Проблема, на наш взгляд, возникает отчасти в связи с недостаточной практической разработкой категории «творчество» в службе. Ведь процесс профессиональной деятельности сотрудника, как и деятельности, вообще, не может быть раскрыт в своей сущности вне глубокого и всестороннего анализа данной категории. От результатов подобного анализа прямо зависит и эффективность профессионального воспитания. В столь же неоправданно отсталом состоянии находится в настоящее время должное изучение творческо-эстетических стимулов к профессиональной деятельности, являющихся также одними из важнейших факторов воспитания, особенно эффективных на первых стадиях учебного и воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России.
Литература:
1. Олейников В.С. Акмеологические проблемы воспитания профессиональной нравственной культуры сотрудника органов внутренних дел России: Монография / В.С. Олейников, А.В. Пономаренко, А.В. Щеглов; Под общ. ред. д-ра пед. наук проф. акад. В.С. Олейникова; МВД России. - С.-Петерб. юрид. ин-т. - СПб., 1996. - 227 с.
2. Олейников В.С. Нравственно-правовая система воспитания сотрудников органов внутренних дел: монография. -СПб.: СПбЮА. 1997. - 171 с.
3. Король А.И. Современные проблемы формирования нравственности молодого сотрудника полиции [Текст] / В.С. Олейников, А.И. Король // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2 (70): 2016. - С. 162-166.
4. Король А.И. Проблема профессионально-нравственных мотивов и эталонов поведения курсантов образовательных организаций МВД России // «Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика». - Т.10, 3: 2020. - С. 226-234.
5. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа [Текст]: Обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сел. сред. школе. - 2-е изд. - Москва: Просвещение. - 1979. - 396 с.
6. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения [Текст]: в двух томах / С.Т. Шацкий; [сост. Л.Н. Скаткин, М.Н. Скаткин, М.В. Голованова]; под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой; [вступ. статья Н. П. Кузина]. -Москва: Педагогика. - 1980. - 304 с.
Педагогика
УДК 377.2
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Воронцов Александр Максимович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Грашина Полина Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
магистрант Макарова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА
Аннотация. В статье исследуется проблема профессиональное воспитание в системе среднего профессионального образования как средство формирования компетентного выпускника. В статье рассмотрены основные направления организации воспитания, основными из которых являются профессиональное, научно-исследовательское, спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое и экологическое воспитание. Авторы считают, что организация программы профессионального воспитания должна способствовать формированию и развитию общих и профессиональных компетенций студентов колледжа в совокупности с образовательными программами и внеурочной деятельности. Основным направлением организации профессионального воспитания студентов колледжей. По мнению авторов, является ориентация на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию. Воспитательный процесс в колледже должен строиться в формате диалога, где педагоги выступают в качестве наставников. Организация профессионального воспитания предполагает самоопределение обучающегося в профессиональной сфере; направленность на формирование и развитие активности студентов; формирование позиции «деятеля».
Ключевые слова: организация профессионального воспитания, студент, колледж, обучающиеся, самообразование, профессиональные компетенции, направления подготовки.
An^tatton. The article examines the problem of professional education in the system of secondary vocational education as a means of forming a competent graduate. The article considers the main directions of the organization of education, the main of which are professional, research, sports and recreation, military-patriotic and environmental education. The authors believe that the organization of the professional education program should contribute to the formation and development of general and professional competencies of college students in conjunction with educational programs and extracurricular activities. The main direction of the organization of professional education of college students. According to the authors, it is a focus on self-education, self-development, self-realization. The educational process in the college should be built in the format of a dialogue, where teachers act as mentors. The organization of professional education presupposes the self-determination of the student in the professional sphere; the focus on the formation and development of the activity of students; the formation of the position of the "doer".
Keywords: organization of professional education, student, college, students, self-education, professional competencies, areas of training.
Введение. Переход системы профессионального образования на федеральные образовательные стандарты обусловил необходимость изменения в структурах образовательных и воспитательных программ учебных заведений. Традиционные воспитательные системы сменяются программами профессионального воспитания, готовящими конкурентоспособных
выпускников, соответствующим требованиям, предъявляемым профессиональными стандартами. Профессиональное воспитание - это целенаправленный процесс движения обучающегося к самостоятельно и добровольно выбранной профессии, формирование источников профессиональной его активности. Среди принципов организации профессионального воспитания студентов выделены такие, как научность, индивидуальность, оптимистичность целеустремленность, диалогичность непрерывность и др. Современная организация образовательного процесса имеет целью развитие способности студентов быть адекватными и гибкими меняющейся производственной ситуации и ситуации на рынке труда, осуществлять практическую деятельность на производстве; работать с расширяющимся профессиональным знанием.
Изложение основного материала статьи. Одна из главных задач системы профессионального образования -повышение качества подготовки специалистов. В условиях модернизации профессионального образования возросли требования к выпускникам колледжей. В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного специалиста важную роль в настоящее время играет профессиональное воспитание, сущность которого заключается в воспитании гармонично развитой, социально ответственной личности и приобщении студентов колледжей к будущей профессиональной деятельности. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не выделяется профессиональное воспитание как отдельная категория, но, несмотря на это, профессиональное воспитание - главный компонент общей системы воспитания, формирующей отношения в сфере «Человек-профессия». Профессиональное воспитание - сложный процесс формирования личности, его мастерства и нравственного облика [3].
Будущий специалист должен обладать не только высокими профессиональными качествами, но и высоким уровнем личностного развития, занимать активную гражданскую позицию. Воспитательной работе со студентами принадлежит особое место в процессе воспитания, поскольку эффективно организованная воспитательная работа позволяет создать условия для формирования и развития у студентов целого комплекса ключевых личностных качеств.
Традиционно термин «воспитание» употребляется в узком и широком смысле. В широком смысле оно рассматривается в качестве взаимодействия человека с окружающей его природной, социальной, культурной средой, которая в своей совокупности формируют человека во всех его проявлениях. В узком смысле воспитание определяется целенаправленным и специально организованным воздействием воспитателей на воспитуемых, а также созданием особых условий для развития воспитанников в образовательных организациях [9].
По мнению ученых, воспитание - это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном самоопределении; создание условий для самореализации личности.
Воспитательная работа имеет свои особенности, которые определяют цели и задачи воспитания, механизмы организации воспитательной работы образовательной организации. Основой воспитательной работы является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая хотя и не является официальным нормативно-правовым актом, но составляет основу для планирования системы воспитательной работы большинство образовательных организаций в нашей стране [2]. В данном документе отражены базовые духовные ориентиры российской нации, которые служат основой для построения воспитательных систем как основных институтов социализации личности.
Современные взгляды на сущность воспитания состоят в том, что воспитание должно способствовать становлению и развитию личностных качеств человека, т.е. личностных структур сознания, и не ограничиваться формированием сугубо исполнительных функций. По сути, осознание, какие личностные структуры человека нам необходимо развить в процессе воспитания, дает нам ответ на вопрос, какие цели и приоритеты необходимо ставить в этом процессе.
К личностным структурам сознания относятся такие проявления сознания человека, которые регулируют, управляют, развивают его мыслительную деятельность, детерминируя его поведение на личностном уровне. На основе развитых структур сознания человек приобретает способность быть личностью, а именно способность проявлять и управлять личностными смыслами и действиями в соответствии с гуманистическими требованиями [10].
Специфической особенностью организации профессионального воспитания студентов колледжа является перевод воспитательного процесса в русло самовоспитания. Педагогические коллективы колледжей ориентированы на создание механизма формирования и развития личностных качеств студентов, их способностей к самореализации.
Высокий уровень профессионализма преподавателей колледжа - важнейшее условие, отражающее специфику воспитательной деятельности образовательных организаций. Действенность профессионального воспитания выражается в умелом использовании теоретического материала, способности к импровизации, в организации работы за счет постановки перед обучающимися проблемных вопросов, для решения которых необходимо самостоятельно исследовать материал. Преподаватель, обладающий высоким уровнем профессионализма, организуя деятельность студентов, не дает информацию в готовом виде, а передает им методы, средства и инструменты, с помощью которых они самостоятельно находят решение. Действенность воспитания студентов колледжа позволяет студентам быть готовыми к реализации своих знаний, применению их на практике [7].
Особенностью профессионального воспитания студентов также может стать ориентированность на формирование и развитие такого качества обучающихся, как мобильность. Современные колледжи формируют организационную структуру подразделения, обеспечивающего мобильность. Учебные заведения используют различные активные методы обучения, проводят со студентами деловые игры, психологические тренинги по поиску работы и др. Так, современные колледжи дают возможность не только ознакомиться с перспективными специальностями и направлениями подготовки, но и проводят специализированные занятия для повышения конкурентоспособности будущих специалистов.
Организация профессионального воспитания студентов колледжа осуществляется на основе ряда принципов, основными из которых являются научность (научное определение процессов воспитания); оптимистичность (ориентация на благоприятный вариант организации работы), индивидуальность (создание условий для самоактуализации личности, обеспечение целостного отношения к личности каждого обучающегося). Также принципами планирования воспитательной работы являются систематичность (процесс воспитания рассматривается как система), целеустремленность, диалогичность (организация взаимодействия путем стимулирования потребности к самовоспитанию, обеспечение партнерских отношений с учетом мнения каждого). Среди принципов организации профессионального воспитания также можно выделить такие, как последовательность, конкретность (определенные дела, ориентированные на реализацию основных задач), непрерывность, разнообразие содержания форм и методов. Цели профессионального воспитания достигаются только в том случае, если педагоги осуществляют эффективный воспитательный процесс с учетом рассмотренных принципов, фундаментальных идей, на которые ориентируются все участники воспитательного процесса [3].
Для организации внеурочной деятельности в колледже определяются направления внеурочной воспитательной работы, каждое из которых формирует вектор духовно-нравственного развития воспитанников. Традиционно для системы профессионального образования такими направлениями являются общекультурное, культурно-творческое,
профессионально-ориентированное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, научно-исследовательское, военно-патриотическое, экологическое [6].
Реализация каждого из направлений подразумевает создание ряда мероприятий, которые способствуют их организаций. Так, например, в рамках осуществления спортивного и здоровьесберегающего направления могут быть проведены спортивные соревнования, созданы спортивные секции. Направление также может быть реализовано путем организации Дней здоровья, здоровьесберегающих акций и конкуров, создания волонтерских движений в этой тематике, привлечения обучающихся к сдаче норм ГТО, а также организации различных лекций с привлечением специалистов [9].
Профессинально-ориентированное направление может быть реализовано с помощью проведения профессиональных конкурсов, организации научно-практических конференций, лекций по специальностям и профессиям. Проведение тренингов и курсов по взаимодействию, командообразованию, организация занятий по психологической подготовке к экзаменам также могут являться способами реализации рассматриваемого направления [14].
Военно-патриотическое направление может быть реализовано как во время учебной работы, так и за счет организации внеучебной деятельности. Это может быть посещение музея истории, выставок, различных краеведческих музеев, а также привлечение студентов к участию в патриотических акциях и участия в волонтерской деятельности патриотической направленности. Рассматривая культурно-творческое направление, мы обращаемся к работе творческих объединений, ориентированных на учет особенностей и склонностей каждого обучающегося; участию в различных творческих конкурсах, акциях, концертах, выставках. Такие мероприятия, как уроки экологической грамотности, экологические флешмобы, лекции по экологии, бережливому использованию ресурсов и заботы окружающей среды, волонтерские отряды, могут быть вариантами реализации экологического направления профессионального воспитания студентов колледжа [5].
Вне зависимости от специализации, направления профессионального воспитания, организации тех или иных мероприятий образовательные организации должны создавать наиболее комфортную систему обучения студентов за счет грамотного взаимодействия субъектов образовательного процесса, педагогов и студентов в частности. Создание благоприятной атмосферы и качественного взаимодействия позволит добиться положительных результатов воспитания и будет способствовать реализации воспитательного компонента ФГОС [13].
Важнейшим компонентом организации воспитательной работы образовательной организации на существующем этапе развития образования выступает организация самоуправления студентов. Данное направление обеспечивает воспитание ответственности и самостоятельности у студентов путем обеспечения участия в управлении колледжем и собственными делами. Система ученического самоуправления создается в образовательных организациях таким образом, чтобы обеспечить вовлечение каждого обучающегося в коллективные дела, мероприятия, поиск вариантов решения проблем и творчество. Система самоуправления в колледже обеспечивает формирование и развитие у студентов интегративных личностных качеств: ответственности, объективной самооценки, дисциплины, умения подчиняться и руководить. Оно способствует воспитанию инициативных, сильных, целеустремленных личностей и будущих конкурентоспособных специалистов. Основой любой системы самоуправления выступает осознанное и целенаправленное взаимодействие студентов и преподавателей. Руководящая роль в самоуправлении принадлежит педагогу, который способен направить взаимодействие воспитанников в нужное русло, вовремя предотвратить возможные конфликты в коллективе, осуществить помощь в решении общих проблем [1].
Выводы. Таким образом, организация профессионального воспитания в колледже представляет собой целенаправленную планомерную деятельность, основанную на разработанной программе воспитательной работы колледжа. Выстраивать воспитательную работу необходимо не только с учетом запросов общества, но и индивидуальных особенностей студентов, их интересов и потребностей, наряду с традиционными формами необходима разработка новых моделей воспитательной работы в колледже, новых форм ее организации и включения студентов в воспитательную работу, развитие форм реального студенческого самоуправления. Профессиональная воспитательная работа со студентами должна быть организована на основе изучения их ценностных ориентаций, интересов, потребностей, только тогда она будет способствовать творческой и самореализации, развитию внутреннего мира студентов, формированию способности к решению проблемных ситуаций [4].
Литература:
1. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Захарова Н.А. Воспитание профессиональной активности обучающихся через игровые технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-1. - С. 40-43.
2. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Филатова Е.В. Принципы современного образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 68-70.
3. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Шапкин М.С. Воспитательная деятельность вуза как средство успешной адаптации студентов-первокурсников // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. - С. 70-73.
4. Зиновьева С.А., Быстрова Н.В., Захарова Н.А., Пирогова А.А. Особенности организации воспитательной работы в вузе // Школа будущего. - 2020. - № 3. - С. 90-99.
5. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Илюшина Е.С. Студенческое самоуправление в современной высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-3. - С. 73-78.
6. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Казначеев Д.А. Современные тенденции формирования трудового коллектива // Наука Красноярья. - 2020. - Т. 9. - № 3-2. - С. 45-51.
7. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Уракова Е.А. Проблема выбора профессии современными старшеклассниками // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-1. - С. 138-142.
8. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Юдакова О.В. Методы воспитательной работы // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 157-160.
9. Маркова С.М., Котенко Е.Ф. Мининский университет как центр региональной системы профессионального образования // Школа будущего. - 2018. - № 6. - С. 78-84.
10. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. - № 3 (24). - С. 3.
11. Сидоров А.Н., Быстрова Н.В. Особенности успешной адаптации студентов к условиям вуза // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. - Мининский университет. - 2020. - С. 45-47.
12. Хижная А.В., Быстрова Н.В., Иванова Д.С. Развитие студенческого самоуправления в высших учебных заведениях // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-1. - С. 281-284.
13. Хижная А.В., Быстрова Н.В., Шарыгина Е.Н. Развитие soft skills ("гибких навыков") для успешной карьеры выпускников вуза // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. - С. 261-264.
14. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В. Профессиональное образование в условиях рыночных отношений // Наука и практика регионов. - 2019. - № 3 (16). - С. 71-73.
Педагогика
УДК 377
кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Шамрай Полина Денисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. В данной статье авторами рассматривается проблема актуализации технологии личностно-ориентированного обучения в процессе преподавания дисциплин финансовой грамотности в рамках неэкономических направлений подготовки студентов вузов. Ключевое внимание уделено методам и подходам, имеющим наибольшую эффективность на разных этапах освоения финансовой грамотности от постановки целей и задач - ступени планирования, до рефлексии, в контексте сохранения личностной ориентации на каждом из рассматриваемых этапов.
Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовая культура, личностно-ориентированное обучение, образовательные программы, экономическая деятельность, рефлексия, сообразность целей.
Annotation. In this article, the authors consider the problem of actualizing the technology of student-centered learning in the process of teaching the disciplines of financial literacy in the framework of non-economic directions of training university students. Key attention is paid to the methods and approaches that are most effective at different stages of mastering financial literacy from setting goals and objectives - the planning stage to reflection, in the context of maintaining personal orientation at each of the stages under consideration.
Keywords: financial literacy, financial culture, student-centered learning, educational programs, economic activity, reflection, consistency of goals.
Введение. Повестка современного мира подразумевает отсутствие постоянства в социальной, политической, духовной и особенно в экономической сферах общества. Область вовлечённости граждан в экономику расширяется. Возраст интеграции в экономическую жизнь значительно снижается. Ребёнок довольно рано становится субъектом экономической деятельности. Образование, как один из ключевых социальных институтов, выходит на путь адаптации к текущим реалиям. Веским признаком этой тенденции становится введение занятий по финансовой грамотности в образовательных учреждениях всех уровней. Учащиеся проходят все ступени освоения финансовой грамотности в рамках среднего общего образования, но зачастую этого недостаточно, ведь время непосредственной практической актуализации полученных знаний наступает именно с окончанием школы. В этом возрасте молодой человек становится полноценным субъектом экономических отношений и очень часто, навыков, полученных в рамках школьной учебной программы, недостаточно для полноправного и самое главное успешного вхождения в экономическое пространство. Именно поэтому занятия по финансовой грамотности не теряют своей актуальности и в учебных учреждения высшего образования. Наиболее высока их польза для студентов неэкономических направлений подготовки, но в этой связи возникает ряд проблем, связанных со спецификой реализации образовательных программ высшего образования. Как правило, они строятся по модульной системе и подразумевают сокращение учебных часов по непрофильным дисциплинам. Поэтому для оптимизации освоения программы дисциплины финансовой грамотности в таких условиях необходимо привлечение современных педагогических технологий, одной из которых является технология личностно-ориентированного обучения [2, 3].
Изложение основного материала статьи. Итак, финансовая грамотность как определённая область знаний сочетает в себе знания, умения навыки и установки необходимые для принятия разумных финансовых решений [6]. Контекстным синонимом данного понятия может являться финансовая культура, как отражение уровня финансовой грамотности. Необходимость обучения финансовой грамотности в высших учебных заведениях формируется как следствие недостатка общей финансовой культуры общества в рамках семьи - как первичного социального института, школы, ближнего круга общения. Многие выпускники школ, становясь студентами высших учебных заведений, а также учреждений среднего профессионального образования пытаются обрести финансовую независимость от родителей. В этом возрасте они начинают формировать собственный бюджет и распоряжаются им исходя из собственных убеждений. Зачастую подобной практике, на первичном этапе, сопутствуют многочисленные ошибки. Конечно, многие становятся финансово независимыми и в более позднем возрасте, по окончании университета, института или другого образовательного учреждения второй ступени, но и при таком сценарии избежать ошибок не всегда удаётся. В любом случае, введение занятий, направленных на формирование финансовой грамотности в рамках образовательных программ высшего образования - необходимая мера, способствующая улучшению общего фона финансовой культуры общества.
Рассмотрим процесс обучения финансовой грамотности в рамках образовательного учреждения высшего образования с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Технология личностно-ориентированного обучения основывается на ряде ключевых принципов: принцип индивидуальности, принцип самоактуализации, принцип выбора, принцип доверительных отношений, принцип субъектности, принцип творческого развития; каждый из которых участвует в реализации общей концепции усвоения образовательной программы в сообразности с интересами объекта обучения и его личности. Таким образом, основная цель личностно-ориентированного обучения заключается в переосмыслении исходного знания в качестве личностно-значимого для каждого обучающегося [1, 7].
Обучение финансовой грамотности включает в себя следующие направления: обучение эффективному управлению личными финансами, обучение осуществлению учёта расходов и доходов домохозяйств, обучение краткосрочному и долгосрочному финансовому планированию [6]. Может показаться, что задача актуализации знаний по данным направлениям, как личностно-необходимых, выполняется без непосредственного вмешательства педагога, но это не так. Хоть знания, умения и навыки, являющиеся ядром данной области, и будут необходимыми для ведения самостоятельной успешной и обеспеченной, с материальной точки зрения, жизни, перед преподавателем всё также стоит задача мотивации