Научная статья на тему 'Патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников на уроках дагестанской литературы'

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников на уроках дагестанской литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ / MORAL NORMS / ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА / FIGURATIVE SYSTEM / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ / LITERARY CHARACTERS / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / PROBLEM SITUATION / MORAL PATTERNS / АНАЛИЗ СЮЖЕТА / PLOT ANALYSIS / НРАВСТВЕННЫЙ ОБРАЗЦЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шурпаева М.И., Курбанова З.Г., Магомедова С.А.

Статья посвящена проблеме патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников на уроках дагестанской литературы. Рассмотрены возможности литературы как учебного предмета в деле формирования моральных норм и нравственных понятий в ходе чтения и анализа художественных произведений. Авторы делают выводы о том, что на примере литературных персонажей, школьники получают представления о моральных ценностях, решают проблемы нравственного выбора, обогащая свой жизненный опыт и развивая диалектику мышления. Авторы приходят к выводу, что одним из самых сильных и действенных средств нравственного воспитания в литературе является слово. Им пользовались и в народной педагогике Дагестана, в быту это проявлялось в надписях мудрых изречений на различных предметах, что являлось наглядной агитацией общепризнанных нравственных правил. Вот почему на уроках Дагестанской литературы особенно эффективно осуществляется патриотическое и духовно нравственное воспитание школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шурпаева М.И., Курбанова З.Г., Магомедова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC AND SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE CLASSROOM OF DAGESTAN LITERATURE

The article is dedicated to a problem of patriotic and spiritual-moral education of schoolchildren at lessons of Dagestan literature. The possibilities of literature as a subject in the formation of moral norms and moral concepts in the course of reading and analyzing artistic works are considered. The authors draw conclusions that, with the example of literary characters, schoolchildren get ideas about moral values, solve problems of moral choice, enrich their life experience and develop dialectics of thinking. The authors come to the conclusion that one of the most powerful and effective means of moral education in the literature is a word. The folk pedagogy of Dagestan, at home it was manifested in the inscriptions of wise sayings on various subjects, a visual agitation universally recognized moral rules. That is why the lessons of Dagestan literature have been especially effectively carried out for patriotic and spiritually-moral education of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников на уроках дагестанской литературы»

явления содержания образовательных программ по сетевым технологиям. Здесь больше выражены аспекты сотрудничества преподавателя со студентами, чем в первой модели, а студенты более активно включены в учебно-познавательную деятельность, которая может осуществляться как в синхронном режиме (использование блогов в аудиториях), так и в асинхронном режиме (внеаудиторная работа) в стиле, привычном для современных пользователей Интернета и социальных сетей. Создаваемая в такой модели обучающая среда центрирована на студенте как на субъекте педагогического взаимодействия, но основное внимание уделено освоению содержания образовательных программ. Подобного рода модель успешно действует в вузах, где ведение преподавателями блогов стало обычной практикой. Социальные сети способствуют развитию и в определённой мере - воспитанию студентов.

В основу построения информационно-образовательной среды вуза должен быть положены принципы открытости, доступности, модульности, что придает образовательному процессу гибкие возможности использовать как традиционные формы обучения, так и различные эффективные технологии, основанные на информационных ресурсах: информационно-коммуникационные, телекоммуникационные, мультимедийные технологии, электронное и дистанционное обучение и т. д.

К достоинствам применения этих технологий и форм обучения относятся:

- открытый доступ к различный ресурсам и информации, высокая интерактивность обучения;

Библиографический список

- возможность для студентов создания собственного образовательного продукта, развитие креативных способностей;

- доступность для субъектов образования проектирования и использования учебных курсов (модулей);

- использование возможностей самостоятельной работы студентов;

- индивидуализация образовательного процесса, возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута;

- удаленная организация образовательного процесса;

- целесообразная распределённость учебного материала, презентаций, роликов, контрольных заданий и т. д.

Вопрос о целесообразном сочетании интернет-технологий и традиционных технологий и методов обучения сегодня занимает определенное место в педагогических исследованиях. В отдельных работах встречаются дискуссионные вопросы использования дидактических средств медиаобразования в учебном процессе студентов.

Информационное общество сегодня предъявляет повышенные требования к подготовке обучающихся в системе высшего образования. В новых социально-экономических условиях жизни отечественное высшее образование рассматривается как ключевой элемент устойчивого развития и фактор успеха в конкурентной борьбе в мировом сообществе. Социальный заказ в качестве фактора конкурентоспособности выпускника вуза требует от системы высшего образования большую гибкость, открытость к переменам, способность адекватно на них реагировать.

1. Аксиодемия. Available at: http://axiodemia.com

2. Гилоян А.В. Наука и образование будущего. Аксиодемия: концептуальный взгляд. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016; № 12: 35 - 40.

3. Гилоян А.В., Васильев С.В. Педагогика будущего в рамках концепции «Аксиодемия»: авторский взгляд. Человек и общество. 2017; № 2(3): 7 - 11.

4. Кривых С.В., Буваков К.В. Развитие пользовательской активности студентов средствами электронного ресурса в системе MOODLE. Мир науки, культуры, образования. 2016; 5 (60): 36 - 40.

5. Третьяк Т.М. Модели сетевого взаимодействия педагогов и учащихся на основе Web-сервера. Вестник РУДН: Серия Информатизация образования. 2011; 3: 62 - 69.

6. Стародубцев В.А., Соловьев М.А. Роль университетов в интеграции формального и неформального образования. Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования. Сборник трудов научно-методической конференции. Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет: 2013: 98 - 102.

References

1. Aksiodemiya. Available at: http://axiodemia.com

2. Giloyan A.V. Nauka i obrazovanie buduschego. Aksiodemiya: konceptual'nyj vzglyad. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2016; № 12: 35 - 40.

3. Giloyan A.V., Vasil'ev S.V. Pedagogika buduschego v ramkah koncepcii «Aksiodemiya»: avtorskij vzglyad. Chelovek i obschestvo. 2017; № 2(3): 7 - 11.

4. Krivyh S.V., Buvakov K.V. Razvitie pol'zovatel'skoj aktivnosti studentov sredstvami 'elektronnogo resursa v sisteme MOODLE. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 5 (60): 36 - 40.

5. Tret'yak T.M. Modeli setevogo vzaimodejstviya pedagogov i uchaschihsya na osnove Web-servera. Vestnik RUDN: Seriya Informatizaciya obrazovaniya. 2011; 3: 62 - 69.

6. Starodubcev V.A., Colov'ev M.A. Rol' universitetov v integracii formal'nogo i neformal'nogo obrazovaniya. Urovnevaya podgotovka specialistov: gosudarstvennye imezhdunarodnye standarty inzhenernogo obrazovaniya. Sbornik trudov nauchno-metodicheskoj konferencii. Tomsk: Nacional'nyj issledovatel'skij Tomskij politehnicheskij universitet: 2013: 98 - 102.

Статья поступила в редакцию 29.11.17

УДК 371

Shurpaeva M. I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor; Director of science DNIIP n.a. A.A. Takho-Godi,

E-mail: leilatarki@mail.ru

Kurbanova Z.G., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, senior researcher, Sector of Native Literature,

DNIIP n.a. A.A. Takho-Godi, E-mail: leilatarki@mail.ru

Magomedova S.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Dagestani Literature of the State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: leilatarki@mail.ru

PATRIOTIC AND SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE CLASSROOM OF DAGESTAN LITERATURE. The article is dedicated to a problem of patriotic and spiritual-moral education of schoolchildren at lessons of Dagestan literature. The possibilities of literature as a subject in the formation of moral norms and moral concepts in the course of reading and analyzing artistic works are considered. The authors draw conclusions that, with the example of literary characters, schoolchildren get ideas about moral values, solve problems of moral choice, enrich their life experience and develop dialectics of thinking. The authors come to the conclusion that one of the most powerful and effective means of moral education in the literature is a word. The folk pedagogy of Dagestan, at home it was manifested in the inscriptions of wise sayings on various subjects, a visual agitation universally recognized moral rules. That is why the lessons of Dagestan literature have been especially effectively carried out for patriotic and spiritually-moral education of schoolchildren.

Key words: moral norms, figurative system, literary characters, problem situation, moral patterns, plot analysis.

М.И. Шурпаева, д-р. пед. наук, проф., зам. дир. по науке, ДНИИП им. А.А. Тахо-Годи, E-mail: leilatarki@mail.ru З.Г. Курбанова, канд. филол. наук, доц. стар. науч. сотрудник сектора родных литератур, ДНИИП им Тахо-Годи, E-mail: leilatarki@mail.ru

С.А. Магомедова, канд. филол. наук, доц. каф. дагестанской литературы, Дагестанский государственный педагогический университет, E-mail: leilatarki@mail.ru

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ДАГЕСТАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья посвящена проблеме патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников на уроках дагестанской литературы. Рассмотрены возможности литературы как учебного предмета в деле формирования моральных норм и нравственных понятий в ходе чтения и анализа художественных произведений. Авторы делают выводы о том, что на примере литературных персонажей, школьники получают представления о моральных ценностях, решают проблемы нравственного выбора, обогащая свой жизненный опыт и развивая диалектику мышления. Авторы приходят к выводу, что одним из самых сильных и действенных средств нравственного воспитания в литературе является слово. Им пользовались и в народной педагогике Дагестана, в быту это проявлялось в надписях мудрых изречений на различных предметах, что являлось наглядной агитацией общепризнанных нравственных правил. Вот почему на уроках Дагестанской литературы особенно эффективно осуществляется патриотическое и духовно - нравственное воспитание школьников.

Ключевые слова: моральные нормы, образная система, литературные персонажи, проблемная ситуация, нравственный образцы, анализ сюжета.

Законом российской Федерации « Об образовании» перед школой поставлена задача воспитывающего образования. В последнее время актуализируется задача по ориентации учащихся на традиционные духовные ценности, высокие нравственные качества и патриотические чувства. В этом плане возможности уроков литературы безграничны, так как именно на этих уроках школьники получают исчерпывающие ответы на все вопросы морали, нравственности, этики, эстетики, развивают представление о том, как они развивались на протяжении всей общественной истории.

Литература всегда отражает жизнь и на разных этапах своего развития определяет состояние души народа, пробуждает стремление человека к постижению смысла жизни, к поиску истины. Работая над художественным текстом и проводя его анализ, учащиеся под руководством учителя учатся рассуждать, логически последовательно развивать мысль, аргументировать, приходить к правильным выводам и умозаключениям, обогащая свой жизненный опыт и развивая диалектику мышления. Показателем понимания, полноты постижения и богатства литературы является эмоциональное воздействие и восприятие художественного произведения. Очень важно рассматривать его как произведение искусства, в сюжет, композицию, образную систему и язык которого гармонично вплетены мораль и нравственные категории, образующие единый художественный организм.

Уроки литературы вводят школьника в содержание понятий «мужества и трусости», «верности и предательства», «гуманности и бесчеловечности». Поступки литературных персонажей, жизненные ситуации, складывающиеся на их пути, заставляют школьников задуматься над нравственной проблемой выбора человека, так как жизнь ставит перед ним сложные задачи, требующие незамедлительного решения. Работа над художественным произведением заключается не только в анализе текста и обсуждении его родо-жанровых особенностей, но и в труднейшей работе по формированию социально-активной личности.

В процессе чтения и анализа текста художественного произведения школьник не просто встречается с известными ему моральными категориями, но и знакомится с новыми понятиями, уточняет их для себя, корректирует, пересматривает то, что, может, было ему известно, но после прочтения литературного материала получает дополнительную окраску и интерпретацию. Подросток, сравнивая и сопоставляя себя с идеалом, глубоко оценивают свои дела, черты характера, поступки, представления о моральных ценностях. Моральные понятия можно отождествить с нормами поведения, так, например, «честность» является вполне определенной нормой поведения. Моральными нормами называются те нравственные правила, выполнение которых обеспечивают необходимый общественный порядок. Внедрение моральных норм в сознание молодого поколения средствами художественной литературы обладает актуальностью и действенностью Моральные понятия становятся составной частью содержания художественного произведения и, следовательно, средством введения их в жизнь через авторскую позицию, идею произведения. Например, Расул, ворующий яблоки в колхозном саду и подбивающий на это героя рассказа М.-С. Яхъ-

яева «Серебряный карандаш», дается в описании автором не с симпатией, что выражается в еле заметных деталях «...Расул приходит в школу с полными карманами яблок и ест их прямо на уроках..уходит куда-то за угол, чтобы никто не видел, как он грызет свое яблоко». Особенно знаменательна концовка, где герой понимает, что дружбой их отношения назвать нельзя. « Я был виноват в том, что пошел с тобой. Вот и наказал себя». Герой винит в случившемся не кого-то другого, а, прежде всего, самого себя. Мальчик признается в краже, не выдав товарища. Он делает выводы о том, что такое дружба, совесть, честность, а вот другой персонаж рассказа Расул «рассмеялся и принялся есть вчерашнее яблоко» [1]. Конечно, это отрицательный персонаж и симпатии к нему не может быть ни со стороны автора, ни со стороны читателя. Авторская позиция выражает мысль о том, что честность проявляется прежде всего в отношении с самим собой. Легко винить кого-то другого, но каждый отвечает за свои поступки сам, и только, осознав ошибку, можно преодолеть и исправить ее.

Мерилом нравственности, силой духовной чистоты человека является совесть. Такое определение ей дал известный дагестанский философ А.Г. Агаев: «Совесть - квинтэссенция живого человеческого духа, моральная сила и этическая санкция, определяющие линию поведения человека в творчестве, политике и отношении к другим людям, даже природе. Сам того не сознавая, человек всегда действует, даже мыслит по велению совести. При всей иррациональности она управляет человеческим разумом и волей, выступая вдохновляющей силой и одновременно «внутренним прокурором», «строгим судьей», которые так или иначе карают отступника от совести. Счастлив тот, у кого совесть чистая; но она приносит ему много горя и мало радости. Но, тем не менее, человек одухотворен совестью: один - чистой, другой -серой, третий - черной и грязной» [2, с. 77]. Сила отрицательного примера может убеждать не меньше положительного. Ложь, предательство, эгоизм, трусость, жадность - пороки, с которыми люди встречаются не только в жизни, но и на страницах литературных текстов.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы -это, прежде всего воспитание в духе уважения и любви к труду, умения подчинить личное в пользу коллективного, как повести Мусы Магомедова «Запоздалый дождь» в 6 классе [3], когда стараниями всего класса маленький участок земли над бурной речкой превратился в маленькое кукурузное поле. Активно трудится и мальчик Иса, но от общественно - важного труда его отвлекают поручения тети - два раза в неделю он должен ездить на базар и продавать сельскохозяйственные продукты, на вырученные деньги она хочет купить любимому племяннику велосипед. Это желание и становится причиной его раздора со всей бригадой. Ребята осмеивают Ису за то, что он торгует на базаре. В душе он очень переживает. Проверяя посадки и, обнаружив их сухими, мальчик всю ночь трудится над поливом. Вместе с одноклассниками он восстанавливает заброшенный колодец рядом с посадками. Апофеозом их коллективного труда стал запоздалый дождь и радуга как салют всем горящим сердца, которые трудятся на земле Дагестана. Анализ сюжета, образной системы,

идеи подводит школьников к мысли о том, что счастье заключается не в том, чтобы копить и купить, а в том, чтобы принести пользу другим людям, коллективу, сделать этот мир добрее и лучше. Постановка таких сложных моральных вопросов возможна исключительно в ходе текстуального изучения произведения. В повести М. Магомедова речь идет о нравственном выборе, о смысле жизни человека. Как и во имя чего трудиться? Какими интересами должен жить человек? В чем его ответственность перед народом и самим собой?

Как показал анализ фольклора, главными чертами пословиц является краткость, образность, мудрость и применимость к определённым жизненным ситуациям. В лаконичной форме она выражает и обобщает народный опыт. В хрестоматии представлены пословицы и поговорки всех народов Дагестана по тематическому принципу «О Родине, силе народа, его героизме», «О труде и ремесле», «О добре и чести, правде и лжи, о людских пороках», «Об уме, знании», «Философского характера». Одним из заданий, помогающим определить уместность использования пословиц в жизни, является следующее:

Определить к каким случаям можно применить эти пословицы:

Нельзя уйти от предназначенного судьбой.

Правдивое слово горько.

Пока спина не взмокнет - поле не вспашешь.

Каждая птица свое гнездо любит.

Он и комариную ногу подкует.

Мертвой овцы холодная кишка.

Всякий любит свой дом.

Очень искусный мастер.

Не потрудишься - не получишь ничего.

Что суждено, то и будет.

Библиографический список

Правда всегда неудобна.

Ленивый и ничтожный человек.

Другим заданием, воспитывающим учащихся в духе интернационализма и уважения к другим народам, станет предложение найти схожие с дагестанскими русские пословицы. Важно обратить внимание на то, что все они, к какой бы национальности не относились, дружно выражают уважение к честным, смелым, щедрым, добрым людям, преданным своей земле, и демонстрируют презрение и неприятие к таким порокам, как скупость, трусость, ложь, лень, глупость .

Каждый урок литературы, наряду с формированием знаний, умений и навыков, развивает в ученике нравственные отношения, его представления о морали. Психолого-педагогическая природа обучения и воспитания не существует вне связи друг с другом, потому что нельзя обучать, не воспитывая, так же как невозможно воспитывать, не обучая [4].

Как отмечает Л.С. Айзерман? «.как ни велико значение тех нравственных образцов, которые несёт читателю литературное произведение, главное, чем определяется его воспитательное воздействие на человека - это то, что оно вовлекает читателя в размышления над жизнью, заставляет перечувствовать тревоги радости времени, формирует отношение к жизни и себе» [5, с. 75].

Резюмируя вышеизложенное отметим, что одним из самых сильных и действенных средств нравственного воспитания в литературе является слово. Им пользовались и в народной педагогике Дагестана, в быту это проявлялось в надписях мудрых изречений на различных предметах, что являлось наглядной агитацией общепризнанных нравственных правил. Вот почему на уроках Дагестанской литературы особенно эффективно осуществляется патриотическое и духовно - нравственное воспитание школьников.

1. Мирзоев Ш.А., Абдулатипова Э.А., Мирзоева А.Ш. Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2008; 4: 73 - 79.

2. Агаев А.Г. Философия совести. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1995.

3. Магомедов М.М. Запоздалый дождь. Литература народов Дагестана. Махачкала, 2013.

4. Яхъяев М.С. Серебряный карандаш. Литература народов Дагестана. Махачкала, 2013.

5. Айзерман Л.С. Уроки литературы сегодня. Москва, 1974.

References

1. Mirzoev Sh.A., Abdulatipova 'E.A., Mirzoeva A.Sh. Duhovno-nravstvennoe vospitanie shkol'nikov na 'etnokul'turnom potencíale proizvedenij Rasula Gamzatova. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2008; 4: 73 - 79.

2. Agaev A.G. Filosofiya sovesti. Mahachkala: Dagknigoizdat, 1995.

3. Magomedov M.M. Zapozdalyj dozhd'. Literatura narodovDagestana. Mahachkala, 2013.

4. Yah'yaev M.S. Serebryanyj karandash. Literatura narodov Dagestana. Mahachkala, 2013.

5. Ajzerman L.S. Uroki literatury segodnya. Moskva, 1974.

Статья поступила в редакцию 29.11.17

УДК 378

Lyakh G.U., postgraduate, Kuban State University (Krasnodar, Russia), E-mail: snkhazova@gmail.com

THE HEALTH OF STUDENTS AS THE DETERMINANT OF THEIR COMPETITIVENESS AND THE ROLE OF PHYSICAL EDUCATION IN ITS FORMATION. An important factor in the competitiveness of a modern person is health, and a healthy lifestyle is the key to its maintaining and strengthening. The formation of a healthy lifestyle is promoted by well-organized physical education. The article reflects the results of a study of students' socio-psychological health as a result of the traditionally organized process of physical education in the university. Empirical data are presented that characterize the influence of sports on self-esteem by students of their health. The author concludes that the work to promote a healthy lifestyle, and engage students in tutoring, recreational physical activity requires special organization.

Key words: healthy lifestyle, competitiveness, health, physical education.

Г.Ю. Лях, аспирант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар,

E-mail: snkhazova@gmail.com

ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ЕГО ФОРМИРОВАНИИ

Важным фактором конкурентоспособности современной личности является здоровье, а ключевым условием его поддержания и укрепления - здоровый образ жизни. Формированию здорового образа жизни содействует грамотно организованное физическое воспитание в образовательной организации. В данной статье отражены результаты исследования социально-психологического здоровья студентов как результата традиционно организованного процесса физического воспитания в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.