Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЕКТНО-ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЕКТНО-ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВРИСТИКА / ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД / КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / HEURISTICS / HEURISTIC METHOD / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салманова Джамила Абдулкафаровна, Чупанов Абдулла Хизриевич, Мога Николай Данилович, Файзуллаева Елена Дмитриевна

Цель - исследовать процесс развития студентов при применении эвристических технологий в обучении. Методы. Изучение научной литературы посвящённой проблеме развития творческой активности, анализ и обобщение полученных выводов. Результаты. Дано определение творческой активности и эвристической деятельности. Установлены факторы, влияющие на развитие творческой активности. Установлены методы организации эвристической деятельности. Выводы. Применение эвристической деятельности позволяет развить творческую активность студентов в проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салманова Джамила Абдулкафаровна, Чупанов Абдулла Хизриевич, Мога Николай Данилович, Файзуллаева Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE DEVELOPMENT OF THE STUDENTS IN PROJECT-HEURISTIC ACTIVITY

The aim of the article is to study the process of development of students in the application of heuristic technologies in teaching. Methods. The study of scientific literature on the development of creative activity, analysis and generalization of the findings. Result. The definition of creative activity and heuristic activity is given. The factors influencing the development of creative activity are established. The methods of heuristic activity organization are established. Conclusion. Application of heuristic activity allows to develop creative activity of students in project activity.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЕКТНО-ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

родовикова), Элиста, Россия; e-mail: [email protected]

Саид Редван Радман Мохаммед, аспирант, кафедра психологии, КГУ им. Б. Б. Городовикова, Элиста, Россия; e-mail: ra-dhwanradman [email protected].

Redvan Radman Mokhammed Said,

postgraduate, the chair of Psychology, B. B. Gorodovikov KSU, Elista, Russia; e-mail: [email protected].

Принята в печать 18.05.2019 г.

Received 18.05.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.147

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-31-36

Творческое развитие студентов в проектно-эвристической деятельности

© 2019 Салманова Д. А. 1 Чупанов А. Х. 1 Мога Н. Д. 2, Файзуллаева Е. Д. 3

1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected], [email protected] 2 Специализированное дошкольное учреждение санаторного типа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата № 248,

Одесса, Украина; e-mail: [email protected] 3 Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия; e-mail: elenа[email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель - исследовать процесс развития студентов при применении эвристических технологий в обучении. Методы. Изучение научной литературы посвященной проблеме развития творческой активности, анализ и обобщение полученных выводов. Результаты. Дано определение творческой активности и эвристической деятельности. Установлены факторы, влияющие на развитие творческой активности. Установлены методы организации эвристической деятельности. Выводы. Применение эвристической деятельности позволяет развить творческую активность студентов в проектной деятельности.

Ключевые слова: эвристика, эвристический метод, креативность, творческие способности.

Формат цитирования: Салманова Д. А., Чупанов А. Х., Мога Н. Д., Файзуллаева Е. Д. Творческое развитие студентов в проектно-эвристической деятельности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 31-36. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-31-36_

Creative Development of the Students in Project-Heuristic Activity

© 2019 Dzhamila A. Salmanova 1 Abdulla Kh. Chupanov 1 Nikolay D. Moga 2, Elena D. Fayzullaeva 3

1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected], [email protected] 2 Specialized Preschool Sanatorium for Children with Disorders of the Musculoskeletal System No. 248, Odessa, Ukraine, e-mail: [email protected] 3 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia; e-mail: elenа[email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is to study the process of development of students in the application of heuristic technologies in teaching. Methods. The study of scientific literature on the development of creative activity, analysis and generalization of the findings. Result. The definition of creative activity and heuristic activity is given. The factors influencing the development of creative activity are established. The methods of heuristic activity organization are established. Conclusion. Application of heuristic activity allows to develop creative activity of students in project activity.

Key words: heuristics, heuristic method, creativity, creativity.

For citation: Salmanova D. A., Chupanov A. Kh., Moga N. D., Fayzullaeva E. D. Creative Development of the Students in Project-Heuristic Activity. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 31-36. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-31-36 (In Russian)

Введение

В наши дни проблемы современного обучения являются весьма актуальными. Во многих странах изучают проблемы, связанные с развитием студентов как творческих личностей. Человека творческого, как личность можно охарактеризовать такими качествами как:

- развитый интеллект, который позволяет находить решение задачи используя творческий подход;

- стремление, направленное на саморазвитие, а также совершенствование самого себя;

- готовность рисковать, а также способность просчитывать риски;

- возможность адаптироваться к ситуации, которая изменяется в течение времени;

- уверенность в своих силах и возможностях, коммуникабельность, а также повышенная мобильность.

Все эти качества присущи абсолютно всем людям в той или иной мере. Задача педагога высшего учебного заведения помочь студентам развить эти качества. Зачастую студенты получают знания, но применять их с творческим подходом фактически не могут. Получая знания о профессии, студенты должны не только уметь ориентироваться в будущем, допустим сложном технологическом производстве как специалист, но и уметь решать проблемы и поставленные перед ними задачи, используя творческий подход, а также присущие ему качества.

Цель исследования - установить факторы, влияющие на развитие творческой активности студентов при использовании эвристической деятельности в проектной деятельности студентов.

Вопросы творческого развития личности рассматриваются в работах Р. Архейма, Э. Боно, Л. С. Выготского, Д. Б. Богоявленской, Я. А. Пономарёва, А. М. Матюшкина [5, с. 74-76].

Методы исследования

Метод поиска, а также анализа научной литературы посвященной проблеме разви-

тия творческих качеств личности позволяет отметить В. А. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова, И. П. Волкова, как основных ученых и педагогов, выделявших активные формы обучения, использующих их для развития творческой активности обучаемых.

Анализ научной литературы, который посвящен исследованиям функции различных эвристических технологий позволяет нам выделить исследования таких ученых как Л. М. Фридман, а также Е. Н. Турецкого. Их исследование помогает нам выделить следующие функции:

- использование полученных знаний для решения проблем и применение их в действии самостоятельно;

- в каждой сложившейся традиционной ситуации уметь выявить новую проблему;

- изучая какой-либо объект, давать ему при характеристике новые признаки;

- всестороннее развитие личности. Это касается как умственных способностей, так и формирования новых навыков;

- развитие личности как закономерность рассматривается различными учеными и педагогами. Все они считают развитие личности потребностью, соотносимой к творческой деятельности.

Г. К. Селевко утверждает, что существуют различные виды активной деятельности человека. Деятельность человека, которая считается творческой может проявляться также несколькими видами [7, с. 232].

Например, если человек участвует в творческой деятельности и при этом использует уже готовый предложенный ему вариант, такая деятельность называется подражательно-пассивной. В случае, когда человек в творческой деятельности выбирает какой вариант будет использовать из нескольких предложенных, такая деятельность будет называться подражательно-активной.

Также существует третий вид деятельности, который называется творческой де-

ятельностью - это определение участия деятельности человека в создании чего-то нового.

Подводя итог можно сказать, что каждый студент руководствуется тем или иным видом деятельности на определенных этапах. Педагог должен это учитывать при построении системы обучения.

Процесс построения учебы, который позволяет развивать различные особенности творческой деятельности студентов основывается на их творческих возможностях, а также активности.

В своих исследованиях И. Я. Лернер установил какие элементы являются составляющими творческих способностей [1].

Первым элементом является выявление проблемы, которая является основой для уже знакомой ситуации.

Вторым он определил способность уметь устанавливать новые, а также скрытые функции объектов, которые уже известны.

Третьим элементом является установление взаимосвязей, которые существуют в структуре рассматриваемого объекта.

Четвертым - умение создавать новый способ решения поставленной задачи или проблемы, используя в качестве основы уже известные методы.

И последним пятым - установление, а также введение в действие того самого нового метода, который ранее был неизвестен.

При этом в качестве условия активизации творческого процесса выступает такая проблема, которая может быть решена только нетрадиционным способом. В ходе творческой деятельности устанавливается тот самый оригинальный метод, который является отличным от других уже известных [5, с. 81-84.].

Одной из составляющих творческую деятельность студентов особенностью является установление в ходе самой творческой деятельности для себя новых ценностей.

Используя при обучении эвристическую технологию, педагог позволяет студентам больший уровень самостоятельности при ведении деятельности, а также возможность творческого поиска.

Реализуя методику, которая позволит сформировать творческие способности в ходе применения эвристической технологии необходимо предполагать следующее:

- уровень, с которым будут развиваться студенты должен быть общим для всех.

- особенности возраста обучающихся, которые необходимо учитывать при формировании творческой сферы деятельности;

- психологические и иные особенности самих студентов ввиду того, что все они не похожи друг на друга;

- уникальные особенности предмета, в ходе изучения которого применяется эвристическая технология.

При этом условия, в которых творческие способности студентов будут формироваться, являются следующими:

1. Одним из самых главных условий является проявление интереса непосредственно со стороны студента. Этот интерес должен быть направлен не только на развитие творческой активности, но и на сам предмет изучения.

2. Вторым условием выступает проявление творческой активности в какой-либо степени.

3. Следующим условием является проявление эмоций, являющихся ключевыми со стороны студентов.

4. Четвёртым условием является положительное влияние самого процесса обучения.

При этом в качестве задач, которые педагог должен перед собой поставить необходимо выделить следующее:

- непрерывный процесс, направленный на воспитание студента как творческого индивидуума;

- развитие мышления студентов, которое является креативным;

- постоянное и непрерывное обогащение студентов необходимым запасом знаний;

- формирование у студентов навыков и компетенций, являющихся общеучебными;

- помощь в расширении самостоятельности студентов при организации творческой деятельности.

Различия эвристической технологии обучения от традиционного обучения являются разнообразными. При этом в качестве главного отличия можно выделить подведение итогов по результатам. В эвристической технологии положительным результатом, полученным студентом является степень отличия от заданного образца контрольного результата. При этом в системе традиционного обучения абсолютно противоположно положительным результатом считается максимально схожий с образцом контрольного результата [3, с. 96].

Сами методы применения эвристической технологии в обучении преследуют цели формирования различных образовательных показателей. В качестве образовательного показателя может выступать любая творческая деятельность студента в заданном направлении.

Создание чего-либо принципиально нового, будь то проект, диалог, какая-либо теория в зависимости от заданного направления предмету, является проявлением творческой активности. Список проявления может быть самым разнообразным и зависит только от творческого уровня студента.

Методы эвристической работы также могут быть разнообразными [6, с. 22-45].

Например, метод эвристического погружения - представляет собой определенную форму обучения, в которой образовательная доминанта сохраняется в течение неопределенного времени за счет применения эвристического метода обучения.

Эвристическое погружение ограничивается рамками какого-то определенного события, в качестве такого события может быть рассмотрена какая-то эпоха, творчество какого-либо писателя, страна, теории или понятия.

Другим видом является эвристическая олимпиада, в ходе которой студенты получают возможность творческого самовыражения максимально доступного уровня. При проведении эвристической олимпиады в качестве оценки выступает не правильность полученного результата, а уровень проявленного творчества при решении поставленной задачи.

Также необходимо выделить такой вид эвристической работы как деловая игра. Деловая игра позволяет студентам максимально погрузиться в творческую сферу занятости. Туда можно отнести вопросы разработок, а также защиту проектов, которые создаются студентами [2, с. 192].

Результаты

Мы установили, что творческую работу различают по типу, а также по затраченному времени на ее выполнение, третий критерий - это объем проделанной творческой работы.

Так, например, один из видов творческой работы - это задания, которые выполняются прямо в аудитории. Подобные занятия показывают результат здесь и сейчас.

Другим видом творческой работы являются текущие задания, которые препо-

даватель дает студентам для выполнения их в течение указанного времени, как правило от 1 до 3 дней.

Подобный вид работы хорош тем, что решаемую задачу нет необходимости оформлять и защищать результат.

И в качестве последнего вида творческой работы студентов можно выделить работы по подведению итогов, квалификационные, зачетные или работы экзаменационного плана.

Как правило срок выполнения подобных работ составляет от 1 до 3 месяцев или больше. При этом результаты, которые получают по итогам проведенной работы надлежат оформлению соответствующим образом и фиксированию.

Метод смыслового видения. Совместная концентрация на образовательном объекте физического зрения и любознательно настроенного разума разрешает понять (увидеть) первопричину объекта. Требуется создание у студента определенного настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятельности.

Метод символического видения. Символ может выступать средством наблюдения и познания реальности. Преподаватель предоставляет студентам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.

Метод "Если бы..." - студентам предлагают составить описание или нарисовать картину о том, что случится, если рассматриваемый объект обретёт иные качества, что-либо изменится.

Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами. Заключительный эффект подобным воображениям могут придать "Рекорды Гиннесса", находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.

Метод агглютинации. Студентам дается задание соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить, например, горячий снег, вершину пропасти, сладкую соль, черный свет.

Мозговой штурм (Л. Ф. Осборн). Задача метода - собрать воедино как можно большее число идей в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринужденной обстанов-

ке. Работа организуется в следующих группах: генерации идей, генерации контридей, анализа проблемной ситуации и оценки идей. Генерация идей проходит в группах по определенным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Предельно поощряются реплики, шутки. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются разнообразные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно выделяют только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.

Метод синектики (Дж. Гордон) основывается на методе мозгового штурма, различного вида аналогии (словесной, обратной, личной), инверсии, ассоциаций и др. Сперва обсуждаются общие признаки проблемы, выставляются и отсеиваются первые решения, создаются и развиваются аналогии, выбираются альтернативы ис-

1. Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М. : Просвещение, 2015. 240 с.

2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М. : Просвещение, 2015. 192 с.

3. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М. : Знание, 2006. 96 с.

4. Грановская P. M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб. : OMS, 2014. 465 с.

1. Andreev V. I. Evristicheskoe programmiro-vanie uchebno-issledovatel'skoj deyatel'nosti [Heuristic programming of educational and research activities]. Moscow, Prosveshenie Publ., 2015. 240 p. (In Russian)

2. Babansky Yu. K. Optimizaciya uchebno-vospitatel'nogo processa [Optimization of educational process]. Moscow, Prosveshenie Publ., 2015. 192 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Bogoyavlenskaya D. B. Puti k tvorchestvu [Ways to be creative]. Moscow, Znanie Publ., 2006. 96 p. (In Russian)

4. Granovskaya R. M., Kazanskaya Y. S. Tvor-chestvo i preodolenie stereotipov [Creativity and

пользования аналогий для понимания проблемы, идет поиск новых аналогий, возвращаются к проблеме.

Выводы

Применение вышеперечисленных методик развивает творческую личность студента. Все студенты, принимающие участие, обучаются по одной системе, что обеспечивает равный подход ко всем, при этом эвристическая работа по своей сути подразумевает активизацию творческой активности с учётом индивидуальных особенностей каждого из студентов.

Развитие творческой активности направляется поставленными задачами и проблемами, предложенными преподавателем.

То есть соблюдаются основные условия как для активизации творческой активности студентов, так и для применения эвристической деятельности в полном смысле этого определения. Основной вывод -применение эвристических методик позволяет достигнуть активизации творческой активности студентов.

5. Ермолаева-Томина Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 74-84.

6. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для психологов. М. : ИН-ТОР, 2017. С. 22-45.

7. Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений. М. : Педагогика, 2015. 232 с.

overcoming stereotypes]. Saint Petersburg, OMS Publ., 2014. 465 p. (In Russian)

5. Ermolaeva-Tomina L. B. Experimental study of creativity. Voprosy psihologii [Questions of Psychology]. 2015. No. 4. Pp. 74-84. (In Russian)

6. Kratkij test tvorcheskogo myshleniya. Fig-urnaya forma: posobie dlya psihologov [A brief test of creative thinking. Figure shape: a guide for psychologists]. Moscow, INTOR Publ., 2017. Pp. 22-45. (In Russian)

7. Kulyutkin Yu. N. Evristicheskie metody v strukture reshenij [Heuristic methods in the structure of solutions]. Moscow, Pedagogika Publ., 2015. 232 p. (In Russian)

Литература

References

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Салманова Джамила Абдулкафаровна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Чупанов Абдулла Хизриевич, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: achu-68@mail

Мога Николай Данилович, кандидат педагогических наук, инструктор по физической культуре и лечебной физической культуре, Специализированное дошкольное учреждение санаторного типа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата № 248, Одесса, Украина; e-mail: [email protected]

Файзуллаева Елена Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного образования, Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия; e-mail: elenа[email protected]

Принята в печать 05.05.2019 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Affiliations Dzhamila A. Salmanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Abdulla Kh. Chupanov, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education, DSPU, Makhachkala, Russia; email: [email protected]

Nikolay D. Mоga, Ph. D. (Pedagogy), instructor in Physical Culture and Therapeutic Physical Training, Specialized Preschool Sanatorium for Children with Disorders of the Musculoskeletal System No. 248, Odessa, Ukraine; e-mail: [email protected]

Elena D. Fayzullaeva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Preschool Education, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia; e-mail: [email protected]

Received 05.05.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 372.881.161.1

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-36-43

Проблема лингводидактической теории синтаксической ошибки в речи обучающихся в отечественной педагогической практике

© 2019 Цховребов А. С. 1 Магомедова Т. И. 2

1 Военная академия материально-технического обеспечения

им. генерала армии А. В. Хрулева, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected] 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель - выявить проблему лингводидактической теории синтаксической ошибки в речи обучающихся в отечественной педагогической практике, а также проанализировать различные точки зрения ученых-лингвистов по проблеме квалификации речевых недочетов. Методы. Аналитический, описательный, теоретический анализ, обобщение. Результаты. Синтаксические ошибки - отклонения от установленных литературных норм языка, связанные с неверным построением словосочетаний, простых и сложных предложений, нарушением порядка слов в них. В современной методической науке синтаксические ошибки должны выделяться в самостоятельный класс неправильностей, связанных с нарушением норм синтаксиса словосочетания и предложения (простого и сложного) и должны квалифицироваться как синтаксические. Выводы. Установлено, что большинством ученых синтаксические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.