••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 3. 2022
••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 3. 2022
Казиева Альмира Магометовна, доктор филологических наук, профессор, кафедра словесности и педагогических технологий филологического образования, ПГУ, Пятигорск, Россия; e-mail: ka-zieva@pgu.ru
Алимурадов Олег Алимурадович, доктор филологических наук, профессор, кафедра западноевропейских языков и культур, ПГУ, Пятигорск, Россия; e-mail: alimuradov@pgu.ru
Акопянц Арега Михайловна, доктор педагогических наук, директор, Институт иностранных языков и международного туризма, ПГУ, Пятигорск, Россия; e-mail: akopiants@pgu.ru
Принята в печать 23.08.2022.
cation, PSU, Pyatigorsk, Russia; e-mail: ka-zieva@pgu.ru
Oleg A. Alimuradov, Doctor of Philology, professor, the ^air of West European Languages and Cultures, PSU, Pyatigorsk, Russia; e-mail: alimuradov@pgu.ru
Arega M. Akopyants, Doctor of Pedagogу, Director, Institute of Foreign Languages and International Tourism, PSU, Pyatigorsk, Russia; e-mail: akopiants@pgu.ru
Received 23.08.2022.
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.036.5
DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-82-87
Творческая активность как основа формирования проектной культуры студентов педагогического вуза
© 2022 Чупанов А. Х., Салманова Д. А., Исламбекова И. З., Маллаев Д. М.
Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: achu-68@mail.ru, djamila05@mail.ru
izalina05@mail.ru, vip.dgaf@mail.ru
РЕЗЮМЕ. Целью данной статьи является изучение роли творческой деятельности в процессе формирования проектной культуры. В рамках данной статьи рассматриваются психолого-педагогические аспекты, влияющие на формирование и развитие высших психических функций, лежащих в основе творческой деятельности. Методы. В основе данной работы лежит метод теоретического анализа литературы, посвященной феномену творчества и его влиянию на процесс проектирования в разных сферах человеческой деятельности. Результаты. По результатам проведенной работы была установлена взаимосвязь между ролью фигуры преподавателя и уровнем развития творческих способностей у детей. Выводы. Был предложен ряд теоретических рекомендаций, направленных на формирование условий, стимулирующих развитие творческой активности.
Ключевые слова: творчество, творческая активность, воображение, профессиональные компетенции, проектная культура, проектная деятельность, проектирование.
Формат цитирования: Чупанов А. Х., Салманова Д. А., Исламбекова И. З., Маллаев Д. М. Творческая активность как основа формирования проектной культуры студентов педагогического вуза // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 3. С. 82-87. 001: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-82-87
Creative Activity as a Basis for the Formation of the Project Culture of Pedagogical University Students
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
© 2022 Abdula Kh. Chupanov, Dzhamila A. Salmanova, Izolina S. Islambekova, Dzhafar M. Mallaev
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: achu-68@mail.ru, djamila05@mail.ru
¡zalina05@mail.ru,vip.dgaf@mail.ru
ABSTRACT. The aim of this article is to study the role of creative activity in the process of forming a project culture. Within the framework of this article, psychological and pedagogical aspects affecting the formation and development of higher mental functions underlying creative activity are considered. Methods. This work is based on the method of theoretical analysis of literature devoted to the phenomenon of creativity and its influence on the design process in various spheres of human activity. Results. According to the results of the work carried out, the relationship between the role of the teacher's figure and the level of development of creative abilities in children was established. Conclusion. A number of theoretical recommendations aimed at creating conditions that stimulate the development of creative activity were proposed.
Keywords: creativity, creative activity, imagination, professional competencies, project culture, project activity, design.
For citation: Chupanov A. Kh., Salmanova Dz. A., Islambekova I. Z., Mallaev Dz. M. Creative Activity as a Basis for the Formation of the Project Culture of Pedagogical University Students. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022. Vol. 16. No. 3. Pp. 82-87. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-82-87 (in Russian)
Введение
Человек - единственный известный науке биологический вид, обладающий способностями к осознанному и целенаправленному изменению объективной реальности. Окружающий мир в его текущем состоянии можно назвать продуктом человеческой деятельности. Сегодня не подлежит сомнению, что человека и его навык к изменению окружающей среды, выгодно отличает от всех схожих навыков в живой природе компонент, который мы называем творчеством. Именно творчество отличает проектную деятельность человека от, казалось бы, схожей, но не эквивалентной деятельности других видов. Философ Н. А. Бердяев определял творчество, как способность созидать новую, удовлетворяющую необходимым и достаточным условиям, реальность из предоставленного объективной действительностью материала.
Необходимость в проектировании возникает перед человеком повсеместно в разных сферах его жизни. Начиная от бытового вопроса по формированию расписания на день, планировки квартиры и расстановки мебели в ней и заканчивая вопросами, возникающими в сфере профессиональной деятельности индивида: формирование эффективной городской политики, моделирование новой системы пожаротушения, разработка нового программного обеспечения и т. д [1]. Эти за-
дачи, при всей присущей нашему миру стандартизации, имеют в себе ряд индивидуальных особенностей, проявляющихся при рассмотрении конкретной ситуации. Потребность удовлетворять условия, качественно отличающие одну ситуацию от другой, позволяют характеризовать человеческую деятельность как творческую - целерациональную, а механизм, лежащий в основе феномена проектирования, культуротворческим.
За последнее время возросло число исследований, рассматривающих проблемы проектирования в разных сферах общественной деятельности, в том числе в педагогической практической деятельности.
Разработанность проблемы
Современное общество рассматривает проблему формирования творческой личности как центральную в контексте возросшей роли автоматизированных систем и меняющейся роли человека в процессе производства. Увеличивается необходимость в доле творчески способных работников во всех быстро автоматизируемых сферах деятельности. В связи с этим задача системы образования заключается в поиске и развитии творческих задатков в каждом ребенке.
По мнению множества отечественных исследователей, каждый человек способен реализовать заложенный природой творческий потенциал. Но для этого необходимо целенаправленное обучение, которое
••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 3. 2022
••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 3. 2022
только и может обеспечить высокий уровень развития творческих способностей. Исходя из идеи творческой цели-рациональности, индивид получает опыт творческой деятельности на протяжении всей жизни в рамках культурно-социальной интеракции. Благодаря этому предположению, можно говорить о влиянии полученного опыта на формирование аксиологических, нормативных и культурных составляющих общества [2]. Рассматривая историю различных сфер общественной жизни в оптике творчества, мы обнаруживаем проектный подход к решению возникающих задач задолго до эпохи модерна. Открытое становление проектной культуры берет свое начало в эпохе Возрождения. В рамках средневекового периода феномен проектной деятельности выражался в форме конфликта культуры древности и средневековья [3].
Основываясь на законе трех стадий развития интеллектуальной деятельности людей Огюста Конта, можно говорить, что формирование культуры проектной деятельности началось в момент перехода с теологической стадии, с присущей ей фетишизацией явлений и феноменов на стадию метафизическую (абстрактную). Наблюдаемый в средневековье конфликт между каноном и модерном своего времени был одним из этапов формирования нового способа воззрения на окружающий мир.
Формирование творчества как навыка начинается у ребенка с раннего детства и находит отражение в виде деятельности близкой к творчеству - игре. Через игру ребенок проходит процесс познания окружающей среды, первичную социализацию и инкультурацию - познает формы и способы взаимодействия в рамках семьи. Этот процесс нельзя в полной мере назвать копированием или «подражанием». Воздействие множества паттернов поведения на ребенка ставит его в условия необходимости адаптации усваиваемых моделей поведения под свои нужды - возникает процесс творческой деятельности.
В качестве основы творческой деятельности в психологической литературе выделяют высшую психическую функцию, называемую воображением. Именно эта часть личности позволяет мозгу на основе пережитого опыта синтезировать не только что-то принципиально новое, но также позволяет получать квазиопыт без непо-
средственного переживания в реальности, который впоследствии также может быть использован для получения чего-то уникального [4]. Исходя из этого утверждения, можно говорить о необходимости формирования навыка живого и гибкого воображения у ребенка, начиная с раннего детства, как необходимого и достаточного условия для творческой деятельности.
Основным фактором для формирования творческой деятельности в рамках образовательного процесса необходимо сделать повсеместный ответственный индивидуальный подход к учащимся, как со стороны классного руководства и администрации учебного заведения, так и со стороны учителей - предметников [5]. Добровольно-выборный характер внеурочной и внеклассной деятельности необходим для формирования заинтересованности и общей положительной коннотации будущего опыта.
Особенности психического развития ребенка как существа социального и деятельного необходимо учитывать при определении условий, влияющих на психолого-педагогические факторы формирования проектной культуры [6]. Лучше всего специфику особенностей отражает выделяемая психологами триада: источник, движущие силы и условия развития. Формирование индивидуальных форм психической деятельности у ребенка происходит на основе усвоения материальной и духовной культуры разных исторических этапов, межпоколенческой трансляции опыта и ценностных установок.
Основной задачей и целью исследования является разработка методологии для оценки уровня творческой активности детей школьного возраста. В силу психологических особенностей применение стандартных методов наблюдения представляется неэффективным. Для анализа рекомендуется использовать опросники.
Использование этих методов исследования творческой активности детей школьного возраста позволяет не только отслеживать динамику уровня творческой активности, но и корректировать методики развития творческих способностей на разных этапах обучения учащегося.
Изучение творческой деятельности психологами позволило выделить два пика формирования уровня творческой активности. В возрасте от 10 до 15 лет про-
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
исходит первый пик творческой активности, а в возрасте от 15 до 23, второй пик творческой активности, называемый юношеским. Это свидетельствует о возможности формирования у детей к концу дошкольного возраста эвристического или (при определенных условиях) креативного уровня развития творческой деятельности.
Результаты исследования
Психологические новообразования, необходимые для творческой активности, приобретаются детьми в процессе учебной деятельности в период с 5 по 7 класс, - это связано с несколькими факторами: увеличением числа задач требующих от школьника индивидуального подхода; сформировавшиеся к концу младшей школы психологические новообразования позволяют говорить о переходе ребенка на более высокий уровень самоорганизации и познания, что говорит об уменьшении роли игры в процессе усвоения моделей поведения и формированию осознанного синтеза на основе анализа поведения индивидов и их реакции на собственные поступки .
Основой для инициативной и самостоятельной творческой активности школьников является положительное отношение и заинтересованность в предмете. Эти два фактора являются необходимыми и достаточными для формирования у ребенка запроса на изучение предмета за пределами учебных занятий и вне рамок общеобразовательной программы. Наличие творческих заданий в рамках образовательного процесса (группового или индивидуального) в таком случае воспринимаются в положительной коннотации - благом, удовлетворяющим внутренний запрос учащегося к творческой активности.
В разработке творческих заданий необходимо учитывать личностные особенности учащегося и направленность на удовлетворение потребности в творческой деятельности через проектно-
преобразовательную деятельность. Нами разрабатывались задания с учетом отсутствия участия и оценки деятельности учащихся со стороны педагога, то есть задания, выполнение которых, позволяет говорить о креативном уровне творческой активности у ребенка.
Деятельность учащегося в процессе выполнения творческого задания, побуждает его к осмыслению задачи, интуитивной
деконструкции, выделению значимых «особенностей», - выдвижению новых или адаптации уже имеющихся проектных решений, или способов их реализации. Из вышесказанного следует, что подзадачи, возникающие в процессе выполнения творческих заданий, выступают стимулирующим фактором к формированию потребности в приобретении недостающей для решения задачи информации и преобразования ее в знания на основании личного опыта практического применения.
Задача педагога в таком случае не демонстрировать «правильный» алгоритм выполнения задания, а быть организатором комфортного, творчески ориентированного и доступного процесса. Выступать в роли корректирующей и направляющей творческую деятельность силы.
На основе анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований психологами и педагогами была установлена зависимость между уровнем проектной культуры у детей и фигурой учителя - его интеллектуальным и психолого-педагогическим уровнем, способностями к эмпатии и нейропластичности.
Отсутствие или неразвитость профессиональных компетенций у педагога, слабые творческие качества, неготовность к самостоятельному принятию решений в рамках, усвоенных в процессе обучения моделей поведения, затрудняют процесс обучения и межличностной коммуникации между учителем и учеником в рамках проектной деятельности. Отсутствие диа-логоориентированности в проектной среде приводит к возникновению у учащихся чувства психологического дискомфорта, нарушению авторитетной иерархии, общей неудовлетворённости от взаимоотношений и процесса творческой активности. Формируется негативный опыт, что напрямую противоречит необходимым для творческой активности условиям.
Основным критерием для верификации успешности взаимодействия между учеником и учителем в рамках проектной деятельности является оценка значимости интеракции в призме оказываемого влияние на процесс самореализации и развития творческих способностей ученика. Исходя из анализа результата взаимодействия можно сделать вывод об эффективности работы педагога. Для максимизации положительного эффекта, оказываемого на развитие творческих способностей,
••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 3. 2022
••• DSPU JOURNAL Уо!. 16. N0. 3. 2022
считаем предпочтительной стратегию поведения педагога, при которой в коллективе формируются межличностные отношения, основанные на равноправии, взаимном доверии и самооценки участников. Необходимыми условиями в таком случае будут: высокий профессиональный уровень педагога, глубокие знания предмета, харизма, необходимая для формирования заинтересованности учащегося. Достаточными же условиями для реализации подхода будут творческие способности педагога и демократический тип преподавания, обеспечивающий достаточную свободу творческой деятельности в рамках проекта. Отсутствие достаточных условий затруднит процесс формирования творческих способностей у детей.
Заключение
Анализ деятельности выпускников средне-специальных учебных заведений, подготовленных по направлению «Педагогическое образование» говорит о низком уровне профессиональной квалификации, познавательные и творческие способности специалистов находятся на уровне учеников. Подобная тенденция в рамках самого многочисленного и необходимого слоя сотрудников (учителя начальных классов и воспитатели детских садов) говорит о бедственной ситуации в этой сфере. Сохранение подобной тенденции негативно сказывается на формировании творческих способностей у детей, так как только сильная и творческая личность может формировать другую творческую личность
Анализируя работы по проблеме развития творческих способностей, мы при-
педагогическое сопровождение развития младшего школьника в образовательном пространстве // Обучение и развитие детей младшего школьного возраста: сб. ст. Москва. 2018. С. 100-107.
2. Ильясова Э. Н., Даутова С. Ф. Педагогическое общение как особый вид творчества // Сборник материалов VI Международной студенческой научно-практической конференции в 2 томах. Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова; Харьковский национальный педагогический университет имени Сковороды; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова; Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2015. С. 146-149.
3. Мандель Б. Р. Современная педагогическая психология. Полный курс. Иллюстративное
шли к выводу, что проблематика формирования творческих способностей у личности активно разрабатывается в рамках психолого-педагогического дискурса. Изучается их природу становления процессов, а также средства и условия необходимые для их формирования.
Обобщая сказанное, мы предполагаем, что для развития элементов творческой активности и обеспечения выхода детей на уровень проектной культуры необходимо решить ряд следующих важных вопросов:
- сформировать методологические основания предметного содержания процесса развития творческой активности;
- учитывая возрастные и личностные особенности ребенка, разработать пути и методы развития творческой активности;
- разработать систему усложняющихся творческих заданий в разных сферах учебной деятельности с кривой сложности, учитывающей особенности ребенка;
- спроектировать специальное оборудование, способствующее психоэмоциональной разгрузке, снятию физического напряжения, переключения внимания, активизации творческого потенциала детей («сухой бассейн», батут и др.);
- обеспечить подготовку высококвалифицированного педагогического состава с учетом формирования в них необходимых и достаточных для развития у детей творческих способностей личностных качеств;
- создать механизм включения школьников в процесс развития творческих способностей во внеучебной деятельности.
Директ-Медиа. 2019. 828 с.
4. Мельников Т. Н., Бойко И. Н., Большакова А. О. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 1 (5). С. 167-171.
5. Терентьева Н. Ю. Проектная деятельность как метод организации образовательного процесса вуза // Воспитательная деятельность образовательной организации - пространство личностного роста участников образовательных отношений: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. 2022. С. 109-112.
6. Чечель И. Д. Метод проекта или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. № 3. С. 11-16
Литература
1. Быковская Т. Е. Психолого- учебное пособие. Изд. 2-е стер. М., Берлин:
Психолого-педагогические науки ••• 87
Psychological and Pedagogical Sciences •••
References
1. Bykovskaya T. E. Psychological and pedagogical support of the development of a younger student in the educational space. Obuchenie i razvitie detej mladshego shkol'nogo vozrasta: sb. st. [Training and development of children of primary school age: collection of papers.]. Moscow, 2018. Pp. 100-107 (in Russian)
2. Il'yasova E.N., Dautova S.F. Pedagogical communication as a special kind of creativity. Sbornik materialov VI Mezhdunarodnoj stu-dencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii v 2 tomah. FGBOU VPO «CHuvashskij gosudar-stvennyj universitet im. I. N. Ul'yanova»; Har'kov-skij nacional'nyj pedagogicheskij universitet imeni Skovorody; Aktyubinskij regional'nyj gosu-darstvennyj universitet im. K. ZHubanova; OOO «Centr nauchnogo sotrudnichestva «Interaktiv plyus» [Collection of materials of the VI International Student Scientific and practical Conference in 2 vols. I. N. Ulyanov Chuvash State University; Skovoroda Kharkiv National Pedagogical University; K. Zhubanov Aktobe Regional State University; Interactive Plus Center for Scientific Cooperation]. 2015. Pp. 146-149. (in Russian)
3. Mandel' B. R. Sovremennaya pedagog-icheskaya psihologiya. Polnyj kurs. Illyustrativnoe uchebnoe posobie [Modern pedagogical psychol-
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Чупанов Абдулла Хизриевич, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: achu-68@mail.ru
Салманова Джамила Абдулкафаров-на, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: djamila05@mail.ru
Исламбекова Изолина Самадовна, кандидат педагогических наук, начальник учебно-методического отдела, Гуманитарно-педагогический колледж, Махачкала, Россия; e-mail: izalina05@mail.ru
Маллаев Джафар Микаилович, доктор педагогических наук, профессор, кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии, ДГПУ, член-корр., Российская академия образования (РАО), Махачкала, Россия; e-mail: vip.dgaf@mail.ru
Принята в печать 29.07.2022.
ogy. Full course. Illustrative textbook. 2nd ed.]. Moscow, Berlin: DirectMedia Publ., 2019. 828 p. (in Russian)
4. Mel'nikov T. N., Bojko I. N., Bol'shakova A. O. Features of interpersonal relationships in primary school age. Izvestiya Baltijskoj gosudar-stvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psi-hologo-pedagogicheskie nauki [Proceedings of Baltic State Academy of Fishing Fleet: psychological and pedagogical sciences]. 2020. No. 1 (5). Pp. 167-171 (in Russian)
5. Terent'eva N. Y. Project activity as a method of organizing the educational process of the university. Vospitatel'naya deyatel'nost' obra-zovatel'noj organizacii - prostranstvo lich-nostnogo rosta uchastnikov obrazovatel'nyh otnoshenij: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. [Educational activity of an educational organization - the space of personal growth of participants in educational relations: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference 2022]. Pp. 109-112. (in Russian)
6. CHechel' I. D. The project method or an attempt to relieve the teacher of the duties of an omniscient oracle. Direktor shkoly [Head Teacher]. 1998. No. 3. Pp. 11-16. (in Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations Abdula Kh. Chupanov, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education, Dagestan State Pedagogical University, (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: achu-68@mail.ru
Dzhamila A. Salmanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: dj amila05@mail.ru
Izolina S. Islambekova, Ph. D. (Pedagogy), head of the Educational and Methodological Department, Humanitarian and Pedagogical College, Makhachkala, Russia; e-mail: iza-lina05@mail.ru
Dzhafar M. Mallaev, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Correctional Pedagogy and Special Psychology, DSPU, corresponding member, Russian Academy of Education (RAO), Makhachkala, Russia; e-mail: vip.dgaf@mail.ru
Received 29.07.2022.