Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
934
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ДОШКОЛЬНИКИ С ОНР / ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИИ / КОНСТРУИРОВАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / МОДЕЛИ ЛЕГО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюльникова Ирина Николаевна, Медведева Елена Юрьевна

В статье рассмотрена возможность использования ЛЕГО-технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР. Представлены направления коррекционной работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР с использованием ЛЕГО-конструирования. Раскрыта эффективность использования ЛЕГО-технологий для развития психологической базы речи детей дошкольного возраста. Рассмотрены некоторые виды конструкторов ЛЕГО в соответствие с возрастом детей и использование их в практике логопеда на коррекционно-развивающих занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюльникова Ирина Николаевна, Медведева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF LEGO TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF CONNECTED SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN WITH ONR

The article considers the possibility of using LEGO technologies in correctional work with children with OND. The directions of correctional work on the development of coherent speech of preschool children with OND using LEGO construction are presented. The effectiveness of the use of LEGO technologies for the development of the psychological base of speech of preschool children is revealed. Some types of LEGO constructors are considered in accordance with the age of children and their use in the practice of a speech therapist in correctional and developmental classes.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: ИЦ «Академия», 2002. - 576 с.

9. Тихонова И.В. Современные технологии обучения и пути их реализация // Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2020. - Вып. 66 (4). - C. 269-272.

10. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2 т. М.: Педагогика, 1974. - 2 т.

11. Хуторской А.В. Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2019. - 608 с.

12. Чермит К.Д. Дидактические закономерности и принципы построения физического воспитания и спортивной подготовки детей и молодежи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». Майкоп: Изд-во АГУ. - 2014. - Вып. 4 (146). - С. 146-154.

13. Чермит К.Д. Методология и методика психолого-педагогических исследований. М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2012. - 208 с.

Педагогика

УДК 378.2

магистрант Тюльникова Ирина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Аннотация. В статье рассмотрена возможность использования ЛЕГО-технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР. Представлены направления коррекционной работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР с использованием ЛЕГО-конструирования. Раскрыта эффективность использования ЛЕГО-технологий для развития психологической базы речи детей дошкольного возраста. Рассмотрены некоторые виды конструкторов ЛЕГО в соответствие с возрастом детей и использование их в практике логопеда на коррекционно-развивающих занятиях.

Ключевые слова: связная речь, дошкольники с ОНР, ЛЕГО-технологии, конструирование, мышление, модели ЛЕГО.

Annotation. The article considers the possibility of using LEGO technologies in correctional work with children with OND. The directions of correctional work on the development of coherent speech of preschool children with OND using LEGO construction are presented. The effectiveness of the use of LEGO technologies for the development of the psychological base of speech of preschool children is revealed. Some types of LEGO constructors are considered in accordance with the age of children and their use in the practice of a speech therapist in correctional and developmental classes.

Keywords: coherent speech, preschoolers with ONR, LEGO technologies, construction, thinking, LEGO models.

Введение. Развитие связной монологической речи является одной из главных задач коррекционно-логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Это выступает одним из критериев для эффективного преодоления речевого недоразвития, а также для подготовки детей к организованному процессу обучения и образования в общеобразовательной школе [3, 8].

С каждым годом просматривается негативная тенденция увеличения детей с различными нарушениями речевого развития особенно это наблюдается в период дошкольного детства. Категория детей с общим недоразвитием речи (ОНР) является не только наиболее многочисленной группой в сравнении с другими категориями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и наиболее представленной в дошкольных образовательных организациях. При общем недоразвитии речи у детей выявляются трудности в формировании всех компонентов рече-языковой системы, имеющих отношение как к смысловой, так и звуковой стороне речи. В большинстве случаев у таких детей оказывается несформированной связная монологическая речь.

Развитие единого смыслового и структурного целого, включающее связанные между собой тематически законченные отрезки речи являются одними из важнейших задач коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи. Это обусловлено тем, что связная речь является социально значимой, формирующей всестороннее развитие личности, т.к. именно в связной речи реализуется главная, коммуникативная функция языка. Кроме этого, связная монологическая речь выступает одним из показателей готовности ребенка к обучению грамоте. Умение точно и образно отражать все существенные стороны предметного содержания, связно пересказать какой-либо текст, формирует у ребенка чувство стиля, чувство родного языка: во время связного монолога ребенок употребляет метафоры, образные выражения, заимствованные им из известных художественных произведений, сказок и др. Навык связного монолога помогает ребенку преодолевать робость, стеснительность, способствует развитию уверенности в своих силах.

В связи с этим работа по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи является основным направлением в логопедической практике. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в отборе фактов для своих рассказов, выстраивании логически последовательного предложения, структурировании высказывания, в их логическом оформлении. На уровень речевого развития ребенка указывает то, как он умеет строить высказывание, общаться с окружающими. Несмотря на многочисленные работы и опыт специалистов данная проблема имеет место в современной логопедии.

Нельзя эффективно развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо активную деятельность. Поэтому в дошкольных образовательных организациях необходимо создавать такую предметно-пространственную среду, которая обеспечила бы всестороннее развитие речевых возможностей

дошкольников. В процессе игры дошкольник не просто знакомится с окружающим миром, но и выражает к нему свое отношение. Как утверждает Д.Б. Эльконин, необходимость постоянного внимания и контроля игр детей со стороны взрослых объясняется тем, что игры в детском возрасте являются важнейшим критерием психофизического развития ребенка [10].

Необходимым условием реализации ФГОС ДО является обучение детей в игровой деятельности, поскольку игра - основной вид занятий детей дошкольного возраста. В данном аспекте естественному желанию детей исследовать новое, что-то создавать, конструировать полностью соответствуют образовательные возможности конструкторов ЛЕГО как важному элементу игры в процессе развития и воспитания детей, формирования их связной речи. ЛЕГО-технологии помогают расширить и углубить имеющиеся у дошкольников представления, научить их выделять признаки предметов, развивают мышление, усидчивость, внимание, а значит и речевые возможности, что делает конструкторы ЛЕГО достаточно востребованными в коррекционных группах дошкольных образовательных учреждениях [4].

Изложение основного материала статьи. Развивающие конструкторы ЛЕГО известны во всем мире как современные образовательные технологии, соответствующие качественному и адекватному развитию ребенка дошкольного возраста. В силу своей универсальности и педагогической эффективности ЛЕГО в дошкольных учреждениях все более вытесняют обычные игрушки и наглядные материалы. ЛЕГО-конструирование - это форма творческой, моделирующей деятельности ребенка, в которой активное участие принимает педагог. Участие педагога в процессе конструирования направлено на содействие активного развития мышления, моторики, тактильной и двигательной сфер, содействует коррекции поведения, развивает коммуникативную функцию речи. Большинство учителей-логопедов сходятся во мнении, что применение в логопедической практике ЛЕГО-технологий позволяет за сравнительно небольшой период времени добиваться устойчивых результатов в коррекции различных речевых нарушений. Кроме этого, использование данного вида конструирования в коррекционной работе способствует предупреждению появления вторичных дефектов, что благотворно воздействует как на речевые так и неречевые высшие психические функции ребенка.

Исследования М.М. Кольцовой и М.С. Рузиной свидетельствуют о том, что уровень развития речи непосредственно связан с уровнем развития мелкой моторики. В данной связи использование конструкторов ЛЕГО в коррекционной работе с детьми с ОНР развивает мелкую моторику, активизирует речевые отделы головного мозга, способствуя развитию когнитивной сферы ребенка в целом. В результате - у детей улучшается звукопроизношение, речь становится более четкой и разборчивой [3].

З.А. Репина предлагает для развития психологической базы речи в работе с детьми с ОНР использовать конструкторы ЛЕГО. По ее мнению использование конструктора на логопедических занятиях поможет развитию у ребенка оптико-пространственных представлений, мышления, планирующей функции речи, т.к. работая с блоками ЛЕГО дети выполняют задания, направленные на выделение предметов, установление причинно-следственных связей и используют их для создания готового объекта. Действия, выполняемые детьми все больше становятся осознанными и способствуют получению все новых и новых результатов [7].

Развитие зрительно-предметного восприятия выступает базой для развития у детей рече-языковых средств общения. По мнению М.В. Грачевой зрительно-предметное восприятие способствует переходу к оречевлению предметного мира, к установлению взаимосвязей «предмет - слово». В процессе использования в своей деятельности ЛЕГО у ребенка постепенно формируется образ создаваемого объекта. Сформированный образ оказывает активирующее действие на потенциальные речевые возможности ребенка. Развитие мануального праксиса способствует дифференцированности мелко-моторных навыков, а это в свою очередь активизирует работу тактильного анализатора, который осуществляет непосредственное взаомодействие с речевыми зонами. Кроме этого конструкторы ЛЕГО активно развивают у ребенка широкую сенсо-моторную сферу, сенсорное восприятие, которое играет важнейшую роль при работе с детьми с ОНР [1].

Лего-конструирование состоит из таких операций, как мысленное создание модели (ее образа), воплощение придуманного образа в трехмерном пространстве, приведение в определенную последовательность отдельные части конструктора, его элементы, связка элементов в единую форму. В процессе работы с ЛЕГО О.Ю. Зорина выделяет два взаимосвязанных этапа: замысел, создание первоначального образа и реализация замысла. Сначала ребенок разрабатывает общую стратегию, планирует основные шаги, постоянно экспериментирует, изменяет и дополняет первоначальный план [2].

Работа с конструктором помогает на практике понять все свойства предмета, его положение по отношению к другим предметам. В процессе сборки свои действия ребенок сопровождает речью, называет пространственные понятия (вверх, вниз, вправо, влево, дальше, короче, длиннее и др.) Это способствует укреплению в речи пространственных взаимосвязей и отношений между объектами, что в целом обогащает и расширяет активный словарь ребенка.

Преимущества занятий с ЛЕГО заключаются еще и в том, что они позволяют выстроить систему, когда в процесс вовлекаются все стороны речи - от восприятия звука до формирования связной речи. Т.В. Лусс предлагает для этого вводить в занятие различные игровые упражнения, беседы с детьми и др. При этом, хорошо отрабатывается грамматический строй, например, согласование числительных с существительными (сколько колес на машине? сколько окон в домике? и т.д.) Более связными и последовательными становятся пересказы и диалоги детей. Пересказ на основе объёмного образа элементов ЛЕГО, помогает ребёнку понять замысел, сюжет, что находит отражение в рече-языковой деятельности ребенка. Его рассказ становится все более содержательным и последовательным. При этом работа по формированию связной речи проводится от простого к сложному, с постепенным сворачиванием наглядных опор [4].

В соответствие с требованиями ФГОС ДО необходимо развивать и уделять большое внимание предметно-пространственной среде дошкольного учреждения. Она должна быть доступной для ребенка, интересной и многофункциональной. Для эффективного использования ЛЕГО-технологий во многих детских садах оборудуются специальные комнаты, так называемые «LEGO-комнаты», которые комплектуются наборами ЛЕГО различной модификации, в том числе специальными обучающими конструкторами, необходимыми дидактическими пособиями, компьютерной техникой.

Наборы ЛЕГО рассчитаны на самый разный возраст, включают различное количество деталей абсолютно разной формы. Действия с элементами конструктора расширяют словарь, дети узнают новые категории родного языка, учатся их связывать между собой. В процессе сборки конструкции развиваются и

совершенствуются логические операции - сравнение, классификация и др. Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их группировки, сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса морфологических, семантических и звуковых операций, помогающих выбрать нужное слово. Это даёт возможность не только расширить словарный запас, но и перевести импрессивную лексику в экспрессивную, т.е. активизировать речевую деятельность.

В контексте коррекции и развития связной речи Е.В. Фешина предлагает использовать метод рассказа по уже построенной ребенком модели, т.е. попробовать описать ее. Объемные фигуры наиболее точно и последовательно помогают воссоздать сюжет и составить рассказ-описание. Составление рассказа не по наглядной картинке, а по собранной ребенком трехмерной модели ЛЕГО, помогает лучше представить сюжет, соединить в одно целое все элементы, что делает пересказ более содержательным и связным. Е.В. Фешина предлагает усложнять работу постепенно. На подгрупповых можно обсуждать свои построенные модели, при этом проговаривать всю последовательность действий. По мнению автора так дети учатся общаться, оценивать свою модель и модель товарища, сравнивать, предлагать свои варианты постройки. Таким образом развивается связная диалогическая и монологическая речь, творчество и интерес к занятиям [9].

Добиться высокой эффективности коррекционно-развивающей работы позволяет вовлечение родителей детей с ОНР в работу в домашних условиях. По рекомендациям воспитателей и учителя-логопеда родители вместе с детьми дома выполняют постройки с использованием конструктора ЛЕГО. Такая совместная деятельность имеет большой развивающий потенциал: способствует установлению взаимопонимания и доверия между ребенком и взрослым, помогает почувствовать каждому из участников образовательного процесса свою значимость в общем деле.

Т.В. Лусс отмечает, что при использовании ЛЕГО-технологий необходимо учитывать возраст детей. Так, с детьми младшего дошкольного возраста необходимо использовать специальные наборы ЛЕГО с крупными элементами и простыми соединениями деталей. Для детей среднего дошкольного возраста разработаны детали с более сложным соединением. К ним относятся наборы LEGO Dasta или LEGO Sistem, включающие в помощь ребенку специальные цветные схемы. В старшем дошкольном возрасте применяются уже более сложные, комбинированные виды конструктора. Они состоят из разных по размеру и форме элементов с различными видами соединений, например, набор LEGO «Построй свою историю». Такие наборы используют графические цветные схемы для сборки, иногда прилагают дополнительные варианты сборки [5].

Все занятия учителя-логопеда с использованием ЛЕГО направлены на умение логически мыслить, думать, выражать свои мысли, что в целом способствует активному переходу от конкретного способа мышления к дискурсивному. Во время занятий значительно расширяется кругозор ребенка, а это в свою очередь способствует более быстрому овладению связной речью.

В процессе обучения детей работе с конструктором, Ю.А. Максаева предлагает использовать следующие педагогические приёмы [6]:

- вступительную беседу, служащую способом привлечения к теме занятия;

- проблемную ситуацию, способствующую повышению интереса и вовлечению детей в игровую деятельность;

- сюжетно-ролевую игру, напрравленную на активное использование связной речи;

- задания по образцу, которые сопровождаются помощью педагога;

- конструирование с использованием технологических карт и инструкций, выполнение работы по схемам;

- творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели;

- создание мультфильмов и комиксов с LEGO.

Выводы. Таким образом, использование ЛЕГО-технологии в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматически правильной, связной речи. Конструкторы ЛЕГО способствуют развитию коммуникативных навыков и речевой активности, поскольку в процессе работы выстраивается проблемная ситуация, которую они должны решить сообща. От степени участия учителя-логопеда и воспитателя в образовательном процессе, во многом зависит успешность развития связной речи у детей с ОНР. Систематическая коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ОНР, которая включает с одной стороны активную речевую деятельность, а с другой - игровую деятельность с использованием ЛЕГО способствует обогащению связной речи, наращиванию словаря и расширению грамматических конструкций.

Литература:

1. Грачева М.В. Развитие речи детей дошкольного возраста через использование легоконструирования [Электронный ресурс] / М.В. Грачева, Е.А. Татаринцева // Инновационные технологии нового тысячелетия: сб. ст.: в 3 ч. / отв. ред. А.А. Сукиасян. - Уфа, 2017. - Ч. 2. - С. 163-165. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29400444 (Дата обращения: 02.03.2021).

2. Зорина О.Ю. Использование лего-технологий как средства коррекции и развития речи дошкольников с ОНР / О.Ю. Зорина // Филологическое образование в период детства. - Т. 22. - 2015. -С. 32-34.

3. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 224 с.

4. ЛЕГО-конструирование как средство развития творческой личности в дошкольном возрасте. [Электронный ресурс]. - URL: http://docplayer.ru/30880597-Lego-konstruirovanie-kak-sredstvo-razvitiyatvorcheskoy-lichnosti-v-doshkolnom-vozraste.html

5. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно - игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. - М., 2007. - 133 с.

6. Максаева Ю.А. Интеграция лего-конструирования в образовательную деятельность [Текст] / Ю.А. Максаева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 8. - С. 104-108.

7. Репина З.А. Уроки логопедии / З.А. Репина, В.И. Буйко. - Екатеринбург: ЛИТУР, 1999. - 207 с.

8. Ткаченко Д.А., Родин Ю.И. О месте и значении психомоторной функции в формировании навыка письма у детей с общим недоразвитием речи. Вестник Мининского университета.2020 Том 8, № 3 URL: https://vestnik.mininuniver.rU/jour/article/view/1118

9. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2012. - 144 с.

10. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2011. - 115 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Тюрина Надия Шамильевна

Городское автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

КИНЕМАТОГРАФ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ (ДЕФЕКТОЛОГОВ) СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлены методические подходы применения кинематографических ресурсов в процессе подготовки будущих специальных педагогов (дефектологов). Основная идея автора состоит в том, чтобы показать, как кинематограф может быть полезен в формировании инклюзивной культуры профессионала. Представлены методические аспекты работы преподавателя высшей школы с тематическими кинофильмами.

Ключевые слова: кинематограф, подготовка специальных педагогов, учитель-дефектолог, инклюзивная культура, экстрабилити, медиа.

An^tat^. The article presents methodological approaches to the use of cinematic resources in the process of training future special teachers (defectologists). The author's main idea is to show how cinema can be useful in building an inclusive culture of the professional. The methodological aspects of the work of a higher school teacher with thematic films are presented.

Keywords: cinematography, training of special teachers, teacher-defectologist, inclusive culture, extrability, media.

Введение. Ценность кинематографа состоит в его способности отражать социальную многообразие жизненных проявлений. В кинематографе как в зеркале отражаются все аспекты жизни человека, в том числе экзистенциальные (рождение, жизнь, боль, потери, разлуки, трагедии, болезни, смерть). Конечно, кинематограф не свободен в своем отражении от авторского замысла и точки зрения сценариста, режиссёра, оператора, актёра. Трудно отрицать, что на конечный кинематографический продукт не оказывает влияние идеологические установки государства и общества. Зачастую, именно они являются заказчиками той или иной идеи, которая должна найти свое воплощение на экране. Таким образом, проблема отражения на экране всех аспектов жизни человека с инвалидностью это закономерность кинематографического жанра и общих общественно-политических и социокультурных тенденций.

По мнению исследователей Е.Р. Смирновой-Ярской, Ю.Г. Воронецкой-Соколовой и других немногочисленных ученых, которые занимались феноменом кино о другом, кинематограф в данном случае использует инвалидность как некую метафору. За последние сто лет бурного развития кинематографа образ человека с инвалидностью трансформировался. От инструмента демонстрации зрителю обобщенного образа народа, образа агрессивного, опасного человека или наоборот героя, несломленного духом, до реалистичного отражения всех аспектов жизни с инвалидностью. В этом аспекте важно признать, что современный кинематограф стремится к формированию у зрителя адекватной картины мира о жизни человека с Другими возможностями и потребностями. При этом «говорит» недискриминационным языком, стремясь развенчивать общественные мифы и стереотипы. Конечно, во многом качество и объективность предоставляемой зрительской аудитории информации определяется мастерством и личной позицией авторов фильма.

Целями данной статьи не является рассмотрение кинематографической составляющей проблемы. В данном случае, перед автором стоит задача продемонстрировать возможности использования кинематографической продукции в образовательных целях при подготовке будущих специальных педагогов (дефектологов) для работы в специальном и инклюзивном образовании.

Изложение основного материала статьи. Очевидно, что для специального педагога (дефектолога) инклюзивная культура является базовой профессиональной характеристикой. По мнению исследователя данного феномена В.В. Хитрюк «инклюзивная культура это составляющая профессионально педагогической культуры, определяется как интегративное личностное качество, способствующее созданию и освоению ценностей и технологий инклюзивного образования, интегрирующее систему знаний, умений, социально-личностных и профессиональных компетенций, позволяющих педагогу эффективно работать в условиях инклюзивного образования» [2]. Первичной характеристики в данном определении выступают ценности. «Ценностные ориентации образуют высший уровень диспозиционной иерархии в структуре личности и являются основанием для оценок окружающей действительности, а также детерминируют предрасположенность личности к той или иной социальной активности. На базе ценностных ориентаций формируются мировоззренческие и нравственные убеждения личности, объединяющиеся в систему и составляющие ее духовную культуру» [1]. Исходя из данного определения мы фиксируемся на том, что для формирования инклюзивной культуры важны инклюзивные ценности и возможности их развития через целенаправленное погружение в тематическую кинопродукцию.

Представитель аксиологического подхода А. Грамши основной функцией кино видит - формирование сознания и образцов поведения. Предлагая зрителю определенную систему ценностей, тип поведения, которые продуцируются через образы героев и антигероев, кино побуждает к копированию, желанию добиваться цели, через те средства и методы, которые приносят успех персонажам кинофильмов. Одним из главных факторов, воздействующих на систему ценностных ориентаций личности, является социокультурная среда. И привлечение в педагогический процесс кино позволяет открывать новые стороны и взгляды на жизненные ситуации, в том числе связанные с нетипичным способом функционирования в среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.