Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиев Магомед Шихмирзаевич, Омаров Омархан Нурмагомедович, Алиева Сарият Адзиевна

Целью статьи является актуализация воспитательного процесса, направленного на формирование патриотизма и гражданственности, имеющих огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности. Методы. Сравнительно-сопоставительный анализ историко-этнографической, педагогической, философской литературы, а также анализ процесса и результатов учебной и педагогической деятельности. Результат. Выявлены условия формирования гражданско-патриотической позиции студентов в образовательной среде, способствующие усилению взаимодействия учебных предметов в развитии гражданско-патриотических чувств и осознанию себя как части общества. Вывод. Гражданско-патриотическая позиция выражается совокупностью патриотического отношения к своей Родине и осознания себя ее частью, являясь по направленности и содержанию более широким и глубоким понятием, чем патриотизм, который является только составной ее частью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджиев Магомед Шихмирзаевич, Омаров Омархан Нурмагомедович, Алиева Сарият Адзиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CIVIC AND PATRIOTIC POSITION OF THE STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF UNIVERSITY

The aim of the article is to update the educational process oriented to the formation of patriotism and citizenship, which are of great importance in the social, civil and spiritual development of the individual. Methods. Comparative and comparative analysis of historical and ethnographic, pedagogical, philosophical literature, as well as analysis of the process and results of educational and pedagogical activities. Result. The conditions of formation of civic and patriotic position of the students in the educational environment, contributing to the interaction of subjects in the development of civic and patriotic feelings and identity as a part of society are revealed. Conclusion. The civic and patriotic position is expressed by the totality of the patriotic attitude towards one's Motherland and identity as a part of it, being in its orientation and content more comprehensive and deeper concept than patriotism, which is only an integral part of it.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА»

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-95-99

Формирование гражданско-патриотической позиции студентов в учебно-воспитательном процессе вуза

© 2019 Гаджиев М. Ш. 1 Омаров О. Н. 2, Алиева С. А. 2

1 Медицинский колледж им. Башларова, Махачкала, Россия; e-mail: al-kharikoly@bk.ru 2 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: oon.303@mail.ru, sabiyat-alieva@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Целью статьи является актуализация воспитательного процесса, направленного на формирование патриотизма и гражданственности, имеющих огромное значение в социально -гражданском и духовном развитии личности. Методы. Сравнительно-сопоставительный анализ ис-торико-этнографической, педагогической, философской литературы, а также анализ процесса и результатов учебной и педагогической деятельности. Результат. Выявлены условия формирования гражданско-патриотической позиции студентов в образовательной среде, способствующие усилению взаимодействия учебных предметов в развитии гражданско-патриотических чувств и осознанию себя как части общества. Вывод. Гражданско-патриотическая позиция выражается совокупностью патриотического отношения к своей Родине и осознания себя ее частью, являясь по направленности и содержанию более широким и глубоким понятием, чем патриотизм, который является только составной ее частью.

Ключевые слова: образование, гражданственность, патриотизм, позиция, учебно-воспитательный процесс.

Формат цитирования: Гаджиев М. Ш., Омаров О. Н., Алиева С. А. Формирование гражданско-патриотической позиции студентов в учебно-воспитательном процессе вуза // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 95-99. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-95-99_

Formation of Civic and Patriotic Position of the Students

in the Educational Process of University

© 2019 Magomed Sh. Gadzhiev 1 Omarkhan N. Omarov 2, Sariyat A. Alieva 2

1 Bashlarov Medical College, Makhachkala, Russia; e-mail: al-kharikoly@bk.ru 2 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: oon.303@mail.ru,

sabiyat-alieva@yandex.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to update the educational process oriented to the formation of patriotism and citizenship, which are of great importance in the social, civil and spiritual development of the individual. Methods. Comparative and comparative analysis of historical and ethnographic, pedagogical, philosophical literature, as well as analysis of the process and results of educational and pedagogical activities. Result. The conditions of formation of civic and patriotic position of the students in the educational environment, contributing to the interaction of subjects in the development of civic and patriotic feelings and identity as a part of society are revealed. Conclusion. The civic and patriotic position is expressed by the totality of the patriotic

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019

attitude towards one's Motherland and identity as a part of it, being in its orientation and content more comprehensive and deeper concept than patriotism, which is only an integral part of it. Keyword: education, citizenship, patriotism, position, educational process.

For citation: Gadzhiev M. Sh., Omarov O. N., Alieva S. A. Formation of Civic and Patriotic Position of the Students in the Educational Process of University. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 95-99. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-295-99 (In Russian)

Введение

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современном российском образовании является формирование патриотизма и гражданственности, которые играют особую роль в социально-гражданском и духовном развитии личности.

Однако, не организовав целостную систему воспитательной работы невозможно сформировать и развить гражданскую позицию, выраженную в активном участии социально-политической жизни общества. Необходимость в сформированности социальной активности личности, а, следовательно, и ее гражданской позиции, предполагает создание необходимых педагогических условий для гражданского самоопределения, ответственности за собственные действия. Педагогические условия будут способствовать развитию таких моральных и нравственных качеств личности, как мужество, храбрость, порядочность, чувство справедливости и т. д. В этих условиях воспитательный процесс необходимо организовывать с учетом того, что будущий гражданин должен жить и действовать на основе законодательных актов, принятых в государстве и правил, принятых в обществе [2].

С этих позиций, воспитательный процесс личности студента, направленный на формирование гражданской позиции, является не обособленной категорией, а основой и неотъемлемой его частью.

Целью статьи является раскрытие условий организации воспитательного процесса, направленного на формирование личностных качеств, отражающих гражданственность, высокую адаптивность и коммуникабельность, ориентированность на общепринятые нравственные нормы и правила.

Методы - анализ научной и психолого-педагогической литературы, сопоставление, обобщение, а также наблюдение и изучение учебно-воспитательного опыта.

Обсуждение и результаты

Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в условиях объективного процесса глобализации становится приоритетной в рамках системы образования, поскольку на сегодняшний день отсутствует национальная идеология, выступающая в качестве основы и фундамента для самосохранения общества в целом и в частности его национально-культурных традиций.

С этих позиций возникает необходимость пересмотра образовательного процесса и построение его на основе методологических подходов и принципов, обеспечивающих воспитание патриотических взглядов и убеждений, поскольку в гуманистических тенденциях можно обнаружить возможности для нахождения действенных инструментов для изменений социокультурной практики. При этом, важнейшим фактором является содержание воспитательного процесса как гуманитарного знания, располагающего возможностью «способствовать формированию таких черт личности, как терпимость и понимание, уважение к иной культуре и чужому мнению, умение вести конструктивный диалог, добиваться разумных решений, мыслить широко, опираясь на достижения национальной и мировой науки и искусства» [4].

Проявление кризисной ситуации в формировании гражданственности и патриотизма студентов выражается в противоречии между формальной организацией воспитательного процесса и сложившимися социокультурными предпосылками, так как разрыв связей между системой образования и межкультурными взаимодействиями, провоцирует создание условий для разрушения стабильного развития общества [1].

Основной целью системы образования в рамках гражданско-патриотического воспитания выступает формирование у студентов культуры гражданского достоин-

ства, выражающейся в способности приносить пользу обществу, решать социально значимые задачи, проявлять интерес к мировой социальной и культурной интеграции [5].

В качестве механизма, позволяющего организовать воспитательный процесс формирования гражданско-патриотической позиции, выступает содержание воспитательного процесса, которое предопределяется необходимыми условиями, способствующими обеспечению психолого-педагогического влияния, на основе преемственности полученного опыта

старшего поколения, единства и постоянности взаимодействия объективных аспектов, определяющих самообразование и саморазвитие личности студента.

С этих позиций, приемлемыми условиями, непосредственно определяющими активную позицию студента при становлении его гражданской позиции и патриотического осознания, выступают такие компоненты, как ценный социальный опыт старшего поколения и ценностные идеалы и ориентации, воздействующие на направленность и активность личности [3].

Формирование гражданско-патриотической позиции студента

Рис. Структура организации воспитательного процесса по формированию гражданско-патриотической позиции студента

В представленной структуре (рис.) организации воспитательного процесс по формированию гражданско-патриотической позиции студента нами выделены основ-

ные компоненты, среди которых методологические подходы, ориентированные на воспитание самосознания и самоидентификацию в сфере культурно-исторических по-

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019

знаний; принципы, включающие воспитание нравственного поведения как в учебной, так и во внеучебной деятельности; средства, способствующие осознанию наследия предков и трансляция их традиций и культуры, и результат, представляющий собой сформированность системы взглядов и собственного отношения.

Таким образом, формирование граж-данско-патриотической позиции студента - это совокупность целенаправленной деятельности, формирующей у молодежи сопереживание за свое Отечество, осознанное поведение и стремление к выполнению гражданского долга по защите своих собственных интересов, интересов своей семьи, общества и Родины в целом.

В качестве основного показателя сфор-мированности высокого уровня граждан-ско-патриотической компетенции студента выступает их активное участие в разнообразных мероприятиях патриотического характера, соблюдение общепризнанных традиций и правил, почтение и гордость за историческое прошлое своей Родины и достижения старшего поколения, стремление

1. Андреев Е. А. Критерии и показатели оценки результатов работы по патриотическому воспитанию молодежи призывного возраста // Российский научный журнал. 2011. № 21. С. 136-141.

2. Ахметшина Г. Х. Организация патриотического воспитания учащейся молодежи в условиях реализации стратегии социокультурной модернизации образования // Наука и школа. 2014. № 4. С. 8-10.

1. Andreev E. A. Criteria and indicators for assessing the results of work on the patriotic education of young people of military age. Rossijskij nauchnyj zhurnal [Russian scientific journal]. 2011. No. 21. Pp. 136-141. (In Russian)

2. Akhmetshina G. Kh. Organization of patriotic education of students in the context of the implementation of the strategy of sociocultural modernization of education. Nauka i shkola [Science and School]. 2014. No. 4. Pp. 8-10. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Гаджиев Магомед Шихмирзаевич,

старший преподаватель, кафедра гуманитарных дисциплин, Медицинский колледж им. Башларова, Махачкала, Россия; e-mail: al-kharikoly@bk.ru

отстаивать интересы своей страны, а также плодотворно трудиться на благо и процветание своего Отечества. Проявляя и высказывая активную личностную позицию, студент доказывает свою социальную зрелость, способность брать на себя определенную общественную деятельность и нести ответственность за результат. Правильно организованная система граждан-ско-патриотического воспитания способствует формированию и развитию социально важных ценностных ориентиров, к которым относятся гражданственность, патриотизм, права, обязанности и гражданский долг.

Вывод

Структура и содержание организации учебно-воспитательного процесса по формированию гражданско-патриотической позиции студента, основывается на психолого-педагогической специфике усвоения национальных культурных ценностей и представляется в формате теоретической характеристики идей, объединенных общей системой нравственного личностного развития.

3. Беглова С. В., Бачурина С. О., Власова Е. А. Быть патриотом и гражданином своей страны // Народное образование. 2012. № 9. С. 70-74.

4. Сиволобова Н. А. Теоретические основы гражданско-патриотического воспитания учащихся // Мир образования - образование в мире. 2012. № 1 (45). С. 146-147.

5. Шендерович А. Патриотизм: диагноз чувства // Знамя. 2008. № 11. С. 122-129.

3. Beglova S. V., Bachurina S. O., Vlasova E. A. To be a patriot and a citizen of his country. Narodnoe obrazovanie [Public Education]. 2012. No. 9. Pp. 70-74. (In Russian)

4. Sivolobova N. A. Theoretical foundations of civil-patriotic education of students. Mir obrazovaniya -obrazovanie v mire [World of education - education in the world]. 2012. No. 1 (45). Pp. 146-147. (In Russian)

5. Shenderovich A. Patriotism: diagnosis of feelings. Znamya [Banner]. 2008. No. 11. Pp. 122-129. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Magomed Sh. Gadzhiev, senior lecturer, the chair of Humanitarian Disciplines, Bash-larov Medical College, Makhachkala, Russia; e-mail: al-kharikoly@bk.ru

Литература

References

Омаров Омархан Нурмагомедович,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: oon.303@mail.ru

Алиева Сарият Адзиевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: sabiyat-alieva@yandex.ru

Принята в печать 05.05.2019 г.

Omarkhan N. Omarov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: ооn.303@mail.ru

Sariyat A. Alieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: sabiyat-alieva@yandex.ru

Received 05.05.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-99-104

Анализ отечественного опыта социально-значимой деятельности детских объединений

© 2019 Закарьяева С. З., Алиева С. А., Абдулатипова Э. А., Аталаева Н.-П. Г.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: siya182008@mail.ru, sabiyat-alieva@yandex.ru,

achu-68@mail.ru, nikapatimat@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Целью данного исследования является выявление отечественного опыта социально-значимой деятельности детских объединений в условиях актуализации социальной инициативности и активности. Методы. Теоретический анализ и синтез, моделирование, проектирование, анализ литературы, документов и продуктов деятельности, обобщение опыта и опытно-экспериментальная работа. Результат. Обобщен опыт детских организаций, ориентированных на общественное служение. Вывод. Выявлены педагогические технологии социально-значимой деятельности и разработаны основные критерии по приему волонтеров социально-значимой деятельности. Обобщен опыт детских организаций, ориентированных на общественное служение. В ходе проведенного исследования была установлена важность детских общественных объединений и их основные характеристики.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, социально-значимая деятельность, социально-значимая программа, актуализация, социальная инициативность и активность, волонтерство, добровольцы.

Формат цитирования: Закарьяева С. З., Алиева С. А., Абдулатипова Э. А., Аталаева Н.-П. Г. Анализ отечественного опыта социально-значимой деятельности детских объединений // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 99-104. РО!: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-99-104

Analysis of National Experience of Socially Important Activity in Children's Unions

© 2019 Siyadat Z. Zakaryaeva, Sariyat A. Alieva, Elmira A. Abdulatipova, Nika-Patimat G. Atalaeva

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: siya182008@mail.ru, sabiyat-alieva@yandex.ru,

achu-68@mail.ru, nikapatimat@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.