указанных принципов в образовательный процесс вуза позволяет сформировать профессионально необходимые виды компетенций бакалавров.
Интеграция дисциплин, знаний и умений студентов в образовательном процессе вуза обеспечивает планируемый результат обучения, внедрение и апробацию инновационных педагогических технологий, возможность открытого доступа к информационным источникам. Развитие и функционирование производственно-образовательного кластера опирается на специальные знания и умения преподавателей; новейшие методические разработки; обмен опытом со всеми участниками образовательной среды.
При этом информационно-образовательная среда вуза формируется как система упорядоченных знаний и включает в себя:
■ Образовательный компонент, в состав которого входят: учебные планы и программы подготовки, учебно-методические материалы преподавателей; разработки студентов, отчеты по выполненным практическим и лабораторным занятиям, курсовые проекты, выпускные квалификационные работы.
■ Компонент управления: образовательным процессом, контингентом обучающихся, педагогическими кадрами, ресурсами.
■ Компонент обеспечения коммуникации между всеми участниками образовательного процесса -чаты, видеоконференции, обмен файлами.
Выводы. Результат профессиональной подготовки бакалавров технического профиля будет высоким при интеграции образовательного учреждения и предприятия-работодателя. Реализация производственно-образовательного кластера в информационно-образовательной среде вуза способствует формированию технических, технологических, экономических, управленческих, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и других компетенций бакалавра - будущего специалиста.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение ряда диссертационных работ позволяет сделать вывод о том, что внедрение и апробация элементов кластера в образовательный процесс открывают большие возможности для организации педагогического процесса современного вуза и формированию профессионально необходимых компетенций будущего специалиста.
Литература:
1. Валеев А.С., Мусин Ш.Р., Хисаметдинов Ф.З. Анализ формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства на основе системного подхода. Сибирский педагогический журнал. 2009. № 5. С. 54-68.
2. Валеев А.С., Григорьев Е.Н., Латыпова Р.М. Формирование компетентного специалиста в рамках образовательного кластера. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 147-160.
3. Валеев А.С., Валеева Г.Х., Мусин Ш.Р., Туйсина Г.Р. Творческо-технологическая лаборатория в профессиональной подготовке бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование (профиль Технология)» / А.С. Валеев, Г.Х. Валеева, Ш.Р. Мусин, Г.Р. Туйсина: коллективная монография. - Сибай, 2015. - 105 с.
4. Туйсина Г.Р. Профессиональная подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства в развивающей информационно-образовательной среде вуза. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2010
5. Мусин Ш.Р., Туйсина Г.Р. Подготовка будущих бакалавров технических направлений в условиях территориального производственно-образовательного кластера. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 12 (102). С. 92-93.
6. Туйсина Г.Р. Организация профессиональной подготовки будущих учителей в развивающей информационно-образовательной среде вуза. Монография. Уфа, 2013.
7. Туйсина Г.Р. Теоретико-методологические аспекты профессиональной подготовки бакалавров в вузе. В сборнике: Устойчивое развитие территорий: теория и практика. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х томах. 2019. С. 249-251.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания Умариева Светлана Зауровна
Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания Рагимханова Лариса Камедовна Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Рашидханова Патимат Багавовна Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала)
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В статье рассмотрено теоретико-методологическое обоснование проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. В современном пространстве особую важность приобретают социально-психологические проблемы, связанные с выстраиванием процесса общения, то есть его коммуникативной направленности. Одной из основных задач современной школы является необходимость развития у обучающихся таких навыков, которые обеспечат их возможностью учиться самостоятельно, то есть в процессе саморазвития и самосовершенствования создадут условия для приобретения нового социального опыта. Процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий должен быть целенаправленным, системным в образовательном пространстве школы и реализовываться как через содержание всех предметных областей в урочной, так и в организации внеурочной деятельности в данном направлении. Выявление закономерностей протекания процесса развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся при обучении в процессе реализации разных предметных областей и грамотно выстроенных условиях его организации, а также достоверная
оценка уровня сформированности является конструктивной основой планирования профессиональной деятельности педагога, учебно-познавательной деятельности учеников, а также выявления основных критериев эффективности управления данным процессом.
Ключевые слова: развитие, коммуникативные универсальные учебные действия, обучающиеся, стандарт, учебная деятельность, внеучебная деятельность.
Annotation. The article considers the theoretical and methodological substantiation of the problem of the development of communicative universal educational actions of students. In the modern space, social and psychological problems associated with the formation of the communication process, that is, its communicative orientation, are of particular importance. One of the main tasks of a modern school is the need to develop such skills in students that will provide them with the opportunity to learn independently, that is, in the process of self-development and self-improvement, create conditions for the acquisition of new social experience. The process of developing communicative universal learning activities should be purposeful, systematic in the educational space of the school and implemented both through the content of all subject areas in the classroom and in the organization of extracurricular activities in this direction. The regularity of the process of development of communicative universal educational actions of students in training in the implementation of different subject areas and well-built conditions of its organization, as well as accurate assessment of the level of development is a constructive basis for the planning of professional activity of the teacher, the educational-cognitive activity of students, as well as identifying the main criteria of efficiency of management of this process.
Keywords: development, communicative universal educational actions, students, standard, educational activity, extracurricular activities.
Введение. Развитие общества, которое сегодня идет ускоренными темпами, неуклонно оказывает влияние на ситуацию в образовании. В связи с этим школа стремительно меняется, предлагая в качестве фундаментального такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно учиться и переучиваться. В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования обучающегося необходимо вооружить определенными способами действий, которые смогут помочь ему самосовершенствоваться и развиваться на протяжении всей его жизни.
В педагогической практике наиболее приоритетным становится развитие ключевых компетенций как набора конкретных универсальных учебных действий с целью формирования навыков обучающегося, позволяющих ему не только успешно адаптироваться в социуме, но и быть активным участником общественной жизни.
Поскольку в современном пространстве особую важность приобретают социально-психологические проблемы, связанные с выстраиванием процесса общения, то есть его коммуникативной направленности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, А.В. Мудрик, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.), то среди многообразия универсальных учебных действий особого внимания заслуживает блок коммуникативных универсальных учебных действий, которые связаны с развитием умения конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми. Следовательно, уровень овладения коммуникативными навыками является важнейшей характеристикой личности, позволяющей ей реализовать свои потребности в социальном признании, принятии, уважении и определяющей успешность социализации на протяжении всей жизни. Очевидно, что успех человека, какой бы области ни касалась его деятельность, зависит во многом от умения преподнести себя или свой товар, от способности убедить оппонента или целую группу принять его сторону, от навыка эффективного взаимодействия с другими людьми. Наконец, от того, насколько этот человек интересен своими идеями, которые ему удается не менее интересно транслировать в жизнь. Ни для кого не секрет, что ученик также успешен в учебе, если владеет навыками устной и письменной коммуникации.
По мнению многих исследователей, коммуникативные умения детей, которые поступают в школу, соответствуют низкому уровню их развития. Чтобы процесс взаимодействия был эффективным, необходимы умения собеседника работать с различной информацией: искать, анализировать, отбирать, перерабатывать, излагать и т.п. И здесь мы также сталкиваемся с проблемами, которые выражаются в дефицитах сформированности отдельных умений, на которые указывают в рамках опрос-анкетирования сами обучающиеся, учителя, результаты ГИА, содержащей в себе как письменный, так и устный формат проверки данного навыка, а также результаты оценки читательской грамотности. Причем разные источники исследования зачастую подтверждают наличие одних и тех же дефицитов в уровне сформированности коммуникативной компетентности обучающихся.
Казалось бы, длительное пребывание ребенка в образовательном пространстве школы должно решить обозначенные проблемы. Но недостаточный уровень овладения обучающимися коммуникативными навыками проявляется и у выпускника школы, заканчивающего курс изучения образовательной программы основного общего образования.
Изложение основного материала статьи. Одной из основных задач современной школы является необходимость развития у обучающихся таких навыков, которые обеспечат их возможностью учиться самостоятельно, то есть в процессе саморазвития и самосовершенствования создадут условия для приобретения нового социального опыта.
В настоящее время одним из приоритетных направлений в процессе преподавания становится обеспечение развивающего потенциала обучения, который содержится в образовательных стандартах нового поколения. В соответствии с названными стандартами развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, процессом развития универсальных учебных действий, которые становятся основой образовательного и воспитательного процесса.
Понятие «универсальные учебные действия», являясь основным структурным элементом учебной деятельности, в условиях современного образовательного пространства представляет собой довольно-таки непростой феномен.
Как пишет А.В. Федотова универсальные учебные действия - это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации обучающихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися её целевой направленности, а также ценностно-смысловых характеристик содержания этой деятельности». Овладение основным набором универсальных учебных действий: познавательными, регулятивными, личностными, коммуникативными -непростая задача для ученика. Обязанность школы - помочь ему в этом [4, С. 30-40].
Мнения ученых сводятся к одному очень важному выводу: использование возможностей процесса коммуникации - важнейший фактор, влияющий на результат деятельности человека, какой бы сферы жизни она ни касалась.
А.Г. Асмолов в своих исследованиях выделяет следующие коммуникативные универсальные учебные действия:
- коммуникация как кооперация - коммуникативные действия, ориентированные на совместную деятельность (организация работы в группе, умение находить общее решение, договариваться, быть инициативным, предотвращать и разрешать конфликты);
- коммуникация как условие рефлексии предполагает действия, которые формируют личностный самоанализ деятельности [1, С. 63].
По мнению ученого, перечень коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с критериями их развития включают в себя следующие компоненты:
1) произвольность общения и взаимодействия с субъектами по обмену информацией, включающие в себя умения не только слушать партнера, но и слышать его; умение грамотно и понятно выражать свою мысль с учетом имеющихся условий общения; навык адекватного использования речемыслительных действий для выражения надлежащей позиции в момент говорения; способность в устной и письменной форме представлять продукт своей речемыслительной деятельности; готовность прислушиваться к чужому мнению, уважать его, принимать активное участие в решении общих проблем; владение компетенциями в области орфоэпических, грамматических и синтаксических явлений русского языка в соответствии с его нормами;
2) способность взаимодействовать с партнером (партнерами) в рамках конструктивного взаимодействия и согласовывать свои действия с учетом различных мнений и точек зрения, которые могут коренным образом отличаться одна от другой, но при этом способствующей общей позиции на пути решения проблемы или достижения общих (командных) целей в процессе совместной деятельности;
3) в условиях учебного сотрудничества, касающейся парадигмы взаимодействия «учитель-ученик», «ученик - ученик», важным становится компонент целеполагания и способов взаимодействия субъектов, то есть планирование совместной деятельности на пути достижения учебной цели;
4) различные формы групповой работы, а именно: определение стиля сотрудничества;
5) выработка морально-этических правил общения через способность принять другого, помочь ему, прийти на помощь в трудной ситуации.
Рассматривая коммуникативные универсальные действия, нельзя не учитывать помимо собственно коммуникативных навыков, связанных с выбором способов сотрудничества, речевые виды действий, которые являются регулятором собственного поведения.
При таком подходе к характеристикам коммуникации, следует иметь в виду многофакторный комплекс условий организационного плана, который способен повлиять на способность личности преодолеть внутренний эгоцентризм как барьер на пути выстраивания эффективной коммуникации во внешних условиях. На это указывает и анализ психолого-педагогических работ ученых Г.А. Цукермана и В.В. Рубцова, которые касаются в своих исследованиях выстраивания способов учебного сотрудничества, которые рассматривают специфику усвоения обучающимися предметного содержания в условиях организации их совместной учебной деятельности и экспериментально доказывают, что целенаправленное развитие мотивов самоутверждения, самосовершенствования, сотворчества и сотрудничества у обучающихся со сверстниками положительно сказывается на формировании у них мотива учебной деятельности [6, С. 50-67].
По результатам анализа научной литературы становится очевидным, что содержание предметных областей в сочетании с формами организации сотрудничества всех субъектов образовательной деятельности представляет собой значительный потенциал для саморазвития ученика, который может проявлять себя в следующих аспектах: «обучающем: учащийся свободно владеет разными формами речи в соответствии с нормами современного литературного языка и способен к обмену знаниями между субъектами коммуникации для более эффективного решения совместных задач, а также умеет работать с разнообразной информацией.
Как видим, процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий - это процесс многогранный, на который, с одной стороны, оказывают влияние условия, в которых находится субъект коммуникации, то есть ситуации, естественные или искусственно созданные, по выполнению совместной деятельности, с другой стороны, речемыслительные способности этого субъекта, связанные с обработкой различной информации и транслировании ее во внешнюю среду как результата коммуникативных усилий.
В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «...общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, которые определяют качественные характеристики современного образования» [5].
В Программе развития универсальных учебных действий образовательной организации обозначены основные коммуникативные навыки, которыми должен овладеть обучающийся на ступени основного общего образования. Кратко их можно сформулировать следующим образом:
- умение слушать и вникать в суть услышанного и грамотно ставить вопрос к тому, что услышано;
- работать с разными источниками информации и с самой информацией, используя различные форматы ее отбора, переработки и анализа;
- выражать свои мысли без искажения как в устной, так и письменной форме;
- эффективно работать в сотрудничестве со всеми субъектами коммуникации.
Основополагающим становится значение использования системно- деятельностного подхода в образовательном пространстве школы. От педагогов данная концепция системно-деятельностного подхода требует переосмысления своей роли в процессе преподавания. В условиях традиционной педагогики учитель являлся источником знаний, которые передавал ученикам с учетом своего опыта и предметного содержания преподаваемой дисциплины.
Кроме всего прочего, и это печальный факт, признание ученика субъектом процесса обучения зачастую только декларируется, а демократический стиль общения, личностно-ориентированный подход и сотрудничество до сих пор не стали, к сожалению, повседневной практикой в образовательных организациях.
Повышена тревожность педагога в условиях строгих предъявляемых требований руководящих органов образования к результатам уровня знаний, умений и навыков обучающихся. А это не может не сказаться отрицательно на профессиональной креативности и собственных коммуникативных навыках педагога [3, С. 32].
Процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий должен быть целенаправленным, системным в образовательном пространстве школы и реализовываться как через содержание всех предметных областей в урочной, так и в организации внеурочной деятельности в данном направлении.
Потенциалом для развития коммуникативных универсальных учебных действий и получения положительных результатов обладает каждый из предметов в соответствии с предметным содержанием и разнообразными способами организации учебной деятельности обучающихся.
Кроме этого, при проектировании деятельностной составляющей рабочей программы в большей степени педагоги планируют сформировать предметные учебные действия. А вот должного внимания метапредметным (познавательным, коммуникативным и регулятивным) учебным действиям при этом не уделяется.
В соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования при организации образовательной деятельности педагог должен быть не только компетентен в данном вопросе, но и соответствовать требованиям, которые включают в себя следующее:
- деятельность учителя должна быть направлена на формирование у детей умения осуществлять рефлексию своей деятельности, ее результатов;
- использование в своей работе разнообразных современных форм, методов, приемов, и технологий обучения, которые позволяют повысить степень активности обучающихся в образовательной деятельности, способствуют развитию у них навыков коммуникативного взаимодействия;
- педагог эффективно реализует проблемные методы обучения, создает условия для творческой работы учеников;
- развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников решается с помощью правильно подобранных форм и способов работы на уроке и сформулированных критериев по самооценке и самоконтролю деятельности;
- правильно выбранный стиль взаимоотношений на уроке, психологический его настрой, тон отношений создают атмосферу доброжелательности, в которой хочется сотрудничать, творить, общаться;
- через отношения, совместную деятельность между учителем и детьми, а также детей друг с другом осуществляется глубокое личностное взаимодействие, направленное на формирование адекватного поведения в условиях коммуникативной ситуации.
Поэтому от педагога, от его компетенций в выборе оптимальных средств организации учебной деятельности, умелого использования образовательных технологий в большей степени зависит достижение планируемых образовательных результатов, а также развитие ключевых компетенций, одной из важнейших среди которых является коммуникативная.
Эффективным механизмом проверки результатов сформированности коммуникативных универсальных учебных действий может стать комплексная оценка, включающая в себя диагностический инструментарий, состоящий из заданий по решению коммуникативных задач, которые сформированы в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и могут быть использованы на всех этапах образовательного процесса основной школы. Инструментарий диагностических средств для оценки уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий предполагает его использование при проведении текущего контроля и промежуточной аттестации и может включать в себя контрольные вопросы и типовые задания для практических работ, тесты и тестирующие программы, тематику рефератов, проектов и т.п.
Особая роль среди остального необходимого инструментария для определения уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся отводится составлению банка текстов, включающем в себя дополнительные творческие задания и рейтинговую систему оценки. Работа с текстом во многом позволяет оценить уровень овладения обучающимся навыками работы с информацией: ее поиском, оценкой, переработкой, анализом и т.п. А это также является неотъемлемым показателем развития коммуникативных универсальных учебных действий.
При этом система контроля и оценивания должна предполагать получение объективной информации о двух важных процессах образовательной деятельности: процессе преподавания и процессе учения, а также отслеживать индивидуальный рост достижений планируемых результатов обучающихся [7].
Конечно, достижение положительных результатов в решении данной проблемы возможно в условиях целенаправленной работы всех субъектов образовательного процесса: педагогического, ученического и родительского коллективов. Большое значение в связи с этим приобретают управленческие механизмы, связанные с процессом развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся, которое, в первую очередь, связано с организацией целенаправленного взаимодействии всех субъектов образовательного пространства с позиции планирования, организации, контроля и рефлексивного анализа в целостной системе «урок - внеурочная деятельность - домашняя самостоятельная работа» [2].
Выводы. Выявление закономерностей протекания процесса развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся при обучении в процессе реализации разных предметных областей и грамотно выстроенных условиях его организации, а также достоверная оценка уровня сформированности является конструктивной основой планирования профессиональной деятельности педагога, учебно-познавательной деятельности учеников, а также выявления основных критериев эффективности управления данным процессом.
Литература:
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Под ред. А.Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
2. Дюмина С.В. Формирование универсальных учебных действий обучающихся как объект управленческой деятельности [Текст]: монография / С.В. Дюмина; Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Юго-Западный государственный университет" (ЮЗГУ). - Курск: ЮЗГУ, 2017. - 175 с.
3. Журова Л.Е. Особенности работы учителя в условиях эксперимента. - М.: Вентана-Граф,
2001. - 32 с.
4. Онучина А.В. Структура универсальных учебных действий обучающихся основной школы // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - №2. - С. 30-40.
5. Приказ Минобразования России от 11.02.2002 г. №393 О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. [Электронный ресурс] / Российское образование федеральный портал -Режим доступа: http://www.edu.ru/documents/view/1660/ (дата обращения: 15.03.2020).
6. Цукерман Г.А. Развитие учебного сообщества //Вопросы психологии. - 2004. - №1. - С. 50-67.
7. Ярычев Н.У., Магомедова З.З. Формирование коммуникативно-речевой компетентности будущего учителя начальных классов в вузе - Кисловодск, 2015.
Педагогика
УДК 377
преподаватель Уракова Екатерина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Гусев Евгений Николаевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В данной статье авторами рассматривается такое явление, как развитие профессионального образования. В контексте темы были рассмотрены направления современной политики России в области образования, влияние Болонского процесса на профессиональное образование, а также некоторые теоретические аспекты, касающиеся темы. Авторы выделили ряд тенденций образования, так или иначе соприкасающихся с современным процессом обучения. По мнению авторов, одной из важнейших современных тенденций образования является его непрерывность наряду со всеми вытекающими процессами и явлениями. В ходе работы были обобщены основные направления развития профессионального образования, а также были выявлены потенциальные особенности и возможности по модернизации процессов обучения. Авторами также были выделены задачи, решение которых поспособствует изменению системы профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональное образование, тенденции образования, обучение, компетенции, модернизация образования, система, реформы.
Annotation. In this article, the authors consider such a phenomenon as the development of vocational education. In the context of the topic, the directions of modern Russian policy in the field of education, the influence of the Bologna process on professional education, as well as some theoretical aspects related to the topic were considered. The authors have identified a number of educational trends, one way or another in contact with the modern learning process. According to the authors, one of the most important modern trends in education is its continuity along with all the ensuing processes and phenomena. In the course of the work, the main directions of the development of vocational education were summarized, and potential features and opportunities for the modernization of learning processes were identified. The authors also identified the tasks, the solution of which will contribute to the change in the vocational education system.
Keywords: vocational education, educational trends, training, competencies, education modernization, system, reforms.
Введение. Политика Российской Федерации в области образования направлена на структурные изменения содержания и конечных результатов обучения студентов. Работодатели с каждым годом представляют все более новые, качественно обоснованные требования к подготовке специалистов в системе среднего и высшего профессионального образования. Подготовка высококвалифицированных специалистов в большей степени зависит как от получаемых фундаментальных знаний, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности, так и от практической деятельности обучающегося, непосредственно связанной с формированием их профессиональных компетенций. В связи с этим, в последние десятилетия произошел резкий скачок в области развития профессионального образования. По большей мере, на итоговую составляющую формирующейся системы высшего профессионального образования повлияло присоединение России к Болонскому процессу в качестве страны-участника. Договор, подписанный Российской Федерацией, дал огромный толчок в модернизации системы отечественного образования.
Формулировка цели статьи — теоретически обосновать и выделить основные направления развития профессионального образования, а так же выявить задачи, решение которых поспособствует изменению системы профессионального образования.
Изложение основного материала статьи. Для достижения и дальнейшей реализации поставленной цели стоит рассмотреть теоретические аспекты профессионального образования. Само понятие «профессиональное образование» может интерпретироваться по-разному, т.к. является широкой категорией, затрагивающей социальную, культурно-историческую и антропологическую концепции. С позиции авторов, целесообразнее выделить только антропологическую концепцию понятия «профессиональное образование», т.к. она непосредственно связана с развитием человека, общества и его институтов, а также служит основой для других концепций. Согласно данной концепции профессиональное образование является особой формой развития человека, его становления как личности в этом мире. Важно отметить само определение профессионального образования - процесса и результата становления и развития личности профессионала в