA

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка высококвалифицированного педагога остаётся актуальной проблемой в любой период развития общества, а «профессия "учитель" во все времена носила культуросозидательное, особо важное, благое значение и деятельное служение обществу, связанное с конструированием нового и переосмыслением традиционного педагогического ценностно-смыслового поля» [10].

Рынок труда хочет видеть грамотно подготовленного выпускника, в связи с чем появляется необходимость повышения качества высшего профессионального образования, именно это становится ориентиром и для работодателя, и для государства [3]. На сегодняшний день реализуется Государственная программа РФ «Развитие образования» до 2025 г., которая включает в себя повышение кон-

курентоспособности профессионального образования и вхождение России в 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 г. с помощью внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников1

Процесс подготовки учителя проходит через три уровня: довузовский, вузовский, послевузовский . Самый главный этап - это подготовка будущего педагога в вузе, т к именно здесь происходит овладение различными учебными дисциплинами и имеется возможность проявить себя в педагогической практике При подготовке студентов в вузе вне зависимости от профиля основные усилия, как прави-

1 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» . [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3a928 e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (дата обращения: 15 .02.2022).

ло, направлены на формирование профессиональных компетенций . При этом важное значение в подготовке будущего специалиста имеет формирование общепрофессиональных компетенций, которые отражают набор основополагающих профессиональных способностей, знаний и умений профессионала [5], т. е . это основа профессиональной компетентности будущего учителя .

Выпускник вуза взаимодействует и с людьми, и с техникой, и с наукой, и с культурой . Эти сферы общественной и профессиональной жизни пересекаются друг с другом, находятся в тесном контакте Для самоопределения личности необходима общепрофессиональная подготовка. Такая подготовка является основным компонентом высшего профессионального образования для последующего становления бакалавра как субъекта профессиональной деятельности

Общепрофессиональная подготовка универсальна для любого учителя, именно поэтому она реализуется на 1-2 курсах бакалавриата до изучения профильных дисциплин Она направлена на формирование компетенций в области педагогики и психологии Такая подготовка будущего педагога «закладывает» фундамент для формирования профессиональной компетентности и применения знаний на практике, готовности решения профессиональных задач Традиционно принято считать, что общепрофессиональные компетенции отражают профессиональную мотивацию учителя, гуманистическую позицию, систему ценностей, педагогическое мышление

На этапе общепрофессиональной подготовки происходит осмысление студентом будущей профессии и формируется мотивация для продолжения обучения Но как показывают практические исследования, выпускники педагогических вузов могут иметь высокую профессиональную мотивацию и направленность на педагогическую деятельность, хорошо знать свой предмет и методику его пре-

подавания, но испытывать значительные трудности в общении с учащимися и их родителями, в организации совместной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся . Рассмотрим сущность и особенности общепрофессиональной подготовки будущего педагога

В условиях модернизацией всей системы образования оно «должно носить опережающий характер, что позволит заблаговременно реагировать на возможные предвестники будущих вызовов» [8].

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель исследования - раскрыть сущность общепрофессиональной подготовки будущего педагога как основы профессионального становления

Методы и организация исследования Основным методом исследования выступал анализ нормативно-правовых актов, регулирующих систему общепрофессиональной подготовки будущего педагога в сфере высшего образования

Сегодня вузы сталкиваются с двоякой ситуацией С одной стороны, они должны подготовить компетентного специалиста, а с другой, для качественной профессиональной подготовки необходим прочный общепрофессиональный каркас, т к современный выпускник, придя на работу в школу, должен быть мобильным, многофункциональным, должен уметь быстро адаптироваться к смене условий Он должен уметь решать не только профессиональные задачи, но и проблемы в смежных областях профессиональной деятельности Овладение дисциплинами общепрофессионального цикла должно помочь студентам в решении типовых задач, а также в установлении междисциплинарных связей

Несмотря на важность и актуальность данной проблемы, нам удалось найти только несколько диссертационных работ, касающихся общепрофессиональной подготовки студентов в вузе (Б. Л . Бата-ков, Т. Л . Камоза, Л . В . Маслова, С . В . Рив-кина, В . П. Тимофеев, Е. К Хеннер и др. ).

Так, Т. Л. Камоза и В . П. Тимофеев изучали проблему общепрофессиональной подготовки будущих инженеров В докторской диссертации Т Л Камозы целью исследования явилась разработка концепции общепрофессиональной подготовки бакалавров инженерного профиля как теоретического основания формирования их профессиональной компетентности Работа Б . Л. Батакова направлена на разработку модели общепрофессиональной подготовки студентов бакалавриата с помощью компьютерно-информационной системы. Е. К Хеннер рассмотрел в своей диссертации общепрофессиональную подготовку 1Т-специалиста, а Л . С. Мас-лова в 2021 г. разработала учебно-методическое обеспечение общепрофессиональной подготовки будущих экономистов Л. С . Маслова утверждает, что общепрофессиональная подготовка развивает представления студентов о вариантах построения профессиональной карьеры и выборе возможных образовательно-профессиональных траекторий [2].

Для нашей работы особый интерес представляет диссертационное исследование С В Ривкиной, проведённое в 2011 г. В её работе были описаны условия подготовки студентов педагогического вуза к решению общепрофессиональных задач в процессе изучения дисциплины «Педагогика» Следовательно, отсутствие диссертационных исследований, посвя-щённых общепрофессиональной подготовке бакалавров - будущих педагогов в свете современных требований, свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы Нужно подчеркнуть, что последние несколько лет акцент делается на формировании профессиональных компетенций и компетентностей специалистов разных направлений подготовки

Анализ публикаций в научной электронной библиотеке еНЬгагу. ги показал, что большая часть работ на тему общепрофессиональной подготовки касается технических вузов и опубликована более 10 лет назад

Интересное практическое исследование было описано в статье О . В. Остапо-вич, В В Миллер, А А Костюниной по оцениванию уровня сформированности общепрофессиональных компетенций бакалавров направления «Психолого-педагогическое образование» с помощью веб-квест технологий . Для оценки уровня сформированности авторы остановили свой выбор на двух общепрофессиональных компетенциях (готовности использовать знание теорий обучения, воспитания и развития, образовательных программ для обучающихся разных возрастов; способности организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды). По мнению авторов, именно эти компетенции наиболее важные, т к они позволяют реализовывать учебно-воспитательный процесс, применять разнообразные приёмы, методы и средства обучения и воспитания, современные средства диагностики обучающихся, обеспечивая качество образовательного процесса [4] На основе проведённого эксперимента было выявлено, что процесс формирования ОПК при использовании веб-квест технологии даёт возможность управлять познавательной деятельностью обучающихся Стоит отметить, что исследование проводилось ещё до введения нового стандарта ФГОС ВО (3++), соответственно, компетенции отличаются от их современной классификации

В действующем на сегодняшний день ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата «Образование и педагогические науки» у выпускников должны быть сформированы универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Универсальные и общепрофессиональные компетенции одинаковы для всех профилей, входящих в это направление, а именно: «Педагогического образования», «Психолого-педагогического образования», «Специального (дефектологического) образования», «Профессионального обучения (по от-

^iioy

раслям)», «Педагогического образования Перечень общепрофессиональных (с двумя профилями подготовки)» . компетенций, представлен в таблице 1.

Таблица 1 / Table 1

Общепрофессиональные компетенции выпускника по направлению «Образование и педагогические науки» (бакалавриат) / General professional competencies of the graduate in the direction of "Education and Pedagogical Sciences" (bachelor's degree)

Код компетенции Наименование общепрофессиональной компетенции выпускника

ОПК-1 Способен осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с нормативными требованиями

ОПК-2 Способен разрабатывать образовательные программы (в т. ч . с помощью икт)

ОПК-3 Способен организовывать учебную и воспитательную деятельность

ОПК-4 Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание

ОПК-5 Способен осуществлять контроль и оценку результатов образования

ОПК-6 Способен использовать психолого-педагогические технологии в педагогической деятельности

ОПК-7 Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений

ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

ОПК-9 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности

Источник: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО 3++) понаправлениям бакалавриата«Образование ипедагогическиенауки». [Элек-тронныйресурс]. иКЬ:Ьйр8:/Я]Э;08У0.ш/£до8Уо/1^ех/24/94(датаобращения: 15.02.2022).

Общепрофессиональные компетенции в международной терминологии иногда называют «ядерными», потому что ихсодержание инвариантнодля всех специалистов[9],т. к. вэтугруппу входят компетенции, важные для всех профессий: познавательные, ценностно-ориен-тационные, коммуникативные, технико-технологические .

Общепрофессиональные компетенции должны формироваться при изучении дисциплин. Для определения содержания общепрофессиональных дисциплин нужно: определить профессиональные задачи; отрасль научного знания, на основе которого возможно формирование умения решать професси-ональныезадачи; разработать теоретиче-

скую и практическую часть дисциплины; определить методы обучения, контроля, методическое обеспечение.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведём сравнительный анализ дисциплин,формирующих общепрофессиональные компетенции (ОПК) в двух вузах по направлению 44 03 01 «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура». Рассмотрим в таблице 2разницу между дисциплинами двухвузов.

Следовательно, как видно из таблицы 2,программы высшего педагогического образования довольно разнообразны, и общепрофессиональные компетенции будущего педагога формируются на разных дисциплинах.

Таблица 2 / Table 2

Сравнение дисциплин, направленных на формирование общепрофессиональных компетенций / Comparison of disciplines aimed at the formation of general professional competencies

Университет Дисциплина Код компетенции

Университет «Синергия» Экономика образования ОПК-1

Основы рекреационной и реабилитационной деятельности Общая психология Педагогическое проектирование Основы вожатской деятельности ОПК-3

История образования и педагогической мысли ОПК-4

Безопасность жизнедеятельности Анатомия и возрастная физиология Психолого-педагогическое сопровождение в адаптивной физической культуре Основы возрастной, педагогической и социальной психологии Врачебный контроль функционального состояния учащихся ОПК-6

Философия Концепции современного естествознания Социология Введение в педагогическую деятельность Основы научно-методической деятельности Анатомия и возрастная физиология ОПК-8

Московский государственный областной университет (МГОУ) Правовое регулирование образовательной деятельности Планирование и развитие карьеры ОПК-1

Основы вожатской деятельности (факультатив) ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6, ОПК-8

Педагогика Педагогика физической культуры ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-7

Психология Психология физического воспитания и спорта ОПК-6, ОПК-7

Методика обучения физической культуре ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5

Безопасность жизнедеятельности ОПК-6

Педагогическая деятельность в полиэтнической и поликультурной среде ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6

Инновационные технологии в физическом воспитании школьников ОПК-2, ОПК-3

Технологии, формы и методы работы с одаренными детьми Технология оценки функционального состояния организма обучающихся ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6

Теория и методика физического воспитания ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-8

Информационные технологии и основы кибербезопасности Информационные технологии в физической культуре ОПК-2, ОПК-7, ОПК-9

История физической культуры и спорта ОПК-8

Методика обучения физической культуре ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5

Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте ОПК-5

Досуговая деятельность в физической культуре ОПК-3

v11v

ных дисциплин, высту ающих ядром общепрофессиональной подготовки студрнтлркредагогичебиоё -отельно-сты, 0ыла выявлена проблема смеоеоия

к ебще-

профессиональных, что затрудняет осу-щеселлять контроомсформироларкосеи оТщепилфессиональнойлодеотооли сту-девтол.Чтобы ылнсть]КФлимебразом общепрофессиональная подготовка соответствует требованиям рынка труда, еассмотуимпроИ од

ы<Феиагогы.

Обратимся к профессиональным компетенциям и этому профессиональному си^ллаы^тдЫ0оо^о^^^ИУ1^10Фес^я в луселом-петеотиибудрщегл)мибелыдоижлы со-отл етствовать требованиям рынка труда,

На основе изучения и анализа профессионального стандарта «Педагог» нужно подчеркнуть обобщённые трудовые функции и соответствующие им трудовые функции (таблица 3)1

1 Профессиональные стандарты [Электронный ресурс]. URL: https://profstandart. rosmintrud .ru/ obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=56367 (дата обращения: 10.02.2022).

а, следовательно, профессиональному стандарту «Педагог» Каждый вуз сам прописывает профессиональные ком-деденуии нд остове префесыиопалдноыо

прифесооо-

лаленао тодгстыила меыаеога «лалеаиы-вается» на общепрофессиональную

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В профсссоыиапдном станиалое дана

и>лнмцийы1 соетвытстддмщжримивели-фикаций для реализации определённого вида профессиональной деятельности

дейетллетла леей ■^(^ре^иторигт РыТтП ял-варя 2017 г.

Значение стандарта на практике пред-станленотолёх стиролтоторешоп оруде (одражосательыеяпрактжта -пеуаго]] работодатели, вузы (рис 1)

о£

Таким образом, опираясь на профессиональный стандарт педагога, вузы должны формировать актуальные современному времени программы подготовки, а также и программы переподготовки/повышения квалификации Приведём пример сформированных на основе профессионального стандарта профессиональных компетенций по направлению «Педагогическое образование», профиля «Физическая культура» Можно заметить, как отличаются компетенции в разных вузах (таблица 4)

Рис. 1 / Fig. 1. Практическое применение профессионального стандарта / Practical application the professional standard

Vrn;

Таблица 3 / Table 3

Структура профессионального стандарта «Педагог» / The structure of the professional standard "Teacher"

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Общепедагогическая функция. Обучение

Воспитательная деятельность

Развивающая деятельность

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования

Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

Модуль «Предметное обучение. Математика»

Модуль «Предметное обучение . Русский язык»

Таблица 4 / Table 4

Сравнительная таблица профессиональных компетенций в ОПОП ВО МГОУ и РГСУ / Comparative table of professional competencies in the OBEP HE MRSU and RSSU

МГОУ РГСУ

ПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность для достижения образовательных результатов обучающихся. ПК-2. Способен формировать УУД обучающихся. ПК-3. Способен организовывать деятельность обучающихся для развития познавательной активности, самостоятельности, творческих способностей. ПК-4. Способен осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов. ПК-5. Готов к разработке и реализации программ учебных дисциплин. ПК-б. Способен к участию в проектировании программ развития образовательных организаций. ПК-7. Готов к проектированию и реализации воспитательных программ. ПК-8. Готов к разработке и реализации совместно с родителями программ индивидуального развития ребенка. ПК-9. Готов к организации олимпиад, конференций, турниров игр и др. ПК-10. Готов к планированию н проведению учебных занятий. ПК-11. Готов к проектированию ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу обучающегося. ПК-12. Готов к формированию системы регуляции поведения и деятельности обучающихся. ПК-13. Готов к определению на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных способов его обучения и развития. ПК-1 Способен осуществлять обучение предмету на основе использования предметных методик и применения СОТ. ПК-2 Способен осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов. ПК-3 Способен применять предметные знания при реализации образовательного процесс. ПК-4 Способен организовывать деятельность обучающихся, направленную на развитие интереса к учебному предмету в рамках урочной н внеурочной деятельности. ПК-5 Способен участвовать в проектировании предметной среды образовательной программы.

prey

Согласно профессиональному стандарту, основные функции педагога - обучение, воспитание, развитие Такие же функции педагогического процесса выделил и В . А. Сластёнин (образовательная функция, воспитательная, развивающая)1.

В то время как формулировки профессиональных компетенций немного отличаются в двух учебных программах, и их количество не совпадает, ПК-4 МГОУ и ПК-2 РГСУ - одинаковы. В соответствии с данной компетенцией будущий учитель должен проявлять «способность осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов»

Рассмотрим взаимосвязь общепрофессиональной подготовки будущих педагогов и концепции развития универсальных учебных действий В соответствии с целями начального, основного и среднего общего образования деятельность педагога нацелена на: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО)2.

В быстро меняющемся мире основным профессиональным качеством, которое педагог должен демонстрировать ученикам на своём примере - это умение учиться [1]. В этом должно помочь формирование универсальных учебных действий, которые способствуют развитию личности Универсальные учебные действия - это способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию

1 Сластенин В . А . , Исаев И . Ф . , Шиянов Е . Н . Педагогика: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования по специальностям укрупненной группы «Образование и педагогические науки» . 8-е изд., испр . и доп . Москва: Академия, 2016. 543 с .

2 Горлова Н . А . Педагогика личности: учебное посо-

бие . Москва: КноРус, 2020. 204 с .

путём сознательного и активного присвоения социального опыта [7].

Во ФГОС основного общего образования в требованиях к результатам освоения программы указано развитие у учащихся универсальных учебных действий (УУД): «метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории»3. Во ФГОС ООО также указаны личностные и предметные универсальные действия

Необходимость овладения универсальными учебными действиями школьниками заложена в Федеральном государственном стандарте общего образования по уровням: начального, основного и среднего образования

Вне зависимости от профиля подготовки будущего педагога, он должен уметь развивать УУД у школьников . Кроме того, для формирования универсальных учебных действий он должен уметь строить образовательный процесс с помощью определённых методов и форм обучения

Развитие УУД у учащихся начального, основного и среднего образования связано с развитием учебно-познавательной деятельности по уровням: на этапе начального образования формируется умение учиться, на этапе основного - умение учиться сообща, на уровне среднего образования - умение учиться самостоятельно [6]. Ключевое понятие здесь - это умение учиться, и развитие личности обучаю-

3 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) [Электронный ресурс]. URL: https://base. garant . ru/55170507/53f89421bbda741eb2d1ecc4ddb 4c33 (дата обращения: 15 .02. 2022) .

Viisy

щихся происходить через развитие УУД. Овладение школьниками УУД создаёт возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию такого усвоения1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное общество и рынок труда требуют от высшего образования подготовку специалиста широкого профиля, всесторонне развитого, который умеет сам найти и использовать полученную информацию С другой стороны, нужны узкопрофильные знания в конкретной профессиональной области Следовательно, современный специалист должен быть мобильным

Заканчивая вуз, выпускники сталкиваются с проблемами в применении полученных знаний из-за того, что профессиональное обучение значительно отличается от практической деятельности, т к оно ориентировано на решение конкретных учебных задач В обучении ставятся задачи при идеальных условиях, где решение уже предполагается В работе же ставятся задачи, на решение которых могут оказывать влияние разные факторы Для решения такой проблемы в рамках системы высшего профессионального образования осуществляется общепрофессиональная подготовка бакалавров

Подводя итог, можно сделать следующее заключение Во-первых, общепрофессиональная подготовка - фундамент профессионального становления Общепрофессиональная подготовка студента формирует общепрофессиональные компетенции, к которым позже добавятся профессиональные Оба вида компетенций станут основой формирования последующей профессиональной компетентности Данная подготовка даёт возможность действовать профессионально

1 Асмолов А . Г. , Бурменская Г. В . , Володарская И . А . Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли . Система заданий: пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2010. 159 с .

не только в рамках своей специальности, но и в смежных областях

Общепрофессиональная подготовка является важным компонентом профессионального самоопределения студента, т. к . она направлена на развитие социальных, межкультурных, коммуникативных и профессиональных способностей . Для её реализации необходимо: вовлечь студентов в социальную и общекультурную деятельность; развивать их общепрофессиональные компетенции не только в процессе учебной, но и в рамках внеучеб-ной деятельности

Каждый вуз сам устанавливает перечень профессиональных компетенций, опираясь на профессиональный стандарт В профессиональном стандарте «Педагог» изложены обобщённые трудовые функции, которые мы рассматриваем как ключевые компетенции общепрофессиональной подготовки будущего педагога К ним относятся педагогическая деятельность по проектированию и организации образовательного процесса и основных образовательных программ В качестве трудовых общепедагогических функций воспитателя, учителя представлены - обучающая, воспитывающая и развивающая деятельности

Чтобы быть востребованным на рынке труда, в образовательной практике и формировать УУД у учащихся, бакалавр должен сначала сам овладеть ими во время обучения в вузе в рамках общепрофессиональной подготовки

Но анализ учебных планов и рабочих программ психолого-педагогических дисциплин разных вузов показал, что в планируемых результатах обучения студентов «способность формировать универсальные учебные действия обучающихся» относится не к общепрофессиональной компетенции, а к дополнительной профессиональной компетенции (ДПК-2), невзирая на то, что она заявлена в ФГОС общего образования по уровням .

Таким образом, общепрофессиональная подготовка студентов бакалавриата

должна быть нацелена на реализацию будущим педагогом таких трудовых функций как обучение, воспитание и развитие учащихся посредством формирования универсальных учебных действий (личностных, метапредметных, предметных), именно универсальных предметных, т е общих для всех профилей подготовки

Общепрофессиональная подготовка закладывает базу профессиональной

компетентности будущего педагога и даёт шанс продолжить обучение в магистратуре, возможность межпредметной интеграции, вероятность благополучной адаптации к требованиям рынка труда, связанной со сменой видов деятельности в результате освоения новых профессиональных знаний

Статья поступила в редакцию 25.02.2022

ЛИТЕРАТУРА

1. Балюра М . Ю . Профессиональный стандарт педагога // Мир науки, культуры, образования . 2017. № 5 (66). С 62-64.

2 . Маслова Л . С. Учебно-методическое обеспечение общепрофессиональной подготовки буду-

щих экономистов в вузе: дис . ... канд . пед. наук. Санкт-Петербург, 2021. 257 с.

3 . Мураталиева М. А . Формирование общепрофессиональных компетенций будущих учителей

как педагогическая проблема // Бюллетень науки и практики . 2019 . № 12 . С. 401-410 . 4. Остапович О . В . , Миллер В . В . , Костюнина А . А . Оценивание уровня сформированности общепрофессиональных компетенций будущих педагогов-психологов на основе использования веб-квест технологии // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 93-100. 5 . Сивицкая Л. А . , Смышляева Л . Г. , Смышляев А . В . Реализация компетентностного подхода в высшей школе: дефициты методической готовности преподавателей // Вестник Томского государственного педагогического университета 2010 № 12 С 52-55 6. Универсальные учебные действия в системе ФГОС основного общего образования: понятие, классификация, примеры: практическое пособие / Т Ю Артюгина, А П Павринов, В В Филатов, Е. Я . Оробинская, В. А. Семёнова, Т. В. Чагаева. Архангельск: Министерство образования и науки Архангельской области, 2014. 30 с.

7 . Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред . В . В . Козлова, А . М . Конда-

кова. Москва: Просвещение, 2011. 71 с.

8 . Цибульникова В . Е. , Афанасьева Н . А. , Афанасьев Е. А . Истоки и тенденции развития опережа-

ющего образования в России: опережающее образование как фактор инновационного развития образовательных систем // Сборник статей по итогам научной сессии кафедры управления образовательными системами факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования . Москва: ФИРО, 2011. С. 74-80.

9 . Цибульникова В . Е. , Федорова Е. Н . Смыслосозидательный континуум профессиональной де-

ятельности учителя // Казанский педагогический журнал. 2015 . № 6-2 (113). С. 275-279.

10 . Формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций бакалавров пси-

холого-педагогического образования в соответствии с ФГОС / П . Э . Шендерей, И . В . Груздова, Е. Э. Шендерей, А. Ю . Туркина, И . Н . Романова // Современное педагогическое образование. 2021. № 8 . С 66-72.

REFERENCES

1. Balyura M. Yu. [Professional standard of the teacher]. In: Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education], 2017, no. 5 (66), pp. 62-64.

2 . Maslova L. S . Uchebno-metodicheskoe obespechenie obshcheprofessional'noj podgotovki budushchih ekono-

mistov v vuze: diss. ... kand. ped. nauk [Educational and methodological support for general professional training of future economists at the university: Cand. Sci. in Pedagogy]. Saint Peterburg, 2021. 257 p .

3 . Muratalieva M . A . [Formation of general professional competencies of future teachers as a pedagogical

problem]. In: Byulleten nauki ipraktiki [Bulletin of Science and Practice], 2019, no. 12, pp. 401-410 . 4. Ostapovich O . V. , Miller V. V. , Kostyunina A . A . [Assessment of the level of formation of general professional competencies of future teachers-psychologists based on the use of the web quest technology]. In: Sibirskijpedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2017, no. 6, pp. 93-100.

V117;

5 . Sivickaya L. A . , Smyshlyaeva L. G . , Smyshlyaev A . V. [Implementation of the competence-based ap-

proach in higher education: deficits in the methodological readiness of teachers]. In: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University], 2010, no. 12, pp. 52-55.

6 . Artyugina T. Yu. , Pavrinov A . P. , Filatov V. V. , Orobinskaya E . Ya . , Semyonova V. A . , Chagaeva T. V.

Universal'nye uchebnye dejstviya v sisteme FGOS osnovnogo obshchego obrazovaniya: ponyatie, klas-sifikaciya, primery: prakticheskoe posobie [Universal educational activities in the system of the Federal State Educational Standards of basic general education: concept, classification, examples: a practical guide]. Arkhangelsk, Ministry of Education and Science of the Arkhangelsk Region, 2014. 30 p .

7 . Fundamental'noe yadro soderzhaniya obshchego obrazovaniya [The fundamental core of the content of

general education]. Moscow, Prosveshchenie Publ. , 2011. 71 p.

8 . Tsibulnikova V. E . , Afanas'eva N . A . , Afanas'ev E . A . [Origins and development trends of advanced

education in Russia: advanced education as a factor in the innovative development of educational systems . qualification and professional retraining of education systems]. In: Sbornik statej po itogam nauchnoj sessii kafedry upravleniya obrazovatel'nymi sistemami fakul'teta povysheniya kvalifikacii i professional'noj perepodgotovki rabotnikov obrazovaniya [Collection of articles on the results of the scientific session of the Department of Management of Educational Systems of the Faculty of Advanced Training and Professional Retraining of Educational Workers]. Moscow, FIRO Publ. , 2011, pp. 74-80.

9 . Tsibulnikova V. E. , Fedorova E. N. [Meaning-creating continuum of the teacher's professional activity].

In: Kazanskijpedagogicheskij zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2015, no. 6-2 (113), pp. 275-279.

10 . Shenderej P. E. , Gruzdova I . V. , Shenderej E. E. , Turkina A . Yu. , Romanova I . N. [Formation of general

professional and professional competencies of bachelors of psychological and pedagogical education in accordance with the Federal State Educational Standards]. In: Sovremennoepedagogicheskoe obra-zovanie [Modern Pedagogical education], 2021, no. 8, pp. 66-72.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Корнеева Ольга Дмитриевна - аспирант кафедры педагогики и современных образовательных технологий Московского государственного областного университета; e-mail: korneeva-o-d@mail. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Olga D. Korneeva - Postgraduate Student of the Department of Pedagogy and Modern Educational Technologies, Moscow Region State University; e-mail: korneeva-o-d@mail. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Корнеева О . Д. Общепрофессиональная подготовка будущего учителя как педагогическая проблема // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 2 . С 107-118 .

DOI: 10.18384/2310-7219-2022-2-107-118

FOR CITATION

Korneeva O . D. General professional training of the future teacher as a pedagogical problem . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogy, 2022, no. 2, рр. 107-118 . DOI: 10.18384/2310-7219-2022-2-107-118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.