Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ АКТУАЛИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ АКТУАЛИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА / МОЛОДЕЖЬ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / EDUCATION OF PATRIOTISM / YOUTH / THEORETICAL AND METHODICAL BASES / PATRIOTIC EDUCATION / SENIOR PUPILS / MORAL QUALITIES / SOCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Сарият Адзиевна, Магомедова Зумруд Исаевна, Закарьяева Сиядат Зияудиновна, Чупанов Абдулла Хизриевич

Целью данного исследования является выявление научно-методологических основ и, в соответствии с ними, разработка научно-методического обеспечения механизмов и технологий, стимулирующих эффективность патриотического воспитания, адекватных российским социально-историческим, культурным и общемировым тенденциям системы воспитания социальной инициативности и активности детей и молодежи. Методы. Теоретический анализ и синтез, моделирование, проектирование, анализ литературы, документов и продуктов деятельности, обобщение опыта и опытно-экспериментальная работа. Результат. На наш взгляд, анализ теоретических положений, а также научно-методическое обеспечение патриотического воспитания детей и молодежи при помощи развития социальной инициативности позволит создать эффективную и качественную систему патриотического воспитания. Вывод. Теоретико-методологические основы процесса патриотического воспитания через актуализацию социальной активности и инициативности способствуют формированию в России нового типа граждан - глубоко любящих свою Родину, самостоятельно и творчески мыслящих, социально активных и инициативных, ответственных за судьбу народа, Отечества и способных сделать Отечество процветающим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева Сарият Адзиевна, Магомедова Зумруд Исаевна, Закарьяева Сиядат Зияудиновна, Чупанов Абдулла Хизриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE PATRIOTIC EDUCATION THROUGH THE ACTUALIZATION OF SOCIAL ACTIVITY AND INITIATIVITY OF SENIOR PUPILS

The aim of the study is to identify the scientific and methodological foundations and in accordance with them to develop scientific and methodological support of mechanisms and technologies that stimulate the effectiveness of patriotic education, adequate to the Russian socio-historical, cultural and global trends of the system of education of social initiative and activity of the children and youth. Methods. Theoretical analysis and synthesis, modeling, design, analysis of literature, documents and products of activity, generalization of experience and experimental work. Result. Analysis of theoretical standings and scientific methodical providing the patriotic education of the children and youth with the help of development the social initiative will allow to create effective system of patriotic education. Theoretical justification and scientific methodological support of the process of patriotic education through the actualization of social activity and initiative of high school students allows you to create a system of patriotic education as a morally demanded quality of the individual, while being a kind of model of the future scientific concept. Conclusion. Theoretical and methodological foundations of the process of Patriotic education through the actualization of social activity and initiative contribute to the formation in Russia of a new type of citizens - deeply loving their Homeland, independently and creatively thinking, socially active and initiative, responsible for the fate of the people, the Fatherland and able to make the Fatherland prosperous.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ АКТУАЛИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Аджиева Марьям Магомедовна, ассистент, кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Астарханова Нурият Раджабовна, кандидат педагогичесих наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 05.05.2019 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Affiliations Mariyam M. Adzhieva, assistant lecturer, the chair of Life Safety and Emergency Medicine, Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Nuriyat R. Astarkhanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Received 05.05.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-79-84

Теоретико-методологические основы патриотического воспитания через актуализацию социальной активности

и инициативности старшеклассников

© 2019 Алиева С. А., Магомедова З. И., Закарьяева С. З., Чупанов А. Х.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected], [email protected],

[email protected], [email protected]

РЕЗЮМЕ. Целью данного исследования является выявление научно-методологических основ и, в соответствии с ними, разработка научно-методического обеспечения механизмов и технологий, стимулирующих эффективность патриотического воспитания, адекватных российским социально-историческим, культурным и общемировым тенденциям системы воспитания социальной инициативности и активности детей и молодежи. Методы. Теоретический анализ и синтез, моделирование, проектирование, анализ литературы, документов и продуктов деятельности, обобщение опыта и опытно-экспериментальная работа. Результат. На наш взгляд, анализ теоретических положений, а также научно-методическое обеспечение патриотического воспитания детей и молодежи при помощи развития социальной инициативности позволит создать эффективную и качественную систему патриотического воспитания. Вывод. Теоретико-методологические основы процесса патриотического воспитания через актуализацию социальной активности и инициативности способствуют формированию в России нового типа граждан - глубоко любящих свою Родину, самостоятельно и творчески мыслящих, социально активных и инициативных, ответственных за судьбу народа, Отечества и способных сделать Отечество процветающим.

Ключевые слова: воспитание патриотизма, молодежь, теоретико-методологические основы, патриотическое воспитание, старшеклассники, нравственные качества, социальная активность, инициативность, целостный подход, научно-методическое обеспечение, социальное взаимодействие.

Формат цитирования: Алиева С. А., Магомедова З. И., Закарьяева С. З., Чупанов А. Х. Теоретико-методологические основы процесса патриотического воспитания через актуализацию социальной активности и инициативности старшеклассников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 79-84. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-79-84

Theoretical and Methodological Foundations of the Patriotic Education Through the Actualization of Social Activity and Initiativity of Senior Pupils

© 2019 Sariyat A. Alieva, Zumrud I. Magomedova, Siyadat Z. Zakaryaeva, Abdulla Kh. Chupanov

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected], [email protected],

[email protected], [email protected]

ABSTRACT. The aim of the study is to identify the scientific and methodological foundations and in accordance with them to develop scientific and methodological support of mechanisms and technologies that stimulate the effectiveness of patriotic education, adequate to the Russian socio-historical, cultural and global trends of the system of education of social initiative and activity of the children and youth. Methods. Theoretical analysis and synthesis, modeling, design, analysis of literature, documents and products of activity, generalization of experience and experimental work. Result. Analysis of theoretical standings and scientific methodical providing the patriotic education of the children and youth with the help of development the social initiative will allow to create effective an

Theoretical justification and scientific methodological support of the process of patriotic education through the actualization of social activity and initiative of high school students allows you to create a system of patriotic education as a morally demanded quality of the individual, while being a kind of model of the future scientific concept. Conclusion. Theoretical and methodological foundations of the process of Patriotic education through the actualization of social activity and initiative contribute to the formation in Russia of a new type of citizens - deeply loving their Homeland, independently and creatively thinking, socially active and initiative, responsible for the fate of the people, the Fatherland and able to make the Fatherland prosperous.

Keywords: education of patriotism in children and youth, theoretical and methodological foundations of Patriotic education of high school students, moral qualities of the individual, social activity and initiative, a holistic approach to Patriotic education, scientific and methodological support, social interaction.

For citation: Alieva S. A., Magomedova Z. I., Zakaryaeva S. Z., Chupanov A. Kh. Theoretical and Methodological Foundations of the Patriotic Education Through the Actualization of Social Activity and Initiativity of Senior Pupils. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 79-84. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-79-84 (In Russian)

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена рядом причин теоретико-методологического характера. В настоящее время имеются значительные проблемы и противоречия в области исследования особенностей воспитания патриотизма среди молодежи. На наш взгляд, основные трудности патриотического воспитания как одного из самых важных показателей социальной инициативности требуют дальнейшей проработки актуальных направлений развитий этого процесса на различных уровнях: гносеологических, структурно-функциональных, прогностических и т. д. Поэтому большое значение имеют разработка и обоснование современных механизмов и методик, позволяющих повысить эффективность патриотического

воспитания детей и современой молодежи. При этом, важное значение имеет стремление к обеспечению тесной взаимосвязи между патриотическим воспитанием и общемировыми тенденциями в системах воспитания социальной инициативности.

Ряд основных и дополнительных исследований позволил определить круг вопросов, позволяющих разработать современную методику развития патриотического воспитания. Было отмечено, что основные схемы патриотического воспитания в системе общеобразовательных учреждений, чаще всего базируются на исследованиях таких видных российских ученых, как О. С. Богданова, И. И. Болдырева, З. Т. Га-санова, Н. К. Гончарова, А. И. Каирова, Б. Т. Лихачева и др.

Кроме того, на современном этапе повышается интерес в исследованиях проблем патриотического воспитания детей и молодежи. Также необходимо отметить, что и в зарубежных исследованиях социальная инициативность анализируется как на государственном уровне, так и на общественном. Различные аспекты в этом направлении рассматривались

И. В. Блаубергом, Б. Н. Боденко, В. А. Ка-раковским и др. [3; 4; 10].

Анализу проблем воспитания социально значимых качеств личности детей и молодежи посвящены работы К. А. Альбуха-новой-Славской, А. В. Кирьяковой, Э. Г. Костяшкина, Т. Н. Мальковской, А. В. Мудрик, Г. Г. Николаева, Г. Н. Филонова, М. М. Ященко [2; 11; 13; 16; 17; 18; 20; 22].

В настоящее время имеется большое количество исследований, различных научных трудов, монографий, статей в сборниках научных и практических конференций, являющихся основными источниками патриотического воспитания детей и молодежи через призму вовлечения их в социальную активность. Развивая социальные проекты, можно с легкостью сформировать основные задумки в области патриотического воспитания. Можно также отметить, что на текущем этапе отмечается разрозненность и недостаточность сведений, позволивших бы более точно сформировать круг задач, необходимых для развития системы патриотического воспитания детей и молодежи.

Целью настоящего исследования является анализ современных теоретическо-методологических основ организации патриотического воспитания старших школьников при помощи развития социальной инициативности.

Методы - теоретический анализ и синтез, моделирование, проектирование, анализ литературы, документов и продуктивной деятельности, обобщение опыта, опытно-экспериментальная работа.

Результаты и обсуждение

Необходимость исследования этих вопросов в процессе патриотического воспитания выявила на разных уровнях ряд противоречий и рассогласований: развитие патриотических основ в тесной взаимосвязи с современной действительностью. Например, это проявляется в социальной инициативности, а также в определенных поступках, осуществляемых старшими школьниками для развития собственной

страны; на современном этапе существуют противоречия между развитием патриотических чувств, а также источниками патриотизма с позиции его важности для нормальной жизнедеятельности общества; также имеются противоречия между личностью, выступающей субъектом патриотизма. На современном этапе в обществе происходят процессы отдаления от патриотических начал, проявляющиеся в отдалении от исторических, культурных, национальных и духовных ценностей своей Родины; как отмечается в ряде исследований, на современном этапе отсутствует ряд условий, необходимых для поступательного развития патриотизма в образовательных учреждениях, с учетом последних веяний времени в области социальной инициативности; отсутствуют личностные интересы и мотивация старших школьников, а также отсутствует объективная потребность в формировании особой инициативной личности, которые бы в совокупности обеспечивали поступательное развитие государства и гражданского общества; существуют определенные противоречия между развитием социально-

инициативной личности, а также адекватного научного обоснования самого процесса развития социальной инициативности. Предполагается, что активное участие детей и молодежи в решении ряда проблем, жизненно необходимо для поступательного развития Родины.

Выявлен ряд задач исследования:

- сделать теоретико-методологический анализ основных понятий «патриотизм», «воспитание патриотизма», «социальная активность», «социальная инициативность», «социальное взаимодействие» и др. для того, чтобы можно было наметить четкие ходы, направленные на развитие понятийного аппарата в области патриотического воспитания и развития социальной инициативности детей и молодежи;

- исследование особенностей использования исторического опыта в современном развитии системы социальной инициативности старших школьников;

- анализ современных факторов развития социально-значимой деятельности старших школьников;

- оценка влияния социальной инициативности на развитие патриотических чувств старшеклассников;

- разработка мероприятий, направленных на теоретическое обоснование важности социальной инициативности с пози-

ции ее значения для нравственного становления личности;

- изучение теоретических и практических основ развития процесса патриотического воспитания старших школьников через использование методов социальной инициативности;

- определение текущих тенденций и исследование современных направлений совершенствования механизма социальной инициативности детей и молодежи.

- теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем апробировать концептуальные основы развития социальной активности старшеклассников как педагогически эффективной и организационно-правовой формы патриотического воспитания школьников;

- выявить технологические и дидактические требования к условиям формирования у учащихся социально значимых качеств личности в процессе выполнения социальных проектов.

Научно обоснованное предположение будущего исследования нуждается также в дальнейшей теоретической и экспериментальной проверке, являясь своеобразной моделью будущей научной концепции.

На наш взгляд, развитие патриотических основ среди молодежи через призму развития социальной инициативности детей, в будущем позволит создать специализированную систему патриотического воспитания, которая соответствовала бы и включала в себя следующие наиболее важные компоненты:

- обладала бы особой идейной основой, фундаментом, а также имела определенное содержание патриотического воспитания;

- разработанная теория патриотического воспитания могла бы учитывать все основные человеческие ценности, а также весь тот багаж общественных знаний, международный опыт, текущие достижения в области социальных молодежных движений;

- развитие патриотических чувств через актуализацию социальной инициативности должно происходить при полном согласовании общественных и государственных интересов;

- все изменения в системе воспитания социальной инициативности должны исходить из той позиции, что это имеет необходимость для поступательного государственного и общественного развития. При этом все основные формы и методы инициативной деятельности детей должны являться зеркалом позитивных общественных тенденций.

С учетом выявленных противоречий и научно обоснованных предположений нами определены следующие направления процесса патриотического воспитания на гносеологическом, структурно функциональном, прогностическом и научно-организационном уровнях:

1. Важное значение приобретает использование социальной инициативности в области патриотического воспитания детей и молодежи. При этом особыми характеристиками в данной области должны стать развитие нравственно-значимых качеств личности, таких как динамичность, жизнеспособность и так далее, критически важных для их применения в пользу общества и государства. С этой же позиции, необходимо развитие таких человеческих умений, как способность проявлять инициативу, уметь приносить пользу обществу. Также необходимо отметить, что современная личность, развивающаяся в духе патриотических начал, с учетом современных тенденций в применении социальной инициативности, должна уметь совмещать в себе возможности использования навыков патриота, гражданина, а также общественного деятеля. Старший школьник должен адекватно воспринимать современные общегражданские и государственные ценности.

2. Построение социальной инициативности старших школьников должно строиться на принципе добровольности, а также должно использовать специальные конструктивные особенности построения социальной реальности на различных уровнях. К таким уровням можно отнести особенности взаимодействия «человек -окружающая среда», которая предполагает определенную активность и ответственность, при влиянии на окружающую среду; следующим уровнем является «человек -объективированные предметы». На этом уровне у человека должно возникать побуждение к самостоятельным активным действиям, а также он должен проявлять определенный личностный интерес к трудовым действиям. Третьим уровнем взаимодействия является «человек - человек, государство и общество». На данном уровне происходит активное использование возможностей социального творчества.

3. Проведенное исследование показало, что патриотизм в теоретическом плане, а также с учетом исторического опыта, является одним из основополагающих принципов человеческой свободы. На наш взгляд, любовь к родине является одной из самых

глубинных аспектов индивидуализации, а также «автономности» человеческой личности. Стоит также отметить, что любовь к родине либо есть, либо ее нет. То есть, нужно отметить, что заставить любить родину нельзя. Ее можно развить, она также может исчезнуть, если была. Стоит также отметить, что патриотизм и любовь к родине неотделимы друг от друга, так как вообще волевая сторона патриотизма целиком и полностью является производной от любви к родине.

4. Важность педагогических аспектов формирования патриотических качеств

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и личность. М. : Наука, 1991. 336 с.

2. Блауберг И. В. Методологические основы комплексного научно-технического прогнозирования в рамках системы «Общество - информация - природа». М. : Политиздат, 1997. 430 с.

3. Боденко Б. Н., Зимняя И. А. Воспитание -проблема современного образования в России. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. 83 с.

4. Гасанов З. Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала: Дагучпедгиз, 1998. 334 с.

5. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М. : Педагогика, 1993. 129 с.

6. Кирьякова А. В. Ориентация школьников на социально значимые ценности. Автореф. дис. д-ра пед. наук. Л., 1991. 16 с.

1. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Deyatel'nost' i lichnost' [Activity and personality]. Moscow, Nauka Publ., 1991. 336 p. (In Russian)

2. Blauberg I. V. Metodologicheskie osnovy kompleksnogo nauchno-tekhnicheskogo prognozi-rovaniya v ramkah sistemy «Obshchestvo - infor-maciya - priroda» [Methodological bases of complex scientific and technical forecasting within the system "Society - information - nature"]. Moscow, Politizdat Publ., 1997. 430 p. (In Russian)

3. Bodenko B. N., Zimnyaya I. A. Vospitanie - problema sovremennogo obrazovaniya v Rossii [Education - the problem of modern education in Russia]. Moscow, RCPQST Publ., 1998. 83 p. (In Russian)

4. Gasanov Z. T. Vospitanie kul'tury mezh-nacional'nogo obshcheniya: metodologiya, teori-ya, praktika [Education of culture of interethnic communication: methodology, theory, practice]. Makhachkala, Daguchpedgiz Publ., 1998. 334 p. (In Russian)

старших школьников определяется использованием особого междисциплинарного подхода к определению сущность воспитательной работы. Тем самым можно достичь понимания того, что личность является целостной открытой многоуровневой развивающейся системой, которая противостоит различным внешним воздействиям.

5. Были выявлены различные научные предпосылки, а также иные социально-экономические положения, которые бы лежали в основе современной системы патриотического воспитания.

7. Костяшкин Э. Г. Формирование социальной активности школьника в процессе обучения и воспитания. М., 1982. 200 с.

8. Мальковская Т. Н. Воспитание социальной активности старших школьников. Л., 1974. 173 с.

9. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М. : МГПИ, 1990. 74 с.

10. Николаев Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. Челябинск, 2002. 170 с.

11. Филонов Г. Н. Патриотическое чувство и его развитие. М. : Педагогика, 1976. 209 с.

12. Эльконин Д. Б. Детская психология. М. : Просвещение, 1960. 386 с.

13. Ященко М. М. Проблемы воздействия сложных ситуаций на процесс формирования нравственного опыта старшеклассников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1969. 31 с.

5. Karakovsky V. A. Stat' chelovekom. Ob shchechelovecheskie cennosti - osnova celo-stnogo uchebno-vospitatel'nogo processa [To become a man. Universal values - the basis of a holistic educational process]. Moscow, Pedagogi-ka Publ., 1993. 129 p. (In Russian)

6. Kiryakova A. V. Orientaciya shkol'nikov na so-cial'no znachimye cennosti [Orientation of pupils to socially significant values]. Extended abstract of doctor (Pedagogy) diss. Leningrad, 1991. 16 p. (In Russian)

7. Kostyashkin E. G. Formirovanie social'noj aktivnosti shkol'nika v processe obucheniya i vospitaniya [Formation of social activity of the student in the process of training and education]. Moscow, 1982. 200 p. (In Russian)

8. Malkovskaya T. N. Vospitanie social'noj aktivnosti starshih shkol'nikov [Education of social activity of senior pupils]. Leningrad, 1974. 173 p. (In Russian)

Литература

References

9. Mudrik A. V. Social'naya pedagogika [Social Pedagogy]. Moscow, MSPU Publ., 1990. 74 p. (In Russian)

10. Nikolaev G. G. Vospitanie grazhdanskih kachestv podrostkov v detskih obshchestvennyh ob"edineniyah [Education of civil qualities of teenagers in children's public associations]. Chelyabinsk, 2002. 170 p. (In Russian)

11. Filonov G. N. Patrioticheskoe chuvstvo i ego razvitie [Patriotic feeling and its develop-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Алиева Сарият Адзиевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Магомедова Зумруд Исаевна, старший преподаватель, кафедра педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail:

[email protected]

Закарьяева Сиядат Зияудиновна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Чупанов Абдулла Хизриевич, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

ment]. Moscow, Pedagogika Publ., 1976. 209 p. (In Russian)

12. Elkonin D. B. Detskaya psihologiya [Child Psychology]. Moscow, Prosvesheniye Publ., 1960. 386 p. (In Russian)

13. Yaschenko M. M. Problemy vozdejstviya slozhnyh situacij na process formirovaniya nrav-stvennogo opyta starsheklassnikov [Problems of interaction of difficult situations on the process of formation of moral experience of high school students]. Moscow, 1969. 31 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Affiliations Sariayt A. Alieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Zumrud I. Magomedova, senior lecturer, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Siyadat Z. Zakaryaeva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Abdula Kh. Chupanov, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Pedagogy and Technology of Preschool and Additional Education, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Принята в печать 05.05.2019 г.

Received 05.05.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.