Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КУЛЬТУРА / PROJECT ACTIVITIES / HEALTH AND SAFETY / HEALTHFUL LIFESTYLE / CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аджиева Марьям Магомедовна, Астарханова Нурият Раджабовна

Цель статьи - выделить аспекты формирования культуры здорового образа жизни в сфере безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф. Методы. Теоретический, эмпирический (наблюдение). Вывод. Проектная деятельность студентов в сфере здоровья и безопасности жизнедеятельности является эффективной формой формирования культуры здорового образа жизни в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аджиева Марьям Магомедовна, Астарханова Нурият Раджабовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ PROJECT ACTIVITIES AS A BASIS OF HEALTHFUL LIFESTYLE CULTURE FORMATION IN THE FIELD OF HEALTH AND SAFETY AND EMERGENCY MEDICINE

The aim of the article is to choose the aspects of healthful lifestyle culture formation. Methods. Theoretical, empirical (observation). Conclusion. Students’ project activities in the field of health and safety and emergency medicine is the effective form of the formation of healthful lifestyle culture in the youth environment.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ»

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ

Материалы IX Международной научно-практической конференции «Воспитание российского патриотизма, гражданственности и веротерпимости учащейся молодежи: проблемы и перспективы развития»

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-75-79

Проектная деятельность студентов как основа формирования культуры здорового образа жизни в сфере безопасности жизнедеятельности

и медицины катастроф

© 2019 Аджиева М. М. 1 Астарханова Н. Р. 2

1 Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель статьи - выделить аспекты формирования культуры здорового образа жизни в сфере безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф. Методы. Теоретический, эмпирический (наблюдение). Вывод. Проектная деятельность студентов в сфере здоровья и безопасности жизнедеятельности является эффективной формой формирования культуры здорового образа жизни в молодежной среде.

Ключевые слова: проектная деятельность, безопасность жизнедеятельности, здоровый образ жизни, культура.

Формат цитирования: Аджиева М. М., Астарханова Н. Р. Проектная деятельность студентов как основа формирования культуры здорового образа жизни в сфере безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 75-79. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-75-79

Students' Project Activities as a Basis of Healthful Lifestyle Culture Formation in the Field of Health and Safety and Emergency Medicine

© 2019 Mariyam M. Adzhieva 1, Nuriyat R. Astarkhanova 2

1 Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] 2 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019

ABSTRACT. The aim of the article is to choose the aspects of healthful lifestyle culture formation. Methods. Theoretical, empirical (observation). Conclusion. Students' project activities in the field of health and safety and emergency medicine is the effective form of the formation of healthful lifestyle culture in the youth environment.

Keywords: project activities, health and safety, healthful lifestyle, culture.

For citation: Adzhieva M. M., Astarkhanova N. R. Students' Project Activities as a Basis of Healthful Lifestyle Culture Formation in the Field of Health and Safety and Emergency Medicine. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 75-79. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-75-79 (In Russian)_

Введение

Самым актуальным направлением современного образования в Дагестанских вузах на сегодняшний день является организация проектной (проектно-инновационной, проектно-исследовательской) деятельности студентов в сфере безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф.

Участие студентов в различных видах проектирования в области педагогики и медицины развивает исследовательские и творческие возможности обучающихся: способность определять и идти к цели, умение пользоваться информацией, формирует культуру здорового образа жизни. Учебно-проектная работа сочетает различные подходы деятельности: проектный и научно-исследовательский. Как правило, подходы различны и определены задачами работы, так как главное в проекте - это достижение ведущего замысла проекта. Педагоги указывают на важность выводов научно-проектной деятельности студентов, имеющих объективные индивидуальные и связепологающие особенности.

Цель статьи - проанализировать и выделить аспекты формирования культуры здорового образа жизни в сфере безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф.

Методы - теоретический, эмпирический (наблюдение).

Результаты

Значимость этой работы определяется тем, что в ней формируется группа важных умений и навыков студентов.

Участие студентов направления безопасности жизнедеятельности Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ) и Дагестанского государственного медицинского университета (ДГМУ) в различных видах научно-исследовательской работы формируют у будущих педагогов и врачей активность в работе, стремление к здоровому образу жизни, умение искать нужную информацию, важную для решения насущных задач; использовать информационно-коммуникационные технологии; развива-

ют умение пользоваться глобальными компьютерными сетями, а также работать в группе. Разнообразная работа студентов над научными проектами включает определение актуальности работы, формулировку ее целей, выводов определение объекта и различных методов исследования, а также структурирование и статистическую обработку результатов исследования. В научную деятельность, связанную с исследовательским проектом, входит тематика выделения одной проблемы и различных задач работы, определение авторской гипотезы, анализ научных статей, поиск решения задач, оформление научного доклада итогов исследования. По безопасности жизнедеятельности и медицине катастроф есть различные возможности работать над проектами куда может включаться целая группа студентов.

Различные темы научных работ по культуре этнического здорового образа жизни дагестанцев связана с исследованиями в области народной педагогики и народной медицины. По современному определению Всемирной организации здравоохранения здоровье нации - это состояние полного физического социального благополучия населения.

Как правило выполняются научные студенческие проекты по созданию учебно-методических пособий, электронных образовательных ресурсов, используемых в педагогической деятельности [2].

Занимаются научно-исследовательской деятельностью студенты медицинских и педагогических вузов с первого курса, набираясь опыта, поскольку проектная деятельность является одним из условий формирования культуры здорового образа в профессиях учителя и врача, которые приобретаются обучающимися в ДГПУ и ДГМУ.

Сегодня мы можем наблюдать весомые изменения в дагестанском обществе, которые предъявляют новые требования как молодежи, так и исследователям. Умение творчески мыслить и принимать решения. Педагогические задачи по формированию

этих качеств возлагаются на вузовское образование.

Именно в вузе закладываются основы развития творческой личности. Можно наблюдать, что методическая работа по организации различных научных форумов молодежи, связанная с формированием культуры здорового образа жизни, не прошла даром и доказала свою значимость по разным направлениям: «Актуальные проблемы обеспечения безопасности человека в современном мире», «Актуальные вопросы преподавания медицины катастроф в вузе», «Комплексная безопасность образовательного учреждения: качество, эффективность, перспективы». Современное состояние развития общества предъявляет высокие требования к формированию социально значимых качеств студентов, к культуре здорового образа жизни.

Научно-проектная деятельность - это взаимный процесс деятельности преподавателя и студентов по поиску решения научных проблем, в результате этого формируется авторская позиция к окружающему, также формируется научное мировоззрение.

Задачи проектной деятельности в области безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, следующие:

1) развитие познавательной, научно-экспериментальной деятельности;

2) определение условий для профориентации будущих педагогов и врачей;

3) развитие научных умений студентов;

4) определение научных исследовательских способностей и личностных качеств обучаемых;

5) профориентация студентов ДГПУ и ДГМУ.

В настоящее время исследовательская деятельность студентов это одна из форм научной деятельности учащихся, поэтому ее следует определять, как проблему развития их таланта к научной работе. Развитие студентов на основе включения творческой группы в различные дисциплины можно рассматривать как важную часть образовательного процесса в вузе.

Способности студентов к плодотворной научно-проектной работе развиваются в процессе их разнообразной учебной деятельности под наблюдением научного руководителя. Этот вид деятельности используется нами в рамках подготовки к научным конференциям студентов. Наши студенты как правило включаются в процесс научного самоопределения, повышают свой уровень как знатоки в сфере здо-

ровья, развиваются в процессе активной научной работы. Проектная деятельность по безопасности жизнедеятельности и медицине катастроф вызывает у студентов новые отношения к науке. Обеспечивает научную деятельность автора и научного руководителя. Научная деятельность позволяет совмещать знания о здоровом образе жизни. Научное исследование рассматривается как деятельность студентов, обеспечивающая создание качественно новых ценностей, важных для развития личности.

При этом научный руководитель задает условия научной работы проектной деятельности, благодаря которым у студента формируются внутренние мотивы для решения творческих задач. Все люди - изначально, по своей сущности - исследователи. Это качество у студентов научному руководителю необходимо выделить, развивать.

Проектная деятельность обучающихся это работа как индивидуальная, так и групповая. Вначале это проблемы научного характера, которые выполняют учащиеся в рамках своих научных тем. Успех исследовательской деятельности в сфере здоровья и безопасности жизнедеятельности студентов, как правило, обеспечивается рациональным планированием различных видов и форм исследовательских заданий, а также умелым руководством научного руководителя.

Раскрывая роль преподавателя в организации проектного исследования, отметим следующую систему его действий:

- умение провести проект на нужном уровне;

- умение вести групповые формы проведения исследований на практике;

- умение видеть проблемные ситуации в ходе реализации.

Научные руководители студенческого проекта выступают модераторами определенной, самостоятельной поисковой научной деятельности учащихся по получению исследовательских знаний, приобретению знаний в области умственной деятельности.

В процессе научной проектной деятельности учащиеся овладевают некоторыми исследовательскими навыками наблюдения, обобщения выводов и результатов.

Признаками студенческого проекта являются:

а) выделение научной проблемы и це-леполагания;

б) выполнение студентами ДГПУ и ДГМУ научной работы;

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019

в) направление исследования студенческой группы на получение новых для себя знаний.

Характерными признакам проекта являются:

1) изучение, выявление, установление неизвестного;

2) научное исследование всегда начинается с потребности у студентов узнавать новое;

3) самостоятельность студентов в процессе исследования;

4) реализация дидактических целей в процессе учебного исследования.

Вывод

Участвуя в учебном исследовании, студенты ДГПУ и ДГМУ обучаются исследовательской деятельности, ибо непосредственно занимаются этой деятельностью.

Проектная деятельность студентов в сфере здоровья и безопасности жизнедеятельности имеет свои характерные черты.

1. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. М., Вербум, 2011. 96 с.

2. Исаева Т. И. Формирование здорового образа жизни подростков народными оздоровительными средствами. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Махачкала, 2014. 22 с.

3. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта). Рига, 1995. 176 с.

1. Derekleeva N. I. Nauchno-issledovatel'skaya rabota v shkole [Scientific research work at school]. Moscow, Verbum Publ., 2011. 96 p. (In Russian)

2. Isaeva T. I. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni podrostkov narodnymi ozdorovitel'nymi sredstvami [Formation of a healthy lifestyle of teenagers by folk health improving means]. Extended Abstract of diss. ... Ph. D. (Pedagogy). Makhachkala, 2014. 22 p. (In Russian)

3. Klarin M. V. Innovacii v mirovoj pedagogike: obuchenie na osnove issledovaniya, igry i diskussii (analiz zarubezhnogo opyta) [Innovation in the global pedagogy: learning through research, games and discussions (analysis of foreign experience)]. Riga, 1995. 176 p. (In Russian)

4. Mityaeva A. M. Zdorov'esberegayushchie pedagogicheskie tekhnologii: uchebnoe posobie

Анализ исследовательских работ показал, что студентов интересуют самые разнообразные темы: курение, питание, стресс, влияние факторов среды на здоровье, наркомания, алкоголизм, нетрадиционная медицина и здоровый образ жизни.

Тематика исследовательских работ на научных конференциях включает в себя темы, посвященные профилактике вредных привычек, влиянию на здоровье вредных факторов, способам сохранения и укрепления здоровья человека.

Полученные знания о здоровом образе жизни позволяют выработать у студентов ДГПУ и ДГМУ более зрелое отношение к собственному здоровью. Таким образом, проектная деятельность студентов в сфере здоровья и безопасности жизнедеятельности является эффективной формой формирования культуры здорового образа жизни в молодежной среде.

4. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие для вузов. М. : Академия, 2015. 192 с.

5. Никоть Е. Н. Основы исследовательской деятельности: учебное пособие. Калининград, 2012. 420 с.

6. Панфилова А. П. Инновационные технологии, активное обучение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Академия, 2009. 234 с.

7. Русских Г. А. Развитие учебно-исследовательской деятельности // Дополнительное образование. 2001. № 7-8. С. 3-14.

dlya vuzov [Health saving pedagogical technologies: textbook for higher educational institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2015. 192 p. (In Russian)

5. Nikot E. N. Osnovy issledovatel'skoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie [Fundamentals of research: tutorial]. Kaliningrad, 2012. 420 p. (In Russian)

6. Panfilova A. P. Innovacionnye tekhnologii, aktivnoe obuchenie: uchebnoe posobie dlya stu-dentov vysshih uchebnyh zavedenij [Innovative technologies, active learning: a textbook for students of higher educational institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2009. 234 p. (In Russian)

7. Russkih G. A. Development of educational and research activities. Dopolnitel'noe obra-zovanie [Additional education]. 2001. No. 7-8. Pp. 3-14. (In Russian)

Литература

References

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Аджиева Марьям Магомедовна, ассистент, кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Астарханова Нурият Раджабовна, кандидат педагогичесих наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 05.05.2019 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Affiliations Mariyam M. Adzhieva, assistant lecturer, the chair of Life Safety and Emergency Medicine, Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Nuriyat R. Astarkhanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Received 05.05.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-79-84

Теоретико-методологические основы патриотического воспитания через актуализацию социальной активности

и инициативности старшеклассников

© 2019 Алиева С. А., Магомедова З. И., Закарьяева С. З., Чупанов А. Х.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected], [email protected],

[email protected], [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РЕЗЮМЕ. Целью данного исследования является выявление научно-методологических основ и, в соответствии с ними, разработка научно-методического обеспечения механизмов и технологий, стимулирующих эффективность патриотического воспитания, адекватных российским социально-историческим, культурным и общемировым тенденциям системы воспитания социальной инициативности и активности детей и молодежи. Методы. Теоретический анализ и синтез, моделирование, проектирование, анализ литературы, документов и продуктов деятельности, обобщение опыта и опытно-экспериментальная работа. Результат. На наш взгляд, анализ теоретических положений, а также научно-методическое обеспечение патриотического воспитания детей и молодежи при помощи развития социальной инициативности позволит создать эффективную и качественную систему патриотического воспитания. Вывод. Теоретико-методологические основы процесса патриотического воспитания через актуализацию социальной активности и инициативности способствуют формированию в России нового типа граждан - глубоко любящих свою Родину, самостоятельно и творчески мыслящих, социально активных и инициативных, ответственных за судьбу народа, Отечества и способных сделать Отечество процветающим.

Ключевые слова: воспитание патриотизма, молодежь, теоретико-методологические основы, патриотическое воспитание, старшеклассники, нравственные качества, социальная активность, инициативность, целостный подход, научно-методическое обеспечение, социальное взаимодействие.

Формат цитирования: Алиева С. А., Магомедова З. И., Закарьяева С. З., Чупанов А. Х. Теоретико-методологические основы процесса патриотического воспитания через актуализацию социальной активности и инициативности старшеклассников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 79-84. РО!: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-79-84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.