Научная статья на тему 'Основные требования и научно-методические рекомендации к организации процесса воспитания социальной инициативности и активности старшеклассников'

Основные требования и научно-методические рекомендации к организации процесса воспитания социальной инициативности и активности старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ / СЛУЖЕНИЕ НА БЛАГО РОДИНЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ И СОЗНАНИЯ / МОДЕЛЬ СЛУЖЕНИЯ СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ И НА БЛАГО ЛЮДЕЙ / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И КОЛЛЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Сарият Адзиевна, Алиева Сабият Тагировна, Закарьяева Сиядат Зияудиновна, Раджабова Раиса Валиевна

Целью данного исследования является разработка теоретических основ и научно-методических рекомендаций, обеспечивающих процесс актуализации социальной инициативности и активности старшеклассников для повышения качества учебно-воспитательной деятельности учителей, классных руководителей, педагогов учреждений дополнительного образования и социальных педагогов по формированию патриота гражданина и социально значимых качеств личности школьника. Методы. Теоретические методы познания: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение, обобщение, дедукция, индукция, моделирование; эмпирические методы: наблюдение, опрос, срезы, тесты, эксперимент. Результат. Рекомендованные в исследовании детские объединения и коллективы как эффективный общественный институт представляет собой идеальную модель служения своему Отечеству и на благо людей, в основе которого лежат общечеловеческие ценности вера, любовь, совесть, надежда, ответственность, милосердие, добро, желание прийти на помощь и др. Выводы. Результаты научного исследования свидетельствуют о том, что детские коллективы социальной активности и социальных инициатив, являются наиболее эффективной формой патриотического воспитания и формирования патриотических чувств и сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева Сарият Адзиевна, Алиева Сабият Тагировна, Закарьяева Сиядат Зияудиновна, Раджабова Раиса Валиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные требования и научно-методические рекомендации к организации процесса воспитания социальной инициативности и активности старшеклассников»

3. Смышляев А. А. Неудахина Н. А. Интерактивная доска как средство реализации информационных технологий // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6. С. 159-163.

1. Babaylova E. S., Gustova S. B. Metodiches-kie aspekty primeneniya interaktivnoy doski v na-chal'noy shkole: plyusy i minusy [Methodical aspects of interactive board using in the primary school: the pros and cons]. Pp. 92-94. URL: http://www.ict.edu.ru/vconf/files/10834.doc 2010 (accessed: 11.09.2016)

2. Krylova I. A, Chekhy I. I. Ispol'zovanie interaktivnoy doski i modul'no-reytingovoy tekhnologii v uchebno-vospitatel'nom protsesse. Festival' peda-gogicheskikh idey «Otkroy sebya» [Using the interactive board and the module-rating technology in

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Абдулхалимова Мадина Ахмедовна,

аспирант, лаборант кафедры информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Научный руководитель: Сурхаев Магомед Абдулаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры ИКТ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 16.11.2016 г.

4. URL: http://cleverplus.ru/shop/CID_1258. html? v [3411]=10867 (дата обращения: 11.09. 2016)

5. URL: http://www.kns.ru/interaktivnie-doski/ catalog.html (дата обращения: 11.09.2016)

the educational process. «Open yourself» festival of pedagogical ideas]. Yaroslavl, 2009. Pp. 124125. (In Russian)

3. Smyshlyaev A. A Neudakhina N. A. Interactive board as a means of implementation of information technologies. Mir nauki, kul'tury, obra-zovaniya [The World of Science, Culture, Education]. 2010. No. 6. Pp. 159-163. (In Russian)

4. URL: http: // cleverplus.ru/shop/CID_1258. html?v[3411]=10867 (accessed: 11.09.2016)

5. URL: http://www.kns.ru/interaktivnie-doski/ catalog.html (accessed: 11.09.2016)

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Madina A. Abdulkhalimova, postgraduate, laboratory assistant, the chair of Information and Communication Technologies (ICT), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Research advisor: Magomed A. Surkhaev, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of ICT, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Received 16.11.2016.

References

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

Основные требования и научно-методические рекомендации к организации процесса воспитания социальной инициативности и активности

старшеклассников

© 2017 Алиева С. А., Алиева С. Т., Закарьяева С. З., Раджабова Р. В.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]; pedagogika.dgpu2mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью данного исследования является разработка теоретических основ и научно-методических рекомендаций, обеспечивающих процесс актуализации социальной инициативности и активности старшеклассников для повышения качества учебно-воспитательной деятельности учителей, классных руководителей, педагогов учреждений дополнительного образования и социальных педагогов по формированию патриота - гражданина и социально значимых качеств личности школьника. Мето-

ды. Теоретические методы познания: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение, обобщение, дедукция, индукция, моделирование; эмпирические методы: наблюдение, опрос, срезы, тесты, эксперимент. Результат. Рекомендованные в исследовании детские объединения и коллективы как эффективный общественный институт представляет собой идеальную модель служения своему Отечеству и на благо людей, в основе которого лежат общечеловеческие ценности - вера, любовь, совесть, надежда, ответственность, милосердие, добро, желание прийти на помощь и др. Выводы. Результаты научного исследования свидетельствуют о том, что детские коллективы социальной активности и социальных инициатив, являются наиболее эффективной формой патриотического воспитания и формирования патриотических чувств и сознания.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, социально-значимые качества, социальная инициативность и активность, служение на благо Родины, формирование патриотических чувств и сознания, модель служения своему Отечеству и на благо людей, старший школьный возраст, детские объединения и коллективы.

Формат цитирования: Алиева С. А., Алиева С. Т., Закарьяева С. З., Раджабова Р. В. Основные требования и научно-методические рекомендации к организации процесса воспитания социальной инициативности и активности старшеклассников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 1. С. 34-42.

Basic Requirements and Scientific Methodological Recommendations for Process Organization of Senior Schoolchildren's Activity and Social

Initiative Education

© 2017 Sariyat A. Alieva, Sabiyat T. Alieva, Siyadat Z. Zakaryaeva, Raisa V. Radzhabova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]; pedagogika.dgpu2mail.ru

ABSTRACT. Aim. The aim of this article is to develop the theoretical foundations and scientific-methodological recommendations, which provide the process of actualization of senior schoolchildren's social initiative and activity for quality improvement of teachers, form masters, teachers of additional education institutes and social teachers' education activity on formation of patriot - citizen and pupil personality's socially important qualities. Methods. Theoretical methods of cognition: analysis, synthesis, abstraction, concretization, comparison, generalization, deduction, induction, simulation; empirical methods: observation, survey, sections, tests, experiment. Result. Recommended children's associations and groups as an effective public institution is an ideal model of service to his country and for the benefit of people, which is based on human values - faith, love, conscience, hope, responsibility, compassion, kindness, desire to help etc. Conclusions. The results of this study indicate that children groups of social activity and social initiatives are the most effective form of patriotic education and formation of patriotic feelings and consciousness.

Keywords: patriotic education, socially important qualities, social initiative and activity; service to the Motherland, the formation of patriotic feelings and consciousness, the model of service to his country and for the benefit of people, senior school age, children's groups and collectives.

For citation: Alieva S. A., Alieva S. T., Zakaryaeva S. Z., Radzhabova R. V. Basic Requirements and Scientific Methodological Recommendations for Process Organization of Senior Schoolchildren's Activity and Social Initiative Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 1. Pp. 34-42. (In Russian)

Введение

На современном этапе развития нашего общества патриотическое воспитание находится под пристальным вниманием Российского правительства.

В федеральной государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.» среди основных задач, выдвинутых на современном этапе являются:

- создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания, которое включает в себя: формирование у граждан, в том числе детей и молодежи, активной гражданской позиции, чувства сопричастности к процессам, происходящим в стране, истории и культуре народов России путем вовлечения их в волонтерскую практику; развитие системы взаимодействия между волонтерскими организациями, государственными учреждениями и органами исполнительной власти; внедрение единых регламентов работы волонтерских организаций в деятельность государственных и муниципальных организаций [6].

Первостепенной категорией при разработке экспериментальных образовательных проектов и программ, ориентированных на активизацию процесса патриотического воспитания в условиях социокультурной активности, должно, вероятно, стать самоопределение, индивидуализация, самореализация и самовыражение личности старшеклассника [7].

В повышении качества учебно-воспитательной работы по формированию патриота-гражданина и воспитанию социальной инициативности и активности у старшеклассников большую роль играет личностный и профессиональный рост учителей, классных руководителей, социальных педагогов, педагогов учреждений дополнительного образования, управления, администрации, т. е. тех, на ком сосредоточена целенаправленная деятельность педагогического коллектива.

С целью повышения качества учебно-воспитательной деятельности по формированию социально-значимых качеств у школьников, нами представлен проект, обеспечивающий процесс актуализации социальной инициативности и активности старшеклассников. Этот проект представляет собой идеальную модель служения своему Отечеству и на благо людей.

Результаты и их обсуждение

Созданная нами программа, обеспечивающая процесс актуализации социальной инициативности и активности школьников, осуществлялась с учетом ведущих видов деятельности старших школьников и их возрастных особенностей. В рекомендациях учителям, воспитателям и педагогам при организации социально значимой дея-

тельности содержатся требования учета возрастных особенностей. Юношеский возраст - период завершения физического и психологического созревания, социальной готовности к общественно-полезному труду и гражданской ответственности. Юноши и девушки способны к целостной нравственно-эстетической оценке человека в единстве их духовной и внешней физической красоты. Их ведущая потребность заключается в настойчивом стремлении найти, определить свое место в жизни, в реальных общественных отношениях. Духовная потребность юного человека в самосовершенствовании проявляется как состояние души, как настойчивое желание, стремление к идеалу, стимулирующее практическую деятельность, приводящее в состояние активного действия весь организм. В этих условиях юноши и девушки стремятся к социальному творчеству, проявляют сознательность и обогащают себя социально-ценными переживаниями, чувствами, привычками, способами регулирования поведения. Главный путь формирования социально значимых качеств и потребностей - это включение старшеклассников в реальную общественную, нравственно-окрашенную деятельность служения Отечеству.

Вместе с тем, в рекомендациях содержатся требования доступного понимания, очевидности общественного характера социально инициативной деятельности, её конкретности, предполагающей непосредственное практическое употребление, то есть то, что может быть сейчас приложено к жизни, что объяснит имеющий непосредственное жизненное значение факт.

Юноши и девушки в проявлении инициативы ориентировались на авторитет референтной группы, избегали осуждения с ее стороны и возникновения чувства вины, за невыполнение обязательств перед нею. В сопоставлении с начальной и средней школой, на старшей ступени развития возникает большое количество объединений как позитивной, так и негативной направленности.

Принимая на себя новую роль - инициатора, разработчика, организатора проектной деятельности, старшие школьники открывали у себя наличие особых переживаний, осмысленно ориентировались в них, благодаря чему у них возникало новое отношение к самому себе, развивалось вооб-

ражение, формировалась ориентация на общий смысл и характер человеческих отношений, появлялось желание проявлять инициативу и быть востребованным, эффективно включиться в коллективную инициативную деятельность. В рекомендациях для педагогов особое внимание было уделено: формированию у старших школьников стремления к общественно полезной и общественно оцениваемой деятельности, компенсации информационной и учебной перегрузки, организации психологического и физиологического отдыха -условиям, способствующим позитивным изменениям мотивационной и смысло-жизненной сфер старшеклассников. При педагогически грамотно организованной поддержки социальных инициатив на этой ступени продолжает формироваться система ценностей и установок инициативного поведения старшеклассника, позволяющая реализовывать самостоятельные социальные инициативы, уважать закон, право, права других людей, нести ответственность перед обществом. В рекомендациях педагогам было предложено перейти из позиции «начальник» в позицию «консультант».

Основная педагогическая задача поддержки социальных инициатив на этом этапе - совершенствование готовности, умения планировать социально значимую деятельность, способности к проективной деятельности, строить индивидуальную и коллективную общественно полезную деятельность во благо Родины.

Воспитание социальной инициативности детей и молодежи предполагает подготовку сознательного гражданина, со школьной скамьи эффективно участвующего в общественном процессе на благо Родины. Несомненно, что социальную активность и инициативность молодых людей можно воспитать через деятельностное освоение явлений социальной среды, когда он самостоятельно участвует в социальном проектировании, реализации социальных проектов, проявляет социальные инициативы, связанные с изменением себя и окружающей действительности.

Социально значимая деятельность организуется с целью:

а) удовлетворения духовно-нравствен -ных потребностей;

б) формировать желание защитить социально незащищенное население;

в) ассоциировать и объединить усилия молодых людей для решения социальных проблем, для появления новых идей и т. д.

Для социально значимой деятельности, в которой задействованы молодые люди, характерны, прежде всего, одухотворенность, некоммерческий характер этой деятельности, самоуправление, отчетность и приоритет горизонтальных отношений, желание безвозмездно помочь людям. Результаты научного исследования свидетельствуют о том, что детские коллективы социальной активности и социальных инициатив, являются наиболее эффективной формой патриотического воспитания и формирования патриотических чувств. Выделенные в ряде работ [1] механизмы функционирования детских общественных объединений, мы рекомендовали учитывать практикам (учителям, воспитателям, педагогам детских учреждений) в организации социально значимой деятельности детей, направленной на улучшение окружающей среды и самого себя. Механизм функционирования детской общественной организации в указанных работах представлен с двух позиций: внутренней, направленной на процесс самовоспитания и самосовершенствования личности, и внешней, направленной на формирование коллективной нравственности, сплочения, взаимозависимости, взаимоответственности группы.

Внутренняя направленность инициативной группы, объединенной для реализации социальной инициативы, рассматривается с психологической позиции, предоставляющей возможность ее членам систематически, целенаправленно разрешить свои духовно-нравственные потребности (исправлять, скорректировать поведение, самоутверждение личности, регулировать чувства, мысли, взаимоотношения) [2]. С данных позиций реализация социального проекта осуществляется тогда, когда детьми осознается и высказывается проблема, имеющая общественное, социальное значение. Для этой цели в ходе опытно-экспериментальной работы решалась задача обучения детей-активистов выражению, формулированию социально актуальных проблем. На тренингах, педагоги совместно с детьми, технологическим способом раскладывали проблему до элементарных составляющих, чтобы затем собрать из них нечто целое. Пример - эле-

мент деловой игры, где дети сами называют наиболее актуальные для их территории проблемы.

Например, называют типичную проблему - «Загрязнение родного города в летний период». Учитель начинает задавать уточняющие вопросы: «Почему город в летний период выглядит особенно грязным?» (Потому что наш город - курортный, много приезжих, продается много освежающих напитков и мороженного, а поэтому много отходов, не хватает технических работников). «Как можно помочь городу в летний период?» (Взять на себя отдельный участок, например городской пляж; написать объявления о том, что «Мусорная урна рядом!»; самому соблюдать чистоту, не сорить). «Было ли так, что ты сам или твои товарищи пришли на пляж и оставили после себя мусор?» (Было, и не раз). Таким образом, настоящая проблема - не в отсутствии технических работников, а в самой личности, ее ответственности перед собой и обществом. (То есть, каждый пришедший на пляж должен помнить о том, что после него приходят другие люди, желающие отдыхать на чистом песке). Такая постановка проблемы, несомненно, имеет как личностное, так и общественное значение, а общественно-полезная, социально значимая деятельность является элементом как трудовой, так и воспитательной деятельности. Приведенный тренинг определения проблемы служит и в профилактических целях.

Во временном коллективе-группе, реализующем социальное действие, дети видели непосредственные результаты своей деятельности, что положительно влияло на активность личности, ее самочувствие. Задействованные в исследовании дети и молодые люди привносили в коллектив свой опыт общественно-полезного труда, что способствовало возникновению новых отношений, связей. Результативность инициативной группы и временного коллектива характеризуются высоким ритмом жизни, что иногда может привести к психологическому напряжению, поэтому в разработанных рекомендациях мы предлагали иногда сменять вид деятельности или территорию, где осуществляли свои проекты коллективы. В инициативной группе была выработана и признана общая модель поведения, которая являлась нормой и которой должны были подчиняться все чле-

ны группы. Особенности временного коллектива - это легкое общение, креативный подход к делу, заинтересованность в результатах труда. В нашем исследовании мы сделали попытку систематизировать психолого-педагогические и социальные причины желания детей к общему объединению. Социальные причины к объединению: социальная несправедливость; кризис курортного города, особенно в летнее время, и расширение сферы доступных для старших школьников социальных ролей; кризис семьи и общества; кризис отношений власти и неимущих слоев населения, социально незащищенных; стремление молодых людей к жизненному самоопределению и желание сделать что-то полезное наравне со взрослыми и т. д. Психолого-педагогические причины: необходимость переживания чувства полезности, нужности и востребованности; получение новой информации и навыков общения; возникновение у старшего школьного возраста нового уровня притязаний, объясняемого чувством взрослости; потребности в переживании детьми своей общности со сверстниками; общегрупповой солидарности; закрепление самоуважения; эмоциональное единение с группой т. д. Вместе с тем, инициативная группа не позволяет возникновению конкуренции, потому что, во-первых, каждый участник социального проекта имеет индивидуальное задание, выполнив которое помогает остальным, пытается его поддержать; во- вторых, коллективная работа над общим заданием делает вклад каждого участника равноценным с вкладом другого товарища. Таким образом, совместная деятельность, общее дело создает организованное дружное сообщество, где каждый его член имеет свой вес и значение.

Выявление внешних механизмов, связанных с организацией детского объединения, позволило ответить на вопросы: в чем преимущество детского объединения, ориентированного на социально значимую деятельность? Какова логика ее организации? Каковы характеристики сложившейся организации? В рамках рекомендаций практическим работникам в деле организации детского объединения мы обращали внимание на то, что данное объединение должно выполнять три функции: а) деятельность данного детского объединения должна быть социально и нравственно мо-

тивированной; б) объединение не может быть создано для того, чтобы просто развлекать детей, оно должно приносить конкретную помощь своей школе, городу, району, стране; в) объединение детское не должно носить «характер бюрократической системы с четко определенными границами, иерархической подчиненностью и закрепленными полномочиями» [3]. Оно должно быть работоспособным и структура должна определяться потребностями социальной группы и социума.

Таким образом, анализ теоретических и накопленных практических знаний дал возможность определить проблемы детского объединения, ориентированного на социально значимую деятельность:

- коллективные проблемы выступают как существенный канал получения информации и возможность объединения по интересам, убеждению;

- личностные проблемы: выработка необходимых коммуникативных качеств, поскольку отношения между членами строятся на равноправных началах;

- реализация жизненного самоопределения;

- вхождение в мир взрослых, ощущение значимости и полезности;

- реальный потенциал и возможность постижения социальных ролей, которые гораздо ускоряют социальную и психологическую самоидентификацию;

- проблемы группового взаимодействия: способствуют приобретению в процессе межличностных отношений и совместной деятельности опыта социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с общественными;

- направленные на государство: формирует гражданскую позицию; духовно-нравственную культуру, осуществляет социальную адаптацию членов детского объединения; заинтересовывают своих членов на общественно полезную, социальную и нравственную деятельность, на благо общества и государства;

- направленные на общество: укрепляют осознание сопричастности к семье, школьной жизни, городу, государству.

Детские объединения и коллективы как эффективный общественный институт представляют собой идеальную модель служения своему Отечеству и на благо людей, в основе которого лежат общечелове-

ческие ценности - вера, любовь, совесть, надежда, ответственность, милосердие, доброта, желание прийти на помощь слабым и др. Для распространения опыта умения привлекать и организовывать школьников для проектирования и реализации социально значимой деятельности, мы разработали следующую схему или последовательные шаги:

1 шаг - собственный анализ старшеклассником социальной ситуации, выявление личных потребностей в том или другом виде социальной деятельности на благо Родины;

2 шаг - поиск социально значимых дел и проектов;

3 шаг - проектирование идеальной модели исполнения проекта (деятельности);

4 шаг - самостоятельная разработка проекта, уже знакомого опыта или развитие и поиск новых форм;

5 шаг - осмысление механизмов реализации социальной деятельности;

6 шаг - обсуждение результатов социальной деятельности;

7 шаг - обоснование перспективы развития социально значимой деятельности во благо Родины.

Для более эффективной реализации социальной деятельности старшеклассников-волонтеров, в ходе научного исследования была разработана и успешно реализована договорная система отношений между школами и социальными институтами. Присутствие письменного договора служит гарантией того, что со временем в школе, районе, городе, республике поддержка социальной деятельности и социальных проектов не станет эпизодической акцией, а будет последовательной и систематической. Договор между социальными институтами (школа, учреждения дополнительного образования, семья, общественные организации и фонды поддержки социальных инициатив) включает в себя следующие основные разделы: описание и показ (если надо схематический) социальной инициативы и план-проспект социального проекта; проведение консультаций и предварительные беседы; сроки выполнения социальной инициативы; предоставление отчета. Кроме этого в методических рекомендациях раскрывались требования ответственности каждой из сторон социального договора и рекомендации по подбору волонтеров-добровольцев и

наставников и т. д. Важно отметить, что в детском объединении действия участников рассматриваются только как добровольные, исключающие принуждение, действующие на основе самоуправления.

В рекомендациях по организации добровольной, социально значимой деятельности во благо государства было замечено, что в «правильно организованном самоуправлении старшие наставники становятся старшими союзниками, авторитет которых признается. Поэтому создаваемые в стенах образовательного учреждения общественные организации должны решать те несложные вопросы, которые соответствуют реальной детской жизни, могут быть осилены ими самостоятельно и в которых будет социально закаляться личность» [4]. Известно, что самоуправление зиждется на сознательной дисциплине, сущность которой раскрывается также в рекомендациях соотносительно старшего школьного возраста. Организуя социально значимую деятельность, при общении юношей и девушек, следует опираться на укрепляющееся чувство ответственности, коллективной и личностной чести, справедливости, непримиримости ко лжи, обману. Все эти чувства, внутренние стимулы приводятся в действие и становятся эффективными средствами воспитания сознательной дисциплины тогда, когда молодежь активно вовлекается в реальную жизнь школы, улицы, города, страны. В этих условиях у ребят возникает глубокое осознание важности ответственности, формируется дисциплинированность как морально-гражданское качество личности. Сознательная дисциплина представляет собой организационное воплощение нравственного духовного богатства молодого человека. Именно она позволяет молодым людям добиваться успехов за качественные перемены в обществе, за обновление всех сторон жизни нашего государства. Детский коллектив или объединение для реализации социально значимой деятельности является истинным средоточием жизни, а не местом подготовки к жизни. Социально значимая деятельность на благо людей позволяет создать атмосферу, необходимую для эффективного обучения, основанную на взаимном доверии и уважении, где каждый представляет общие цели и считается главным участником инициативной деятельности. Вместе с тем созна-

тельная дисциплина решает проблемы самой молодежи, позволяя личности, расти и развиваться.

Выводы

В результате анализа был сделан вывод, что уяснение старшеклассниками понятия «приносить пользу людям, государству» не должно рассматриваться как эпизодичная акция, а должно быть долговременной целью. «Дети поступают так, а не иначе не потому, что это предписывает их индивидуальный долг, а потому, что так поступают все, так поступают взрослые, что это как бы установлено природой» [5].

По этой причине в ходе исследования был актуализирован авторитет взрослого, являющийся переходной ступенью между внешней силой, которой подчинен ребенок, и свободным подчинением внутреннему закону долга. Педагогически грамотно организованная общественная деятельность воспитывает в человеке способность отстаивать собственное мнение.

В разработанных рекомендациях акцентируется внимание на том, что социально значимая деятельность должна быть организована так, чтобы воспитывать любовь к людям, милосердие, потребность в безвозмездной помощи. Правила поведения, которые устанавливает лидер социального проекта, должны быть оправданы условиями совместной работы. Тогда они будут понятны молодым людям в своих мотивах («это мною поставленная цель») и не будут вызывать естественного для молодости возмущения. Вместе с тем, правила должны одинаково распространяться на всех участников социально значимой деятельности - как на детей, так и на взрослых.

Признание взрослым своей ошибки в нарушении общих правил только укрепляет его авторитет. В добровольческой деятельности должна присутствовать атмосфера справедливости, когда все имеют равные права и обязанности, следуют им неукоснительно. Пользуясь специальными методами (убеждение, пример, коллективная перспектива, самоуправление, игра и т. д.) педагог прибегает к прямому воздействию на сознание, волю, чувства детей, стимулирует или тормозит их деятельность, отношения, взаимодействия. Одним из методов воздействия на сознание ребенка является метод примера, представляющий собой способ воздействия, перерастающий в самовоздействие в результате усвоения ребенком нравственного привлекательного идеала или образца.

В течение многих лет мы проводили опрос среди старшеклассников на предмет

их духовной близости с окружающими людьми. 10 % старшеклассников ответили, что на их поведение оказывают сильное влияние герои фильмов-блокбастеров; артисты и поп-звезды - 14 %. Всего лишь 9 % - для них образцом являются их родители и более 67 % старшеклассников отметили, что больше всего им ближе по духу, служит для них идеалом и образцом поведения - их сверстники, и во многом они хотели бы быть похожими на них. Данное обстоятельство мы использовали для того, чтобы, с одной стороны, наши старшеклас-

1. Азимова Д. Х. Воспитание у старших дошкольников эмоционально-положительного отношения к сверстникам. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Ташкент. 1971. 18 с.

2. Байберова Л. В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся. Автореф. дисс. док. ... пед. наук. Казань: Институт сферы социальных отношений РАО, 1955. 37 с.

3. Бочкин П. И. Социокультурное становление молодежи в динамично изменяющемся обществе. Автореф. дисс. док. философ. наук. М. : Московский городской союз автомобилистов. 2001. 47 с.

4. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М. : Миртс, 2002. 294 с.

5. Данилова М. В. Профессиональное самоопределение подростков в связи с интеллекту-

1. Azimova D. Kh. Vospitanie u starshikh doshkol'nikov ehmotsional'no-polozhitel'nogo otnosheniya k sverstnikam [The upbringing of senior preschool children positive emotional attitude to swerty-Kam]. Extended abstract of Ph. D. (Pedagogy) dissertation. Tashkent. 1971. 18 p. (In Russian)

2. Bajberova L. V. Pedagogicheskie osnovy regulirovaniya sotsial'nogo vzaimodejstviya v raznovozrastnykh gruppakh uchashhikhsya [Pedagogical bases of regulation of social interaction in mixed-age groups of students]. Extended abstract of Pedagogy Doctoral dissertation. Kazan, Institute of Social Relations Sphere Publ., 1995. 37 p. (In Russian)

3. Bochkin P. I. Sotsiokul'turnoe stanovlenie molodezhi v dinamichno izmenyayushhemsya obshhestve [Socio-cultural formation of young people in dinamically changing society]. Extended abstract of Philosophy Doctoral dissertation. Moscow, Moscow City Motorists Society Publ. 2001. 47 p. (In Russian)

4. Gazman O. S. Neklassicheskoe vospitanie: ot avtoritarnoj pedagogiki k pedagogike svobody

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сники больше узнали о социально значимой деятельности своих сверстников (опыт молодых людей, участвующих в социально значимой деятельности, приносящих пользу своей школе, району, государства) в других регионах России и за рубежом, подражая им, становились более активными в деле служения своей Родине; с другой стороны, разнообразная социально значимая деятельность служит положительным примером для наших старшеклассников, умножающих свой собственный опыт служения людям и своему Отечеству.

ально-личностными особенностями и социально-семейной ситуацией развития. Автореф. дис. ... канд. псих. наук. СПб., 2009. 21 с.

6. Караковский В. А. Стать человеком: общечеловеческие ценности - основы целостного учебно-воспитательного процесса. М. : Педагогика. 1983. 48 с.

7. Любинцева С. В. Индивидуализация воспитания в условиях детского оздоровительно-образовательного центра. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2015. 21 с.

8. Омбоева Н. А. Педагогические условия самореализации подростков в учебной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 2002. 211 с.

9. Постановление правительства «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг. от 30 декабря 2015». № 1493.

[Non-classical education: from authoritarian pedagogy pedagogy of freedom]. Moscow, Mirts Publ., 2002. 294 p. (In Russian)

5. Danilova M. V. Professional'noe samoopre delenie podrostkov v svyazi s intellektual'no-lichnostnymi osobennostyami i sotsial'no-semejnoj situatsiej razvitiya [Professional self-determination of teenagers in connection with the intellectual-personal characteristics and socio-family situation development]. Extended abstract of Ph. D. (Psychology) dissertation. Saint Petersburg, 2009. 21 p. (In Russian)

6. Karakovskij V. A. Stat' chelovekom: ob-shhechelovecheskie tsennosti - osnovy tse-lostnogo uchebno-vospitatel'nogo protsessa [Becoming human: human values - the basis of the integral educational process]. Moscow, Pedagogi-ka Publ., 1983. 48 p. (In Russian)

7. Lyubintseva S. V. Individualizatsiya vospitani-ya v usloviyakh detskogo ozdorovitel'no-obrazovatel'nogo tsentra [Individualisation of education in conditions of children's health and education center]. Extended abstract of Ph. D. (Pedagogy) dissertation. Moscow, 2015. 21 p. (In Russian)

Литература

References

8. Omboeva N. А. Pedagogicheskie usloviya samorealizatsii podrostkov v uchebnoj deyatel'nosti [Pedagogical conditions of self-realization and under-shoots in the educational activities]. Dissertation of Ph. D. (Pedagogy). Volgograd, 2002. 211 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Алиева Сарият Адзиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Алиева Сабият Тагировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Закарьяева Сиядат Зияудиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Раджабова Раиса Валиевна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 15.02.2017г.

9. Postanovlenie pravitel'stva «O gosudarstvennoy programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan RF na 2016-2020gg.» ot 30 dekabrya 2015 [Government resolution "On state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020 from December 30 2015". No. 1493. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Sariyat A. Alieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Sabiyat T. Alieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Siyadat Z. Zakaryaeva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Raisa V. Radzhabova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; email: [email protected]

Received 15.02.2017.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

Педагогические условия организации игровой деятельности как средства нравственного воспитания юных спортсменов

© 2017 Гаджиев О. М.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Разработать педагогические условия организации игровой деятельности в системе подготовки юных спортсменов как средство развития нравственных и физических качеств. Методы. Анализ теоретической и педагогической литературы, метод наблюдения и экспериментальный метод. Результат. Аналитический обзор литературы показал, что использование подвижных и спортивных игр способствует развитию физических и нравственных качеств, повышению физической подготовленности и работоспособности юных спортсменов. Вывод. Подвижные и спортивные игры, а также игры-эстафеты при создании адекватных педагогических условий способствуют в своей совокупности физическому развитию всего организма. Они также являются средством нравственного, умственного и эстетического воспитания.

Ключевые слова: педагогические условия, нравственное воспитание, подвижные игры, спортивные игры, игры-эстафеты, юные спортсмены, физическая подготовка, физическая работоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.