Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЙЕМЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЙЕМЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИЯ / УЧИТЕЛЬ / БАКАЛАВР / ЙЕМЕН / МОЛОДЕЖЬ / КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ / UNIVERSITY / EDUCATION / TRADITION / TEACHER / BACHELOR / YEMEN / YOUTH / CULTURE / NATIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кекеева Зинаида Очировна, Саид Редван Радман Мохаммед

Цель статьи - изучить литературные источники по истории развития и современное состояние университетского образования в Йеменской Республике. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, обобщение. Результат. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития университетского образования в Йемене показал, что основой йеменского университета явились педагогический и юридический колледжи и факультеты. Автором было установлено, что в Йемене наиболее высокий уровень безграмотности населения, и что университетское образование в стране является приоритетным. Оно является составной частью йеменской культуры, образования и истории страны. Ведущими университетами в Йемене являются: университет Саны, Иббский университет, университет Адена. Вывод. Рассмотренная проблема позволила определить основные особенности развития технического и педагогического образования в университетском образовании. Университетское образование в Йемене активно развивается под влиянием различных экономических, социальных, политических факторов в стране. На развитие университетского образования также повлияли открытие первых колледжей, которые составляли ядро университетов Саны и Адена в Йеменской Республике. Сформулированные выводы, представленный материал в статье можно использовать преподавателям педагогики, этнопсихологии для разработки лекций по истории педагогики и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кекеева Зинаида Очировна, Саид Редван Радман Мохаммед

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF UNIVERSITY EDUCATION IN THE REPUBLIC OF YEMEN

The aim of the article is to study the literary sources on the history of development and the current state of university education in the Republic of Yemen. Methods Analysis of psychological and pedagogical literature, observation, synthesis. Result. Theoretical analysis of psychological and pedagogical studies on the issue of development of university education in Yemen shows that pedagogical and law colleges as well as faculties are the basis of the Yemen university system. It is revealed that there is the highest level of illiteracy in Yemen, and the university education is priority. It is the component part of Yemen culture, education and history of the country. The Sana'a University, Aden University and Ebb University are the leading universities in Yemen. Conclusion. The considered problem allows determining the main features of the development of technical and pedagogical education at the university. University education in Yemen is actively developing under the influence of various economic, social, political processes in the country. The development of university education is also influenced by the opening of the first colleges, which constitute the core of the universities of Sana'a and Aden. Teachers of pedagogy and Ethnic psychology could use the presented material to develop lectures on comparative pedagogy, history of pedagogy and education,

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЙЕМЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.4

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-26-31

Развитие университетского образования

в Йеменской Республике

© 2019 Кекеева З. О., Саид. Р.-Р. М.

Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, Элиста, Россия; e-mail: kekeeva-zo@yandex.ru;

radhwanradman1@gmail.com.

РЕЗЮМЕ. Цель статьи - изучить литературные источники по истории развития и современное состояние университетского образования в Йеменской Республике. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, обобщение. Результат. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития университетского образования в Йемене показал, что основой йеменского университета явились педагогический и юридический колледжи и факультеты. Автором было установлено, что в Йемене наиболее высокий уровень безграмотности населения, и что университетское образование в стране является приоритетным. Оно является составной частью йеменской культуры, образования и истории страны. Ведущими университетами в Йемене являются: университет Саны, Иббский университет, университет Адена. Вывод. Рассмотренная проблема позволила определить основные особенности развития технического и педагогического образования в университетском образовании. Университетское образование в Йемене активно развивается под влиянием различных экономических, социальных, политических факторов в стране. На развитие университетского образования также повлияли открытие первых колледжей, которые составляли ядро университетов Саны и Адена в Йеменской Республике. Сформулированные выводы, представленный материал в статье можно использовать преподавателям педагогики, этнопсихологии для разработки лекций по истории педагогики и образования.

Ключевые слова: университет, образование, традиция, учитель, бакалавр, Йемен, молодежь, культура, национальный.

Формат цитирования: Кекеева З. О., Саид. Р.- Р. М. Развитие университетского образования в Йеменской Республике // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 26-31. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-26-31_

Development of University Education in the Republic of Yemen

© 2019 Zinaida O. Kekeeva, Redvan-Radman Mokhammed Said

B. B. Gorodovikov Kalmyk State University, Elista, Russia; e-mail: kekeeva-zo@yandex.ru;

radhwanradman1@gmail.com.

ABSTRACT. The aim of the article is to study the literary sources on the history of development and the current state of university education in the Republic of Yemen. Methods Analysis of psychological and pedagogical literature, observation, synthesis. Result. Theoretical analysis of psychological and pedagogical studies on the issue of development of university education in Yemen shows that pedagogical and law colleges as well as faculties are the basis of the Yemen university system. It is revealed that there is the highest level of illiteracy in Yemen, and the university education is priority. It is the component part of Yemen culture, education and history of the country. The Sana'a University, Aden University and Ebb University are the leading universities in Yemen. Conclusion. The considered problem allows determining the main features of the development of technical and pedagogical education at the university. University education in Yemen is actively developing under the influence of various economic, social, political processes in the

country. The development of university education is also influenced by the opening of the first colleges, which constitute the core of the universities of Sana'a and Aden. Teachers of pedagogy and Ethnic psychology could use the presented material to develop lectures on comparative pedagogy, history of pedagogy and education,

Keywords: university, education, tradition, teacher, bachelor, Yemen, youth, culture, national.

For citation: Kekeeva Z. O., Said R.-R. M. Development of University Education in the Republic of Yemen. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 26-31. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-26-31 (In Russian)

Введение

В современном мире активно происходят этноконсолидационные процессы, что приводит мировое сообщество к обретению общечеловеческих ценностей и осознанию значимости университетского образования в жизни человека. Университетское образование как академический и социальный институт способствует усвоению знаний обучающимися, овладению опытом и навыками, необходимыми в профессиональном становлении личности. Также университетское образование - источник овладения социальным и культурным наследием, традициями этноса, моделями культуры поведения и общения в мировой цивилизации.

Для Республики Йемен необходимость поиска путей развития университетского образования возникла с самого начала формирования современного образования и внутреннего стремления общества в мировое образовательное пространство.

Целями исследования являлись:

- проанализировать историю развития и современное состояние университетского образования в Йеменской Республике;

- систематизировать данные о роли университетского образования в Йемене в мировом образовательном пространстве.

Нами применены следующие методы педагогического исследования в изучении истории развития и современного состояния университетского образования в Йеменской Республике в условиях социально-экономического и научного развития общества и государства:

- изучение научной педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- обобщение опыта работы университетов Саны и Адена в Йеменской Республике в подготовке педагогических кадров;

- педагогическое наблюдение за организацией учебного процесса в вузах в условиях развития международного сотрудни-

чества в области науки и образования России и Йеменской Республики.

Результаты

Сегодня в Йемене университеты выполняют ведущую роль в обществе, они являются центром для всех новых идей, знаний и новаций, где мнения профессоров, мыслителей, ученых и ее лидеров играют большую роль в социально-экономическом и научном развитии общества и государства.

Создание в Йемене в 1963 году Министерства образования позволило активно начать проводить реформы в области высшего образования. С принятием Конституции в Йеменской Республике в системе образования был принят принцип равноправия между мужчиной и женщиной и права каждого гражданина на образование [3; 5].

Однако в XXI столетии в Йеменской Республике система высшего образования продолжает испытывать затруднения в своем развитии: отставание национальной политики и экономики страны от мировых стандартов в области образования, отсутствие педагогических кадров для средней и высшей школы [3; 4; 6]. В основном в средней школе и высшей школе работают приглашенные педагоги из-за рубежа. Крупнейшая библиотека находится при Аденском муниципалитете. Уровень грамотности в стране среди населения низкий. Умеют читать около 70 % мужчин и всего 30 % женщин [6].

С 1970-х годов университетское образование в Йемене стало активно развиваться под влиянием различных экономических, социальных, политических факторов: использование интеллектуальных материальных ресурсов, увеличение общественных потребностей в развитии высшего образования в стране. И эти явления повлияли на открытие первых колледжей, которые составляли ядро университетов Саны и Адена в Йеменской Республике [3; 6].

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019

С 1990 года всего два университета в Йемене функционировали. Для Йеменской Республики развитие университетского образования является новым явлением в обществе. В Йемене в университетах реализуются следующие программы: профессионально ориентированные программы в технических институтах, программы педагогического образования в педагогических колледжах [3; 7; 9]. В Йемене многоуровневое университетское образование включает бакалавриат, магистратуру. По окончании университета выпускникам присуждают получить степень: бакалавра, магистра или доктора. Следует отметить, что в 90-ые годы XX столетия в Йемене наблюдался активный рост количества людей со средним образованием, что способствовало открытию новых университетов. Увеличению количества университетов также способствовало решение правительства о создании и развитии негосударственных университетов. Частные университеты Йемена имеют предварительные лицензии, чем отличаются от практики лицензирования негосударственных вузов в России. Негосударственные университеты в Йемене могут лишиться лицензии, если окажутся не в состоянии соответствовать государственным законным требованиям [1; 2].

Развитие университетского образования в Йемене в этот период отличалось от арабских университетов и первые традиции современных университетов в Йемене были связаны с возрождением национального духа и национальной культуры. Формирование университетов в Йемене началось во 2-ой половине XX века, где активно использовали имеющийся мировой опыт в становлении университетского образования. В Йемене в университетском образовании большое внимание уделялось в основном педагогическому образованию. Университеты Сана и Аден основывались на исторических, социальных, культурных и политических тенденциях развития общества и государства [3; 9].

Для развития Аденского университета стали использовать местные ресурсы, здания, оборудование, преподавательские кадры. Университет Саны в 1985 году стал развиваться на основе создания в Таизе педагогического колледжа и 1987 году он стал образовательным факультетом в Иби. После достижения единства в Йемене в 1990 году в университете Саны стали открываться новые научные и теоретические факультеты.

В современной Йеменской Республике университетское образование является составной частью йеменской культуры, образования и истории страны. Основными научными центрами Йемена являются университет Саны, Иббский университет, университет Адена, Школа исламского права. Крупнейшая библиотека находится при Аденском муниципалитете. Сегодня университеты Сана и Аден и их исследовательские, консультационные и сервисные центры предоставляют услуги государственным и частным учреждениям, частному сектору, обществу, преподавателям и студентам, осуществляют издание научных журналов по различным прикладным и теоретическим наукам.

Итак, современная действительность в Йеменской Республике демонстрирует активные процессы университетского образования и осознания его значимости как общечеловеческой ценности, признания ценностей высшего образования, науки и нравственного воспитания в жизни человека. Университетское образование в Йемене построено на основе гармоничного сочетания арабской культуры и культурных традиций образования стран Европы [1; 2; 7].

Технические институты и педагогические колледжи предлагают профессионально ориентированные образовательные программы на базе среднего образования с нормативной продолжительностью от 2 до 3 лет. При успешном завершении программ с двухлетней продолжительностью выпускники получают один из следующих документов: Промежуточный диплом (Intermediate Diploma), Технический диплом (Technical Diploma) или Свидетельство учителя дошкольного или начального образования. Данные квалификации, как правило, предназначены для доступа на рынок труда.

В университетском секторе высшего образования нормативная продолжительность бакалаврских программ составляет от 4 до 6 лет. При завершении обучения присваивается степень бакалавра по одному из направлений (BACHELOR'S DEGREE in Arts, Science, Medicine, Engineering, Law). Последующий уровень высшего образования продолжительностью два года после получения первой степени завершается присвоением Степени (мастера) магистра (Master's Degree) [6; 9].

На программу докторской подготовки имеют право поступать выпускники вуза,

имеющие степень магистра. Срок обучения программы докторской подготовки составляет три года. По окончании программы докторской подготовки предусматривается обязательная защита диссертации на присвоение степени доктора философии (Doctor Of Philosophy - Ph. D.) [3; 6; 7].

Анализ результатов исследования показал, что история развития университетского образования в Йемене начиналась с педагогического образования. Ядром первого йеменского университета явились педагогический и юридический колледжи-факультеты, открытые в 1970 г. В 1993 году на базе педагогического факультета Аденского университета была открыта магистратура. Однако военные события и локальные катастрофы в стране не позволяют динамично развиваться системе университетского образования. В связи с этим возможность гражданам страны обучаться в магистратуре ограничена, так как магистерских программ в вузах недостаточно. Следует отметить, ежегодно приблизительно 300-400 студентов, которые ищут высокое качество образования, уезжают за границу для получения образования (Россия, США, Великобритания и другие страны). Многие из них по окончании обучения возвращаются в страну и стремятся работать преподавателями в вузах, учителями в школах. Профессия учителя является почетной и ответственной в Йеменской Республике.

Таким образом, проведенное исследование показало, что процесс развития университетского образования в XXI веке в стране осуществляется в сложных социально-экономических условиях. И они осуществляются в Йемене в условиях глобализации и информатизации в современном мире, в период взаимодействия йеменской культуры с культурой мирового сообщества. В подготовке педагогических кадров в университетах Йеменской Республики большое внимание уделяется нравственному и духовному воспитанию, развитию у граждан страны стремления к образованию, самообразованию, самореализации, гражданской ответственности [1; 2; 8;9].

В подготовке педагогических кадров приоритет отдается учителям-мужчинам. Наиболее актуальной проблемой остается вопрос повышения квалификации и переподготовки национальных педагогических кадров для средней и высшей школы. В университетах Йемена в содержание педа-

гогического образования включают предметы по изучению философии образования, теории и практики исламского воспитания и осуществляется подготовка квалифицированных педагогов в области исламского образования для средней школы и вуза. Теоретический аспект философии образования предполагает изучение Корана и Сунны, национальных традиций и обычаев. Содержание высшего педагогического образования в университетах Йеменской Республики ориентировано на изучение культуры и истории арабского мира, культуры и традиций образования в мировом образовательном пространстве [8; 9].

Заключение

В нашем исследовании была рассмотрена история развития и современное состояние университетского образования в Йемене. В ходе исследования были отмечены положительные результаты: в условиях глобализации и информатизации в современном мире университетское образование является ядром йеменской культуры, образования и истории страны; традиции современных университетов в Йемене ориентированы на возрождение национального духа и национальной культуры; в университетском образовании большое внимание уделяется педагогическому образованию.

Однако на процесс развития университетского образования влияют образовательные проблемы в Йемене: слабая система образования, дисперсия населения, недостаточное государственное финансирование, отсутствие кадрового потенциала, необходимого для эффективного развития национальной системы образования. Следует отметить, что существует еще одна объективная проблема: высокая потребность детей работать, чтобы поддержать семьи. И это является основным социальным фактором, который удерживает детей от посещения школ.

Таким образом, в сложных социально-экономических условиях для правительства Йеменской Республики наиболее важными проблемами являются ликвидация безграмотности в стране, повышение социального статуса и материального положения учителя, развитие профессионального роста университетского образования и получения высшего образования. Активно развивающиеся взаимоотношения между Россией и Йеменом в подготовке специалистов способствуют активному взаимодействию, международному сотрудничеству в области науки и образования стран.

30 ••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019

Литература

1. Абдель Гапи Касым Галип. Профессиональная подготовка учителя средней школы в Йеменской Арабской Республике (арабск.). Каир: Изд-во КУ, 1983. 78 с.

2. Кашнун. Состояние образования девочек в Республике Йемен // Электронный журнал «PEM: Psychology. Educology. Medicine». 2013. № 1-2. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pem.esrae.ru/ (дата обращения 21.07.2019 г.)

3. Мухаммед Фадель Мухаммед. Становление университетского образования в Йемене. Автореф. ... канд. пед. наук диссер. РГПУ, 2004. 24 с.

4. Население Йемена 2017. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://countrymeters.info/ru/YEMEN (дата обращения: 12.02.2019 г.)

5. Номан Самира Абдульвасеа Мухаммед. Непосещение детьми Йемена школы, как социально-экономическая проблема // Вестник университета (Государственный университет управ-

1. Abdel Gani Kasym Galip. Professional'naya podgotovka uchitelya srednej shkoly v Jemenskoj Arabskoj Respublike (arabsk.) [Vocational training of secondary school teachers in the Yemen Arab Republic (Arabic)]. Cairo, CU Publ., 1983. 78 p. (In Russian)

2. Kashnun. State of education of girls in the Republic of Yemen. Electronic journal. "PEM: Psychology. Educology. Medicine". 2013. No. 1-2. [Electronic resource]. Mode of access: http://pem.esrae.ru/ (accessed: 21.07.2019)

3. Mukhammed Fadel Mukhammed. Stanovlenie universitetskogo obrazovaniya v Jemene [The formation of university education in Yemen]. Extended abstract of diss. ... Ph. D. (Pedagogy). RSPU, 2004. 24 p. (In Russian)

4. Population of Yemen 2017. [Electronic resource]. Mode of access: http://countrymeters.info/ru/YEMEN (accessed: 12.02.2019)

б. Noman Samira Abdulwasea Mukhammed. Non-attendance of Yemeni children in schools as a socio-economic problem. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). Seriya «Sociologiya i upravlenie personalom» [University Proceedings (State Management University). Se-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Кекеева Зинаида Очировна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра психологии, декан факультета педагогического образования и биологии, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова (КГУ им. Б. Б. Го-

ления). Серия «Социология и управление персоналом». 2006. № 1 (17). С. 37-42.

6. Образование в Йемене. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: ru.knowledgr.com / 04109205 / Образование в Йемене (дата обращения: 12.02.2019 г.).

7. Салех Мохсен Али Аль-Шадди. Основные тенденции развития системы образования в Йеменской Республике. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Казань: Изд-во КГПУ, 2004. 23 с.

8. Салех Мохсен Али Аль-Шадди. Подготовка учительских кадров в республике Йемен: научные труды V-й Международной Научно-практической конференции. Под ред. З. Г. Нигматова. Набережные Челны: Изд-во КГПУ, 1998. С. 71-82.

9. Тенденции в развитии профессионального педагогического образования в Йемене. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=1283 (дата обращения: 12.02.2019 г.).

ries "Sociology and Workforce Management"]. 2006. No. 1(17). Pp. 37-42. (In Russian)

6. Education in Yemen [Electronic resource]. Mode of access: http: ru.Knowledgr.com / 04109205 / Education in Yemen (accessed: 12.02.2019).

7. Salekh Mokhsen Ali Al-Shaddy. Osnovnye tendencii razvitiya sistemy obrazovaniya v Jemenskoj Respublike [The main trends in the development of the education system in the Republic of Yemen]. Extended abstract of diss. ... Ph. D. (Pedagogy). Kazan, KSPU Publ., 2004. 23 p. (In Russian)

8. Salekh Mokhsen Ali Al-Shaddy. Podgotovka uchitel'skih kadrov v respublike Jemen: nauchnye trudy V-j Mezhdunarodnoj Nauchno-prakticheskoj konferencii [Teacher training in the Republic of Yemen: scientific proceedings of the Vth International. scientific and practical conference]. Ed. by Z. G. Nigmatova. Naberezhnye Chelny, KSPU Publ., 1998. Pp. 71-82. (In Russian)

9. Trends in the development of vocational teacher education in Yemen [Electronic resource]. Mode of access: /http://www.psyhodic.ru/ arc.php?page=1283 (accessed: 12.02.2019).

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Affiliations Zinaida O. Kekeeva, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Psychology, the dean of the faculty of Pedagogical Education and Biology, B. B. Gorodovikov Kalmyk State University (B. B. Gorodovikov KSU), Elista, Russia; e-mail: kekeeva-zo@yandex.ru

References

родовикова), Элиста, Россия; e-mail: ke-keeva-zo@yandex.ru

Саид Редван Радман Мохаммед, аспирант, кафедра психологии, КГУ им. Б. Б. Городовикова, Элиста, Россия; e-mail: ra-dhwanradman 1@gmail.com.

Redvan Radman Mokhammed Said,

postgraduate, the chair of Psychology, B. B. Gorodovikov KSU, Elista, Russia; e-mail: ra-dhwanradman1@gmail.com.

Принята в печать 18.05.2019 г.

Received 18.05.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.147

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-31-36

Творческое развитие студентов в проектно-эвристической деятельности

© 2019 Салманова Д. А. 1 Чупанов А. Х. 1 Мога Н. Д. 2, Файзуллаева Е. Д. 3

1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: djamila05@mail.ru, achu-68@mail.ru 2 Специализированное дошкольное учреждение санаторного типа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата № 248,

Одесса, Украина; e-mail: moga2015@mail.ru 3 Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия; e-mail: elenаfaiz@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель - исследовать процесс развития студентов при применении эвристических технологий в обучении. Методы. Изучение научной литературы посвященной проблеме развития творческой активности, анализ и обобщение полученных выводов. Результаты. Дано определение творческой активности и эвристической деятельности. Установлены факторы, влияющие на развитие творческой активности. Установлены методы организации эвристической деятельности. Выводы. Применение эвристической деятельности позволяет развить творческую активность студентов в проектной деятельности.

Ключевые слова: эвристика, эвристический метод, креативность, творческие способности.

Формат цитирования: Салманова Д. А., Чупанов А. Х., Мога Н. Д., Файзуллаева Е. Д. Творческое развитие студентов в проектно-эвристической деятельности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 31-36. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-31-36_

Creative Development of the Students in Project-Heuristic Activity

© 2019 Dzhamila A. Salmanova 1 Abdulla Kh. Chupanov 1 Nikolay D. Moga 2, Elena D. Fayzullaeva 3

1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: djamila05@mail.ru, achu-68@mail.ru 2 Specialized Preschool Sanatorium for Children with Disorders of the Musculoskeletal System No. 248, Odessa, Ukraine, e-mail: moga2015@mail.ru 3 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia; e-mail: elenаfaiz@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.