Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
883
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СЕМИНАР / КРУГЛЫЙ СТОЛ / УРОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Спиридонова Диана Александровна, Чеснокова Полина Николаевна

На протяжении многих лет основными формами организации обучения являются лекционные и практические занятия. Если лекция предполагает передачу знаний от педагога к обучающимся, то практическое занятие направлено на закрепление изученного материала, приобретение умений и навыков. Связь теории и практики является основным элементом организации образовательного процесса. Теоретические знания, не закрепленные на практике, теряют смысл и не имеют никакой ценности. Особенно, практические занятия важны в системе среднего профессионального образования. Обучающиеся получают знания, приобретают умения и навыки, которые необходимы для организации профессиональной деятельности. Организация практических занятий в средних профессиональных образовательных учреждениях требует особого внимания, так как практические занятия позволяют создать условия, приближенные к будущей профессиональной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Спиридонова Диана Александровна, Чеснокова Полина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL CLASSES AS A FORM OF ORGANIZATION OF TRAINING IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

For many years, the main forms of training organization have been lectures and practical classes. If the lecture involves the transfer of knowledge from the teacher to the students, then the practical lesson is aimed at consolidating the studied material, acquiring skills and abilities. The connection of theory and practice is the main element of the organization of the educational process. Theoretical knowledge that is not fixed in practice loses its meaning and has no value. Especially, practical classes are important in the system of secondary vocational education. Students gain knowledge, acquire skills and abilities that are necessary for the organization of professional activity. The organization of practical classes in these educational institutions requires special attention, since practical classes allow you to create conditions close to future professional reality.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

11. Скатов, Н.Н. Сочинения в 4 т. Т. 1. Пушкин / Н.Н. Скатов; Рос. акад. наук, Ин-т русской литературы. - СПб: Наука, 2001. - 720 с.

12. Степун, Ф.А. Встречи / Ф.А. Степун. - М.: Аграф, 1998. - 252 с.

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Спиридонова Диана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Чеснокова Полина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. На протяжении многих лет основными формами организации обучения являются лекционные и практические занятия. Если лекция предполагает передачу знаний от педагога к обучающимся, то практическое занятие направлено на закрепление изученного материала, приобретение умений и навыков. Связь теории и практики является основным элементом организации образовательного процесса. Теоретические знания, не закрепленные на практике, теряют смысл и не имеют никакой ценности. Особенно, практические занятия важны в системе среднего профессионального образования. Обучающиеся получают знания, приобретают умения и навыки, которые необходимы для организации профессиональной деятельности. Организация практических занятий в средних профессиональных образовательных учреждениях требует особого внимания, так как практические занятия позволяют создать условия, приближенные к будущей профессиональной действительности.

Ключевые слова: практические занятие, образовательное учреждение среднего профессионального образования, семинар, круглый стол, урок производственного обучения.

Annotation. For many years, the main forms of training organization have been lectures and practical classes. If the lecture involves the transfer of knowledge from the teacher to the students, then the practical lesson is aimed at consolidating the studied material, acquiring skills and abilities. The connection of theory and practice is the main element of the organization of the educational process. Theoretical knowledge that is not fixed in practice loses its meaning and has no value. Especially, practical classes are important in the system of secondary vocational education. Students gain knowledge, acquire skills and abilities that are necessary for the organization of professional activity. The organization of practical classes in these educational institutions requires special attention, since practical classes allow you to create conditions close to future professional reality.

Key words: practical lesson, educational institution of secondary vocational education, seminar, round table, industrial training lesson.

Введение. В современном мире каждое образовательное учреждение, в особенности образовательная организация среднего профессионального образования отождествляется с зеркалом современного общества. В подобном обществе возникают и охраняются наиболее важные стороны жизнедеятельности каждого человека, существующие вне стен колледжа. Здесь зарождается особый настрой сознания и ценностная ориентация студентов, формируется культура и бережное отношение молодого поколения к себе, окружающему миру и государству.

Практическое занятие является основополагающим звеном в структуре самостоятельной работы студентов. На данных занятиях происходит глубокое осмысление уже изученного материала при непосредственном участии преподавателей. Большое значение имеет организация практического занятия, поскольку от этого напрямую зависит эффективность и качество усвоения пройденного студентами учебного материала. В системе среднего специального образования практические занятия являются основными в ряду других учебных занятий по различным дисциплинам, поскольку формируют у студентов критическое мышление, способность к анализу и логическим рассуждениям [3].

Согласно действующему законодательству Российской Федерации главной целью образовательного процесса на сегодняшний день является целостное развитие личности обучающегося. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности, является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Студент профессионального образовательного учреждения - личность, которая способна быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, способна принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков. Добиться поставленных задач и сформировать высококвалифицированного, грамотного специалиста способствует отработка знаний, умений и навыков на практике. Стоит отметить, что на рынке труда ценятся те выпускники учреждений среднего профессионального образования, которые имеют опыт практической работы и способны применить полученные знания. Образовательный процесс должен способствовать развитию профессиональных компетенций, необходимых для выполнения трудовых обязанностей [1].

Изложение основного материала статьи. В современной организации учебного процесса в рамках среднего профессионального образования существует классический набор форм организации обучения. Ведущей формой обучения является практическое занятие. Практическое занятие - вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) преподавателя и обучающегося, систематически применяемая для коллективного решения задач образования, воспитания и развития. Практическое занятие в отличие от лекции более регламентированная форма, потому как здесь преподаватель контролирует и управляет учебным процессом и деятельностью обучающихся.

Данная форма обучения призвана стимулировать обучающихся к развитию и росту в учебной деятельности. К примеру, если на практическом занятии преподаватель применяет групповую форму обучения, то основной задачей становится стимулирование обучающихся к какой-либо совместной работе. Если же на занятие предполагается применение форм индивидуального обучения, то стимулирование направляется на деятельность одного обучающегося, то есть на раскрытие собственных идей мировоззрения, позиций, личностных качеств. Таким образом, основной целью практического занятия

является создание комфортных условий, при которых обучающийся будет чувствовать свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [9].

Организационные формы обучения практического занятия разделяются в зависимости от того, сколько обучающихся принимают в нем участие:

- фронтальная форма предполагает работу над которой работают все обучающиеся;

- групповая форма предполагает работу обучающихся в микро-группах;

- индивидуальная форма предполагает индивидуальную работу обучающегося над заданием.

Необходимо отметить, что при организации обучения в форме практического занятия:

- ведущей целью является формирование практических умений и навыков, как профессиональных, так и учебных;

- каждая процедура процесса обучения должна быть регламентирована. Очень важно донести до обучающихся правила работы в группах и количество времени, в течение которого студенты должны выполнить задание [2].

В настоящее время существует большое количество классификаций, среди которых одной из распространенных является классификация практических занятий по характеру выполняемых заданий. Так, выделяют:

- ознакомительные практические занятия, которые направлены на закрепление изученного материала и выявление пробелов по теме;

- аналитические практические занятия, целью которых является получение новой информации основе обобщения и систематизации полученных знаний;

- творческие практические занятия связаны с получением новой информации посредством самостоятельно выбранных подходов к решению поставленной задачи [7].

Один из основных и часто применяемых видов практического занятия является семинар. Семинар - это занятие, которое направлено на закрепление теоретического материала под руководством педагога. Такой вид практического занятия может проводиться в индивидуальной или групповой форме с применением современных технологий обучения. Индивидуальная форма работы предусматривает выступление обучающегося с докладом и презентацией, тогда как групповая форма предполагает проведение беседы по определенной теме, коллоквиума, организацию круглого стола или группового опроса.

Рассмотрим процесс организации семинарских занятий в конкретном учреждении профессионального образования. Так, в Шахунском колледже аграрной индустрии реализуется дисциплина «Правовые основы профессиональной деятельности», предполагающее проведение лекционных и практических занятий. В рамках указанной дисциплины педагогом запланирована лекция на тему: «Понятие трудового договора, его виды и особенности». В соответствии с учебным планом после лекции проводится семинарское занятие по данной теме для закрепления материала и получения дополнительных знаний. Педагог предлагает студентам подготовить к семинарскому занятию доклады с презентацией на следующие темы: трудовая книжка, испытательный срок, права и обязанности работника, права и обязанности работодателя, переводы и перемещения в соответствии с трудовым законодательством, основания прекращения трудового договора, а также особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними. На семинарском занятии по теме: «Трудовой договор» студенты выступают с докладами по выбранной теме и показывают подготовленные презентации. После каждого выступления педагог организует обсуждение, чтобы студенты запомнили основные моменты и смогли применить полученные знания на практике [6].

Также одной из форм семинарского занятия является групповой опрос. Групповой опрос представляет собой устную форму семинара, которая предполагает работу всех обучающихся. Например, в рамках дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности» может быть проведено практическое занятие, которое предполагает организацию круглого стола. Круглый стол может быть посвящен теме: «Роль и значение трудового договора в юридической практике. Можно ли работать без заключения трудового договора?». Круглый стол предполагает дискуссию, в которой каждый обучающийся высказывает своё мнение с опорой на аргументы. Обучающиеся могут высказать свою позицию по данному вопросу. Студенты не должны бояться того, что их мнением может быть ошибочным. Каждый имеет свою позицию, которую нужно отстаивать посредством аргументации.

Говоря об организации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования, стоит уделить внимание производственному обучению. Производственное обучение направлено на формирование и развитие профессиональных умений и навыков, а также предполагает создание условий, приближенных к реальному производству. На основе вышесказанного следует сказать, что одним из важных видов практического занятия в учреждениях среднего профессионального образования является урок производственного обучения. Урок производственного обучения предполагает, что мастер производственного в течение установленного времени в специально отведенной аудитории руководит учебной и производственной деятельностью группы обучающихся. Производственное обучение играет важную роль при подготовке квалифицированного специалиста к труду по выбранной профессии. Основополагающей целью данного обучения является развитие у обучающихся профессионального мастерства и формирование практического опыта, умений и навыков в профессиональной деятельности в соответствии с государственными стандартами профессионального образования. Во время производственного обучения имеющиеся знания совершенствуются, углубляются и расширяются. Соответственно, есть рекомендации, которым следует уделять внимание, чтобы производственное обучение было более эффективным:

- построение учебного плана таким образом, чтобы изучение специальных предметов (теоретические занятия) шло на опережение производственного обучения (практические занятия);

- квалифицированность мастеров производственного обучения, которые нацелены на развитие молодых профессионалов из студентов колледжа, а также ориентируются на личное развитие в преподаваемых направлениях;

- обучение должно строиться на взаимосвязи в деятельности преподавателей специальных предметов и мастеров производственного обучения.

Для полноценного функционирования и обеспечения образовательного процесса производственного обучения колледжи должны быть оснащены специальным техническим оборудованием. Современным колледжам следует располагать парком современного оборудования для проведения качественного производственного обучения. К примеру, специально оборудованные помещения, в которых стоят тренажеры, аппараты и целые производственные линии, где проводятся учебные и практические занятия.

Таким образом, производственное обучение направлено на подготовку высококвалифицированных специалистов, а также ориентировано на обеспечение конкурентоспособных и компетентных профессионалов на рынке труда, которые нацелены на создание успешной карьеры и готовы к постоянному профессиональному росту.

Необходимо отметить, что во время проведения практических занятий от преподавателя среднего профессионального образования требуется проявление большей активности и творческих способностей, чтобы повысить интерес обучающихся к изучаемой дисциплине, а также оказать влияние на эффективное усвоение полученных знаний. Поэтому по каждой

конкретной теме практического занятия можно применять интерактивные формы, методы обучения или их комбинацию. Например, работа в малых группах, творческие задания, ролевые игры, деловые игры и т.д.

Урок производственного обучения нацелен оказать влияние на мотивы обучающихся в условиях определенной ориентированности на получение конкретной профессии. Именно от того, как преподаватель представит практическое занятие, будет зависеть заинтересованность обучающихся специальным предметам и производственному обучению [3].

Представленные теоретические основы организации урока производственного обучения, рассмотрим на примере ГБПОУ «Шахунский колледж аграрной индустрии». В колледже осуществляется образовательная программа «Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства». В соответствии с учебным планом, обучающимся необходимо освоить такую дисциплину, как электротехника. Студенты должны научиться осуществлять техническое обслуживание системы освещения и осветительных сетей объектов жилищно-коммунального хозяйства и др. В рамках лекционных занятий педагоги рассказывают теоретический материал, который необходимо закрепить на практике. Данная теория не имеет смысла, если студент не сможет применить её на практике. Соответственно, учебным планом предусмотрены практические занятия, которые проводятся в специально оборудованных аудиториях. В данном случае необходимо наличие моделей электрических сетей и другого оборудования. В рамках урока производственного обучения мастер демонстрирует обучающимся особенности работы с электрическими сетями, что необходимо учитывать. После чего студенты должны самостоятельно выполнить задание, применив знания, полученные на лекционном занятии. Стоит отметить, что в ходе такого практического занятия создаются условия будущей профессиональной деятельности обучающихся, что помогает изучить особенности и приобрести необходимые умения и навыки [5].

Выводы. На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что практические занятия как форма организации обучения в системе среднего профессионального образования играет важную роль в образовательном процессе. Особая роль практическим занятиям отводится в учреждениях среднего профессионального образования, где, прежде всего, необходима практика, позволяющая закрепить теоретические знания. В данных образовательных учреждениях педагоги организуют семинарские занятия в виде выступлений с докладами или круглого стола. Наиболее важным и значимым видом практического занятия является урок производственного обучения. Такой урок позволяет студентам приобрести практические навыки для своей профессиональной деятельности, а также окунуться в рабочую атмосферу. Практические занятия предназначены для отработки полученных знаний во время теоретического обучения. Такой вид занятий оказывает влияние не только на умственную, но и на практическую деятельность обучающихся. В ходе обучения студенты приобретают полезные навыки, которые помогают быстро ориентироваться в постоянно развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, принимать обоснованные решения и решать возникшие проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

Литература:

1. Бичева, И.Б. Организация контактной самостоятельной работы в профессиональной подготовке педагогов / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. - 2020. - № 4 (36). - С. 372-385

2. Быстрова, Н.В. Интерактивные формы проведения практических занятий в вузе / Н.В. Быстрова, П.Н. Чеснокова, Д.А. Спиридонова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 73-2. - С. 50-53

3. Быстрова, Н.В. Роль инновационных технологий при формировании ключевых профессиональных компетенций у студентов вуза / Н.В. Быстрова, П.Н. Чеснокова, М.Н. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. -

2021. - № 72-3. - С. 51-54

4. Власова, В.И. Система практической подготовки студентов педагогических вузов в современном российском высшем образовании: состояние, проблемы, перспективы / В.И. Власова, Е.В. Сыпко // Мир науки, культуры, образования. -

2022. - № 2 (93). - С. 19-22

5. Маркова, С.М. Особенности производственного обучения / С.М. Маркова, О.А. Зиновьев, М.Н. Уракова // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2021. - С. 31-32

6. Маркова, С.М. Педагогические характеритики элементов содержания производственного обучения / С.М. Маркова, О.А. Зиновьев, М.Н. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. -С. 237-239

7. Маркова, С.М. Дидактические основы содержания практического обучения / С.М. Маркова, Е.А. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. - С. 246-249

8. Методическая деятельность педагога профессионального обучения / С.А. Зиновьева, Н.В. Быстрова, А.Н. Гриценко, М.Н. Уракова // Школа будущего. - 2020. - № 5. - С. 204-213

9. Проектирование учебной деятельности студентов вуза / С. Цыплакова, Н. Быстрова, Н. Тюмина, Д. Сергеева // Школа будущего. - 2018. - № 1. - С. 97-103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.