Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уракова Екатерина Андреевна, Хижная Анна Владимировна, Гусев Евгений Николаевич

В данной статье рассматривается содержание обучения в учебных заведениях среднего профессионального образования. Содержание обучения в общем виде представляет собой взаимосвязанные между собой ключевые понятия, а также основанные на них требования к будущим рабочим и специалистам. Содержание профессионального обучения учреждений среднего профессионального образования устанавливается образовательными стандартами и направлено на формирование достаточного минимума знаний, умений и навыков основ наук, а так же подразделяется на 3 основных уровня построения: общего теоретического представления; учебного предмета; учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уракова Екатерина Андреевна, Хижная Анна Владимировна, Гусев Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF EDUCATIONAL CONTENT IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

This article examines the content of training in educational institutions of secondary vocational education. The content of training in general form is the interrelated key concepts, as well as the requirements based on them for future workers and specialists. The content of vocational training of institutions of secondary vocational education is established by educational standards and is aimed at the formation of a sufficient minimum of knowledge, skills and abilities of the fundamentals of science, and is also subdivided into 3 main levels of construction: general theoretical understanding; academic subject; educational material.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

- компетенции, которыми студент овладевает в процессе выполнения работ, должны соответствовать учебной программе.

Подготовка к проведению занятий по техническим и специальным дисциплинам отличается большой долей практической деятельности для усвоения теоретических знаний. Необходимо усвоить знания на уровне умения их применять для решения производственных задач.

Эффективность проведения учебных занятий зависит не только от знаний, которые преподаватель пытается транслировать обучающимся, но и от личностных качеств, которые будут закладываться в обучающихся в процессе образовательного процесса. Благодаря такому подходу обеспечиваются такие функции обучения, как: развивающая, образовательная, воспитательная.

Определение содержания учебного занятия - это следующий этап подготовки преподавателя к занятию. Несмотря на то, что при анализе темы занятия, уже предварительно представляется «картина» содержания будущего занятия, но следует тщательно проработать учебный материал и дополнительные нюансы.

После того, как четко обусловлена цель и разработано содержание учебного занятия, следует детальный анализ каждой структурной составляющей содержания занятия. Так, например, условное разделение занятия происходит на вводную, основную и заключительную части. В основной части излагается новая учебная информация.

При подготовке к изложению необходимо наметить метод подачи материала, выделить узловые вопросы (идеи, законы, правила, закономерности), расположить их в рациональной последовательности изучения с учетом логики взаимосвязи. Таких ведущих положений должно быть немного, чтобы не рассеивалось внимание.

Готовясь к занятиям, преподаватель должен правильно определить место самостоятельной работы, внимательно проанализировать (или разработать) имеющиеся у него дидактические материалы (набор задач, карточек-заданий, схем, таблиц, образцов графиков, диаграмм и т.п.), оценить их сложность в зависимости от уровня подготовки учащихся, распределить задания по степени трудности.

Следует также подготовить задания повышенной сложности для наиболее успевающих студентов, которые раньше других справляются с работой.

Занятия производственного обучения будут отличаться от рассмотренных ранее тем, что там будут добавлены такие структурные элементы как инструктаж вводный, текущий, заключительный и основное внимание уделено выполнению учебно-производственных работ.

Выводы. Таким образом, процесс подготовки преподавателя к учебным занятиям - это многомерный процесс, который охватывает различные виды деятельности: творческая, познавательная, трудовая, учебная и многие другие. Подготовка педагога профессиональной школы к занятиям состоит из нескольких этапов, которые включают в себя как непосредственную разработку содержания учебной дисциплины, так и проверку соответствия аудиторий для проведения учебных занятий.

Литература:

1. Ваганова О.И., Лапшова А.В., Макеева А.В. Психолого-педагогическое обеспечение воспитательного процесса в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. -№66-3. - 2020. - С. 43-46.

2. Лапшова А.В., Уракова Е.А., Грибина Г.А. Психолого-педагогические факторы развития профессионализма педагога // Проблемы современного педагогического образования. - № 69-3. - 2020. -С. 172-175.

3. Лапшова А.В., Цыплакова С.А., Григорян К.М. Педагогическая рефлексия как фактор развития профессионализма педагога // Известия балтийского государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - №1 (51). - 2020. - С. 45-46.

4. Маркова С.М. Теоретические основы оценки деятельности научно-педагогических работников в вузе // Теоретические основы и инструментарий профессиологической экспертизы качества педагогического образования (для специалистов системы общего и профессионального образования). Сборник научных статей под науч. ред. С.И. Назаровой. - Санкт-Петербург. - 2015. - С. 44-52.

5. Маркова С.М., Цыплакова С.А., Юртаева Т.С. Электронное учебное пособие «Проектная деятельность педагога профессионального обучения» // Российские инициативные разработки (Инициатива. Предприимчивость. Смекалка). Научное издание. Saint-Louis, Missouri, USA, 2017. - С. 66-67.

Педагогика

УДК 377

преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Гусев Евгений Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается содержание обучения в учебных заведениях среднего профессионального образования. Содержание обучения в общем виде представляет собой взаимосвязанные между собой ключевые понятия, а также основанные на них требования к будущим рабочим и специалистам. Содержание профессионального обучения учреждений среднего профессионального образования

устанавливается образовательными стандартами и направлено на формирование достаточного минимума знаний, умений и навыков основ наук, а так же подразделяется на 3 основных уровня построения: общего теоретического представления; учебного предмета; учебного материала.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, содержание обучение, учебные дисциплины, учебные элементы, учебная информация.

Annotation. This article examines the content of training in educational institutions of secondary vocational education. The content of training in general form is the interrelated key concepts, as well as the requirements based on them for future workers and specialists. The content of vocational training of institutions of secondary vocational education is established by educational standards and is aimed at the formation of a sufficient minimum of knowledge, skills and abilities of the fundamentals of science, and is also subdivided into 3 main levels of construction: general theoretical understanding; academic subject; educational material.

Keywords: secondary vocational education, training content, academic disciplines, educational elements, educational information.

Введение. Среднее профессиональное образование (СПО) позволяет обучающимся реализовать себя в любой профессии, специальности. Успешность будущей трудовой деятельности выпускников средних профессиональных учебных заведений зависит от содержания теоретического и практического обучения.

Формулировка цели статьи - выявить особенности проектирования содержания обучения в средних профессиональных образовательных организациях.

Изложение основного материала статьи. Теоретические и практические аспекты содержания образовательной деятельности имеют четкую взаимосвязь и взаимозависимость. Так, приступить к практическим заданиям без теоретических знаний невозможно, а сама по себе теоретическая информация без применения ее на практике не несет в себе должной пользы.

Исходя из этого, целесообразно рассмотреть особенности содержания профессионального обучения в целом. Одним из основополагающих элементов формирования содержания профессионального обучения является учебная литература, включающая в себя учебники, методические рекомендации, учебные пособия и т.д. [3].

В зависимости от различных теорий обучения выделяют такие виды учебников, как:

- проблемный, особенностью которого является ориентированность на проблемный подход к обучению;

- конвенциональный, хорошо распространенный в учебной практике, имеет энциклопедический характер изложения материала;

- программированный, особенностью изложения которого является тенденция компьютеризации и автоматизации процесса обучения;

- комбинированный, содержит в себе элементы других видов учебников.

Содержание обучения в общем виде представляет собой взаимосвязанные между собой ключевые понятия, а также основанные на них требования к будущим рабочим и специалистам.

Содержание профессионального обучения СПО состоит из нескольких основных блоков [2]:

1. Профессиональная подготовка, включающая в себя подготовку к профессии и специальности.

2. Общеобразовательная подготовка, состоящая из гуманитарного и естественнонаучного блоков. Особенностью данной подготовки выступает формирование общечеловеческих и общекультурных аспектов.

3. Специальный блок, который отражает как теоретическую, так и практическую подготовку.

Содержание профессионального обучения разрабатывается на основе следующих принципов:

- прослеживание преемственности общего и профессионального уровней образования;

- содержание профессионального образования должно состоять из актуальных научных исследований и разработок;

- связь учебных дисциплин с будущей практической деятельностью обучающихся;

- отражение в содержании профессионального образования политехнического принципа;

- использование разработок новаторской деятельности;

- ориентированность на развитие как технического, так и творческого мышления и др.

Содержание профессионального обучения учреждений СПО устанавливается образовательными

стандартами и направлено на формирование достаточного минимума знаний, умений и навыков основ наук, а так же подразделяется на 3 основных уровня построения [4]:

1. Уровень общего теоретического представления. На данном этапе построения модели содержания профессионального образования отражается минимальный набор знаний, умений и навыков, которые должен усвоить выпускник учреждения среднего профессионального образования; отражаются цели образования и их связь с функциями социального опыта.

2. Уровень учебного предмета. На данном уровне следует отразить конкретный социальный опыт, который выпускникам необходимо усвоить; распределение знаний и умений происходит по конкретным учебным дисциплинам, происходит их структуризация.

3. Уровень учебного материала. Описываются структурные составляющие каждой учебной дисциплины, разрабатываются темы учебных занятий; определяются познавательные задачи, задания, упражнения и т.д.

Отбор учебного материала для создания содержания профессионального обучения происходит на двух основных уровнях: региональном и федеральном.

На региональном уровне материал отбирается с учетом таких критериев, как: разносложность; товарность; безопасность; разноматериальность; профессиоемкость; технологичность; компетентность.

Для федерального уровня можно обозначить следующие критерии отбора: соответствие настоящему уровню развития науки; теоретический материал является основой для будущей профессиональной деятельности; типичность; организация образовательного процесса в качестве системы.

При эффективном создании содержания профессионального обучения решающим звеном является структурирование учебного материала.

Структурирование учебного материала представляется в качестве умения создавать связи между различными понятиями. Структурирование позволяет элементы учебного материала выстроить в контексте конкретных связей и взаимозависимости.

Ключевой составляющей процесса структурирования является ранжирование. Оно помогает установить логическую взаимосвязь в учебной информации.

Для того чтобы вывести на высший уровень усвоения теоретического материала, необходимо перейти к анализу процедурно-операционной стороны познавательной деятельности, в процессе которой изучается и воссоздается упорядоченная система научных знаний. В этой системе неупорядоченному учебному материалу присваивается ранг, и этот материал воссоздается с помощью соответствующих операций.

Так, на практике выделяют 3 основных ранга учебного материал: описательный; объяснительный; предписывающий.

Описательный ранг является рангом первого порядка. Для него характерны такие операции по созданию учебного материала, как:

- определение основных логических понятия, вокруг которых происходит построение темы учебного предмета, устанавливаются признаки сходства и отличия между несколькими понятиями;

- определение характеристик, по которым определяются признаки сходства;

- определение характеристик, по которым определяются признаки отличия;

- на основе анализа понятий выделяется одно ключевое.

Ранг второго порядка - объяснительный. В ходе его исполнения реализуются следующие действия:

- определение имеющихся связей и отношений между понятиями и объектами содержания образования;

- формулирование гипотезы закономерности выделенной взаимосвязи;

- подтверждение или опровержение гипотезы об устойчивых взаимосвязях.

Третий, предписывающий, ранг отличается:

- определением действий для преобразования содержания профессионального обучения;

- составлением последовательности выделенных ранее действий;

- отражением правил преобразующей деятельности;

- реализация преобразующей деятельности посредством выше приведенных правил.

При непосредственной подготовке содержания теоретического и практического обучения перед началом учебного предмета выстраивается модель учебного занятия.

Каждую составленную модель следует подвергнуть структурно-логическому анализу с целью выявление учебных элементов занятия, определения их классификации, установления логических связей.

Учебный элемент представляет собой определенные понятия, связи, формулы, законы, явления и пр. Но стоит отметить, что способы преподнесения этой информации не могут являться учебными элементами.

Учебные элементы при их систематизации трансформируются в структурно-логическую схему. Такая схема отражает последовательность учебных элементов, которые способствуют усвоению учебного материала в рамках учебной дисциплины.

Учебные элементы можно классифицировать на опорные и новые. Опорные учебные элементы являются основой для изучения новых знаний и умений. К новым учебным элементам, относятся те, которые непосредственно формируются в течение учебного занятия [5].

Также классификацию учебных элементов можно провести в зависимости от уровня сформированности основных понятий:

- знакомство - уровень усвоения понятий, которые не являются основополагающими, а, скорее, вспомогательными;

- воспроизведение - владение понятиями на данном уровне предполагает решение типовых практических задач, оперируя данными понятиями можно описать характеристики изучаемых процессов и явлений, а также охарактеризовать принципы их взаимодействия;

- умение - владея данным уровнем понятий, можно производить детальный анализ процессов и явлений, а также устанавливать между ними цепочки взаимосвязей;

- трансформация - уровень владения понятиями, который способствует творческому подходу к решению заданий.

Помимо ранжирования еще одним немаловажным элементом структурирования содержания профессионального обучения является спецификация.

Спецификация выступает в качестве наглядного представления учебной информации, отобранной для теоретического и практического обучения [1].

Для заполнения спецификации необходимо подготовить таблицу, в которую заносятся элементы (понятия), входящие в состав учебного материала урока (учебного занятия). Каждому учебному элементу присваивается порядковый номер. Первый номер присваивается понятию, являющемуся ведущим в данной теме урока (учебного занятия). Обычно это понятие совпадает с наименованием темы.

Далее следует обратить внимание на те операции, которые необходимо произвести с учебной информацией, чтобы подготовить ее к усвоению обучающимися на занятии. К таким операциям относится классификация учебных элементов по времени их изучения, т.е. выделение опорных и новых понятий. Показ их в соответствующих колонках означает, что па этапе актуализации опорных знаний эти понятия должны быть активизированы в памяти обучающихся с помощью определенных приемов: тестового контроля, демонстрационного опыта и т.д. С точки зрения методики обучения это означает, что к данным понятиям преподаватель должен сконструировать вопросы или изготовить карточки программированного опроса, провести подбор соответствующих задач или продумать, спланировать методику проведения демонстрационного опыта силами обучающихся.

Отражение уровней усвоения понятий определяет методику работы на этапе применения знаний и умений. Для этого необходимо сконструировать тесты соответствующего уровня к рассмотренным понятиям, провести подбор соответствующих задач и т.д.

Выводы. Таким образом, проектирование содержания обучения в учреждениях СПО является основополагающей деятельностью преподавателя. У данного вида деятельности имеются свои особенности, принципы организации, а также этапы. Отбор учебного материала для создания содержания профессионального обучения может происходить на различных уровнях управления.

Литература:

1. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Филатова Е.В. Принципы современного образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. - №67-4. - 2020. - С. 68-70.

2. Маркова С.М. Факторы интенсификации процесса профессионального обучения // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. - 2020. - С. 40-42.

3. Маркова С.М., Цыплакова С.А., Котенко Е.Ф. Социально-педагогические факторы разработки содержания профессионально-педагогического образования // Школа будущего. - №6. - 2019. - С. 36-47.

4. Уракова Е.А., Сидоров А.Н. Закономерности и принципы практического обучения // Профессиональное самоопределение молодёжи инновационного региона: проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. - 2020. -С. 317-320.

5. Хижная А. В., Цыплакова С. А., Пасечник А. С. Содержание и модель методической деятельности педагога колледжа // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №63-3. - С. 225-229.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук Феоктистова Олеся Владимировна

Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Гордеев Виктор Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный технический университет» (г. Новосибирск)

ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОГО МОНОЛОГА КАК ПОЛИКОДОВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Аннотация. Для организации познавательной деятельности адресата в педагогическом монологе используются семиотически разнородные наглядные средства (учебно-лабораторные стенды, таблицы, схемы, слайд-презентации и др.). Особое значение они приобретают в проблемной разновидности монолога, поскольку средство наглядности, выполняя роль структурно-смыслового компонента, с одной стороны, формирует прагматический и содержательный аспекты педагогического высказывания, с другой -активизирует интеллектуально-речевую деятельность слушателей, создает условия для организации познавательного диалога.

Ключевые слова: педагогический монолог, проблемный монолог, поликодовый текст, креолизованный текст, семиотически неоднородный текст.

Annоtation. To organize the cognitive activity of the addressee in the pedagogical monologue, semiotically heterogeneous visual aids (educational and laboratory stands, tables, diagrams, slide presentations, etc.) are used. They acquire special significance in the problematic variety of a monologue, since the means of visualization, playing the role of a structural and semantic component, on the one hand, forms the pragmatic and substantive aspects of pedagogical utterance, on the other hand, it activates the intellectual and speech activity of listeners, creates conditions for organizing a cognitive dialogue.

Keywords: pedagogical monologue, problem monologue, polycode text, creolized text, semiotically heterogeneous text.

Введение. В деятельности педагога профессионального обучения используются различные жанровые разновидности речи, среди которых наиболее распространенными являются монологические высказывания. Особой значимостью обладают монологи в форме проблемного слова и проблемной лекции, которые представляют собой устные учебно-научные высказывания, реализующие комплекс коммуникативных задач: создать проблемную ситуацию, организовать совместный поиск получения ответа на поставленный проблемный вопрос. Такой тип монолога включает особым образом организованную информацию, создающую познавательное затруднение и требующую критической оценки [4].

Из анализа текстов-образцов следует, что проблемному монологу присущи сложная форма и многослойное содержание, поскольку он является поликодовым (креолизованным) текстом. Специфика проблемного изложения требует определенных способов организации информации, например, позволяющих наглядно демонстрировать отдельный технологический процесс, визуализировать его этапы, моделировать профессиональные действия, необходимые для его осуществления. Включение невербальных компонентов позволяет усилить поле «проблемности» за счет вскрытия внутренних и внешних противоречий, присущих предмету речи.

Результаты проведенного нами опроса свидетельствуют, что, несмотря на значимость невербальных компонентов, большинство педагогов не осознают их роли в монологе и не видят необходимости в их использовании. Наблюдение за профессиональной деятельностью показывает, что многие педагоги испытывают трудности речевого и методического характера, связанные, как правило, с незнанием экстралингвистических, структурно-смысловых и речевых особенностей использования средств наглядности при выступлении с монологической речью.

Изложение основного материала статьи. Изучение образцов профессиональной речи педагогов позволило установить, что проблемный монолог является высказыванием, обладающим категориальными признаками текста и специфическими жанрообразующими признаками. Так, его характеризуют полиинтенциональность, так как в этом монологе реализуется одновременно ряд коммуникативных интенций, направленных на активизацию интеллектуально-речевой деятельности слушателей: вызвать интеллектуальное затруднение, побудить к совместному размышлению и поиску ответа на спорный вопрос. Этой разновидности речи свойственен особый коллегиальный (партнёрский) характер взаимодействия педагога и обучающихся. Данное высказывание представляет собой подготовленный или частично подготовленный устный дискуссионный, предельно диалогизированный учебный монолог, структурно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.