Научная статья на тему 'Подготовка специалистов к психолого-педагогическому сопровождению на основе компетентностного подхода'

Подготовка специалистов к психолого-педагогическому сопровождению на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпенко З.Р.

В статье рассмотрен компетентностный подход как основа подготовки будущих специалистов направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» к психолого-педагогическому сопровождению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпенко З.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов к психолого-педагогическому сопровождению на основе компетентностного подхода»

УДК: 378.22

Карпенко З.Р.

Евпаторийский институт социальных наук (филиал), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»,

г. Евпатория

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В статье рассмотрен компетентностный подход как основа подготовки будущих специалистов направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» к психолого-педагогическому сопровождению.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, компетентностный подход, подготовка специалиста, компетенции.

Проблема увеличения количества детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении, ставит задачу подготовки специалистов к данному виду работы.

Психолого-педагогическое сопровождение, согласно методическим рекомендациям по психолого-педагогическому сопровождению, разработанным Министерством образования Российской Федерации, — это формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе [3].

В соответствии с определением Л.Г. Субботиной, психолого-педагогическое сопровождение — это целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия [5, с.17].

Понятие «психолого-педагогическое сопровождение» Е.И. Казакова в своей работе «Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике» рассматривает как оказание помощи ребенку, его семье и педагогам; мультидисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников; органическое единство диагностики проблемы и субъектного потенциала ее разрешения, информационного поиска возможных путей решения, конструирования плана действий и первичная помощь в его осуществлении [1].

Под психолого-педагогическим сопровождением С.В. Тарасов понимает комплексную технологию, особую культуру поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации [6].

В связи с доминирующим в образовательной среде компетентностным подходом по федеральному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО) подготовка к психолого-педагогическому сопровождению будет осуществляться через формирование компетенций.

Кроме того, Раскалинос В.Н. отмечает, что проблема качества подготовки будущих социальных педагогов тесно связана со сформированной способностью сознательно оценивать собственные действия и действия объектов социально-педагогической деятельности, продуктивно организовывать деятельность и самостоятельно к ней готовиться. Подготовка социальных педагогов представляет собой целенаправленный, сложный, многогранный процесс, направленный на формирование компетенций, определяемых ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» [4].

По определению А.В. Хуторского, компетентностный подход предполагает освоение на высоком уровне содержания предметной области, связанной со сферой предполагаемой

профессиональной деятельности и овладение способами деятельности (начальные профессиональные навыки и умения), необходимыми для успешной социализации в начале трудовой деятельности по специальности [7].

В рамках направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» необходимо сформировать 3 группы компетенций: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные. В условиях подготовки к психолого-педагогическому сопровождению особое внимание стоит уделить профессиональным компетенциям.

В соответствии с вышеизложенными определениями психолого-педагогического сопровождения, для подготовки к данному виду работы необходимо сформировать следующие профессиональные компетенции: способность составлять программы социального сопровождения и поддержки (ПК-17); способность организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями (ПК-32); готовность применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПК-33); способность осуществлять сбор и первичную обработку информацию об истории развития и заболевания детей с ОВЗ (ПК-34); способность контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (ПК-35); способность осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПК-36); способность эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками общеобразовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и образовательной деятельности (ПК-37); способность собирать и готовить документацию о ребёнке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательной организации (ПК-38) [2].

Соответственно, подготовка к реализации специалистами психолого-педагогического сопровождения будет содержать формирование всех вышеизложенных компетенций во время изучения дисциплин и прохождения практик.

Литература

1. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка : от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка : Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Е. И. Казакова. — Санкт-Петербург, 1998. — С. 4-6

2. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) : приказ Министерства образования и науки российской федерации от 14 декабря 2015 г. № 1457 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа : http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf

3. Письмо Министерства образования Российской Федерации «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» : от 27.06.03 № 28-51513/16 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: pmss15.caduk.ru/DswMedia/12.doc

4. Раскалинос, В. Н. Профессиональная подготовка социальных педагогов на основе компетентностного подхода / В.Н. Раскалинос // Концепт. Современное образование : тенденции и перспективы. — 2015. — Выпуск 1. — [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95042.htm.

5. Субботина, Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения / автореф. дис... канд. пед. наук; 13.00.01 / Л. Г. Субботина. — Кемерово, 2002. — 22 с.

6. Тарасов, С. В. Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка : материалы межрегиональной научно-практической конференции / под ред. С. В. Тарасова. — Санкт- Петербург : ЛОИРО. — 2012. — С. 5-8

7. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.