Научная статья на тему 'Подготовка студентов направления "образование и педагогические науки" к психолого-педагогическому сопровождению'

Подготовка студентов направления "образование и педагогические науки" к психолого-педагогическому сопровождению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / СОПРОВОЖДЕНИЕ / SUPPORT / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раскалинос Валерия Николаевна

Статья посвящена характеристике особенностей подготовки студентов направления «Образование и педагогические науки» к психолого-педагогическому сопровождению в условиях высшего образования. Для определения специфических характеристик данного процесса была проанализирована тематика и результаты диссертационных исследований по указанной проблематике. Описаны требования ФГОС ВО к результатам подготовки выпускников, освоивших соответствующую программу, по критерию психолого-педагогического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раскалинос Валерия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training students of a direction " Education and pedagogical sciences" to the psychological and pedagogical support

The article is devoted to the characteristic features of students' training in «Education and pedagogical sciences» to psychological and pedagogical support in higher education. In order to determine the specific characteristics of this process, the subjects and the results of dissertations on these issues were analyzed. The article describes requirements of the FSES HE to the results of training of graduates who have mastered the appropriate program according to the criterion of psychological and pedagogical support.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов направления "образование и педагогические науки" к психолого-педагогическому сопровождению»

8. Профессиональный стандарт педагога, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н. - Режим доступа: Ьйр://профстандартпедагога.рф/профстандарт-педагога/

9. Рудишин С.Д. Системний шдхвд до вищо! освт в Украшк освiченiсть, компетентшсть, нацiональнi цiнностi / С. Д. Рудишин // Педагопка i психолопя: Вiсник НАПН Украши. 2013. - № 3 (80). - С. 69-75.

10. Садовая В.В. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы в информационно-образовательной среде / В.В. Садовая // КПЖ. 2013. - №2 (97). - С.27-32.

11. Сивицкая Л.А., Смышляева Г.Г., Смышляев А.В. Реализация компетентностного подхода в высшей школе: дефициты методической готовности преподавателей / Л.А. Сивицкая, Г.Г. Смышляева, А.В. Смышляев // Вестник ТГПУ. - 2010. - №12. - С. 52-55.

12. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: монография / Т.М. Сорокина. - Н. Новгород: НГПУ, 2002. - 168 с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 1426. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf

14. Формування професшно! компетентност майбутнього вчителя в умовах вищого навчального закладу: науковий поЫбник / тд заг. ред. проф. С.1. Якименко. - К.: Видавничий Дiм «Слово», 2011. - 464 с.

15. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

Педагогика

УДК: 378.14.015.62

кандидат педагогических наук Раскалинос Валерия Николаевна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория)

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ

Аннотация. Статья посвящена характеристике особенностей подготовки студентов направления «Образование и педагогические науки» к психолого-педагогическому сопровождению в условиях высшего образования. Для определения специфических характеристик данного процесса была проанализирована тематика и результаты диссертационных исследований по указанной проблематике. Описаны требования ФГОС ВО к результатам подготовки выпускников, освоивших соответствующую программу, по критерию психолого-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: компетенция, сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение. Annotation. The article is devoted to the characteristic features of students' training in «Education and pedagogical sciences» to psychological and pedagogical support in higher education. In order to determine the specific characteristics of this process, the subjects and the results of dissertations on these issues were analyzed. The article describes requirements of the FSES HE to the results of training of graduates who have mastered the appropriate program according to the criterion of psychological and pedagogical support. Keywords: competence, support, psychological and pedagogical support.

Введение. Современный этап изменений высшего образования характеризуется направленностью на преодоление несоответствия подготовленности студентов социальному запросу и потребностям личности. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса выступает в данном случае эффективным инструментом развития и саморазвития всех его участников, способствуя их самосовершенствованию. При его реализации в образовательных организациях основная мысль, определяющая деятельность специалистов, заключается в смещении акцентов с целенаправленного внешнего личностного развития обучающихся на согласованное взаимодействие всех субъектов, направленного на достижение единой цели. Результативное осуществление комплексного, системного психолого-педагогического сопровождения, направленного на создание максимально благоприятных условий реализации образовательного процесса, требует содержательного наполнения подготовки обучающихся в условиях высшего образования.

Формулировка цели статьи. Целью статьи является описание особенностей подготовки студентов направления «Образование и педагогические науки» к психолого-педагогическому сопровождению.

Изложение основного материала статьи. Для определения степени изученности исследуемой проблемы были выбраны два основных направления:

- диссертационные работы, характеризующие современную систему организации психолого-педагогического сопровождения и подготовки к нему;

- анализ ФГОС ВО, позволяющий определить основные требования к результатам профессиональной подготовки будущих специалистов к психолого-педагогическому сопровождению.

Проблематика организации и осуществления психолого-педагогического сопровождения отражена в научных трудах значительного количества авторов. Специфические особенности и теоретические положения его организации, практические рекомендации по реализации данного процесса неоднократно анализировались в различных работах, как исследователей-теоретиков, так и специалистов-практиков. Остановимся на новых психолого-педагогических исследованиях - диссертационных работах ученых последних пятнадцати лет.

В значительном массиве работ особый интерес приставляют диссертации, где в той или иной степени отражена проблема психолого-педагогического сопровождения и подготовки к нему. Среди них: формирование профессиональных компетенций в ходе психолого-педагогического сопровождения студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология» (А.С. Скороход), психолого-педагогическое

сопровождение студентов колледжа как условие повышения эффективности их учебно-профессиональной деятельности (И.В. Власкина), психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагога дополнительного образования (Т.С. Белякова), психолого-педагогическое сопровождение планирования профессиональной карьеры студентов как условие их социальной адаптации (А.В. Шамсутдинова).

Проведенный анализ диссертационных работ, близких к предмету данного исследования, позволил систематизировать результаты научных разработок и определить, следующие основные аспекты из учения проблемы - психолого-педагогическое сопровождение:

- профессиональной подготовки к конкретному направлению профессиональной деятельности (Т.С. Белякова, Е.С. Бугакова, И.В. Власина, Д.С. Занин, Д.А. Зубков, Д.И. Иванов, А.Н. Молостов, П.С. Осипов, С.В. Оспенников, А.С. Скороход, А.В. Шамсутдинова);

- на этапе адаптации (Е.А. Бауэр, Н.А. Зарембо);

- развития на различных возрастных этапах (М.А.М. Ал-Арджа, М.М. Акопова, А.П. Афанасьева, Д.С. Демина, М.В. Кузнецова, Ю.А. Лаптева, А.В. Малышев, О.В. Югова);

- в период кризисных этапов жизнедеятельности (А.Г. Грецов, Е.Е. Игнатова, А.А. Евладова, Е.С. Фоминых).

Но, несмотря на значительное количество работ в рамках указанной проблематики, недостаточно обоснована системность подготовки обучающихся к осуществлению психолого-педагогического сопровождения.

На уровне нормативной регламентации требования к данному аспекту подготовки обучающихся отражены во ФГОС ВО укрупненной группы 44.00.00 «Образование и педагогические науки», которая сегодня представлена следующими направлениями подготовки:

- программы бакалавриата: 44.03.01 - Педагогическое образование, 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование, 44.03.03 - Специальное (дефектологическое) образование, 44.03.04 -Профессиональное обучение (по отраслям), 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки);

- программы магистратуры: 44.04.01 - Педагогическое образование, 44.04.02 - Психолого-педагогическое образование, 44.04.03 - Специальное (дефектологическое) образование, 44.04.04 -Профессиональное обучение (по отраслям).

ФГОС ВО содержит конкретные требования к результатам профессионального образования, что диктует значимость формирования конкретных компетенций будущих специалистов, позволяющих результативно осуществлять профессиональную деятельность.

Так, ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование и 44.04.02 - Психолого-педагогическое образование определяют «психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» как отдельные виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники [2, 6]. При совпадении их формулировок во ФГОС ВО программы магистратуры характеристика первого вида сопровождения дополнена следующим образом: «в том числе психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации» [6].

При кажущейся практически полной идентичности определений видов профессиональной деятельности, по мнению разработчиков стандарта, предполагаются несколько различающиеся компетенции. Так, по итогам подготовки по программе бакалавриата выпускнику следует продемонстрировать сформированные способности: к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПК-24), к построению развивающих учебных ситуаций, благоприятных для развития личности и способностей ребенка (ПК-27), к формированию психологической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности (ПК-28), к проведению консультаций, профессиональных собеседований, тренингов для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПК-31); к контролю собственного эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, с ОВЗ, и их родителями (законными представителями) (ПК-35), к сбору и подготовке документации о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательной организации (ПК-38) [2].

По итогам освоения программы магистратуры от выпускника ожидается демонстрация сформированных способностей к: проектировке профилактических и коррекционно-развивающих программ (ПК-2), в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ПК-14), оказанию психологического содействия оптимизации образовательной деятельности (ПК-8), в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-20), выстраиванию системы дополнительного образования в той или иной конкретной организации как благоприятной среды для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося (ПК-11), использованию инновационных обучающих технологий с учетом типа нарушенного развития обучающегося и задач каждого возрастного этапа (ПК-17) [6]. При сопоставлении компетенций, отражающих содержание видов профессиональной деятельности к которым готовятся выпускники обнаружены и существенные совпадения (Таблица 1).

Таблица 1

Соотнесение компетенций, предусмотренных как результаты обучения ФГОС ВО направления подготовки «Психолого-педагогическое образование»

Виды деятельности, согласно ФГОС ВО Программа бакалавриата Программа магистратуры

психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения* ПК-21, ПК-22, ПК-23, ПК-25, ПК-26, ПК-29, ПК-30 ПК-3, ПК-7, ПК-1, ПК-6, ПК-9, ПК-4, ПК-12, ПК-10, ПК-5

психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ПК-32, ПК-33, ПК-34, ПК-36, ПК-37 ПК-15, ПК-19, ПК-13, ПК-9, ПК-18, ПК-21, ПК-16

*для программы магистратуры учитывать формулировку «..., в том числе психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации» [6]

Сопоставление указанных компетенций и направлений реализации психолого-педагогического сопровождения позволяет констатировать подготовленность обучающихся к каждому из них (таблица 2).

Таблица 2

Соответствие компетенций, предусмотренных ФГОС ВО, и направлений психолого-педагогического сопровождения

Направления психолого-педагогического сопровождения Виды деятельности, согласно ФГОС ВО

Программа бакалавриата Программа магистратуры Программа бакалавриата Программа магистратуры

психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Диагностическое ПК-22, ПК-23 ПК-1, ПК-7 ПК-33, ПК-34 ПК-13, ПК-19

Консультативное ПК-29, ПК-30, ПК-31 ПК-9, ПК-10, ПК-12 ПК-38 ПК-21

Коррекционно-развивающее ПК-21, ПК-22, ПК-27 ПК-2, ПК-3, ПК-5 ПК-32, ПК-33 ПК-14, ПК-15, ПК-17

Просветительское ПК-25, ПК-26, ПК-28 ПК-4, ПК-6, ПК-8, ПК-11 ПК-36, ПК-37 ПК-16, ПК-18, ПК-20

Таким образом, ФГОС ВО по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование (как программа бакалавриата, так и программа магистратуры) отражает требования к содержанию подготовки выпускников, позволяющие успешно реализовывать психолого-педагогическое сопровождение.

Особо следует отметить, что ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование и ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) не определяют сопровождение как вид деятельности, к которому готовятся выпускники, однако предусматривает формирование «готовности к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (общекультурная компетенция - ОПК-3) и, в рамках подготовки к педагогической деятельности, способности к осуществлению педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся (профессиональная компетенция - ПК-5)» [1, 4].

Во ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.03 - Специальное (дефектологическое) образование и ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.03 - Специальное (дефектологическое) образование психолого-педагогическое сопровождение также не выделено как самостоятельный вид деятельности. Подготовка к нему прослеживается через формирование «готовности к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОПК-4), и, в рамках коррекционно-педагогической деятельности, готовности к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК-7)» - программа бакалавриата [3]; в рамках диагностико-консультативной и профилактической деятельности - «готовности к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения (ПК-5)» - программа магистратуры [7].

Таким образом, согласно требованиям ФГОС ВО психолого-педагогическое сопровождение представлено как самостоятельный вид деятельности только у выпускников по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Именно этим специалистам принадлежит ведущая роль в организации взаимодействия субъектов образовательного процесса (через диагностику, консультирование, коррекционную, развивающую и просветительскую деятельность), направленного на предоставление помощи и поддержку в преодолении разнообразных трудностей в обучении и жизнедеятельности с приоритетом интересов ребенка.

При подготовке обучающихся в образовательной организации высшего образования к психолого-педагогическому сопровождению необходимо не только формировать у них соответствующие компетенции, предусмотренные ФГОС ВО, но и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение их самих. По мнению Ю.В. Челнышевой, психолого-педагогическое сопровождение в данном случае «выступает как комплексная помощь, планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития личности студента в процессе его самоактуализации и профессионального становления» [8].

В таком случае, в условиях подготовки к будущей профессиональной деятельности, обучающиеся получат возможность:

- осознанного определения собственных личностных особенностей, потенциальных возможностей в обучении, обнаружения причин трудностей, возникающих либо на этапе адаптации, либо в процессе обучения (психодиагностика как направление сопровождения);

- получения индивидуальной или групповой консультации по различным вопросам учебной деятельности (повышение педагогической компетентности, разъяснение сущности профессиональной деятельности, форм, методов и приемов ее реализации), а также внеучебных проблем (особенности межличностных взаимоотношений, предупреждение и конструктивное решение конфликтов, помощь в конкретных жизненных ситуациях) - консультирование как направление сопровождения;

- педагогической поддержки при реализации индивидуальных образовательных индивидуальных образовательных траекторий с учетом индивидуальных особенностей и выявленных затруднений (коррекция как направление сопровождения);

- освоения специализированных и/или практикоориентированных дисциплин: спецкурсов, факультативов; совершенствование профессиональной подготовки через включение в студенческие научные сообщества (просвещение как направление сопровождения).

Следовательно, реализация психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательной организации высшего образования способствует формированию не только компетенций, предусмотренных соответствующим ФГОС ВО, но и развитию профессионально значимых личностных качеств, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность.

Выводы. Таким образом, подготовка обучающихся к осуществлению психолого-педагогического сопровождения выступает достаточно актуальной проблемой, т.к. связана с решением основных задач профессиональной деятельности специалиста. Теоретический анализ заявленной проблемы позволил сделать вывод о том, что подготовка к психолого-педагогическому сопровождению предусматривает формирование личностных качеств, изменение субъектных характеристик будущего специалиста, с учетом требований ФГОС ВО к выпускникам, освоившим соответствующую программу подготовки.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: направление подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. № 1426) [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: направление подготовки 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 1457) [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: направление подготовки 44.03.03 - Специальное (дефектологическое) образование (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2015 г. № 1087) [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440303.pdf

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: направление подготовки 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 09 февраля 2016 г. № 91) [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: направление подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 21 ноября 2014 г. № 1505) [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401.pdf

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: направление подготовки 44.04.02 - Психолого-педагогическое образование (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2016 г. № 549) [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440402.pdf

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: направление подготовки 44.04.03 - Специальное (дефектологическое) образование (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 августа 2015 г. № 904) [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440403.pdf

8. Челнышева, Ю.В. Психологическое сопровождение образовательного процесса в вузе / Ю.В. Челышева. // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. - 2012. - №2 (4). - С. 56-58.

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей и педагогической психологии Рачковская Надежда Александровна

Московский государственный областной университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Ефименко Вероника Николаевна

Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (г. Петропавловск-Камчатский)

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ

Аннотация. В статье раскрыто понятие «опережающее образование» в контексте профессиональной подготовки социального педагога. Опережающий характер образования позволит молодому специалисту успешно адаптироваться к реалиям будущего общества. Показано, что компетентностный подход позволяет реализовать в образовательной практике вуза основные идеи опережающего образования, столь востребованного в профессиональной подготовке специалиста социальной сферы. В статье представлены содержание, формы и методы формирования компетентности социального педагога в сфере работы с семьей, развитие которой, как социального института, в настоящее время характеризуется кризисными тенденциями.

Ключевые слова: компетентностный подход, неблагополучная семья, социальный педагог, профессиональное образование, формы и методы обучения в вузе.

Annotation. The article reveals the concept of "advanced education" in the context of professional training of social pedagogue. The leading character of education will allow the young specialist to successfully adapt to the realities of the future society. It is shown that the competence approach allows to implement in the educational practice of the University the basic ideas of advanced education, so popular in the professional training of a social specialist. The article presents the content, forms and methods of forming the competence of a social pedagogue in the sphere of work with the family, the development of which, as a social institution, is currently characterized by crisis trends.

Keywords: competence-based approach, dysfunctional family, social worker, professional education, forms and methods of teaching in high school.

Введение. Основная проблема профессионального образования специалистов социальной сферы состоит в том, что их подготовка ведется, исходя из сегодняшнего видения проблем общества, в то время, как нынешним студентам предстоит работать в условиях завтрашнего дня. Прогнозирование потребностей будущего и учет их при подготовке специалистов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой высшего образования. Это обуславливает актуальность идеи опережающего образования, которая в настоящее время обретает статус методологического ориентира для развития отечественной системы профессионального образования. Опережающее образование, с нашей точки зрения, должно стать флагманом качественно нового этапа развития системы профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в вузе.

Следует отметить, что процесс прогнозирования применительно к профессиональной подготовке социального педагога достаточно специфичен, поскольку специалист данного профиля в отличие, например, от учителя-предметника, по завершению обучения должен быть готов работать не в организованной образовательной среде класса или школы, а в открытом пространстве социума со слабо структурированными проблемами человека, учитывая при этом межведомственное взаимодействие различных социальных учреждений и служб [1]. Это экстраполируется на реализацию идеи опережения в процессе вузовского образования социальных педагогов, обуславливая сложность данного процесса.

Изложение основного материала статьи. Идея опережающего образования появилась в середине девяностых годов прошлого века, когда возникла необходимость такой модернизации системы образования, чтобы она «оказалась способной своевременно готовить людей к новым условиям существования, давать им такие знания и умения, которые позволили бы им не только успешно адаптироваться в новой социальной и информационной среде, но и активно воздействовать на нее в интересах сохранения и дальнейшего гармоничного развития человеческого общества и окружающей природы» [7]. В данной трактовке понятие «опережающего образования» связывалось, по сути, с концепцией устойчивого развития общества и подчинялось ценностному экологическому императиву.

Семья, согласно концепции Ури Бронфенбреннера, является важнейшей экологической средой развития ребенка и, как живой организм, эволюционирует. Социологи (Ф. Фукуяма, Э. Тоффлер и др.) констатируют, что в настоящее время происходит наращивание кризисных тенденций в развитии данного социального института. Следовательно, в результате получения вузовского образования социальный педагог должен быть готов к конструктивному взаимодействию с семьей на высоко профессиональном современном уровне.

Согласно другому толкованию почти двадцатилетней давности в качестве «опережающего образования» необходимо рассматривать образование, «содержание которого сформировано на основе предвидения перспективных требований к человеку как к субъекту различных видов социальной деятельности; в более узком смысле - подготовка работников с ориентацией на технологический прогресс» [3, с. 72]. В процессе получения образования в вузе будущий социальный педагог осваивает различные виды профессиональной деятельности с семьей, такие как профилактика семейного неблагополучия, сопровождение семьи, консультирование родителей, посредническая деятельность и др. Кроме того, студент учится использовать информационно-компьютерные технологии для решения профессиональных задач - диагностики и сбора данных, просвещения родителей, документирования. Но, очевидно, что всего этого не достаточно для того, чтобы профессиональное образование в полном смысле слова стало опережающим.

В связи с этим представляет интерес точка зрения П.Н. Новикова, согласно которой «одной из важнейших функций образования является раскрытие и развитие природных потенциальных способностей (и возможностей) человека к непрерывному, опережающему базисное состояние активному приращению знаний, развитию на этой основе самого себя как личности, к целенаправленному, инновационному, прогностически ориентированному на основе полученных знаний формированию среды (сред) своей жизнедеятельности с одновременным повышением степени индивидуальной готовности к динамической и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.