Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 373.1
DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-2-104-109
Правовые компетенции в содержании подготовки бакалавров по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
© 2023 Чупанов А. Х., Хагажеев М. А.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, achu-68@mail.ru, mkhagazheev@yandex.ru
Резюме. Целью исследования является изучение специфики формирования правовых компетенций бакалавров психолого-педагогического образования и их соответствия педагогической практике. Методы. В основе данного исследования лежит изучение научной литературы, посвященной проблеме правовых компетенций и анализа содержания профильных ФГОС ВО, с сопоставлением особенностей правовых компетенций практикующих педагогов. Результаты. На основе анализа содержания ФГОС подготовки бакалавров и магистров педагогического образования и сопоставления их с существующей практикой определен ряд проблем, не позволяющих обеспечить эффективное развитие правовой компетентности выпускников вузов. Выводы. Необходимо увеличить значение правовых дисциплин в структуре образовательных программ, учет позиций практикующих педагогов в определении содержания ФГОС и направлений совершенствования работы со студентами.
Ключевые слова: правовые компетенции, правовая компетентность, правовая грамотность, ФГОС ВО, правовые дисциплины, правовые знания
Формат цитирования: Чупанов А. Х., Хагажеев М. А. Правовые компетенции в содержании подготовки бакалавров по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 2. С. 104-109. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-2-104-109_
Juridic Competencies in the Content of Training for the Bachelor's Degree for the Course 44.03.02 "Psychological and Pedagogical Education"
© 2023 Abdulla Kh. Chupanov, Mirbek A. Khagazheev
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, achu-68@mail.ru, mkhagazheev@yandex.ru
ABSTRACT. The aim of the research is to study the specifics of the formation of juridic competencies of bachelors of psychological and pedagogical education, and their compliance with pedagogical practice. Methods. The basis of this research is the study of scientific literature dealt with the problem of legal competencies and the analysis of the content of the specialized FSES HE, with a comparison of the features of the juridic competencies of practicing teachers. Results. Having analyzed the content of the existing requirements of the Federal State Educational Standard for the pedagogical bachelors' and masters' training and comparing them with existing practice, a number of problems were identified that do not allow for the effective development of the legal competence of university graduates. Conclusions. Based on the conducted research, the authors conclude that it is necessary to increase the importance of juridic disciplines in the structure of educational programs, the need to take into account the positions of practicing teachers in determining the content of the Federal State Educational Standard and improving work with students.
Keywords: juridic competencies, juridic competence, legal literacy, Federal State Educational Standard, juridic disciplines, juridic knowledge
For citation: Chupanov A. Kh., Khagazheev M. A. Juridic competencies in the content of training for the bachelor's degree for the course 44.03.02 "Psychological and pedagogical education". Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences, 2023, vol. 17, no. 2, pp. 104-109. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-2-104-109 (in Russian)
Введение
В современных условиях важнейшим профессиональным качеством, указывающим на компетентность того или иного специалиста, является правовая грамотность. Так, правовая грамотность позволяет наиболее эффективно не только реа-лизовывать профессиональные задачи, но и обеспечивать решение бытовых вопросов и проблем, стоящих перед человеком [7]. Правовая грамотность при этом формируется на всем протяжении жизни индивида, являясь неотъемлемой частью процесса социализации. Элементарные представления о нормах поведения формируются в раннем детстве, в ходе социализации эти представления усложняются, появляются новые знания, новые нарративы, которые отвечают потребностям развивающегося индивида. Наиболее значимым в формировании правовых знаний, а следовательно, и правовой грамотности является процесс обучения в старшей школе и процесс получения профессионального образования, когда будущий выпускник осваивает и общее содержание правовых основ функционирования общества, и частные аспекты правового регулирования профессиональной деятельности.
Правовая грамотность, таким образом, нужна любому, вне зависимости от социального положения, рода и вида профессиональной деятельности. Однако особое значение приобретает правовая грамотность педагога, которому в процессе реализации трудовых обязанностей необходимо регулярно обращаться к различным видам нормативных правовых актов, использовать содержание нормативных правовых актов и решать бытовые вопросы. И обеспечение готовности педагога к решению различных типов задач, связанных с применением правовых норм, во многом связано с процессом профессионального обучения.
Современные педагоги преимущественно являются выпускниками высших учебных заведений, поэтому следует обратить внимание на специфику формирования правовых компетенций как основы формирования правовой грамотности со-
временного педагога - выпускника высшего учебного заведения [9]. Таким образом, в качестве цели данного исследования мы можем представить изучение соответствия содержания правовых компетенций будущих педагогов, определенных во ФГОС ВО, актуальным потребностям педагогической практики при работе в условиях средней школы.
Материалы и методы
Проблема правовой компетентности раскрывается в работах разных отечественных и зарубежных исследователей. Так как категория «правовая компетентность» является неотъемлемой частью представления о компетентности и компетенциях, которое сформировалось в ходе развития систем образования, существующих в рамках Болонского процесса [1], можем отметить принципиальную важность правовой компетентности для обеспечения образовательного процесса. Аналогичным образом выстраивалась система представлений о компетентностном подходе и в отечественных реалиях [8], с учетом параллельности процесса развития представлений о компетенциях и важности реализации Болон-ского процесса. Собственное видение компетенций и представление о компетентности, которые определили реализацию ком-петентностного подхода, в начале этого века предлагали такие исследователи, как И. А. Зимняя [2], А. В. Хуторской [12] и др.
Ученые указывают, что в настоящее время теоретическая категория «правовая компетентность» практически не отражена в содержании большей части федеральных государственных образовательных стандартов [3; 4]. Это позволяет нам более детально раскрыть содержание образования с точки зрения адаптации выпускников к профессиональной деятельности [6]. Безусловно, подобное представление о правовой компетентности не позволяет выстраивать образовательный процесс, который был бы ориентирован на формирование правовой компетентности как одной из ключевых составных частей компетентности выпускников педагогических специальностей.
Наше исследование направлено на анализ соответствия содержания ФГОС ВО существующей педагогической практике в контексте использования элементов, определяющих правовую компетентность педагога. Именно поэтому в рамках исследования рассматривается как содержание правовых актов (прежде всего ФГОС), так и практика работы педагогов в текущих условиях. На основе сопоставления двух данных аспектов представления о правовых компетенциях в профессионализме педагогов мы можем сделать вывод о перспективных направлениях совершенствования практики подготовки их в условиях вуза.
Результаты и обсуждение
Усложнение социальных отношений неминуемо ведет к усложнению правового поля и социально-правовых проблем, с которыми в том числе сталкивается педагог в своей практической деятельности. Фактически современному выпускнику педагогической специальности необходимо знать не только общие правовые аспекты, определяющие жизнедеятельность, но и основы правового регулирования образовательного процесса, иметь представление о содержании образовательных стандартов и иных методических и правовых документов, определяющих основы правого регулирования профессиональной деятельности. Подобное обстоятельство определяет необходимость соответствующей подготовки будущих педагогов к использованию нарративов, связанных с правовой компетентностью, и формирования правовой компетентности выпускников вуза.
Однако, как мы уже указывали ранее, сама категория «правовая компетентность» преимущественно является теоретической, поскольку напрямую в содержании основных документов, определяющих реализацию компетентностного подхода (ФГОС ВО), эта категория фактически не используется, а даются отсылки к правовым актам и использованию правовых знаний в реализации профессиональных обязанностей. Так, например, мы можем обратить внимание, что в рамках ФГОС подготовки бакалавров педагогического образования прямо или косвенно с правовой компетентностью связаны универсальные компетенции (разработка и реализация проектов, системное и критическое мышление, безопасность жизнедеятельности) и общепрофессиональные
компетенции (правовые и этические основы профессиональной деятельности, разработка основных и дополнительных образовательных программ, контроль и оценка формирования результатов образования, взаимодействие с участниками образовательных отношений).
Выпускник бакалавриата при этом преимущественно ориентирован на использование элементов, определяющих правовую компетентность в первую очередь для сопровождения образовательного процесса. Однако, сталкиваясь с практикой, мы видим, что педагогам в рамках данных компетенций необходимо использовать широкий набор междисциплинарных правовых знаний, в том числе знаний о правовом регулировании работы системы образования РФ, содержание региональных правовых актов и локальных нормативных документов.
Учитывая это, высшее учебное заведение может обеспечить формирование знания не только базовых нормативных правовых актов (Конституция РФ, ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС НОО, ООО), но и нормативных правовых актов, которые регулируют работу образовательных учреждений в конкретном субъекте РФ, а также частные аспекты образовательного процесса. Однако прямо в содержании ФГОС ВО требования к освоению фундаментальных правовых актов, не установлены. Программы обучения педагогов зачастую посредственно регулируют перечень осваиваемых студентами нормативных правовых актов, при этом отсутствуют меры контроля их освоения. На практике мы видим, что педагоги самостоятельно осваивают содержание таких правовых актов и после окончания обучения в вузе, что мы считаем значительной проблемой из-за потенциального неправильного понимания нормативной правовой базы.
В процессе подготовки магистрантов, как мы можем констатировать, несмотря на то обстоятельство, что выпускник магистратуры готовится в том числе к организационно-управленческой деятельности (как и выпускник бакалавриата), которая подразумевает необходимость учета содержания нормативных правовых актов, среди универсальных компетенций мы не находим новых универсальных и общепрофессиональных компетенций, которые
позволят выпускнику магистратуры учитывать правовые нормы в организационно-управленческой деятельности на принципиально новом уровне. В педагогической же практике представители административно-управленческого персонала, преимущественно имеющие степень магистра, сталкиваясь с потребностью использовать более широкий перечень нормативных правовых актов, адаптируют содержание концепций к условиям конкретной школы и, что не менее важно, благодаря широкой практике составления различных видов отчетности, имеют возможность влиять на развитие правовой базы, регулирующей работу образовательных учреждений. Однако ФГОС магистратуры не предусматривает обеспечение расширенного формирования правовой компетентности у магистрантов, в сравнении с бакалаврами.
Между тем для решения задач, связанных с контролем образовательного процесса, реализуемого в современных школах, на регулярной основе проводится проверка правовых знаний педагогов в форме квалификационных испытаний в ходе аттестации педагогов [5]. Особое внимание при этом уделяется тематикам, связанным с изучением уровня и характера знаний педагогов о специфике защиты законных прав и интересов детей. Можно констатировать, что в циклах правовых дисциплин и специальных профессиональных и общепрофессиональных дисциплин международные нормативные правовые акты, равно как и фундаментальные, принципиально важные нормативные правовые акты студентами изучаются не в полной мере, а их знание образовательных стандартов, критически важных для работы педагога, является поверхностным. Следует отметить, что практикующие педагоги в случае необходимости самостоятельно изучают и Конституцию РФ, и международные правовые акты по вопросам обеспечения защиты прав несовершеннолетних.
Еще одним аспектом правовой компетентности, который изучается специализированными комиссиями, видится готовность педагогов к применению правовых знаний в профессионально-педагогической деятельности [10]. И сегодня можно говорить об отсутствии условий, которые формировали бы готовность будущих пе-
дагогов к систематизированному применению нормативных правовых актов. Более того, нередко педагоги не следуют законодательству при решении проблем, возникающих в педагогической практике. Например, следует обратить особое внимание на сельские малокомплектные школы, где попросту не созданы условия для полноценной реализации содержания законодательства педагогами [11], и они вынуждены самостоятельно адаптировать содержание нормативных правовых актов к своим условиям работы [13]. Это дополнительно подчеркивает важность формирования правовых знаний, которые позволят педагогу наиболее эффективно решать поставленные перед ним задачи.
Выводы
Учитывая сказанное выше, мы можем констатировать, что для развития законодательства, регламентирующего образовательный процесс, необходимо обеспечивать привлечение практикующих педагогов, в том числе для регулирования процесса подготовки будущих педагогов. Так, явное игнорирование значения правового компонента профессиональной педагогической деятельности в содержании ФГОС не позволяет обеспечить необходимый уровень знания правовых норм, формирования правовых умений и навыков, необходимых, как мы выяснили, и педагогам, и административно-управленческому персоналу. Более того, в содержании ФГОС по направлениям бакалавриата и магистратуры мы не находим значительных отличий в понимании элементов, составляющих правовую компетентность, что также негативно сказывается на результативности работы выпускников педагогического вуза.
Следовательно, правовые компетенции современных педагогов в существенно большей степени связаны с их возможностью и готовностью к самостоятельному освоению содержания правовой базы, регулирующей вопросы образования, которые педагогу необходимо решать на практике, в конкретных педагогических условиях. Именно поэтому мы считаем необходимым повсеместное распространение в ходе подготовки будущих педагогов (в рамках программ как бакалавриата, так и магистратуры) предметов, которые были бы связаны с использованием правовых
норм в педагогической практике. Получение большего количества практико-ориен-тированных правовых знаний, умений и навыков в процессе обучения в вузе мы видим залогом развития правовой культуры
ность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 5. С. 67-70.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
3. Кибизова Е. К. Формирование правовой компетентности выпускников высшего педагогического образовательного учреждения // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 262-269.
4. Киндяшова А. С., Дьяконова Я. А. Теоретико-методологические основы формирования правовой компетентности будущего педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 9 (186). С. 118-124.
5. Киндяшова А. С. Правовая компетентность учителя сельской школы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 13 (115). С. 131-135.
6. Муртазалиев А. М., Мирзаев М. А. Правовая компетентность будущего педагога // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2016. Т. 19. № 3. С. 13-17.
7. Муртузалиева М. А., Салманова Д. А., Меджидова А. М. Методологические подходы к исследованию правовой культуры бакалавра образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 2 (27). С. 165-167.
nost"' i "kompetenciya" v sovremennoj obra-zovatel'nojparadigme. [The categories of "competence" and "competence" in the modern educational paradigm]. Sbornik nauchnyh trudov Severo-Kavkazskogo gosudarstvennogo tekhnich-eskogo universiteta. Seriya "Gumanitarnye nauki", 2007, no. 5, pp. 67-70 (in Russian).
2. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetencii - no-vaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. [Key competencies - a new paradigm of educational outcomes]. Journal "Higher Education Today", 2003, no. 5, pp. 34-42 (in Russian).
3. Kibizova E. K. Formirovanie pravovoj kompe-tentnosti vypusknikov vysshego pedagog-
педагога, а следовательно, и залогом формирования правовой грамотности школьников, с которыми предстоит работать выпускнику вуза.
понятиях «компетенция» и «компетентность» // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2013. Вып. 19. № 20 (163). С. 243-251.
9. Салманова Д. А., Билалов М. К. Формирование профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования // Вестник Белгородского института развития образования. 2017. № 4 (6). С. 96-102.
10. Танчук А. А., Жерлицына Ю. В., Жерли-цына М. С. Правовая компетентность учителя сельской школы // Педагогическое мастерство. Материалы XXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2022 г.) / под ред. И. Г. Ахметова. Казань: Молодой ученый, 2022. С. 54-60.
11. Хайбулаев М. X., Джамалудинов Г. М. Проблемы и перспективы развития сельской школы Республики Дагестан // Вестник Социально-педагогического института. 2017. № 2 (22). С. 63-67.
12. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. № 2. С. 58-64.
13. Шахов Ш. К. Доклад к августовскому совещанию работников образования Республики Дагестан «Состояние и перспективы развития системы образования Республики Дагестан» 23 августа 2016 года. URL: https://min-dag-edu-test.uralschool.ru/up-
load/min_dag_edu_test/files/ae/f0/aef0297b9 bf7cb871147b00d88f58294.pdf (дата обращения: 20.04.2023).
mation of legal competence of graduates of a higher pedagogical educational institution]. Journal "The world of science, culture and education", 2018, no. 3 (70), pp. 262-269 (in Russian).
4. Kindyashova A. S., D'yakonova Ya. A. Te-oretiko-metodologicheskie osnovy formirovaniya pravovoj kompetentnosti budushchego peda-goga. [Theoretical and methodological foundations of the formation of the legal competence of the future teacher]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2017, no. 9 (186), pp. 118-124 (in Russian).
5. Kindyashova A. S. Pravovaya kompetent-nost' uchitelya sel'skoj shkoly. [Legal competence
Список источников
1. Гончарова Н. Л. Категории «компетент- 8. Непочатых Е. П. Развитие представлений о
References
1. Goncharova N. L. Kategorii "kompetent- icheskogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. [For-
of a rural school teacher]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 13 (115), pp. 131-135 (in Russian).
6. Murtazaliev A. M., Mirzaev M. A. Pravovaya kompetentnost' budushchego pedagoga. [Legal competence of the future teacher]. Journal "Law Herald of Dagestan State University", 2016, vol. 19, no. 3, pp. 13-17 (in Russian).
7. Murtuzalieva M. A., Salmanova D. A., Medzhidova A. M. Metodologicheskie podxody' k issledovaniyu pravovoj kul'tury' bakalavra obra-zovaniya. [Methodological approaches to the study of legal culture of Bachelor of Education]. Journal "Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology", 2019, no. 2 (27), pp. 165-167 (in Russian).
8. Nepochatyh E. P. Razvitie predstavlenij o po-nyatiyah «kompetenciya» i«kompetentnost'». [Development of ideas about the concepts of "competence" and "competence"]. Journal "Issues in Journalism, Education, Linguistics", 2013, vol. 19, no. 20 (163), pp. 243-251 (in Russian).
9. Salmanova D. A., Bilalov M. K. Formirovanie professional'noj kom-petentnosti bakalavra ped-agogicheskogo obrazovaniya. [Formation of professional competence of a bachelor of pedagogical education]. Journal "Bulletin of the Belgorod Institute of Education Development", 2017, no. 4 (6), pp. 96-102 (in Russian).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Чупанов Абдулла Хизриевич, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, achu-68@mail.ru
Хагажеев Мирбек Асланович, соискатель, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, mkhagazheev@yandex.ru
10. Tanchuk A. A., Zherlicyna Yu. V., Zherlicyna M. S. Pravovaya kompetentnost' uchitelya sel'skoj shkoly. [Legal competence of a rural school teacher]. Pedagogicheskoe masterstvo. Proceedings of the XXII International Scientific Conference, Kazan, February 2022. Kazan, Young Scientist, 2022, pp. 54-60 (in Russian).
11. Khajbulaev M. Kh., Dzhamagudinov G. M. Problemy i perspektivy razvitiya sel'skoj shkoly Respubliki Dagestan. [Problems and prospects of development of rural schools of the Republic of Dagestan]. Bulletin of the Socio-Pedagogical Institute. Humanities and Natural Sciences, 2017, no. 2 (22), pp. 63-67 (in Russian).
12. Hutorskoj A. V. Klyuchevye kompetencii i obrazovatel'nye standarty. [Key competencies and educational standards]. Eidos Online Journal, 2002, no. 2, pp. 58-64 (in Russian).
13. Shahov Sh. K. Doklad k avgustovskomu soveshchaniyu rabotnikov obrazovaniya Respubliki Dagestan «Sostoyanie i perspektivy razvitiya sistemy obrazovaniya Respubliki Dagestan» 23 avgusta 2016 goda. [Report to the August meeting of education workers of the Republic of Dagestan "The state and prospects of development of the education system of the Republic of Dagestan" on August 23, 2016]. Available at: https://min-dag-edu-test.uralschool.ru/upload/min_dag_ edu_test/files/ae/f0/aef0297b9bf7cb871147b 00d88f58294.pdf (accessed: 20.04.2023).
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Abdulla Kh. Chupanov, D. Sc. (Pedagogy), professor, chair of Pedagogy and Technologies of Preschool and Supplementary Education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, achu-68@mail.ru
Mirbek A. Khagazheev, postgraduate, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, mkhagazheev@yandex.ru
Принята в печать 20.05.2023
Received 20.05.2023