2. Лубский А.В. Можно ли совместить гражданские ценности с патриотизмом в России? // Партнерство университета и школы в сфере формирования гражданских ценностей и патриотизма. Ростов н/Д. : Фонд науки и образования, 2015. С. 10-19
3. Негина Т.А. Приобщение младших школьников к родной культуре. / Т.А. Негина // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - №18. - С. 218-223.
4. Патриотическое воспитание: от слов к делу / сборник статей. - М: Полиграф сервис, 2018. - 426 с.
5. Подмена понятий: патриотизм в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru/27-05-2014/podmenaponyatii-patriotizm-v-rossii (дата обращения: 20.11.2020).
6. Фролова С.В. Социально-когнитивные основания психологической приверженности своей стране. М.: Академический проспект, 2017. 153 с.
7. Халий И.А. Патриотизм в России: опыт типологизации // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 67-74
8. Циулина М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды // Воспитание в школе. - 2013. - № 3. - С. 24-32.
9. Шемякинский В.М. Две трактовки патриотизма // Педагогическое образование и наука. 2015. № 3. С. 130-133.
10. Шестов Н.И. Парадоксы патриотизма. В кн.: Патриотизм как феномен современной общественной жизни : сб. статей / Сост. Д.А. Усанов. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2017. С. 14-20.
11. Шульженко М.Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый, 2017. -№47. - С. 240-243.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук Туйсина Гульфия Ризаевна
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай)
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ВУЗЕ
Аннотация. В статье рассмотрены основные вопросы профессиональной подготовки бакалавров по инженерно-техническим направлениям. Привлечение студентов к активной образовательной деятельности способствует формированию професионально необходимых компетенций, что является основным требованием образовательных стандартов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, инженерно-техническое образование, молодежное лидерство, творчество, развитие личности.
An^tatton. The article addresses the main issues of professional training of bachelors in engineering areas. Attracting students to active educational activities contributes to the formation of professional^ necessary competencies, which is the main requirement of educational standards.
Keywords: vocational training, engineering education, youth leadership, creativity, personality development.
Введение. Для того, чтобы реализовать требования современного общества, необходимо обеспечить возможностью:
- грамотного и актуального методического сопровождения;
- информационной и технической поддержки преподавателей и студентов в процессе образовательной деятельности;
- организации проектной, научно-исследовательской и учебно-производственной деятельности.
Профессиональная подготовка бакалавров в вузе это - формирование комплекса учебных,
профессиональных, общепрофессиональных и общекультурных компетенций, развитие личности каждого студента, расширение кругозора, привитие специальных знаний и умений. Все перечисленное выше является основным условием конкурентоспособности студента бакалавра - будущего специалиста. Это способствует тому, что предъявляемые социально-экономические требования и информационное развитие общества находят свое выражение в совершенствовании и реализации педагогических технологий в профессиональной подготовке бакалавров в вузе.
Ориентир на новую модель квалифицированного специалиста и изменение содержания профессионально-личностного развития личности в высшей школе создают необходимость внесения изменений в существующие методы и технологии профессиональной подготовки, обновления имеющихся методов обучения в вузе.
Изложение основного материала статьи. В современном обществе наблюдается большой рост информации, именно поэтому возрастают требования к выпускникам вузов, которые должны обладать большим объемом теоретических знаний и практических умений, имеющих способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям информационного общества. Большие требования предъявляются и к образовательным организациям, т.к. одной из задач высшего образования является подготовка бакалавров со сформированными ключевыми компетенциями профессиональной деятельности [4].
Развитие и внедрение в образовательный процесс вуза модели компетентного молодого специалиста, обладающего необходимыми профессиональными компетенциями требует от вузов инноваций, актуальности программ подготовки. Современное общество отличается большим внедрением информационных технологий во все области человеческой деятельности. Традиционная информационная деятельность приобретает новое качественное развитие, наполняется новым содержанием. Поэтому так важно подготовить специалиста, обладающего информационной компетентностью. Организация процесса обучения на базе новых информационных технологий позволяет на более высоком уровне решать задачи развивающего обучения, интенсифицировать все виды учебно-воспитательной работы. Именно поэтому актуальной проблемой современного образовательного учреждения является развитие качеств личности, как системное научное мышление, информационная культура, креативность, успешность и адаптируемость к новым условиям [4].
Основой профессиональной подготовки бакалавра являются принципы дидактики, определяющие требования к содержанию, методам, формам и средствам обучения. Использование компьютерных и информационных технологий в профессиональной подготовке способствует реализации следующих дидактических принципов: наглядности; доступности и открытости; сотрудничества, деятельностного направленности образования, опережающий характер образования; интеграция образовательных структур; гибкость образовательных форм обучения или программ.
Проведя анализ понятий «профессиональная подготовка», мы считаем необходимым опереться в своей работе на понятия, рассматриваемые Е.П. Белозерцевым, М.В. Владыкой, И.Ф. Исаевым, М.М. Левиной. Под профессиональной подготовкой они рассматривают процесс овладения личностью знаниями, которые формируют необходимые профессиональные качества личности. Требования к профессиональной подготовке рассматривались в работах Б.С. Гершунского, Э.Ф. Зеера, которые выделяют:
- функциональную грамотность - минимальный уровень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения профессиональной деятельности,
- профессиональную квалификацию - достижение определенного уровня специалистом,
- профессиональную компетентность, которая состоит из: практической, социальной, психологической, информационной, коммуникативной, экологической и валеологической компонентов [1].
Главным моментом в профессиональной подготовке бакалавра является формирование личности как будущего специалиста, обладающего определенным объемом теоретических знаний и практических умений. Современная образовательная организация должна ориентировать бакалавров на техническое, экономическое, творческое и актуальное развитие мышления, умение оперативно решать поступающие задачи из области техники, экономики, науки и управлении. Решение данной проблемы возможно, если в образовательной организации будут созданы условия для функционирования производственно-образовательного кластера.
К эффективным средствам формирования компетентного бакалавра относится создание производственно-образовательного кластера, ключевыми моментами которого являются: интеграция с профильным предприятиями, привлечение работодателей, организация практики на предприятиях, привлечение и совместная деятельность с образовательными учреждениями среднего и профессионального звена.. В процессе профессиональной подготовки бакалавров в вузе большое внимание уделяется получению образования, умению работать на производстве, формированию культуры поведения и развитию межличностных отношений. Для организации результативного процесса профессиональной подготовке в вузе, акцент делается на инновационные педагогические технологии, ориентированные на развитие профессионально необходимых компетенций бакалавра. Так, согласно договорам о сотрудничестве, технологический факультет Сибайского института (филиала) БашГУ сотрудничает с промышленными предприятиями Республики Башкортостан и Российской Федерации [2].
Профессиональная подготовка бакалавров технических направлений в вузе опирается на синтез нескольких подходов: системный, объектный, деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный, личностно-деятельностный, процессуальный, технологический, синергетический, гуманитарно-аксиологический и др. Мы считаем, что для реализации целей и задач профессиональной подготовки наиболее эффективными являются системный, деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный подходы [5].
Данные подходы послужили основой для разработки модели профессиональной подготовки бакалавров технических направлений в вузе и выявления комплекса педагогических условий для ее эффективного функционирования. Процесс профессиональной подготовки в вузе также основывается на использовании принципа проблемности. Это связано прежде всего с разным уровнем восприятия студентами технико-технологических терминов, понятий, специфичной информации. Результатом реализации принципа проблемности становится необходимость индивидуализации занятий, которые формируют основные технологические понятия, знания и умения. Индивидуальные занятия помогают реализовать творческие искания и задумки будущих специалистов [3].
На технологическом факультете Сибайского института (филиала) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» профессиональная подготовка бакалавров осуществляется по направлениям инженерной подготовки: «Технология художественной обработки материалов», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».
Согласно ФГОС 3++ по указанным направлениям, на самостоятельную работу отводится большое количество часов. При этом важно, чтобы студент технологического факультета освоил базовые знания, умения и навыки, необходимые для изучения научных дисциплин, формирующих квалифицированного специалиста с инженерной подготовкой.
С первых дней профессиональной подготовки студенты получают возможность участия в жизни института, факультета. Студенты задействованы в различных мероприятиях, входят в состав студенческого самоуправления и т.д. Во время образовательного процесса студенты вовлечены в работу творческо-технологической лаборатории (ТТЛ), которая является динамично развивающейся средой творческой самореализации студентов [5].
В вопросах формирования компетентного специалиста особое место занимает практическая подготовка студентов. Закрепление учебного теоретического материала, выработка практических умений и перевод их в разряд навыков предопределяет их значимость. Организация учебной, производственной практики в соответствии с учебным планом направлений подготовки позволяет обеспечить приобретение основных компетенций бакалавра. Формирование общекультурных, профессиональных, универсальных компетенций происходит во время образовательного процесса, организации занятий в учебных лабораториях, прохождении практики на производственном предприятии.
Большое внимание в Сибайском институте (филиале) БашГУ уделяется вопросам систематизации и активизации работы со школьниками. На основании решения Ученого совета СИ (филиала) БашГУ в институте был создан и успешно функционирует Центр поддержки одаренных детей (ЦПОД). Одним из приоритетных направлений деятельности Центра является развитие интереса детей к программированию, цифровому творчеству и робототехнике. На базе технологического факультета были организованы и проводятся образовательные занятий для детей по робототехнике. В качестве руководителей данного кружка
выступают студенты 1-2 курсов направления подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».
Благодаря такому подходу, стала возможным реализация различных творческих проектов и индивидуальной работе с наставниками. Благодаря поддержке и при помощи студентов, были организованы и проведены такие мероприятия, как Фестиваль инженерного и цифрового творчества «Zaural Creative»; этапы зимних и летних игр Зауральского Альянса «Робот и Я! (ЗАРЯ); приняли участие в соревнованиях роботехнических устройств RoboStar; в республиканском мероприятии Робоhабантуй (Бурзянский район республики Башкортостан); Фестивале технического творчества дошкольников MiniMakerFest (Сибай республики Башкортостан); мероприятиях, проводимых экспертом в области развития молодежного лидерства - международной некоммерческой организацией AIESEC и многих других мероприятиях республиканского и всероссийского масштабов. Команды школьников, подготовленные сотрудниками и студентами технологического факультета неоднократно становились победителям и призерами указанных мероприятий, что также показывает хороший уровень профессиональной подготовки бакалавров технологического факультета.
Также сотрудники и студенты технологического факультета являются наставниками по робототехнике и программированию в рамках регионального проекта «Современная школа» в Центре образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста», организованного на базе Темясовской СОШ республики Башкортостан. Следует также отметить, что студенты технологического факультета являются не только организаторами и участниками данных мероприятий, но и входят в состав судейской коллегии некоторых мероприятий. Мы считаем, что это также является показателем сформированности профессионально необходимых компетенций.
Студенты технологического факультета являются руководителями занятий по робототехнике, компьютерной графике, 3D моделирования в Сибайском детском технопарке «TechnoTerra». Это также говорит о хорошей профессиональной подготовке студентов к профессиональной деятельности.
Высокие требования предъявляются составом итоговой государственной комиссией к выпускным квалификационным работам бакалавров, в том числе к чертежно-графической документации. Студенты должны владеть не только информационной и графической культурой, но и при защите выпускной квалификационной работы должны суметь экономически обосновать разработанное проектное решение, рассчитать прибыльность и рентабельность предлагаемого решения. Следует отметить, что среди выпускных квалификационных работ большинство тем предложено самими студентами для конкретных предприятий. Также студенты разрабатывают проекты, предложенные работодателями или по технической заявке от местных предприятий.
Ежегодно на базе технологического факультета Сибайского института (филиала) БашГУ проводится Всероссийская научно-практическая конференция «Опыт реализации ФГОС в образовательных учреждениях», целями которой являются обобщение опыта передовых вузов и средних профессиональных организаций. В числе авторов публикаций и выступающих с докладами активное участие принимают студенты. Организация научно-исследовательской работы бакалавров в вузе формирует информационную культуру, исследовательские навыки, знакомит с теорией и практикой экспериментов. Полученные навыки работы с литературой, сформированные исследовательские компетенции помогают реализовать потенциал личности в дальнейшей профессиональной деятельности.
Как показал опыт работы, ТТЛ обеспечивает формирование у будущих специалистов целостного представления о правильности выбранной педагогической профессии, о соответствии собственных личностных качеств, требуемым профессиональным качествам, осознание тех трудностей, с которыми можно столкнуться в процессе подготовки к профессиональной деятельности.
Выводы. Таким образом, профессиональная подготовка бакалавров по инженерно-техническим направлениям требует большой работы всего педагогического коллектива, заинтересованности самих студентов, материальной оснащенности образовательных организаций, закрепление профессиональных компетенций на предприятиях во время прохождения практики. Стержнем выпускника технологического факультета является формирование профессиональной направленности.
Использование системного, деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов в развивающей информационно-образовательной среде определяют направления, методы и формы работы со студентами в процессе их профессиональной подготовки в вузе. Сочетание указанных подходов позволяет преподавателям развивать различные виды профессионально необходимых компетенций бакалавров. Совместная работа преподавателя и студентов, включающей выполнение разных видов мыслительных операций в сочетании с практической деятельностью при обучении в вузе способствует формированию профессионально необходимых компетенций будущего специалиста.
Литература:
1. Валеев А.С., Валеева Г.Х., Мусин Ш.Р., Туйсина Г.Р. Творческо-технологическая лаборатория в профессиональной подготовке бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование (профиль Технология)» / А.С. Валеев, Г.Х. Валеева, Ш.Р. Мусин, Г.Р. Туйсина: коллективная монография. - Сибай, 2015. - 105 с.
2. Валеев А.С., Григорьев Е.Н., Латыпова Р.М. Формирование компетентного специалиста в рамках образовательного кластера. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 147-160.
3. Мусин Ш.Р., Туйсина Г.Р. Подготовка будущих бакалавров технических направлений в условиях территориального производственно-образовательного кластера. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 12 (102). С. 92-93.
4. Туйсина Г.Р. Организация профессиональной подготовки будущих учителей в развивающей информационно-образовательной среде вуза. Монография. Уфа, 2013. - 128 с.
5. Туйсина Г.Р. Профессиональная подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства в развивающей информационно-образовательной среде вуза. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2010
6. Туйсина Г.Р. Теоретико-методологические аспекты профессиональной подготовки бакалавров в вузе. В сборнике: Устойчивое развитие территорий: теория и практика. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х томах. 2019. С. 249-251.