Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
практическое обучение / компетенция / среднее профессиональное образование / методы практического обучения / профессиональное обучение / practical training / competence / secondary vocational education / methods of practical training / vocational training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Зиновьева Светлана Анатольевна, Спиридонова Диана Александровна

В настоящее время одним из основополагающих принципов организации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования является единство теории и практики. Соответственно, студентам важно научиться применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности. В данной статье раскрывается определение таких понятий, как «обучение», «методы практического обучения», «компетенции». Также авторы подробно рассматривают методы организации практического обучения, позволяющие обучающимся приобрести профессиональные умения и навыки, а также овладеть профессиональными компетенциями. В качестве таких методов выделяют учебные дискуссии, беседы, решение практических задач, консультации и т.д., о каждом из них авторы подробно рассказывают в статье. Стоит сказать, что практическое обучение в учреждениях среднего профессионального образования является неотъемлемой частью в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных применить полученные знания при выполнении трудовых обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Зиновьева Светлана Анатольевна, Спиридонова Диана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At present, one of the fundamental principles of the organization of the educational process in institutions of secondary vocational education is the unity of theory and practice. Accordingly, it is important for students to learn how to apply the acquired knowledge in their future professional activities. This article reveals the definition of such concepts as "training", "methods of practical training", "competencies". The authors also consider in detail the methods of organizing practical training, allowing students to acquire professional skills and abilities, as well as to master professional competencies. As such methods, there are educational discussions, conversations, solving practical problems, consultations, etc., the authors talk about each of them in detail in the article. It is worth saying that practical training in institutions of secondary vocational education is an integral part in the preparation of highly qualified specialists who are able to apply the acquired knowledge in the performance of work duties.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

следует отметить медицинскую помощь при солнечном ударе, различных отравлениях, обмороке и др.

Данная волонтерская деятельность реализуется под наблюдением профильных кафедр ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена» и ФГБОУ ВО «ЧГУ им. A.A. Кадырова», которые разработали собственные методические рекомендации для будущих вожатых, посвященные психолого-педагогическим аспектам взаимодействия с детьми дошкольного и школьного возраста. Данные рекомендации направлены на высокую степень осведомленности будущих вожатых о типах личностей, познавательных процессах детей, инструментах развития у детей волевых качеств, основных аспектах возрастной психологии, а также педагогических подходах к формированию мышления детей дошкольного и школьного возраста.

Наибольшее число студентов в рамках обучения относилось к филологическому, педагогическому направлениям подготовки, а также к направлению социальной безопасности. По итогам обучения будущими вожатыми стали 56% студентов из общего количества студентов двух исследуемых университетов, которые впоследствии отправились в обозначенный вузом летний оздоровительный лагерь для осуществления общественно-полезной деятельности до конца августа. Обучение навыкам вожатых направлено на развитие таких духовно-нравственных ценностей, как взаимопомощь, соблюдение безопасности, забота о детях, взаимоподдержка, толерантность по отношению к представителям различных национальностей и др. Стоит отметить, что вожатые в процессе обучения получили необходимые знания для формирования духовно-нравственных ценностей в отношении раскрытия этно-культурного потенциала детей дошкольного и школьного возраста, а также взаимоподдержки среди других вожатых в различных экстренных ситуациях. Таким образом, духовно-нравственный аспект в рамках обучения состоит в формировании ответственной личности, понимающей важность преемственности поколений при построении будущего здорового и мультикультурного общества.

Выводы. Волонтерская деятельность имеет практическую значимость в образовательном процессе при формировании духовно-нравственных ценностей среди студентов. Исследования показывают, что педагоги могут работать со студентами и формировать духовно-нравственные ценности, так как в российском обществе существует запрос на участие в общественно-полезной деятельности и влияние на социальные перемены.

Положительная динамика участия в волонтерской деятельности среди студентов ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена» и ФГБОУ ВО «ЧГУ им. A.A. Кадырова» указывает на возможность обретения студентами духовно-нравственных ценностей в интенсивном режиме.

Таким образом, привитие духовно-нравственных ценностей посредством волонтерской деятельности должно стать одной из приоритетных исследовательских тем в научном сообществе в целях совершенствования методических подходов к этому виду деятельности и формирования иных видов общественно-полезных практик с участием непосредственно студентов.

Литература:

1. В Герценовском университете прошел интенсив для вожатых «Включатель света» // РГПУ им. А.И Герцена: [сайт], 2023. -URP: htps://ru.hspu.org (дата обращения: 21.06.2023)

2. Духавнева, A.B. История зарубежной педагогики и философия образования / A.B. Духавнева, Л.Д. Столяренко. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. -480 с.

3. Патриотизм и патриоты // Фонд общественного мнения: [сайт]. - URL: https://fom.ru/TSennosti/14882 (дата обращения: 21.06.2023)

4. Педагогический словарь / отв. ред. И.А. Каиров. - Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 766 с.

5. Студенты могут стать вожатыми в детских лагерях Чечни // ЧГУ им. A.A. Кадырова: [сайт], 2023. - URL: https: www.chesu.ru/news-item?p=6035 (дата обращения: 22.06.2023)

6. Тарасова, С.И. Основы народной педагогики. Учебное пособие для вузов / С.И Тарасова. - Москва: Юрайт, 2020.- 158 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования//Портал "Гарант.ру": [сайт].-URL: https://base.garant.ru/71344998/53fö9421bbdaf741eb2dlecc4ddb4c33/?ysclid=lj4pc2e3w2186599624 (дата обращения: 20.06.2023)

8. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" от 11.08.1995 N 135-ФЗ (последняя редакция) // Официальный портал компании «КонсультантПлюс»: [сайт]. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/7ysclid4jd8zz4nv836010184 (дата обращения: 21.06.2023)

9. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЭ (последняя редакция) // Официальный портал компании «КонсультантПлюс»: [сайт]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/7ysclid4jd8vtejsa89251628 (дата обращения: 21.06.2023)

10. Ценности молодежи // ВЦИОМ: [сайт]. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi (дата обращения: 21.06.2023)

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Спиридонова Диана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В настоящее время одним из основополагающих принципов организации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования является единство теории и практики. Соответственно, студентам важно научиться применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности. В данной статье раскрывается определение таких понятий, как «обучение», «методы практического обучения», «компетенции». Также авторы подробно рассматривают методы организации практического обучения, позволяющие обучающимся приобрести профессиональные умения и навыки, а также овладеть профессиональными компетенциями. В качестве таких методов выделяют учебные

дискуссии, беседы, решение практических задач, консультации и т.д., о каждом из них авторы подробно рассказывают в статье. Стоит сказать, что практическое обучение в учреждениях среднего профессионального образования является неотъемлемой частью в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных применить полученные знания при выполнении трудовых обязанностей.

Ключевые слова: практическое обучение, компетенция, среднее профессиональное образование, методы практического обучения, профессиональное обучение.

Annotation. At present, one of the fundamental principles of the organization of the educational process in institutions of secondary vocational education is the unity of theory and practice. Accordingly, it is important for students to learn how to apply the acquired knowledge in their future professional activities. This article reveals the definition of such concepts as "training", "methods of practical training", "competencies". The authors also consider in detail the methods of organizing practical training, allowing students to acquire professional skills and abilities, as well as to master professional competencies. As such methods, there are educational discussions, conversations, solving practical problems, consultations, etc., the authors talk about each of them in detail in the article. It is worth saying that practical training in institutions of secondary vocational education is an integral part in the preparation of highly qualified specialists who are able to apply the acquired knowledge in the performance of work duties.

Key words: practical training, competence, secondary vocational education, methods of practical training, vocational training.

Введение. Результат освоения студентами системы среднего профессионального образования выражается в формировании у них профессиональных компетенций, необходимых для успешной работы в выбранной профессиональной области. Именно уровень сформированности профессиональных и социально-значимых компетенций, в первую очередь, оценивается работодателями при приеме на работу выпускника системы среднего профессионального образования.

Результативность профессионального обучения, обеспечивается, в том числе, сочетанием теоретических и практических методов обучения студентов. Теоретические знания являются базисом, на котором основывается обучение будущих специалистов. Они дают понимание процессов, происходящих в той или иной профессиональной области. При этом стать профессионалом, имея лишь, глубокие теоретические знания, нельзя. Профессиональное обучение предполагает, что теоретические знания обязательно должны быть подкреплены практическими навыками. Практическое обучение позволяет обеспечить освоение студентами технологических процессов, позволяющих им обеспечивать создание нового продукта или услуги. В ходе практического обучения студенты осваивают последовательность осуществления производственных операций, изучают оборудование, учатся производить продукцию или услуги требуемого качества.

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время практическое обучение играет важную роль в формировании у студентов системы среднего профессионального обучения необходимых компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность. Учитывая это, на первый план встает необходимость отбора методов, позволяющих повысить эффективность практического обучения.

Изложение основного материала статьи. В рамках исследования рассматриваются вопросы практического обучения в условиях образовательной организации системы среднего профессионального образования. А.С. Соколова отмечает, что в современных условиях, выстраивание карьеры специалиста, представляет собой сложный, многоплановый процесс.

Сущность методов практического обучения рассматривается в работах С.Г. Вершловского, С.Я. Батышева, Л.Н. Лесохиной, В.Г. Сухобской, О.А. Горленко, В.В. Краевского, К. Кэмбл, И.И. Легостаева, И.Я. Лернера, Н.А. Селезневой, И.Я. Скаткина, А.И. Субетто.

И.П. Подласый определяет понятие «обучение» как процесс, предусматривающий взаимодействие обучающихся и преподавателей, осуществляемый с целью усвоения знаний, умений и навыков, а также формирование компетенций. Данный процесс носит целенаправленный характер. Обучение в образовательных организациях системы среднего профессионального образования дает возможность для граждан получить специальность, востребованную на рынке труда, а также прибрести компетенции, необходимые для жизни в современном социуме.

Профессиональное обучение рассматривается одновременно как процесс и деятельность, направленные, на формирование у обучающихся компетенций, позволяющих им успешно осуществлять трудовую деятельность. В настоящее время образовательные организации профессионального образования перешли на режим функционирования в условиях федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС СПО), разработанных по каждому направлению подготовки. Введение ФГОС предопределило необходимость перестройки работы образовательных организаций в соответствии с нормативными требованиями. Это касается разработки программ обучения и методического сопровождения учебной деятельности.

Следует отметить, что в настоящее время в практике профессионального обучения используется компетентностный подход. Рассмотрим подробнее его сущность применительно к вопросам формирования компетенций и навыков классного руководителя.

И.А. Патронова определяет понятие «компетенции» как сочетание знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение работником определенных трудовых функций. Б.И. Бортник и Н.Ю. Стожко, рассматривают понятие «компетенции» как способность осуществлять те или иные трудовые функции. Они формируются в результате обучения и реализуются посредством прав и полномочий, определяемых должностными обязанностями.

Многие ученые-исследователи: Э.Ф. Зеер Б.С. Гершунский, В.Ю. Кричевский, А.К. Маркова и др. рассматривают профессиональную компетентность как интегрированное системное качество, включающее знания, умения, навыки, профессиональный и жизненный опыт, самостоятельность.

Необходимость формирования профессиональных компетенций у будущего специалиста, позволяющих ему успешно осуществлять профессиональную деятельность, требует поиска соответствующих способов данной деятельности. В этой связи актуальным является вопрос определения содержания профессионального образования. Это касается соотношения учебной нагрузки, выделенной на изучение теоретических и практических основ будущей профессиональной деятельности. Следует учитывать, что работодатели ожидают, что в результате обучения, выпускники получат практические навыки в избранной профессиональной области, позволяющие сразу включиться в производственный процесс. Это также диктует необходимость выстраивания учебной деятельности с учетом практической направленности обучения.

Таким образом, практическое обучение является обязательным элементом образовательного процесса. Рассмотрим подробнее данное понятие. Ряд исследователей рассматривают практическое обучение в контексте воспроизведения операций и действий в условиях реального производственного процесса.

С.М. Маркова рассматривает практическое обучение как деятельность, которая носит системный характер и направлена на формирование у обучающихся компетенций, позволяющих им применять теоретические знания в ходе профессиональной деятельности. Сущность практического обучения заключается в воспроизведении студентами отдельных производственных операций и целого технологического процесса в условиях, приближенных к реальной трудовой деятельности.

И.Я. Скаткина считает, что в современных условиях необходимо отдавать приоритет практическому обучению, что позволяет в кратчайшие сроки подготовить работника, способного осуществлять профессиональную деятельность в избранной области. Это особенно актуально в свете недостатка специалистов в ряде отраслей экономики. В то же время, с данной точкой зрения можно согласиться лишь частично. Необходимо искать баланс между потребностями рынка труда и обеспечением возможностей для профессионального и карьерного роста выпускников образовательных организаций системы среднего профессионального образования.

Осуществление любой деятельности предполагает использование определенных методов. Согласно определения, данного И.П. Подласым, под методами обучения понимаются способы взаимодействия между преподавателями и обучающимися, реализуемые с целью достижения поставленных задач. Рассмотрим подробнее методы практического обучения.

Сущность метода упражнений заключается в неоднократном повторении определенных действий (например, производственных операций) с целью отработки навыков их совершения. Предполагается, что при каждом повторении упражнения, количество ошибок будет снижаться.

Использование в практике профессионального обучения метода лабораторных работ, предполагает проведение специально организованных опытов под контролем преподавателя. Они могут проводиться для иллюстрации того или иного производственного процесса, или носить исследовательский характер.

Метод монологического изложения подразумевает сообщение педагогом фактов в определенной последовательности. В ходе этого процесса педагог предоставляет обучающимся необходимые пояснения. Таким образом, данный метод используется в тех случаях, когда необходимо передать большой объем информации, раскрыть только определенные связи между явлениями и понятиями в логической последовательности. В данном подходе важно не только передать информацию, но и помочь обучающимся научиться узнавать и выделять главное, организовывать и систематизировать знания. Но при этом, если необходимо, педагог может более подробно раскрыть причинно-следственные связи, если это будет способствовать лучшему пониманию материала.

Информационно-сообщающий метод может быть эффективным в тех случаях, когда необходимо пополнить запас знаний обучающихся некоторыми дополнительными фактами, но он не заменяет активного участия и практических занятий, которые необходимы для закрепления и применения новых знаний.

Рассуждающий метод предполагает, что педагог является основным источником знаний. Метод ориентирован на активное участие обучающихся в процессе обучения, так как они должны анализировать и обсуждать информацию, предоставленную преподавателем. Данный метод обучения рекомендуется использовать в тех случаях, когда необходимо анализировать сложные и системные явления, а также когда целью является демонстрация образца исследования для решения целостной проблемы. Преподаватель делит материал на составные части и с целью привлечения внимания обучающихся к осуществлению мысленного анализа, готовит к каждому из этапов совокупность риторических вопросов.

Таким образом, рассуждающий метод обучения - это эффективный инструмент для анализа сложных явлений и развития критического мышления у учеников. Он хорошо подходит для обучения гуманитарных дисциплин, но не всегда подходит для изучения точных наук. При использовании этого метода необходимо учитывать индивидуальные потребности и интересы учеников.

Не менее эффективным методом является диалогический метод изложения. Данный метод предполагает привлечение обучающихся к активному участию в обсуждении конкретного вопроса или в решении возникшей проблемы. Таким образом, диалогический метод изложения обеспечивает высокий уровень познавательной активности обучающихся.

Исследовательский метод позволяет развивать у студентов навыки самостоятельного поиска, анализа, обобщения и применения полученных знаний. Он способствует формированию у студентов интеллектуальной и творческой деятельности, развитию критического мышления и умения принимать обоснованные решения. Преподаватель должен вести процесс усвоения через решение проблем и проблемных задач, от простых задач к более сложным, используя при этом соответствующие методы и формы обучения. Важно также формировать у студентов уверенность в своих возможностях и мотивацию к исследовательской деятельности.

Метод программированных заданий предполагает применение конкретных заданий. Студенты изучают теоретический материал в определенной последовательности, поэтому задания должны быть четко структурированы и сформулированы в формате «вопрос - ответ». Преподавателю, который хочет применить метод программированных заданий при организации образовательного процесса, необходимо выбирать соответствующую тему и подготовить практические задания для студентов. Следует сказать, что задания могут быть разного уровня сложности, от простых упражнений до сложных проблемных ситуаций. Важно также предусмотреть возможность обратной связи, чтобы студенты могли получить ответы на свои вопросы и исправить ошибки.

Стоит отметить, что метод программированных заданий имеет ряд преимуществ: возможность индивидуальной работы студентов, повышение мотивации к обучению, улучшение понимания материала и развитие навыков самостоятельной работы. Также важно сказать о недостатках данного метода. Метод программированных знаний требует большого количества времени на подготовку заданий и не подходит для всех типов обучения и обучающихся.

Рассмотрим более подробно указанные группы методов обучения.

Рассказ - метод обучения, под которым понимается монологическое сообщение преподавателя о каких-то событиях, фактах, явлениях. Чаще всего педагоги используют данный метод для конкретизации теоретического материала, создания интереса обучающихся к изучаемой теме, соответственно, повышение мотивации.

Объяснение - метод обучения, который активно применяется педагогами. Данный метод подразумевает, что педагог рассказывает обучающимся новые сведения, использует наглядность для их подтверждения, а также обращается к студентам с вопросами для подтверждения того или иного положения, тем самым активизируя их познавательную деятельность. Оно может быть использовано на лекции, но чаще всего к нему обращается преподаватель на семинарских, практических, лабораторных занятиях. Данный метод хорошо сочетается с рассказом, беседой, демонстрацией.

Учебная дискуссия - один из методов диалогического характера. Данный метод подразумевает, что преподаватель высказывает две различные точки зрения в отношении одной и той же проблемы, и предлагает студентам выбрать и обосновать свою позицию, возможно, высказать собственное мнение по данному вопросу. Дискуссия может быть как начальным этапом обсуждения темы, так и завершающим моментом прохождения материала. Данный метод стимулирует развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, способствует более глубокому и осмысленному усвоению знаний или профессиональному решению вопросов - в зависимости от темы занятий.

Такой метод, как консультирование особо не получил широкого распространения в учреждениях среднего профессионального образования. Оно применяется эпизодически, накануне экзаменов, в силу чего свою функцию выполняет не полностью. Однако, стоит сказать, что систематическое использование этого метода дает благоприятные результаты. Если преподаватель ставить цель усовершенствовать теоретические знания и умения студентов, ему

необходимо выяснить не только то, что они знают и умеют делать, но и то, что они не знают и какими умениями не владеют. В достижении поставленной цели педагогу поможет метод консультирования.

Традиционным методом практического обучения является упражнение. Под упражнением понимается организованное, повторяющееся выполнение какого- либо действия с целью его освоения, закрепления, совершенствования. Эффективность этого метода зависит от знания теоретических основ предмета и сознательного их применения, а также от умения опираться на определенные правила выполнения упражнений.

Решение задач достаточно широко распространено в профессиональном обучении. Главная цель данного метода -научить студентов переносить знания в другие условия и применять их на практике, развивать аналитическое мышление, формировать способность поиска выхода из конфликтных или нестандартных ситуаций.

Деятельность любого педагога или мастера производственного обучения связана с выбором и использованием хорошо известных педагогических методов в условиях образовательного процесса. Однако, в зависимости от педагогического мастерства возможна разработка авторских педагогических методов.

Выводы. Таким образом, сущность практического обучения заключается в направленности на формирование у студентов компетенций, необходимых для самостоятельной работы в выбранной профессиональной области. Практическое обучение также позволяет студентам получить необходимые знания, умения и навыки. Следует отметить, что в соответствии с ФГОС СПО, в настоящее время, приоритетным является именно формирование компетенций, что предполагает не только наличие знаний, умений, навыков выполнения тех или иных производственных процессов, но и способности к самостоятельному поиску информации, самосовершенствованию.

Необходимо отметить, что практическое обучение в учреждениях среднего профессионального образования является неотъемлемой частью в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных применить полученные знания при выполнении трудовых обязанностей.

Литература:

1. Александрова, Н.М. Проблемы развития профессионально-педагогического образования / Н.М. Александрова, С.М. Маркова//ВестникМининского университета. -2015. -№ 1 (9). -С. 11.

2. Маркова, С.М. Производственное обучение как составная часть профессиональной подготовки будущих рабочих / С.М. Маркова, А.К. Наркозиев // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т.6. - № 1 (22). - С. 4.

3. Маркова, С.М. Исследование профессиональной деятельности и профессионального образования: исторический подход / С.М. Маркова, А.К. Наркозиев // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 1 (18). - С. 14.

Педагогика

УДК 376.3

магистрант Ваганова Юлия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье представлено теоретическое и экспериментальное изучение одной из наиболее актуальных проблем логопедии. Проблема речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, рассматривается в контексте возникающих трудностей при общении. Проанализированы литературные источники, дающие возможность определить характер нарушений связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Выделены стадии развития речи детей в детском возрасте. Для понимания особенностей и глубины речевого дефекта старших дошкольников с общим недоразвитием речи, был проведен констатирующий эксперимент. Итогами экспериментального исследования стало выявление неоднородности речевого дефекта у дошкольников с ОНР. Определены особенности понимания детьми смысловых оттенков слов. Установлена степень нарушения отдельных компонентов речевой функции. По результатам исследования были сделаны выводы, что коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста должна быть направлена на улучшение общего уровня развития речи у старших дошкольников. Нарушения в развитии связной речи будет являться препятствием в овладении письменной речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, старшие дошкольники, речевой дефект, речевая деятельность, речевая функция, связная речь, лексико-грамматический строй.

Annotation. The article presents a theoretical and experimental study of one of the most pressing problems of speech therapy. The problem of speech activity in older preschool children with general speech underdevelopment is considered in the context of emerging difficulties in communication. The literature sources that make it possible to determine the nature of disorders of coherent speech of preschoolers with general speech underdevelopment are analyzed. The stages of speech development of children in childhood are highlighted. To understand the features and depth of the speech defect of older preschoolers with general speech underdevelopment, a ascertaining experiment was conducted. The results of the experimental study were the identification of the heterogeneity of the speech defect in preschoolers with ONR. The features of children's understanding of semantic shades of words are determined. The degree of violation of individual components of speech function has been established. According to the results of the study, it was concluded that correctional work with older preschool children should be aimed at improving the overall level of speech development in older preschoolers. Violations in the development of coherent speech will be an obstacle in mastering written speech.

Key words: general underdevelopment of speech, older preschoolers, speech defect, speech activity, speech function, coherent speech, lexical and grammatical structure.

Введение. В наше время перед дошкольными учреждениями стоит задача развивать у детей правильную и четкую речь в целях подготовки детей к дальнейшему обучению в школе. К моменту начала обучения в школе ребенок, в соответствие с требованиями ФГОС ДО должен не только уметь различить и правильно произнести звуки, но и логично, связно и последовательно выражать свои мысли, владеть в полном объеме артикуляционным аппаратом. Сформированные на достаточном уровне речевые навыки являются залогом успешного освоения в будущем программы общеобразовательной школы [2, 3, 7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.