Научная статья на тему 'СЛАГАЕМЫЕ ПАТРИОТИЗМА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ'

СЛАГАЕМЫЕ ПАТРИОТИЗМА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
103
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / СЛАГАЕМЫЕ ПАТРИОТИЗМА / ПРИОРИТЕТЫ / ЖЕРТВЕННОСТЬ / БЛАГОРОДНЫЕ ПОРЫВЫ / ПРОБЛЕМЫ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ / ВЕЛИЧИЕ И ПРЕСТИЖ РОССИИ / PATRIOTISM / FACTORS OF PATRIOTISM / PRIORITIES / SELF-SACRIFICE / HONORABLE MOTIVES / PROBLEMS IN YOUTH MEDIUM / GREATNESS AND PRESTIGE OF THE RUSSIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тучалаев Салимсултан Тучалаевич

Цель. Выявить слагаемые патриотизма учащейся молодежи. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение и изучение практики патриотического воспитания, анкетирование. Результат. Выделены и обобщены наиболее значимые тенденции, отчетливо обозначенные в системе патриотического воспитания молодежи. Обозначены приоритеты, ценностные ориентиры, методологические основы общероссийского патриотизма. Определено состояние знаний о слагаемых российского патриотизма, наличие патриотических представлений, чувств, поступков учащейся молодежи республики. Вывод. Значимым слагаемым воспитания патриотизма учащейся молодежи является ее вклад в общую сокровищницу по приумножению могущества своей Родины. Работу по воспитанию патриотизма и гражданственности необходимо строить через призму значимых для них и страны событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тучалаев Салимсултан Тучалаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM FACTORS OF THE STUDENTS

The aim of the article is to reveal the factors of patriotism of the youth. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, observation and study the practical of patriotic education, questionnaire. Results. The most important tendencies, distinctively outlined in the system of patriotic education of the youth, are pointed and generalized. The author denotes the priorities, value orientations, methodological bases of all-Russian patriotism. The condition of knowledge of Russian patriotism factors, presence of patriotic ideas, senses, acts of the republic youth are defined. Conclusion. The purposeful factor of youth’s patriotic education is the contribution in general thesaurus of accruement of Motherland’s power. It is necessary to make the work of patriotic and civic education through the prism of significant for them and for the country events.

Текст научной работы на тему «СЛАГАЕМЫЕ ПАТРИОТИЗМА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ»

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 371

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-137-141

Слагаемые патриотизма учащейся молодежи

© 2°i9 Тучалаев С. Т.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: salimsultan-1948@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Выявить слагаемые патриотизма учащейся молодежи. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение и изучение практики патриотического воспитания, анкетирование. Результат. Выделены и обобщены наиболее значимые тенденции, отчетливо обозначенные в системе патриотического воспитания молодежи. Обозначены приоритеты, ценностные ориентиры, методологические основы общероссийского патриотизма. Определено состояние знаний о слагаемых российского патриотизма, наличие патриотических представлений, чувств, поступков учащейся молодежи республики. Вывод. Значимым слагаемым воспитания патриотизма учащейся молодежи является ее вклад в общую сокровищницу по приумножению могущества своей Родины. Работу по воспитанию патриотизма и гражданственности необходимо строить через призму значимых для них и страны событий.

Ключевые слова: патриотизм, слагаемые патриотизма, приоритеты, жертвенность, благородные порывы, проблемы в молодежной среде, величие и престиж России.

Формат цитирования: Тучалаев С. Т. Слагаемые патриотизма учащейся молодежи // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 137-141. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-137-141

Patriotism Factors of the Students

© 2019 Salimsultan T. Tuchalaev

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: salimsultan-1948@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to reveal the factors of patriotism of the youth. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, observation and study the practical of patriotic education, questionnaire. Results. The most important tendencies, distinctively outlined in the system of patriotic education of the youth, are pointed and generalized. The author denotes the priorities, value orientations, methodological bases of all-Russian patriotism. The condition of knowledge of Russian patriotism factors, presence of patriotic ideas, senses, acts of the republic youth are defined. Conclusion. The purposeful factor of youth's patriotic education is the contribution in general thesaurus of accruement of Motherl and's power. It is necessary to make the work of patriotic and civic education through the prism of significant for them and for the country events.

Keywords: patriotism, factors of patriotism, priorities, self-sacrifice, honorable motives, problems in youth medium, greatness and prestige of the Russia.

For citation: Tuchalaev S. T. Patriotism Factors of the Students. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 137-141. DOI: 10.31161/19950659-2019-13-2-137-141 (In Russian)

Введение

В 90-е годы, когда распалась супердержава - СССР, рушились социально-экономические устои общества, наметился устойчивый системный кризис, охвативший все сферы жизни, СССР и его преем-

ница Россия отставали от ведущих экономик мира. Создавшаяся в стране ситуация характеризовалась следующим: увеличилась смертность населения, преступность; сократилось до минимума финансирование образования, медицины, науки, куль-

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 13. N0. 2. 2019

туры; криминализировалась экономика и общество в целом; упали уровень и качество жизни граждан (1/3 - за чертой бедности); безработица достигла 15 % и выше. Мы, тогда думали, кто будет служить в защиту интересов такой антинародной, олигархической, коррумпированной страны, где господствует государственный капитализм с монополией банковского капитала. Думали, ради чего отдать все силы и жизнь? С интересом наблюдали и возникали такие казусные вопросы, как: будут ли спортсмены завоевывать победы на международных соревнованиях, продолжат ли они жертвовать ради новых хозяев? С полной ли отдачей будут служить в армии новобранцы? При недопустимо низком финансировании, будут ли научные изыскания и прочие??? Если будут, то сопровождаются они высокими благородными порывами, гражданским долгом, особой жертвенностью во имя своего народа, Родины. Кроме того, причины возникновения подобных вопросов еще в следующем: 1) возрастает уровень информированности молодого поколения; 2) процессы демократизации и появление многопартийной системы заставили молодое поколение по иному смотреть на ценности, чувства и поведенческие отношения старшего поколения по поводу проявления патриотизма; 3) сегодня, патриотизм, став ключевой национальной идеей всего российского общества, определяет степень устойчивости и спаянности всего народа вокруг лидера страны и именно, патриотизму принадлежит роль скрепления нации ради благополучного, счастливого будущего народа, населяющего Россию; 4) за последние 20-30 лет, в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, очень существенно изменились жизненные ориентиры и ценностные установки молодежи. Во многом, этому способствовала предательская и продажная позиция средств массовой информации и их руководителей; 5) нынешняя молодежь, в большинстве своем, стала циничной, беспринципной, и прежде всего, хочет быстро добиться успеха, завладеть материальными благами любой ценой.

Целью статьи является выявление слагаемых патриотизма учащейся молодежи, анализ реальной ситуации в практике патриотического воспитания.

Методы - анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение и

изучение практики патриотического воспитания, анкетирование.

Результаты и обсуждение

Для того, чтобы выяснить состояние знаний о слагаемых российского патриотизма, наличия патриотических представлений, чувств, поведенческих поступков учащейся молодежи республики, мы провели анкетный опрос, где в содержании вопросов звучали идеи, показывающие место, роль, величие, славу республики среди других субъектов Российской Федерации. В частности, они следующие:

1. Перечислить проблемы, мешающие развитию и процветанию Республики Дагестан - нашей малой Родины.

2. Что следует сделать, чтобы обеспечить республике «прорывное» развитие?

3. Если бы Вы были Главой Республики Дагестан, то с каких «прорывных» проектов развития начали бы свою работу?

4. Как Вы представляете будущее развитие Дагестана (в экономической, социальной, аграрной сферах)?

5. Перечислить проблемы, встречающиеся в молодежной среде?

6. На Ваш взгляд, истреблена ли проблема терроризма в республике?

7. Если проблема терроризма имеет место, то, что необходимо предпринять для ее решения?

8. В чем, на Ваш взгляд, проявляется любовь к Малой Родине?

9. Приведите примеры о героизме, мужестве, стойкости, проявленной любви и преданности, патриотизма наших соотечественников?

10. В последние 3-5 лет кто больше всех внес вклад для укрепления престижа, величия и славы нашей республики в разных сферах жизни?

11. Опишите свою оценку о месте и авторитете России на мировой арене.

12. Какие важные действия России среди мировых держав повысили ее авторитет?

13. Какие действия России, наоборот, ухудшили ее рейтинг на международной арене?

14. Кого Вы считаете идеалом, патриотом, внесшим вклад для повышения престижа России за последние 3-5 лет?

15. В виде достигших итогов, какие факты, возвеличивающие силу и мощь России, были перечислены Президентом РФ В. В. Путиным в своем последнем Послании Федеральному собранию, Государственной Думе, Правительству?

Обдумывая и раскрывая суть этих вопросов, обучающиеся сталкиваются с проблемой, из чего же складывается основа, фундамент патриотизма как нравственной категории, чувства. Что же чувствуют обучающиеся, замечая негативные проблемы, мешающие развитию и процветанию родной республики?

Результаты педагогического эксперимента показывают, что проблемы республиканского масштаба неотделимы от насущных, текущих, повседневных проблем ближайшего окружения т. е. семейных, сельских, поселковых, городских. Так, более половины респондентов среди проблем, мешающих развитию и процветанию республики назвали такие, как: ухудшение материального положения их семей, нищенская зарплата родителей, подорожание продуктов питания, коммунальных услуг, безработица молодежи, падение престижа знаний, появление и усиление агрессии в школах, ухудшение социального положения и отсутствие прав граждан. В этих условиях, идет процесс нарастания недовольства и возмущения на основе социальной несправедливости по отношению к трудящемуся населению, беспредела и беззакония со стороны чиновников и силовых структур в решении насущных вопросов вверенного им населения. Однозначно, эти множество фактов «не работают» на патриотизм. Они «разъедают» детскую душу, ставят их в затруднительное положение. Перед ними возникает вопрос: прекрасный, процветающий регион с множеством природных ресурсов, своеобразным колоритом местности, с многонациональным талантливым, мужественным, трудолюбивым народом, героической историей. Почему же складывается подобная ситуация? В сердцах у многих молодых парней и девушек возникают сомнения, они задаются вопросами. «Ради чего жить?», «Ради чего отдать свое здоровье, работая наемным рабочим?», «Ради чего отдать самое дорогое -жизнь, служа олигархическому и дикому капитализму?». Позитивные, уверенные и непротиворечивые ответы высказали на поставленные вопросы, обучающиеся из благополучных семей, которые имеют славные традиции и историю поколений. В таких семьях чтят и берегут память о героически погибших за Родину членов семьи, их отцов и дедов. Слава и честь семьи и тухума для них превыше всего.

На вопрос: «Что следует сделать, чтобы обеспечить республике «прорывное» развитие?» многие не смогли ответить вразумительно. Большинство респондентов не представляли себе смысл понятия «прорывное» развитие. А те, которые поняли смысл и ответили на данный вопрос, под прорывным понимали смысл в необходимости разработки стратегических проектов развития республики в таких областях, как аграрная сфера, энергетика и туризм. Среди проблем в молодежной среде основное место занимал вопрос трудоустройства выпускников вузов и их невостребованность, валовая подготовка специалистов без учета потребности экономики, культуры, медицины, образования и социальной сферы. Вопрос терроризма их мало волнует. Большинство респондентов считают, что чиновничья власть, силовые структуры сами искусственно «выпячивают» эту проблему для своей пользы. Правильно понимают обучающиеся смысл и значение любви к Малой и Большой Родине (Дагестану и России). А на вопрос: «Приведите примеры о героизме, мужестве, стойкости, проявленной любви и преданности, патриотизма наших соотечественников?» ими были охвачены герои из истории, литературных произведений далеких прошлых лет. Назвать героев Отчизны недалекого прошлого, из свежих событий они не смогли. За бортом остались такие герои, спортсмены - чемпионы, воины-герои Российской армии, герои труда, лауреаты Государственных премий. В оценке места России на мировой арене, о значимой заслуге России, признанной народами всего мира, респонденты назвали победоносную войну в Сирии по ликвидации боевиков, международных террористов Исламского государства ИГИЛ (запрещенная в России группировка) , новые виды вооружения для ядерного сдерживания и предотвращения третьей мировой войны, такие как: ракетный комплекс «Сармат»; подводные беспилотники; крылатая ракета с ядерной энергоустановкой; авиационный ракетный комплекс «Кинжал»; боевая лазерная установка; гиперзвуковое оружие. Конечно же, ущербным для России, ухудшившим ее рейтинг среди мировых стран, респонденты назвали такие факты, как коррупция на всех эшелонах власти; резкое снижение жизненного уровня населения и рост, обогащение кучки долларовых миллиардеров, которое привело к расслоению общества; превращение России в сырьевой придаток

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• йЭРи JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019

западных стран; рост преступности и продажность судей, силовых структур; отсутствие реальных демократических прав населения, полицейский режим и диктатура государственной власти и прочее. На фоне подобных событий и возникают в молодежной среде казусные явления. Так, в анкетном опросе в молодежной среде, на вопрос: «Где Вам лучше жить в России или в Америке?», дочь российского олигарха Мусы Бажаева, Элина отвечает: «везде лучше, чем в рашке». Ответ показывает, что среди современной молодежи, особенно «золотой молодежи» отношение к патриотизму самое негативное и оскорбительно это явление для истинных патриотов ... [2, с. 542].

Этот и другие факты, наподобие поступка студентки философского факультета МГУ (г. Москва) М. Карауловой, настораживают и лишний раз убеждают нас о необходимости усиления принимаемых мер на государственном уровне по воспитанию учащейся молодежи в духе патриотизма.

Стремление России занять достойное место в современном мире, выстроить новую модель государственности и международных отношений, с опорой на мощный культур-но-цивилизационный фундамент, заставили современных политиков, исследователей и публицистов вернуться к теме патриотизма. Причем, ведущая роль в этом процессе принадлежит Президенту [4, с. 10].

По этому поводу В. В. Путин высказал неоднократно следующее: «Вопрос о патриотическом воспитании молодежи - это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге, скреплять нашу страну. У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. И чиновники, и бизнес, да и вообще все граждане работают для того, чтобы страна была сильнее. Потому что, если так будет, каждый из нас, каждый гражданин будет жить лучше - и достаток будет больше, и комфортнее будет, и так далее. Это и есть национальная идея» [1; 3].

1. Литвинова Е. В., Шведов Д. А., Дробчак В. Г. Место патриотизма в жизни современной молодежи // Молодой ученый. 2016. № 26. С. 542-545.

2. Президент России. Официальный сайт. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г.

Патриотизм, как мы с вами знаем, это ничто другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится, как кусочек сахара в чае. "Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения" [5].

Важным аспектом патриотического воспитания молодого гражданина является осознание необходимости участия в общественной жизни республики, региона, города, учебного заведения. Как только личность отрывается от целого (социальная среда, нация, Родина), она неизбежно попадает в ловушку ценностей, лишенных общественного и гражданского содержания, что ведет к развитию эгоизма личности [6, с 246; 7, с 27].

Заключение

На наш взгляд, чтобы процесс воспитания патриотизма учащейся молодежи проходил более эффективно, необходимо предпринимать меры по «приземлению» проводимых с ними мероприятий, опорой на конкретные факты «ближайшего» окружения, придать им более современный и модный оттенок. Для этого важно выделить, в первую очередь, факты, события, «работающие» на патриотизм. Эти факты должны быть значимыми для республики и страны, достижениями в разных сферах деятельности экономики, культуры и духовной жизни народов России. Посвятить мероприятия по воспитанию патриотизма таким знаменательным датам нашей Родины, как «День Защитника Отечества», «День Победы», «День России», «День Народного единства», дополняя их содержание конкретными событиями, достижениями текущих лет и в форме театрализованных представлений, с применением современных информационно-коммуникативных технологий. Подобные формы и содержание патриотической работы захватывают сердца молодежи, и они сохраняются в их памяти надолго, дают чувственный и одухотворяющий эффект.

[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/19825 (дата обращения: 11.03.2019 г.)

3. Ремарчук В. Н. «Новый патриотизм» в современной российской политике // Этносоциум. 2014. № 12. С. 9-17.

Литература

4. Совещание представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи, 12 октября 2012 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа http://ros-idea.ru/site/163 (дата обращения 14.03.2019 г.)

5. Тучалаев С. Т. О значимости использования биографического материала о жизни и деятельности выдающихся ученых в патриотическом воспитании обучающихся: материалы VШ-й

1. Litvinova E. V., Shwedov D. A., Drobchak V. G. Place of the patriotism in the life of modern youth. Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2016. № 26. Pp. 542-545. (In Russian)

2. The President of Russia. Official site. Message of President of Russian Federation to Federal Meeting, December 12, 2012. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.kremlin.ru/news/19825 (accessed: 11.03.2019)

3. Remarchuk V. N. "New patriotism" in the modern Russian politics. Etnosocium [Ethnic So-ciety].2014. No. 12. Pp. 9-17. (In Russian)

4. The Counsel of the representative's authorities and public under the issues of moral and patriotic education of the youth, October 12, 2012. [Electronic resource]. Mode of access: http://ros-idea.ru/site/163 (accessed: 14.03.2019)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Тучалаев Салимсултан Тучалаевич,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: salimsultan-1948@mail.ru

Международной научно-практической конференции // Воспитание патриотизма, дружбы народов и веротерпимости современной молодежи. Махачкала, 2018. 246 с.

6. Тучалаев С. Т., Вайланматова Я. З. Духовные ценности наших предков как основа воспитания гражданственности и патриотизма молодежи. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 4. С. 25-31.

5. Tuchalaev S. T. About the value of the use the biographic material about the life and activity of the prominent scientists in students' patriotic education: proceedings of VIIIth International scientifically-practical conference. Vospitanie patriot-izma, druzhby narodov i veroterpimosti sov-remennoj molodezhi [Education of the patriotism, people's friendship and toleration of the modern youth]. Mahachkala, 2018. 246 p. (In Russian)

6. Tuchalaev S. T., Vaylanmatova Ya. Z. Spiritual values of our ancestors as a basis of education of citizenship and patriotism of youth. Izvestiya Dage-stanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2010. No. 4. Pp. 25-31. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Salimsultan T. Tuchalaev, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: salimsultan-1948@mail.ru

References

Принята в печать 20.05.2019 г.

Received 20.05.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.