Научная статья на тему 'КЕЙС-МЕТОД КАК ВЕДУЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

КЕЙС-МЕТОД КАК ВЕДУЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-МЕТОД / КЕЙС / ОБУЧЕНИЕ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Уракова Екатерина Андреевна, Глазова Виктория Олеговна

В статье рассмотрена ведущая технология формирования профессионального образования - кейс метода. Дана характеристика и описано формирование у студентов навыков профессиональной деятельности. Кейс-методы - обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное осуществление профессиональной и социально-личностной деятельности. В настоящее время для реализации образовательных программ необходимо активно использовать инновационные формы и методы обучения. Так же, в статье описана методика использования кейс-метода в формировании профессиональных компетенций студентов вуза. Кейс-метод подразумевает поиск решений по конкретной заданной модели в определенной ситуации. Данная методика предназначена для преподавателей и студентов, которые используют макеты реальных ситуаций в обучении практическим навыкам и умениям. Авторы статьи подчеркивают, что кейс-метод является альтернативой традиционному лекционному обучению. Кейс-метод помогает сблизить теоретический учебный материал с реальной жизнью. Обучающие при выполнении кейса активны, самостоятельны и успешно осваивают учебный материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Уракова Екатерина Андреевна, Глазова Виктория Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASE METHOD AS A LEADING TECHNOLOGY FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF UNIVERSITY STUDENTS

The article considers the leading technology for the formation of vocational education - the case method. The characteristic is given and the formation of students' skills of professional activity is described. Case methods are generalized methods of action that ensure the productive implementation of professional and social-personal activities. At present, for the implementation of educational programs, it is necessary to actively use innovative forms and methods of teaching. Also, the article describes the methodology for using the case method in the formation of professional competencies of university students. The case method involves finding solutions for a specific given model in a specific situation. This technique is intended for teachers and students who use models of real situations in teaching practical skills and abilities. The authors of the article emphasize that the case method is an alternative to traditional lecture-based learning. The case method helps to bring theoretical training material closer to real life. When doing the case, the trainees are active, independent and successfully master the educational material.

Текст научной работы на тему «КЕЙС-МЕТОД КАК ВЕДУЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Для графической организации учебного материала используют прием «Составление кластера». Он дает возможность наглядно продемонстрировать смысловые поля рассматриваемого понятия или явления. Такая методика помогает свободно думать над поставленным вопросом. Кластер - один из вариантов нелинейной формы мышления. Концентрация внимания на нестандартной подаче материала ведет к тому, что студенты легче запоминают материал, а визуальное восприятие процессов и явлений делает обучение доступнее.

Большая часть заданий по профилирующим предметам у студентов направления «Дополнительное образование в предметной области Технология» выстроена в виде работы над творческими проектами. Как индивидуальными, так и коллективным. Это напрямую готовит их к будущей деятельности в области дополнительного образования. Критическое мышление облегчает отбор и запоминание информации. Учит оценивать полученные знания критически и оптимизировать опыт для дальнейшего применения.

Освоение технологии происходит не только в рамках контактных часов. В различных видах самостоятельных работ тоже можно встретить задания на развитие критического мышления. Например, упражнения познавательного характера -рассмотрение научных проблем и непосредственное изучение объектов. Часть самостоятельной работы проходит с применением электронной образовательной системы Тихоокеанского государственного университета на платформе «Moodle» и других онлайн ресурсов. Внедрение электронных информационных объектов активирует образное мышление студентов, повышает интерес к изучаемому предмету, усиливает мотивацию. Но в основном студенты работают над заданиями креативного типа, такими как: подготовка сопроводительных материалов, учебных и творческих образцов работ. Такая работа носит прикладной характер и наиболее продуктивна для направления «Дополнительное образование в предметной области Технология».

В связи с выше изложенным, можно заключить, что технология критического мышления позволяет студенту эффективнее воспринимать информацию, повышает мотивированность к учебе, формирует умение логически размышлять. Студенты начинают серьезнее относиться к собственному процессу обучения и повышают его качество. Учатся работать как индивидуально, так в группе. Формируется установка обучаться в течении всей своей жизни.

Применение технология критического мышления идет на пользу не только студенту, но и педагогу тоже. Он становится инициатором самостоятельной, креативной и учебной деятельности студентов. Открываются новые перспективы для улучшения образовательного процесса и развития коммукативной и рефлексивной компетенций обучающихся. На занятиях присутствует благоприятная обстановка для плодотворной совместной деятельности. Педагог имеет право применять различные эффективные педагогические технологии, которые направлены на формирование критического мышления у студентов и активной позиции в обучении.

Выводы. Резюмируя предыдущее можно выделить следующие преимущества применения технологии критического мышления: у всех участников образовательного процесса развивается ответственность за качество результатов обучения; приобретается опыт работы с различными источниками информации; развивается навык формировать собственные суждения на базе переосмысления различных идей и представлений, умение выстраивать логические цепи и аргументировать свою позицию; совершенствуются творческие способности и нестандартность мышления. Цели технологии развития критического мышления соответствуют целям современной системы образования, формируют интеллектуальные качества личности.

Литература:

1. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 222 с.

2. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

3. Хотунцев, Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда: учебное пособие для преподавателей и студентов / Ю.Л. Хотунцев. - М.: Прометей, 2019. - 354 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Глазова Виктория Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

КЕЙС-МЕТОД КАК ВЕДУЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье рассмотрена ведущая технология формирования профессионального образования - кейс метода. Дана характеристика и описано формирование у студентов навыков профессиональной деятельности. Кейс-методы -обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное осуществление профессиональной и социально-личностной деятельности. В настоящее время для реализации образовательных программ необходимо активно использовать инновационные формы и методы обучения. Так же, в статье описана методика использования кейс-метода в формировании профессиональных компетенций студентов вуза. Кейс-метод подразумевает поиск решений по конкретной заданной модели в определенной ситуации. Данная методика предназначена для преподавателей и студентов, которые используют макеты реальных ситуаций в обучении практическим навыкам и умениям. Авторы статьи подчеркивают, что кейс-метод является альтернативой традиционному лекционному обучению. Кейс-метод помогает сблизить теоретический учебный материал с реальной жизнью. Обучающие при выполнении кейса активны, самостоятельны и успешно осваивают учебный материал. Ключевые слова: кейс-метод, кейс, обучение, кейс-технологии, методика применения.

Annotation. The article considers the leading technology for the formation of vocational education - the case method. The characteristic is given and the formation of students' skills of professional activity is described. Case methods are generalized methods of action that ensure the productive implementation of professional and social-personal activities. At present, for the implementation of educational programs, it is necessary to actively use innovative forms and methods of teaching. Also, the article describes the methodology for using the case method in the formation of professional competencies of university students. The case

method involves finding solutions for a specific given model in a specific situation. This technique is intended for teachers and students who use models of real situations in teaching practical skills and abilities. The authors of the article emphasize that the case method is an alternative to traditional lecture-based learning. The case method helps to bring theoretical training material closer to real life. When doing the case, the trainees are active, independent and successfully master the educational material.

Key words: case method, case study, training, case technology, application methodology.

Введение. Профессиональное образование формирует у студентов навыки профессиональной деятельности, знания, умения и навыки, а также и профессиональные компетенции - обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное осуществление профессиональной и социально-личностной деятельности [2]. Введение в систему профессионального образования Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения изменило требования к качеству и содержанию образования, определило новые для российской профессиональной школы положения о компетентности выпускника.

Главной задачей профессионального образования является актуализация процесса обучения, использующих технологии и методики преподавания, позволяющие привлечь студентов в процесс активного обучения. Благодаря актуальным технологиям обучения у студентов повышается интерес к процессу обучения, знания, полученные на занятиях, усваиваются лучше за счет точного применения их на практике, а также их корректировка в зависимости от актуальности представленных данных.

Современная система образования, требует поиска более совершенных технологий обучения студентов, повышения эффективности практического овладения профессиональными компетенциями. Благодаря современным методам обучения меняется роль преподавателя в образовательном процессе. Преподаватель приобретает роль наставника и организатора, готовит задания, темы для обсуждения, вопросы, консультирует дает советы обучающимся по выполнению задания, контролирует ход занятия и следит за таймингом, который необходимо соблюдать, чтобы занятие не теряло свой ход и динамичность. Студент осуществляют поиск форм в обучении, направленных на решение этой проблемы, привел к расширению понимания возможностей кейс-технологии в высшем образовании.

Изложение основного материала статьи. Кейс технологии приобрела большую популярность в связи с большим объем обучения в дистанционном формате. Многие преподаватели стали внедрять технологию кейс обучения именно в этот период, позволяя студентам самостоятельно искать и анализировать материалы для кейсов, приводить доводы в пользу того или иного выбора при вариантах кейсов с неполным набором информации или кейсов открытого типа, где вариантов решения поставленной задачи может быть несколько, не ограничивая студентов рамками одного ответа [6].

Свое начало кейс берет в Гарвардской школе бизнеса, где в 1910 году в связи с отсутствием подходящих учебных пособий по аспирантской программе, была создана новая уникальная технология обучения менеджеров. Постепенно кейс-метод обрел популярность и начал перениматься другими странами, в том числе и Россией. В 2007 году был проведен первый чемпионат России с использованием кейс-методик. Данный чемпионат проводился и в 2008 году, но с 2009 года популярность чемпионата была настолько высока, что он был проведен для более чем 3500 студентов из 15 городов Российской Федерации. Кейсы для чемпионата были практико-ориентированы и основаны на реальных ситуациях Российских и зарубежных компаний, которые выступали как спонсоры данного чемпионата. На практике спонсоры стали применять представленные на чемпионате кейсы для приема на руководящие должности [10].

Значительный вклад в разработку и внедрение кейс-метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и другие [7].

В современном понимании кейс метода стоит говорить о ситуационных задачах, очень часто привязанных к современным реалиям или же реальных и существующих на практике, которые происходили или происходят во всех областях человеческих знаний, например, в медицине, в сфере IT, в социологии или педагогике.

Анализируя кейс метод в педагогике, можно отметить его обширное применение на различных специальностях разнообразных профилей, с помощью которого студенты смогут получать и применять знания конкретной дисциплины или специальности. У каждого преподавателя, знакомого с технологией кейс обучения, а также у каждого учебного заведения, существует своя коллекция актуальных и практико-ориентированных кейсов, которые могут быть полезны студентам в освоении дисциплины.

Кейс задания представляет собой конкретные учебные ситуации, специально подобранные на основе пройденных материалов для их практического применения и изучения на занятиях по учебным дисциплинам. В результате разбора ситуаций студенты учатся взаимодействовать друг с другом, отстаивать свое мнение и учатся прислушиваться к мнению других, а также проводить анализ полученного материала, отделять главное от второстепенного и принимать решения, учитывая последствия, повлекшие тот или иной выбор. Преподаватель является направляющим в дискуссии студентов, самостоятельно определяющих проблематику кейса, способов и возможностей ее решения в зависимости от поставленных условий как теоретических (условий задания кейса), так и практических (ограниченность во времени принятия решений).

Кейс задания позволяют заинтересовать обучающихся в изучении теоретического материала или включения в практическое занятие на основе известного материала, наглядных пособий и возможности решения ситуации с различных позиций и мнений обучающихся. Такой метод обучения обеспечивает активное включение обучающихся в образовательный процесс, усвоение полученных на занятиях знаний и навыков по изучению, анализу, сбору информации для создания полной картины действительности.

Для того, чтобы содержание кейса было эффективным для обучения студентов, он должен соответствовать следующим требованиям [3]:

- четко соответствовать поставленной цели создания кейса для обучения студентов различного уровня и профиля;

- иметь высокую актуальность и возможность обновления информации в случае необходимости;

- учитывать национальные, религиозные, политические и экономические особенности страны и региона, где будет реализовываться работа с данными кейса;

- описывать и демонстрировать знакомые студентам ситуации, с которыми они сталкивались, столкнулись или смогут столкнуться в дальнейшем;

- показывать иллюстрацию разных аспектов практики и предмета из жизни каждого студента;

- кейс необходим для развития аналитического склада ума и его развития, способности продумывать наперед и оценивать ситуацию с различных точек зрения;

- кейс должен быть подходящим по уровню сложности для студентов, на которых направлен данный материал;

- проблематика кейса должна вызывать у обучающихся интерес, располагать к дискуссии и провоцировать студентов на обсуждение тех или иных вопросов;

- иметь возможность вариативности решений и выходов в поставленных условиях и рамках.

Кейс-технология учит не просто принять решение для задачи, но и спрогнозировать ее дальнейшее изменение, влияние и перспективу. Неудачное, на первый взгляд решение может привезти к дальнейшим высоким, нужным результатам деятельности. А удачное приведет к плохим последствиям, которые необходимо было предугадать в условиях кейса и предотвратить. Метод кейсов развивает творческое мышление и умение анализировать ситуации для принятия дальнейшего решения. Однако в процессе решения кейсов у обучающихся развивается множество навыков, такие как аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные и др. [91.

Технологию кейс обучения также часто называют методом анализа проблемных ситуаций или же ситуационными задачами, так как материалы кейса включают в себя полное или частичное описание ситуации и условий для выхода из нее. Данная технология изначально применялась только в профессиональных учебных заведениях, однако со временем даже школы стали использовать кейсы не только для проведения олимпиад и конкурсов, но и для практического изучения учебного материала. Технология кейс обучения подразумевает необходимость технического оснащения аудитории для демонстрации материалов и сведений кейса, но это не является необходимостью, так как преподаватель может обеспечить студентов раздаточным материалом для изучения сведений кейса в напечатанном варианте или же тренировать аудиальные каналы восприятия студентов четко зачитывая материалы кейса на аудиторию.

Анализ конкретных ситуаций - самый распространенный вид кейс технологий в средних и высших учебных заведениях, поскольку является максимально практико-ориентированным и эффективным для решения и анализа, поскольку ориентирован на все группы студентов, с учетом их психофизиологических особенностей и уровню подготовки.

Применение кейс технологии позволяет сформировать профессиональные навыки у студентов:

1. Навыки анализа. Определение важной и второстепенной информации, классификацию информации, способах анализа и добычи необходимого объема информации для заполнения информационных пробелов.

2. Практические навыки. Информация, представленная в кейсе, часто имеет подходящий уровень сложности, что позволяет более легко проходить тот барьер, где обучающиеся включают теоретические знания в процесс их применения на практике. На основе перехода от простых к более сложным кейсам, студенты применяют теоретические знания с большей уверенностью и интересом к доведению процесса получения и применения знаний до результата.

3. В процессе решения кейсов студентам необходимо применять не только логику, для рассуждения, но и творческие навыки, и творческий подход к решению тех или иных ситуаций, поиску альтернатив и подходов к решению поставленных проблем.

4. Кейс-технология предполагает обсуждение полученных результатов, поэтому в процессе решения поставленных задач, дискуссии, обсуждении результатов и отстаивании своей точки зрения развиваются коммуникативные навыки и формы взаимодействия между оппонентами.

5. В процессе решения кейсов студентам необходимо умение слушать своих оппонентов, включаться в работу в группе, формирование общей позиции, умение идти на уступки или грамотно отстаивать свою позицию, высказываться вежливо по отношению к группе и оппонентам, контролировать собственное поведение, речь и жестикуляцию [11].

6. Кейс часто предполагает несколько вариантов ответа или же открытые кейсы вообще не имеют правильно решения, в таких ситуациях у обучающихся вырабатываются навыки самоанализа и самодисциплины, где студенты должны самостоятельно на основе всех мнений осознать и корректировать свою точку зрения на основе полученных сведений от всех студентов и групп [8].

Рассмотрим основные критерии содержания кейс-задания.

Во-первых, в кейсе должна содержаться информация и ситуация, имеющая место в реальной жизни и обстоятельствах, то есть описывать основные случаи из практики, факты, описанные в СМИ и интернет.

Во-вторых, информация, представленная в кейсе не должна быть полной и обширной, поскольку предусматривает ее поиск, дополнение и рассмотрения всеми студентами, занятыми рассмотрением кейса.

В-третьих, информация в кейсе должна быть достоверной, иметь возможность дополнения и актуализации данных.

Применяя кейс-ситуаций в учебном процессе преподаватель добивается следующих целей:

- определить проблему;

- понять и использовать концепцию;

- сформировать способность анализировать профессиональные ситуации;

- определить альтернативу возможных решений;

- выбирать оптимальный вариант решения;

- составить план его осуществления;

- развивать у студента мотивацию к деятельности;

- развить коммуникационные навыки и умения.

Метод кейсов формируют и развивают устойчивый познавательный интерес студента к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и активизация личности - главная задача метода [5].

Организация процесса подготовки студентов будет более эффективной, если:

- стимулируется мотивационная активность студентов при использовании технологии кейс взаимодействии субъектов совместной деятельности;

- определены сущность и произведена классификация методов и видов технологии кейс обучения в контексте самореализации студентов;

- сформирована готовность преподавателей к использованию технологии кейс обучения, направленных на развитие внутренней активности студентов.

Выводы. Качество проведения любого учебного занятия базируется на вовлеченности как студентов в тему учебной дисциплины, так и преподавателя, проявляющего интерес к множеству технологий и методик, благодаря которым студентами выполняются различные виды работ, сочетаются виды деятельности, где студенты могут проявить свои знания, кругозор и творческие способности [4].

Технология кейс обучения представляет собой конкретные учебные ситуации, специально подобранные на основе пройденных материалов для их практического применения и изучения на занятиях по учебным дисциплинам различного профиля. Именно благодаря включению кейс методов студенты имеют возможность проявить себя на учебных занятиях, научиться работать в команде, отстаивать свои позиции.

Литература:

1. Быстрова, Н.В. Роль инновационных технологий при формировании ключевых профессиональных компетенций у студентов вуза / Н.В. Быстрова, П.Н. Чеснокова, М.Н. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. -2021. - № 72-3. - С. 51-54.

2. Быстрова, Н.В. Интерактивные формы проведения практических занятий в вузе / Н.В. Быстрова, П.Н. Чеснокова, Д.А. Спиридонова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 73-2. - С. 50-53.

3. Быстрова, Н.В. Технология формирования проектного обучения в высшем образовательном учреждении / Н.В. Быстрова, Е.А. Уракова, А.Н. Сидоров // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-3. -С. 43-46.

4. Быстрова, Н.В. Интерактивные формы обучения в современном вузе / Н.В. Быстрова, С.А. Зиновьева, О.А. Зиновьев // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2021. - № 2 (52). - С. 146-151.

5. Проектирование учебной деятельности студентов вуза / С. Цыплакова, Н. Быстрова, Н. Тюмина, Д. Сергеева // Школа будущего. - 2018. - № 1. - С. 97-103.

6. Коняева, Е.А. Исследование проблемы применения педагогических технологий / Е.А. Коняева, Н.В. Быстрова, С.А. Зиновьева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. - С. 113-116.

7. Коняева, Е.А. Исследование готовности преподавателей вуза к работе в дистанционной форме / Е.А. Коняева, Н.В. Быстрова, С.А. Зиновьева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. - С. 181-184.

8. Маркова, С.М. Информационные технологии в профессиональном образовании / С.М. Маркова, О.А. Зиновьев, М.Н. Уракова // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина". - 2021. - С. 123-125.

9. Методическая деятельность педагога профессионального обучения / С.А. Зиновьева, Н.В. Быстрова, А.Н. Гриценко, М.Н. Уракова. - Школа будущего. - 2020. - № 5. - С. 204-213.

10. Уракова, Е.А. Сущность проектного подхода в профессиональном образовании / Е.А. Уракова, Н.В. Быстрова, П.А. Грашина // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-4. - С. 276-278.

11. Цыплакова, С.А. Исследование проблем управления процессом профессиональной подготовки студентов в вузе / С.А. Цыплакова, Н.В. Быстрова, Е.Е. Пулькина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. -2019. - № 1 (35). - С. 56-60.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Корнусова Валерия Максимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В данной статье представляется модель проектной деятельности подготовки педагогов профессионального обучения. Даётся определение проектной деятельности и моделированию проектной деятельности. Выделяется структура модели проектной деятельности через структурные компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, результативный. В основе наполнения содержания проектной деятельности подготовки педагогов профессионального обучения лежат принципы проблемности обучения, модульности обучения, интеграции обучения, а также, дифференциации обучения. Проектная деятельность является комплексным творческим видом деятельности, направленным на создание того или иного конкретного теоретического прототипа предполагаемого или возможного объекта, обладающего определённой новизной и личной или общественной значимостью.

Ключевые слова: педагог профессионального обучения, профессиональное образование, проектная деятельность, модель, структурные компоненты модели проектной деятельности.

Annotation. This article presents a model of project activities for the training of teachers of vocational training. The definition of project activity and modeling of project activity is given. The structure of the model of project activity is distinguished through structural components: target, content, procedural, productive. At the heart of filling the content of the project activity of training teachers of vocational training are the principles of problematic training, modularity of training, integration of training, as well as differentiation of training. Project activity is a complex creative activity aimed at creating one or another specific theoretical prototype of an alleged or possible object that has a certain novelty and personal or social significance.

Key words: professional training teacher, vocational education, project activity, model, structural components of the project activity model.

Введение. В современных условиях непрерывного развития системы образования необъемлемым атрибутом профессиональной деятельности педагога является проектная деятельность. Применение проектной деятельности предполагает под собой реализацию идей многоуровневости и непрерывности, гуманизацию, интеграцию, индивидуализацию образования, что является одним из перспективных направлений развития профессионально-педагогического образования. Проектная деятельность педагога профессионального обучения направлена на подготовку конкурентоспособных специалистов различных профилей подготовки [1].

В связи с этим, актуализация содержания процесса подготовки педагогов профессионального обучения является актуальной проблемой современного образования.

Для возможности проектирования своей профессионально-педагогической деятельности каждый педагог профессионального обучения должен быть теоретически и практически подготовлен для этого.

Изложение основного материала статьи. Проектная деятельность в системе профессионального образования и область её применения реализуется с помощью овладение педагогами профессионального обучения проективной компетентности. Требования, которые предъявляются к подготовке будущих педагогов профессионального обучения зависят от уровня освоения ими проективной компетентности. Исходя из этого, благодаря формированию проективной компетентности в условиях непрерывного обучения на протяжении всей профессиональной и педагогической деятельности обеспечивается процесс актуализации подготовки будущего педагога профессионального обучения [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.