Научная статья на тему 'Оптимизация психолого-педагогических условий подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи'

Оптимизация психолого-педагогических условий подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
692
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ПОДГОТОВКА К ЧТЕНИЮ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / SPEECH DEVELOPMENT / GENERAL SPEECH DEFICIENCY / HIGHER MENTAL FUNCTIONS / PREPARATION FOR READING / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каштанова Светлана Николаевна, Кузнецова Алёна Станиславовна

В данной статье актуализирована проблема подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи. Необходимость поиска инновационных методических подходов при обучении чтению в условиях нарушений речевого развития выдвигает в качестве приоритетных аспектов поиск оптимальных психолого-педагогических условий для реализации в процессе логопедического сопровождения дошкольников с общим недоразвитием речи. Предложен авторский подход в разработке программы по формированию предпосылок к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи. Определены оптимальные психолого-педагогические условия подготовки к обучению чтению и показаны результаты их экспериментальной апробации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каштанова Светлана Николаевна, Кузнецова Алёна Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TRAINING TO TRAINING READING PRESCHOOLS WITH GENERAL SPEECH DEFICIENCY

In this article the problem of preparation for teaching reading of preschool children with general speech underdevelopment is actualized. The need to find innovative methodological approaches to literacy in conditions of incomplete speech development in the context of priority development of software packages that are optimally implemented in the process of speech therapy for preschool children. Proposed author's approach in the development of programs for the formation of prerequisites for teaching reading to preschool children with general speech underdevelopment. The optimal psychological and pedagogical conditions for preparing for reading and showing the results of their experimental approbation are determined.

Текст научной работы на тему «Оптимизация психолого-педагогических условий подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи»

2. Алексеев, С.С. Теория права. / С.С. Алексеев — М., 2011. — С. 154-155.

3. Андреев, А.Л. Культурное пространство студента / А.Л. Андреев // Педагогика. Вып. 10. - М., 2009.

- С. 87-99.

4. Байниязов, Р.С. Правосознание: Психологические аспекты / Р.С. Байниязов // Правоведение. — 1998. — № 3. — С. 16-21.

5. Гранат, Н.Л. Правосознание и правовая культура / Н.Л. Гранат // Юрист. Вып. 11-12. — М., 2011. — С. 2-17.

6. Кашапов, Н.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере физической культуры и спорта / Н.В. Кашапов // Вестник спортивной науки. — 2007. — № 2. — С. 55-57.

7. Кожевников, В.В. Теория права и государства: Учеб.-наглядное пособие в 2-х ч. / В.В. Кожевников

— Омск: Омская академия МВД России, 2001. — 199 с.

8. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Л.П. Крившенко. — М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2005. — 432 с.

9. Сазанов, О.В. К определению понятия правовой культуры / О.В. Сазанов // Рубикон: сб. молодых ученых РГУ. Вып. 37. — Ростов на/Д., 2009. — С. 43-48.

10. Сальников, В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства / В.П. Сальников // Демократия и законность. Вып. 23. — Самара, 2010. — С. 152-169.

Педагогика

УДК:376.3

кандидат психологических наук, доцент Каштанова Светлана Николаевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Кузнецова Алёна Станиславовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В данной статье актуализирована проблема подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи. Необходимость поиска инновационных методических подходов при обучении чтению в условиях нарушений речевого развития выдвигает в качестве приоритетных аспектов поиск оптимальных психолого-педагогических условий для реализации в процессе логопедического сопровождения дошкольников с общим недоразвитием речи. Предложен авторский подход в разработке программы по формированию предпосылок к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи. Определены оптимальные психолого-педагогические условия подготовки к обучению чтению и показаны результаты их экспериментальной апробации.

Ключевые слова: речевое развитие, общее недоразвитие речи, высшие психические функции, подготовка к чтению, психолого-педагогические условия.

Annоtation. In this article the problem of preparation for teaching reading of preschool children with general speech underdevelopment is actualized. The need to find innovative methodological approaches to literacy in conditions of incomplete speech development in the context of priority development of software packages that are optimally implemented in the process of speech therapy for preschool children. Proposed author's approach in the development of programs for the formation of prerequisites for teaching reading to preschool children with general speech underdevelopment. The optimal psychological and pedagogical conditions for preparing for reading and showing the results of their experimental approbation are determined.

Keywords: speech development, general speech deficiency, higher mental functions, preparation for reading, psychological and pedagogical conditions.

Введение. На сегодняшний день чтение является одним из основных способов получения и восприятия различной информации, в том числе и информации обучающего характера. По мнению Т.Б. Филичевой [12], Т.Г. Егорова [1], Т.А. Ткаченко [11], Д.Б. Эльконина[16] овладение полноценным навыком чтения для детей является важнейшим условием дальнейшего успешного обучения в школе.

Особенности чтения как функции весьма многообразны. Познавательная функция чтения реализуется в процессе получения информации о людях, о мире. Регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью, на развитие опыта. Ценностно-ориентационная функция чтения связана с эмоциональной сферой. Ключевая особенность чтения как функции заключается в том, что рассматриваемый навык имеет не только предметный характер, но является умением общеучебного плана.

В контексте обучения чтению детей с общим недоразвитием речи (ОНР) возникает целый ряд затруднений, основными из которых являются: недоразвитие фонематических процессов, полиморфные нарушения в звукопроизношении, бедный словарный запас, многочисленные ошибки при употреблении лексико-грамматических категорий, трудности в связной речи.

Указанные затруднений, в свою очередь, нарушают функциональную сферу чтения. В то же время, процессуальные характеристики формирования навыка чтения сопряжены с определенными трудностями физиологического и психолого-педагогического характера.

Как отмечает Т.Г.Егоров [1] к трудностям, тормозящим обучение чтению у детей с ОНР относятся:

- природный темп деятельности (скорость психологических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения);

- наличие регрессий (возвратное движение глаз с целью повторного чтения уже прочитанного, хотя никакой необходимости в этом нет);

- антиципация (прогнозирование, в процессе чтения читающий прогнозирует правильное чтение букв, целого слова, догадывается о последующем слове, словосочетаниях; антиципация выступает одним из основных механизмов чтения);

- артикуляция (недостаточная артикуляционная подвижность речевого аппарата, присущая детям с ОНР, тормозит скорость чтения);

- малое поле зрения (для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферийное зрение);

- уровень организации внимания (очень часто у детей с ОНР страдают многие основные компоненты внимания (избирательность, объем, распределение, концентрация, усидчивость, переключаемость);

- память (получив информацию ребенок должен научиться воспроизводить ее, развитие памяти оказывает положительное влияние на обучение процессу чтения у детей).

Отметим, что проблема обучения чтению детей, имеющих общее недоразвитие речи, рассматривается в числе дискуссионных и неоднозначно решаемых в прикладном аспекте. В частности, необходимо отметить, исследования нейропсихологической направленности (М.Е.Хватцев, Ф.А.Рау, О.В.Правдина, С.С.Ляпидевский, Б.М.Гришпун), которые рассматривают речевые нарушения в контексте медико-биологического подхода. Особого внимания заслуживают работы Р.Е.Левиной [7], базирующиеся на психолого-педагогическом подходе. Она выделяет основные признаки речевой недостаточности, которые являются приоритетными для осуществления единого педагогического подхода в логопедической работе. Специальные исследования Р.Е.Левиной [7], Т.Б.Филичевой [13], Н.А.Чевелевой [13], Г.Н.Чиркиной [13], реализованные в русле дефектологического подхода свидетельствуют о связи между различиями звуков и запоминанием их графического обозначения. Проблемы при различении акустически идентичных звуков ведут к сложностям при усвоении графем, а, следовательно, и к трудностям обучения чтению детей с ОНР.

В целом, понимание обусловленности нарушения процесса чтения наличием общего недоразвития речи, дает возможность к осуществлению превентивных мер коррекции до поступления ребенка в школу. Таким образом, большинство исследований (Р.Е.Левина [7], Т.А.Ткаченко [11], Т.Б.Филичева [12], Г.В.Чиркина [12]) отстаивают позицию необходимости развития языковой компетенции высокого уровня к моменту начала обучения грамоте, при чем не только у детей с нормальным уровнем речевого развития, но и у детей с ОНР.

Кроме того, такие авторы, как Т.Г. Егоров [1], Л. Ф. Спирова [10], Г.А.Иваницкий [3], Г.А.Каше [4] отмечают следующие сложности устойчивого характера в процессе обучения чтению детей с ОНР: трудности в обучении звуковому анализу и синтезу слов, проблемы при запоминании букв и соотношению их со звуком речи, проблемы в освоении способа слияния гласных и согласных звуков, большое количество ошибок в процессе чтения, непонимания смысла прочитанного текста и другое. Причиной указанных сложностей является дефект сформированности фонетических, семантических и грамматических аспектов системы родного языка, а также нарушение способности к коммуникации, низкий уровень мотивации детей к овладению письменной и устной речью, сложностями в процессе реализации языковых средств ребенка [6; 7; 8; 1; 9; 10]. В тоже время Р.Е.Левина [7], Т.А. Ткаченко [11], Т.Б Филичева [12], Г.В.Чиркина [12] акцентируют внимание на недостаточной степени зрелости детей к необходимым для осуществления чтения операциям звукобуквенного анализа и синтеза, низкий уровень сформированности механизмов внимания, восприятия, памяти и др.

Несмотря на указанные сложности, появляющиеся в процессе овладения чтением, большая часть детей с ОНР, которые своевременно получили коррекционную помощь, поступают в общеобразовательную школу, имея навык чтения, но среди них уже к концу первого года обучения выявляется значительное число детей, имеющих нарушения письменной речи [2; 4; 6]. Следовательно, в применении традиционных методов обучения детей чтению не всегда учитываются психофизиологические потребности детей с ОНР. В частности, неполноценная речевая деятельность оказывает непосредственное влияние на процесс формирования детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

В современных условиях перехода к новым интегративным формам обучения появляется явная необходимость в использовании инновационных методов обучения, учитывающих уровень развития каждого дошкольника. Поэтому актуальность проблемы оптимизации психолого-педагогических условий подготовки к обучению чтению детей с ОНР определяется необходимостью выявления максимально эффективных способов и средств обучения грамоте дошкольников с ОНР.

Изложение основного материала статьи. Изучение особенностей готовности к обучению чтению детей с ОНР осуществлялось в рамках экспериментального исследования, в котором приняли участие две группы дошкольников: с ОНР и нормативным речевым развитием. Исследование осуществлялось на основе методики нейропсихологической диагностики детей Л.С.Цветковой [15] по 10 шкалам (состояние речевого аппарата и дикции, моторика, уровень понимания речи, состояние словаря, сформированность лексико-грамматического строя речи, слоговая структура слова, фонематический слух, связная речь, пересказ и звукопроизношение).

Было установлено, что у дошкольников с ОНР отмечаются значительные дефекты слоговой структуры слов, фонетико-фонематической стороны речи, бедный словарный запас. Необходимо отметить специфику речевого развития у дошкольников с ОНР, что реализуется в различном уровне усвоения фонетики и лексики родной речи. Результаты оценки уровня сформированности невербальных базисных для чтения функций свидетельствуют о том, что параметры зрительного восприятия у дошкольников с ОНР имеют более высокую степень развития в сравнении с уровнем развития по параметрам таких психических процессов как: память и внимание. Отмечается и существенное снижение показателей фонемного анализа и синтеза по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие.

Результаты диагностики, проведенного исследования, свидетельствуют о том, что у детей с нарушениями речи уровень развития основных речевых характеристик выражен слабо. В частности, по диагностическим шкалам Л.С.Цветковой только 5% дошкольников с ОНР смогли получить высокие баллы, 50% дошкольников по большей части заданий получили средние оценки. Следует так же отметить, что выполнение сложных заданий на работу со словами со сложным слоговым составом, а также по составлению связного рассказа по серии картинок оказалось наиболее затруднено. К концу исследования у детей стала проявляться рассеянность внимания, утомляемость, повышенная отвлекаемость. Дети контрольной группы показали в основном хороший уровень речевого развития (высокие и средние результаты).

Проведенный анализ существующих психолого-педагогических условий подготовки к обучению чтению детей с ОНР показал, что в дошкольных образовательных учреждениях имеется специально сформированная среда развивающего типа для детей дошкольников, в частности, специально оформленные игровые комнаты, развивающие игры и игрушки. Но указанная среда нуждается в дополнении. Логопед и психолог в процессе

организации своей работы с детьми с ОНР при подготовке их к обучению чтению используют специальные методические приемы. Между логопедом, психологом и воспитателями, а также родителями организовано взаимодействие по вопросам обучения дошкольников, но необходимо качественно улучшить его организацию в ДОУ. Отметим, что все занятия логопеда и психолога, направленные на подготовку дошкольников с ОНР к обучению чтению, имеют четкую структуру, характеризуются логичным построением и основаны на принципах преемственности и нарастающей сложности. Итоги проводимых занятий говорят о том, что цели и задачи занятий можно считать достигнутыми, уровень качества знания, умений, навыков, полученных дошкольниками можно оценить, как средний, имеются тенденции положительного характера в развитии дошкольников и коррекционном процессе в целом.

Результаты анализа и обобщения итогов эксперимента позволили осуществить разработку предложений по оптимизации психолого-педагогических условий подготовки к обучению чтению дошкольников с ОНР. В частности были определены следующие психолого-педагогические условия подготовки к обучению чтению дошкольников с ОНР:

- улучшение имеющейся специально сформированной среды развивающего типа для детей дошкольного возраста (специальное оформление игровой комнаты, необходимое оснащение, наличие развивающих игрушек, игр и материалов, методических пособий, тетради для домашних заданий и др.);

- реализация познавательной, двигательной и речевой активности дошкольников в специально сформированной среде развивающего характера в рамках создания ситуаций осуществления свободного выбора;

- ориентация логопеда и психолога на специальные «опоры», обеспечивающие как прямое, так косвенное воздействие непосредственно на процесс коррекции вербальных и невербальных высших психических функций, «опоры» дают возможность задействовать сохранные функции (дополнительно при формировании данного условия применяются: моделирование игровых занятий ориентированных на развитие зрительного восприятия, памяти и речевых функций);

- совершенствование методических приемов логопедической работы в направлении формирования предпосылок к обучению чтению дошкольников с ОНР (применение таких методов в обучении чтению, как: складовой метод, фонемно-графический аналитико-синтетический метод);

- организация эффективного качественного взаимодействия между логопедом, психологом, воспитателями (педагогами) и родителями в процессе работы по формированию предпосылок к обучению чтению дошкольников с ОНР (индивидуальные практикумы, просмотры открытых занятий, информационная поддержка в мессенджерах онлайн);

- организация мониторинга динамики развития базовых речевых и неречевых высших психических функций у дошкольников с ОНР, в частности психолого-педагогическая диагностика, нейропсихологическая диагностика и диагностика наличия логопедических нарушений у детей.

Предложения по оптимизации психолого-педагогический условий подготовки к обучению чтению дошкольников с ОНР были реализованы в рамках авторской программы логопедической работы по формированию предпосылок к обучению чтению дошкольников с ОНР.

При формировании содержания и организационных форм обучения при разработке авторской программы были учтены следующие аспекты: во-первых, специфика речевого и неречевого развития дошкольников с ОНР, выявленная в результате анализа данных первичной диагностики, во-вторых, особенности коррекционной работы, отличительной характеристикой которой выступает приоритетность коррекции речевого развития у дошкольников с ОНР.

В частности для развития ориентировки в пространстве автором программы были предложены задания по ориентировке в собственном теле, потом в теле человека напротив, практиковалось написание графических диктантов. Также дошкольникам предлагались следующие упражнения: копирование узоров, картинок по клеточкам, выполнение рисунков по заданию на листе бумаги (например, нарисуй в центре треугольник, в верхнем углу нарисуй круг). Так как формирование произвольности памяти и внимания происходит в повседневной жизни, когда дошкольнику приходится соблюдать определенные требования, то регулярное чередование «можно - нельзя» в определенных условиях способствует формированию произвольности. Поэтому в программу по формированию предпосылок к обучению чтению были включены игры и упражнения направленные на развитие произвольности.

Так как развитие устной речи происходит в процессе межличностного общения, то одной из задач данной формирующей программы стало развитие коммуникативных навыков у дошкольников. Посредством общения друг с другом дети совершенствуют собственную устную речь и соответственно повышают уровень речевого развития. Кроме того, на индивидуальных логопедических занятиях была включена работа над развитием подвижности артикуляционного аппарата и постановкой и автоматизацией некоторых звуков.

Результаты контрольного среза исследования свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР, принимавшие участие в формирующем эксперименте и обучавшиеся с применением рекомендованных психолого-педагогических условий подготовки к обучению чтению дошкольников с ОНР, продемонстрировали более высокий уровень развития речевых функций по сравнению с детьми с ОНР, которые обучались без применения рекомендованных психолого-педагогических условий.

В частности, большая часть экспериментальной группы - 60% дошкольников смогли получить по 7 диагностическим шкалам (из 10) высокие баллы, 30% дошкольников при выполнении заданий получили средние оценки, 10% дошкольников не смогли выполнить большую часть заданий и получили низкие оценки. Дошкольники, обучавшиеся по традиционной форме обучения, на этапе контрольного среза продемонстрировали следующие результаты: 25% дошкольников смогли получить по 6 диагностическим шкалам (из 10) высокие баллы, 55% дошкольников при выполнении заданий получили средние оценки, 20% дошкольников получили низкие оценки.

В результате развития высших психических функций, в частности в результате развития внимания и памяти; развития ориентировки в пространстве; формирования произвольности внимания и памяти у дошкольников произошел качественный скачок в развитии речи.

Выводы. Реализация предложений по оптимизации психолого-педагогических условий подготовки к обучению чтению дошкольников с ОНР была осуществлена в рамках апробации авторской программы логопедической работы по формированию предпосылок к обучению чтению дошкольников с ОНР. По итогам апробации программы были получены следующие результаты, повысился уровень развития внимания и

памяти; уровень развития ориентировки в пространстве; уровень формирования произвольности внимания и памяти. Кроме того, у дошкольников произошел качественный скачок в развитии речи. Работа над развитием устной речи, в частности над преодолением дефектов произношения и развитием фонематического восприятия; работа над развитием словаря, лексико-грамматического строя и словесно-логического мышления в сочетании результатами развития ВПФ и развитием коммуникативных навыков способствовала успешному формированию предпосылок к обучению чтению дошкольников с ОНР III уровня.

Литература:

1. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. / Т.Г. Егоров // Сб. МГУ. - М.: Изд-во МГУ, 2014. - 263 с.

2. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание, № 11, 2012. -С. 8 - 13.

3. Иваницкий Г.А. Взаимодействие лобной и левой теменно-височной коры при вербальном мышлении // Физиология человека. - 2012. - Т. 28. - №1. - С. 25 - 54.

4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. / Г.А. Каше. - М.: Проспект, 2014. - 207 с.

5. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи / А.Н. Корнев. - М.: Эксмо, 2014. - 128 с.

6. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова - СПб.: Детство Пресс, 2014. - 160 с.

7. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. / Р.Е. Левина. - М.: Эксмо, 2014. - 367 с.

8. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Под ред. А.Г. Московкиной. - М.: МПСИ Флинта, 2015. - 320 с.

9. Спирова Л. Ф. Вопросы методики обучения русскому языку детей с нарушениями речи (обучение грамоте). / Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер. - М.: Русский Раритет, 2012. - 289 с.

10. Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. / Л.Ф. Спирова. - М.: МПСИ Флинта, 2014. - 78 с.

11. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. / Т. А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2016. - 134 с.

12. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В. Туманова. - М.: Проспект, 2016. - 189 с.

13. Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232 с.

14. Шашкина Г.Р. Технологии обучения грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием. / /Научно-методический журнал «Школьный логопед», № 8, 2015. -С. 31 - 38.

15. Л.С. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. / Л.С. Цветкова. - М.: "Российское педагогическое агентство", "Когито-центр", 1998. - 128 с.

16. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. / Д. Б. Эльконин. - М.: Проспект, 2015. - 560 с.

Педагогика

УДК: 376.37

кандидат психологических наук, доцент Каштанова Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Прохорова Елена Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования комплексного подхода в процессе подготовки к обучению грамоте дошкольников с ОНР. Была раскрыта сущность данного подхода, заключающаяся в реализации следующих направлений работы: развитии фонематического восприятия, зрительно-пространственной ориентировки, навыков звукового анализа и синтеза, мелкой моторики и координации движений пальцев рук, коррекции звукопроизношения, формировании грамматических навыков. Сделаны соответствующие выводы, обозначена практическая значимость проведенного исследования.

Ключевые слова: комплексный подход, общее недоразвитие речи, подготовка к обучению грамоте, дошкольники с ОНР.

Annotation. This article outlines the results of an experimental study on how the children with general speech underdevelopment learn reading and writing. The main objective of the study was to examine what level of readiness to read and write the preschoolers with general speech underdevelopment have. The article analyses psychological and pedagogical conditions for such learning and outlines conclusions on the methods of corrective actions.

Keywords: logopedics, pedagogics, general speech underdevelopment, speech development, speech apparatus development in kids.

Введение. Современные общественные изменения в сфере экономики, экологии, культуры в нашей стране привели к необходимости модернизации образования, где одной из важных проблем в настоящее время является повышение числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы моторного, психического, а особенно речевого становления ребенка в настоящее время обнаруживаются уже в раннем и дошкольном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.