Научная статья на тему 'ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
510
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / КОРРЕКЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИИ / КОНСТРУИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тюльникова Ирина Николаевна, Медведева Елена Юрьевна

В статье рассмотрены возможности использования Лего-технологий в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В частности исследованы методы коррекции связной речи у детей посредством конструкторов Лего. Разработана педагогическая модель формирования связных высказываний у дошкольников с ОНР средствами Лего-технологий, выделены этапы и необходимые педагогические условия применения Лего. Представлены результаты апробации педагогической модели с качественными и количественными характеристиками, сделаны необходимые выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тюльникова Ирина Николаевна, Медведева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGO TECHNOLOGIES IN CORRECTION OF CONNECTED SPEECH OF PRESCHOOLERS WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

The article considers the possibilities of using Lego technologies in working with preschoolers who have a general underdevelopment of speech. In particular, the methods of correction of coherent speech in children by means of Lego constructors are studied. A pedagogical model of the formation of coherent utterances in preschoolers with ONR by means of Lego technologies is developed, the stages and necessary pedagogical conditions for the use of Lego are highlighted. The results of testing the pedagogical model with qualitative and quantitative characteristics are presented, the necessary conclusions are made.

Текст научной работы на тему «ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Литература:

1. Туйсина Г.Р. Профессиональная подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства в развивающей информационно-образовательной среде вуза. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. - Магнитогорск, 2010

2. Мусин Ш.Р., Туйсина Г.Р. Подготовка будущих бакалавров технических направлений в условиях территориального производственно-образовательного кластера. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2014. - № 12 (102). - С. 92-93.

3. Туйсина Г.Р. Организация профессиональной подготовки будущих учителей в развивающей информационно-образовательной среде вуза. - Монография. - Уфа, 2013.

4. Зайцева О.Б. Информационная компетентность учителя образовательной области "Технология" [электронный ресурс]: электрон. Данные. - Москва: научная цифровая библиотека portalus.ru, 25 октября 2007. - режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193317150&archive=1195596940&sta rt_from=&ucat=& (свободный доступ). - дата доступа: 19.08.2021.

Педагогика

УДК 376.2

магистрант Тюльникова Ирина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье рассмотрены возможности использования Лего-технологий в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В частности исследованы методы коррекции связной речи у детей посредством конструкторов Лего. Разработана педагогическая модель формирования связных высказываний у дошкольников с ОНР средствами Лего-технологий, выделены этапы и необходимые педагогические условия применения Лего. Представлены результаты апробации педагогической модели с качественными и количественными характеристиками, сделаны необходимые выводы.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, связная речь, коррекция, педагогическая модель, Лего-технологии, конструирование.

Annotation. The article considers the possibilities of using Lego technologies in working with preschoolers who have a general underdevelopment of speech. In particular, the methods of correction of coherent speech in children by means of Lego constructors are studied. A pedagogical model of the formation of coherent utterances in preschoolers with ONR by means of Lego technologies is developed, the stages and necessary pedagogical conditions for the use of Lego are highlighted. The results of testing the pedagogical model with qualitative and quantitative characteristics are presented, the necessary conclusions are made.

Keywords: general speech underdevelopment, coherent speech, correction, pedagogical model, Lego technologies, construction.

Введение. Правильно сформированная связная речь является важнейшей предпосылкой успешного усвоения грамоты и общего развития ребенка. ФГОС ДО выделяет речевое развитие в отдельную образовательную область, что объясняется крайней восприимчивостью детей в данный возрастной период к усвоению новых знаний и навыков, в том числе в сфере развития речи. Связная речь является своего рода индикатором речевой способности ребенка, в различных ее формах - монологе, диалоге, пересказе или рассказывании можно наглядно проследить все основные аспекты, характеризующие речевую деятельность. Успешное освоение детьми всех нюансов связной речи обеспечивает определённую эффективность в овладении новыми знаниями и последующем их применении на практике.

В логопедии самой распространенной речевой патологией является общее недоразвитие речи (ОНР), которое с каждым годом среди детей дошкольного возраста имеет тенденцию к увеличению. При ОНР нарушения охватывают все компоненты речевой системы, хотя и в разной степени: фонетики, лексико-грамматического строя, которые характеризуются нарушениями произносительной и смысловой сторон речи. Наиболее существенно при ОНР страдает связная речь. Дети испытывают серьезные затруднения при конструировании связного, логичного и последовательно выстроенного высказывания. В составлении рассказов у большинства детей с нарушениями речи отсутствует самостоятельность, сами рассказы недостаточно развернуты и последовательны, в основном состоят из простых предложений, бедны эпитетами, имеют большое число лексико-грамматических ошибок. Указанные нарушения необходимо своевременно устранять, иначе они будут серьезно ограничивать развитие ребенка, возможности общения с окружающими и в дальнейшем препятствовать освоению школьных дисциплин.

Изложение основного материала статьи. В рамках обозначенной темы была составлена и апробирована педагогическая модель формирования связных высказываний у дошкольников с ОНР средствами Лего-технологий. Сама технология Лего давно известна во всем мире как образовательное средство, удовлетворяющее самым строгим требованиям безопасности, гигиеничности, долговечности и эстетики. В силу своей педагогической универсальности Лего имеют неоспоримое преимущество перед традиционными развивающими играми. Основными элементами работы с применением Лего-технологий является конструирование фигур, моделей, декораций, воспроизведение действий персонажей с их озвучиванием, создание конструкций с их одновременным описанием, использование предваряющей,

сопровождающей и завершающей речи. Данные характеристики делают их незаменимыми для развития связной речи детей [7].

Отечественные и зарубежные педагоги-логопеды сходятся во мнении, что именно Лего наиболее эффективно и в сравнительно небольшой период времени помогают достичь устойчивых положительных результатов в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста, в том числе - в коррекции нарушений связной речи (Н.В. Быкова) [1]. Т.В. Лусс указывает на способность Лего предупреждать появление вторичных дефектов речи у детей, что помогает активной социализации ребенка [5]. Т.С. Мыльникова обращает внимание на взаимосвязь уровня речевого развития ребенка с уровнем развития у него мелкой моторики [6]. Автор отмечает, что использование в коррекционной работе конструкторов ЛЕГО стимулирует развитие мелкой моторки, а поскольку, как указывал Л.С. Выготский, руки являются органом речи также, как и артикуляционный аппарат, Лего оказывает благотворное влияние и на речевое развитие ребенка [2]. А.Р. Лурия обращает внимание на то, что центр мозга, отвечающий за мелкую моторику, расположен в непосредственной близости от речевой зоны. Активизация данного участка в связи с какой-либо деятельностью руками стимулирует центр речи, побуждая его включаться в работу [4]. Е.В. Фешина рекомендует начинать коррекцию связной речи с развития основы речевой деятельности - психологической базы речи. Кроме того, Е.В. Фешина отмечает, что конструирование из Лего поможет достичь ребёнку с ОНР необходимого уровня развития восприятия, пространственных представлений (поскольку все модели Лего трехмерны), мышления, планирующей функции речи. В работе с Лего перед детьми встает необходимость решения задач, связанных с необходимостью установления и применения на практике связей и отношений между предметами, их действиями и явлениями [8].

Разработанная педагогическая модель с использованием Лего-технологии в рамках коррекции связной речи у дошкольников с ОНР состояла из следующих этапов:

I этап - дети вместе со взрослым придумывают историю Лего. Дети конструируют постройки, описывают и дают им названия, логопед записывает рассказы детей, а также фотографирует постройки. Данный этап проводится в контексте письменной речи, т.е. ребенок говорит, взрослый записывает. Такой прием (рассказ под запись) стимулирует дошкольников более связно и увлекательно рассказать о своей постройке. Рассказ становится логичнее и последовательнее, чем в обычной речи, дошкольники стараются более связно и без ошибок излагать свои мысли.

II этап - дети уже сами придумывают полноценные истории Лего, в которых есть завязка сюжета, ее развитие и окончание. В случае затруднения логопед помогает. Данный этап наиболее интересен для детей, в нем присутствуют элементы творчества, фантазии, поскольку дети не просто описывают свою постройку, а придумывают к ней историю с сюжетом, его развитием и окончанием. На первых этапах создания истории логопед помогает детям в случае затруднений, затем дети работают самостоятельно и создают свои, авторские истории.

III этап - совместная работа детей (без участия логопеда). Дошкольники работали по очереди: один придумывал начало, второй развитие истории, третий - окончание. Также и все остальные участники, то есть третий этап - это групповая деятельность детей.

Для эффективного достижения поставленных задач коррекционной работы необходимо было в первую очередь создать специальные педагогические условия для развития связной речи у дошкольников с ОНР. Были определены следующие педагогические условия:

- правильно организованная предметно-развивающая среда, соответствующая поставлены коррекционным задачам;

- разработка и организация учебных занятий с использованием Лего-технологий таким образом, чтобы они способствовали формированию у дошкольников с ОНР связных высказываний;

- создание на занятиях атмосферы успеха детей в соответствии с их речевым развитием, возрастом и образовательными потребностями.

На занятиях постоянно создавалась ситуация игры, дети, придумывая постройки, решали тем самым конкретные задачи. К примеру, они не просто строили дом, а дом для сказочного персонажа, которому придумывали имя. Само строительство дошкольники выполняли по словесному описанию, что благотворно влияет на развитие понятийной стороны речи, а подробное словесное описание каждого этапа постройки активизирует речь детей, делает ее логичной и последовательной. Перед детьми ставилась проблемная ситуация в игровой форме, например:

- В нашем театре скоро начнется спектакль, но главный персонаж - зайчик не пришел, что же нам делать?

- Давайте мы сами построим фигурку зайчика, чтобы он смог участвовать в спектакле!

Кроме того, на коррекционных занятиях активно использовался такой прием, как речетворчество: логопед предлагал придумать каждому ребенку свое окончание знакомой сказки, либо придумать новую историю о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение. В процессе постройки новых сюжетов дошкольники учились связной описательной речи, так как вслух комментировали свои действия.

Все коррекционные занятия были построены по заранее составленному плану и подчинялись единой структуре, обеспечивающей оптимальный процесс обучения испытуемых:

1. Вводный этап (подготовка к работе, настрой детей на дальнейшую работу):

- чтение вслух или пересказ сюжета истории с опорой на наглядные изображения;

- совместное обсуждение идеи истории, составление сюжетной линии.

2. Построение рассказа:

- придумывание и конструирование персонажей и места действия с использованием Лего.

3. Размышления вслух (совместно с построением):

- совместное обсуждение детей как изобразить линию сюжета, как будут развиваться события истории, как их лучше изобразить;

- изменение в ходе постройки каких-то элементов, додумывание сюжета;

- определение темы рассказа, подбор лексико-грамматических конструкций.

4. Оформление истории:

- презентация своей Лего-истории;

- совместное обсуждение историй, оценки детей и пожелания;

- доработка сюжета, озвучивание окончательной версии.

5. Дополнительные задания, новые идеи для дальнейшего развития истории.

Основным правилом при проведении коррекционных занятий с использованием Лего было обязательное проговаривание вслух всех своих действий с конструктором: что делает ребенок? для чего? Что планирует получить в результате и т.д. Выполнение данного условия помогает сформировать у дошкольников с ОНР навыки ролевого диалога, умения слушать собеседника.

Для проверки эффективности разработанной педагогической модели на основе Лего-технологии был проведен контрольный эксперимент. В нем приняли участие 11 старших дошкольников с общим недоразвитием речи, посещающих коррекционные группы (экспериментальная группа) и 11 испытуемых с общим недоразвитием речи, с которыми формирующий эксперимент не проводился (контрольная группа). Для исследования уровня сформированности связных высказываний была взята методика В.П Глухова [31.

В первом задании методики испытуемые составляли рассказ по ситуационным картинкам. Результаты в экспериментальной группе оказались заметно выше, чем в контрольной (высокий уровень выполнения показали 45% и 18% соответственно). При этом, недостаточный и низкий уровень в экспериментальной группе не выявлен, в контрольной недостаточный уровень рассказа по ситуационным картинкам показали 36% испытуемых. Таким образом дети, участвовавшие в коррекции с использованием конструирования Лего показали более высокие результаты в сравнении с их сверстниками, занимавшимися по стандартной программе детского сада.

В следующем задании испытуемым предлагалось составить только одно связное предложение на материале трех сюжетных картинок. В экспериментальной группе также заметны положительные изменения: если на констатирующем этапе высокий уровень показали только 27% испытуемых с ОНР, то после занятий с конструктором Лего - уже 45%. Испытуемые без дополнительной помощи составили связное предложение в соответствие с предложенным наглядным материалом. Для сравнения - в контрольной группе результаты остались без изменений - в основном средний и недостаточный уровень.

Далее испытуемым было предложено пересказать знакомую сказку («Колобок»). Пересказ испытуемых экспериментальной группы отличался связностью и логичностью изложения, только в некоторых случаях требовалась дополнительная помощь в виде наводящих вопросов. В контрольной группе испытуемые допускали много грамматических ошибок, речь их была бедна эпитетами и невыразительна. В результате высокий уровень получили 45% испытуемых экспериментальной группы и только 27% - контрольной. Следует отметить, что в контрольной группе хоть и наблюдались сдвиги в положительную сторону, все же остались те же ошибки, что и на констатирующем этапе исследования: краткие и однообразные ответы, нарушение связности, пропуски значимых частей рассказа. Таким образом, полученные результаты указывают на эффективность разработанной педагогической модели использования Лего в коррекции связной речи у дошкольников с ОНР.

Также как и с предыдущим, с заданием по составлению рассказа по серии сюжетных картинок, испытуемые, участвовавшие в коррекционной программе, справились более успешно, чем их сверстники контрольной группы. Если ранее высокий уровень в экспериментальной группе показали только 14% испытуемых, то после формирующего эксперимента их число увеличилось до 36%, в контрольной группе какой-то положительной динамики не выявлено, результаты остались теми же, что и на этапе первичной диагностики. Результаты экспериментальной группы указывают на эффективность Лего-технологии в работе с дошкольниками с ОНР.

Положительная динамика в экспериментальной группе выявлена в рассказах на основе личного опыта. Дети показали высокий и средний уровень владения связной фразовой речью при передаче своих жизненных впечатлений и жизненного опыта (36% и 45% соответственно). В контрольной группе высокий уровень не выявлен, дети выполнили задание в основном на среднем (45%) и недостаточном уровне (36%).

Последнее задание контрольного эксперимента было составление рассказа-описания. Здесь результаты экспериментальной группы оказались наиболее заметны: испытуемые составили рассказ-описание подробно и обстоятельно, без наводящих вопросов. Отмечена связность и последовательность построения фраз, соблюдена логическая последовательность в описании второстепенных деталей. Высокий уровень показали 45% испытуемых. В контрольной группе высокий уровень не выявлен, были отмечены следующие нарушения: непоследовательность, бессвязность, механическое перечисление предметов и действий с ними.

Выводы. Таким образом, контрольный эксперимент доказал эффективность использования Лего-технологий в коррекции связной речи у дошкольников с ОНР. После проведения коррекционных занятий положительная динамика в экспериментальной группе прослеживалась по всем основным характеристикам связности речи - логичности, последовательности, образности, правильности и грамматической оформленности. В контрольной группе, где эксперимент с Лего-конструированием не проводился, показатели остались на прежнем уровне, без каких-либо положительных изменений.

Литература:

1. Быкова Н.В. Использование Лего-технологий для активизации речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста / Н.В. Быкова // Филологическое образование в период детства. -2015. - Т. 22. - С. 17-19.

2. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2016. - 420 с.

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов // М.: АРКТИ, 2004. - C. 8-15.

4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.Р. Лурия. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 384 с.

5. Лусс Т.В. Леготерапия / Сост. И.М. Минаев. - М. «Сопричастность». - М. - 2002. - С. 316-318.

6. Мыльникова Т.С. Исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Концепт. - 2016. - С. 41-45.

7. Ткаченко Д.А., Родин Ю.И. О месте и значении психомоторной функции в формировании навыка письма у детей с общим недоразвитием речи. Вестник Мининского университета. - 2020. - Том 8, № 3. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1118

8. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2012. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.