обмен профессиональным опытом через выступление на конференциях, круглых столах, проведение мастер-классов, открытых занятий и т.д.
Литература:
1. Афанасьев В.В. Педагогические технологии управления: вопросы терминологии, проектирования, классификации. «Преподаватель». - 2001. №5. С. 14-19.
2. Гонтарь О.И. Профессиональное развитие педагога ДОУ // В сборнике: Педагогика и психология: перспективы развития. - 2018. - С. 46-49.
3. Давыдов Л.Д. Компетентностный подход в системе профессионального образования / Л.Д. Давыдов // Среднее профессиональное образование. - 2006. - N 9. - С. 67-70. - Библиогр.: с. 70.
4. Донина И.А. Задворная М.С. Проблемы подготовки педагогов дошкольников в системе дополнительного профессионального образования и пути их решения // Педагогический вестник. - 2019. -№ 11. - С. 20-23.
5. Звонников В.И. Контроль качества обучения при аттестации: Компетентностный подход. /
B.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - М.: Университетская книга; Логос, 2009. - 272 с.
6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. - М.: Высшее образование сегодня, 2003, № 5. - С. 36-38
7. Ильин В.В. Аксиология. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 216 с.
8. Катошина О.Н. Эффективные практики развития кадров в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Теория и практика современной науки. - 2019. - № 10 (52). - С. 74-77.
9. Мальцева Н.А. Непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров средствами методической работы дошкольного образовательного учреждения // В сборнике: Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2018. - 2018. - С. 298-300.
10. Менщикова Т.В. Организация работы по развитию профессиональных компетенций молодых педагогов ДОУ в условиях внедрения профстандарта // В сборнике: Уровневое образование студентов в высших учебных заведениях: опыт, проблемы и перспективы. - 2018. - С. 147-150.
11. Мишукова, Н.И. Профессиональное самообразование как средство формирования педагогической культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения / Н.И. Мишукова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 304-305. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66780/ (дата обращения: 12.11.2020).
12. Шадриков, В.Д. Базовые компетенции педагогической деятельности / Шадриков, В.Д. // Сибирский учитель. - 2007. - N 6. - С. 5-15.
13. Яковлева Г.С. Современный воспитатель-инноватор // Педагогический вестник, 2017. - №7. -
C. 32-38.
Педагогика
УДК 376.2
магистрант Траутман Евгения Робертовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности использования информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Доказывается необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в коррекции и развитии связного монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, дошкольник, связная речь, общее недоразвитие речи, коррекция.
Annotation. His article discusses the features of using information and communication technologies in correctional work with preschool children with General speech underdevelopment. The article proves the necessity of using information and communication technologies in the correction and development of coherent monologue utterance in older preschool children with General underdevelopment.
Keywords: information and communication technologies, preschooler, coherent speech, speech impairment, correction.
Введение. В настоящее время отмечается рост числа детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Данная категория дошкольников характеризуется многообразными стойкими нарушениями, среди которых большой процент приходится на нарушения всех составляющих речевой системы, включая связную речь. На сегодняшний день связная речь определяется как сложная форма речевой деятельности, имеющая характер последовательного систематического развернутого изложения [1, 2, 11].
В становлении связной речи неразрывно связано речевое и интеллектуальное развитие, характеристики восприятия, внимания, памяти, мышления. Для того чтобы ребенок смог связно рассказать о чем-либо, он должен представлять себе объект рассказа, владеть анализом, выделять самые важные особенности и признаки, отмечать причинно-следственные связи, временные а также иные связи между событиями и предметами. С целью достижения связности речи требуется в свою очередь умело применять логическое ударение, интонацию, находить соответствующие для выражения своей мысли слова, обладать способностью
формировать сложные предложения, употреблять языковые средства с целью согласования предложений [3, 4, 8].
У дошкольников с нормой речевого развития в возрасте шести - семи лет связная речь достигает достаточно высокого уровня. Это существенно в целях последующего результативного обучения в школе, а также в целях полноценного формирования личности детей.
Формирование связной речи представляет собой одну из основных задач речевого развития дошкольников с расстройствами речи, поскольку как раз связная речь способствует социальной и коммуникативной активности. В связи с этим формирование связной речи дошкольников шести - семи лет, имеющих расстройства речи принимает важное значение в процессе коррекционно-логопедических мероприятий. При этом на первый план выступает формирование способности составлять связное высказывание, соблюдая структуру и логичность повествования.
Проблемой формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи занимались В.П. Глухов, К.Д. Ушинский, Т.Б. Филичева, В.И. Тихеева, Г.В. Чиркина, Е.А. Флерина, Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткаченко и другие. Их исследования делают возможным сделать заключение, что при общем недоразвитии речи обнаруживаются разного рода сложные речевые нарушения, при которых у дошкольников диагностируются нарушения всех составляющих речевой функциональной системы.
Исследование литературы показало, что необходимо усовершенствование традиционных логопедических приемов и методов, а также создание более действенных научно обоснованных способов формирования и развития связной монологический речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Применения традиционных методов коррекции бывает недостаточно, и процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи требует поиска более результативных методов в целях работы в данном направлении с учетом особенностей формирования речи у дошкольников с нарушениями речи. По этой причине особенную значимость принимает изучение средств информационно-коммуникационных технологий, учитывающих закономерности, а также особенности формирования дошкольников с нарушениями речи. Ожидается, что применение компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми сделает обучение гораздо интереснее, повысит познавательную мотивацию и качество связной речи [5, 7, 9].
При речевых расстройствах отмечаются сниженные познавательные возможности детей, речевое нарушение способствует порождению эмоционально-волевой незрелости, слабой регуляции произвольной деятельности. У детей этой группы отмечается низкая работоспособность. В связи с чем появляется необходимость сделать обучение осознанным, требуются необычные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Найти решение этой задачи возможно с помощью компьютерных технологий.
Изложение основного материала статьи. Сегодняшняя концепция дошкольного образования требует введения комплекса мер, ориентированных на своевременное обеспечение каждому ребенку, соответствующих его возрасту, условий для формирования, развития полноценной личности, получения необходимого образования. Процесс развития науки и техники в середине двадцатого столетия привел к разработке микропроцессоров и компьютеров, позволяющих в значительной степени повысить результативность коррекционной работы, индивидуализировать обучение дошкольников с нарушениями развития. Применение компьютерных технологий в обучении и развитии считается в настоящее время одним из преимущественных направлений. Исходя из того, что в наше время дошкольники перенасыщены информацией, нужно создать условия таким образом, чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим [6, 7, 9].
Наличие речевых нарушений отрицательно сказывается на формировании познавательных процессов. Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается недостаточный уровень развития внимания, низкая устойчивость и ограниченные возможности его распределения. Сниженные характеристики внимания в значительной степени затрудняют задачу обучения детей связной речи, поскольку сложно удерживать внимание детей на определенном задании. Также у дошкольников с нарушениями речи нередко страдают функции памяти, в результате чего нарушается результативность запоминания, то есть дети не способны удержать в памяти длинные инструкции, компоненты, а также очередность заданий. Такого рода особенности приводят к снижению познавательной мотивации, недостаточному объему представлений об окружающем. Вследствие низкого уровня формирования речи, скудности словарного запаса у детей нередко исчезает интерес на занятиях по формированию речи, снижена познавательная мотивация. Все это отрицательно сказывается на скорости восприятия и запоминания учебного материала дошкольниками, а также на качестве проведения коррекционных занятий и уровне развития связной речи [5, 10].
Анализ исследований специалистов в сфере компьютеризации образования указывает на значительные достоинства применения средств ИКТ в обучении и коррекции перед традиционными методами. Использование компьютерных методов рационально не только в формировании связной речи, но и в развитии мышления и личности ребенка в целом. Применение компьютерных технологий позволяет погрузить детей в определенную игровую ситуацию, сделать коррекцию более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.
В настоящее время средства ИКТ активно внедряются в практическую и методическую составляющую педагогической сферы. С целью повышения эффективности коррекции связной речи с использованием информационно-коммуникационных технологий необходимо:
- обеспечить условия с целью применения компьютерных технологий на занятиях;
- стимулировать развитие связной речи при помощи компьютерных средств;
- способствовать формированию навыков работы с компьютером.
Одним из главных достоинств специальных компьютерных методов обучения считается то, что они дают возможность значимо повысить познавательную мотивацию дошкольников на коррекционных занятиях. Применение компьютерных программ помогает преодолеть негативизм ребенка, вызванный необходимостью многократных повторений некоторых заданий, а также способствует поддержанию у дошкольников с нарушениями речи познавательной активности, тем самым обеспечивает комфортные условия для коррекционной работы. Существуют компьютерные методы, которые успешно можно использовать в обучении дошкольников с нарушениями речи. Данные методы направлены на развитие высших психических процессов, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление. Кроме этого
сегодняшние информационные технологии способствуют сокращению работы с бумажными носителями информации, а также позволяют учителю-логопеду создавать наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям.
Ряд ученых в своих работах установили, что использование средств информационно-коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в современном дошкольном образовании является важным условием роста эффективности образовательного процесса [6].
Компьютерные технологии позволяют предъявлять информацию на экране в игровой форме, что привлекает внимание дошкольников к коррекционному заданию. Перемещение персонажей, музыкальное сопровождение, красивые рисунки и известные герои пробуждают интерес у ребенка. Компьютерные технологии делают возможным реализацию индивидуального подхода в работе с дошкольниками. На подобном коррекционном занятии дети могут выполнять задания подходящего им уровня сложности и в своем темпе.
Преимущества применения информационно-коммуникационных технологий в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями:
- повышение познавательной мотивации и активности в процессе обучения;
- индивидуализация и дифференциация форм работы;
- улучшение эмоционального состояния детей в процессе коррекционной работы;
- разработка современных средств формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Тем не менее, компьютерные технологии нашего времени представляют собой лишь средство, вспомогательный обучающий материал и новый метод работы, обогащающий и преобразовывающий развивающую предметно-пространственную среду неспособный заменить участия в коррекционной деятельности логопеда. По этой причине, специалисту необходимо методически правильно осуществлять коррекционную деятельность, следить за тем, чтобы дети не просто смотрели и слушали, но и сопровождали речью предъявляемый материал, свои действия, следили за правильностью произношения [9].
Выделяют два типа компьютерного обучения. В первом типе используется непосредственное взаимодействие детей с компьютером. Специалист выбирает задание, которое в последствии предъявляет компьютер. При реализации второго типа происходит взаимодействие педагога с компьютером, а не с ребенком. При реализации коррекционного процесса помощь педагогу оказывает непосредственно компьютер.
Целесообразно компьютерные средства обучения применять совместно с традиционными методами. Исследователями выделены основные условия по использованию информационно-коммуникационных технологий:
- КТ обеспечивают наиболее точное сходство с реальным объектом или явлением;
- специалист понимает цель, время и место проведения информационных технологий;
- использование компьютерных средств обеспечивает адекватность поставленной учебной задаче;
- содержание КТ соизмеримо возрасту и уровню речевого развития дошкольника.
При использовании КТ в логопедической работе необходимо соблюдать установленные санитарно-гигиенические нормы. Возможности использования компьютерных технологий в коррекционная деятельности определяются нормативами - два раза в неделю, при этом общее время работы дошкольника с компьютером на занятии не должно превышать 15 минут. В структуре образовательной деятельности должна быть предусмотрена двигательная активность детей, которая включала бы гимнастику для глаз.
Основные принципы построения коррекционной работы для дошкольников с речевыми нарушениями с применением информационно-коммуникационных технологий:
- системный и деятельностный подход в коррекции нарушений;
- использование основного вида деятельности детей дошкольного возраста - игры, как формы обучения;
- возможность использования интерактивного решения коррекционно-логопедических задач;
- дифференцированный подход к обучению, возможность выбора вариантов заданий.
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования связной речи
у дошкольников 5-6 летнего возраста может принести следующие результаты в системе коррекционно-логопедической работы:
1) Первый этап. Компьютерные средства помогают педагогу в повышении мотивационного компонента детской деятельности, при помощи иных, более привлекательных для дошкольников условий предъявления заданий.
2) Второй этап. Применение средств ИКТ способствует формированию и развитию связной монологической речи, так как проходит в необычной, измененной развивающей среде.
3) Третий этап. Создание обновленных условий для выстраивания коммуникации с применением пройденного материала. У ребенка появляется возможность при общении использовать средства ИКТ, что способствует разновариабельности и разноплановости в работе.
Преимущество средств ИКТ заключается в возможности их использования при изучении любой темы и на любом этапе коррекционных логопедических занятий, при введении нового материала, закреплении, повторении, обобщении, в коррекционной работе по формированию связной речи.
Применение средств ИКТ во время обучения способствует развитию творческих способностей детей, усвоению знаний на более качественном уровне осмысления и интерпретации. Старшие дошкольники при помощи компьютерных средств имеют возможность самостоятельно задавать вопросы, запрашивать у компьютера помощь, устанавливать наиболее оптимальную для себя скорость изучения информации и возвращаться к пройденному столько раз и в таком объеме, в котором им это необходимо.
В настоящее время в образовательном процессе ИК технологии используются довольно широко. Чаще всего в обучении применяются такие элементы ИКТ как игры и электронные пособия, интерактивные доски, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника.
Выводы. Обобщая все вышеизложенное, можно отметить, что применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами логопедии позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, способствует более высокой результативности, кроме этого повышает мотивационную готовность к обучению на коррекционно-логопедических занятиях,
повышает качество усвоения изучаемого материала и, в целом, повышает эффективность обучения. Компьютерные технологии выступают важным средством обучения дошкольников с речевыми нарушениями.
Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий способствует повышению качества коррекционно-логопедического процесса. Задания становятся увлекательными и интересными, хорошо запоминаются и у детей появляется чувство достижения, подкрепляющее мотивацию к дальнейшему обучению.
Литература:
1. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7 No 1. URL: https://vestnik.mininunier.ru/jour/article/view/931
2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М.: Астрель, 200б. - 7 с.
3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 19 с.
4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., 2006. - С. 7-12.
5. Жулина Е.В., Аргунова С.Е. К вопросу о развитии связной речи в условиях дизонтогенеза. Проблемы современного педагогического образования. 2019 г. № 57. - С. 173-178.
6. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.: Мозаика Синтез, 2011. - С. 6-11.
7. Коробейникова С.В. Применение информационных компьютерных технологий в обучении детей с нарушениями речи. М. С. 179-182.
8. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Альянс 2013. - С. 67-75.
9. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе. - М., 2007. - 86 с.
10. Мироненко В.А., Медведева, Е.Ю. Современные информационные технологии коррекции грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи / Мироненко В.А., Медведева Е.Ю. // Журнал «Проблемы современного педагогического образования». - Ялта, 2017, № 57-10.
11. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина - М.: Дрофа, 2014. -С. 29-30.
Педагогика
УДК 378
преподаватель Тржецяк Илья Алексеевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат искусствоведения, доцент Карнаухова Вероника Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Аннотация. Авторы статьи обращаются к актуальным проблемам интерпретации, рассматривая данный феномен и сопряженные с ним методы анализа музыкального текста в современной музыкальной педагогике. В статье констатируется факт довольно сложного восприятия музыкальных текстов современными студентами, ограниченными реалиями урбанистической культуры. Здесь также проводятся параллели между музыкой и другими видами искусств - словесно-понятийными, вербальными, визуальными. Авторы рассматривают такие актуальные для сегодняшнего дня формы и методы интерпретации, как интуитивное и аналитическое постижение музыкального текста, а, в числе последних, такие востребованные методы интерпретации музыки, как герменевтический и семиотический. В заключении авторы приходят к выводу о том, что богатые возможности в сфере интерпретации предлагает цифровая, электронная среда, эффективно используемая в современной музыкальной педагогике.
Ключевые слова: интерпретация, музыкальный текст, музыкальный образ, восприятие, анализ, герменевтика, семиотика, музыкальная педагогика.
Annotation. Authors of the article examine the current problems of interpretation, considering this phenomenon and the associated methods of analyzing a musical text in modern music pedagogy. The article states the fact of a rather complex perception of musical texts by modern students, limited by the realities of urban culture. It also draws parallels between music and other types of art - verbal, plastic, and visual. Authors consider such forms and methods of interpretation that are relevant for today as intuitive and analytical comprehension of a musical text, and among the latter such popular methods of music interpretation as hermeneutical and semiotic is examined. In inference, the authors conclude that the digital electronic environment, which is effectively used in modern music pedagogy offers rich opportunities in the field of interpretation.
Keywords: interpretation, musical text, musical image, perception, analysis, hermeneutics, semiotics, music pedagogy.
Введение. Феномен интерпретации (от лат. Interpretatio - разъяснение, толкование [6]) весьма актуален для исполнительской практики, а также современных музыковедческих исследований и музыкальной педагогики. Относительно усиления интереса к интерпретации со стороны представителей музыкознания можно вспомнить диссертацию Т.А. Корнелюк «Музыкознание как открытая система: опыт постановки проблемы (на материале отечественной музыкальной науки)», автор которой пишет о герменевтической традиции в музыкознании: «...формирование музыкальной герменевтики, как отдельной отрасли знания не