Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / COMPETENCE-BASED APPROACH IN EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROJECT ACTIVITIES / PROFESSIONAL ACTIVITIES OF FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оруджалиева Елена Евгеньевна

Цель. Рассмотреть вопросы использования компетентностного подхода в ходе гражданско-патриотического воспитания будущего учителя и повышения эффективности его подготовки к профессиональной деятельности. Представлен опыт организации воспитательной работы с использованием компетентностного подхода в Дагестанском государственном педагогическом университете (ДГПУ). Методы. Наблюдение, беседа, организация проектной деятельности, педагогический эксперимент. Результат. В ходе участия в мероприятиях, организованных на основе компетентностного подхода, у студентов формируются общепрофессиональные компетенции, способствующие формированию патриотизма и активной гражданской позиции. Вывод. Использование компетентностного подхода способствует повышению мотивации учения, интереса к педагогической деятельности, повышает уровень их профессиональной компетентности в целом и эффективность подготовки к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оруджалиева Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CIVIC AND PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS ON THE BASES OF COMPETENCE APPROACH

The aim of the article is to consider the issues of using the competence-based approach in the course of civic and patriotic education of the future teacher and increasing the effectiveness of his preparation for professional activities. The experience of the organization of educational work using the competence-based approach in the Dagestan State Pedagogical University (DSPU) is presented. Methods. Observation, conversation, organization of project activities, pedagogical experiment. Result. In the course of participation in events organized on the basis of the competence-based approach, students develop the general professional competencies that contribute to the formation of patriotism and active citizenship. Conclusion. The use of a competence-based approach contributes to increasing the motivation of learning, interest in teaching, increases their level of professional competence in general and the effectiveness of training for a professional activity.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА»

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-120-124

Организация гражданско-патриотического воспитания студентов на основе компетентностного подхода

© 2019 Оруджалиева Е. Е.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: elena_26.06@bk.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть вопросы использования компетентностного подхода в ходе граждан-ско-патриотического воспитания будущего учителя и повышения эффективности его подготовки к профессиональной деятельности. Представлен опыт организации воспитательной работы с использованием компетентностного подхода в Дагестанском государственном педагогическом университете (ДГПУ). Методы. Наблюдение, беседа, организация проектной деятельности, педагогический эксперимент. Результат. В ходе участия в мероприятиях, организованных на основе компетентностного подхода, у студентов формируются общепрофессиональные компетенции, способствующие формированию патриотизма и активной гражданской позиции. Вывод. Использование компетентностного подхода способствует повышению мотивации учения, интереса к педагогической деятельности, повышает уровень их профессиональной компетентности в целом и эффективность подготовки к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: компетентностный подход в образовании, профессиональная компетентность, проектная деятельность, профессиональная деятельность будущих педагогов.

Формат цитирования: Оруджалиева Е. Е. Организация гражданско-патриотического воспитания студентов на основе компетентностного подхода // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 120-124. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-120-124_

Organization of Civic and Patriotic Education of Students on the Bases of Competence Approach

© 2019 Elena E. Orudzhalieva

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: elena_26.06@bk.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to consider the issues of using the competence-based approach in the course of civic and patriotic education of the future teacher and increasing the effectiveness of his preparation for professional activities. The experience of the organization of educational work using the competence-based approach in the Dagestan State Pedagogical University (DSPU) is presented. Methods. Observation, conversation, organization of project activities, pedagogical experiment. Result. In the course of participation in events organized on the basis of the competence-based approach, students develop the general professional competencies that contribute to the formation of patriotism and active citizenship. Conclusion. The use of a competence-based approach contributes to increasing the motivation of learning, interest in teaching, increases their level of professional competence in general and the effectiveness of training for a professional activity.

Key words: competence-based approach in education, professional competence, project activities, professional activities of future teachers.

For citation: Orudzhalieva E. E. Organization of Civic and Patriotic Education of Students on the Bases of Competence Approach. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 120-124. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-120-124 (In Russian)

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Введение

Цель современного образования в России - как можно более полное удовлетворение образовательных потребностей каждого человека, его всестороннее развитие, идущее на благо не только самому человеку, но и обществу и государству в целом. Для того, чтобы реализовать эту цель, необходимо создание определенных условий, в первую очередь, необходима подготовка высококвалифицированного, грамотного, знающего и любящего свое дело учителя, обладающего высокими нравственными качествами, человека-гражданина, человека-патриота, который мог бы служить примером для подражания подрастающему поколению.

Эту непростую задачу призвано решать высшему педагогическому образованию, и для её решения могут быть выбраны разные пути. Можно организовывать подготовку будущего учителя на основе различных методологических подходов: личностного, деятельностного, компетентностного, аксиологического и др., причем деятель-ностный и компетентностный подходы как бы заложены в самом понятии «образование», которое дается в Законе «Об образовании в Российской Федерации», где говорится, что образование - это «... совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности» [1].

Цель - рассмотреть вопросы использования компетентностного подхода в ходе гражданско-патриотического воспитания будущего учителя и повышения эффективности его подготовки к профессиональной деятельности.

Методы - наблюдение, беседа, организация проектной деятельности, педагогический эксперимент.

Результаты

Важнейшей профессиональной задачей будущего бакалавра образования, независимо от того, какая квалификация ему присвоена - «академический бакалавр» или «прикладной бакалавр», является «осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов» [2], т. е. будущий бакалавр образования должен быть подготовлен к организации обучения и воспитания школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СПОО, в результате чего выпускник средней школы должен соответ-

ствовать тому «портрету выпускника», который дан в стандарте среднего (полного) общего образования, а освоение основной образовательной программы должно обеспечить достижение следующих личностных результатов:

1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите [2].

Решить эту сложную задачу бакалавр образования сможет только в том случае, если он сам будет патриотом и достойным гражданином. Помочь ему стать таким -одна из важнейших задач высшего педагогического образования.

В Дагестанском государственном педагогическом университете (ДГПУ) при организации гражданско-патриотического воспитания студентов используются все группы методов воспитания: методы формирования сознания, методы организации деятельности, методы стимулирования поведения и деятельности. Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется как в процессе учебной, так и во внеучебной деятельности.

К используемым методам формирования сознания можно отнести лекции, читаемые в ходе изучения раздела «Теория воспитания» курса «Педагогика», лекции курса «История образования и педагогической мысли», в которых раскрываются взгляды выдающихся ученых-педагогов на проблемы гражданско-патриотического воспитания, идеи народности в общественном воспитании, борьба народов за создание и сохранение своей, народной школы, независимой от иностранного влияния. Огромную роль в воспитании патриотизма и гражданственности играют ставшие уже традиционными проводимые кафедрой педагогики в преддверии Дня Победы всероссийские и международные конферен-

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• DSPU JOURNAL Уо!. 13. N0. 2. 2019

ции, на которых затрагиваются самые различные аспекты гражданско-патриотического воспитания молодежи. Эти конференции посвящены памяти Педагога, Человека, Патриота и Гражданина Гасанова Зайнулабида Тухтархановича, посвятившего всю свою жизнь разработке проблемы гражданско-патриотического воспитания и воспитания культуры межнационального общения и внесшего огромный вклад в теорию и практику воспитания патриотизма и гражданственности у учащейся молодежи. В конференциях принимают участие и преподаватели, и студенты всех факультетов университета, а также представители других регионов нашей страны и ближнего зарубежья. Участие в конференциях, прослушивание выступлений других участников положительно влияет на осознание студентами социальной значимости своей будущей профессии (компетенция ОПК-1), формирование гражданско-патриотического сознания будущих бакалавров образования.

Участие в конференциях можно отнести не только к методам формирования сознания, но и к методам организации деятельности, поскольку подготовка материала для выступлений на этих конференциях, а также сами выступления позволяют более полно сформировать у студентов такие общекультурные компетенции, как «способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции» (ОК-2); «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» (ОК-4), кроме того, подготовка к участию в конференции, поиск материала для выступления способствуют формированию компетенции «способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве» (ОК-3.). Таким образом, участие в конференциях способствует и формированию необходимых компетенций, и росту патриотического сознания и гражданской зрелости студентов.

К методам организации деятельности, используемым в гражданско-

патриотическом воспитании студентов, можно отнести и организацию их участия в различных конкурсах, фестивалях, социальных проектах. Так, в 2018 году в ДГПУ

проводился конкурс патриотической песни, посвященный Дню Победы, в котором принимали участие студенты всех факультетов. Суть компетентностного подхода состояла в данном случае в обучении студентов отбирать содержание и форму музыкального произведения, соответствующие заявленной теме конкурса и исполнить это произведение в той манере, которая была бы в гармонии с его содержанием. Уже не первый год студенты университета принимают участие в патриотическом движении «Бессмертный полк», собирают материалы о своих родственниках - участниках Великой Отечественной войны, о педагогах, работавших на факультете, готовят их портреты и информацию о них и принимают участие в шествии в День Победы. Участие в данных мероприятиях также способствует формированию и гражданско-патриотического сознания, и общекультурных компетенций ОК-2, ОК-3, ОК-4, а также компетенции ОК-6 - способность к самоорганизации и самообразованию.

Методы формирования сознания и методы организации деятельности являются основными методами гражданско-патриотического воспитания. Дополнительными методами, подкрепляющими желание студентов принимать участие в мероприятиях гражданско-патриотической направленности, можно считать применяемые в ДГПУ методы морального и материального стимулирования: наиболее активные студенты награждаются дипломами, грамотами и получают материальное поощрение в виде дополнительной стипендии.

В гражданско-патриотическом воспитании могут использоваться различные формы организации воспитательного процесса - индивидуальная (подготовка к выступлениям на конференциях, конкурсах, руководство самостоятельной работой по изучению педагогической литературы, работа над индивидуальными проектами гражданско-патриотической направленности), групповая (выполнение групповых проектов, деловые игры, обсуждение проблем гражданско-патриотического воспитания на занятиях по теории воспитания и истории образования и т. п.), коллективная (лекции, просмотр видеоматериалов, заслушивание докладов и сообщений студентов по проблемам гражданско-патриотического воспитания и т. п.), а также различные сочетания этих форм.

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Эффективной формой работы по граж-данско-патриотическому воспитанию, организуемой на основе компетентностного подхода, является организация проектной деятельности студентов. Преподаватели кафедры педагогики ДГПУ руководят выполнением студентами коллективных проектов, способствующих повышению гражданской зрелости, профессиональной компетентности будущих бакалавров образования. Так, в университете были организованы конкурсы на лучший проект на темы «Ордена Победы в моем доме», «Я живу в Дагестане», «Дагестан: единство и многообразие культур». Работа над проектом «Ордена Победы в моем доме» позволила наряду с формированием интереса к истории своей семьи, своего региона, гордости за тот вклад, который внесли в Победу деды и прадеды, формировать у студентов чувство российской гражданской идентичности, чувство принадлежности к великой России, единства всех населяющих ее народов. Кроме того, коллективная работа над проектом позволила наряду с указанными выше компетенциями формировать компетенцию ОК-5 - «способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия», т. е. повышать профессиональную компетентность будущих бакалавров образования.

В немалой степени формированию российского патриотизма, основанного на любви к своей малой родине, способствовала работа над проектами «Я живу в Дагестане» и «Дагестан: единство и многообразие культур». «Я живу в Дагестане» - это проект учебной деловой игры, в игровой

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации». М., 2012. Ст. 69.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 - Педагоги-

1. Zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Feder-acii» [Federal law "On education in the Russian Federation"]. Art. 69. Moscow, 2012. (In Russian)

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obra-zovanie (uroven' bakalavriata) [Federal State Educational Standard of Higher Education in the di-

форме знакомящей с историей, географией, легендами и преданиями Страны Гор, и при этом сочетающей занимательность с учебным материалом по различным предметам. Для подготовки этого проекта студентам пришлось совершенствовать не только общекультурные и общепрофессиональные, но и свои профессиональные компетенции. Проект «Дагестан: единство и многообразие культур» позволил сформировать у студентов понимание того, что при всем своеобразии обычаев и традиций каждого народа у всех у них очень много общего: одна населяемая территория, одна история, похожие обычаи и традиции, и все они вместе - единый дагестанский народ, имеющий одну малую родину - Дагестан и одну большую - Россию.

Вывод

Таким образом, организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию студентов может вестись в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности в индивидуальной, групповой, коллективной формах или же с использованием их сочетания. В процессе гражданско-патриотического воспитания могут использоваться как методы формирования сознания, так и методы организации деятельности и методы морального и материального стимулирования. Использование компетентностного подхода при организации этой работы способствует повышению мотивации учения, интереса к педагогической деятельности, повышает уровень их профессиональной компетентности в целом и эффективность подготовки к профессиональной деятельности.

ческое образование (уровень бакалавриата). М., 2013. 17 а

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. М., 2012. 62 а

rection of training 44.03.01 - Pedagogical education (bachelor degree)]. Moscow, 2013. 17 p. (In Russian)

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standard of Secondary (Complete) General Education]. Moscow, 2012. 62 p. (In Russian)

Литература

References

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Оруджалиева Елена Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: elena_26.06@bk.ru

Принята в печать 20.05.2019 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Elena E. Orudzhalieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: elena_26.06@bk.ru

Received 20.05.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-124-127

Средства реализации гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы

© 2019 Раджабова Р. В.

Дагестанский государственный педагогический университет Махачкала, Россия; e-mail: valiraya_9@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью статьи выступает поиск эффективных средств формирования гражданственности и патриотизма школьников в условия сельской школы. Методы. Обобщение педагогического опыта, ретроспективный, сравнительно-сопоставительный анализ научно-методической литературы, а также анализ эмпирических результатов учебно-воспитательного процесса. Результат. В современной образовательной практике происходят процессы, направленные на переосмысление целей, задач и методов организации учебно-воспитательного процесса относительно новых социокультурных условий развития общества. Вывод. В общей системе воспитания особое значение имеет гражданско-патриотическая направленность этого процесса, выражающаяся в формировании истинного гражданина, любящего свою Родину.

Ключевые слова: воспитание, средства гражданственно-патриотического воспитания, принципы, сельская школа, учебно-воспитательный процесс.

Формат цитирования: Раджабова Р. В. Средства реализации гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 124-127. DOI: 10.31161/19950659-2019-13-2-124-127_

Means of Implementation of Schoolchildren's Civic and Patriotic Education in Rural School

© 2019 Raisa V. Radzhabova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: valiraya_9@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is search of the effective means of formation the citizenship and patriotism of schoolchildren in the conditions of rural schools. Methods. Generalization of pedagogical experience, retrospective, comparative analysis of scientific and methodological literature, as well as analysis of the empirical results of the educational process. Result. In the modern educational practice, there are processes aimed at rethinking the aims, objectives and methods of organization of the educational process relative to the new socio-cultural conditions of society. Conclusion. In the general system of education, the civic and patriotic orientation of this process, expressed in the formation of a true citizen who loves his homeland, is of particular importance.

Keyword: education, means of civic and patriotic education, principles, rural school, educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.