Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ДОЛГА, СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ У БУДУЩИХ ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ДОЛГА, СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ У БУДУЩИХ ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ДОЛГ / СОЗНАНИЕ / ПОВЕДЕНИЕ / БУДУЩИЕ ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА / РЕЛИГИЯ / ЦЕРКОВЬ / ВЕРА / РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕИ / ЦЕННОСТИ / ИДЕАЛЫ / ВОИНСКИЙ ДОЛГ / СЛУЖЕНИЕ / СТАТУС / FORMATION OF RELIGIOUS AND PATRIOTIC DUTY / CONSCIOUSNESS AND BEHAVIOR / FUTURE DEFENDERS OF THE FATHERLAND / RELIGION / CHURCH / FAITH / RELIGIOUS IDEAS / VALUES / IDEALS / MILITARY DUTY / SERVICE TO GOD AND DUTY TO FAITH / STATUS OF MILITARY DUTY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Омаров Омархан Нурмагомедович, Алиева Сарият Адзиевна, Закарьяева Сиядат Зияудиновна, Раджабова Раиса Валиабдуллаевна

Целью нашего исследования является выявление теоретико-методологических основ формирования религиозно-патриотического долга, сознания и поведения у будущих защитников Родины. Методы. Анализ психолого-педагогической, научно-методической и военно-религиозной литературы; социологический опрос, наблюдение, сравнение, описание. Результаты педагогических исследований, проведенных за последние пять лет свидетельствуют о том, что религиозные идеи, ценности, установки, культовая деятельность выступают в качестве регуляторов поведения молодых людей и служат ярким образцом использования религиозных идеалов для воздействия на формирование патриотических чувств, сознания и воинского долга у будущих защитников Родины. Вывод. Воинский долг во все времена находился в поле зрения служителей церкви. Выполняя роль духовной опоры государства, религия освещала ратный труд, так как в воинском служении она видела важнейший фактор устойчивости государства, его защиты и безопасности. Исходя из этого церковь не только обосновала необходимость воинского долга, указывала на его важность и значимость, но и поднимала его статус, приравнивая к служению богу и к долгу перед верой, призывала к его достойному выполнению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Омаров Омархан Нурмагомедович, Алиева Сарият Адзиевна, Закарьяева Сиядат Зияудиновна, Раджабова Раиса Валиабдуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF FORMATION THE RELIGIOUS AND PATRIOTIC DUTY, CONSCIOUSNESS AND BEHAVIOR OF THE FUTURE DEFENDERS OF THE MOTHERLAND

The aim of our research is to identify the theoretical and methodological foundations of the formation of religious and Patriotic duty, consciousness and behavior of future defenders of the Motherland. For research methods were used: analysis of psychological-pedagogical, scientific-methodical and military-religious literature; sociological survey, observation, comparison, description. The results of pedagogical research conducted over the past five years indicate that religious ideas, values, attitudes, religious activities act as regulators of behavior of young people and serve as a vivid example of the use of religious ideals to influence the formation of Patriotic feelings, consciousness and military duty in future defenders of the Motherland. Conclusion. Military duty at all times was in the field of view of the Ministers of the Church. Performing the role of spiritual support of the state, religion illuminated military work, as in military service it saw the most important factor of stability of the state, its protection and security. Based on this, the Church not only justified the need for military duty, pointed out its importance and significance, but also raised its status, equating it to the service of God and to the duty to faith, and called for its worthy fulfillment.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ДОЛГА, СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ У БУДУЩИХ ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ»

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-114-119

Теоретико-методологические основы формирования религиозно-патриотического долга, сознания и поведения у будущих защитников Родины

© 2019 Омаров О. Н., Алиева С. А., Закарьяева С. З., Раджабова Р. В.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: ооп.303@таИ.ш, sabiyat-alieva@yandex.ru,

siya182008@mail.ru, valiraya_9@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью нашего исследования является выявление теоретико-методологических основ формирования религиозно-патриотического долга, сознания и поведения у будущих защитников Родины. Методы. Анализ психолого-педагогической, научно-методической и военно-религиозной литературы; социологический опрос, наблюдение, сравнение, описание. Результаты педагогических исследований, проведенных за последние пять лет свидетельствуют о том, что религиозные идеи, ценности, установки, культовая деятельность выступают в качестве регуляторов поведения молодых людей и служат ярким образцом использования религиозных идеалов для воздействия на формирование патриотических чувств, сознания и воинского долга у будущих защитников Родины. Вывод. Воинский долг во все времена находился в поле зрения служителей церкви. Выполняя роль духовной опоры государства, религия освещала ратный труд, так как в воинском служении она видела важнейший фактор устойчивости государства, его защиты и безопасности. Исходя из этого церковь не только обосновала необходимость воинского долга, указывала на его важность и значимость, но и поднимала его статус, приравнивая к служению богу и к долгу перед верой, призывала к его достойному выполнению.

Ключевые слова: религиозно-патриотический долг, сознание, поведение, будущие защитники Отечества, религия, церковь, вера, религиозные идеи, ценности, идеалы, воинский долг, служение, статус.

Формат цитирования: Омаров О. Н., Алиева С. А., Закарьяева С. З., Раджабова Р. В. Теоретико-методологические основы формирования религиозно-патриотического долга, сознания и поведения у будущих защитников Родины // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 114-119. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-132-114-119

Theoretical and Methodological Bases of Formation the Religious and Patriotic Duty, Consciousness and Behavior of the Future Defenders of the Motherland

© 2019 Omarkhan N. Omarov, Sariyat A. Alieva, Siyadat Z. Zakaryaeva, Raisa V. Radzhabova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: oon.303@mail.ru, sabiyat-alieva@yandex.ru,

siya182008@mail.ru, valiraya_9@mail.ru

ABSTRACT. The aim of our research is to identify the theoretical and methodological foundations of the formation of religious and Patriotic duty, consciousness and behavior of future defenders of the Motherland. For research methods were used: analysis of psychological-pedagogical, scientific-methodical and military-religious literature; sociological survey, observation, comparison, description. The results of pedagogical research conducted over the past five years indicate that religious ideas, values, attitudes, religious

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

activities act as regulators of behavior of young people and serve as a vivid example of the use of religious ideals to influence the formation of Patriotic feelings, consciousness and military duty in future defenders of the Motherland. Conclusion. Military duty at all times was in the field of view of the Ministers of the Church. Performing the role of spiritual support of the state, religion illuminated military work, as in military service it saw the most important factor of stability of the state, its protection and security. Based on this, the Church not only justified the need for military duty, pointed out its importance and significance, but also raised its status, equating it to the service of God and to the duty to faith, and called for its worthy fulfillment.

Keywords: formation of religious and Patriotic duty, consciousness and behavior; future defenders of the Fatherland; religion, Church, faith, religious ideas, values, ideals; military duty, service to God and duty to faith; status of military duty.

For citation: Omarov O. N., Alieva S. A., Zakaryaeva S. Z., Radzhabova R. V. Theoretical and Methodological Bases of Formation the Religious and Patriotic Duty, Consciousness and Behavior of the Future Defenders of the Motherland. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 114-119. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-114-119 (In Russian)

Введение

Рассматривая религию и церковь в различные исторические периоды можно сказать, что они оказывали огромное влияние на духовное, а также патриотическое воспитание молодёжи.

Во времена СССР во всех системах обучения, а также воспитания всячески умалчивалось и игнорировалось значение религии и церкви в целом. Несмотря на это стоит понимать, что именно под влиянием церкви развивались, а также начиналось становление различных культурных ценностей, направлений живописи, архитектуры, музыки, а также литературы, которые по сей день продолжают развиваться.

Изменения, которые произошли в течение последнего времени в сознании молодежи привело к тому, что в данный момент мы наблюдаем рост религиозности. Без сомнения, вне зависимости от принадлежности к какой-либо конфессии само понятие религиозности молодёжи подразумевает под собою сохранение системы моральных ценностей.

Если рассматривать причины, по которым молодежь становится всё более религиозной, можно выделить перемены, которые происходят в обществе связанные с отсутствием морали, социальным не устройством, а также различные катастрофы или несчастья. Данные, которые были получены в результате исследования показывают, что 65 % старшеклассников приходят в какой-либо религиозной институт.

Независимый российский институт социальных проблем провёл социологический опрос, в соответствии с данными которого можно отметить, что религиозность у подростков 16-17 лет находится на

уровне 64 %. Подобный высокий уровень религиозности отмечается только у лиц пожилого возраста (пенсионеров). При этом 89 % опрошенных верующих в Бога являются людьми с начальным образованием, лиц же, имеющих высшее образование или незаконченное высшее 29 %.

Это объясняется тем, что молодежь, которая обучается в высших учебных заведениях тенденции к какому-либо росту не имеет. Основной объем религиозности приходится на возраст от 14 до 17 лет и связано это с тем, что именно в этот промежуток времени религия может формировать мировоззрение.

При этом, как показывают другие социологические опросы, именно на эти молодые годы приходится основное проявление различных антиобщественных настроений [3]. Зачастую это связано с суровыми российскими реалиями действительности и находится в прямой взаимосвязи с желанием самоутвердиться, найти своё место. Для этого подростки используют весь свой энергетический потенциал, который необходимо направить в нужное русло. По мнению О. В. Бакушина, именно это необходимо учитывать при организации учебного процесса.

Именно данное явление, которое появилось в российской действительности послужило основанием для проведения целого ряда различных исследований, направленных на формирование у подростков старшеклассников патриотического настроение, выявления влияния церкви и религиозности в целом на чувство патриотизма, а также готовность защищать своё Отечество.

Цель исследования - выявить теоретико-методологические основы формирова-

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• йБРи JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019

ния религиозно-патриотического долга, сознания и поведения у будущих защитников Родины.

Методы - анализ психолого-педагогической, научно-методической и военно-религиозной литературы; социологический опрос, наблюдение, сравнение, описание.

Результаты и обсуждение

Каким образом проявляется религиозность на фоне военно-патриотического воспитания необходимо разобрать более подробно.

Во-первых, стоит понимать то, что религия напрямую связна с общественной идеологией, а значит является основой, на которой строится военно-патриотическое воспитание.

Во-вторых, религия является основой для норм нравственности, а также морали. Религия диктует свои требования по отношению молодого человека как к самому себе, так и ко всем, кто его окружает.

В-третьих, религиозная культура рассматривается как часть мировой культуры, по праву занимающая своё место в виде различных памятников как искусства, так и архитектуры. Именно по этой причине в различных подходах педагогических учений, направленных на военно-патриотическое воспитание старшеклассников, религиозная культура должна находить свое отражение в основе этого воспитания.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации обязанность и долг гражданина России - это защита его Отечества [6].

Патриотизм рассматривается с различных точек зрения и находит своё отражение не только в виде долга перед Родиной, но и находится во взаимосвязи с различными жизненными условиями.

Так, например, гражданский долг по отношению к Отечеству выражается в виде долга патриотического, воинский долг -это вооруженная защита своей страны, также существует товарищеский долг по отношению к своим товарищам, и религиозно патриотический - по отношению к церкви и религии.

Патриотизм по своей сути - это любовь к своей Родине, при этом долг, а также обязанность патриота - это непосредственная защита Отечества. Чувство долга в каком бы то ни было его проявлении всегда напрямую связано с системой нравствен-

ных ценностей общества. Религия здесь выступает в качестве морально нравственного фундамента, ориентира общества. Чувство долга молодого человека помогает ему в борьбе с различными соблазнами и оберегает его от неверных шагов, помогая сохранять достоинство, честь и совесть.

Человек не способен осознать чувство долга перед Родиной без любви к ней. Поэтому недопустимо верить людям, которые клянутся перед Родиной в любви и при этом уклоняются от своего патриотического долга.

Как мы можем видеть из истории патриотические чувства воспитывались на фундаменте религиозности и нравственных норм церкви. Так, например, Сергий Радонежский сумел вдохновить на Куликовскую Битву русское воинство, чем показал великий нравственный подвиг. При этом на знаменах русской армии православная символика присутствовала во все времена, что безусловно способствовало поднятию духа, а также морально поддерживало воинов в бою.

Пётр I в одном из своих воинских указов дословно указал, что «Благочестие, а также Вера необходимы воину по-особенному». Вся система воспитания защитников Отечества на протяжении всего существования армии постановлена на неоспоримой святости воинского долга. Суворов тоже по-особенному отмечал место Веры в сердце солдата. Богобоязненный, а также благочестивый воин является самым преданным и надежным слугой своей Отчизны [2].

В качестве примера использования идеалов религии, направленных на укрепление боевого духа перед сражением, можно рассматривать речь Петра I, произнесённую перед воинами, выступавшими на Полтавской Битве. В этой речи Пётр и призвал воинов сражаться за Отечество, а не за царя в его лице, за всю церковь православную и Веру. В сражении, имея перед собою в лице защитника Бога и правду [2].

Россия страна многонациональная и во все времена всегда в армии служили представители различных религиозных конфессий. Несмотря на это во всех военных округах имелись религиозные служители всех конфессий. Это было необходимо по причине того, что сама по себе религия включает в себя систему ценностей единую для всех. Иными словами, уважение ко всем религиозным конфессиям, а также принцип единобожия.

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Журнал «Вестник» для духовенства в военных округах выпуском от 1892 года опубликовал рекомендации. Эти рекомендации были направлены для всех военных священников, которым разъяснялось, что Бог является единым, несмотря на различия в вероисповедании. Господь создал землю и всё что на ней есть, все являются детьми божьими и поэтому для всех является единым Богом.

Отношение к людям другой веры проявляется, прежде всего, в различных воинских уставах. Так, например, мы можем обратить внимание на устав от 1899 года, который называется «О богослужении на корабле». Предписания, данные в этом уставе позволяют иноверцам, исповедующим христианскую Веру совершать общественные молитвы совместно с православными, но по своим канонам. При этом во время длительных плаваний иноверцев отпускали в свою собственную церковь, также, как и во времена главных религиозных праздников. Общественные молитвы по их верам разрешалось производить в определённые дни. Так, например, для евреев этот день был суббота, а для мусульман пятница.

Если рассматривать религию с точки зрения её как общественного явления, можно выделить ряд функций, которые она выполняет. Данные функции носят социальную направленность, ради которых она существует и вообще возникла.

Важнейшая, на ваш взгляд, среди всех функций религии - компенсаторная. Она заключается в воспитании религиозного характера, включении идейности в перечень качеств человека. При этом направление идеи религии нацелено на достижение душевного равновесия. Верующий человек имеет надежду на то, что в будущем по отношению к нему в любом случае будет проявлена справедливость.

Вера делает человека счастливым. Это успешно использовал в своей «Науке побеждать» великий русский полководец А. В. Суворов. Суворовский чудо-богатырь, который шел на смерть, знал, что ему и после смерти «там» будет хорошо, так как он идет в бой за веру, за дом «святой богородицы». Суворов говорил: «Убьют, что на пенсию с полным пансионом, останешься живым, тому честь и слава» [10].

По своей сути религия выполняет функцию регулятивную, и выступает как

регулятор для поведения различных людей. Всегда и во все времена система нравственных ценностей отражалась в различных религиях вне зависимости от вероисповедания [7].

Традиция боевого героизма и патриотизма получила свое развитие и во время войны в Дагестане в 1999 году в борьбе с международными террористами и бандитами. Стоит понимать, что так называемые «герои» этой войны воевали со своими братьями, прикрываясь якобы нормами религии, которые диктуют им правила устроения мира в верном порядке. При этом они не брали во внимание что мусульмане, которые шли войной также против мусульман прокляты Аллахом. Сама по себе Ислам, как религия проповедует терпение, а также толерантность. Законы религии ислама противоречат войне внутри своего собственного государства [2].

Верность и преданность своей Родине у воинов огромной, многоконфессиональной, а также состоящей из разных национальностей армии, удивляли многих. Вне зависимости от того закалённые ли бойцы шли в бой, или молодые солдаты, впервые в нём участвовавшие, их героизм, стойкость, а также сплоченность являлись образцом для всех.

Если ОМОНу или милиции требовалась помощь и поддержка, солдаты России всегда приходили им на помощь - обменивались знаниями, техникой, различными методами работы. Самосознание воинского долга, а также его самоотверженное исполнение приводило российских солдат к активным, а также умело решительным действиям. Бойцы были уверены, что делают дело правое, и победа будет за ними.

Наверное, одним из самых выдающихся образцов применения религиозных идеалов в качестве инструмента для укрепления духа, патриотических чувств выступает подвиг солдат России, которые они совершили в Республике Дагестан, Ботлихском районе.

Особенностью можно назвать, что все многонациональные воины, вне зависимости от вероисповедания, шли молиться перед боем в местную мечеть. Сама сила благословения, ее ощущение, приносила воинам, которые вышли в бой возможно последний раз, душевное спокойствие и равновесие. Солдат, стоящий перед лицом смерти, именно в вере находил своё счастье, а также спокойствие и уверенность.

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• йЭРи JOURNAL. Vol. 13. N0. 2. 2019

Действия, совершённые Российскими солдатами в Республике Дагестан, Ботлих-ском районе были исполнены под влиянием убеждения в выполнении правого дела, вся та концентрация воли, ума, силы заглушала мысли о возможной смерти и позволила возникнуть мгновению, в котором принималось какое-либо решение или производилось действие, впоследствии названное «Подвиг».

Исполнение воинского долга, невзирая на смерть - есть наивысшая степень проявления героизма.

Одной из важнейших функций религии является мировоззренческая. На протяжении ряда веков, христианское мировоззрение было господствующим в российском обществе и армии. Оно составляло идеологический фундамент воинского воспитания. Все это свидетельствует, что религия, занимая важное место в жизни общества, оказывала большое влияние на становление и развитие российских вооруженных сил, играла большую роль в военно-патриотическом воспитании [2].

Содействие православной церкви государству, направленное на развитие патриотизма у граждан страны, а также соответствующее воспитание подрастающего поколения существовало всегда и во все времена. Так, например, для более полного понимания, можно обратить своё внимание на программу Русской Православной Церкви, которая была разработана в 1909 году - «По укреплению государственной обороны России». При реализации этой программы церковь использовала не только имеющиеся в распоряжении материальные средства, но и ресурсы духовного направления, структуру.

1. Азаров В. М. С опорой на историю и традиции // Военно-исторический журнал. 1988. № 4. С. 20-21.

2. Алиева С. А. Научно-методологические и прикладные основы военно-патриотического воспитания старшеклассников: монография. М., 2017. 219 с.

3. Бакушин О. В. Педагогические основы предупреждения уклонения от военной службы у солдат и сержантов части ВВСН. Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1997. 206 с.

4. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.». Постановление Правительства РФ от 30.12.13 № 1493.

5. Закон «Об образовании в РФ» № 273 ФЗ от 29.02.2012.

Первостепенная роль отводилась духовенству и церковным школам, влияние и возможности которых были значительными. В то время церковь имела более 40 тыс. школ, в которых обучалось до 2 млн. детей. Кроме религиозно-познавательных задач церковная школа стала уделять значительное внимание военному обучению и военно-патриотическому воспитанию, «укреплению в подрастающих поколениях тех исконных устоев, из коих строилась и возвеличивалась святая Русь» [2].

В наши дни духовное руководство нашей страны активно сотрудничает с вооруженными силами Российской Федерации. Налажено взаимодействие между различными религиозными конфессиями, задействовано огромное количество ресурсов для патриотического воспитания молодёжи.

Вывод

Разработанные нами теоретико-методологические основы формирования религиозно-патриотического долга, сознания и поведения у будущих защитников Родины помогут учителям, классным руководителям, воспитателям, военным руководителям эффективно организовать учебно-воспитательную деятельность, повысить свое педагогическое мастерство и методическое обеспечение данного процесса. Религиозно-патриотическая деятельность со старшеклассниками должна быть направлена на усвоение отечественной культуры, на укрепление воинской дисциплины, на формирование качества гражданина, патриота и защитника Отечества, на повышение бдительности и боевой готовности будущих воинов.

6. Конституция РФ. М., 1993.

7. Куликов В. Ф. Во имя России. Русское государство, армия и воинское воспитание. М., 1999. 134 с.

8. Корнетов Г. Б. Цивилизованный подход к изучению всемирно-исторического процесса. М., 1994. 265 с.

9. На службе Отечеству. Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы / Под общ. ред. Е. В. Савостьянова. Ростов-на-Дону, 1997. 256 с.

10. Наука побеждать. М., 1984. 605 с.

11. Попов Е. В. Введение в культурологию. М., 1996. 336 с.

Литература

Психолого-педагогические науки ••• 119

Psychological and Pedagogical Sciences •••

References

1. Azarov V. M. Based on history and tradition. Voenno-istoricheskijzhurnal [Military history journal]. 1988. No. 4. Pp. 20-21. (In Russian)

2. Alieva S.A. Nauchno-metodologicheskie i prikladnye osnovy voenno-patrioticheskogo vospi-taniya starsheklassnikov: monografiya [Scientific-methodological and applied bases of military-Patriotic education of high school students: monograph]. Moscow, 2017. 219 p. (In Russian)

3. Bakushkin O. V. Pedagogicheskie osnovy preduprezhdeniya ukloneniya ot voennoj sluzhby u soldat i serzhantov chasti VVSN [Pedagogical framework for the prevention of evasion of military service soldiers and sergeants of the strategic missile forces]. Diss. ... Ph. D. (Pedagogy). Moscow, 1997. 206 p. (In Russian)

4. Gosudarstvennaya Programma «Patriotich-eskoe vospitanie grazhdan RF na 2016-2020 gg.». Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.13 No. 1493 [The state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020". Resolution Of the government of the Russian Federation of 30.12.13 No. 1493]. (In Russian)

5. Zakon «Ob obrazovanii v RF» № 273 FZ ot 29.02.2012 [Law "on education in the Russian Federation" No. 273 FZ of 29.02.2012]. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Омаров Омархан Нурмагомедович,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: ооп.303@таП.ш

Алиева Сарият Адзиевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: sabiyat-alieva@yandex.ru

Закарьяева Сиядат Зияудиновна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: siya182008@mail.ru

Раджабова Раиса Валиабдуллаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: valiraya_9@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Konstituciya RF [Constitution of the Russian Federation]. Moscow, 1993. (In Russian)

7. Kulikov V. F. Vo imya Rossii. Russkoe gosu-darstvo, armiya i voinskoe vospitanie [In the name of Russia. The Russian state, the army and military education]. Moscow, 1999. 134 p. (In Russian)

8. Kornetov G. B. Civilizovannyj podhod k izucheniyu vsemirno-istoricheskogo processa [A civilized approach to the study of the world-historical process]. Moscow, 1994. 265 p. (In Russian)

9. Na sluzhbe Otechestvu. Ob istorii Ros-sijskogo gosudarstva i ego vooruzhennyh silah, tradiciyah, pravovyh i moral'no-psihologicheskih osnovah voennoj sluzhby [In the service of the Fatherland. About the history of the Russian state and its armed forces, traditions, legal and moral-psychological bases of military service]. Under the gen. edit. of E. V. Savostyanov. Rostov-on-Don, 1997. 256 p. (In Russian)

10. Nauka pobezhdat' [The science of winning]. Moscow, 1984. 605 p. (In Russian)

11. Popov E. V. Vvedenie v kul'turologiyu [Introduction to cultural studies]. Moscow, 1996. 336 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Omarkhan N. Omarov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: oon.303@mail.ru

Sariyat A. Alieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: sabiyat-alieva@yandex.ru

Siyadat Z. Zakaryaeva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: si-ya182008@mail.ru

Raisa V. Radzhabova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: vali-raya_9@mail.ru

Принята в печать 05.05.2019 г.

Received 05.05.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.