Омаров Омархан Нурмагомедович,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Алиева Сарият Адзиевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 05.05.2019 г.
Omarkhan N. Omarov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: оо[email protected]
Sariyat A. Alieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Received 05.05.2019.
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37
DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-99-104
Анализ отечественного опыта социально-значимой деятельности детских объединений
© 2°i9 Закарьяева С. З., Алиева С. А., Абдулатипова Э. А., Аталаева Н.-П. Г.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected], [email protected],
[email protected], [email protected]
РЕЗЮМЕ. Целью данного исследования является выявление отечественного опыта социально-значимой деятельности детских объединений в условиях актуализации социальной инициативности и активности. Методы. Теоретический анализ и синтез, моделирование, проектирование, анализ литературы, документов и продуктов деятельности, обобщение опыта и опытно-экспериментальная работа. Результат. Обобщен опыт детских организаций, ориентированных на общественное служение. Вывод. Выявлены педагогические технологии социально-значимой деятельности и разработаны основные критерии по приему волонтеров социально-значимой деятельности. Обобщен опыт детских организаций, ориентированных на общественное служение. В ходе проведенного исследования была установлена важность детских общественных объединений и их основные характеристики.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, социально-значимая деятельность, социально-значимая программа, актуализация, социальная инициативность и активность, волонтерство, добровольцы.
Формат цитирования: Закарьяева С. З., Алиева С. А., Абдулатипова Э. А., Аталаева Н.-П. Г. Анализ отечественного опыта социально-значимой деятельности детских объединений // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 99-104. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-99-104
Analysis of National Experience of Socially Important Activity in Children's Unions
© 2019 Siyadat Z. Zakaryaeva, Sariyat A. Alieva, Elmira A. Abdulatipova, Nika-Patimat G. Atalaeva
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected], [email protected],
[email protected], [email protected]
ABSTRACT. The aim of the study is to analyse the national experience of socially significant activities of children's unions in the conditions of updating the social initiative and activity. Methods. Theoretical analysis and synthesis, modelling, designing, analysis of literature, documents and activity products, generalization of experience and pilot testing. Result. The authors of the article make a generalization of the experience of childish unions, oriented to public service. Conclusion. The researches identify the pedagogical technologies of socially significant activities and develop the basic criteria of enrolment the volunteers of socially significant activities.
Keywords: patriotic education, socially significant activity, socially significant program, actualization, social initiative and activity, volunteering, volunteers.
For citation: Zakaryaeva S. Z., Alieva S. A., Abdulatipova E. A., Atalaeva N.-P. G. Analysis of National Experience of Socially Important Activity in Children's Unions. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 99-104. DOI: 10.31161/1995-06592019-13-2-99-104 (In Russian)
Введение
В настоящее время существующая государственная программа по патриотическому воспитанию граждан, рассчитанная на период 2016-2020 гг. определила задачу обеспечения условий, необходимых для развития волонтерства, одной из самых важных в патриотическом воспитании детей и молодежи. Волонтерство включает в себя такие основные аспекты как:
- развитие среди населения, а также подрастающего поколения условий, необходимых для формирования активной гражданской позиции. Кроме того, они позволяют влиять на общественные процессы, происходящие в стране;
- волонтерское движение позволяет развивать активное взаимодействие между различными волонтерскими организациями, а также государственными учреждениями;
- активное применение единых регламентов работы волонтерских организаций.
По мнению большинства ученых, социально-значимая деятельность оказывает лишь тогда воспитательное воздействие, если привносит в личность каждого ее участника нечто возвышающее его, развивает чувство собственного достоинства, учит уважению к другим и самому себе. Можно отметить, что современные представления о многогранности социально-значимой деятельности базируются на представлении о том, что она является объединяющей силой. Под собой она объединяет единомышленников, которые идут вперед под действием единой цели, общего труда, а также проявлениями взаимовежливости по отношению друг к другу. Кроме того, содружество единомышленников в области социально-значимой деятельно-
сти должно проявлять чуткость по отношению друг к другу.
Целью данного исследования является выявление отечественного опыта социально-значимой деятельности детских объединений в условиях актуализации социальной инициативности и активности.
Методы - теоретический анализ и синтез, моделирование, проектирование, анализ литературы, документов и продуктов деятельности, обобщение опыта и опытно-экспериментальная работа.
Результаты и обсуждение
Проведенные исследования показали, что социально-значимая деятельность различных коллективов, а также участвующих в социально-значимых проектах детей и молодежи, значительно возрастает, а также происходит усиленное воздействие на другие школьные коллективы, которые не включены в общественно-полезный, добровольный труд.
Проведенное исследование в 2013 году показало, что примерно 30 % российских школьников занимаются общественно полезной деятельностью, необходимой для развития собственной школы, улицы или города. Однако спустя 3 года, то же самое исследование, проведенное в 2016 году, уже демонстрировало рост на 10 % по сравнению с предыдущим периодом. Таким образом, можно констатировать, что развитие системы социально-значимых действий среди детей и молодежи позволяет привлечь в свои ряды все большее количество хороших, духовно щедрых, самоотверженных подростков.
Стоит также особо отметить исследования, проведенные в период с 2017 по 2018 гг., которые демонстрируют усиление динамики воздействия на различные мо-
лодежные группы, которые по тем или иным причинам еще не вовлечены в общественно полезную деятельность. Тем самым к современному времени достигнуты определенные успехи в развитии социально значимых проектов, направленных на формирование положительного образа общественно-полезных действий.
На современном этапе важное значение приобретает развитие социально-значимой деятельности, для которой характерны следующие основные критерии для приема волонтеров:
1. Важное значение имеет мотивация в целях оказания тех или иных государственных услуг.
2. Следующим критерием выступает возраст. Минимальный возрастной ценз сопряжен с осознанием важности участия волонтера в общественно значимой деятельности. То есть, участник деятельности должен осознавать важность совершаемых им действий, а также должен делать это осознанно.
3. Волонтерские программы предполагают наличие определенных знаний, необходимых для успешного участия в различных социально полезных государственных программах.
Многие дагестанские группы общественного служения расположены на территориях средних общеобразовательных учреждений, например № 8, 17, 39, г. Махачкалы и № 2 г. Каспийск. Многопрофильные объединения социальной активности оказывают различную социальную и культурную помощь на территории различных детских домов. Также необходимо отметить, что очень большое количество школ реализуют программы социального обслуживания населения.
На наш взгляд, вся социально значимая деятельность подразделяется на различные виды социальных инициатив. Социальные инициативы осуществляются при помощи историко-государственных учреждений Республики Дагестан, предоставляющих такие услуги как изучение древних традиций и обычаев, различные шествия к местам боевой или же трудовой славы, организация добровольной и волонтерской деятельности и т. д. Таким образом, к социальным инициативам можно отнести:
- социально-милосердные инициативы. Для данного вида инициатив характерна
следующая деятельность: расчистка дорожек городов Республики Дагестан от снега там, где проживают пенсионеры, инвалиды и т. д.
- экологические инициативы. В данном случае производится ежегодная, а также ежесезонная очистка улиц от листвы, побелка деревьев и т. д. Кроме того, проводится уборка городских парков, территорий набережных, посадка деревьев;
- информационные инициативы: производится повсеместное использование современных технологий, организуется работа в области информационного воздействия на население. Кроме того, важное значение приобретает использование школьных газет. Таким образом, организуется журналистская работа, общение с населением, в особенности социально-незащищенным. Кроме того, пишутся письма, проводятся выступления, выпускаются брошюры, создаются бюллетени, пишутся отчеты.
Стоит отметить, что в ходе проведенного исследования были определены важнейшие аспекты социально-значимых инициатив, а также был определен возрастной критерий участников, время создания и место.
На наш взгляд, большую роль играет место проведения социальной значимой деятельности. Так, в условиях города социально значимая деятельность имеет определенные особенности, в то время как в аулах, селах и небольших населенных пунктах - совсем другие. Например, старшеклассники сельской средней общеобразовательной школы ведут инициативную работу в более узком русле, нежели в условиях большого дагестанского города. То есть, социально значимая деятельность приобретает адресный характер. Это значит, что дети организуют трудовую деятельность в условиях сельской местности наиболее эффективно. Например, прополка огорода в городе оказывает большое влияние на семью, в которой нет возможности осуществить данную работу.
Важное значение также приобретает использование тех или иных воспитательных методов. Например, в трудовой или любой другой социально значимой деятельности большую роль приобретает поощрение или одобрение. Поощрение является одним из основных видов дальнейшего сти-
мулирования или побуждения ребенка к дальнейшим инициативам. На наш взгляд, поощрение пробуждает в учащихся различные положительные эмоции, а также оптимистические и психические состояния.
Что касается одобрения, то оно также является немаловажным компонентом социального воспитания детей и молодежи, способствует вовлечению их в социальную активность. Многочисленные российские общественные организации в настоящее время разрабатывают свои собственные программы поощрений и одобрений.
Как показывает практика, система поощрений и одобрений может быть выражена в устном публичном или индивидуальном награждении. Использование футболочек, книг, грамот, плакатов и т. д. позволяет выстроить более эффективную социально значимую активность среди молодежи. Еще большее значение имеет награждение участника социальной активности при помощи выступлений по телевидению или радио. Может сниматься фильм с участием волонтеров. В последнее время распространена практика фотографирования участников с официальными лицами, а также награждение благодарственными письмами.
Проведенный анализ позволил выяснить, что развитие социально значимой деятельности среди детей и подростков, а также планомерное участие в различной социальной активности и проектах, позволяет развитию различных патриотических чувств. Также необходимо отметить, что деятельность детских общественных организаций, которая направлена на развитие патриотизма, как раз и предполагает использование социально значимых действий. Как показывает практика, деятельность детских общественных организаций, направленная на применение социально значимой деятельности, а также общественное служение, способствует скорейшему развитию патриотических начал в детских коллективах. Кроме того, руководители рассматриваемых объединений и сами активно участвуют в апробации различных научных концепций и идей, направленных на развитие патриотизма у детей и молодежи.
Например, содержание воспитательной программы «Новая инициатива» включает в себя различные социально значимые
проекты, ориентированные на достижение ее участниками единомыслия в ходе улучшения и повышения эффективности жизни образовательных учреждений городов и сел. Другая программа «Мой город - лучший из лучших», которая реализуется на базе школ № 8, 11, 17 г. Махачкалы, применяет в своей практике различные методики, методы, способы и средства. Конечной целью данной программы является воспитание патриотизма у детей и молодежи, их гражданской ответственности, социальной инициативности ребенка.
Также в предложенной программе очень четко выставлена иерархическая структура методики: социально значимая активность разделена на республиканский, городской и районный уровни. Также предусмотрена возможность перехода районного уровня на республиканский при условии, что она будет соответствовать глобальным целям воспитания молодежи.
Нелишним будет сказать, что авторская концепция патриотического воспитания детей и молодежи посредством развития социальной инициативности и активности, включает в себя не только общую программу действий, но и индивидуальную, что позволяет ощущать каждому члену коллектива свою значимость и полезность, позволяет ощущать себя патриотом страны.
Заключение
В ходе проведенного исследования особо подчеркивается важность проводимой социально значимой деятельности детских объединений с точки зрения использования целевых программ. Целевые программы предполагают построение определенной цели и задачи деятельности. Целевые программы могут быть направлены как на социально незащищенную семью, так и на детский коллектив дома ребенка, в частности.
На современном этапе выявлены тенденции в увеличении количества добровольцев и волонтеров, которые занимаются общественно полезным и социально значимым трудом. Кроме того, происходит дальнейшее расширение деятельности добровольцев в социальной сфере. На наш взгляд, к дальнейшим тенденциям развития и актуализации социальной инициативности старших школьников, которые позволяют и способствуют эффективному развитию начал патриотизма, можно отнести определение новейших актуальных педагогических целей, направленных на развитие социальной инициативности детей и молодежи.
Еще одной тенденцией развития актуализации социальной инициативности старших школьников является поиск все новых форм социально значимой деятельности.
Следовательно, обобщив результаты исследования, можно прийти к выводу, что социальная активность, а также социальная иници-
1. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.». Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493.
2. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия, история, теория. М. : Голос, 2001. 696 с.
3. Костяшкин Э. Г. Формирование социальной активности школьников в процессе обучения и воспитания. М. : Знание, 1982. 200 с.
4. Лебедева И. О. Межсекторное социальное партнерство как система // Современные ис-
1. Gosudarstvennaya Programma «Patriotich-eskoe vospitanie grazhdan RF na 2016-2020 gg.». Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 № 1493. [The state Program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020". Resolution Of the government of the Russian Federation of 30.12.2015 No. 1493]. (In Russian)
2. Ilinsky I. M. Il'inskij I. M. Molodezh' i molodezh-naya politika. Filosofiya, istoriya, teoriya [Youth and youth policy. Philosophy, history, theory]. Moscow, Golos Publ., 2001. 696 p. (In Russian)
3. Kostyashkin E. G. Formirovanie social'noj aktivnosti shkol'nikov v processe obucheniya i vospitaniya [Formation of social activity of pupils in the process of training and education]. Moscow, Znanie Publ., 1982. 200 p. (In Russian)
4. Lebedeva I. O. Intersectoral social partnership as a system. Sovremennye issledovaniya
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Закарьяева Сиядат Зияудиновна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Алиева Сарият Адзиевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Абдулатипова Эльмира Абдулатипов-на, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии начального образования, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
ативность детей и молодежи, может происходить только в развитой стране, у которой наличествует крепкая экономика, а также где на первом месте стоит социальная политика. Только в этом случае можно добиться отличных результатов в воспитании гражданственности и патриотизма у детей и молодежи.
следования социальных проблем. 2010. № 4. С. 471-477.
5. Общероссийская молодежная программа «Новая цивилизация» (ЮКОС) под руководством профессора, д-ра пед. наук. А. С. Прутченкова. 12 с.
6. Прутченков А. С. Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников. Автореф. дисс. д.-ра пед. наук. М. : ИРА РАО, 1998. 36 с.
7. Тетерский С. В. Воспитание активности и инициативности детей и молодежи. Тамбов: Факультет, 2004. 320 с.
social'nyh problem [Modern studies of social problems]. 2010. No. 4. Pp. 471-477. (In Russian)
5. Obshcherossijskaya molodezhnaya programma «Novaya civilizaciya» (YUKOS) pod rukovodstvom professora, d-ra ped. nauk. A. S. Prutchenkova [All-Russian youth program "New civilization" (YUKOS) under the guidance of professor, Dr. (Pedagogy) A. S. Prutchenkov]. 12 p. (In Russian)
6. Prutchenkov A. S. Teoriya i praktika igrovoj tekhnologii ekonomicheskogo vospitaniya shkol'nikov [Theory and practice of game technology of economic education of schoolchildren]. Moscow, IRA RAO Publ., 1998. 36 p. (In Russian)
7. Tetersky S. V. Vospitanie aktivnosti i inicia-tivnosti detej i molodezhi [Education of activity and initiative of children and youth]. Tambov, Fakultet Publ., 2004. 320 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Siyadat Z. Zakaryaeva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Sariyat A. Alieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Elmira A. Abdulatipova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy and Psychology of Primary Education, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Литература
References
Аталаева Ника-Патимат Гаджиевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра романо-германских и восточных языков и методики преподавания, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail:
Принята в печать 05.05.2019 г.
Nika-Patimat G. Atalaeva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Romano-Germanic and Oriental Languages and Teaching Methodology, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Received 05.05.2019.
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.01
DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-104-108
Формирование нравственных ценностей студентов медицинского колледжа в процессе изучения английского языка
© 2019 Караханова Г. А. 1 Агамова О. Д. 1 2
1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Национальный исследовательский ядерный университет, Москва, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть формирование нравственных ценностей студентов медицинского колледжа в процессе освоения дисциплины «Английский язык» с помощью использования информационно-технических и мультимедийных средств обучения на базе дополнительного нравственно-ориентированного материала. Методы. Анализ, обобщение, наблюдение, педагогический эксперимент. Результат. Использование информационно-технических и мультимедийных средств обучения и дополнительного нравственно-ориентированного материала при изучении английского языка способствует формированию нравственных ценностей студентов медицинского колледжа. Вывод. Предложенная технология, с использованием информационно-технических и мультимедийных средств обучения с включением дополнительного нравственно-ориентированного материала в процессе обучения английскому языку способствует формированию нравственных ценностей у студентов медицинского колледжа.
Ключевые слова: нравственные ценности, информационно-технические и мультимедийные средства обучения, процесс обучения английскому языку.
Формат цитирования: Караханова Г. А., Агамова О. Д. Формирование нравственных ценностей студентов медицинского колледжа в процессе изучения английского языка // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 104-108. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-104-108_
Formation of Medical College Students' Moral Values in the Process of English Language Learning
© 2019 Galina A. Karakhanova 1, Oksana D. Agamova 1 2
1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachakal, Russia; e-mail: [email protected] 2 National Nuclear Research University, Moscow, Russia; e-mail: [email protected]