Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
816
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / РОДИНА / РУССКИЙ ЯЗЫК / ЛИТЕРАТУРА / PATRIOTISM / CIVIC CONSCIOUSNESS / SENIOR PUPILS / OUT-OF-SCHOOL ACTIVITIES / MOTHERLAND / RUSSIAN / LITERATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рамазанова Джавгарат Асадуллаевна, Асадулаева Фатима Рамазановна, Буржунов Гарун Гаджикурбанович

Цель - проанализировать проблему формирования патриотических чувств у учащихся общеобразовательной школы. Методы. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, наблюдение. Результат. Авторы раскрывают особенности формирования патриотических чувств учащихся на уроках русского языка и литературы, а также различные методы и формы работы на уроках. Вывод. В работе с учащимися необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, использовать весь арсенал воспитания. Русский язык и литература играют огромную роль в этом процессе, так как способствуют формированию духовно-нравственной составляющей личности, без которой невозможно формирование патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рамазанова Джавгарат Асадуллаевна, Асадулаева Фатима Рамазановна, Буржунов Гарун Гаджикурбанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PATRIOTISM SENSES OF THE PUPILS AT RUSSIAN AND LITERATURE LESSONS

The aim of the study is to analyse the issue of the pupils’ patriotic senses formation at general school. Methods. Theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, generalization, observation. Result. The authors find out the particularities of formation the patriotic senses of the pupils at Russian and Literature lessons, and different methods and forms of work at lessons. Conclusion. It is necessary to consider the individual psychological peculiarities, use the amoury of education. Russian Language and Literature play a big part in this process, because help to form the moral and spiritual aspect of a person, which is indispensable.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

versity of the Russian Academy of Education]. 2011. No. 1. Pp. 142-144. (In Russian)

3. Lesnyak V. I. Patriotic education: problems and solutions. Pedagogika [Pedagogy]. 2006. No. 5. Pp. 110-114. (In Russian)

4. Pivovarova O. N. Formation of active life position of students in the regular and after-hours. Aktual'nye zadachi pedagogiki: materi-aly mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Ac-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации Раджабова Раиса Валиабдуллаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 20.05.2019 г.

tual problems of Pedagogy: proceedings of international science conference]. Chita, Mo-lodoy Ucheniy Publ., 2011. Pp. 190-192. (In Russian)

5. Yakushina E. V. School and youth military and patriotic associations: review of electronic resources. Narodnoe obrazovanie [Public education]. 2010. No. 4. Pp. 147-151. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Raisa V. Radzhabova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Received 20.05.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-127-132

Формирование чувств патриотизма у учащихся на уроках русского языка и литературы

© 2019 Рамазанова Д. А., Асадулаева Ф. Р., Буржунов Г. Г.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель - проанализировать проблему формирования патриотических чувств у учащихся общеобразовательной школы. Методы. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, наблюдение. Результат. Авторы раскрывают особенности формирования патриотических чувств учащихся на уроках русского языка и литературы, а также различные методы и формы работы на уроках. Вывод. В работе с учащимися необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, использовать весь арсенал воспитания. Русский язык и литература играют огромную роль в этом процессе, так как способствуют формированию духовно-нравственной составляющей личности, без которой невозможно формирование патриотизма.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, внеклассная работа, Родина, русский язык, литература.

Формат цитирования: Рамазанова Д. А., Асадулаева Ф. Р., Буржунов Г. Г. Формирование чувств патриотизма у учащихся на уроках русского языка и литературы // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 127-132. 001: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-127-132

Formation of Patriotism Senses of the Pupils at Russian and Literature Lessons

© 2019 Dzhavgarat A. Ramazanova, Fatima R. Asadulaeva,

Garun G. Burzhunov

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the study is to analyse the issue of the pupils' patriotic senses formation at general school. Methods. Theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, generalization, observation. Result. The authors find out the particularities of formation the patriotic senses of the pupils at Russian and Literature lessons, and different methods and forms of work at lessons. Conclusion. It is necessary to consider the individual psychological peculiarities, use the amoury of education. Russian Language and Literature play a big part in this process, because help to form the moral and spiritual aspect of a person, which is indispensable.

Keywords: patriotism, civic consciousness, senior pupils, out-of-school activities, motherland, Russian, Literature.

For citation: Ramazanova D. A., Asadulaeva F. R., Burzhunov G. G. Formation of Patriotism Senses of the Pupils at Russian and Literature Lessons. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 127-132. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-127132 (In Russian)

Введение

В последние десятилетия в связи с изменениями, происходящими в жизни российского общества, проблема формирования активной гражданской позиции, патриотизма у подрастающего поколения становится особенно острой. Патриотическое воспитание - формирование патриотизма, гражданственности, нравственности, социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, трудолюбия, любви и уважения к Родине, семье, окружающей природе является приоритетным направлением образовательного процесса.

В воспитании толерантной, духовно развитой личности патриотизм играет неоценимую роль. Как видим, многие проблемы в обществе возникают из-за низкого уровня гражданской позиции молодежи.

В общеобразовательных школах сегодня актуальным является создание системы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Ведется целенаправленная работа по воспитанию и развитию личности гражданина России, способного отстаивать свои интересы.

Цель исследования - проанализировать проблему формирования патриотических чувств у учащихся общеобразовательной школы на уроках русского языка и литературы.

Методы - теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, наблюдение.

Результаты и обсуждение

Для педагога общеобразовательной школы воспитание патриотических чувств учащихся - одна из самых главных задач всего процесса обучения и воспитания. Культурологическая направленность процесса обучения создает предпосылки для развития морально-политических качеств учащихся.

Именно в школьный период, в период открытия самих себя, дети переживают те эмоции и впечатления, которые остаются с ними на всю жизнь. В этот период задача учителя донести до учащегося всю важность четкой гражданской позиции, привить такие качества, как любовь к родному краю, справедливость, доброту и т. д.

Для формирования чувств патриотизма и гражданственности предмет «Русский язык» обладает большим и не до конца раскрытым потенциалом, несет высочайшую познавательную ценность. Знакомство учащихся с историей и литературой родного края способствует воспитанию истинного патриота.

Чтение книг о героизме, мужестве людей способствует усилению патриотических чувств молодежи, национальной гордости, они учатся ценить историю своей

Родины, гордиться подвигами героев, дорожить памятниками и т. д.

Перед учителями русского языка и литературы проблема патриотического воспитания стоит особенно остро. Так как цель учителя передать детям завещание в виде художественного слова, речи, книги, предотвратить нравственную деградацию, возродить и укрепить духовно-нравственные ценности. Слово учителя обладает мощным средством воспитательного воздействия, а сам учитель является примером, в первую очередь.

Как говорил К. Д. Ушинский: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка ... Таков этот великий народный педагог - родное слово» [3].

Для достижения соответствующих целей необходимо правильно подобрать дидактический материал. При выполнении определенных упражнений, написании диктантов и сочинений необходимо сконцентрировать внимание учащихся на чувствах и мыслях, способствующих формированию патриотизма (Как Вы думаете в чем проявляется патриотизм в данном случае? Как Вы бы поступили на месте героя?).

Следует отметить, что любовь к своей Родине проявляется также и в соблюдении коммуникативных и этических норм, т. е. речевой культуры личности. Специальные упражнения, направленные на формирование навыков культуры общения, содержатся во всех разделах учебника русского языка.

В учебниках по русскому языку в упражнениях много различных текстов с описаниями природы классиков русской литературы, которые воспитывают у учащихся любовь к Родине, трепетное отношение к природе, формируют определённый поэтический образ Родины.

Особым воспитательным потенциалом обладают изложения и сочинения на темы из жизни, заставляющие учащихся размышлять над темой героизма, любви к Родине, преданности, подвига - патриотизма. Написание сочинений на темы: «Мой город», «Мой любимый родной край» и т. д., затрагивающие личные интересы учащихся, их стремления, укрепляют у них чувства преданности и любви к родному краю.

Местный краеведческий материал также считается целесообразным использовать на

уроках русского языка. Работая с ним, учащиеся задумываются над многими проблемами современного общества, вопросами в жизни, осознают важность своего гражданского долга, ответственности по отношению к родителям, родному краю, городу.

Являясь одним из эффективных средств патриотического воспитания, краеведение соединяет в себе учебно-познавательную работу и воспитательные задачи, а также реализует идею межпредметных связей. При изучении, например, раздела лексики школьники изучают историзмы, архаизмы своего края.

Тексты также играют огромную роль в воспитании патриотических чувств учащихся. Они развивают способность мыслить, повествовать. Для написания диктантов используются тексты с краеведческим материалом (история здания, города, улицы).

Изложение - вид работы, в основе которого лежат высказывания, создание текста на основе данного. Изложение занимает большое место в учебной деятельности, являясь для учащихся средством усвоения, а для учителя - одним из средств проверки усвоения учебного материала. Изложение служит развитию памяти, мышления и речи учащихся [2].

Огромное воспитательное значение имеет работа со словарем. Выполняя самые различные задания, учащиеся развивают язык, совершенствуют свою культуру речи, коммуникативные навыки. Задания могут быть такого типа: «Сравните значение слов «патриотизм», «патриот» в толковом словаре и словаре иностранных слов». «Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам: отвага, герой, мужество» и т д. Развивая язык, как средство общения, совершенствуя его, повышается соответственно и уровень культуры, укрепляются духовные связи между людьми.

То, в какой атмосфере осуществляется учебно-воспитательный процесс имеет большое значение. Следует уделить внимание тому, как оформлен кабинет русского языка и литературы. Так, такие атрибуты, как государственная символика прививают детям особое уважение к святым символам своей Родины, портреты героев-патриотов.

Большой потенциал содержат в себе проблемные методы (диалог, взаимодействие, проблемные ситуации, дискуссии и т. д.) изучения на уроках русской литера-

туры, которые помогают развитию творческого мышления, способности самообучаться, критически мыслить, формировать исследовательскую активность, развивать навыки работы в группе, коммуникативные навыки, принимать решения, решать разного рода проблемы и т. д.

Целесообразно использовать метод создания проблемной ситуации на различные патриотические темы, например, поступок того или иного героя-патриота. Учащиеся во время решения проблемной ситуации учатся аргументировать свою точку зрения, отстаивать ее, выслушивать доводы других учащихся с противоположным мнением, искать выход из сложной ситуации. Таким образом у учащихся формируются собственные взгляды, образы, чувства, благодаря чему они в дальнейшем могут сделать правильный выбор в определении своей гражданской позиции, у них просыпаются истинные патриотические чувства.

Также следует уделить особое внимание на уроках литературы работе с историческими документами. Учащиеся учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять. В ходе данного вида работы ученики работают самостоятельно, получают знания, у них формируются определенные убеждения, а затем и система ценностей. Т. е. учащиеся приобретают позитивные гражданские свойства личности.

Самоотверженность, героизм, стойкость, отвага нашли отражение в произведениях русской литературы о войне, изучение которых пробуждают в учащихся чувства преданности и любви к Родине.

Большое влияние на формирование у учащихся патриотических чувств оказывают произведения, в которых идет описание русской природы (Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонта «Поспевает брусника», А. Плещеева «Осень наступила...», А. Фета «Ласточки пропали...», А. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин «Закружилась листва золотая...», В. Брюсова «Сухие листья», И. А. Бунина «Косцы», М. М. Пришвина «Кладовая солнца», Н. А. Некрасова «На Волге», Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» и др.). В ходе их изучения учащиеся проникаются душевным настроением поэта, развивают воображение, учатся чувствовать природу, ценить каждое мгновение, проведенное наедине с ней, беречь ее. Природа в произведениях русских поэтов олицетворяет веру в светлое будущее своего народа.

Позже, при изучении литературы XVIII века учащиеся знакомятся со славными именами, которыми богата русская земля (В. М. Ломономов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, А. П. Чехов, Н. А. Некрасов, А. А. Блок и др.) Во время написания изложений учащимся предлагается текст о Родине, соответственно задаются вопросы: «Что означает для Вас «Родина?»», «Считаете ли Вы себя патриотом?». Отвечая на подобные вопросы, учащиеся размышляют над темой патриотизма, анализируют те или иные события, делают выводы, у них формируется четкая гражданская позиция.

Список художественной литературы о Великой отечественной войне включает множество рассказов: В. Катаев «Сын полка», К. Симонов «Сын артиллериста», Алексеев С. «Рассказы о Великой Отечественной войне», Лиханов А. А. «Мой генерал. Крутые горы. Музыка. Деревянные кони. Последняя колода», Воронкова Л. Ф. «Девочка из города», Найдич М. Я. «Шинель на вырост», Яковлев Ю. Я. «Как Серёжа на войну уходил» и др. В этих рассказах богатейший опыт для воспитания патриотизма, учащиеся раскрывают чувства и мысли героев, сопоставляя одних другим, размышляют о значении тех или иных событий, у них появляется чувство восхищения и гордости.

Формирование патриотических чувств у учащихся происходит в процессе усвоения ими исторического материала о героическом прошлом своего народа, при этом эффективным методическим приемом формирования патриотических убеждений является использование положительных примеров патриотизма известных исторических деятелей, писателей, героев национально-освободительных войн [1]. Учащиеся, анализируя произведения литературы, знакомятся с биографиями выдающихся писателей, сыгравших неоценимую роль в истории, жизни.

На уроках литературы можно использовать задания следующего типа: просмотр отрывка из какого-либо патриотического фильма, написание сочинения по нему; просмотр картинок, фрагментов панорам, написание эссе на соответствующую тему. Данная работа также оказывает большое влияние на воспитание чувств патриотизма учащихся. В качестве домашнего задания может быть следующее: найти информацию о том или ином герое-патриоте, сделать коллаж, составить рассказ; рассказать о героях-патриотах из своей семьи, если есть; рассказать о том или ином событии Вели-

кой Отечественной войны. Такая работа воспитывает в учащихся чувство гордости за свою страну, Родину, расширяет знания учащихся об истории своей страны.

Креативная, творческая работа всегда выполняется учащимися с наибольшим энтузиазмом. Поэтому стоит уделить большое внимание также внеклассной работе с учащимися, направленной на формирование духовно-нравственных чувств, патриотизма. Целесообразно использовать такие формы, как: беседа (эвристическая), демонстрация (военные фильмы, изображения), ролевые игры, самостоятельная работа, метод проектов, театрализация. Постановки, сценки. Внеклассная деятельность по патриотическому воспитанию подразумевает проведение военно-спортивных и героико-патриотических мероприятий (праздники -9 мая, 23 февраля и др., тематические вечера, организация и проведение экскурсий, экскурсионных поездок, военно-спортивных игр, соревнований и др.), общественно полезных и социально значимых мероприятий - тимуровская деятельность, субботники, краеведческая и поисковая деятельность, акции «Наш подарок ветерану», «Помоги вете-

1. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://megapredmet.ru/ 1-2104.html (дата обращения: 12.04. 2019 г.)

2. Райцева Е. В. Формирование патриотизма на уроках русского языка. Педагогическое мастерство: материалы Международной научной

1. Education patrioticism and culture of inter-ethnic relations. [Electronic resource]. Mode of access: http://megapredmet.ru/1-2104.html (accessed: 12.04.2019)

2. Raytseva E. V. Formation of patriotism in the Russian language lessons. Pedagogical skills: materials of the International scientific conference

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Рамазанова Джавгарат Асадуллаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теоретических основ и технологий начального языкового образования, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Асадулаева Фатима Рамазановна, кандидат педагогических наук, доцент, ка-

рану», «Помоги людям старшего возраста» и т. д.

Вывод

Воспитание патриотических чувств у учащихся - это целенаправленная, систематическая, упорная работа, которая всегда дает положительные результаты. На уроках русского языка и литературы учащиеся учатся давать собственную оценку событиям, делать гражданские выводы. В работе с учащимися необходимо использовать различные методы, формы, средства обучения, учитывать индивидуально-психологические особенности.

Сегодня формирование высокого патриотического сознания возможно тогда, когда учитель использует весь арсенал воспитания. Русский язык и литература играют огромную роль в этом процессе, так как способствуют формированию духовно-нравственной составляющей личности, без которой невозможно формирование патриотизма. Через знание истории своего народа, Родины, родного языка, произведений литературы, в которых немало образцов патриотизма, проявляются патриотические чувства учащихся.

конференции (г. Москва, апрель 2012 г.). М. : Буки-Веди, 2012. С. 172-174. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ ped/archive/22/1911/ (дата обращения: 30.02.2019 г.)

3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974. Т. 1. С. 145-159.

(Moscow, April, 2012). Moscow, Buki-Vedi Publ., 2012. Pp. 172-174. [Electronic resource]. Mode of access: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/22/1911/ (accessed: 30.02.2019)

3. Yshinsky K. D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow, 1974. Vol. 1. Pp. 145-159. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Dzhavgarat A. Ramazanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Theoretical Foundations and Primary Language Education Technologies, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Fatima R. Asadulaeva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy and Psychology of Primary Education, DSPU,

Литература

References

федра педагогики и психологии начального образования, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Буржунов Гарун Гаджикурбанович, доктор педагогических наук, профессор, кафедра теории и методики обучения русскому языку и литературе, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 05.05.2019 г.

Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Garun G. Burzhunov, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Theory and Methods of Teaching the Russian Language and Literature, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Received 05.05.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.147

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-132-136

Эвристическая беседа как форма организации

педагогического процесса в вузе

© 2019 Салманова Д. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Подтвердить обоснованность применения эвристической беседы. Методы. Изучение научной литературы, анализ учебно-методических материалов. Результат. Приведены примеры построения занятий, проведена взаимосвязь между эвристической беседой и факторами, влияющими на формирование новых компетенций. Вывод. Применение эвристической беседы в процессе обучения при компетентностном подходе может являться одним из ключевых факторов, способствующих более полному усвоению материала и как следствие формированию новых компетенций.

Ключевые слова: эвристическая беседа, взаимосвязь, логическое мышление, усвоения материала.

Формат цитирования: Салманова Д. А. Эвристическая беседа как форма организации педагогического процесса в вузе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 132-136. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-132-136_

Heuristic Conversation as a Form of Organization of the Pedagogical Process at the University

© 2019 Dzhamila A. Salmanova,

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ABSTRACT. The aim of the study is to confirm the validity of the use of heuristic conversation. Methods. The study of scientific literature, analysis of teaching materials. Result. The examples of construction of lessons are introduced, the relationship between heuristic conversation and factors affecting the formation of new competencies is organized. Conclusion. The use of heuristic conversation in the learning process with the competence approach can be one of the key factors contributing to a more complete assimilation of the material and, as a consequence, the formation of new competencies.

Keywords: heuristic conversation, interconnection, logical thinking, learning the material.

For citation: Salmanova D. A. Heuristic Conversation as a Form of Organization of the Pedagogical Process at the University. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 132-136. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-132-136 (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.