Психология
УДК: 159.9.
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка 1 курса магистратуры Салахова Алина Рашидовна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПУГОВИЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье отображены ключевые аспекты изучения общего недоразвития речи специалистами в области дефектологии и логопедии, исследованы процессы возникновения нарушений, рассмотрены основные модели распределения детей по группам, которые образуются в результате отбора в зависимости от степени тяжести нарушений при общем недоразвитии речи. Также описаны возможности пуговичной терапии в коррекции нарушений у детей с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, пуговичная терапия, коррекция нарушений, дети дошкольного возраста.
Annotation. The article deals with the main aspects of violations in the general underdevelopment of speech. Studied speech therapy works on the theme of the general underdevelopment of speech, as well as their distribution children into groups, which are formed depending on the gravity of the violations. It is also considered a method of correction as the Button sewing therapy.
Keywords: the general underdevelopment of speech, buttonholes therapy, correction of children of preschool
age.
Введение. На сегодняшний день число детей с общим недоразвитием речи неустанно растет. Ученые во главе с профессором Р.Е.Левиной еще в прошлом веке выявили причины возникновения недуга, однако с повышением процента числа детей с ОНР требуются новые методики для преодоления нарушения. Эти методики должны уметь заинтересовать и замотивировать детей, чтобы процесс коррекции прошел эффективно и дал положительный результат.
Пуговичная терапия - нетрадиционный метод коррекционной работы, который может быть занять место среди привычных способов работы учителя-логопеда с детьми, имеющих общее недоразвитие речи.
Пуговицы - один из самых доступных материалов для работы учителя-логопеда, воспитателя или родителей. Они имеются у каждого в доме, а если нет, то приобрести можно их по низкой цене. Также они не требуют особого ухода, а использовать можно в самой разнообразной игре. Занятия с пуговицами могут быть задействованы во фронтальных и индивидуальных занятиях, а также на развитие всех сторон языка: от звука до связной речи.
Изложение основного материала статьи. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими выявленное после ПМПК общее недоразвитие речи (ОНР), относятся формирование у них связной речи и/или коррекция лексических, грамматических, фонетических компонентов языковой парадигмы.
Еще в 50-60-е гг. прошлого века коллектив НИИ дефектологии (Г.А. Каше, А.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина, И.К.Колповская, Н.А.Никашина и др) во главе с профессором Р.Е.Левиной выделили отдельный класс детей, имеющих общее недоразвитие речи. Ученые определили ОНР как сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование языковой системы, начиная от звуковой оболочки буквы и заканчивая связной речью[9].
Причинами ОНР ученые назвали неблагоприятные факторы, воздействующие как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, соматические заболевания в первые годы жизни. Кроме этого, к вышеперечисленным факторам присоединяются социально-педагогические обстоятельства: эмоциональная депривация, социальная и педагогическая запущенность, излишняя стимуляция речевого развития ребенка и т.д. Таким образом, чаще всего причиной появления ОНР становится комбинированное воздействие факторов, то есть совокупность эндогенных и экзогенных.
В зависимости от степени тяжести ОНР ученые выделили 3 уровня речевого развития. Первый уровень речевого развития характеризуется как «отсутствие общеупотребительной речи», в котором дети не владеют средствами коммуникации, то есть не способны пользоваться фразой, имеют трудности в понимании обращенной к ним речи. Стоит отличать эту степень тяжести ОНР от элективного мутизма, в котором ребенок умеет разговаривать и понимать речь окружающих, но добровольно отказывается пользоваться этими навыками. В последнем случае необходима консультация психотерапевта [6].
Второй уровень речевого развития описывается как «начатки общеупотребительной речи». В данном случае заметна речевая активность, наличие 2-4-словной фразы, однако присутствуют заметные трудности в понимании речи окружающих и полностью не сформирована фонетическая сторона.
Третий уровень речевого развития отмечается тем, что в речи ребенка присутствует развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
В 1999 г. Профессор Т.Б.Филичева дополнила характеристику 4 уровнем, который описывается как «остаточные проявления недоразвития элементов языковой системы»[10].
Нарушения речи у детей с ОНР носят системный характер, то есть фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая стороны затрагиваются в совокупности. Фонетический уровень является основой языка, поэтому нарушения здесь приводят к расстройству других языковых уровней (словообразование, морфология, лексика, грамматика, синтаксис и др.).
В настоящий момент для детей с ОНР каждого уровня речевого развития разработано немало коррекционных программ. Особенно актуальной и острой стоит проблема обучения в период среднего и старшего дошкольного возраста, когда предстоит подготовка детей к учебной деятельности школьного типа.
Правильная речь - важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей, поэтому своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых условиях.
В коррекционных работах учителями-логопедами и родителями используются различные комплексы, которые включают в себя: арт-терапию, песочную терапию, квиллинг, сказкотерапию, театрализованные игры и т.д. и т.п. Основной элемент любой терапии или дидактической игры служит работа с мелкой моторикой. Ученые давно доказали, что существует взаимосвязь между полушариями мозга и синхронизацией их работы. Правое полушарие мозга отвечает за образы, а левое - за вербализацию образов, то есть образ находит словесное выражение. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. То есть кисть руки может рассматриваться как «орган речи» вместе с артикуляционным аппаратом. Поэтому помимо коррекционной работы с артикуляционным аппаратом работа по развитию речи должна вестись и с тренировки мелкой моторики. Простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук способствуют активизации мышления, развивают речь и все мыслительные процессы.
У детей с ОНР наблюдаются выраженные отклонения в развитии мелкой моторики - движения пальцев рук неточные, некоординированные. Она длительное время остается недостаточно дифференцированной. Это начинает проявляться в более раннем возрасте, когда ребенок начинает позже ходить, заметна недоразвитость в быстроте, ловкости, выносливости, равновесии.
Одним из простых, но не менее эффективным способом работы с мелкой моторикой служит игра с применением пуговиц, или пуговичная терапия.
Игра, как известно, главный вид деятельности ребенка, «школа жизни и практика развития», как считал советский психолог С.Л.Рубинштейн. Игра в логопедической работе выполняет сразу несколько задач:
1. Умственное, физическое, эстетическое, нравственное воспитание;
2. Игра должна стимулировать потребность ребенка в общении, помогать накапливать и развивать речевые навыки;
3. Игра должна учитывать возраст, а также физические, психологические особенности;
4. Она должна быть эмоционально окрашена и уметь привлекать ребенка, заинтересовать и удержать внимание на себе.
Дидактическая игра с применением пуговиц, как и любая другая игра с терапией, с учителем-логопедом и родителями должна руководствоваться следующими принципами:
- Приносить радость ребенку;
- Отношения взрослого и ребенка строятся на доверии, взаимопонимании, доброжелательности;
- Усвоение материала должно проходить от простого к сложному;
- Индивидуальный подход к ребенку и его потребностям;
- Применение эстетически оформленного материала и регулярное повторение пройденного материала.
Пуговица - одно из древнейших изделий, которые создал человек. Первые пуговицы были найдены в
Древнем Египте, Индии и Китае еще в XXVI веке до н.э. С тех пор и до наших дней пуговица трансформировалась, меняя форму, а также носила разные функции: служила украшением наряда, показывала статус обладателя пуговиц на одежде, информировала о принадлежности к определенной группе или профессии, а также служила талисманом или оберегом. [8] На сегодняшний день нам привычны эти изделия в круглом виде с двумя или четырьмя отверстиями, а к постоянным функциям присоединилась новая - игровая.
Пуговичная терапия может применяться в играх с детьми различной степени тяжести ОНР.
Игры с пуговицами у детей с первым уровнем речевого развития направлены на развитие понимание речи: узнавать предмет, цвет, действия с ним, признаки, количество; а также формировать активную подражательную речевую деятельность. То есть игры с пуговицами пока формируют активный и пассивный словарь, не затрагивая фонетического оформления слов.
Пуговичная терапия у детей второго речевого развития с ОНР подталкивает ребенка на обучение словоизменениям, включение в речь местоимений, глаголов, прилагательных, предлогов и т.д., то есть развитие самостоятельной фразовой речи. На этом этапе начинается работа над произносительной стороной речи. Игры с пуговицами могут применяться для автоматизации звуков на уровне слогов.
Дети с третьим и четвертым уровнями речевого развития могут чаще и разнообразнее использовать игры с пуговицами, так как речь таких детей богаче, разнообразнее, имеется активный и пассивный словарный запас и т.д.
Пуговицы в играх детей третьего речевого развития ОНР могут быть применены для развития дифференцирования звуков у детей, а также закрепления навыков звукового анализа и синтеза. В играх с пуговицами можно начинать изучение букв, чтение отдельных слогов и слов, коротких предложений. Важным аспектом в дидактических играх с пуговицами можно считать развитие лексики и грамматики: на этом этапе ребенку необходимо научиться использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах, изучить антонимы, то есть выявлять противоположные слова, и синонимы, схожие по смыслу слова, уметь объяснять переносное значение фразеологизмов и других устойчивых выражений, подбирать к существительным прилагательные, объяснять логические связи и т.д. Особое же место занимает развитие фонетически правильно оформленной речи.
Применение пуговичной терапии у детей с четвертым уровнем речевого развития направлено на комплексную подготовку к школе: занятия совершенствуют лексико-грамматические средства, связную речь, произносительную сторону речи, самостоятельную развернутую фразовую речь, а также включает подготовку к овладению письма и чтения.
Выводы. На данный момент работа по преодолению общего недоразвития речи ведется на логопедических тренажерах, как «Дэльфа», а также с разработанными учителями-логопедами и проверенными на эффективность комплексными программами. Учитывая проявления и структуру дефекта при ОНР, работа с детьми разного возраста строится на сочетании традиционных и компьютерных технологий, которые учитывают потребности детей и адаптированы под них.
Как мы видим, применение пуговичной терапии возможно на всех уровнях ОНР. Однако, в дальнейшем, в ходе констатирующего и формирующего экспериментов, мы проведем исследование на работоспособность
и эффективность пуговичной терапии. В данной статье мы рассмотрели возможности и области применения пуговиц в играх детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Средства данной технологии могут быть применены воспитателями, которые могут включать в свою деятельность работу с пуговицами в рамках комплексной коррекции речевых нарушений. Кроме того, родители детей, имеющих речевые расстройства, также могут присоединиться в процесс комплексной помощи, работая с пуговицами. Родители могут помочь снабжению дошкольного учреждения или кабинета учителя-логопеда группы материалом в виде пуговиц, а также использовать пуговицы для занятий с детьми в домашних условиях. Пуговичная терапия как вспомогательный метод в рамках комплексной коррекции речевых нарушений поможет разнообразить коррекционно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи.
Подводя итог, отметим, что дидактические игры с пуговицами, или пуговичная терапия, применимы в рамках комплексной терапии. Предполагаем, что пуговицы активно войдут в коррекционную работу учителей-логопедов, воспитателей и родителей, будут на слуху, как песочная или арт-терапия, а также предполагаем возможное создание сборников дидактических игр с применением пуговиц и пособий для учителей-логопедов и родителей.
Литература:
1. Волшебная пуговица. Н.Ю.Хаперская, А.А.Ахунова. // Дошкольная педагогика, №1, 2014. -с. 8 - 17.
2. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина. - М.:Дрофа, 2009. - 189 с.
3. Внешняя речь и ее влияние на становление психики ребенка. Жулина Е.В. Шамов А.Н. // Вестник Мининского университета, №2 (19), 2017. - с. 12.
4. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.
5. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Давидович Л.Р., Алмазова А. А., Антипова Ж. В. - М.: МПСИ,
2016. - 204 с.
6. Логопедия. Теория и практика / [под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б.]. - М.: Эксмо,
2017. - 608 с.
7. Логопедия: учеб.для студентов дефектол.фак.пед.ин-тов. / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.; Под ред. Л.С.Волковой. - 2-е изд. - В 2-х книгах. Книга I. М.: Просвещение: Владос, 1995. - 384 с.
8. На все пуговицы. Н.Нифантова. // Наука и жизнь, №8, 2013.
9. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967.
10. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.
Психология
УДК 159.9
директор Закревский Алексей Анатольевич
Институт Агхора коучинга (г. Москва)
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАБОТЫ С ВНУТРИЛИЧНОСТНЫМИ
ЦЕННОСТНЫМИ КОНФЛИКТАМИ
Аннотация. Статья посвящена когнитивному исследованию метафорических моделей, репрезентирующих концепты психологического дискурса. Затрагивая проблему внутриличностного ценностного конфликта, автор показывает причинную обусловленность возникновения внутренних противоречий двойственной природой ценностей. В статье проанализирована роль метафорических концептов как фактора, отражающего особенности картины мира личности и ценностные его ориентации; дано методологическое обоснование использования метафор в работе с фобиями, внутриличностными противоречиями и представлена авторская техника «Бумажный третий глаз» в практике психотерапевтической работы с теневыми сторонами личности.
Ключевые слова: метафора, концепт, когнитивная теория метафоры, метафорические модели, картина мира, ценности, авторская техника «Бумажный третий глаз».
Annotation. The article is devoted to the cognitive study of metaphorical models representing the basic concepts of psychological discourse. Touching upon the problem of intrapersonal value conflict, the author shows the causal conditionality of the internal contradictions of the dual nature of values. The article analyzes the role of metaphor as a factor reflecting the features of the subject's worldview and its value orientations, provides a methodological justification for the use of metaphors in work with phobias, intrapersonal contradictions and presents the author's technique "Paper third eye" in the practice of psychotherapeutic work with the shadow sides of the person.
Keywords: metaphor, concept, cognitive theory of metaphor, metaphorical models, world-view, values, author's technique "Paper third eye".
Введение. На протяжении последних десятилетий основные подступы к глубинному познанию реальности, целостного видения человека и его мира стали искать на основе синтеза различных научных подходов. Одной из категорий, консолидирующей различные направления научной мысли и способствующей их взаимодействию, является метафора. Метафорические модели интенсивно исследуются и внедряются в различные области знания: философию, логику, психологию, психоанализ, лингвистику и др. Результаты последних исследований в области гуманитарного знания свидетельствуют, что метафора — это не просто часть языка, она отражает фундаментальную часть того, как люди думают, рассуждают и воображают [61. Более того, большое количество эмпирических исследований в когнитивной лингвистике подтверждают, что метафора предшествует, сопровождает и подтверждает любую личностную трансформацию.