Педагогика
УДК 37.042
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Блинова Елена Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ЭЙДЕТИКА В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РАССКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье раскрываются особенности нарушений речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Дается характеристика психологических и логопедических проблем данных детей в процессе обучения связной речи (рассказ), анализируются особенности коммуникации и социализации детей с общим недоразвитием речи. Рассматриваются возможности использования эйдетики как перспективной технологии развития образного мышления и эффективного запоминания.
Ключевые слова: эйдетика, недоразвитие речи, дошкольный возраст, логопедия.
Annotation. The article reveals the features of speech disorders in older preschool children with general speech underdevelopment. The characteristics of psychological and speech therapy problems of these children in the process of learning coherent speech (story) are given, the features of communication and socialization of children with general speech underdevelopment are analyzed. The possibilities of using eidetics as a promising technology for the development of imaginative thinking and effective memorization are considered.
Keywords: eidetic, the speech and language disorders, preschool-age, speech therapy.
Введение. Поиск механизмов диагностики и коррекции характерных нарушений навыков рассказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является актуальным и требует многоаспектной работы. Исследователи проблемы развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР) считают нарушением: неумение ребенка давать развернутые ответы на вопросы, воспринимать и пересказывать тексты, последовательно излагать свои мысли, писать сочинения. Естественно утверждать, что дети с общим недоразвитием речи (ОНР) столкнутся с различного рода трудностями в процессе школьного обучения по разным дисциплинами и в ежедневной коммуникации. Данная проблема находит свое отражение в трудах таких ученых, как А.М. Бородич, Т.А. Ткаченко, Е.И. Тихеева, Р.И. Лалаева, В.П. Глухов и др. Психологами доказано, что старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным в развитии основ всех психических и познавательных процессов. В старшем дошкольном возрасте развитие речи характеризуется как способность ребенка к формулированию и формированию своих мыслей при помощи языковых средств. На основе изучения данных, полученных по результатам логопедических обследований в школах, специалисты делают вывод о том, что количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР) увеличивается, и спектр проявлений данного нарушения настолько широк, что возникает потребность в особых условиях их обучения.
При обобщении экспериментальных данных о характере речевых нарушений у детей с ОНР можно выделить их характерные проявления: более позднее начало речи, отставание экспрессивной речи при относительно благополучном понимании обращенной речи, недостаточное фонетически оформление речи, наличие аграмматизмов. Исследователи доказывают, что в коррекционной работе с детьми с ОНР необходимо использовать специфические методики (или их сочетания), которые могут обеспечить необходимые условия для оптимального развития высших психических функций ребенка с подобными нарушениями [3; 5; 11]. Среди таких методик стоит отметить эйдетику (от греческого «эйдос» - образ) -уникальную технологию развития образного мышления, которая позволяет воспринимать большие объёмы информации с эффективным запоминанием.
Изложение основного материала статьи. Среди существующих таксономий речевых нарушений в отечественной логопедии наибольшую популярность приобрела психолого-педагогическая классификация, в основу которой заложено понятие «общее недоразвитие речи». Благодаря исследованиям Р.Е.Левиной термин «общее недоразвитие речи» детей получил научное оформление и методологическую базу для экспериментального изучения данного феномена другими учеными (Г.И. Жаренкова, Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Н.О. Никашина, Е.Ф. Соботович, Л.Ф. Спирова, В.В. Тищенко, А.В. Ястребова и др.). В результате многоаспектных обследований детей ученые пришли к выводу, что термин ОНР характеризует речевые нарушения разного типа, как правило, не связанные с расстройствами интеллекта. Было доказано, что у детей с ОНР нарушено развитие звуковой и смысловой речевых парадигм, включая невербальные компоненты коммуникации.
В исследованиях О.Н. Чувилиной так же выделяются нарушения связности, логичности, последовательности, правильности, выразительности связного монологического дискурса. Дошкольники с общим недоразвитием речи часто нарушают логичность высказывания, застревая на второстепенных деталях, предложения не поддерживают взаимосвязь между собой. Для связности ребенок пользуется словами а потом, а потом, демонстрируя ограниченность как словарного запаса так и умения связывать части рассказа между собой. Правильность может страдать вследствие большого числа аграмматизмов и бедного словарного запаса ребенка, который не позволяет ему точно выразить мысль.
Рассказа детей с общим недоразвитием речи примитивны по содержанию, так как связаны с обиходно-бытовыми аспектами жизни ребенка. Очень часто он выдает хорошо знакомое произведение за свой рассказ, даже не модифицирую элементы сюжета. На задание придумать сказку экспериментатор слышит
либо повторение за предыдущим ребенком либо знакомую «свою» сказку. Эти трудности также влияют на вербальную коммуникацию[12]. Исследования показывают, что речевые нарушения могут проявляться по-разному - от полного отсутствия средств общения до развернутой фразовой речи, что позволило выделить 3 степени (уровня) речевого развития. Позднее Т.Б. Филичева выделила четвертый, характеризующийся стертой или легкой формой речевой патологии, проявляющейся в основном именно недостатками устного дискурса [11].
В данном контексте необходимо отметить целесообразность применения методического логопедического материала для преодоления недостатков связной диалогической речи у детей с III и IV уровнем речевого развития. Это обусловлено тем, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи [5].
Таким образом, связная речь как особая сложная форма коммуникативной деятельности у детей с ОНР не формируется стихийно, и старшим дошкольникам с ОНР требуется систематическая коррекционная помощь со стороны логопеда[4].
Так, Е.Ю. Медведева подчеркивает важность обогащения и активизации словарного запаса «посредством формирования и расширения семантических полей и валентностей слов» [8, с. 84]. Не вызывает сомнений утверждение, что в деятельности логопеда необходим учет психолого-педагогических особенностей данной категории детей, конкретно: скорость рассеивания и аккумуляции внимания, особенности эмоционально-волевой сферы, специфику процессов произвольной памяти и забывания и т.п. Исследователи феномена ОНР отмечают следующие речевые погрешности детей-дошкольников: сложности формулирования связных высказываний, нарушения логической последовательности, не соответствующий теме отбор нужных языковых средств, пропуски главных событий и акцент на второстепенных, неоднократные повторения, использование простых, малоинформативных предложений в рассказе о своей жизни, событиях или на свободную тему [10]. Данные особенности речи говорят о несформированности умения составить грамотное связное высказывание, которое является одним из видов коммуникативных умений и служит основой для познавательной и речевой деятельности учащихся. Таким образом, одной из актуальных проблем современной школы является преодоление неуспеваемости и неуспешности в общении у детей с ОНР. Естественно утверждать, что речевая патология детей приводит к сложностям в социализации, обедняет их коммуникативные и познавательные возможности, отрицательно отражается на личностном развитии ребенка. Некоторые ученые в группу детей с недоразвитием речи включают детей с такими клинико-педагогическими формами речевого расстройства, как дизартрия и моторная алалия [2; 4; 9]. Так, А.И. Певченко на основе анализа сформированности связной речи детей с ОНР формулирует следующие их особенности:
1. Дошкольники с ОНР испытывают синтаксические трудности. Фраза ограничена минимальным количеством слов.
2. Дети не могут последовательно и логично передавать содержание своего рассказа, застревая на второстепенных деталях или перескакивая.
3. Мультисенсорная основа улучшает качество восприятия, планирования и реализации связного монологического высказывания.
4. Страдает выразительность речи, из-за нарушений темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речи, вчто в свою очередь негативно отражается на понимании. Просодические нарушения максимально проявляются в реализации синтаксических структур.
5. Дети не могут сформировать связный логически-последовательный рассказ по последовательным фрагментам-эпизодам.
6. Многие учащиеся с ОНР затрудняются составлять рассказ - описание по составленному плану [9].
Таким образом, анализируя полученные с помощью психолингвистического анализа данные, можно
сделать вывод о том, что формирование связной речи делается возможным только при условии качественной коррекционной работы. Одним из направлений коррекционно-развивающего обучения в группе детей дошкольного возраста с ОНР является использование эйдетики. Появление данного направления связано с именем И.Ю. Матюгина. Автор разработал игровую систему, которая позволяет использовать большой спектр представлений и фантазий ребенка. Эта система получила название «Школа эйдетики». Она включает около 30 методик и техник, которые основываются на использовании различных графических образов, игр, упражнений, которые позволяют реализовывать различные виды ассоциаций у детей: предметных, вкусовых, тактильных, обонятельных, фонетических, звуковых. Благодаря развитию образного воображения, фантазии и памяти эйдетика помогает использовать исключительные («резервные») возможности, которые имеет каждый ребенок дошкольного возраста. Анализ исследований проблемы использования эйдетики в практике учреждения дошкольного образования показал значительное обогащение лексики ребенка словами-названиями, словами-действиями, словами-определениями в речи. Доказано, что с помощью использования эйдетики в развитии речи детей дошкольного возраста можно решать следующие задачи:
- расширение познавательных возможностей;
- развитие фонематического слуха;
- активизации всех видов анализаторов;
- обучение артикуляционной гимнастике;
- подготовка к самостоятельному усвоению детьми норм правильного произношения звуков русского языка.
Элементы эйдетики широко используются на занятиях с детьми дошкольного возраста, поскольку они способствуют развитию у них тактильных, обонятельных, вкусовых зрительных ощущений. Эйдетика привлекает все анализаторные системы ребенка и позволяет почувствовать на ощупь, понюхать, попробовать, увидеть и услышать, представляет новое через хорошо знакомые детям образы. Развивающий эффект занятия зависит от того, каким образом ребенку сообщаются новые знания и закрепляются ранее изученные. На занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста и в повседневной жизни используются такие элементы эйдетики, как: звуковые или фонетические ассоциации, метод оживления, метод пиктограмм (рисунки вместо слов), мысленный метод, использование символов, использование листовок, метод коллажей, использование визуальных загадок Друдл. Так, сущность приема звуковых ассоциаций заключается в том, что ребенку предлагается прослушать аудиозаписи различных звуков и шумов максимально созвучных с определенным образом, а зрительный символ должен отвечать родственной с ним
фонетической ассоциации и звуковом знаком (фонеме). Воспринимая звук, ребенок как бы «привязывает» его к определенному символу, в результате чего образуется ассоциативная связь между двумя объектами. Благодаря этому у детей формируется более устойчивый зрительно-слуховой и кинестетически-артикуляционный образ звука, основой которого является фонетическая ассоциация [7]. Во время занятий с дошкольниками при изучении алфавита и обучении чтению успешно используется метод оживления. Сущность его заключается в том, чтобы предоставить определенному образу признаки живого существа. Если букве, цифре или любому предмету окружающей среды, изображенному на картинке, дорисовать глаза, руки и ноги, надеть венчик или шляпу, то ребенок с особым интересом будет следить за мнимым персонажем. Особый интерес детей вызывает метод пиктограмм, который предполагает сочетание чтения стихотворного или прозаического текста и показа символических рисунков, что способствует запоминанию информации и последующему ее воспроизведению по пиктограмме. Достаточно эффективным считается воображаемый метод, когда ребенку предлагается представить все происходящие события с точки зрения каждого действующей лица. Доказано, что этот метод формирует образность речи, способствует обогащению словарного запаса ребенка и его активизации. В работе по развитию речи дошкольников помогает такой элемент эйдетики, как символика звуков. При использовании символов ребенку легче усвоить определенное понятие, если оно не только показано воспитателем, но и обозначено понятным для нее образом. Развивать словесное и речевое творчество дошкольников можно с помощью метода коллажей. Для этого рисунки и аппликации должны быть разнообразными, не повторяться по содержанию и размерам. Цель этого метода -сначала способствовать запоминанию как можно большего количества названий изображенных предметов, а затем выбору главного героя и составлению сказки о его приключениях. Необычные ассоциации делают образы яркими, незабываемыми, и ребенок легко воспроизводит в своем воображении цепочку слов [1; 6]. Использование ассоциаций в работе с детьми дошкольного возраста способствует расширению у них не только речевых возможностей, но и развития качественных психологических процессов.
Выводы. Методика эйдетики получила широкую популярность в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Применение ее методов и приемов помогает логопеду сформировать речевую поликомпетентность детей через неповторимый мир разнообразных образов, звуков и состояний. Методика побуждает дошкольников к непринужденному и более доступному познанию окружающей действительности, стимулирует их коммуникативную активность, способствует развитию образного мышления, разных видов внимания и памяти, оптико-пространственной ориентации и внимания.
Литература:
1. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Вестник Мининского университета. 2019. Том 7, №. 1
2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: Астрель, 2006. — 158 с.
3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: Психология, 2014. - 144 с.
4. Жулина Е.В., Барабанова Л.Б. Опыт использования авторской сказки как средства формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2017 №55-8. С. 16-23
5. Жулина Е.В., Лебедева И.В. Логопедический потенциал русского фольклора в коррекционной работе с детьми с задержкой речевого развития // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. №2 (52). С. 151-155.
6. Жулина Е.В., Лебедева И.В. Коррекция нарушений связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами авторской сказки // Вестник Мининского университета. 2019. № 63 (1). С. 111.
7. Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребёнка. М.: Изд-во: Рипол Классик, 2010. - 112 с.
8. Медведева Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с III уровнем речевого развития // Дефектология. - 2002. - № 3. - С. 84-92
9. Певченко А.И. Исследование развития связанного высказывания у младших школьников с ОНР // Синергия наук. 2017. №16. С. 979-986
10. Первухина М.С., Дружинина Л.А. Особенности формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня // Фундаментальная и прикладная наука. 2017. №3 (7). С. 78-80
11. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
12. Чувилина О.Н. Особенности пересказа текстов старших дошкольников с ОНР // Научно-практические исследования. 2017. №9 (9). С. 158-160
Педагогика
УДК 378
соискатель кафедры теории и технологии социальной работы Заирбекова Наира Имамутдиновна
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)
МЕТОД КОУЧИНГА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Аннотация. Целью исследования было изучить метод коучинга в развитии социально-профессиональной компетенции студентов колледжа ГО и ЧС. Основным методом, используемым в данной статье, является анализ научной и педагогической литературы. Применение коучингового подхода в работе со студентами помогает им максимально эффективно и мягко пройти процесс взросления, научиться ставить перед собой цели и достигать их самостоятельно. Главной задачей такого взаимодействия является развитие творческого