помощью пуговиц. Качество слов, а именно правильного произношения звуко-слоговой оболочки слова, улучшилось.
Результаты контрольного эксперимента показали следующие выводы. Выполнение задания после пройденного комплекса коррекционной работы с применением пуговичной терапии на уже известной системе классов слов А.К.Марковой выявило, что группа детей, которая занималась с пуговицами, справилась успешнее, чем группа детей, которые занимались по стандартной схеме. Также снизился процент нарушений в звукопроизношении, который был крайне повышен ранее, у детей II уровня ОНР частично ушли имеющиеся аграмматизмы в речи, у детей III уровня уменьшилось количество грамматических ошибок в речи.
Выводы. Таким образом, можно констатировать, что пуговичная терапия в составе традиционного занятия со старшим дошкольником, имеющим общее недоразвитие речи, приносит положительные результаты, благодаря особенностям пуговичной терапии (простота использования, наглядность, яркость, в какой-то степени необычность и т.п.).
С помощью пуговичной терапии:
1. Возможно повысить заинтересованность ребенка в занятии, привлечь его внимание и разбудить желание участвовать в коррекционной работе;
2. С помощью индивидуальных занятий с пуговичной терапией возможно поработать с поведением конкретного ребенка: более спокойному дать раскрыться, почувствовать себя уверенно, уделить ему необходимое внимание, более динамичному - направить энергию в нужное русло, успокоить;
3. В дидактических играх с применением пуговичной терапии гармонично и постепенно можно совершенствовать все языковые уровни, в нашем случае - фонетический (звуко-слоговая структура слова);
4. Применение пуговиц в играх может развивать мелкую моторику, внимательность, осторожность, усидчивость, тактильную чувствительность;
5. Пуговичную терапию возможно использовать по-разному: от изучения отдельного звука до составления текста, а также в работе над разными уровнями языка, над темпо-ритмической организацией речи. Можно применять как в работе с учителем-логопедом, так и дома под присмотром родителей.
Использование данного метода оказывает не только образовательный, но и в какой-то степени терапевтический, успокаивающий эффект.
Литература:
1. Жулина Е.В., Салахова А.Р. / Пуговичная терапия как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи. / Проблемы современного педагогического образования, 2018. № 60-4. с. 419-421.
2. Жулина Е.В., Салахова А.Р. / Сравнительное изучение особенностей звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и в норме / Проблемы современного педагогического образования, 2019. № 62-3. с. 80-82.
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. / Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
4. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1961
5. Филичевой Т.Б. / Логопедия. Теория и практика - М.: Эксмо, 2017. - 608 с.
6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. / Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.
7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. / Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2009. - 189 с.
8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. / Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); студентка 2 курса магистратуры Смольянинова Светлана Геннадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОТЕСТИРОВАНИЯ ПО МЕТОДУ ТОМАТИС В ДИАГНОСТИКЕ ДИСГРАФИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья содержит систему диагностики нарушений письменной речи младших. Целью данной статьи является разработка на основе использования современных инновационных технологий основных методов и приемов диагностики дисграфии. Авторами представлена логопедическая диагностика в сочетании с аудиотестированием по методу Томатис.
Ключевые слова: дисграфия, диагностика, фонематический слух, диагностика Томатис, младший школьник.
Annotation. The article contains a system of diagnostics of violations of written speech of the younger. The purpose of this article is to develop on the basis of use of modern innovative technologies, the basic methods and techniques of diagnosis of dysgraphia. The authors presented a logopedic diagnosis in combination with audiotutorial method Tomatis.
Keywords: dysgraphia, diagnosis, phonemic hearing, diagnosis Tomatis, a Junior high school student.
Введение. Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у многих детей обнаруживаются затруднения с письмом. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Очень важно как можно раньше выявить таких детей, определить основное направление коррекции для успешного обучения.
В данной статье авторы описывают практическое применение аудиотестирования по методу Томатис в сочетании с традиционными методами исследования нарушений письма младших школьников. Описываются критерии анализа полученных результатов для дальнейшего использования в логопедической коррекции.
Изложение основного материала статьи. Работа по выявлению преобладающего вида дисграфии началась с подборки детей. По результатам проверки тетрадей учеников вторых классов с контрольными работами по русскому языку, содержащие диктанты, списывания, словарные диктанты, при анализе специфических ошибок было выявленно, что у 62% учеников предполагается наличие дисграфии. Преимущественно работы содержат различные ошибки, характерные для смешанной формы дисграфии. В большинстве случаев (58%) присутствуют ошибки акустического свойства в виде: замены букв, которые связаны с неразличением фонем на слух (звонкие-глухие, твердые-мягкие), неправильное обозначение мягкости согласных, замена гласных, и даже в ударном положении. Таким образом для исследовательской работы были отобраны 29 учеников, которых объединяет между собой наличие компонентов акустической дисграфиив работах.
Далее на базе детского центра «Детство» было обследовано звукопроизношение с целью исключить артикуляторно-акустическую дисграфию, коррекция которой должна начинаться с исправления недостатков устной речи. По результатам данного обследования из экспериментальной группы было выведено 8 детей. У одного ребенка было заподозрено снижение физического слуха. Таким образом в эксперименте принимали участие 20 учеников вторых классов.. Так как была подобрана группа детей с преобладающей акустической дисграфией, в основе которой лежит нарушение фонематического восприятия было проведено исследование фонематического слуха путем использования 5 проб по методики Мазановой Е.В. в каждой пробе можно максимально набрать 20 баллов, итого по общей диагностике 100 баллов.
1. Проба воспроизведения слогов.
Прослушай и повтори слоги. При этом специалист закрывает лицо листом или встает за спиной ребенка и медленно проговаривает слоги.
ша — са — ша за — за — жа — за са — ца — сааши — асы — аши па — ба — пашва — шва — жва ча — тя — чакра — гра — кра ла — ла — расан — цан — цан Оценивание результатов:
- правильное и точное воспроизведение каждой пробы — 2 балла.
- выполнение пробы после повторного предъявления — 1 балл.
- неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения —0 баллов.
2. Проба воспроизведения слов. Послушай и повтори слова.
- софа — сова
- мишка — миска
- бочка — почка
- гости — кости
- том — дом — ком Оценивание результатов:
- правильное и точное воспроизведение каждой пробы — 4 балла.
- самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления — 2 балла.
- неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения — 0 баллов.
3. Проба воспроизведения предложений. Послушай и повтори предложения.
- Регулировщик регулирует движение.
- Мама расчесывает волосы перед зеркалом
- Водопроводчик чинит водопровод.
- Чистильщик чистит обувь. Оценивание результатов:
- правильное и точное воспроизведение каждой пробы — 5 баллов.
- самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления — 2,5 балла.
- неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения — 0 баллов.
4. Проба фонематических представлений.
Назови слова, которые начинаются со звука [о], [у], [а], [г], [с]. Оценивание результатов:
- правильный и точный подбор слов на каждую пробу — 4 балла.
- выполнение пробы с помощью логопеда — 2 балла.
- неверное выполнение пробы или отказ от выполнения — 0 баллов.
5. Проба фонематического анализа. Назови в словах все звуки по порядку. Кит - утка - мак - кошка - капуста Оценка результатов:
- правильное и точное воспроизведение каждой пробы — 4 балла.
- выполнение пробы с помощью логопеда — 2 балла.
- неверное выполнение пробы или отказ от выполнения — 0 баллов.
На 100 балов не справился никто. Максимальное количество баллов, которое набрали дети было 54. Самыми сложными оказалось второе и третье задание. Результаты были занесены в таблицу для констатирующего эксперимента.
Была проведена дополнительная диагностика путем написания диктанта, контрольного списывания рукописного и печатного текста для дальнейшего отслеживания максимально объективных результатов коррекционной работы. За основу были взяты тексты контрольных письменных заданий по методике Иншаковой О.Б.. Диктанты включают в себя звуки , близкие по звучанию. Тексты рекомендованы для использования Министерством образования и науки РФ.
Диктант.
Гроза. Стоит теплый летний день. По небу плывет большая туча. Вот ударил сильный гром. На землю упал и первые капли. Полил дождик. Куда бежать? Вася и Юля укрылись под навесом.
29 слов, 59 гласных, 82 согласных, 5 мягких знаков.
Списывание ( с печатного текста).
Ежик. Теплые лучи разбудили лес. От старой ели легла тень. Вылез тощий ежик.
Он стал искать пищу.
17 слов, 37 гласных, 47 согласных, 2 мягких знака.
Списывание (с рукописного текста).
Журавль. Жил на болоте журавль. Он построил избушку. Журавлю стал о скучно жить одному. Он позвал в гости цаплю.
18 слов, 39 гласных, 57 согласных, 2 мягких знака.
По ее результатам подтвердилось наличие смешанной дисграфии у 18 учеников с компонентами акустической дисграфии и в двух случаях ошибки носили чисто акустический характер.
Акустическая дисграфия, ее еще называют дисграфией на основе нарушений фонемного распознавания, основывается на неточности слуховой дифференциации звуков, при этом произношение не страдает. Поэтому в данном исследовании использовалась также диагностика с помощью аудиометра. И в дальнейшем при логопедической коррекции у половины детей будет использован метод аудиовокальных тренировок, как стимулирующий метод для развития фонематического восприятия. Результаты данной диагностики позволят отследить эффективность использования данной методики в логопедической коррекции дисграфий у младших школьников.
Альфред Томатис впервые указал на необходимость диагностики не только слухового восприятия, но и слушания в целом. Слушание зависит от хорошо функционирующих периферийных органов слуха и внешних раздражителей. Он разработал метод диагностики путем аудиотестирования воздушной и костной проводимости звука , позволяющее оценить примеры умственной деятельности, зависящие от процесса слухового восприятия, такие как:
- определение места, откуда идет звук;
- умение различать звуки;
- узнавание характерных звуков;
- умение распознавать одновременно несколько звуков;
- умение распознавать низкие звуки.
Для детального анализа процесса получения звуков извне различают три функции, необходимые для диагностики и логопедической терапии:
1. Восприятие звуков речи - состоит из восприятия активного и пассивного раздражителей (это базовая функция, хорошо известная как слух и слуховой анализатор); в результате возникают слуховые ощущения (также используется термин «физиологическое слуховое восприятие);
2. Расположение - возможность пространственной локализации источника звука, в частности место говорящего, эта функция позволяет смотреть на говорящего человека;
3. Выделение отличительных особенностей звуков речи (различение звуков речи).
В настоящее время аудиологическая диагностика основывается на нескольких тестах, позволяющих оценить конкретные процессы слухового восприятия.
1. Аудиальная диагностика проводится следующим образом: на ребенка одеваются воздушные наушники и он должен сообщить каким ухом он услышал звук путем поднятия соответственной руки. В наушники подается сигнал различной частоты поочередно начиная с небольшой интенсивности громкости -10дБ и увеличивая ее до момента, пока ребенок не услышит звук, затем переходим к другой частоте от 8000 до 125 Гц. Тест начинается с левого уха, затем сигналы подаются на правое ухо. Исходя из полученных данных выстраивается график по которому корректируется программа аудиотренировок. Данная диагностика позволяет увидеть способность воспринимать звуки разных частот и правильно находить источник звука. Так же данный тест позволяет предположить снижение слуха, но не являясь аудиометрией, не несет объективной оценке. При низких показателях слуха, тестируемый направляется к сурдологу для проверки слуха.
2. Аудиальная диагностика с фиксацией костной проводимости. Ребенку одеваются наушники костной проводимости. Специальный датчик устанавливается на сосцевидную кость позади уха сначала на левое ухо, затем на правое.. Далее ребенок так же как и на первом этапе дает знать когда и в каком ухе он слышит звук поднятием соответствующей руки. На этом тесте мы используем частоту от 4000 до 125Гц при начальной интенсивности звука 0дБ. Интенсивность должна быть скорректирована в зависимости от тестируемого. И выстраивается отдельный график. По результатам его можно оценить скорость усвоения слуховой информации. Так же это дает возможность скорректировать громкость костного датчика на период сессии, потому что чувствительность у каждого человека индивидуальна и невозможно задать громкость, гармоничную для уха специалиста.
3. Третий тест позволяет определить ведущее ухо. На ребенка одеваются наушники и он в микрофон рассказывает какую-либо историю. Специалист наблюдает, в какую сторону подтягивается уголок рта и увеличивает или уменьшает громкость в левом ухе. Таким образом, он получает информацию не только какое ведущее ухо, но и на сколько оно доминантно. Альфред Томатис обнаружил, что лучше воспринимают информацию « правоухие ». Дело в том, что правое ухо перекрестно связано с левым полушарием головного мозга, где и располагается центр речи. Если же доминирующим является левое ухо, то информация сначала поступает в правое полушарие, а уже затем в левое полушарие, и это требует значительно больше времени. При прохождении такого усложненного маршрута звуки искажаются, особенно звуки высоких частот. Метод
Томатис позволяет изменить доминирующее ухо левого на правое. Таким образом улучшить скорость обработки информации и уменьшить таким образом искажение звука.
4. Четвертый, последний, этап диагностики заключается в изучении способности правильно дифференцировать высокие и низкие звуки, тест на избирательность. В воздушные наушники подается сигнал разной частоты и ребенок должен распознать какой из них выше или ниже. Так же тестируется сначала левое ухо, затем правое. Эта способность напрямую связана с задачей диагностирования фонематического слуха, т. е. способность отличать акустически сходные звуки на слух. Данные, полученные от четвертого теста диагностики носят скорее информативный характер для сравнения результатов коррекции.
Для объективной оценки диагностики важно настроить тестируемого ребенка на то, что все его ответы правильные и ошибок быть не может. Тестирующий специалист должен быть уверен в каждом своем слове и очень внимателен к поведению ребенка.
Аудиотестирование по методы Томатис, так же подтвердил данную гипотезу. У 16 человек были выявлены ошибки при тестировании воздушной проводимости, что говорит о несформированной способности различать источник звука (локализацию). Т.е. при подаче звука в левое ухо на определеных частотах школьники слышали звук правых ухом и наоборот.
У 15 школьников было определено левое ведущее ухо. У 19 школьников было подтверждено аудиограммой нарушение фонематического восприятия путем исследования различения частот звуков Каждая фонема имеет свои уникальные частоты. Каждое произнесенное слово состоит из определенного набора гласных и согласных звуков - элементарных единиц - фонем.
В дальнейшей работе по коррекции дисграфии по мимо традиционных упражнений для половины детей (10 человек) будет проводится курс аудиовокальных тренировок методом Томатис на аппарате Рулисен. Курс логопедической работы расчитан на один учебный год. Курс по программе Рулисен так же расчитан на учебный год. Он состоит из трех сессий:
1. Основная, пассивная стадия терапия, рассчитана на 30 часов прослушивания включает в себя музыку и чередуя не фильтрованную музыку Моцарта, григорианское пение и низкий диапазон частот, остальные 15 часов фильтрованную музыку от 500 до 9000 Гц с повторением определенных частот в зависимости от результата теста. Используемая в этой сессии Григорианская музыка применяется исполняемая для успокоения и равномерного дыхания. Полоса частот отвечает за деятельность ушной раковины в процессе стимуляции. Эта сессия является подготовительной, и как бы настраивает наше ухо на правильное слушание.
2. Фонематическая сессия состоит из 15 часов активного повторения через микрофон за специалистом или диктором с использованием гарнитуры Forbrain для развития фонематического восприятия. Это сессия является терапевтической.
3. Сессия «Голос мамы» состоит из 16 часов специальной программы с фильтрованным голосом матери от 9000 Гц до 500Гц. Используемая отобранная музыка и записанный голос матери дает ребенку слуховой опыт, начиная с беременности, а затем, постепенно расширяя диапазон слуха для того, чтобы имитировать «родину слуха» ребенка. Внимание ребенка при этом, сосредоточенное на восприятии правым ухом, постепенно увеличивается.
Выводы. Таким образом, диагностика по методу Томатис с использованием аудиометра позволила нам оценить основу нарушения фонематического восприятия у каждого ребенка в отдельности. Одинаковые ошибки при написании диктанта или при списывании объясняются не точными дифференцировками фонем русского языка, которые имеют каждый свою основную частоту и изменчивые форманты, зависящие от характеристики голоса строения речевого аппарата, а также скоростью обработки и слуховой памятью. С помощью выстроенных графиков специалист сможет откорректировать содержание последних 15 часов основной сессии под каждого ребенка, для более эффективного развития процесса слушания. Кроме того, полученные результаты диагностики в конце коррекционной работы позволят наглядно оценить эффективность подобранной методики и влияние аудиовокальных тренировок Томатис на полученные результаты.
Литература:
1. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. / Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. — М.: В. Секачев, 2008. с. 71-90
2. Жулина Е.В., Смольянинова С.Г. / Проблема акустической дисграфии у младших школьников. / Проблемы современного педагогического образования, 2018. № 60-4. с. 160-163.
3. Жулина Е.В. Система логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников / Е.В. Жулина, О.М Аладьина. // Вестник Мининского университета. Проблемы современного педагогического образования. 2017. N0 55-8. С. 188-195.
4. Лукашенко М.Л. Дисграфия: исправление ошибок при письме [Электронный ресурс]: [практическая методика устранения недостатков правописания у школьников младших классов] / М.Л. Лукашенко, Н.Г. Свободина; рис. В. Романова. — М.: Эксмо, 2004 — 126. С. 29-31
5. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. с. 32-56
6. https://www.tomatis.eom/ru/issledovania-i-publikacii#research-142
Педагогика
УДК 376.37
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); магистрант Солнцева Татьяна Валерьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
Аннотация. Статья посвящена исследованию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. В статье рассмотрены результаты исследования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, по сравнению с детьми с нормативным речевым развитием.
Ключевые слова: комплексный подход, дизартрия, артикуляционный аппарат, логопедическая коррекция, речевое дыхание.
Annotation. The article is devoted to the study of sound reproduction in children of preschool age with dysarthria. The article deals with the results of the study of sound reproduction in children of preschool age with dysarthria, compared with children with normative speech development.
Keywords: complex approach, dysarthria, articulation apparatus, speech therapy correction, speech breathing.
Введение. В настоящее время одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, коррекция которой имеет важнейшее социальное и медико-педагогическое значение. Увеличивается количество детей, у которых речевое расстройство связано с органическим поражением центральной нервной системы. В основе данных нарушений, как отмечается многими исследователями, лежит одинаковый патогенетический механизм в виде задержки созревания различных отделов нервной системы. Общим признаком всех видов ДИЗАРТРИИ является нечеткое произношение многих звуков.
Дизартрия часто сочетается с другими речевыми расстройствами (общим недоразвитием речи, заиканием и др.). Данная речевая патология, проявляется в расстройствах просодического и фонетического компонентов речевой функциональной системы, и обусловлена недостаточностью иннервации речевого аппарата, вследствие органического поражения центральной и периферической нервной системы. У детей с дизартрией недостаточно сформированы произвольное внимание, зрительная память, навыки зрительно-двигательной координации.
Логопедическая работа при дизартрии многопланова, трудоемка, носит комплексный характер и требует проведения систематических коррекционных занятий с логопедом.
Изложение основного материала статьи. Опираясь на данные, полученные в ходе анализа литературы, можно заключить, что у дошкольников с дизартрией отмечаются разнообразны стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта. Кроме того, у детей выявляется как нарушение общей моторики, так и недостаточность тонких движений кистей и пальцев рук. В связи с этим был подготовлен и проведен констатирующий эксперимент, направленный на комплексную оценку параметров звуковой стороны речи, просодики и моторной базы речи детей с дизартрией. Исследование состояния звуковой стороны речи начиналось с изучения медицинской и педагогической документации на каждого ребенка. Дополнительные анамнестические сведения были получены из бесед с воспитателями. Исследование проводилось индивидуальным способом в несколько приемов. Все задания предлагались детям последовательно, в разные дни и утренние часы.
Комплексное исследование проводилось по следующим направлениям:
- исследование звукопроизношения,
- исследование речевого дыхания,
- исследование моторики артикуляционного аппарата,
- исследование мелкой моторики рук.
С помощью констатирующего эксперимента нами были получены данные об основных показателях нарушений звуковой стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
В констатирующем эксперименте были использованы следующие методики исследования: методика обследования звукопроизношения М.Ф. Фомичевой, Ф.Ф. Рау; методика обследования просодической стороны речи и моторной базы речи Е.Ф. Архиповой.
Экспериментальная методика, разработанная М.Ф. Фомичевой и Ф.Ф. Рау, позволила дать качественную оценку произношения звуков шести фонетических груш старшими дошкольниками с дизартрией:
• звонкие звуки: [Д], [Б], [В];
• свистящие согласны звуки: [С], [С'],[З], [З'],[Ц];
• шипящие согласные звуки [Ш], [Щ], [Ж], [Ч];
• сонорные звуки [Л], [Л'], [Р], [Р'], [j], [М], [Н];
• заднеязычны звуки [Х], [Х'], [Г], [Г'], [К], [К'];
• звуки [Т'], [Д'].
Анализ произношения звонких звуков испытуемыми показал, что все дети контрольной группы (100%) правильно произносят звуки данной группы. У детей с дизартрией отмечены особенности в произношении звонких звуков, самыми многочисленными нарушениями являются замена звуков: [Д] - 25%, [Б] ,[В] - 40%. Отмечено смешение! звуков: [Д] и [Б] - 5%, [В] - 10%, выявлено искажение звука [В] - 5%, [Д] и [Б] - 10%. Старшие дошкольники из экспериментальной группы правильно произносят звонкие звуки: [Д] - 60%, [Б] - 45%, [В] - 45%.
В группе свистящих согласных у детей экспериментальной группы преобладает искажение звуков [С], [С'], [З], [З'], [Ц] - 40%. В свободном речевом потоке наблюдается смешение звука [С] - 15%, [С'], [З] и