Научная статья на тему 'СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ'

СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СРЕДСТВА ГРАЖДАНСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРИНЦИПЫ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATION / MEANS OF CIVIC AND PATRIOTIC EDUCATION / PRINCIPLES / RURAL SCHOOL / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раджабова Раиса Валиабдуллаевна

Целью статьи выступает поиск эффективных средств формирования гражданственности и патриотизма школьников в условия сельской школы. Методы. Обобщение педагогического опыта, ретроспективный, сравнительно-сопоставительный анализ научно-методической литературы, а также анализ эмпирических результатов учебно-воспитательного процесса. Результат. В современной образовательной практике происходят процессы, направленные на переосмысление целей, задач и методов организации учебно-воспитательного процесса относительно новых социокультурных условий развития общества. Вывод. В общей системе воспитания особое значение имеет гражданско-патриотическая направленность этого процесса, выражающаяся в формировании истинного гражданина, любящего свою Родину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раджабова Раиса Валиабдуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF IMPLEMENTATION OF SCHOOLCHILDREN’S CIVIC AND PATRIOTIC EDUCATION IN RURAL SCHOOL

The aim of the article is search of the effective means of formation the citizenship and patriotism of schoolchildren in the conditions of rural schools. Methods. Generalization of pedagogical experience, retrospective, comparative analysis of scientific and methodological literature, as well as analysis of the empirical results of the educational process. Result. In the modern educational practice, there are processes aimed at rethinking the aims, objectives and methods of organization of the educational process relative to the new socio-cultural conditions of society. Conclusion. In the general system of education, the civic and patriotic orientation of this process, expressed in the formation of a true citizen who loves his homeland, is of particular importance.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ»

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Оруджалиева Елена Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 20.05.2019 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Elena E. Orudzhalieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Received 20.05.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-124-127

Средства реализации гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы

© 2019 Раджабова Р. В.

Дагестанский государственный педагогический университет Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Целью статьи выступает поиск эффективных средств формирования гражданственности и патриотизма школьников в условия сельской школы. Методы. Обобщение педагогического опыта, ретроспективный, сравнительно-сопоставительный анализ научно-методической литературы, а также анализ эмпирических результатов учебно-воспитательного процесса. Результат. В современной образовательной практике происходят процессы, направленные на переосмысление целей, задач и методов организации учебно-воспитательного процесса относительно новых социокультурных условий развития общества. Вывод. В общей системе воспитания особое значение имеет гражданско-патриотическая направленность этого процесса, выражающаяся в формировании истинного гражданина, любящего свою Родину.

Ключевые слова: воспитание, средства гражданственно-патриотического воспитания, принципы, сельская школа, учебно-воспитательный процесс.

Формат цитирования: Раджабова Р. В. Средства реализации гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 124-127. DOI: 10.31161/19950659-2019-13-2-124-127_

Means of Implementation of Schoolchildren's Civic and Patriotic Education in Rural School

© 2019 Raisa V. Radzhabova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is search of the effective means of formation the citizenship and patriotism of schoolchildren in the conditions of rural schools. Methods. Generalization of pedagogical experience, retrospective, comparative analysis of scientific and methodological literature, as well as analysis of the empirical results of the educational process. Result. In the modern educational practice, there are processes aimed at rethinking the aims, objectives and methods of organization of the educational process relative to the new socio-cultural conditions of society. Conclusion. In the general system of education, the civic and patriotic orientation of this process, expressed in the formation of a true citizen who loves his homeland, is of particular importance.

Keyword: education, means of civic and patriotic education, principles, rural school, educational process.

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

For citation: Radzhabova R. V. Means of Implementation of Schoolchildren's Civic and Patriotic Education in Rural School. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 124-127. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-124-127 (In Russian)

Введение

Каждое государство для сохранения своего суверенитета ставит в качестве приоритетной цели воспитание граждан, ценящих благосостояние своей Родины, любящих ее и готовых защищать ее целостность. Сложившаяся в современном российском обществе ситуация требует от системы образования решения проблемы воспитания личности со сформировавшимися качествами гражданственности и патриотизма.

Переосмысление оценок исторического прошлого, традиционных духовных ценностей, противоречивые идеи, транслирующиеся в СМИ приводят к духовной дезориентации молодого поколения, потере ими идеалов, искажению смысла таких понятий, как «гражданственность» и «патриотизм». При этом происходят процессы, обостряющие многие проблемы, связанные с усилением бездуховности, падением образовательного и культурного уровня, проявлением агрессии, а также ростом подростковой преступности. В этих условиях современному школьнику, а тем более в сельской местности, трудно ориентироваться в происходящих процессах, поэтому в этом ему должна помочь школа. Задача воспитательного процесса образовательной системы заключается в формировании полноценного гражданина своей Родины [2].

С этих позиций, реализация граждан-ско-патриотического воспитания школьников в условиях сельской школы является актуальной и обуславливается изменениями, происходящими в современной системе образования.

Целью статьи является раскрытие теоретических оснований и средств граждан-ско-патриотического воспитания как целостного образовательного процесса, реализуемого в рамках сельской школы.

Методы - анализ научной-педагогической литературы и государственных документов по гражданскому и патриотическому воспитанию, их сопоставление и обобщение, а также изучение учебно-воспитательного опыта.

Обсуждение и результаты

В современной педагогической науке актуализируется и получает широкое распространение интегрированный подход в организации единого воспитательного процесса.

При этом важность переоценки целостного воспитательного процесса определяется в соответствии с современными социокультурными условиями и обуславливается необходимостью решения проблем формирования гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

Таким образом, возникает необходимость пересмотра воспитательного процесса учащихся сельской школы. Именно в рамках сельской школы слабо прослеживается связь между возрастающей социальной значимостью патриотического воспитания личности и задачей построения гражданского общества. Система воспитательного процесса сельской школы должна быть ориентирована на общественную направленность личностной позиции школьника, созданы условия и возможности для проявления собственной гражданской ответственности.

Структурирование и построение на ее базе воспитательного процесса в сельской школе будет способствовать систематизированию формирования у учащихся гражданско-патриотической направленности в соответствии с различными группам, учитывающими их возрастные потребности и личностные характеристики. При этом в школах сосредоточен контингент профессиональных учителей, готовых развивать чувства патриотизма не только в рамках внеклассных мероприятий, но и по ходу преподавания своих учебных дисциплин.

Реализация гражданско-патриотического воспитания в сельской школе должна основываться на разнообразных формах и средствах как в классно-урочной деятельности, так и во внеклассной. К самым распространённым средствам воспитательного процесса гражданско-патриотической направленности относятся:

- экскурсии в места исторических событий;

- активное участие в военно-патриотических спартакиадах;

- участие в военно-патриотических фестивалях и слетах, посвященных значимым датам нашей Родины;

- организация и участие в гражданско-патриотических мероприятиях [4].

На наш взгляд, наиболее эффективным средством реализации гражданско-патриотического воспитания учащихся в

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019

условиях сельской школы является создание собственного школьного музея военно-патриотической славы. Вовлекая в поисковую деятельность учащихся, можно будет погружать их в исторические события и развивать патриотические чувства через культурное просвещение. Функциональный потенциал школьного музея будет способствовать духовно-нравственному воспитанию, привитию понимания общечеловеческих ценностей и национальных традиций, эстетическому отношению к миру, тем самым, формируя нравственность, гражданскую позицию, чувство патриотизма.

Результативность деятельности школь -ного музея обусловливается важностью предпочтенных направлений работы, степенью поисково-исследовательской и просветительской деятельностью, количеством учащихся, принимающих участие в поиске музейных экспонатов и желающих побывать в экскурсиях по музею.

Важнейший педагогической целью данного музея является развитие эмоционально-личностной позиции учащегося к ценностям культурно-исторического наследия. Социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества. Работа в музее формирует у обучающихся нравственное отношение к прошлому и вызывает у них гордость за достижения старшего поколения.

К основным критериям и показателям сформированности гражданско-

патриотической направленности учащихся можно отнести:

1. Абрамов А. В. Современный российский патриотизм: каков он? // Электронный журнал «Вестник МГОУ». 2013. № 4. С. 1-13. [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.evestnik-mgou.ru. (дата обращения: 12.04.2019 г.)

2. Власова Е. Л. Критерии и параметры современного гражданского образования // Вестник университета Российской академии образования. 2011. № 1. С. 142-144.

3. Лесняк В. И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения // Педагогика. 2006. № 5. С. 110-114.

1. Abramov A. V. Modern Russian patriotism: what is it? Electronic journal "Vestnik MGOU". 2013. No. 4. C. 1-13. [Electronic resource]. Mode of access: www.evestnik-mgou.ru. (accessed: 12.04.2019)

- новые знания о истории города, края, Родины, а также осмысленное понимание законов государства, политической структуры общества;

- преемственность общечеловеческих нравственных ценностей и понимание необходимости руководствоваться этими ценностями;

- осознание себя частью общества, гражданином страны, чувство гордости за свою Родину;

- готовность трудиться на благо и процветание Отечества, совершать нравственные поступки, заниматься саморазвитием, принимать ответственные решения.

Таким образом, в качестве средств реализации гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы выступают совокупность целенаправленной деятельности, формирующей у подрастающего поколения чувств сопереживания за свою Родину.

Вывод

Изучение поднятой проблемы позволило прийти к выводу о том, что воспитательный процесс, ориентированный на гражданско-патриотическую направленность личности учащихся сельской школы, является определяющим фактором в формировании гражданина и патриота Родины. Содержание воспитательного процесса определялось средствами, помогающими развить положительные качества личности, его интеллектуальные способности, нравственность, правовую и политическую культуру, готовность к самоорганизации и самовоспитанию, осознанное желание трудится на благо Родины.

4. Пивоварова О. Н. Формирование активной жизненной позиции у студентов в урочное и внеурочное время // Актуальные задачи педагогики: материалы международной научной конференции. Чита: Молодой ученый, 2011. С. 190-192.

5. Якушина Е. В. Школьные и молодежные военно-патриотические объединения: обзор электронных ресурсов // Народное образование. 2010. № 4. С. 147-151.

2. Vlasova E. L. Criteria and parameters of modern civil education. Vestnik universiteta Ros-sijskoj akademii obrazovaniya [Bulletin of the uni-

Литература

References

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

versity of the Russian Academy of Education]. 2011. No. 1. Pp. 142-144. (In Russian)

3. Lesnyak V. I. Patriotic education: problems and solutions. Pedagogika [Pedagogy]. 2006. No. 5. Pp. 110-114. (In Russian)

4. Pivovarova O. N. Formation of active life position of students in the regular and after-hours. Aktual'nye zadachi pedagogiki: materi-aly mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Ac-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации Раджабова Раиса Валиабдуллаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 20.05.2019 г.

tual problems of Pedagogy: proceedings of international science conference]. Chita, Mo-lodoy Ucheniy Publ., 2011. Pp. 190-192. (In Russian)

5. Yakushina E. V. School and youth military and patriotic associations: review of electronic resources. Narodnoe obrazovanie [Public education]. 2010. No. 4. Pp. 147-151. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Raisa V. Radzhabova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Received 20.05.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-127-132

Формирование чувств патриотизма у учащихся на уроках русского языка и литературы

© 2019 Рамазанова Д. А., Асадулаева Ф. Р., Буржунов Г. Г.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель - проанализировать проблему формирования патриотических чувств у учащихся общеобразовательной школы. Методы. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, наблюдение. Результат. Авторы раскрывают особенности формирования патриотических чувств учащихся на уроках русского языка и литературы, а также различные методы и формы работы на уроках. Вывод. В работе с учащимися необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, использовать весь арсенал воспитания. Русский язык и литература играют огромную роль в этом процессе, так как способствуют формированию духовно-нравственной составляющей личности, без которой невозможно формирование патриотизма.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, внеклассная работа, Родина, русский язык, литература.

Формат цитирования: Рамазанова Д. А., Асадулаева Ф. Р., Буржунов Г. Г. Формирование чувств патриотизма у учащихся на уроках русского языка и литературы // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 127-132. 001: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-127-132

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.