Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туйсина Гульфия Ризаевна

Статья рассматривает основные вопросы внедрения средств информационных технологий в процесс профессионального обучения в вузе. Современное высшее образование опирается на разработки ведущих ученых в области информатизации, компьютеризации и автоматизации, что способствует развитию инновационных педагогических методик для образовательных учреждений. Информационная культура, в том числе информационная грамотность, становится основным требованием в профессиональной подготовке студентов вуза и одним из основных компетенций выпускника вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туйсина Гульфия Ризаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CURRENT COMPETENCIES OF PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS IN THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The article examines the main issues of introducing information technology tools into the process of vocational training at a university. Modern higher education is based on the development of leading scientists in the field of informatization, computerization and automation, which contributes to the development of innovative pedagogical methods for educational institutions. Information culture, including information literacy, is becoming the main requirement in the professional training of university students and one of the main competencies of a university graduate.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук Туйсина Гульфия Ризаевна

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай)

ФОРМИРОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Аннотация. Статья рассматривает основные вопросы внедрения средств информационных технологий в процесс профессионального обучения в вузе. Современное высшее образование опирается на разработки ведущих ученых в области информатизации, компьютеризации и автоматизации, что способствует развитию инновационных педагогических методик для образовательных учреждений. Информационная культура, в том числе информационная грамотность, становится основным требованием в профессиональной подготовке студентов вуза и одним из основных компетенций выпускника вуза.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, информационные технологии, профессионально необходимые компетенции, информатизация образования, информационно-образовательная среда вуза.

Annоtation. The article examines the main issues of introducing information technology tools into the process of vocational training at a university. Modern higher education is based on the development of leading scientists in the field of informatization, computerization and automation, which contributes to the development of innovative pedagogical methods for educational institutions. Information culture, including information literacy, is becoming the main requirement in the professional training of university students and one of the main competencies of a university graduate.

Keywords: professional training, information technology, professionally necessary competencies, informatization of education, information and educational environment of the university.

Введение. К информационно-образовательной среде вуза предъявляются большие требования -актуальность и достоверность информации; доступность, в том числе обучающимся с ОВЗ; четкая структура и понятный алгоритм поиска необходимых данных. Особое внимание уделяется формированию ключевых компетенций выбранной профессиональной деятельности, необходимые для успешной работы выпускника вуза. Информационно-образовательная среда вуза при этом должна обеспечивать индивидуализацию процесса обучения будущих бакалавров.

Информационно-образовательная среда вуза имеет свои отличительные особенности, структуру и методику работы и рассматривается как комплекс ресурсов и методических средств, необходимых для организации работы бакалавров, с учетом требований ФгОС ВО.

Изложение основного материала статьи. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) отмечается, что профессиональное образование студентов должно обеспечивать формирование компетенций выпускника, который умеет обрабатывать и использовать в своей деятельности новые достижения современной науки и техники. При этом он должен не только владеть системой знаний, предусмотренных ФГОС ВО, но и работать над самопознанием, самосовершенствованием и саморазвитием [1].

Реализация ФГОС ВО невозможна без непрерывной информационной и методической поддержки бакалавра. В современном обществе необходимо реализовать возможность подготовки компетентного специалиста. Для этого необходимо: обеспечить методическое сопровождение; поддержку обучающихся по формированию универсальных учебных действий, организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся; организацию работы в Интернете, которые позволяют реализовать любой индивидуальный запрос педагога при решении разнообразных задач и внедрить систему оценивания, которая должна отвечать требованиям стандарта. Большую роль при это играет функционирующая развивающая информационно-образовательная среда вуза.

Вопросы профессиональной подготовки будущих учителей отражены в работах П.Р. Атутова, С.Н. Бабиной, С.Н. Веклич, Т.В. Горбуновой, Н.В. Матяш, Л.К. Патрушевой, В.М. Распопова, Е.В. Романова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, С.Д. Чуркина и др. Проблемам компьютеризации образования посвящены труды С.А. Бешенкова, Д.Б. Григоровича, М.П. Лапчик, Е.И. Машбица, В.М. Монахова, Е.С. Полат, И.В. Роберт, B.C. Торопцова и др.

Вопросы профессиональной подготовки специалистов с использованием информационных технологий рассматривались в работах А.А. Андреева, Н.В. Апатова, Л.И. Долинера, Ю.М. Корниенко, А.Ю. Кравченко, А.Н. Леонтьева, В.М. Монахова; Е.М. Разинкиной, М.Ф. Роянова, Н.А. Сизинцевой, С.А. Удалова и др. [1].

Информационно-образовательная среда (ИОС) позволяет практически полностью выполнить требования, предъявляемые высшими образовательными учреждениями к выпускникам. Именно поэтому в высших образовательных учреждениях необходимостью становится работа по созданию и формированию развивающей информационно-образовательной среды, что позволяет повысить эффективность труда преподавателя, избавить его от рутинной работы. Без современной информационно-образовательной среды невозможно использовать новейшие информационные технологии и информационные ресурсы, которые представлены в электронном виде.

Понятие информационно-образовательной среды вуза необходимо рассматривать, как:

- область знаний;

- источники информации;

- фактор, способы и средства для формирования актуальных компетенций бакалавра;

- инновационные педагогические методы, основанные на разработках современной информатики, в том числе внедрение дистанционного образования.

ИОС вуза способствует развитию и раскрытию личности студента если:

- учебно-методические материалы, используемые для процесса профессиональной подготовки в вузе, основаны на новых педагогических технологиях в соответствии с требованиями ФГОС ВО;

- для студентов разработаны критерии качества знаний;

- предусмотрена логически правильная подача учебного материала;

- для преподавателей и студентов созданы условия для самообразования.

Образовательные ресурсы ИОС должны соответствовать дидактическим требованиям, учитывать особенности изучаемой образовательной дисциплины, использование инновационных технологий в процессе обучения, а также уровень профессиональной готовности преподавателя.

Информационно-образовательная среда вуза должна отличаться удобной навигацией, доступностью необходимой информации, при этом модули должны включать взаимодействия студентов, преподавателей и вуза по образовательной деятельности с обратной связью; систему контроля качества. Особенно это стало актуально в период дистанционного обучения студентов, магистрантов и аспирантов.

Одним из перспективных средств развития компонентов ИОС вуза является организация специальной лаборатории по интересам студентов. В Сибайском институте (филиале) Башкирского государственного университета в течении нескольких последних лет функционирует творческо-технологическая лаборатория, результаты которой представлены в научных работах преподавателей. Данная лаборатория включает десять направлений по интересам студентов и помогает полностью реализовать потенциал каждого студента в полном объеме.

Работа информационно-образовательной среды вуза невозможна без библиотечного фонда образовательного учреждения. При этом необходимо обратить внимание на наполнение библиотечного фонда м современной литературой и его доступность. На данный момент руководством Сибайского института БашГУ заключены долгосрочные договора и соглашения с ведущими библиотеками вузов РФ, что дает возможность получения актуальной образовательной информации вне зависимости от места нахождения студента.

Использование информационных и инновационных технологий в различных сферах деятельности вуза -образовательной, социально-воспитательной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности вузов, при организации и проведении практики студентов на предприятиях или образовательных организациях, организация профориентации и трудоустройства выпускников с последующим создание единой базы данных студентов, внедрение элементов производственно-образовательного кластера и т.д., помогает систематизировать необходимый материал. Это также помогает тесно сотрудничать с предприятиями - работодателями, отслеживать карьерный рост выпускников вуза.

Формирование профессионально необходимых компетенций в подготовке бакалавров вуза, их внедрение с разработкой средств практического применения в образовательный процесс способствует тому, что к проектированию и разработке ресурсов среды привлекаются студенты с соответствующей профессиональной подготовкой - программисты, разработчики web-приложений, разработчики сайтов, SMM- менеджеры, пиар-менеджеры, лингвисты, филологи, переводчики, специалисты по работе с людьми ОВЗ и т.д.

Реализация принципа наглядности в информационно-образовательной среде вуза возможно при использовании средств мультимедиа, что повышает интерес студентов к получению новых знаний, положительно мотивирует их, в том числе и при создании собственного контента для наполнения среды. Для развития информационно-образовательной среды вуза важным является использование и реализация возможностей ресурсов Интернета, что является значимым для как для преподавателей, так и самых студентов. Это также способствует развитию интеграции между образовательными дисциплинами разных блоков учебного плана.

В информационно-образовательной среде вуза активизируется научно-исследовательская деятельность студентов, результаты которой соответствуют научному направлению преподавателей и научных сотрудников; повышается научное общение студентов друг с другом. Разработка, использование и внедрение информационных средств обучения реализует:

а) принцип индивидуализации обучения;

б) принцип активности;

в) принцип доступности [1].

Информационно-образовательная среда вуза способствует формированию профессионально важных качеств и развитию информационной культуры, т.к. обеспечивает доступ к электронным гипертекстовым учебникам, образовательным сайтам и другим программно-педагогическим и телекоммуникационным средствам.

Выпускник института станет профессионально компетентным специалистом, если в течение всего периода обучения проводится целенаправленная работа с внедрением инновационных технологий, реализуется доступ к образовательным ресурсам мирового информационного пространства и выполняются общепедагогические требования. Одним из критериев профессиональной подготовки компетентных специалистов является личностно ориентированный подход к организации образовательного процесса. Такой подход формирует мышление будущих специалистов с учетом индивидуальных качеств, с опорой на самостоятельную учебно-познавательную деятельность, носящую творческий характер и профессиональную направленность, с применением на практических занятиях в лабораториях и в учебных мастерских информационных технологий и компьютерных средств. Все это должно найти отражение в тематике и содержании курсовых, дипломных работ и творческих проектов. Это влечет за собой необходимость усиления профессиональной подготовки педагога в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования [4].

Таким образом, профессиональная подготовка бакалавров должна опираться на разработки в области новых педагогических и информационных технологий. Применение и внедрение инновационных разработок в процесс профессиональной подготовки будущих учителей в вузе способствует формированию развивающей информационно-образовательной среды вуза.

Выводы. Результат профессиональной подготовки бакалавров будет высоким при интеграции образовательных средств вуза и информационных технологий. Реализация средств и форм информационно-образовательной среды вуза способствует формированию технических, технологических, экономических, управленческих, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и других компетенций бакалавра.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение ряда диссертационных работ позволяет сделать вывод о том, что внедрение и апробация средств информационно-образовательной среды в систему вуза открывают большие возможности для организации педагогического процесса современного вуза и формированию профессионально необходимых компетенций будущего специалиста.

Литература:

1. Туйсина Г.Р. Профессиональная подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства в развивающей информационно-образовательной среде вуза. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. - Магнитогорск, 2010

2. Мусин Ш.Р., Туйсина Г.Р. Подготовка будущих бакалавров технических направлений в условиях территориального производственно-образовательного кластера. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2014. - № 12 (102). - С. 92-93.

3. Туйсина Г.Р. Организация профессиональной подготовки будущих учителей в развивающей информационно-образовательной среде вуза. - Монография. - Уфа, 2013.

4. Зайцева О.Б. Информационная компетентность учителя образовательной области "Технология" [электронный ресурс]: электрон. Данные. - Москва: научная цифровая библиотека portalus.ru, 25 октября 2007. - режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193317150&archive=1195596940&sta rt_from=&ucat=& (свободный доступ). - дата доступа: 19.08.2021.

Педагогика

УДК 376.2

магистрант Тюльникова Ирина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье рассмотрены возможности использования Лего-технологий в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В частности исследованы методы коррекции связной речи у детей посредством конструкторов Лего. Разработана педагогическая модель формирования связных высказываний у дошкольников с ОНР средствами Лего-технологий, выделены этапы и необходимые педагогические условия применения Лего. Представлены результаты апробации педагогической модели с качественными и количественными характеристиками, сделаны необходимые выводы.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, связная речь, коррекция, педагогическая модель, Лего-технологии, конструирование.

Annotation. The article considers the possibilities of using Lego technologies in working with preschoolers who have a general underdevelopment of speech. In particular, the methods of correction of coherent speech in children by means of Lego constructors are studied. A pedagogical model of the formation of coherent utterances in preschoolers with ONR by means of Lego technologies is developed, the stages and necessary pedagogical conditions for the use of Lego are highlighted. The results of testing the pedagogical model with qualitative and quantitative characteristics are presented, the necessary conclusions are made.

Keywords: general speech underdevelopment, coherent speech, correction, pedagogical model, Lego technologies, construction.

Введение. Правильно сформированная связная речь является важнейшей предпосылкой успешного усвоения грамоты и общего развития ребенка. ФГОС ДО выделяет речевое развитие в отдельную образовательную область, что объясняется крайней восприимчивостью детей в данный возрастной период к усвоению новых знаний и навыков, в том числе в сфере развития речи. Связная речь является своего рода индикатором речевой способности ребенка, в различных ее формах - монологе, диалоге, пересказе или рассказывании можно наглядно проследить все основные аспекты, характеризующие речевую деятельность. Успешное освоение детьми всех нюансов связной речи обеспечивает определённую эффективность в овладении новыми знаниями и последующем их применении на практике.

В логопедии самой распространенной речевой патологией является общее недоразвитие речи (ОНР), которое с каждым годом среди детей дошкольного возраста имеет тенденцию к увеличению. При ОНР нарушения охватывают все компоненты речевой системы, хотя и в разной степени: фонетики, лексико-грамматического строя, которые характеризуются нарушениями произносительной и смысловой сторон речи. Наиболее существенно при ОНР страдает связная речь. Дети испытывают серьезные затруднения при конструировании связного, логичного и последовательно выстроенного высказывания. В составлении рассказов у большинства детей с нарушениями речи отсутствует самостоятельность, сами рассказы недостаточно развернуты и последовательны, в основном состоят из простых предложений, бедны эпитетами, имеют большое число лексико-грамматических ошибок. Указанные нарушения необходимо своевременно устранять, иначе они будут серьезно ограничивать развитие ребенка, возможности общения с окружающими и в дальнейшем препятствовать освоению школьных дисциплин.

Изложение основного материала статьи. В рамках обозначенной темы была составлена и апробирована педагогическая модель формирования связных высказываний у дошкольников с ОНР средствами Лего-технологий. Сама технология Лего давно известна во всем мире как образовательное средство, удовлетворяющее самым строгим требованиям безопасности, гигиеничности, долговечности и эстетики. В силу своей педагогической универсальности Лего имеют неоспоримое преимущество перед традиционными развивающими играми. Основными элементами работы с применением Лего-технологий является конструирование фигур, моделей, декораций, воспроизведение действий персонажей с их озвучиванием, создание конструкций с их одновременным описанием, использование предваряющей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.