Научная статья на тему 'Содержание и программное обеспечение формирования правовой компетентности бакалавра педагогического образования'

Содержание и программное обеспечение формирования правовой компетентности бакалавра педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ / CONTENT / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / LEGAL COMPETENCE / БАКАЛАВР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / BACHELOR OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микаилов Д. А.

В статье отмечено, что формирование правовой компетентности бакалавра педагогического образования происходило с учетом особенностей студентов, как специфической социальной группы людей. Научно-методическое обеспечение и содержание профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования было опреленено в соответствии с задачами нашего исследования. При этом мы объединили в отдельные группы содержание гуманитарных и социальных дисциплин, выделили дисциплины, объединяющие научные знания в рамках изучаемой проблемы. Важными условиями качественной правовой подготовки учащихся выступали квалификация и компетентность педагогов, разработанность технологии формирования правовой компетенции будущего бакалавра педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS AND SOFTWARE FOR FORMING THE LEGAL COMPETENCE OF THE BACHELOR OF TEACHER EDUCATION

In the article it is noted that the formation of the legal competence of the bachelor of pedagogical education took into account the peculiarities of students as a specific social group of people, the researchers determine the scientific and methodological support and content of the professional training of bachelors of pedagogical education, in accordance with the tasks of our study, we combined the content into separate groups humanitarian and social disciplines, singled out the disciplines that unite scientific knowledge in the framework of the studied problem. Important conditions of high-quality legal training of students is the qualification and competence of teachers, development of technology of formation of legal competence of the future bachelor of pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Содержание и программное обеспечение формирования правовой компетентности бакалавра педагогического образования»

Библиографический список

1. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: учебник. Под общей редакцией В.Я. Кикотя. Москва, 2009.

2. Роль руководителя в формировании социально-психологического климата в структурных подразделениях органов внутренних дел: учебно-методическое пособие. Барнаул, 2007.

3. Романенко, И.И. Туманов В.Д., Филиппенкова Н.Ю. Диалектические аспекты процесса воспитания как основы морально-психологического обеспечения органов внутренних дел. Вестник ВИПК сотрудников МВД России. 2011; 3 (19): 34 - 38.

4. Юридическая педагогика в МВД. Под редакцией A.M. Столяренко. Москва, 1997.

References

1. Vospitatel'naya rabota s lichnym sostavom v sisteme Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii: uchebnik. Pod obschej redakciej V.Ya. Kikotya. Moskva, 2009.

2. Rol' rukovoditelya v formirovanii social'no-psihologicheskogo klimata v strukturnyh podrazdeleniyah organov vnutrennih del: uchebno-metodicheskoe posobie. Barnaul, 2007.

3. Romanenko, I.I. Tumanov V.D., Filippenkova N.Yu. Dialekticheskie aspekty processa vospitaniya kak osnovy moral'no-psihologicheskogo obespecheniya organov vnutrennih del. Vestnik VIPK sotrudnikov MVD Rossii. 2011; 3 (19): 34 - 38.

4. Yuridicheskaya pedagogika v MVD. Pod redakciej A.M. Stolyarenko. Moskva, 1997.

Статья поступила в редакцию 13.08.18

УДК 378

Mikailov D.A., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

CONTENTS AND SOFTWARE FOR FORMING THE LEGAL COMPETENCE OF THE BACHELOR OF TEACHER EDUCATION. In the article it is noted that the formation of the legal competence of the bachelor of pedagogical education took into account the peculiarities of students as a specific social group of people, the researchers determine the scientific and methodological support and content of the professional training of bachelors of pedagogical education, in accordance with the tasks of our study, we combined the content into separate groups humanitarian and social disciplines, singled out the disciplines that unite scientific knowledge in the framework of the studied problem. Important conditions of high-quality legal training of students is the qualification and competence of teachers, development of technology of formation of legal competence of the future bachelor of pedagogical education.

Key words: content, formation, competence, legal competence, bachelor of pedagogical education.

Д.А. Микаилов, аспирант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

СОДЕРЖАНИЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье отмечено, что формирование правовой компетентности бакалавра педагогического образования происходило с учетом особенностей студентов, как специфической социальной группы людей. Научно-методическое обеспечение и содержание профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования было опреленено в соответствии с задачами нашего исследования. При этом мы объединили в отдельные группы содержание гуманитарных и социальных дисциплин, выделили дисциплины, объединяющие научные знания в рамках изучаемой проблемы. Важными условиями качественной правовой подготовки учащихся выступали квалификация и компетентность педагогов, разработанность технологии формирования правовой компетенции будущего бакалавра педагогического образования.

Ключевые слова: содержание, формирование, компетентность, правовая компетентность, бакалавр педагогического образования.

Несмотря на то, что правовая компетентность будущего педагога должна иметь профессиональную направленность, она начинает формироваться не в процессе реализации педагогической деятельности, а гораздо раньше, еще в период обучения. При формировании правовой компетентности бакалавра педагогического образования необходима организация учебной деятельности таким образом, чтобы она осуществлялась в профессиональном ключе с учетом задач и специфики профессии педагога. Практически наблюдения показывают, что уровень правовой компетентности бакалавра педагогического образования достаточно низок. Для его повышения следует ввести в учебные программы предметы «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности», «Основы права». Для разработки методического обеспечения формирования правовой компетентности бакалавра педагогического образования необходим анализ процесса формирования необходимых качеств у студентов в период их обучения в вузе.

В процессе формирования правовой компетентности бакалавра педагогического образования мы учитывали следующие критерии отбора содержания профессиональной подготовки:

• критерий соответствия содержания обучения целям формирующей работы, т. е. содержание обучения и выбранные в соответствии с ним методы обеспечивают формирование правовой компетентности бакалавра педагогического образования;

• критерий опоры на ценности гуманизма означает, что студенты должны воспринимать профессиональную коммуникацию как общение равных партнеров. Противоречия в данной среде решаются с опорой на терпимость по отношению к другой личности и уважение к ней;

• критерий опоры на имеющийся актуальный опыт означает, что работа со студентом должна быть индивидуальной, личностно-ориентированной. Она определяется уровнем культуры конкретного студента и его опытом в общении;

• критерий отбора содержания образования с целью формирования правовых компетенций означает, что студент должен приобрести правовые компетенции, позволяющие ему находить адекватные способы решения проблем, возникших в процессе выполнения им своей профессиональной деятельности.

Основную нагрузку в процессе формирования правовой компетентности бакалавра педагогического образования в процессе изучения дисциплин гуманитарного и социального цикла несут дисциплины: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности», «Основы права».

Дисциплина «Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности» в учебном плане входит в число дисциплин гуманитарного блока и предусматривается для изучения всеми ФГОС Во. Содержание отдельных разделов и тем, указанных в разработанной программе дисциплины, способству-

ет формированию знаний и умений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в правовом ключе.

Дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» входит в число дисциплин гуманитарного блока и предусматривается для изучения всеми ФГОС ВО. Содержание отдельных разделов и тем, указанных в разработанной программе дисциплины, способствует формированию у будущих педагогов знаний и умений, необходимых для собственной реализации в образовательном правовом пространстве.

Дисциплина «Основы права», изучение которой происходит на начальных ступенях получения высшего образования, входит в систему социально-гуманитарных дисциплин и является её важным структурным элементом. Данная учебная дисциплина вводится с целью повышения уровня правовой культуры, правового воспитания студентов независимо от профиля их профессиональной подготовки и способствует развитию социально-личностных компетенций [1; 2; 3].

Для эффективной реализации указанных принципов в образовательной среде вуза необходимо создание специальных педагогических условий. Ю.К. Бабанский трактует педагогические условия как обстановку, при которой наилучшим образом взаимодействуют все составляющие учебного процесса, т. е. учебный предмет, преподавание и учение. Такая обстановка способствует тому, что учащиеся хорошо учатся, а учителя успешно преподают и эффективно руководят учебным процессом [4].

Можно сказать, что под педагогическими условиями понимается результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения целей образования [5]. Для выявления значимости того или иного условия формирования правовой компетенции будущего бакалавра педагогического образования был проведён опрос среди педагогов высших и средних профессиональных образовательных организаций.

Обобщение данных анкет подтверждает, что учителя понимают, что важным условием качественной правовой подготовки учащихся выступает квалификация педагогов, способствующая формированию правовой компетентности будущего бакалавра педагогического образования (1 место) и разработанность технологии формирования правовой компетенции будущего бакалавра педагогического образования (2 место).

Диапазон возможных педагогических условий для конкретной формирующей работы весьма значителен. Среди обязательных педагогических условий формирования правовой компетенции будущего бакалавра педагогического образования мы выделяем несколько групп:

Библиографический список

1) содержательные условия - включенность в содержание дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла задач формирования правовой компетенции будущего бакалавра педагогического образования; обновление содержания правовых дисциплин путем привлечения внимания студентов к вопросам реализации правовых норм в их будущей профессиональной деятельности; ориентированность не на информационный компонент содержания правового обучения, а на освоение процедур и способов профессионально-правового действия путем решения правовых задач, связанных с профессиональной деятельностью; установление структурных и логических межпредметных связей правовых и педагогических дисциплин для более эффективного развития правовых компетенций;

4) дидактические условия - актуализация педагогического потенциала содержания дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла, повышение роли межпредметных связей в формировании правовой компетенции будущего бакалавра педагогического образования, интенсификация процесса формирования правовой компетенции будущего бакалавра педагогического образования посредством введения в учебные программы подготовки бакалавров дополнительных курсов по вопросам права для обеспечения непрерывности правовой подготовки будущего бакалавра педагогического образования, реализация правовых компетенций и осуществление правовоспитательной и правозащитной деятельности в рамках педагогической практики;

5) методические условия - методы и формы формирования правовой компетенции будущего бакалавра педагогического образования в учебном процессе вуза, включая методы активного обучения (ролевые игры, метод мозгового штурма, дискуссии с применением технологии «ПОПС-ФОРМУЛЫ», метод конкретной ситуации, словесные ассоциации, контент-анализа правовых документов и др.);

6) диагностические условия - формирование правовой компетенции будущего бакалавра педагогического образования с учетом результатов диагностики компонентов правовой компетентности будущего бакалавра педагогического образования, позволяющих успешно решать правовое задачи, и их своевременной коррекции в случае выявленной необходимости; применение диагностических методик для изучения уровня правовой компетенции будущего бакалавра педагогического образования.

Реализация указанных педагогических условий стимулируют переход правовой подготовки будущего бакалавра педагогического образования на качественно новый уровень.

1. Алижанова Х.А. Экономическая подготовка старшеклассников в условиях профильного обучения. Диссертация ... доктора педагогических наук. Махачкала, 2012.

2. Алижанова Х.А., Гаджиев Г.М. Внедрение педагогических инноваций в профильное обучение старшеклассников. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010; 3: 86 - 89.

3. Алижанова Х.А. Социально-педагогические предпосылки профильной подготовки в системе образования. Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011; 10 (80): 20 - 25.

4. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Москва, 1985.

5. Алижанова Х.А. Применение исследовательского метода в образовательном процессе. European Social Science Journal. 2012; № 10, 1 (26): 44 - 50.

References

1. Alizhanova H.A. 'Ekonomicheskaya podgotovka starsheklassnikov v usloviyah profil'nogo obucheniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2012.

2. Alizhanova H.A., Gadzhiev G.M. Vnedrenie pedagogicheskih innovacij v profil'noe obuchenie starsheklassnikov. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2010; 3: 86 - 89.

3. Alizhanova H.A. Social'no-pedagogicheskie predposylki profil'noj podgotovki v sisteme obrazovaniya. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2011; 10 (80): 20 - 25.

4. Babanskij Yu.K. Metody obucheniya vsovremennoj obscheobrazovatel'nojshkole. Moskva, 1985.

5. Alizhanova H.A. Primenenie issledovatel'skogo metoda v obrazovatel'nom processe. European Social Science Journal. 2012; № 10, 1 (26): 44 - 50.

Статья поступила в редакцию 06.08.18

УДК 371

Taha Faisal, postgraduate, Faculty of Education and Pedagogical Sciences, Novgorod State University (Veliky Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]

SPECIFICS OF MODERN SCHOOL OF MANAGEMENT AND SELF-MANAGEMENT. Self-management in schools is a systemic approach based on central elements, such as the centralization of internal control in decision-making, formulating an educational vision, defining needs, managing resources, creating appropriate conditions for learning and developing learning environments and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.