Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственные ценности / студент / волонтерская деятельность / образовательный процесс / педагогическая деятельность / spiritual and moral values / student / volunteer activity / educational process / pedagogical activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бырылова Елена Анатольевна, Сельмурзаева Хеди Рамзановна, Севера Макаров Иван Андреевич

В статье рассматривается процесс формирования духовно-нравственные ценности среди студентов при помощи волонтерской деятельности. Приведены аспекты вовлечения студентов в волонтерскую деятельность путем сравнительного анализа показателей двух ведущих исследовательских организаций и статистики среди чеченских и петербургских студентов. В качестве примера приведена подготовка студентов ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена» и ФГБОУ ВО «ЧТУ им. А.А. Кадырова» как вожатых для дальнейшей общественно-полезной деятельности в детских оздоровительных лагерях, а также приведены результаты анкетирования среди студентов, прошедших аналогичную подготовку в прошлом году. Настоящее исследование указывает на готовность студентов к волонтерской деятельности и необходимость совершенствовать воспитательный аспект для привития духовно-нравственных ценностей посредством необходимых этапов адаптации к волонтерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бырылова Елена Анатольевна, Сельмурзаева Хеди Рамзановна, Севера Макаров Иван Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the process of shaping spiritual and moral values among students through volunteer work. The aspects of students' involvement in volunteer activities are presented through a comparative analysis of the indicators of two leading research organizations and statistics among Chechen and St. Petersburg students. As an example, the training of students of the A.I. Herzen State Pedagogical University and the A.A. Kadyrov Chechen State University is given as counselors for further socially useful activities in children's health camps, as well as the results of a survey among students who underwent similar training last year. The present study indicates the willingness of students to volunteer and the need to improve the educational aspect for instilling spiritual and moral values through the necessary stages of adaptation to volunteer activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ»

Социальная педагогика. -2014. -№ 5. - С. 55-60

8. Первова, И.Л. Асоциальное поведение детей и подростков / И.Л. Первова. - СПб.: Изд-во СПб. гос ун-та, 2014.-313 с.

9. Реан, A.A. Семья, социальные установки и асоциальное поведение детей и подростков / A.A. Реан // Российский психологический журнал. - 2015. - Т. 12.- № 1. - С. 29-40

10. Шакурова, М.В. Факторы социализации личности подростка, определяющие правонарушения / М.В. Шакурова // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. - 2015. - № 3,- С. 4-12

11. Юревич, A.B. Нравственное состояние современного российского общества: эмпирические оценки / A.B. Юревич // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 49-62

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной безопасности Бырылова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург); доцент кафедры чеченской филологии Сельмурзаева Хеди Рамзановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); ассистент кафедры этнокультурологии института народов Севера Макаров Иван Андреевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург)

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ СТУДЕНЧЕСКОГО

ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования духовно-нравственные ценности среди студентов при помощи волонтерской деятельности. Приведены аспекты вовлечения студентов в волонтерскую деятельность путем сравнительного анализа показателей двух ведущих исследовательских организаций и статистики среди чеченских и петербургских студентов. В качестве примера приведена подготовка студентов ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена» и ФГБОУ ВО «ЧТУ им. А.А. Кадырова» как вожатых для дальнейшей общественно-полезной деятельности в детских оздоровительных лагерях, а также приведены результаты анкетирования среди студентов, прошедших аналогичную подготовку в прошлом году. Настоящее исследование указывает на готовность студентов к волонтерской деятельности и необходимость совершенствовать воспитательный аспект для привития духовно-нравственных ценностей посредством необходимых этапов адаптации к волонтерской деятельности.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, студент, волонтерская деятельность, образовательный процесс, педагогическая деятельность.

Annotation. This article discusses the process of shaping spiritual and moral values among students through volunteer work. The aspects of students' involvement in volunteer activities are presented through a comparative analysis of the indicators of two leading research organizations and statistics among Chechen and St. Petersburg students. As an example, the training of students of the A.I. Herzen State Pedagogical University and the A.A. Kadyrov Chechen State University is given as counselors for further socially useful activities in children's health camps, as well as the results of a survey among students who underwent similar training last year. The present study indicates the willingness of students to volunteer and the need to improve the educational aspect for instilling spiritual and moral values through the necessary stages of adaptation to volunteer activities.

Key words: spiritual and moral values, student, volunteer activity, educational process, pedagogical activity.

Введение. В настоящее время развитию волонтерской деятельности уделяется значительное внимание. Отчасти это связано с тем, что взаимопомощь и взаимоподдержка являются национальными чертами народов Российской Федерации (РФ). Волонтерская деятельность отражена в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» [8].

Под волонтерской деятельностью, в соответствии с обозначенным Федеральным законом, понимается деятельность, оказываемая физическими лицами и организациями, на безвозмездной основе для решения задачи общественной значимости. Волонтерами являются любые физические лица, которые меняют действительность посредством участия в благотворительном, добровольческом проекте и ином общественно-полезном мероприятии. Законодательство предусматривает, что волонтер может не только осуществлять волонтерскую деятельность, но также выступать в качестве ее организатора или инициатора.

В то же время Федеральный закон «Об образовании в РФ» закрепляет за педагогом обязанность заниматься воспитательной деятельностью в процессе освоения различных образовательных программ [9]. Данный аспект в обязательном порядке предусматривается в образовательных рабочих программах и учебных календарных планах. При этом фундаментальной целью воспитательной деятельности педагога преимущественно является формирование духовно-нравственных ценностей. Актуальность настоящей статьи вызвана необходимостью унифицировать подходы разных вузов как к формированию духовно-нравственных ценностей, так и к волонтерской деятельности. Целью исследования является выявление степени готовности вузов формировать духовно-нравственные ценности в отношении студентов при помощи волонтерской деятельности.

В системе высшего образования обозначенная цель зачастую достигается посредством реализации волонтерской деятельности, в рамках которой студенты принимают участие в общественно-полезных мероприятиях как волонтеры. В педагогической науке волонтерская деятельность рассматривается как опытно-практическая деятельность, основным ожиданием которой выступает формирование и закрепление в основном трудовых навыков [6, С. 245]. Воспитательная деятельность педагога в системе высшего образования значительно расширяет это понятие за счет присутствия такого обязательного компонента, как привитие духовно-нравственных ценностей. Этот процесс возможен лишь путем осмысления результатов общественно-полезной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Волонтерская деятельность в настоящее время стала неотъемлемой частью повседневной жизни. Несмотря на активную популяризацию данного направления государственными, образовательными и общественными организациями, оно продолжает представлять научный интерес среди профильных специалистов. Научный интерес связан с развитием более уточненных направлений в рамках волонтерской деятельности, возрастных категорий

участников, степени разнообразия ресурсов для безвозмездной помощи и поддержки уязвимым категориям населения. В частности, особое внимание как со стороны государства, так и со стороны научного сообщества, акцентировано в отношении молодежи. Участие молодежи, как показывает практика, преимущественно связанно с общественной нагрузкой в процессе обучения в образовательной организации. Почти вся волонтерская деятельность с участием молодежи затрагивает духовно-нравственные аспекты, так как сущность волонтерской деятельности подразумевает обретение новых знаний и навыков для полноценного функционирования в социуме. Духовно-нравственные аспекты волонтерской деятельности направлены на развитие таких качеств, как толерантность, взаимопомощь, уважение памяти народа и страны, бережное отношение к культурным элементам государства, взаимоподдержка и соблюдение общественных и законодательных норм [2, С. 74]. Для молодежи духовно-нравственные качества в значительной степени важны, так как она принимает эстафету при построении будущего здорового общества от представителей старшего поколения.

Данный подход к духовно-нравственным аспектам способствует тому, чтобы вузы применяли волонтерскую деятельность как часть образовательного процесса. Воспитательная часть студентов в вузе состоит в закреплении духовно-нравственных качеств, с которыми студенты знакомятся в результате наставлений педагогов образовательных организаций предыдущих уровней. Педагог вуза затрагивает формирование духовно-нравственных качеств по причине их взаимосвязи с качеством профессиональной подготовки будущих специалистов и функционирования студентов в повседневной жизни как в момент обучения в вузе, так и после его окончания.

Если рассматривать волонтерскую деятельность в рамках образовательного процесса, то она подразделяется на следующие этапы: участие в общественно-полезной деятельности, внесение вклада в перемены социального характера, осмысление социального явления и своей роли в общественных мероприятиях и, наконец, превращение разового участия в общественно-полезном мероприятии в повседневную практику как образ жизни. Таким образом, начиная с первого курса обучения в вузе, студенты формируют свое отношение к волонтерской деятельности путем прохождения всех обозначенных этапов трансформации данной деятельности в естественную часть повседневной жизни [6, С. 51].

Практика российских вузов показывает, что в среднем в волонтерской деятельности принимает участие примерно 47% студентов от общего количества студентов российских вузов в целом. Этот показатель был выявлен Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в рамках исследования степени участия молодежи в общественно-полезной деятельности за последние пять лет [10]. Данный показатель указывает на недостаточную вовлеченность студентов в волонтерской деятельности по причине слабой взаимосвязи общественно-полезной деятельности, профессиональной подготовки и духа наставничества среди педагогов. В то же время результаты исследования Фонда общественного мнения (ФОМ) за 2021-2022 годы показывают, что волонтерская деятельность присутствует в жизни 64% россиян [3]. Таким образом, подтверждается предположение относительно недостаточности педагогического подхода в развитии волонтерской деятельности в рамках образовательного процесса. Следует также отметить, что 64% россиян - это граждане разных возрастов, в том числе студенты учебных заведений, которые не всегда ассоциируют свою общественно-полезную деятельность с образовательным процессом.

Волонтерская деятельность существенно расширяет содержательную часть студенческой жизни молодых людей, которые находятся в возрастном диапазоне, отличающимся стремлением узнать новые грани жизни и научиться актуальным и полезным навыкам. Данная ситуация также характерна для городов Санкт-Петербург и Грозный. В совокупности в двух указанных городах волонтерская деятельность затрагивает 76% студентов, что означает достаточно положительную динамику участия молодого поколения в общественно-полезной деятельности. Это объясняется этническим компонентом в воспитательной деятельности на всех уровнях образования и результатами реализации государственных программ патриотического и духовно-нравственного направления [1], [5].

В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Чеченский государственный университет им. A.A. Кадырова» (ФГБОУ ВО «ЧГУ им. A.A. Кадырова») в настоящее время реализуются более 36 волонтерских программ, в том числе федерального значения [5]. Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А.П. Герцена» (ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена») реализуются более 47 программ волонтерской направленности. Общим направлением обозначенных вузов является ежегодная подготовка студентов навыкам вожатых для детских оздоровительных лагерей [1].

Студенты двух исследуемых университетов под руководством педагогов и по своей инициативе принимают участие во всероссийских тематических движениях, акциях, проектах и инициативах, которые преимущественно связаны с решением социальных проблем и сохранением культурных аспектов регионального и федерального значения.

В частности, в 2023 году в исследуемых университетах прошло специальное обучение, посвященное применению навыков вожатых студентами в летних оздоровительных лагерях, начиная с года прохождения обучения и до окончания университета.

Практика обучения студентов ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена» и ФГБОУ ВО «ЧГУ им. A.A. Кадырова» навыкам вожатых и их последующее участие в работе оздоровительных лагерей в предыдущие годы показала высокую результативность как в отношении совершенствования компетенций, так и понимания применимости полученных навыков в будущей профессиональной деятельности. Обозначенные выводы были сделаны по результатам проведения анкетирования среди студентов исследуемых петербургского и чеченского университетов, которые принимали участие в аналогичном обучении в июне 2022 года для последующей волонтерской деятельности в детских оздоровительных лагерях. На период 2022 года в рамках проекта обучение прошли 84 студента ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена» и 74 студента ФГБОУ ВО «ЧГУ им. A.A. Кадырова». Анкетирование среди студентов исследуемых петербургского и чеченского университетов показало, что 34% и 48%, соответственно, - были полностью удовлетворены качеством подготовки к волонтерской деятельности, 46% и 38%, соответственно, - были удовлетворены процессом обучения, однако высказали мнение о необходимости добавить ряд аспектов, существенно способствующих подготовке будущих вожатых. Вторая группа опрошенных помогла совершенствовать содержательную часть обучения вожатых в 2023 году, а именно были добавлены ряд методических рекомендаций психолого-педагогического характера. Следует отметить, что анкетирование включало вопросы в отношении духовно-нравственных ценностей. Так, 71% опрошенных студентов петербургского университета и 82% студентов чеченского университета отметили усиление степени ответственности и понимания важности преемственности поколений при работе с детьми. Отличительной особенностью проведенного анкетирования стали выявленные духовно-нравственные ценности, которые для студентов оказались приоритетными. В частности, высокая готовность восприятия других людей с различными культурными особенностями, интерес к собственным корням и ценность каждой человеческой жизни.

В рамках обозначенного обучения будущие вожатые из числа студентов двух исследуемых университетов в июне 2023 года закрепили навыки оказания первой медицинской помощи, которая актуальна для деятельности детских оздоровительных лагерей с учетом местности, климата и возраста отдыхающих в лагере детей. Среди таких навыков

следует отметить медицинскую помощь при солнечном ударе, различных отравлениях, обмороке и др.

Данная волонтерская деятельность реализуется под наблюдением профильных кафедр ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена» и ФГБОУ ВО «ЧГУ им. A.A. Кадырова», которые разработали собственные методические рекомендации для будущих вожатых, посвященные психолого-педагогическим аспектам взаимодействия с детьми дошкольного и школьного возраста. Данные рекомендации направлены на высокую степень осведомленности будущих вожатых о типах личностей, познавательных процессах детей, инструментах развития у детей волевых качеств, основных аспектах возрастной психологии, а также педагогических подходах к формированию мышления детей дошкольного и школьного возраста.

Наибольшее число студентов в рамках обучения относилось к филологическому, педагогическому направлениям подготовки, а также к направлению социальной безопасности. По итогам обучения будущими вожатыми стали 56% студентов из общего количества студентов двух исследуемых университетов, которые впоследствии отправились в обозначенный вузом летний оздоровительный лагерь для осуществления общественно-полезной деятельности до конца августа. Обучение навыкам вожатых направлено на развитие таких духовно-нравственных ценностей, как взаимопомощь, соблюдение безопасности, забота о детях, взаимоподдержка, толерантность по отношению к представителям различных национальностей и др. Стоит отметить, что вожатые в процессе обучения получили необходимые знания для формирования духовно-нравственных ценностей в отношении раскрытия этно-культурного потенциала детей дошкольного и школьного возраста, а также взаимоподдержки среди других вожатых в различных экстренных ситуациях. Таким образом, духовно-нравственный аспект в рамках обучения состоит в формировании ответственной личности, понимающей важность преемственности поколений при построении будущего здорового и мультикультурного общества.

Выводы. Волонтерская деятельность имеет практическую значимость в образовательном процессе при формировании духовно-нравственных ценностей среди студентов. Исследования показывают, что педагоги могут работать со студентами и формировать духовно-нравственные ценности, так как в российском обществе существует запрос на участие в общественно-полезной деятельности и влияние на социальные перемены.

Положительная динамика участия в волонтерской деятельности среди студентов ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена» и ФГБОУ ВО «ЧГУ им. A.A. Кадырова» указывает на возможность обретения студентами духовно-нравственных ценностей в интенсивном режиме.

Таким образом, привитие духовно-нравственных ценностей посредством волонтерской деятельности должно стать одной из приоритетных исследовательских тем в научном сообществе в целях совершенствования методических подходов к этому виду деятельности и формирования иных видов общественно-полезных практик с участием непосредственно студентов.

Литература:

1. В Герценовском университете прошел интенсив для вожатых «Включатель света» // РГПУ им. А.И Герцена: [сайт], 2023. -URP: htps://ru.hspu.org (дата обращения: 21.06.2023)

2. Духавнева, A.B. История зарубежной педагогики и философия образования / A.B. Духавнева, Л.Д. Столяренко. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. -480 с.

3. Патриотизм и патриоты // Фонд общественного мнения: [сайт]. - URL: https://fom.ru/TSennosti/14882 (дата обращения: 21.06.2023)

4. Педагогический словарь / отв. ред. И.А. Каиров. - Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 766 с.

5. Студенты могут стать вожатыми в детских лагерях Чечни // ЧГУ им. A.A. Кадырова: [сайт], 2023. - URL: https: www.chesu.ru/news-item?p=6035 (дата обращения: 22.06.2023)

6. Тарасова, С.И. Основы народной педагогики. Учебное пособие для вузов / С.И. Тарасова. - Москва: Юрайт, 2020.- 158 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования//Портал "Гарант.ру": [сайт].-URL: https://base.garant.ru/71344998/53fö9421bbdaf741eb2dlecc4ddb4c33/?ysclid=lj4pc2e3w2186599624 (дата обращения: 20.06.2023)

8. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" от 11.08.1995 N 135-ФЗ (последняя редакция) // Официальный портал компании «КонсультантПлюс»: [сайт]. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/7ysclid4jd8zz4nv836010184 (дата обращения: 21.06.2023)

9. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция) // Официальный портал компании «КонсультантПлюс»: [сайт]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/7ysclid4jd8vtejsa89251628 (дата обращения: 21.06.2023)

10. Ценности молодежи // ВЦИОМ: [сайт]. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi (дата обращения: 21.06.2023)

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Спиридонова Диана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В настоящее время одним из основополагающих принципов организации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования является единство теории и практики. Соответственно, студентам важно научиться применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности. В данной статье раскрывается определение таких понятий, как «обучение», «методы практического обучения», «компетенции». Также авторы подробно рассматривают методы организации практического обучения, позволяющие обучающимся приобрести профессиональные умения и навыки, а также овладеть профессиональными компетенциями. В качестве таких методов выделяют учебные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.