Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук Туйсина Гульфия Ризаевна
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО НЕОБХОДИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ВУЗА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. Статья рассмотривает основные вопросы интеграции технико-технологических и психолого-педагогических компетенций в процессе профессиональной подготовки в вузе. Система формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров технических направлений - это прежде всего создание, внедрение и функционирование образовательно-производственного кластера, при помощи которого реализуются требования ФГОС высшего образования.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, инженерно-техническое образование, технико-технологические компетенции, психолого-педагогические компетенции, производственно-образовательный кластер.
An^tatton. The article deals with the main issues of integration of technical, technological and psychological and pedagogical competences in the process of professional training at a university. The system for the formation of professional competencies of future bachelors in technical areas is, first of all, the creation, implementation and functioning of an educational and production cluster, with the help of which the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education are implemented.
Keywords: professional training, engineering and technical education, technical and technological competencies, psychological and pedagogical competences, production and educational cluster.
Введение. Основным образовательным ориентиром современного общества становится всестороннее становление личности, ориентация личности на перспективу, раскрытие потенциала каждого работника, способность к креативному восприятию и решению вновь возникающих профессиональных задач.
Целью подготовки студентов в вузе выступает программа профессионально-педагогического развития, результат знаний, умений и компетенций, которыми должен овладеть студент вуза в процессе профессиональной подготовки. Актуализация целей образовательного процесса в вузе в соответствии с требованиями современного общества, информационное наполнение программы подготовки бакалавров отражают требования нормативных документов, в том числе ФГОС ВО. При профессиональной подготовке бакалавров необходимо учитывать запросы общества; экономические реалии; требования к специалисту и к его объему компетенций; востребованность полученных знаний и умений; соответствие портрету выпускника вуза, т.е. при подготовке бакалавров в вузе уделяется большое внимание интеграции знаний из различных областей человеческой деятельности [1].
Изложение основного материала статьи. Сущность модернизации процесса профессиональной подготовки находит отражение в ФГОС ВО. Подготовка квалифицированных бакалавров является необходимостью современного общества. При этом выпускник вуза должен овладеть определенным объемом знаний, которые должны способствовать формированию, развитию личности и творческих способностей.
Процесс профессиональной подготовки бакалавров должен способствовать овладению ими необходимых теоретических знаний и практических умений, предусмотренных образовательным стандартом по направлению подготовки и определяющих основные компетенции, предъявляемые к бакалавру.
Проблеме профессиональной подготовке бакалавров в различных образовательных организациях в современной педагогической науке уделяется большое внимание. В своей работе мы рассмотрели вопросы профессиональной подготовки учителя, отраженные в современной психолого-педагогической литературе и в работах следующих педагогов: С.И. Архангельского, В.А. Беликова, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, И.Я. Лернер, Г.К. Селевко, Н.Ф. Талызиной и др. Вопросы профессиональной подготовки студентов вузов раскрыты в работах: И.И. Ильясова, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна и др. Изучение вопросов педагогических технологий, способствующих эффективности повышения качества профессиональной подготовки изучались А.А. Вербицким, Б.С. Гершунским, В.Я. Ляудис, В.Г. Рындак, Н.М. Яковлевой и др.
Профессиональную подготовку М.И. Аванесов, Б.С. Гершунский, Т.И. Шамова и др. рассматривают в контексте реализации принципа непрерывности образования - постоянное приобретение новых профессиональных знаний и умений. Реализация данного принципа способствует развитию индивидуальных качеств и способностей человека к профессиональной деятельности. Принцип непрерывности образования отражает социальный заказ и потребности, реализуя при этом преобразование учебных планов, программ, методик. Это позволяет выделить следующие направления профессиональной подготовки:
- подготовка бакалавров в соответствии с запросом современного общества и работодателей с учетом региональных особенностей;
- реализация новых педагогических технологий и подходов в образовательном процессе вуза: личностно-ориентированный, системный, деятельностный, технологический, процессуальный, рефлексивный, компетентностный и т.д. [4]. Компетентностный подход в современном высшем образовании выделяется как приоритетный. Это обусловлено возрастающими требованиями современной экономики, подготовкой нормативных и теоретически обоснованных материалов по проблеме внедрения компетенций и компетентностного подхода [4].
В работах исследователей Л.Н. Болотова, Э.Ф. Зеера, А.В. Хуторского и др. компетентностный подход рассматривается как подход, позволяющий реализовать заказ работодателей на подготовку бакалавров и акцентирующий внимание на результатах образования и способности личности принимать решения.
Профессиональная подготовка бакалавров в вузе направлена на разностороннее развитие личности, раскрытие его творческого и научного потенциала путем использования различных форм и методов образовательного процесса. Образовательный процесс в вузе зависит от степени обновления и актуальности программы подготовки, внедрения и результативного использования информационных, технологических, научных, организационных ресурсов. Большое влияние на результат профессиональной подготовки
бакалавра в вузе оказывает создание, реализация и использование производственно-образовательного кластера.
В современных условиях федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) предъявляют высокие требования к сотрудникам, работающим в сфере образования. Главным направлением современных ФГОС ВО является компетентностно-ориентированная парадигма, согласно которой образовательные учреждения должны способствовать накоплению знаний и умений с применением их в дальнейшей профессиональной деятельности. Это закладывает основы для профессионально необходимых компетенций и способствует формированию грамотного специалиста.
- научить студента учиться, активизируя деятельность (научиться применять знания непосредственно в практической деятельности, формируя субъективный опыт). При этом вузы должны сформировать у студента информационную культуру, т.е. необходимо научить студента самостоятельно ориентироваться в потоках информации современного информационного общества.
При последующем трудоустройстве работодателями предъявляются большие требования к качеству знаний выпускников вуза. Значительное внимание уделяется выпускникам вузов с техническим направлением подготовки. Министерством высшего образования и науки РФ разработаны и внедряются различные программы по поддержке приоритетных и значимых направлений подготовки, разрабатываются программы грантовой поддержки талантливой молодежи, на базе вузов открываются технопарки, учебные полигоны и др. Это позволяет формировать у студентов общекультурные, общепрофессиональные и профессионально необходимые компетенции [6].
Данная работа невозможна без взаимодействия образовательных организаций и промышленных предприятий, организации и проведения практики непосредственно на предприятиях, привлечения работодателей в качестве сотрудников вузов. Что, в свою очередь, содействует формированию и созданию единого образовательного кластера, в котором принимают участие общеобразовательные школы, профессиональные лицеи и колледжи, вузы и предприятия. В рамках данного кластера формируются актуальные профессионально необходимые компетенции выпускника вуза, при котором происходит деление на теоретическую и практические части. В зависимости от программы подготовки указанные части образовательной программы могут проходить как на базе образовательного учреждения, так и на базах работодателей. Организация такой формы работы помогает привлечь представителей работодателя к образовательному процессу, а студентов вуза -вовлечь в производственный процесс. Проведение учебной, производственной и преддипломной практики на базе предприятий формирует тесную связь между теоретическими знаниями и практическими навыками.
Организация производственно-образовательного кластера решает проблемы сотрудничества образовательных учреждений и производственных предприятий в данной отрасли. При этом студент вуза должен понимать уровень собственных знаний и умений и соотносить с требованиями работодателей. Подготовка бакалавров по техническим направлениям требует комплексного освоения знаний из различных областей человеческой деятельности и умения применять полученные знания во время прохождения различных видов практики на предприятии и в дальнейшей трудовой деятельности.
В программе профессиональной подготовки бакалавров по техническим направлениям должна быть четкая структура и последовательность изучаемых дисциплин, взаимосвязь дисциплин учебного плана с требованиями работодателей, связь получаемых компетенций - общекультурных, учебных, общепрофессиональных и профессиональных.
Система формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров технических направлений включает в себя не только теоретические знания по техническим дисциплинам, но и практические умения, связанные с технологическим процессом или оборудованием. Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» включает в себя области науки и техники, связанные с эксплуатацией, ремонтом и сервисным обслуживанием транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов.
Бакалавры по направлению подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» получают профессионально необходимые компетенции по видам деятельности: расчетно-проектная, производственно-технологическая, экспериментально-исследовательская, организационно-управленческая, монтажно-наладочная, сервисно- эксплуатационная и могут реализовать полученные компетенции на предприятиях и организациях, проводящих эксплуатацию, хранение, заправку, техническое обслуживание, ремонт и сервис транспортных и технологических машин, материально-техническое обеспечение эксплуатационных материалов [4].
Функционирование кластера обеспечивает образовательный процесс вуза необходимыми ресурсами -актуальной программой подготовки бакалавров, материально-технической базой для проведения практических и лабораторных занятий, внедрением информационных систем и специального программного обеспечения. Тесная связь образовательного учреждения с предприятиями-работодателями решает также проблемы трудоустройства выпускников, проблемы непрерывного повышения качества образования, организации стажировок и курсов повышения квалификации с привлечением высококвалифицированных специалистов. Это также положительно сказывается на научно-исследовательской деятельности вуза при подаче заявок на исследовательские гранты.
Процесс профессиональной подготовки бакалавра в вузе способствует овладению необходимым объемом теоретических знаний и практических умений, предусмотренных ФГОС. Организация образовательного процесса основывается на решение проблемных ситуаций студентами. Развитие инновационных педагогических технологий способствовало созданию образовательной модели бакалавра, которая способствует овладению необходимыми профессиональными компетенциями в новых социально-экономических условиях, формирует системное научное мышление, развивает информационную культуру, креативность, успешность и адаптируемость к новым условиям.
Производственно-образовательный кластер не может функционировать без компьютерных и информационных технологий, которые способствует реализации принципов наглядности; доступности и открытости; сотрудничества, деятельностной направленности образования, интеграции образовательных структур. Использование принципов контекстного, деятельностного, личностно-ориентированного подхода в функционировании кластера определяют методы и формы организации деятельности студентов. Внедрение
указанных принципов в образовательный процесс вуза позволяет сформировать профессионально необходимые виды компетенций бакалавров.
Интеграция дисциплин, знаний и умений студентов в образовательном процессе вуза обеспечивает планируемый результат обучения, внедрение и апробацию инновационных педагогических технологий, возможность открытого доступа к информационным источникам. Развитие и функционирование производственно-образовательного кластера опирается на специальные знания и умения преподавателей; новейшие методические разработки; обмен опытом со всеми участниками образовательной среды.
При этом информационно-образовательная среда вуза формируется как система упорядоченных знаний и включает в себя:
■ Образовательный компонент, в состав которого входят: учебные планы и программы подготовки, учебно-методические материалы преподавателей; разработки студентов, отчеты по выполненным практическим и лабораторным занятиям, курсовые проекты, выпускные квалификационные работы.
■ Компонент управления: образовательным процессом, контингентом обучающихся, педагогическими кадрами, ресурсами.
■ Компонент обеспечения коммуникации между всеми участниками образовательного процесса -чаты, видеоконференции, обмен файлами.
Выводы. Результат профессиональной подготовки бакалавров технического профиля будет высоким при интеграции образовательного учреждения и предприятия-работодателя. Реализация производственно-образовательного кластера в информационно-образовательной среде вуза способствует формированию технических, технологических, экономических, управленческих, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и других компетенций бакалавра - будущего специалиста.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение ряда диссертационных работ позволяет сделать вывод о том, что внедрение и апробация элементов кластера в образовательный процесс открывают большие возможности для организации педагогического процесса современного вуза и формированию профессионально необходимых компетенций будущего специалиста.
Литература:
1. Валеев А.С., Мусин Ш.Р., Хисаметдинов Ф.З. Анализ формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства на основе системного подхода. Сибирский педагогический журнал. 2009. № 5. С. 54-68.
2. Валеев А.С., Григорьев Е.Н., Латыпова Р.М. Формирование компетентного специалиста в рамках образовательного кластера. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 147-160.
3. Валеев А.С., Валеева Г.Х., Мусин Ш.Р., Туйсина Г.Р. Творческо-технологическая лаборатория в профессиональной подготовке бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование (профиль Технология)» / А.С. Валеев, Г.Х. Валеева, Ш.Р. Мусин, Г.Р. Туйсина: коллективная монография. - Сибай, 2015. - 105 с.
4. Туйсина Г.Р. Профессиональная подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства в развивающей информационно-образовательной среде вуза. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2010
5. Мусин Ш.Р., Туйсина Г.Р. Подготовка будущих бакалавров технических направлений в условиях территориального производственно-образовательного кластера. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 12 (102). С. 92-93.
6. Туйсина Г.Р. Организация профессиональной подготовки будущих учителей в развивающей информационно-образовательной среде вуза. Монография. Уфа, 2013.
7. Туйсина Г.Р. Теоретико-методологические аспекты профессиональной подготовки бакалавров в вузе. В сборнике: Устойчивое развитие территорий: теория и практика. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х томах. 2019. С. 249-251.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания Умариева Светлана Зауровна
Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания Рагимханова Лариса Камедовна Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Рашидханова Патимат Багавовна Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала)
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В статье рассмотрено теоретико-методологическое обоснование проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. В современном пространстве особую важность приобретают социально-психологические проблемы, связанные с выстраиванием процесса общения, то есть его коммуникативной направленности. Одной из основных задач современной школы является необходимость развития у обучающихся таких навыков, которые обеспечат их возможностью учиться самостоятельно, то есть в процессе саморазвития и самосовершенствования создадут условия для приобретения нового социального опыта. Процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий должен быть целенаправленным, системным в образовательном пространстве школы и реализовываться как через содержание всех предметных областей в урочной, так и в организации внеурочной деятельности в данном направлении. Выявление закономерностей протекания процесса развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся при обучении в процессе реализации разных предметных областей и грамотно выстроенных условиях его организации, а также достоверная