Научная статья на тему 'Сравнительное изучение особенностей звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и в норме'

Сравнительное изучение особенностей звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и в норме Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
806
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЗВУКИ / СЛОГИ / КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / SOUNDS / SYLLABLES / CORRECTION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Салахова Алина Рашидовна

В статье отображены ключевые аспекты изучения звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с нормой и общим недоразвитием речи (чаще второго или третьего уровня). Авторы обратили внимание на необходимость сравнительного анализа у детей данных групп по 14 ступеням слоговой структуры, разработанные А.К.Марковой, с целью дальнейшего создания коррекционной программы для устранения нарушений в звуко-слоговой структуре слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Салахова Алина Рашидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative study of characteristics of sound-syllabic structure of the word at the senior preschool children with the general

The article displays the key aspects of the study of the sound-syllable structure of the word in children of senior preschool age with the norm and general underdevelopment of speech (more often the second or third level). The authors drew attention to the need for comparative analysis in children of data groups on 14 steps of the syllable structure, developed by AK Markova, in order to further create a correctional program to eliminate violations in the sound-syllable structure of the word.

Текст научной работы на тему «Сравнительное изучение особенностей звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и в норме»

5. Рау Е.Ю., Чайкина А.С. Модель темпо-ритмической организации речи семейного окружения заикающихся младших школьников. // Мир специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. Выпуск 2. - М.: Логомах, 2015. С. 209-215.

6. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников, ООО «Сфера», 2017. С. 10

7. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Игры с песком для обучения пересказу детей 5-7 лет. - ООО «ТЦ Сфера», 2016, С. 40

8. Харисон Джон Переосмысление заикания. - СПб.: Издательско - Торговый Дом «Скифия», 2015. -С. 14-15.

9. Эсаулова Е.В. Использование песочной сказкотерапии в дошкольном образовании // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №4 С. 24-26.

10. Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. и др. Основы дошкольной логопедии. - Москва: Эксмо, 2015. - С. 187.

11. Барсукова О.В. Песочная игротерапия для дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №2. - С. 5-7-URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/1451/ обращения :05.12.18)

12. Логопедия: нарушение темпа речи, заикание [Электронный ресурс]: практикум / Е.А. Эм. — Ставрополь: изд-во СКФУ, 2017. — 96 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/671144

13. Ткаченко, Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам [Электронный ресурс]: пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко .— М.: ВЛАДОС, 2013 .— 49 с.: ил. — (Библиотека логопеда). — ISBN 978-5-691-01924-1. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/325089

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка 2 курса магистратуры Салахова Алина Рашидовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И В

НОРМЕ

Аннотация. В статье отображены ключевые аспекты изучения звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с нормой и общим недоразвитием речи (чаще - второго или третьего уровня). Авторы обратили внимание на необходимость сравнительного анализа у детей данных групп по 14 ступеням слоговой структуры, разработанные А.К.Марковой, с целью дальнейшего создания коррекционной программы для устранения нарушений в звуко-слоговой структуре слова.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, звуки, слоги, коррекция нарушений, дети дошкольного возраста.

Annotation. The article displays the key aspects of the study of the sound-syllable structure of the word in children of senior preschool age with the norm and general underdevelopment of speech (more often - the second or third level). The authors drew attention to the need for comparative analysis in children of data groups on 14 steps of the syllable structure, developed by AK Markova, in order to further create a correctional program to eliminate violations in the sound-syllable structure of the word.

Keywords: the general underdevelopment of speech, sounds, syllables, correction of children of preschool age.

Введение. Все чаще встречается среди дошкольников ситуация, когда ребенок слышит и понимает речь обращающегося к нему человека, но сам проявляет низкую речевую активность, общение у ребенка происходит через невербальные средства, как жесты и мимика, а также присутствуют попытки «спрятать» речевой дефект с помощью различных уловок. В таких случаях у детей диагностируется общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование всех компонентов языковой системы: фонетики, фонематики, лексики, грамматики, а, значит, и связной речи [4].

Данное речевое нарушение является одним из самых сложных в изучении, диагностике и коррекции. Научно-практические труды плеяды ученых (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.В.Чиркина Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, И.К.Клоповская, Е.Ф.Соботович и др.) сформировали единую классификацию данного нарушения в зависимости от уровня и степени тяжести проявления. Как известно, существует 4 уровня ОНР, начиная от «отсутствия общеупотребительной речи» и заканчивая «остаточными проявлениями недоразвития элементов лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов».

В данной статье мы бы хотели рассмотреть нарушения звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (преимущественно II («начатки общеупотребительной речи») и III уровня (фразовая речь с выраженными недостатками лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития)). Для проверки состояния звуко-слоговой структуры мы обратились к разработанной А.К.Марковой системе, состоящей из 14 классов слогов. Полученные результаты мы сравним с результатами детей, речь которых развивается согласно норме (диагностика их состояния звуко-слоговой структуры слова будет проводиться аналогично по этой же системе А.К.Марковой).

Изложение основного материала статьи. На базе двух МБДОУ (один детский сад компенсирующего вида и один - общеразвивающий) г. Набережные Челны (Россия, Татарстан) нами было организовано экспериментальное исследование звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (6

лет) с целью сравнительного изучения её формирования и развития у детей с ОНР (преимущественно II и III уровней) и с нормой речевого развития. На этапе констатирующего эксперимента за основу была взята методика А.К.Марковой. Наглядный иллюстративный материал (карточки с изображением статичных предметов) был частично куплен в специализированном магазине и частично собран самостоятельно, критерии оценки были сопоставлены с критериями из методики З.Е.Агранович, изменив лишь уровень максимальной оценки до 3 баллов.

Перед тем, как приступить к практико-исследовательской деятельности, необходимо обосновать отбор детей с общим недоразвитием речи. В нашей работе это преимущественно дети со II и III уровнем недоразвития из 4 существующих. На это есть несколько причин, которые кроются в характеристике детей с ОНР [6]:

1. I уровень речевого недоразвития характеризуется как «начатки фразовой речи». Дети владеют артикуляцией простых звуков, а также заменяют ими те, которые произносить не могут. Фонематическое развитие находится на низком уровне. Слоговую структуру дети данной группы воспроизвести не могут, за исключением обиходных или очень знакомых слов, которые чаще всего - односложные. Двух- и более сложные слова отсутствуют. Задача учителя-логопеда в данной ситуации стимулировать речь в целом, замотивировать ребенка заговорить, создавая речевые ситуации. Данная группа детей не готова для работы над звуко-слоговой структурой слова.

2. II уровень речевого недоразвития - дети могут произносить звуки правильно изолированно, в словах же имеются искажения. Выявляются затруднения в слоговой структуре слова, реже - в одно- и двухсложных словах, чаще - в двух- и более. Проще всего детям произносить слова с открытыми и прямыми слогами (например, мама, ваза). Односложные слова со стечениями согласных или трех- и четырехсложные слова произносятся с большими трудностями. Данная группа детей нас интересует особенно, так как наше обследование является столпом для создания дальнейшей коррекционной программы для данной группы детей.

3. III уровень недоразвития речи характеризуется тем, что произношение изолированных звуков приближено к норме, однако бывают смешения близких по акустическим и артикуляционным признакам. Дети умеют пользоваться слоговой структурой слова, но могут переставлять слоги местами, сокращать слоги в словах и т.п. Эта группа так же является для нас важной.

4. IV уровень недоразвития речи характеризуется небольшим количеством ошибок в звуко-слоговой структуре слова, в отличие от ошибок в синтаксисе (построение сложных предложений, текста), морфологии (например, ошибки в предложно-падежных формах), словообразовании (неправильное употребление приставок, суффиксов), а также нарушения в смысловой наполненности слова. Звуко-слоговые нарушения встречаются лишь в многосложных словах, которые исправляются путем обогащения словарного запаса, смысловой наполняемости и правильного звукопроизношения некоторых артикулем.

Таким образом, мы выявили причины отбора и разделения групп детей с ОНР, которые нам необходимы не только для нынешнего исследования, но и для дальнейшего создания авторской коррекционной программы для детей с ОНР, направленной на работу с ними. Дети с нормой речевого развития составили контрольную группу, дети с ОНР - экспериментальную. В каждой группе - по 20 человек, то есть в общей сложности 40 детей возраста 5-7 лет.

Описание методики и критерии оценки. Главной методикой диагностики стала классификация слогов А.К.Марковой. Она включает в себя 14 классов, каждая последующая ступень сложнее предыдущей. Эксперимент состоял в том, что ребенку показывались карточки с предметом, ему нужно было правильно назвать предмет изображения. Были использованы следующие классы и картинки со словами (только имена существительные):

> Двусложные слова из открытых слогов (шуба, рыба, репа, каша, ваза);

> Трёхсложные слова и открытых слогов (молоко, машина, курица, малина, колесо);

> Односложные слова (лев, лук, сок, сыр, нос);

> Двусложные слова с одним закрытым слогом (пирог, перец, горох, петух, батон);

> Двусложные слова со стечением согласных в середине (утка, зебра, тыква, масло, юбка);

> Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чеснок, куртка, павлин, верблюд, трактор);

> Трехсложные слова с закрытым слогом (носорог, попугай, самолет, бегемот, помидор);

> Трехсложные слова со стечением согласных (котлета, колбаса, кенгуру, яблоко, шахматы);

> Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (валенки, автобус, вертолет, цыпленок, осьминог);

> Трехсложные слова со стечениями согласных (лампочка, волшебник, матрешка, избушка, таблетка);

> Односложные слова со стечением согласных в начале слова (слон, хлеб, плащ, кран (с водой), трон);

> Односложные слова со стечением согласных в конце слова (бант, зонт, танк, торт, лифт);

> Двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда, свёкла, спички, птенцы и гнездо (в одной картинке));

> Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пуговица, кукуруза, паутина, гусеница).

Критерии оценки результатов мы сделали аналогично оценкам из методики З.Е.Агранович, состоящей из

балльной системы (от 0 до 4 баллов). В нашей работе мы использовали усеченный вариант, где максимальным баллом является 3, а минимальным - 0. Таким образом, 3 балла свидетельствуют о том, что нарушений в слоговой структуре нет. 2 балла - присутствуют нарушения в слогах (нарушения количества слогов: сокращение, опускание слогообразующей гласной, увеличение количества слогов за счет вставки гласных; нарушения последовательности слогов: перестановка; искажение структуры отдельного слога: сокращение стечений согласных, вставки согласных в слог; антиципация (уподобление слогов); персеверация (циклическое повторение); контаминация (смешение элементов слов)). 1 балл - нарушения в звукопроизношении (отсутствие звука, искажения звука, замена звука, смешение звуков). 0 баллов - ребенок не справился.

Все данные подвергались количественному и качественному анализу и были представлены графически.

Анализ полученных результатов исследования, целью которого стали сравнительные показатели состояния звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и в норме, свидетельствует о том, что у детей с нормой речевого развития отсутствуют нарушения в слоговой структуре

слова (99%), присутствуют лишь нарушения в звукопроизношении (ротацизм, ламбдацизм в 10%), которые находятся в стадии автоматизации. В 10% случаев возникали трудности в процессе узнавания предметов на картинке в связи со скудным пассивным словарем ребенка. В 15% случаев встречались аграмматизмы (например, вместо птенцы - птенчата).

У детей же с ОНР наблюдались следующая ситуация.

Дети первого года обучения (5-6 лет) не справлялись с заданием или допускали большое количество ошибок, как в слогах, так и в звукопроизношении. Дети второго года обучения (6-7 лет) имели проблемы в звукопроизношении (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения в 80% случаев). Однако, благодаря кропотливой работе учителя-логопеда в первый год обучения, нарушения в слоговой структуре были устранены на 60-70% ко второму году обучения. То есть дети первого года обучения с ОНР (I, Ii уровней с моторной алалией) получали за ответ чаще 0 баллов или 1-2 балла (III уровень), то дети второго года обучения (II, III уровни) получали за свои ответы по 2-3 балла, так как не допускали ошибки в слоговой структуре или 1-2 балла за ошибки в слогах и/или звукопроизношении.

Наиболее частыми ошибками в слоговой структуре у детей с ОНР второго года обучения были: сокращение слогов (пугцы вместо пуговицы), пропуск слога, в котором есть звук, который у ребенка не поставлен и не автоматизирован (кукуза вместо кукуруза). Среди нарушений звукопроизношения: сигматизм

- 25%, ротацизм - 75%, ламбдацизм - 65%, каппацизм - 20%, гаммацизм - 10%, хитизм - 5 %, йотацизм -5%, дефекты озвончения - 50%, дефекты смягчения - 50%. Также у этих детей присутствовали выпадения звуков из слова, нарушения флексий, если просить назвать их во мн.ч. (например, вместо львы - левы), аграмматизмы в построении словосочетания (например: картинка с изображением птенцов в гнезде (13 класс), ребенок произносит как «птенцы с гнезду», осьминог в аквариуме (9 класс) произносит как «осьминог аквариума»). Слово «аквариум» хоть и не входило в выбранный перечень слов по классификации Марковой, мы просили назвать это слово, так как осьминог был изображен в нем. Лишь 50% детей назвали слово верно.

Выводы. Проведя исследование, мы отметили разницу нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР и с нормой речевого развития. Также можно увидеть необходимость разграничения детей с ОНР на год их обучения (первый и второй), так как уровни владения звуковой и слоговой стороной слов кардинально различаются. В нашей работе мы изучили преимущественно детей второго года обучения (старшие дошкольники, подготовительная группа). Отметим, что система слогов, разработанная А.К. Марковой, может совершенствоваться. По нашему мнению, в данной системе не хватает больше слов из 4,5 слогов (например, перекресток, милиционер, украшение и т.п.). В подобных словах можно чаще встретить нарушения у детей второго года обучения, так как с представленными в классификации словами они справляются. Данное исследование послужит для нас базой в дальнейшей разработке программы коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР.

Литература:

1. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина. - М.:Дрофа, 2009. - 189 с.

2. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.

3. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Давидович Л.Р., Алмазова А. А., Антипова Ж. В. - М.: МПСИ,

2016. - 204 с.

4. Логопедия. Теория и практика / [под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б.]. - М.: Эксмо,

2017. - 608 с.

5. Логопедия: учеб.для студентов дефектол.фак.пед.ин-тов. / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.; Под ред. Л.С.Волковой. - 2-е изд. - В 2-х книгах. Книга I. М.: Просвещение: Владос, 1995. - 384 с.

6. Методы обследования речи детей. / Под ред. проф. Г.В.Чиркиной. - М.: Аркти, 2003.

7. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967.

8. Пуговичная терапия как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи. / Проблемы современного педагогического образования, 2018. № 60-4. с. 419-421

9. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

- М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студентка магистратуры факультета психологии и педагогики Лукина Марина Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МЕХАНИЗМ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИППОТЕРАПИИ В РАМКАХ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ

Аннотация. Статья посвящена изучению возможностей иппотерапии в комплексной работе с безречевыми моторными алаликами. На основе анализа теоретических источников объяснен механизм воздействия иппотерапии на речевые центры, представлена и апробирована программа л работы с включением элементов иппотерапии, приведены результаты исследования уровня речевого и психомоторного развития старших дошкольников до и после проведения занятий иппотерапией в рамках комплексной работы с моторными алаликами (г. Н. Новгород).

Ключевые слова: иппотерапия, комплексный подход, моторная алалия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.