Научная статья на тему 'Уровни проявления социальной ответственности и факторы их формирования'

Уровни проявления социальной ответственности и факторы их формирования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общество / социум / социальная ответственность / уровни проявления социальной ответственности / факторы формирования социальной ответственности / society / socium / social responsibility / levels of social responsibility / factors of social responsibility formation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Магомедов Шамиль Абдулмажидович, Билалов Магомед Курбандибирович

Целью данной статьи является выявление уровней проявления социальной ответственности, а также раскрытие факторов их формирования. Методы. В рамках написания данной статьи были использованы как общенаучные методы, так и специально-педагогические, позволившие нам провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, сопоставление и обобщение. Результаты. Представленное научное исследование позволяет раскрыть существующие уровни проявления социальной ответственности, характеризующие приобщение к системным компонентам культурных и традиционных ценностей, развитию общечеловеческих норм морали, вырабатывания внутренней свободы и осознанию необходимости соблюдения законности и правопорядка, уважение к закону, воспитанию социальной ответственности за выполнение профессионального и общественного долга, а также раскрытие факторов их формирования. Выводы. Развитие социальной ответственности представляет собой постоянный и непрерывный процесс, совершающийся на протяжении всей жизнедеятельности личности. Фундаментальной основой формирования социальной ответственности выступают определенные социально-педагогические условия в конкретный период развития индивида, требующие использования всего социально-общественного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Магомедов Шамиль Абдулмажидович, Билалов Магомед Курбандибирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Levels of Social Responsibility and Factors of their Formation

The aim of the article is to identify the levels of social responsibility, as well as to disclose the factors of their formation. Methods. Within the framework of writing this article, both general scientific methods and special pedagogical methods were used, which allowed us to analyze scientific-methodological and psychological-pedagogical literature, compare and generalize. Results. This study allows us to identify the levels of social responsibility that characterize the introduction to the system of cultural and traditional values, the formation of morality universal norms, the development of internal freedom and awareness of the need to comply with law and order, respect for the law, the development of social responsibility for the performance of professional and social duty, as well as the disclosure of their formation factors. Conclusions. The development of individual social responsibility is a continuous process that takes place throughout life. The basis for the formation of social responsibility.

Текст научной работы на тему «Уровни проявления социальной ответственности и факторы их формирования»

кафедра экономики и управления, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, Махачкалинский филиал, Махачкала, Россия; e-mail: zuzuchekk@mail.ru

Naida M. Nurudinova, Ph. D. (Philology), аssistant рrofessor, the chair of Economics and Management, Moscow Automobile and Road State Technical University, Makhachkala branch, Makhachkala, Russia; e-mail: Dr.meli@mail.ru

Economics and Management, Moscow Automobile and Road State Technical University, Makhachkala branch, Makhachkala, Russia; email: zuzuchekk@mail.ru

Нурудинова Наида Магомедовна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра экономики и управления, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, Махачкалинский филиал, Махачкала, Россия; e-mail: Dr.meli@mail.ru

Mesedu K. Guseynova Postgraduate, Dagestan State University; Teacher, the chair of Theoretical and Applied Linguistics, Automobile and Road College, Makhachkala, Russia; e-mail: ms.guseynovam@mail.ru

Гусейнова Меседу Каисовна, аспирант, Дагестанский государственный университет; преподаватель, кафедра теоретической и прикладной лингвистики, Автомобильно-дорожный колледж, Махачкала, Россия; e-mail: ms.guseynovam@mail.ru

Принята в печать 14.09.2023 г.

Received 14.09.2023

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.017

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-45-49

Уровни проявления социальной ответственности

и факторы их формирования

© 202з Магомедов Ш. А., Билалов М. К.

Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Махачкала, Россия; e-mail: sh-mag@mail.ru, bilalov79@inbox.ru

РЕЗЮМЕ. Целью данной статьи является выявление уровней проявления социальной ответственности, а также раскрытие факторов их формирования. Методы. В рамках написания данной статьи были использованы как общенаучные методы, так и специально-педагогические, позволившие нам провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, сопоставление и обобщение. Результаты. Представленное научное исследование позволяет раскрыть существующие уровни проявления социальной ответственности, характеризующие приобщение к системным компонентам культурных и традиционных ценностей, развитию общечеловеческих норм морали, вырабатывания внутренней свободы и осознанию необходимости соблюдения законности и правопорядка, уважение к закону, воспитанию социальной ответственности за выполнение профессионального и общественного долга, а также раскрытие факторов их формирования. Выводы. Развитие социальной ответственности представляет собой постоянный и непрерывный процесс, совершающийся на протяжении всей жизнедеятельности личности. Фундаментальной основой формирования социальной ответственности выступают определенные социально-педагогические условия в конкретный период развития индивида, требующие использования всего социально-общественного потенциала.

Ключевые слова: общество, социум, социальная ответственность, уровни проявления социальной ответственности, факторы формирования социальной ответственности.

Формат цитирования: Магомедов Ш. А., Билалов М. К. Уровни проявления социальной ответственности и факторы их формирования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 3. С. 45-49. DOI: 10.31161/1995-06592023-17-3-45-49

••• Известия ДГПУ. Т. 17. №3. 2023

••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 3. 2023

Levels of Social Responsibility and Factors of their Formation

© 2023 Shamil A. Magomedov, Magomed K. Bilalov

R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: sh-mag@mail.ru, bilalov79@inbox.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to identify the levels of social responsibility, as well as to disclose the factors of their formation. Methods. Within the framework of writing this article, both general scientific methods and special pedagogical methods were used, which allowed us to analyze scientific-methodological and psychological-pedagogical literature, compare and generalize. Results. This study allows us to identify the levels of social responsibility that characterize the introduction to the system of cultural and traditional values, the formation of morality universal norms, the development of internal freedom and awareness of the need to comply with law and order, respect for the law, the development of social responsibility for the performance of professional and social duty, as well as the disclosure of their formation factors. Conclusions. The development of individual social responsibility is a continuous process that takes place throughout life. The basis for the formation of social responsibility.

Keywords: society, socium, social responsibility, levels of social responsibility, factors of social responsibility formation.

For citation: Magomedov Sh. A., Bilalov M. K. Levels of Social Responsibility and Factors of their Formation. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023. Vol. 17. No. 3. Pp. 45-49. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-45-49 (in Russian)

Введение

Современный мир характеризуется социально-экономическими переменами, поэтому вопросы социальной ответственности являются актуальными, демонстрирующие уровень развития цивилизацион-ного общества. Сам термин «ответственность» рассматривается как выполнение обязательств в условиях совместной деятельности; внешние и внутренние формы поведения; задачи и обязанности личности как пределы долга; связь ответственности с вопросом наказуемости; воспитание и развитие ответственности. Ответственность проявляется в непосредственной связи ценностных ориентаций, морально-ценностных мотивов, волевых усилий с возможными либо очевидными социальными результатами [3; 59].

Таким образом, социальная ответственность, являясь компонентом социально-общественной системы, позволяет рассматривать определенные этапы ее развития. А именно от стадии мотивации до фазы контроля и коррекции результатов с точки зрения необходимости соблюдать установленные в данном обществе социальные нормы, а также осуществления возложенных обязанностей в соответствии со своими представлениями об от-

ветственности. Социальная ответственность проявляется в виде совокупности исполнительских действий и характеризуется присутствием обязательств перед другими членами общества, например, при совместной профессиональной деятельности [5; 71].

С этих позиций решение задачи по развитию социальной ответственности является актуальным и своевременным. Такая позиция, опираясь на систему культурных и традиционных ценностей, способствует формированию общечеловеческих норм, традиционных правил, осознанного соблюдения законности и правопорядка, уважительного отношения к закону и ответственности за выполнение профессионального и общественного долга. Исходя из этого, непосредственно возникает актуальная проблема по поиску эффективных и действенных путей формирования социальной ответственности, обеспечивающих успешную социализацию личности, способную и готовую отвечать как за личное, так и за общественное благополучие в целом.

Целью данной статьи является выявление уровней проявления социальной ответственности, а также раскрытие факторов их формирования.

Методы: в рамках написания данной статьи были использованы как общенаучные методы, так и специально-педагогические, позволившие нам провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, сопоставление и обобщение.

Обсуждение и результаты Проявление социальной ответственности необходимо практически во всех всевозможных отношениях личности и общества, во всех сферах жизнедеятельности больших и малых коллективов, во всех формах как общественного, так и индивидуального сознания. Являясь весьма сложным общественно-социальным явлением, «социальная ответственность» личности характерно отображается и на объективные законы общественного развития, и на персональные интересы, их субъективные ценности, потребности, интересы и оценки [2; 134].

Рассматривая социальную ответственность как систему, можно выявить ее

структуру и представить как взаимосвязь следующих компонентов:

- когнитивного (система усвоенных личностью знаний о сущности прав и обязанностей, о нормах и правилах поведения человека в социуме, о способах его регулирования);

- мотивационного (иерархия мотивов социально ответственного поведения, нравственные устремления к реализации ответственных поступков, побуждение сознательно регулировать свою деятельность);

- деятельностного (способность и готовность человека осуществлять осознанный выбор линии поведения, принимать решения, оценивать их последствия).

Такой подход позволяет нам выявить виды социальной ответственности, которые выражены в волнении за себя (за свое здоровье, саморазвитие, самообразование), за других (за здоровье свих родных, психологический климат в семье и среди друзей) и за социум (за развитие общества, социальную инициативу и активность).

Рис. 1. Виды социальной ответственности

Социальная ответственность, представленная как система с взаимосвязанными компонентами, так же включает в себя определенные функции, к которым относятся:

- познавательно-информативная -осведомленность о общественно-политических и социально-экономических процессах, происходящих в обществе;

- ценностно-ориентационная - ориентированность на традиционные нормы и ценности данного общества;

- нормативно-регулирующая - определяющая ответственное поведение в соответствии с моральными требованиями общества;

- преобразующая - реорганизация системы знаний об окружающем нас мире и своем месте в нем [4; 19].

Отношение личности к своей жизнедеятельности, с позиции социальной ответственности, проявляется через положительную и инициативную позицию, способствующую осуществлять рациональные изменения в окружающем нас мире.

••• Известия ДГПУ. Т. 17. №3. 2023

••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 3. 2023

Условия собственной жизнедеятельности выражены отношением к труду, отношением к морали и нормам, отношением к требованиям общества (для личности) и отношения к требованиям личности (для общества) и т. п. [1; 291].

Осознание личностью своей ответственности предполагает ее активную жизненную позицию и обусловливается предопределенными факторами. При анализе разнообразных факторов социальной ответственности нами были рассмотрены психологические характеристики личности во взаимосвязи с социальной ответственностью, что позволило выделить:

- волевые качества личности, являющиеся основой социальной ответственности и имеющие тонкую связь с ценностными ориентациями личности и соблюдением ею социальных норм;

- самоконтроль и саморегуляция как качества личности, влияющие на развитие социальной ответственности;

- психологический фактор как самоотношение, также влияющий на развитие социальной ответственности;

- положительное самоотношение, которое служит в качестве одного из мотивов, побуждающее человека соблюдать нормы морали и способствовать развитию социальной ответственности;

- самооценка, являясь фактором социальной ответственности влияет на отношение к самому себе, которое формируется в течение всей жизни и является опорой для развития социальной ответственности;

- локус контроль, который характеризует свойство личности приписывать свои

ственность как детерминанта социальных представлений об успехе и условиях его достижения // Вестник Омского университета. 2012. № 3. С. 289-295.

2. Иванова В. М. К вопросу о подходах к изучению категории «социальная ответственность» // Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 2011. № 4. С. 132-135.

3. Никитина Л. М., Борзаков Д. В. Корпоративная социальная ответственность. Феникс. М., 2015. 135 с.

kak determinanta social'nyh predstavlenij ob uspekhe i usloviyah ego dostizheniya [Responsi-

успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам;

- социальная желательность, так же является фактором для развития социальной ответственности, такая личность постоянно стремится показать себя с лучшей стороны.

Вывод

Социальная ответственность предполагает свободу выбора, но при этом требуется готовность давать отчет за свои действия и поступки. Социальная ответственность определяется объективными условиями, а ее осознание предполагает понимание возможностей данной ситуации и собственных возможностей в ней, собственного места и должной роли в этой ситуации. Социальная ответственность, прежде всего, проявляется как самоконтроль, саморегуляция, самоограничение действий личности и выражается в единстве слова и дела, социальной дисциплинированности, добросовестности человека.

Развитие социальной ответственности личности - это непрерывный процесс, происходящий на протяжении всей жизнедеятельности. Основой формирования социальной ответственности выступают определенные социально-педагогические условия в конкретный период развития индивида, требующие использования всего социально-общественного потенциала.

Таким образом, социальная ответственность - устойчивое личностное образование, развивающееся в процессе обучения и воспитания, определяющееся через духовные и нравственные ценности.

ственность личности: философско-

антропологический аспект: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Челябинск, 2009. 25 с.

5. Пшеничная В. В. Исследование ответственности как системного качества личности студентов колледжа // Психологические науки: теория и практика: Материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 70-73.

cess and the conditions for its achievement].

Литература

1. Дементий Л. И., Лейфрид Н. В. Ответ- 4. Подшивалов В. Н. Социальная ответ-

References

1. Dementii L. I., Leifrid N. V. Otvetstvennost' bility as a determinant of social ideas about suc-

Bulletin of Omsk University. 2012. No. 3. Pp. 289-295. (In Russian)

2. Ivanova V. M. K voprosu o podhodah k izucheniyu kategorii «social'naya otvetstvennost'» [On the question of approaches to the study of the category "social responsibility"]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. Yaroslavl, 2011. No. 4. Pp. 132-135. (In Russian)

3. Nikitina L. M., Borzakov D. V. Korporativna-ya social'naya otvetstvennost' [Corporate social responsibility]. Phoenix. Moscow, 2015. (In Russian)

4. Podshivalov V. N. Social'naya otvetstvennost' lichnosti: filosofsko-antropologicheskij as-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Магомедов Шамиль Абдулмажидович,

кандидат педагогических наук, доцент, декан, факультет профессионально-педагогического образования, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Махачкала, Россия; e-mail: sh-mag@mail.ru

Билалов Магомед Курбандибирович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Махачкала, Россия; e-mail: bilalov79@inbox.ru

pekt: avtoref. diss. ... kand. filos. Nauk [Social responsibility of the individual: philosophical and anthropological aspect: abstract of the dissertation. ... candidate of Philos. sciences']. Chelyabinsk, 2009. (In Russian)

5. Pshenichnaya V. V. Issledovanie ot-vetstvennosti kak sistemnogo kachestva lichnosti studentov kolledzha [The study of responsibility as a systemic quality of the personality of college students]. Psychological sciences: theory and practice: Materials of the II International Scientific Conference (Moscow, March 2014). Moscow: Buki-Vedi, 2014. Pp. 70-73. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Shamil A. Magomedov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, Dean of the Faculty of Professional and Pedagogical Education, R. Gamzatov DSPU, Makhachkala, Russia; email: sh-mag@mail.ru

Magomed K. Bilalov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: bila-lov79@inbox.ru

Работа выполнена по Государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации № 1022040600856-2-5.3.1. на 2023 год в рамках проекта тематики научных исследований «Российские духовно-

нравственные ценности как основа формирования социальной ответственности студентов (AGWQ-2023-0006)»

The work was carried out according to the State Task of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 1022040600856-2-5.3.1. for 2023 within the framework of the research topic project "Russian spiritual and moral values as the basis for the formation of students' social responsibility (AGWQ-2023-0006)"

Принята в печать 25.08.2023 г.

Received 25.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.