Научная статья на тему 'Подготовка социального педагога к работе с семьей особого ребенка'

Подготовка социального педагога к работе с семьей особого ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СЕМЬЯ ОСОБОГО РЕБЕНКА / РЕБЕНОК С ОВЗ / SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF EXPERTS / SOCIAL TEACHER / SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / FAMILY OF THE SPECIAL CHILD / THE CHILD WITH HEALTH LIMITATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хомутова Елена Борисовна

В статье показано, что социально-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ является сложным аспектом профессиональной деятельности специалиста, работающего в условиях инклюзивной образовательной организации. Социально-педагогическое сопровождение семьи, осуществляемое на высоком профессиональном уровне, во многом определяет успешность адаптации ребенка с ОВЗ к условиям массовой школы. Подготовка специалиста к работе с семьей особого ребенка не ограничивается периодом обучения в вузе, а продолжается на протяжении всей профессиональной деятельности в системе повышения квалификации педагогических кадров, ресурсы которой в этом отношении на сегодняшний день в полной мере не актуализированы. В статье рассмотрены современные формы и методы подготовки слушателей курсов повышения квалификации к работе с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, такие как использование стажировочных площадок, мастер-классы опытных специалистов, лекции с элементами дискуссии, практико-ориентированные семинары, ролевые и деловые игры, работа с кейсами, проектная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хомутова Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of the Social Teacher to Work with Family of the Special Child

In the article it is shown that social and pedagogical support of the family of the child with health limitations is a difficult aspect of professional activity of the expert, working in conditions of the inclusive educational organization. The social and pedagogical support of the family, which is carried out at the high professional level, defines success of adaptation of the child with health limitations to conditions of mass school. Training of the social teacher to work with the family of the special child isn't limited with the training period in a higher education institution, and continues throughout all his professional activity in the system of professional development of pedagogical staff, which resources in this regard are not fully staticized today. In the article here are regarded modern forms and methods to train students of professional development to work with the family, which is bringing up the child with health limitations, such as: use of internship platforms, master classes of skilled experts, lectures with discussion elements, practice-focused seminars, role-playing and business games, work with cases, project activity.

Текст научной работы на тему «Подготовка социального педагога к работе с семьей особого ребенка»

УДК 378.046.4

Е. Б. Хомутова

Подготовка социального педагога к работе с семьей особого ребенка

В статье показано, что социально-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ является сложным аспектом профессиональной деятельности специалиста, работающего в условиях инклюзивной образовательной организации. Социально-педагогическое сопровождение семьи, осуществляемое на высоком профессиональном уровне, во многом определяет успешность адаптации ребенка с ОВЗ к условиям массовой школы. Подготовка специалиста к работе с семьей особого ребенка не ограничивается периодом обучения в вузе, а продолжается на протяжении всей профессиональной деятельности в системе повышения квалификации педагогических кадров, ресурсы которой в этом отношении на сегодняшний день в полной мере не актуализированы. В статье рассмотрены современные формы и методы подготовки слушателей курсов повышения квалификации к работе с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, такие как использование стажировочных площадок, мастер-классы опытных специалистов, лекции с элементами дискуссии, практико-ориентированные семинары, ролевые и деловые игры, работа с кейсами, проектная деятельность.

Ключевые слова: система непрерывного образования, повышение квалификации специалистов, социальный педагог, социально-педагогическое сопровождение, семья особого ребенка, ребенок с ОВЗ.

E. B. Khomutova

Training of the Social Teacher to Work with Family of the Special Child

In the article it is shown that social and pedagogical support of the family of the child with health limitations is a difficult aspect of professional activity of the expert, working in conditions of the inclusive educational organization. The social and pedagogical support of the family, which is carried out at the high professional level, defines success of adaptation of the child with health limitations to conditions of mass school. Training of the social teacher to work with the family of the special child isn't limited with the training period in a higher education institution, and continues throughout all his professional activity in the system of professional development of pedagogical staff, which resources in this regard are not fully staticized today. In the article here are regarded modern forms and methods to train students of professional development to work with the family, which is bringing up the child with health limitations, such as: use of internship platforms, master classes of skilled experts, lectures with discussion elements, practice-focused seminars, role-playing and business games, work with cases, project activity.

Keywords: the system of continuous education, professional development of experts, a social teacher, social and pedagogical support, family of the special child, the child with health limitations.

Социальный педагог, чтобы соответствовать высокому современному профессиональному стандарту, испытывает потребность в непрерывном повышении профессионализма путем освоения новых компетенций, соответствующих требованиям времени. Содержание профессиональной деятельности характеризуется большой подвижностью, поэтому старая модель, согласно которой человек получал профессиональное образование один раз на всю жизнь, утратила актуальность. Чтобы быть востребованным, успешным в профессиональной деятельности, современный специалист вынужден обращаться к системе непрерывного образования, проходить курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Нередко это происходит в силу необходимости, поскольку работники образовательных организаций с периодичностью один раз в пять лет обязаны повышать квалификацию, но в большинстве случаев основным мо-

тивом является реализация образовательных потребностей специалиста, его желание «состояться», приобрести новые знания и опыт [6].

Особенно это актуально для современной образовательной ситуации в Российской Федерации, развитие которой с 1 сентября 2016 г. регламентируется внедрением ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Новые образовательные стандарты предусматривают обучение и воспитание особых детей в массовой школе по индивидуальным программам.

Осуществляя профессиональную деятельность в инклюзивной образовательной организации, социальный педагог сталкивается с проблемами, затрудняющими адаптацию ребенка с ОВЗ к условиям массовой школы. В частности, это непонимание родителями возможностей инклюзивного образования для развития и социализа-

© Хомутова Е. Б., 2017

ции особого ребенка и, как следствие, нежелание обучать его в общем потоке здоровых сверстников ; замкнутость границ семейной системы, которая проявляется в нежелании родителей, воспитывающих ребенка с диагнозом, сотрудничать со специалистами образовательной организации; отсутствие вовлеченности семьи в жизнь ребенка и др. В решении этих и других проблем значительную роль играет социально-педагогическое сопровождение семьи особого ребенка, к которой необходимо готовить профессионалов, поскольку данный вид деятельности предъявляет повышенные требования к личностным качествам и компетентности специалистов.

Следует отметить, что понятие «сопровождение» характерно для современного психолого-педагогического тезауруса и отражает идею ведения, нахождения специалиста рядом с личностью или семьей, которые с помощью внутренних ресурсов не могут преодолеть трудную жизненную ситуацию. С точки зрения организации процесс сопровождения представляет собой не кратковременную акцию по оказанию разовой помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, а долговременную, пролонгированную работу специалиста, которая начинается с выявления проблемы и заканчивается ее нивелированием или адаптацией к ней семьи [1; 2].

Содержание социально-педагогического сопровождения семьи с особым ребенком представляет собой деятельность, направленную на актуализацию внутренних и внешних ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием, обучением и развитием особого ребенка, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, в котором реализуются адекватные потребностям ребенка стратегии обучения и воспитания, обеспечивающие социальную абилитацию ребенка с ОВЗ [5]. Следует отметить, что работа социального педагога в данном случае характеризуется высоким уровнем сложности, поскольку жизнедеятельность семьи особого школьника происходит на фоне хронического стресса, связанного с диагнозом, необходимостью лечения ребенка и постоянного ухода за ним [3].

Таким образом, сопровождение семьи ребенка с ОВЗ на содержательном и организационном уровнях осмыслено в достаточной степени (И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова,

А. Г. Московкина, В. В. Ткачева, Е. Ю. Фирсова и

др.). При этом подготовка социального педагога в системе непрерывного образования к сопровождению семьи, воспитывающей особого ребенка, мало изучена, о чем свидетельствуют выявленные противоречия между

— высокими требованиями, предъявляемыми обществом и государством к качеству социально-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ, и отсутствием целостной концепции подготовки социального педагога к данному виду деятельности в системе непрерывного образования;

— большой востребованностью социально-педагогического сопровождения семьи, во многом определяющей успешность социальной адаптации ребенка с диагнозом в массовой школе, и неполным пониманием значимости такой работы в образовательной практике;

— недостаточностью ресурсов высшего образования для формирования профессиональной компетентности социального педагога в области сопровождения семьи особого ребенка и игнорированием возможностей системы повышения квалификации педагогических кадров, отсутствием комплементарности и преемственности между ними;

— необходимостью инновационных моделей повышения квалификации для менеджеров, учителей, социальных педагогов инклюзивной образовательной организации и отсутствием дифференциации, учитывающей специфику деятельности, при моделировании содержания и форм повышения квалификации для специалистов различного профиля;

— дидактическими установками традиционной системы повышения квалификации педагогических кадров и необходимостью разработки принципов, предпосылок, условий, факторов, критериев и показателей, позволяющих модернизировать и совершенствовать профессиональную подготовку социального педагога к сопровождению семьи особого ребенка.

Исследование профессиональной подготовки будущего социального педагога в вузе к сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, побудило нас проанализировать Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата). Среди видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, осваивающие программу бакалавриата, выделяется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, для

реализации которого выпускник должен уметь решать задачи, предполагающие

— работу с педагогами и родителями (законными представителями) с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей с ОВЗ и их общения в образовательных учреждениях и в семье;

— создание благоприятной и психологически комфортной социальной среды с привлечением родителей (законных представителей) и членов семьи всех детей [4].

Для решения данных задач будущему социальному педагогу в период обучения в вузе необходимо сформировать способность контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ, и их родителями (законными представителями) (ПК-35); способность осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по поводу особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПК-36); способность эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками общеобразовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и образовательной деятельности (ПК-37).

Для полного освоения приведенных компетенций, а также формирования продуктивных коммуникативных, когнитивных и эмоциональных стереотипов необходимо время и опыт профессиональной деятельности, поэтому процесс их становления не ограничивается периодом вузовского обучения, а продолжается в профессиональной деятельности специалиста. Освоение дисциплин, предусмотренных учебными планами вузов, нередко происходит на «знаниевом» уровне, информация плохо соотносится с практической деятельностью и быстро устаревает. Социальный педагог, как правило, наращивает свой профессионализм непосредственно в процессе работы с семьей особого ребенка на основе интуиции и «самодостраивания».

Кроме того, профессиональное образование в определенной степени ограничивает свободу выбора, так как любая программа обучения строится на основе стандарта, жестких требований к содержанию, форме обучения. Единственное, на что человек имеет право, - это выбор программы обучения с учетом своих интересов, а также курсов по выбору в процессе обучения. Выступая необходимым базисом, относительно жесткая,

«несвободная» система вузовского образования, регламентирующая содержание, режим, формы и методы обучения, впоследствии может сдерживать выстраивание специалистом индивидуальной траектории развития, ограничивать свободу его выбора и принятия решений, ведущих его к профессиональному успеху.

Несмотря на целостность системы непрерывного образования, каждый ее компонент отличается содержанием, формами и методами обучения, а диалектическая связь между компонентами внутри системы характеризуется взаимообусловленностью и преемственностью. Проблемы, которые остаются нерешенными к окончанию вузовского обучения, такие, как раскрытие творческого потенциала, стимулирование саморазвития личности, ликвидация пробелов базового образования, формирование практических умений и навыков, знакомство с педагогическими инновациями, компенсируются в системе повышения квалификации, где человек сам, с учетом своих профессиональных потребностей, определяет, чему и когда учиться, какие формы обучения предпочесть.

Повышение качества подготовки социального педагога к сопровождению семьи особого ребенка в условиях инклюзивной школы возможно благодаря активному внедрению новых технологий, форм и методов повышения квалификации. Направлением развития системы повышения квалификации работников образования являются обобщение и диссеминация инновационного опыта лучших специалистов. Их вовлечение в систему повышения квалификации происходит через проведение мастер-классов, освещение в средствах массовой информации результатов конкурсов профессионального мастерства, итогов совместной проектной деятельности со школьниками, изучение мнения педагогического сообщества и др.

Кроме того, на базе школ, успешно работающих в режиме инклюзии, проводятся стажировки, для которых специально разрабатывается научно-методическое обеспечение, нацеленное на личностно-профессиональное развитие слушателей в соответствии с их индивидуальными потребностями. Таким образом, школы-лаборатории инновационного развития являются стажировочными площадками для слушателей системы повышения квалификации педагогических кадров и представляют собой многофункциональные организации, оказывающие комплекс образовательных, методических и консуль-

тативных услуг, для реализации которых привлекаются лекторы и научные консультанты из числа преподавателей вузов и институтов повышения квалификации, эксперты из числа опытных социальных педагогов и другие высококвалифицированные специалисты.

Повышение квалификации на базе стажиро-вочных площадок начинается с демонстрации особенностей инновационной деятельности, показываются достижения, а также проблемы, с которыми сталкивается педагогический коллектив инклюзивной образовательной организации, взаимодействуя с семьями, воспитывающими детей с особенностями развития. Затем слушателям предлагается разработать и представить коллегам конструктивные способы решения возникших проблем. Таким образом, в системе непрерывного образования организуется интеракция, обмен опытом и сотрудничество специалистов на паритетных началах.

Подготовка социального педагога к работе с семьей особого ребенка может осуществляться в форме лекционно-семинарских занятий. Им предшествует диагностика профессиональных интересов слушателей, которая реализуется дистанционно - до начала занятий или непосредственно после прибытия слушателей на курсы. На лекциях сообщается об инновационных подходах и раскрываются способы решения актуальных проблем инклюзивной практики, что формирует у социальных педагогов когнитивный компонент готовности к работе с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ. По завершению лекций формулируется проблема, которая выносится на групповое обсуждение в рамках практико-ориентированного семинара.

Групповая работа на семинаре может быть организована в форме беседы, диспута, дискуссий, подобное диалоговое взаимодействие с неизбежностью предполагает актуализацию личного опыта социального педагога. На курсах повышения квалификации диалогические методы обучения могут принимать вид дискуссионных площадок, например, «Особое родительство: в поисках солнечной стороны». Диалогизм занятий инициирует внутренний диалог, который является предпосылкой для личностного осмысления слушателем профессионально значимого знания. Знание, прошедшее «личностную экспертизу», становится персонифицированным, действенным, трансформируется в убеждения специалиста.

Большим потенциалом в этом отношении обладает использование кейс-метода. Кейс - это описание конкретной ситуации, имеющей характер проблемы, которая требует разрешения. Кейс-метод относят к интерактивным методам обучения, поскольку он инициирует активное взаимодействие внутри группы. Преподавателю целесообразно создать и периодически пополнять «методическую копилку» кейсов, которые в данном случае могут классифицироваться вокруг диагноза ребенка: кейсы об аутизме, ДЦП, нарушениях в сенсорной сфере и др.

Работа с кейсами развивает аналитические способности специалиста. Так, слушателю предлагается сравнить сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, и работу с неблагополучной семьей трудного подростка на примере конкретных ситуаций. В этом случае выявленное сходство способствует пониманию универсальных ценностей профессии: милосердия, социальной справедливости, сострадания, помощи и поддержки человека в трудной жизненной ситуации, а обнаруженные отличия помогают глубже постичь специфику сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с диагнозом. Аналитическая работа сообщает личностную форму всему фактологическому знанию, вырабатывает привычку оценочного отношения к любому знанию, позволяет осознать глобальную миссию социального педагога в социальной адаптации семьи особого ребенка.

Лекционно-семинарская форма может органично дополняться тренингом в виде ролевых и деловых игр, которые позволяют специалисту расширить имеющийся опыт в данном виде профессиональной деятельности, формируют необходимые практические умения и навыки, развивают личностные качества. В частности, ролевая игра «Дети как вызов: родительские стратегии в воспитании особого ребенка» позволяет социальному педагогу поставить себя на место родителя, а затем выработать оптимальную стратегию взаимодействия с определенной семьей. Это развивает у профессионала способности к эмпатии и рефлексии своего профессионального поведения.

Рефлексивная компетентность социального педагога представляет собой способность осмысливать, критически оценивать процесс и результаты своей профессиональной деятельности, своевременно их корректировать. «Социальный педагог должен уметь рефлексировать ценностные основания собственной деятельности; средства, используемые в деятельности, их адекватность вы-

двигаемой цели и складывающейся ситуации; возникающие в деятельности затруднения; должен уметь соотносить замысел и его реализацию; выделять основные процессы и тенденции; определять скрытые и явные причины сложившейся ситуации; различать уровень профессионального сознания и уровень актуализации личностного начала при решении профессиональных задач и др.» [3, с. 85]. Важным аспектом укрепления профессионализма социального педагога выступает постоянная рефлексия собственного развития, фиксация положительных изменений в своей личности, все это говорит о необходимости развития рефлексивной компетентности специалиста в системе повышения квалификации.

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение семьи особого ребенка является достаточно сложным, требующим значительных личностных ресурсов видом профессиональной деятельности социального педагога, подготовка к которому должна осуществляться не только в вузе, но и на протяжении всей профессиональной деятельности в системе непрерывного образования на курсах повышения квалификации работников образования.

Библиографический список

1. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст] / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. - М. : Просвещение, 2008. - 240 с.

2. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина ; под. ред. В. И. Селиванова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.

3. Рачковская, Н. А. Теоретико-методологические основы развития эмоциональной культуры социального педагога в вузе [Текст] : монография / Н. А. Рачковская. - М. : Изд-во МГОУ, 2011. - 202 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению

подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование [Электронный ресурс]. - URL i http i II fgosvo.ruI440302 (Дата обращения 02.06.2016).

5. Фирсова, E. Ю. Социально-педагогическое сопровождение семей умственно отсталых лиц [Текст] i дис. ... канд. пед. наук i 13.00.03 i защищена 15.02.2011 I Eлена Юрьевна Фирсова. - M., 2011. -250 с.

6. Хомутова, E. Б. Подготовка социального педагога в системе непрерывного образования к сопровождению семьи ребенка с ОВЗ [Текст] I E. Б. Хомутова II Вестник Mосковского государственного областного университета. Сер. Педагогика. - 2016. - № 3. -С. 130-138.

Bibliograficheskij spisok

1. Levchenko, I. Ju. Psihologicheskaja pomoshh' sem'e, vospityvajushhej rebenka s otklonenijami v razvitii [Tekst] I I. Ju. Levchenko, V. V Tkacheva. - M. ; Prosveshhenie, 2008. - 240 s.

2. Mastjukova, E. M. Semejnoe vospitanie detej s otklonenijami v razvitii [Tekst] i ucheb. posobie dlja vuzov I E. M. Mastjukova, A. G. Moskovkina ; pod. red. V. I. Selivanova. - M. i Gumanit. izd. centr VLADOS, 2003. - 408 s.

3. Rachkovskaja, N. A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy razvitija jemocional'noj kul'tury social'nogo pedagoga v vuze [Tekst] i monografija I N. A. Rachkovskaja. - M. i Izd-vo MGOU, 2011. - 202 s.

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 44.03.02 Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie [Jelektronnyj resurs]. - URL i http i II fgosvo.ruI440302 (Data obrashhenija 02.06.2016).

5. Firsova, E. Ju. Social'no-pedagogicheskoe so-provozhdenie semej umstvenno otstalyh lic [Tekst] i dis. ... kand. ped. nauk i 13.00.03 i zashhishhena 15.02.2011 I Elena Jur'evna Firsova. - M., 2011. - 250 s.

6. Homutova, E. B. Podgotovka social'nogo pedagoga v sisteme nepreryvnogo obrazovanija k soprovozhdeniju sem'i rebenka s OVZ [Tekst] I E. B. Homutova II Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Ser. Pedagogika. - 2016. - № 3. - S. 130-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.