Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.01
DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-85-91
Этнопедагогика семьи в воспитании патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения
© 2019 Алиханова Р. А.
Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия; e-mail: [email protected]
"Любовь к Родине начинается с семьи"
Ф. Бекон
РЕЗЮМЕ. Цель исследования - рассмотреть проблему формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности в условиях современности, используя этнопедагогический опыт чеченского народа в семье во взаимодействии со школой. Методы. Анализ произведений фольклора, психолого-педагогической литературы, обобщение. Результат. Основу для формирования чувства патриотизма и гражданственности закладывает семья. Произведения фольклора, устного народного творчества каждого народа - это неоценимый источник для воспитания этих качеств; при умелом использовании в сочетании с педагогическими методами, приемами, средствами способны дать положительный результат. Вывод. Патриотизм, гражданственность, трудолюбие, уважительное отношение к человеческим правам и свободам, гуманность не только к ближнему, но и к окружающей природе, Родине, а самое главное, к истоку, началу каждого человека - к семье, - это главный принцип, на котором основывается политика государства в образовании на современном этапе.
Ключевые слова: отечество, патриотизм, гражданственность, устное народное творчество, подрастающее поколение.
Формат цитирования: Алиханова Р. А. Этнопедагогика семьи в воспитании патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 85-91. DOI: 10.31161/1995-06592019-13-2-85-91_
Family Ethnopedagogics in Education of Patriotism and Citizenship of the Teenagers
© 2019 Rovzat А. Alikhanova
Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia; e-mail: [email protected]
"Love for the Motherland begins with a family"
F. Bacon
ABSTRACT. The aim of the study is to consider the problem of forming teenagers' sense of patriotism and citizenship in modern conditions, using the ethnopedagogic experience of the Chechen people in the family in cooperation with school. Methods. Analysis of folklore, psychological and pedagogical literature, generalization. Result. The basis for the formation of a sense of patriotism and citizenship lays the family. Works of folklore, oral folk art of each nation is an invaluable source for the education of these qualities; with skillful use in combination with pedagogical methods, techniques, tools are able to give a positive result. Conclusion. Patriotism, citizenship, diligence, respect for human rights and freedoms, humanity not only to the neighbor, but also to the surrounding nature, the Homeland, and most importantly, to the source, the beginning of each person - to the family - is the main principle on which the state policy in education at the present stage is based.
Key words: Fatherland, patriotism, citizenship, oral folk art, the younger generation.
••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019
••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019
For citation: Alikhanova R. A. Family Ethnopedagogics in Education of Patriotism and Citizenship of the Teenagers. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 85-91. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-85-91 (In Russian)_
Введение
Как видно из анализа теории и практики, одним из наиболее эффективных направлений формирования чувства гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения является гражданско-патриотическое воспитание в семье во взаимодействии со школой.
В условиях современности, на наш взгляд, опыт предков является весьма актуальным и полезным в ракурсе источника национальных ценностей. По убеждению академика Н. Д. Никандрова именно в ближайшем окружении человека, в его семье, закладываются такие человеческие ценности как национальное и этническое самосознание, уважение к культурному наследию своего народа, любовь к своему Отечеству, только в таком случае эти ценности могут расшириться до общечеловеческих, но никак не свестись к ним. [3, с. 172]. Чувство патриотизма органически присуще гражданам любого государства. Но насколько это чувство будет сильно и устойчиво определяется существующей воспитательной системой и степенью заботы каждого конкретного государства о благополучии собственных граждан.
Проявления патриотизма и гражданского самосознания:
- душевная привязанность к месту рождения и взросления;
- уважение и бережное отношение к языку своих предков;
- заботливое отношение к интересам Отечества;
- понимание своей гражданской ответственности и долга перед Отечеством, готовность защищать его свободу и независимость;
- любовь и верность по отношению к Родине;
- чувство гордости за родную страну и ее достижения;
- чувство гордости по отношению к Родине, государственной символике, родному народу;
- уважение к истории Отечества, к традициям, историческому и культурному наследию своего народа;
- чувство ответственности за будущее своего государства, желание применять
свои силы и знания ради блага и величия Родины;
- гуманизм, сострадание, милосердие, общечеловеческие ценности;
- активную жизненную позицию.
Целью исследования является рассмотрение проблемы формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности в условиях современности, на основе этнопедагогического опыта чеченского народа в семье.
Методы - анализ произведений фольклора, психолого-педагогической литературы, обобщение.
Результат и обсуждение
Каждое время предъявляет свои требования и декларирует свои ценности, на основе которых происходит формирование подрастающего поколения. В современных реалиях формирование истинного патриота, гражданина имеет свои трудности, связанные, прежде всего, с тем, что происходит быстрая смена системы ценностной ориентации молодежи, подмена ценностей, устремленность на ценности других культур, абсолютно чуждых духу, ментально-сти наших народов. В этих условиях важно не оказаться на пути нигилистического настроя, когда в попытке найти истинное зерно, отрицается не только негативный опыт, ярко отражающийся с телеэкранов, Интернета, и СМИ, а критически отбирать все, что полезно для воспитания граждан государства, истинных знатоков истории своего этноса, его настоящего и прошлого, сочетающих в себе способность не только видеть слабые, ошибочные шаги и деяния представителей своего народа, государства, но сквозь завесу исторического развития увидеть и сильные стороны событий, действий, способность узреть их корень, положительное зерно. Родина у каждого человека одна. Ее не выбирают, равно, как не выбирают отца и мать. Философ и публицист Василий Розанов когда-то написал: «Любить Родину, утопающую в счастье и величии, не велик труд. Любить ее должно в минуты слабости, упадка, унижения, когда она, возможно, глупа, или даже опорочена. Да, в минуты, когда наша матушка в хмельном беспамятстве, запуталась в собственной лжи и грехе, именно тогда должно оставаться рядом с ней... [4, с. 184].
Сегодня наша страна переживает не самые лучшие времена: на смену нравственности, духовности, добру, состраданию и милосердию пришли другие ценности, основанные на культе материального, на ценностях абсолютно неприемлемых для старшего поколения, но так привлекательных для нашего подрастающего поколения.
Проблема трансформации ценностных ориентаций современной молодежи вылилась сегодня в целое направление, которое представляет огромный интерес для изучения исследователей.
По справедливому утверждению Тыр-нова О. А. «Молодежь - важный движущий фактор социальных изменений, огромная сила, привносящая инновации в общество, и очень важно использовать этот фактор максимально обдуманно. Ведь именно на плечи нового поколения совсем скоро ляжет решение огромного количества важнейших задач во всех жизненных сферах. И от правильности принятых решений будет зависеть как будущее государства, так и преемственность основных государственных, социальных и культурных ценностей» [5, с. 71-75].
Немаловажным является в этом плане использование опыта этнопедагогики народа при воспитании чувства гражданственности и патриотизма у молодежи в нынешних условиях.
Все начинается в семье, все выходит из семьи. Это аксиоматичное выражение четко дает ориентиры для каждого человека. Основу для формирования чувства патриотизма и гражданственности закладывает семья. Произведения фольклора, устного народного творчества - это неоценимый источник для воспитания этих качеств. При умелом использовании в сочетании с педагогическими методами, приемами, средствами способны дать положительный результат.
Чеченский фольклор пронизан духом патриотизма и ориентирован на воспитание сильных и смелых граждан, способных и готовых защищать свою семью и свой народ. Главным критерием доблести и мудрости героев фольклорных произведений является их патриотизм и гражданское самосознание.
Патриотическим духом полны и народные сказки. В них положительные персонажи побеждают монстров и злобных духов, спасая собственные семьи и народ. И
красной нитью проходит мысль о том, что настоящее бессмертие можно обрести, лишь защищая свою семью и свой народ. Чеченские народные сказки убеждают в том, что правда всегда торжествует, а Добро побеждает Зло, однако стоит отметить, что чеченские сказки «распадаются» на волшебные и бытовые. В целом, научные данные позволяют утверждать, что через сказки и другие фольклорные жанры народ, не имеющий письменности, веками передавал накопленный опыт миросозерцания, морально-этические правила и в притчеобразной форме воспитывал в людях социальность.
Особый интерес в этом контексте вызывает поучительная народная сказка «Черный Хожа». Она является своего рода педагогическим кодексом - содержит свод жизненных правил для подрастающего поколения.
По сюжету основной герой повествования, умирая, дает наставления своим наследникам. По сути, эти наставления являются своеобразным заветом поколению юных:
- работайте дружно - и работа будет спориться;
- не обижайте тех, кто слабее - и на душе у вас всегда будет легко;
- защищайте обездоленных от тех, кто их обижает - и это принесет вам уважение;
- придерживайтесь правил гигиены - и у людей не будет повода вас сторониться;
- ешьте на ужин легкую пищу - и будете ощущать легкость во всем теле;
- живите дружно и поступайте благородно - это принесет уважение окружающих;
- не спорьте с женщинами - это не принесет ничего, кроме позора;
- не замыкайтесь, путешествуйте по миру - и это поможет разгадать многие тайны;
- если уж взялись за дело, доделывайте до конца - только так можно достичь цели;
- рассказывайте близким людям о том, что собираетесь делать и куда идти - и тогда они смогут помочь или подстраховать в минуту опасности;
- поступайте по чести - и не будет повода краснеть;
- сила - в единстве и взаимной поддержке - ведь легко переломить хворостину, а вязку - уже не переломишь.
И Черный Хожа (главный сказочный злодей) не смог бы вершить свои черные
••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019
••• йБРи JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019
дела (воровать дома), выступи обитатели аула против него все вместе, помоги они друг другу.
«Глядите же, жители аула, живите дружно, и вместе следите, что бы Черный Хожа не крал дома [1, с. 109-110].
Духом патриотизма и любви к Родине пронизаны и другие чеченские фольклорные произведения, например, загадки, пословицы, поговорки. Например, загадка: «Что на свете самое дорогое?» И правильный ответ на нее: «Для человека дороже родной земли нет ничего».
Или известные изречения:
«Стаг уггаре а хьалха шен Даймехкан векал ву» в переводе на русский означающее: «Человек, прежде всего, - служит своему Отечеству».
«Даймохк безакхоьллина бу. Къонах Даймахкана хьакъ вверг ву», в переводе на русский означающее: «Отчизну любят только за то, что она существует. Истинный мужчина создан для службы Отчизне».
«Даймохк безаро дег1е ницкъ ло, доьналла кхуллу», в переводе на русский означающее: «Любовь к Отчизне наделяет силой и мужеством».
Также чеченский фольклор богат большим количеством притч, в которых затрагиваются вопросы любви к родине и торжества справедливости, честности и не праздности, гостеприимства и уважительного отношения к людям старшего поколения.
На основании проведенного изучения и анализа произведений можно сделать уверенный вывод, что во всех народных притчах, где повествуется о моральных качествах героев, люди честные и справедливые (высоконравственные) всегда вознаграждаются: победами, жизненным благополучием и уважением окружающих. Люди, лишенные чести и честности, наоборот, порицаемы и получают наказание.
Патриотизм в системе горских ценностей неразрывно связан с чувством национального достоинства. Гражданин ответственен перед Родиной, собственным народом и памятью предков за свои честь и достоинство, а также честь и достоинство собственной нации перед лицом других народов. Своими поступками и моральными качествами он должен заслужить уважение как к себе лично, так и к своему народу. Воспитание национального достоинства формирует как уважительное и со-
зидательное отношение к собственному государству, так и чувство интернационализма.
Нравственный идеал чеченского народа добродетелен - то есть всегда стремится совершать добрые поступки. Именно Добро является основным критерием правильности поступков, совершаемых героями национальных эпосов. А в вечной борьбе Добра со Злом отражаются как нравственные, так и социальные проявления идеального представителя народа, который стремится к справедливости и благополучию. Положительные герои воплощают в себе добродетельность, которая выражается в отстаивании свободы и независимости своей Родины, правды и справедливости. Именно поэтому позитивные герои чеченского фольклора люди работящие, честные и смелые.
Такие, как главный герой известной народной сказки «Сын вдовы», который благодаря собственной находчивости, уму и храбрости сумел предотвратить войну и спас свою маленькую страну от посягательств царя крупного государства. Он оказался единственным представителем своей маленькой страны, который нашел в себе храбрость совершить подобный поступок. За что и был вознагражден как царем, так и уважением своего народа, в счастье и богатстве прожив свою жизнь рядом с матерью.
Собирательный образ Добра содержал категории, помыслы и действия, обеспечивающие благо для всего народа. Добродетельность почиталась основным проявлением общего нравственного облика человека, критерием уважительного к нему отношения. Это можно ясно отследить в содержании народных пословиц и поговорок:
«Диканиг динчунна - диканиг карорду» («Свершившему добро - добро и вернется»).
«Диканигдиц а цало, г1ониг - дита а ца-ло» («Добро не забывают, а зло не прощают»).
«Хазчу дашо лам башийна» («Доброе слово ледяную гору растопит»).
«Мужественность и твердость духа - это те черты настоящего мужчины, которые были вознесены горцами в ранг культа, -писал прославленный поэт и прозаик К. Ш. Кулиев, - ведь в той суровой реальности, что их окружала, жить иначе было невозможно. И не было более жалкого и пре-
зренного для горца. создания, чем трус. Для женщин не было более горькой участи, чем оказаться матерью предателя или трусливого сына. Самое страшное проклятие для женщины звучало: «Чтоб ты родила трусливого сына» [2, с. 34].
С невероятной эмоциональной силой и выразительностью презрительное отношение чеченского народа к трусам и предателям раскрыто в известной поэме М. Ю. Лермонтова «Беглец».
Поэма «Беглец» является последней поэмой Лермонтова на кавказскую тему. Если учесть, что тема Кавказа в поэмах Лермонтова, как и во всем его творчестве является одной из центральных, то можно сделать вывод, что это произведение является плодом серьезных художественных размышлений зрелого поэта.
Лермонтов дал поэме подзаголовок «горская легенда», что свидетельствует, с одной стороны, о знакомстве поэта с фольклором, нравами и обычаями горских народов, с другой - придает содержанию поэмы, её идейно-смысловому наполнению черты эпического обобщения: оценка поступка Гаруна даётся как бы со стороны народа, его нравственно-этических позиций. Не случайно мотив исторического предания не только открывает поэму, но и завершает её («в преданьях вольности остались позор и гибель беглеца»), придавая ей в целом черты народного эпоса.
В центре повествования - позорный поступок воина-черкеса, бежавшего с поля битвы. Уже в зачине поэмы Лермонтова звучит общая, четко сформулированная оценка этого поступка. Гарун - жалкий трус, он бежал с поля брани, залитого кровью его народа. «Головы» его отца и двух родных братьев «лежат в пыли» и их попирает «пята супостата» (здесь - врага). Вместо того, чтобы отомстить врагу и пасть в сражении, он теряет «в пылу сраженья» главные атрибуты воина - винтовку и шашку, которые он не имел права выпускать из рук. Обретение или потеря оружия для горцев - важнейшие события. Без них горец уже не наездник, не джигит. А если он выпустил на поле боя - значит, трус, достойный только презрения и изгнания. Только смерть может вырвать оружие из рук горца. Кроме того, мотив крови, гибели близких от рук врага-«супостата» в контексте патриархальных порядков и нравственных установок горских народов вводит в поэму также мотив кровной мести
(защиту чести силой оружия) - одного из центральных законов народов Кавказа. Получается, что Гарун не просто бежит с поля битвы, но нарушает этот закон -главную заповедь своего народа.
Поэма имеет трехчастное членение (что также указывает на её связь с фольклором). Гарун бежит в родной аул, чтобы там найти приют и понимание своего позорного поступка у самых близких людей - у друга Селима, любимой девушки и матери. Первым Гарун приходит к другу, умирающему от недуга, но на пороге смерти ожидающего добрых вестей с поля битвы. Узнав, что Гарун бежал, нарушив от страха долг воина (о страхе Гаруна, как главной побудительной силы его позорной трусости, Лермонтов пишет в зачине поэмы, уподобляя его зайцу, бегущему от орла), Селим называет его трусом, достойным лишь презрения, но никак «ни крова, ни благославления».
Тогда Гарун вспоминает о любимой, которая, по его воспоминаниям, лишь им «живет и дышит». Но, подойдя к сакле возлюбленной, он слышит из неё песню геро-ико-патриотического характера, которую исполняет девушка. Лермонтов называет эту песню «песней старины», связывая её через это определение с нравами и обычаями горских народов, определяя через неё характер патриотизма народов Кавказа. В этой песне звучит мотив воинской славы, которая приравнивается к чести, а также противоположный ему мотив «измены кровавой», то есть предательства своего народа, заключающегося в попрании воинского долга («врага не сразивши...»).
Наконец, Гарун вспоминает о матери, которая ждет его с поля брани, ждет не одного, а с отцом и братьями. Узнав, что сын пришел один, что отец и братья пали в бою, а он не отомстил, мать гонит его прочь. Она полностью отрекается от него. Характерно, что она называет его не только «рабом и трусом» (самые страшные определения для горцев), но «гяуром», то есть иноверцем, не мусульманином. Гарун, таким образом, предал не только свою семью, свой народ, но и своего бога. Отныне он отверженный и небом, и людьми.
Последний поступок Гаруна, согласно кодексу горских народов, также оказывается поступком труса. Вместо того, чтобы обрести оружие и вернуться, чтобы отомстить, он закалывается кинжалом. Его труп, труп труса и предателя, не достоин
••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019
••• йЭРи JOURNAL. Vol. 13. N0. 2. 2019
погребения на кладбище. Он поруган собаками и детьми («ребята малые ругались над хладным трупом мертвеца»), его душу не принимает бог (и тень его в горах поныне бродит в темну ночь ...»).
Воспитание чувства собственного достоинства всегда было неотъемлемой, даже главенствующей частью патриотического и этического семейного воспитания подрастающего мужчины (мальчика, подростка, юноши). Проявлялось это в прививании ему понимания и осознания таких нравственных ценностей как: свобода, равноправие и независимость каждого члена сообщества; неприятии любых форм угнетения, порабощения, унижения. При этом системой нравственного воспитания порицалось зазнайство, завистливость, чванливость и проявления тщеславного поведения.
Существовало понятие «къонах», которому он должен был соответствовать. Это был некий кодекс чести, основанный на таких важных качествах, как беззаветное служение Отчизне, любовь и преданность ей, ибо понятие Родина и отчий дом (в лице матери, отца, ближайших и дальних родственников), тайп (род, к которому принадлежишь), село, и твоя Родина, - все это концентрировалось в этом емком понятии. Сказать мужчине: ты не къонах -равносильно было смерти. Пусть не растет ни у кого недостойный сын (мужчина) («Ях1 оьцуш ма к1иийла цхаьннена къант»), - это мысль пронизывала все устное народное творчество. Чеченцы никогда не мыслили себя зависимыми, порабощенными, равно как даже самый обездоленный был свободным, и никогда ни от кого не зависел. Это была особенность чеченского общества.
Так что, фольклорные произведения чеченского народа содержат цельную и гармонизированную систему морально-этических норм и требований, в которых,
1. Алиханова Р. А. Этнопедагогический потенциал народной системы воспитания (на примере семейно-тайпового воспитания чеченцев). Федеральное агентство по образованию. Чеченский госпедуниверситет. Назрань: Изд-во ЧГПУ, 2009. 223 с.
2. Кулиев К. Ш. Так растет и дерево. Серия: о времени и о себе. М. : Современник, 1974. 464 с.
словно в зеркале, отражается нравственный образ нации. Такой обширный пласт этпе-дагогической культуры чеченского общества должен быть востребованным, должен активно внедряться в образовательный процесс в нынешнее непростое время. Каждый человек должен хорошо знать свое прошлое (историю своего народа, его героев), чтобы не превратиться в айтматовско-го «манкурта», не помнящего родства. Только в тесном единстве со своим народом, Родиной человек может быть полноценным человеком, активным строителем своей жизни и жизни общества, в котором живет.
Вывод
Краеугольным камнем, основополагающим принципом, на котором основывается государственная политика в области образования, закреплённая в Законе об образовании Российской Федерации (ст. 2.1.), является воспитание у современной молодежи гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, гуманности не только к ближнему, но и к окружающей природе, Родине, а самое главное, к истоку, началу каждого человека - к семье.
Стремление реанимировать все лучшее в духовном наследии прошлого, возродить и воссоздать его не только в семье, но и в общеобразовательной школе, возможность предоставить молодежи глубже понять и прочувствовать наше национальное достояние: ценности, осмысление уникальности нашего государства в мировом сообществе, как собрания многих культур народов, проживающих на огромных просторах нашей необъятной Родины, каждая из которых, рисует свой узор на общем культурном полотнище, - это верный путь к укреплению нравственного отношения человека к своей Родине, Отечеству, проявления гражданской позиции, патриотизма.
3. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М. : Гелиос, 2000. 172 с.
4. Розанов В. В. Сумерки. Просвещения. СПб., 1990. 184 с.
5. Тырнова О. А. Особенности ценностных ориентаций современной молодежи // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2010. № 3. С. 21-26.
Литература
Психолого-педагогические науки ••• 91
Psychological and Pedagogical Sciences •••
References
1. Alikhanova R. A. Etnopedagogicheskij potencial narodnoj sistemy vospitaniya (na pri-mere semejno-tajpovogo vospitaniya chechencev). Federal'noe agentstvo po obra-zovaniyu. Chechenskij gospeduniversitet [Eth-nopedagogical potential of the national education system (basing on family-type education of Chechens). Federal Agency for Education. Chechen State Pedagogical University. Nazran, ChSPU Publ., 2009. 224 p. (In Russian)
2. Kuliev K. Sh. Tak rastet i derevo. Seriya: o vremeni i o sebe [So, the tree grows. Series: about time and about itself]. Moscow, Sovremennik Publ., 1974, 464 p. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Алиханова Ровзат Арбиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия; е-mail: [email protected]
Принята в печать 20.05.2019 г.
3. Nikandrov N. D. Rossiya: socializaciya i vospi-tanie na rubezhe tysyacheletij [Russia: socialization and education at the turn of the Millennium]. Moscow, Gelios Publ., 2000. 172 p. (In Russian)
4. Rozanov V. V. Sumerki. Prosveshcheniya [Twilight. Educations]. Saint Petersburg, 1990. 184 p. (In Russian)
5. Tyrnova O. A. features of value orientations of modern youth. Vestnik Moskovskogo gosudar-stvennogo gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sholohova. Pedagogika i psihologiya [Bulletin of the M. A. Sholokhov Moscow State Humanitarian University. Pedagogy and Psychology]. 2010. No. 3. Pp. 21-26. (In Russian)
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation
Rovzat A. Alikhanova, Ph. D (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia; e-mail: [email protected]
Received 20.05.2019.
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37
DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-91-94
Использование патриотического аспекта народной экологии в воспитании студентов
© 2019 Астарханова Н. Р. 1 Рабаданова П. М. 2, Абдулгалимова Г. Н. 2
1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель статьи - показать использование народной экологии в патриотическом воспитании студентов. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, наблюдение. Вывод. Использование природоохранного опыта народной экологии для патриотического воспитания студентов в вузе на сегодняшний день актуально и продуктивно. Современный студент должен иметь сведения о природоохранном опыте народной экологии, что способствует его патриотическому воспитанию.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, народная экология, народная промысловая экология, народная природотерапия.
Формат цитирования: Астарханова Н. Р., Рабаданова П. М., Абдулгалимова Г. Н. Использование патриотического аспекта народной экологии в воспитании студентов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 91-94. 001: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-91-94