Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО АСПЕКТА НАРОДНОЙ ЭКОЛОГИИ В ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО АСПЕКТА НАРОДНОЙ ЭКОЛОГИИ В ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астарханова Нурият Раджабовна, Рабаданова Патимат Магомедовна, Абдулгалимова Гурият Нурахмедовна

Цель статьи - показать использование народной экологии в патриотическом воспитании студентов. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, наблюдение. Вывод. Использование природоохранного опыта народной экологии для патриотического воспитания студентов в вузе на сегодняшний день актуально и продуктивно. Современный студент должен иметь сведения о природоохранном опыте народной экологии, что способствует его патриотическому воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астарханова Нурият Раджабовна, Рабаданова Патимат Магомедовна, Абдулгалимова Гурият Нурахмедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USAGE OF PATRIOTIC ASPECT OF NATIONAL ECOLOGY IN EDUCATION OF THE STUDENTS

The aim of the article is to show the usage of national ecology in patriotic education of the students. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, generalization, observation. Conclusion. Nowadays the usage of conservation experience of national ecology for patriotic education of the students at university is important and productive. Modern student should be up to speed on conservation experience of national ecology, that advance his patriotic education.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО АСПЕКТА НАРОДНОЙ ЭКОЛОГИИ В ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ»

Психолого-педагогические науки ••• 91

Psychological and Pedagogical Sciences •••

References

1. Alikhanova R. A. Etnopedagogicheskij potencial narodnoj sistemy vospitaniya (na pri-mere semejno-tajpovogo vospitaniya chechencev). Federal'noe agentstvo po obra-zovaniyu. Chechenskij gospeduniversitet [Eth-nopedagogical potential of the national education system (basing on family-type education of Chechens). Federal Agency for Education. Chechen State Pedagogical University. Nazran, ChSPU Publ., 2009. 224 p. (In Russian)

2. Kuliev K. Sh. Tak rastet i derevo. Seriya: o vremeni i o sebe [So, the tree grows. Series: about time and about itself]. Moscow, Sovremennik Publ., 1974, 464 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Алиханова Ровзат Арбиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия; е-mail: [email protected]

Принята в печать 20.05.2019 г.

3. Nikandrov N. D. Rossiya: socializaciya i vospi-tanie na rubezhe tysyacheletij [Russia: socialization and education at the turn of the Millennium]. Moscow, Gelios Publ., 2000. 172 p. (In Russian)

4. Rozanov V. V. Sumerki. Prosveshcheniya [Twilight. Educations]. Saint Petersburg, 1990. 184 p. (In Russian)

5. Tyrnova O. A. features of value orientations of modern youth. Vestnik Moskovskogo gosudar-stvennogo gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sholohova. Pedagogika i psihologiya [Bulletin of the M. A. Sholokhov Moscow State Humanitarian University. Pedagogy and Psychology]. 2010. No. 3. Pp. 21-26. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Rovzat A. Alikhanova, Ph. D (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia; е-mail: [email protected]

Received 20.05.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-91-94

Использование патриотического аспекта народной экологии в воспитании студентов

© 2019 Астарханова Н. Р. 1 Рабаданова П. М. 2, Абдулгалимова Г. Н. 2

1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель статьи - показать использование народной экологии в патриотическом воспитании студентов. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, наблюдение. Вывод. Использование природоохранного опыта народной экологии для патриотического воспитания студентов в вузе на сегодняшний день актуально и продуктивно. Современный студент должен иметь сведения о природоохранном опыте народной экологии, что способствует его патриотическому воспитанию.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, народная экология, народная промысловая экология, народная природотерапия.

Формат цитирования: Астарханова Н. Р., Рабаданова П. М., Абдулгалимова Г. Н. Использование патриотического аспекта народной экологии в воспитании студентов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 91-94. 001: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-91-94

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019

Usage of Patriotic Aspect of National Ecology

in Education of the Students

© 2019 Nuriyat R. Astarkhanova 1, Patimat M. Rabadanova 2,

Guriya N. Abdulgalimova 2

1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] 2 Dagestan State Medical university, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is to show the usage of national ecology in patriotic education of the students. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, generalization, observation. Conclusion. Nowadays the usage of conservation experience of national ecology for patriotic education of the students at university is important and productive. Modern student should be up to speed on conservation experience of national ecology, that advance his patriotic education.

Keywords: patriotic education, national ecology, national production ecology, national nature-therapy.

For citation: Astarkhanova N. R., Rabadanova P. M., Abdulgalimova G. N. Usage of Patriotic Aspect of National Ecology in Education of the Students. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 91-94. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-91-94 (In Russian)

Введение

В настоящее время в вузовском образовании и воспитании студентов большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. В своей статье мы уделяем внимание патриотическому воспитанию студентов через природоохранное направление народной экологии. Веками накопленный экологический опыт дагестанского народа, основанный на местных традициях, обычаях воспитал у людей любовь к природе и к окружающему миру, а также к своей малой Родине.

Современная научная концепция, разработанная ученными-исследователями народной экологии как части общей культуры населения нашей страны имеет огромный ресурс для своего разностороннего развития. Поэтому народная экология как наука может быть представлена в двух направлениях, таких как этническая экология и экология человека. Эти различные народные знания о развитии общества и среды обитания социума разнообразны. В наше время особенно необходимы знания народной экологии, собранные в системе «человек - окружающая среда». Обширный потенциал народной экологии и фенологии необходимо преумножить для будущих поколений. Дагестанские экологические праздники как правило посвящены временам года, сельскохозяйственным работам, такие как Праздник первой борозды и сбора черешни. Дагестанские народные сказания раскрывают традиции народа, его

устои: глубокую почтительность и отзывчивость, любовь к Родине, то есть способствуют патриотическому воспитанию молодежи. Эта кладезь знаний, которые собраны этносом при взаимодействии с окружающим миром, например, природоохранный опыт по эффективному использованию богатств природы родного края. В процессе обучения студентам предлагается богатейший дагестанский фольклорный материал: пословицы и поговорки природоохранной направленности.

Цель статьи - показать использование народной экологии в патриотическом воспитании студентов.

Методы - анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, наблюдение.

Результаты

В настоящее время патриотом своей малой Родины является человек, который стремится к сохранению природы, поддержке устойчивого экологического равновесия -главное условие дальнейшего существования и развития своей республики. Как правило, решение данных задач возможно только при наличии высокой экологической культуры населения, основанной на мощном интеллектуальном потенциале дагестанцев и передовых технологиях, которые широко внедряются в нашей республике.

Поэтому овладение комплексом экологических знаний и умений студентом и формирование патриотического сознания

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

нужно понимать следующим образом: если он не готов к осознанным природоохранным поступкам в своей жизнедеятельности, то экологическое образование патриотической направленности утрачивает свою значимость.

При системном педагогическом воздействии на учащихся природоохранного опыта народной экологии в вузовском воспитании, начиная с первого курса необходимо возвратить идею взаимосвязи людей с окружающим миром. что воспитывалось нашими предками, которые передавали свой опыт будущим поколениям.

Народная экология - это, прежде всего, эмпирические экологические знания, передаваемые из поколения в поколение [6].

Перед народной экологией часто возникают житейские экологические проблемы, связанные с природой Дагестана и здоровьем граждан республики. Народную экологию можно подразделить на несколько разделов, в том числе промышленную, сельскохозяйственную экологию, конечно, экологию человека.

На студенческую молодежь опыт народной экологии оказывает комплексное педагогическое воздействие, воспитывая патриотизм и любовь к своей республике.

В связи с ухудшением состояния окружающей среды в Республике Дагестан необходимо строить систему вузовского образования так, чтобы студент, начиная с первого курса, осознал неразрывную связь общества и природы, что особо ценилось в Дагестане на протяжении веков. Это народная промысловая экология - народные традиции при сборе ягод, орехов, лекарственных трав. Также народная сельскохозяйственная экология - опыт дагестанцев по разведению сельскохозяйственных растений и животных.

Особое внимание необходимо уделять народной фенологии и агроклиматологии. На их основе созданы земледельческие календари, которые известны у многих дагестанских народов и приобретают все большую популярность у нынешних земледельцев.

Также студенты должны знать о лечебных факторах природы для профилактики и лечения заболеваний, для поддержания, развития и укрепления иммунитета.

Народные знания о лесе, как факторе укрепления здоровья, отражены в пословицах и поговорках: «Человек без родины -соловей без леса», «Лес водой живет, лес и

воду бережет», «Не высок лесок, а от ветра защита», «Не мудрено дерево срубить, мудрено вырастить», «Больше леса -больше снега, больше хлеба», «Сколько волка не корми, а он все в лес глядит» и т. д., которые предлагаются нами студентам в ходе учебы [1].

На семинарах студенты получают информацию о природных ресурсах леса Дагестана.

Благодаря народным целителям Дагестана сведения из народной природотера-пии не потеряли своего значения до сих пор.

Так, например, народная медицина Дагестана повсеместно пользовалась разнообразной растительностью своего края. У нас для лечения различных заболеваний широко рекомендовались различные лекарственные растения.

Весьма популярно применение лекарственных растений в народной дагестанской медицине и знания эти безусловно также способствуют патриотической направленности занятий со студентами в вузе.

Письменные памятники Дагестана свидетельствуют, что для лечения целители использовали чабрец. Имеются также наблюдения о действии граната и кизила при расстройствах. Пастушья сумка, крапива, мокрица ипользовались при различных гинекологических заболеваниях.

Также народная строительная экология - практический опыт дагестанского народа по созданию экологического жилья, например, саманного. На обогрев их требуется в 5-6 раз меньше топлива. В саманных домах тепло зимой и прохладно летом. С давних пор дагестанцы использовали энергию ветра (ветряные мельницы), что способствовало энергосбережению при среднегодовой скорости ветра 4 м/с, что очень актуально для Дагестана.

Вывод

Народная экологическая культура дагестанцев как определенный комплекс знаний, умений, навыков, обычаев, традиций, обрядов, стереотипов поведения и т. д. накапливалась по крупицам, веками тщательно отбиралась и закреплялась.

Таким образом, несомненно, в вузах можно использовать природоохранный опыт народной экологии дагестанцев, который обладает мощнейшим потециалом для патриотического воспитания студентов.

94 ••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019

Литература

1. Астарханова Н. Р. Формирование экологического отношения к природе средствами народной экологии. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 224 с.

2. Гасанов З. Т. Педагогика межнационального общения: учебное пособие. М., 1999. 390 с.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.». Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493.

4. Нюдюрмагомедов А. Н. Предмет и основные категории педагогической экологии. Осно-

1. Astarkhanova N. R. Formirovanie ekologicheskogo otnosheniya k prirode sredstvami narodnoj ekologii [Formation of ecological attitude to nature by means of folk ecology]. Diss. ... Ph. D. (Pedagogy). Moscow, 2004. 224 p. (In Russian)

2. Gasanov Z. T. Pedagogika mezhnacion-al'nogo obshcheniya: uchebnoe posobie [Pedagogy of international communication: textbook]. Moscow, 1999. 390 p. (In Russian)

3. Gosudarstvennaya programma «Patriotich-eskoe vospitanie grazhdan RF na 2016-2020gg.». Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 № 1493 [The state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020". Resolution Of the government of the Russian Federation of 30.12.2015 No. 1493] (In Russian)

4. Nyudyurmagomedov A. N. Predmet i osnov-nye kategorii pedagogicheskoj ekologii. Osnovy

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Астарханова Нурият Раджабовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Рабаданова Патимат Магомедовна, кандидат биологических наук, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, Дагестанский государственный медицинский университет (ДГМУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Абдулгалимова Гурият Нурахмедов-на, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра медицинской биологии, ДГМУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

вы педагогической экологии. Махачкала: Изд-во ИПЦ ДГУ, 2002. 101 с.

5. Огоновская И. С. Проекты гражданско-патриотической направленности в системе воспитательной работы образовательного учреждения. Проектная деятельность обучающихся: методическое пособие для педагогов. Екатеринбург: Периодика, 2017. 224 с.

6. Шилов М. П. Народная экология: понятия, основные направления проблемы и перспективы // Евразия. Экологический мониторинг. 1996. № 1. С. 19-22.

pedagogicheskoj ekologii [Subject and main categories of pedagogical ecology. Fundamentals of pedagogical ecology]. Makhachkala, IPTS DSU Publ., 2002. 101 p. (In Russian)

5. Ogonovskaya I. S. Proekty grazhdansko-patrioticheskoj napravlennosti v sisteme vospi-tatel'noj raboty obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Proektnaya deyatel'nost' obuchayushchihsya: metodicheskoe posobie dlya pedagogov [Projects of civil-Patriotic orientation in the system of educational work of an educational institution. Project activity of students: methodical manual for teachers]. Ekaterinburg, Periodika Publ., 2017. 224 p. (In Russian)

6. Shilov M. P. People's ecology: concepts, main directions, problems and prospects. Ev-raziya. Ekologicheskij monitoring [Eurasia. Ecological monitoring]. 1996. No. 1. Pp. 19-22. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Affiliations Nuriyat R. Astarkhanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Patimat M. Rabadanova, Ph. D. (Biology), assistant professor, the chair of Life Safety and Emergency Medicine, Dagestan State Medical University (DSMU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Guriya N. Abdulgalimova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Medical Biology, DSMU, Makhachkala, Russia; email: [email protected]

References

Принята в печать 05.05.2019 г.

Received 05.05.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.